Научная статья на тему 'Памяти мастера. Памяти Анатолия Ивановича Кусякова (1945-2007)'

Памяти мастера. Памяти Анатолия Ивановича Кусякова (1945-2007) Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
261
38
Поделиться
Ключевые слова
А. И. КУСЯКОВ / КАФЕДРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / РОСТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / РОСТОВСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ / A. I. KUSYAKOV

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Показанник Елена Владимировна

Статья посвящена памяти композитора Анатолия Ивановича Кусякова, Народного артиста России, профессора кафедры народных инструментов Ростовской консерватории. Автором публикации прослежен жизненный и творческий путь мастера

To the memory of a master. To the memory of Anatoly Ivanovich Kusyakov (1945-2007)

The article is devoted to the memory of Anatoly Ivanovich Kusyakov, composer, People's Artist of Russia, Professor of Folk Instruments Department of Rostov Conservatoire. The author of the publication traces his course of life and creative way

Текст научной работы на тему «Памяти мастера. Памяти Анатолия Ивановича Кусякова (1945-2007)»

11 июля 2007 года на 63 году жизни скончался народный артист России, профессор кафедры народных инструментов Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова,

член Союза композиторов России Анатолий Иванович Кусяков

Анатолий Иванович Кусяков родился в г. Шуя Ивановской области 7 июня 1945 г., с 1946 г. жил в Воронеже. С 1967 по 1972 годы - студент класса профессора Б. И. Зейд-мана, затем профессора Л. П. Клиничева (кафедра теории музыки и композиции Ростовского государственного музыкально -педагогического института, ныне РГК им. С. В. Рахманинова). С 1972 г. член Союза композиторов СССР. В 1972-1974 г. обучался в очной ассистентуре-стажировке при Московской государственной консерватории им.

П.И.Чайковского в классе композиции профессора С. А.

Баласаняна, которую окончил с отличием. С 1974 по 2007 г. работал в РГМПИ на кафедре теории музыки и композиции (с 1985 г. - доцент, с 1990 г. - профессор) . В 1979 г. был назначен директором Ростовского училища искусств, с 1981 по 1988 г. возглавлял РГМПИ. А. Кусяков избирался заместителем председателя Правления Ростовской организации Союза композиторов России, 10 лет работал председателем Хорового общества Ростовской области, неоднократно избирался в руководящие органы Союза композиторов России, Хорового и Музыкального обществ СССР.

Е. Показанник ПАМЯТИ МАСТЕРА

11 июля на 63-м году жизни после тяжелой болезни скончался Анатолий Иванович Кусяков.

Ушел композитор, в значительной степени повлиявший на развитие отечественной музыкальной культуры, внесший в общую панораму художественной жизни России свои неповторимые краски. Голос А. Кусякова был слышен не только по всей России - по всему миру! Сочинения мастера знают, любят и исполняют в концертных залах европейских, азиатских и американских стран, Японии и Австралии уже на протяжении почти 30 лет. Но навсегда утрачена возможность общения с этим удивительным человеком: мудрым и достаточно замкнутым, деликатным и отстраненным от бытовой суеты, мягким и неприступным, знающим себе цену и ироничным (также по отношению к себе).

А. Кусякову не было нужды что-то доказывать, его творческая судьба сложилась очень благопри-

ятно. Являясь членом Союза композиторов СССР с 1972 года, он создал свыше 80 сочинений в самых различных жанрах: оперу, ораторию, симфонии, симфонические поэмы, концерты, кантаты, камерные ансамбли, музыку для русских народных инструментов, хоровые произведения, песни, музыку к театральным постановкам. Многие произведения А. Кусякова записаны в Фонд радио, на грампластинки и диски, изданы в России и Германии. Все созданные композитором сочинения были исполнены с неизменным успехом у публики, артистов и музыкальной критики, они звучали на съездах и пленумах союзов композиторов, в залах Московской и Ленинградской филармоний, во многих городах России и за рубежом.

Так, «Донская праздничная увертюра», впервые прозвучавшая в г. Горьком (оркестр Горьковской филармонии, дирижер - заслуженный деятель искусств РФ И. Гусман, 1973), стала на многие годы

«визитной карточкой» Ростовского симфонического оркестра. Широко известная на Дону симфоническая поэма «Атоммаш» открывала IV съезд Союза композиторов России (Москва, оркестр Московской филармонии, зал им. П. И. Чайковского, дирижер - заслуженный артист России В. Кожин, 1978)1. Концерт-симфония для скрипки с оркестром, удостоенная самых лестных отзывов С. Баласаняна, впервые прозвучала в Ленинграде (оркестр Ленинградской филармонии, зал им. Д. Шостаковича, дирижер - народный артист России А. Дмитриев, солист В. Жук, 1977). Симфония «Подвиг» была представлена Москве, в Концертном зале им П. И. Чайковского (дирижер - народный артист России С. Коган, 1986). В других городах России и Украины неоднократно исполнялись Концерт для оркестра, симфоническая поэма «Данко», кантаты «Встречный ветер» на стихи В. Та-таринова и «Без счастья и воли...» на стихи Н. Некрасова. Концерт для баяна с оркестром и Концерт для балалайки с оркестром - самые исполняемые симфонические произведения А. Кусякова - к настоящему моменту прозвучали более тридцати раз.

Камерно-инструментальные сочинения композитора оказались не менее востребованными. Помимо Сонаты для альта, впервые исполненной в Москве (1968) и получившей одобрение Д. Шостаковича, успехом у слушателей пользовались Струнный квартет № 1, Фортепианное трио, вокальный цикл «Уголки сердца» на стихи А. Ахматовой, песни. Отдельно следует сказать об особом направлении в творчестве композитора - музыке для баяна и балалайки, получившей всемирное признание. Более 20 произведений, написанных для этих инструментов, стали, без преувеличения, лучшей частью оригинального репертуара современных исполнителей.

Творческие достижения композитора нашли подтверждение и в официальных регалиях. За свой почти сорокалетний композиторский стаж он получил множество званий, наград и премий: народный артист России, кавалер Ордена «Знак почета», лауреат премии Союза композиторов России им. Д. Д. Шостаковича, профессор, победитель Всесоюзного конкурса композиторов и семи творческих конкурсов Ростовской области, обладатель Диплома Ростовской областной администрации

1 За эту поэму автор был удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса композиторов (1977).

«Человек года - 2002», Диплома и Почетной премии Международной конфедерации аккордеонистов (С1А) «За выдающийся вклад в международное аккордеонное движение» (2003), «Серебряного диска» - высшей награды Международного фестиваля «Баян и баянисты» и т. д.

Последние две награды - отражение той творческой направленности, которой А. Кусяков придерживался с середины 1970-х. Уже будучи сформировавшимся, получившим признание компози-тором-симфонистом, он не побоялся пойти но новому, неизведанному пути - пути сочинения академической музыки для баяна и балалайки. И в этом поиске он достиг поистине удивительных высот, стал лидером, определявшим направление и интенсивность развития репертуара этих инструментов. Его сочинения постоянно звучат в концертных и конкурсных программах, почти ежегодно становятся обязательными для исполнения на конкурсах самого высокого ранга, исполняются лучшими баянистами, аккордеонистами и балалаечниками всего мира.

Не обошел А. Кусяков стороной и другую, административную, стезю: уже в 1979 году, через четыре года после блестящего окончания ассистентуры-стажировки при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского в классе композиции профессора С. А. Баласаняна, он был назначен директором Ростовского училища искусств, а с 1981 года возглавил Ростовский государственный музыкально-педагогический институт (который сам закончил лишь десять лет назад!). Не меньше времени им уделялось и общественной деятельности: А. Кусяков трижды избирался заместителем председателя Правления Ростовской организации Союза композиторов России, 10 лет работал Председателем Хорового общества Ростовской области, неоднократно избирался в руководящие органы Союза композиторов России, Хорового и Музыкального обществ СССР.

Уход с поста ректора и отказ от общественных должностей был осознанным и единственно верным решением: слишком много драгоценного времени, которое можно и должно было отдавать лишь музыке, тратилось на администрирование. В результате с 1988 года композитор посвятил себя двум важнейшим направлениям - творчеству и воспитанию учеников (многие из них сегодня -известные композиторы: Г. Толстенко, Ю. Машин,

В. Шишин, В. Черников, С. Халаимов, А. Летунов).

Что же касается самой музыки, созданной А. Кусяковым, то, конечно, судить о ней нужно не по многочисленным научным статьям, книгам и журнальным публикациям, ей посвященным. Самые высокие слова будут лишь тенью, бледным отражением того удивительного музыкального мира, который постепенно прорисовывался, вырастал из-под пера композитора на протяжении всей его жизни. К сожалению, многие детали, возможно лучшие, самые неожиданные, глубокие и неординарные, остались невыписанными. Сочинения последних лет столь значительно отличались от предыдущих, что все ценители творчества композитора постоянно находились в предвкушении: что же еще найдет он, на какую новую ступень поднимется сам, подтянув за собой и нас?

Подтверждением заслуг А. И. Кусякова стала подготовка книги о его баянной и балалаечной музыке. Потребность в таком издании назрела очень давно, и лишь сложность охвата значительного по объему и глубине музыкального материала останавливала исследователей. К написанию статей для книги были привлечены лучшие музыковеды и

преподаватели Ростовской консерватории: А. М. Цу-кер, Т. В. Франтова, А. В. Крылова, И. М. Шабунова, Т. С. Рудиченко, Л. В. Варавина. К несчастью, Анатолий Иванович не дождался публикации книги, успев прочитать лишь рукописные варианты большинства статей.

До последних дней Анатолий Иванович был полон планов, идей, сокрушался, что не может записать то, что уже жило в нем. Теперь его музыка будет жить своей самостоятельной, счастливой и гораздо более долгой жизнью, чем было отпущено Мастеру, ее сотворившему. Уход А. И. Кусякова подтвердил: осознание того, что ты живешь рядом с великим творцом, приходит слишком поздно. Слишком поздно... Сколько искренних слов, полных боли и преклонения перед его талантом, звучало на панихиде, в телеграммах-соболезнованиях, пришедших со всех концов России и мира, в более тесном кругу коллег и друзей. Эти слова Анатолию Ивановичу уже не дано услышать здесь, на этой земле. Но они важны для нас - тех, кто будет слушать и играть его музыку многие годы и десятилетия спустя. Большое видится на расстоянии.