Хроника
ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ИВАНОВИЧА АБАЛКИНА (1930-2011)
2 мая 2011 г. скончался выдающийся ученый-экономист, специалист в области методологии экономической науки, проблем экономической политики и хозяйственного механизма, действительный член Российской академии наук Леонид Иванович Абалкин.
Л. И. Абалкин — автор более 800 печатных работ, в том числе 15 индивидуальных монографий, многие из которых переведены на английский, французский, немецкий, испанский, японский, китайский и другие языки.
Леонид Иванович окончил Московский государственный экономический институт (ныне Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова) и до поступления в 1958 г. в аспирантуру преподавал финансы, статистику и политическую экономию в Калининградском сельскохозяйственном техникуме. Здесь он выбрал себе судьбу ученого и главный жизненный интерес — политическую экономию.
В аспирантуре Московского государственного экономического института Леонид Иванович прошел все ступени педагогической работы — от ассистента кафедры политической экономии до ее заведующего, блестяще защитив кандидатскую (1962 г.) и докторскую (1970 г.) диссертации.
Возглавив кафедру политической экономии экономического факультета Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, Леонид Иванович, относительно молодой заведующий, бережно поддерживал и развивал существовавший на ней академический дух, пришедший из более ранней эпохи. Он был хранителем этого духа, неизменно сдержанный, корректный и доброжелательный.
В 1969 г. Леонид Иванович так ответил на вопросы анкеты, предложенной в Институте экономики АН СССР нескольким молодым, но уже известным политэкономам: «Нужно быть смелым, смотреть правде в глаза, не останавливаясь в поисках истины перед научными авторитетами. Истина, и только истина, должна быть высшим мерилом в научной работе. Так я понимаю научную принципиальность»1. И это не было «дежурной фразой». В разгар косыгинских реформ он не был самым ярким рыночником, но когда «рыночников» после событий 1968 г. в Чехословакии начали планомерно «давить», он не только не ушел в тень, но встал на их защиту, рискуя сам «попасть на карандаш» вышестоящих органов.
И во времена «брежневского застоя», застоя не только в экономике, но и в науке, Леонид Иванович твердо отстаивал научную этику и принципиальность, указывая на «ошибочное смешение общественных наук и официальной идеологии. Однако они никогда и нигде, в том числе в нашей истории, не совпадали. Другое дело, что многие серьезные ученые были вынуждены молчать или излагать свои взгляды в закрытых служебных записках, неизвестных общественности... Поле гуманитарных исследований сокращалось, но биение научной мысли не останавливалось. Если же говорить об ученых-приспособленцах, то в любой системе властвующая структура всегда
1 Кузнецова Т. Е. Экономист российской школы. М.: Наука, 2000. С. 67.
пэ _______________________ П. А. Минакир, Д. Е. Сорокин
№ 2 2011
найдет достаточное количество людей с высокими степенями и званиями, готовых оправдывать и «обосновывать» проводимый курс. Об этом приходится говорить с глубоким сожалением, но такова реальность»1.
В 1976 г. Леонид Иванович Абалкин перешел на работу в Академию общественных наук при ЦК КПСС (в настоящее время — Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации), где также возглавил кафедру политической экономии. В 1970—1080-е гг. он активно занимался поиском и исследованиями новых проблем в политэкономии социализма, в том числе особых организационных экономических отношений, проблем хозяйственного механизма, экономических интересов при социализме, различий интересов общества, предприятия и личности, роли субъективного фактора в социалистической экономике, проблемы выделения конечных народнохозяйственных результатов и ориентации социалистической экономики на потребности человека. Все эти исследования в определенной мере работали на будущую «перестройку».
Научные заслуги Леонида Ивановича Абалкина были высоко оценены академическим научным сообществом, которое избирает его (1984 г.) членом-корреспонден-том АН СССР.
В 1986 г. Л. И. Абалкин стал директором Института экономики АН СССР (впоследствии Институт экономики РАН). В 1987 г. он был избран действительным членом АН СССР. Начавшаяся «перестройка» потребовала не только в определенной степени пересмотра позиций в науке и хозяйственной практике, но и личного участия наиболее активных и интеллектуально содержательных лидеров. Именно таковым был Леонид Иванович.
В 1987 г. вышла в свет его книга «Новый тип экономического мышления»2, которая привлекла к автору внимание широких общественных кругов. Это внимание значительно усилилось после его выступления на XIX Всесоюзной конференции КПСС, в котором он поставил вопрос: «В состоянии ли мы, сохраняя советскую организацию общества и однопартийную систему, обеспечить демократическую организацию общественной жизни?»3
Вскоре судьба дала Леониду Ивановичу шанс предложить обществу свою версию ответа на этот вопрос — в июле 1989 г. он становится заместителем Председателя Совета министров СССР — Председателем государственной комиссии по экономической реформе. На этом посту он весь свой огромный потенциал организатора, исследователя, мыслителя поставил на службу мучительно перерождавшегося общественно-экономического механизма. Оставаясь директором Института экономики РАН, Леонид Иванович многое сделал для того, чтобы вовлечь в практическую работу над перестройкой экономических и общественных отношений и сам институт, и экономическую академическую науку того времени. И наряду с другими блестящими учеными-экономистами той эпохи (академиками А. Г. Аганбегяном, С. С. Шаталиным, Н. Я. Петраковым, Т. И. Заславской, О. Т. Богомоловым, Ю. В. Яременко) Леонид Иванович сделал беспрецедентно много для перевода народного хозяйства и экономических отношений на новые рельсы, не разрушая одновременно рациональных основ того, что уже было создано. Огромен его вклад в реализацию основных принципов радикальной экономической реформы, направленной на становление социально ориентированной рыночной экономики. По его инициативе и при непосредственном участии были приняты законы «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации», «О банковской деятельности»; созданы первые акционер-
1 Кузнецова Т. Е. Экономист российской школы. М.: Наука, 2000. С. 108.
2 Абалкин Л. И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987.
3 Кузнецова Т. Е. Экономист российской школы. М.: Наука, 2000. С. 41.
ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ИВАНОВИЧА АБАЛКИНА (1930-2011) ПЭ
№ 2 2011
ные общества и корпорации — «КамАЗ», «Газпром», «Норильский никель», первые коммерческие негосударственные банки.
Но политические амбиции, общественные предрассудки, накопившееся раздражение и иллюзия близкого чуда неотвратимо влекли страну в бездну иррациональных экспериментов, не оставляя ни времени, ни пространства для маневра. Наступило время политических революций. А экономические реформы, тем более лежащие в их основе теоретические идеи и конструкции, превратились из инструмента тонкой настройки общественно-экономического механизма в рычаг для политического переворота и передела собственности.
В январе 1991 г. Леонид Иванович Абалкин вышел из состава правительства, сосредоточившись на научной деятельности.
Четырежды Леонид Иванович избирался директором Института экономики РАН. С 2005 г. он перешел на должность научного руководителя института. И все эти годы он продолжал интенсивные научные исследования в области методологии экономической науки, экономической политики, результаты которых снискали признание в мировом научном сообществе. С именем Леонида Ивановича Абалкина связано появление новых перспективных направлений экономической науки, восстановление традиций российской школы экономической мысли.
Многие годы он являлся главным редактором журнала «Вопросы экономики», во многом обеспечив превращение журнала в наиболее авторитетное российское периодическое экономическое издание.
Леонид Иванович никогда не ограничивался кабинетной работой, осуществляя большой объем общественной и научно-организационной деятельности в качестве члена Президиума Российской академии наук (1988—1990 гг.), вице-президента Вольного экономического общества России, президента Международного фонда им. Н. Н. Кондратьева, вице-президента Международного союза экономистов, члена научного общества «Философско-экономическое научное собрание».
Научная, государственная и общественная деятельность Леонида Ивановича Абалкина отмечена правительственными наградами — орденами Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Знак Почета», медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда», вьетнамской медалью «Дружба», а также общественными наградами — орденами «Слава России», Петра Великого I степени, «За усердие во благо Отечества» III степени, медалью им. С. И. Вавилова, именной медалью «За вклад в развитие предпринимательства», Большой золотой медалью ВЭО России, именной медалью «2000 выдающихся людей XX столетия» (Кембридж).
Беззаветное служение научной истине и Отечеству — всегда было сутью жизненной позиции академика Л. И. Абалкина.
Смерть Леонида Ивановича Абалкина — невосполнимая потеря для его близких, друзей, коллег и всего российского экономического сообщества. Память о нем сохранится в сердцах его друзей и коллег как яркий пример верности выбранным идеалам, нравственный ориентир для следующих поколений российских ученых.
П. А. Минакир, А. Е. Сорокин