Научная статья на тему 'Памяти массимо Розати (1969-2014)'

Памяти массимо Розати (1969-2014) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССИМО РОЗАТИ / MASSIMO ROSATI / POST-SECULARITY / ПОСТСЕКУЛЯРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Штекль Кристина

Это небольшой некролог, посвященный памяти Массимо Розати, который покинул нас в январе 2014 года. Текст представляет собой краткий обзор основных научных проектов Массимо (например, концепция постсекулярности и посткемалистская Турция в качестве «формирующегося постсекулярного общества»), равно как и его институциональных проектов (например, Центр по изучению и документированию религиозных и политических институтов в постсекулярных обществах при Университете Тор Вергата, Рим, Италия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Memory of Massimo Rosati (1969-2014)

This is a small obituary devoted to the memory of Massimo Rosati, who passed away in January 2014. The text offers an overview of Rosati’s research projects f. e. the concept of post-secularity and post-Kemalist Turkey as a «postsecular society in the making» as well as his institutional activities f. e. Center for the Study and Documentation of Religion and Political Institutions in Post-Secular Societies at University of Rome Tor Vergata (Italy).

Текст научной работы на тему «Памяти массимо Розати (1969-2014)»

In memoriam

ÊS

Кристина Штекль

Памяти Массимо Розати (1969—2014)

Kristina Stoeckl

In Memory of Massimo Rosati (1969-2014)

Kristina Stoeckl -APART [Austrian Program for Advanced Research and Technology], Fellow of the Austrian Academy of Sciences at the University of Vienna, Department of Political Sciences (Vienna, Austria). kristina.stoeckl@eui.eu

This is a small obituary devoted to the memory of Massimo Rosati, who passed away in January 2014. The text offers an overview of Rosati's research projects — f. e. the concept of post-secularity and post-Kemalist Turkey as a «postsecular society in the making» — as well as his institutional activities — f. e. Center for the Study and Documentation of Religion and Political Institutions in Post-Secular Societies at University of Rome Tor Vergata (Italy).

Keywords: Massimo Rosati, post-secularity.

МАССИМО Розати ушел от нас слишком рано. Я познакомилась с ним всего четыре года назад, когда стала работать в римском Университете Тор Вергата в качестве временного сотрудника. Наше рабочее взаимодействие вскоре переросло в дружбу, а научные интересы совпали почти естественным образом (интерес Массимо к «формированию пост-секулярного общества» в посткемалистской Турции и мой интерес к постсоветской России). Массимо возглавлял несколько конкретных проектов, благодаря которым, как я теперь вижу, пре-

бывание в Тор Вергата в научно-исследовательском отношении стало для меня самым продуктивным временем. После основания Центра по изучению и документированию религиозных и политических институтов в постсекулярных обществах мы работали очень плотно: создание книжной серии Modernita Postsecolare («Постсекулярная современность»); поиск финансовых средств; семинары (в 2012 году мы опубликовали материалы одного из семинаров на тему «Множественные современности в постсекулярных обществах»); лекции; новый проект, посвященный религиозному присутствию в итальянских пенитенциарных учреждениях (вместе с Валерией Фабретти); изматывающие нервы дискуссии с начальством и затем — воодушевляющие разговоры друг с другом, в ходе которых мы напоминали самим себе, зачем мы все это делаем. Все время, пока я знала Массимо, не было и недели (кроме праздников и отпусков), когда бы мы не общались по телефону или электронной почте, обсуждая наши дела и планы, связанные с Центром исследований постсекулярных обществ (CSPS).

Помимо деятельности в рамках Центра, которая была основным предметом нашего сотрудничества, Массимо работал в самых разных направлениях. Он готовил к печати свою книгу The Making of Post-Secular Society. The Turkish Laboratory («Формирование постсекулярного общества. Турецкая лаборатория»), которая представляет собой шаг вперед в научно-исследовательской работе Массимо, посвященной изучению Дюркгейма, с одной стороны, и Хабермаса — с другой. Массимо находился под сильным влиянием Дюркгейма. Он перевел на итальянский язык «Элементарные формы религиозной жизни» (2005; второе издание — 2013) и предложил оригинальную трактовку Дюркгейма в работе Solidarieta e sacro («Солидарность и священное», 2002). Вместе с Уильямом Пикерингом (W.S.F.Pickering) он подготовил антологию Suffering and Evil. The Durkheimian Legacy («Страдание и зло. Наследие Дюркгейма», 2008), а также издал свою книгу Ritual and the Sacred. A Neo-Durkheimian Analysis of Politics, Religion and the Self («Обряд и священное. Нео-дюркгеймиан-ский анализ политики, религии и Я», 2009). Одновременно он находился в критическом интеллектуальном диалоге с Юрге-ном Хабермасом, начало которому положила его первая диссертация, посвященная хабермасовской теории коммуникативного действия (1993, опубликована в 1994). Массимо был убежден в необходимости снабжать теоретические дискуссии результатами эмпирического анализа. Он с симпатией, хотя одновременно

IN MEMORIAM

критически наблюдал религиозные процессы в посткемалистской Турции и в работе «Формирование постсекулярного общества» соединил свой нео-дюркгеймианский подход к религии с критическим переосмыслением хабермасовского понятия постсекулярного. Я многим обязана концептуальному и методологическому подходу Розати и уверена, что в будущем он окажет влияние и на других исследователей.

Другая сторона профессиональной деятельности Массимо Розати — институционально-официальная. После получения докторской степени в Университете Флоренции в 1998 году он стал преподавателем в Университете Перуджи, а вскоре, в возрасте тридцати пяти лет, в Университете Салерно. В Салерно он преподавал социологию чуть больше трех лет, а затем, в 2008 году, перешел в римский Университет Тор Вергата, где он заслужил репутацию очень квалифицированного преподавателя социологии и научного руководителя многих соискателей степеней MA и PhD. Два месяца назад, в декабре 2013 года, он стал самым молодым в Италии полным профессором социологии (согласно новым правилам). Он был таким специалистом, который умело, с терпением, но также и с необходимой долей иронии совершал плавание в итальянских академических водах со всеми их разнонаправленными течениями. Я восхищалась этой его способностью. Он был примером для целого поколения молодых ученых.

Массимо Розати был активным членом редколлегий нескольких социологических журналов и участником тех сетевых проектов, в которые сегодня, во времена возрастающей бюрократизации и сопровождающей ее одержимости сроками и графиками, перекочевали те, кто озабочен миссией университета. Это постоянный семинар Gallarate-Cortona, посвященный критической теории, Urbino-group и коллоквиум Philosophy & Society в Италии; ежегодная пражская конференция Philosophy and Social Science; стамбульские семинары ResetDoC; различные центры изучения Дюркгейма (особенно в Великобритании и Бразилии); Фонд Гранта Динка (Hrant Dink Foundation) в Турции; Центр критической теории религии (Center for Critical Theory of Religion). В ноябре 2013 года Розати снова был назначен директором Римского центра еврейских исследований (Roman Center for Jewish Studies — CERSE). Его роль публичного интеллектуала и влияние на культурную жизнь Италии хорошо видны на страницах его блога Living Together, Differently («Жить вместе — по-разному») на веб-сайте Reset (http://www.reset.it/blog/author/rosati),

где он размещал посты, касающиеся памяти, постсекуляризма, преодоления межкультурных и межрелигиозных разделений. Его последний пост посвящен размышлениям о ритуале и воспоминании; он датирован двадцать седьмым января — это Международный день памяти жертв Холокоста. Через три дня его не стало.

Массимо Розати покинул нас слишком рано. Его преданность своей семье, его удивительная работоспособность, его заботливое отношение к друзьям, его способность превращать свою интеллектуальную и человеческую любознательность в замечательные научные результаты — все это безжалостно и резко прервалось из-за неожиданного ухудшения его здоровья. Никогда не думала, что мне придется писать такие слова.

Массимо — с величайшим уважением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.