Научная статья на тему 'Памяти коллеги и друга: игорь Ефимович Никонов (1930-2010)'

Памяти коллеги и друга: игорь Ефимович Никонов (1930-2010) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти коллеги и друга: игорь Ефимович Никонов (1930-2010)»

ПАМЯТИ КОЛЛЕГИ И ДРУГА:

ИГОРЬ ЕФИМОВИЧ НИКОНОВ (1930-2010)

25 сентября 2010 г. не стало Игоря Ефимовича Никонова...

Игорь Ефимович более 30 лет плодотворно проработал в нашем университете в качестве доцента кафедры всеобщей истории - системообразующей кафедры историко-филологического факультета, а затем одной из ведущих кафедр факультета гуманитарных и социальных наук.

Годы работы Игоря Ефимовича на кафедре пришлись на время становления исторического образования в университете и самой кафедры как его основы и затем постепенного превращения ее в заметный и занимающий свое особое место в вузовском мире Москвы научно-преподавательский центр. Это определялось сложностью стоящих научно-педагогических задач, многообразием учебных программ и, прежде всего, сложившимся высококвалифицированным преподавательским коллективом, в том числе обеспечивающим живую связь с академической наукой.

Кафедра всеобщей истории, согласно целям создания университета, вобрала в себя преподавание мировой истории во всей полноте хронологического и историко-географического охвата, имея в виду не только традиционную ориентацию на историю Европы и Северной Америки, но и трехконтинентальную тематику истории стран Азии, Африки и Латинской Америки, что определяло специфику учебных программ и требовало новых методических приемов работы в многонациональной иностранной аудитории, имеющей разный уровень предвузовской подготовки. Владение русским языком студентами-иностранцами, особенно на первых курсах, оставляло желать лучшего, а иностранцы составляли тогда основную часть студенчества нашего университета. Использовать имеющиеся учебные материалы в этих условиях было непродуктивно, а иногда и невозможно. Перед преподавателями стояла сложнейшая задача: адаптировать содержание лекционных курсов, учебников и учебных пособий под специфику аудитории, добиваясь доступности их усвоения и в то же время не допуская снижения уровня образования отечественных студентов.

Игорь Ефимович Никонов преподавал на первом курсе археологию, историю Древнего Рима и вел археологическую практику. Он активно включился в работу кафедры, имея уже значительный опыт археологических экспедиций в разных районах нашей страны, а также в Индии, Бирме, на Цейлоне и преподавания в МГПИ им. Ленина.

Археология была его страстью, а педагогический труд - жизненным призванием. Игорь Ефимович участвовал в создании новых программ, лек-

ционных курсов, учебных пособий. Им были подготовлены учебные программы по археологии и археологической практике, учебные пособия по характеристике разных археологических эпох, древним культурам Южной и Восточной Африки, доколумбовой Америки. Он был инициатором и участником создания ориентированных на конкретную иностранную аудиторию учебных пособий в виде лексических минимумов по разным историческим дисциплинам и других учебных и научно-популярных материалов по истории России и истории Москвы.

Как преподаватель Игорь Ефимович прежде всего ставил задачу пробудить интерес к изучаемому предмету. Он чутко ощущал наличие у студента такого интереса, старался зажечь, привить вкус к самому процессу познания, к работе с книгой, с историческим артефактом. Он искренне огорчался, когда встречался со студенческим равнодушием к науке, что все чаще бывает в наши дни.

Совершенно особое место в работе кафедры и жизни студенчества получила археологическая практика, организованная Игорем Ефимовичем со знанием дела и любовью как в виде участия студентов в археологических раскопках, проводимых в наиболее интересных местах Москвы, так и в форме полевых экспедиций. Увлеченность преподавателя передавалась и ученикам. Археологическая практика давала счастье реальных открытий, непосредственной работы с найденными в ходе собственных археологических раскопок историческими источниками, возможность их анализа, что затем воплощалось в научные студенческие работы. На базе археологических находок, полученных во время археологической практики, а их были сотни, на факультете был создан под руководством И.Е. Никонова археологический музей.

На кафедре постоянно работал археологический кружок, в котором объединились наиболее способные, любознательные и энергичные студенты. Интереснейшей стороной его деятельности были постоянные ежемесячные экскурсионные поездки по наиболее значимым и интересным историческим местам Москвы, Подмосковья, городов Золотого кольца и шире -Центральной России. Энтузиазм и бескорыстное истинное служение делу образования и воспитания молодежи лежали в основе этой работы, освещенной глубокой любовью Игоря Ефимовича к России и ее культуре, знанием ее истории.

В особой атмосфере археологической практики и работы археологического кружка складывался дружный интернациональный студенческий коллектив, что благотворно влияло на результативность нашего общего дела.

Многогранный высококвалифицированный плодотворный труд Игоря Ефимовича на кафедре снискал ему уважение и дружеское расположение коллег, любовь и благодарность учеников.

К сожалению, жизненные обстоятельства вынудили Игоря Ефимовича изменить место работы. С его уходом из Университета дружбы народов кафедра всеобщей истории лишилась талантливого преподавателя - энту-

зиаста своего дела, преподавание археологии и археологическая практика приобрели иные черты, а в деятельности кафедры был упущен целый пласт работы по историко-патриотическому и культурно-просветительному воспитанию студентов, организатором и душой которой был И. Е. Никонов.

Кончина Игоря Ефимовича отразилась болью в сердцах тех, кто его знал, был с ним дружен, вместе работал и у него учился. Человек широких знаний и интересов, яркого педагогического таланта, твердых убеждений, определенных этических и эстетических воззрений, глубокого патриотического чувства - таким останется Игорь Ефимович Никонов в памяти своих друзей, коллег и многочисленных учеников, которые ныне успешно трудятся во многих странах мира.

Н.С. Елманова,

кандидат исторических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.