Научная статья на тему 'Памяти Клода Леви-Строса (28. 11. 1908 - 31. 10. 2009)'

Памяти Клода Леви-Строса (28. 11. 1908 - 31. 10. 2009) Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
68
21
Поделиться
Ключевые слова
КЛОД ЛЕВИ-СТРОС / CLAUDE LéVI-STRAUSS / АНТРОПОЛОГИЯ / ANTHROPOLOGY / ЭТНОЛОГИЯ / ETHNOLOGY / ФРАНЦУЗСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ / FRENCH STRUCTURALISM / СТРУКТУРАЛЬНЫЙ МЕТОД / STRUCTURAL METHOD / АНАЛИЗ МИФОВ / MYTH ANALYSIS / КОНЦЕПЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / CONCEPTION OF MYTHOLOGICAL THOUGHT

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Островский Александр Борисович

В статье (некрологе) прослеживаются основные этапы, вехи жизненного пути великого ученого, дается краткий очерк его методологического, теоретического вклада в антропологическую науку и его научно-организаторской деятельности по развитию антропологических исследований во Франции. Охарактеризованы культурологические воззрения Леви-Строса, а также созданный им структуральный метод анализа фактов традиционной бесписьменной культуры и его концепция мифологического мышления. Специальное внимание в статье уделено своеобразию рецепции идей Леви-Строса в России.

In Memory of Claude Lévi-Strauss (28.11.1908-31.10.2009)

This article (obituary) traces the fundamental phases and landmarks of the life of this great scientist, and briefly sketches his methodological and theoretical contribution to anthropological study and his scientifically-organised work on the development of anthropological research in France. Lévi-Strauss' culturological ideas are described, as well as his structural method for analysing the facts of traditional oral culture and his conception of mythological thought. Special attention is paid to the peculiar reception of Lévi-Strauss' ideas in Russia.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Памяти Клода Леви-Строса (28. 11. 1908 - 31. 10. 2009)»

Памяти Клода Леви-Строса (28.11.1908 — 31.10.2009)

Мировая антропологическая наука понесла невосполнимую утрату: в Париже в ночь с 31 октября на 1 ноября на 101-м году жизни скончался выдающийся классик этнологии XX в. Клод Леви-Строс. Методологические и теоретические достижения исследователя, прожившего долгую жизнь, на протяжении периода с середины XX до начала XXI вв. не утрачивали своей интеллектуальной мощи и оригинальности, оказывая стимулирующее воздействие на гуманитарные и социальные науки во многих странах, в том числе в России.

Клод Леви-Строс родился 28 ноября 1908 г. в еврейской семье, временно проживавшей тогда в Брюсселе. Вскоре его родители вернулись во Францию, и его детство и отрочество прошли в Париже и Версале. Образование он получил в Лицее Кондорсе, затем в Сорбонне, где изучал философию и социальные науки. В 1935—1938 гг. Леви-Строс преподавал социологию в г. Сан-Паулу (Бразилия), во вновь созданном при участии французской профессуры университете. По окончании первого учебного года, во

Александр Борисович Островский

Российский

этнографический музей,

Санкт-Петербург

ost-alex@yandex.ru

время отпуска, Леви-Строс отправился в этнографическую экспедицию к племенам кадувео и бороро: так были получены первые полевые впечатления. Собранную коллекцию — орудия охоты, утварь, предметы декоративного гончарства, украшения из перьев — он представил в Париже на устроенной им выставке. Коллекция вызвала исключительный интерес, и Леви-Строс получил финансовую поддержку от Музея человека и Национального центра научных исследований для проведения новой этнографической экспедиции. Пребывание среди племен намбиквара, мунде и тупи-кавахиб заняло более года, и столько же времени потребовалось ученому для одной лишь атрибуции собранных во время этой экспедиции предметов (около полутора тысяч), которые он передал в 1939 г. в Музей человека.

В 1941 г., когда Франция была оккупирована гитлеровскими войсками, Леви-Строс выехал в США по приглашению фонда Рокфеллера, развернувшего программу спасения европейских интеллектуалов (сказалось внимание к вышедшим в то время его статьям, проявленное со стороны этнологов США). В Нью-Йорке он читал лекционные курсы по социологии и этнологии. Там же зародилась его многолетняя дружба с Р.О. Якобсоном. Под влиянием идей Якобсона, а также другого выдающегося представителя русской школы структурной лингвистики, Н.С. Трубецкого, в 1940-х — начале 1950-х гг. происходило стремительное становление леви-стросовской методологической концепции. Определенную роль в созревании исследователя сыграло общение с американскими антропологами, имевшими значительный полевой опыт.

После войны в течение нескольких лет Леви-Строс оставался в США, выполняя во французском посольстве обязанности советника по культуре. Основной материал для подготовки его первой крупной работы «Элементарные структуры родства» был почерпнут в Американской Национальной библиотеке. Этот труд был завершен в Нью-Йорке в 1947 г., а затем представлен в качестве докторской диссертации и опубликован во Франции в 1949 г.

По возвращении в Париж Леви-Строс сначала руководил одним из направлений в Национальном центре научных исследований, позднее получил должность заместителя директора по этнологии в Музее человека. В 1950-х гг. он занимался и преподавательской деятельностью — вплоть до конца 1959 г. заведовал кафедрой религий бесписьменных народов в Школе высших исследований. В этот же период было опубликовано его культурологическое исследование «Раса и история», выполненное по заказу ЮНЕСКО, а также ряд статей, вошедших

позднее в «Структурную антропологию» (1958), в том числе «Структура мифов» (1955), где Леви-Строс впервые изложил созданный им метод выявления внутренней логики мифов.

В послевоенные годы обнаружился не только исследовательский, но и организаторский потенциал ученого, хотя в полную силу оба эти аспекта его деятельности реализовались позднее, в 1960—1982 гг., в период работы в Коллеж де Франс. В январе 1960 г. Леви-Строс приступил к заведованию кафедрой социальной антропологии, воссозданной для изучения бесписьменных обществ (на основе существовавшей в начале XX в. кафедры социологии, которую тогда возглавлял М. Мосс, ученик Э. Дюркгейма). Изменение в названии кафедры знаменовало собой признание того, что «Структурная антропология» Леви-Строса стала основой для новой научно-учебной специальности.

В том же 1960 г. на базе Коллеж де Франс была создана Лаборатория социальной антропологии, руководимая Леви-Стросом в течение последующих двадцати двух лет. Тогда же начал выходить в свет академический журнал социальной антропологии "L'Homme" («Человек»). Лаборатория предоставляла стажировки молодым ученым, организовывала экспедиции к бесписьменным народам в различные регионы мира. В числе стажеров-исследователей, диссертантов были не только французские специалисты, но и ученые из других стран Европы и Америки. Никогда прежде проблематика изучения бесписьменных культур не была представлена в истории этнологии столь широко: научные интересы лаборатории охватывали отношения родства и регуляции браков, ранние формы политической организации, мифологию и верования, ритуальные практики, шаманизм. Мифология в единстве с логико-семиотическими чертами мышления носителей традиционной культуры стала главным объектом исследований самого Леви-Строса.

Принятие Леви-Строса в 1973 г. во Французскую академию явилось актом общественного признания его фундаментального вклада в национальную и мировую науку. К тому времени Леви-Строс уже состоял членом нескольких национальных академий — Дании, Норвегии, США, а также Королевского Антропологического института Великобритании.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Теоретическое наследие Леви-Строса многогранно: культурологические идеи гуманистической направленности; структурно-антропологический подход к изучению культуры бесписьменных обществ; оригинальный метод воссоздания внутренней логики мифов путем моделирования их структурных черт, позволивший ученому продемонстрировать единую семиоти-

ческую архитектонику в мифологических системах индейцев Северной и Южной Америк; концептуальные разработки по ряду этнологических тематик — системы родства и социальная организация, типы классификаций в бесписьменных обществах; концепция «неприрученной мысли» (pensée sauvage).

Леви-Строс в своих культурологических воззрениях поместил этнографию/этнологию в центр наук о человеке, характеризуя ее появление и развитие как новый этап гуманизма: благодаря изучению бесписьменных форм цивилизации открывается возможность создания наиболее исчерпывающей картины связи человека с природой. Постижение посредством переживания смысла иной культуры, утверждал ученый, приводит этнолога и к самопознанию, и к познанию собственной культуры. В работе «Раса и история» Леви-Строс показал ложность понимания идеи прогресса как однонаправленной исторической эволюции: такая ошибочная интерпретация может стать предпосылкой расизма и насаждения (иногда насильственного) так называемого западного образа жизни, и как следствие — разрушения традиционной культуры «примитивов», их вековых традиций. Никакая из существующих цивилизаций, подчеркивал Леви-Строс, не может претендовать на воплощение в наибольшей мере некой мировой цивилизации: «Мировая цивилизация может быть, в мировом масштабе, только коалицией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность».

Антропологический подход Леви-Строса — результат творческого синтеза идей французских мыслителей (в области социологии, семиотики) и представителей русской школы структурной лингвистики, но методологическому оформлению этого нового подхода предшествовало открытие ученым символической функции в строении фактов культуры. Это открытие, сделанное Леви-Стросом в годы молодости — в период его экспедиций к индейцам Западной Бразилии, позволило найти путь к пониманию иной культуры, к проникновению в ее стиль не столько через «вживание», сколько через раскрытие ее интеллектуальных механизмов. Спустя почти двадцать лет после экспедиций это личное открытие было изложено Леви-Стро-сом в его научно-художественном произведении «Печальные тропики» (1955), построенном в форме путевых заметок, со свободными переходами от наблюдения к психологическому толкованию.

Структурная антропология как методологический подход обнаруживает в изучаемой культуре присущие ей знаковые системы — действенную символику, способную запечатлевать наиболее важные ментальные связи. Структурно-семиотическое моделирование предлагает своего рода путешествие к мысли-

тельным структурам туземцев, объективированным в фактах культуры и постоянно воссоздающимся в ней.

Если в работах 1962 г. «Тотемизм сегодня» и «Неприрученная мысль» Леви-Стросом показано, что в так называемом первобытном, или мифологическом мышлении (pensée primitive, pensée sauvage, pensée mythique) присутствуют общие для человеческого интеллекта операции, то в его более поздних произведениях — «Мифологики», т. 1—4 (1964—1971), «Путь масок» (1975), «Ревнивая горшечница» (1985), «История рыси» (1991) — осуществлен следующий этап изучения. Прослеживая движение культурных кодов в качестве единиц мифологического мышления, Леви-Строс выделил специфические операции, обеспечивающие непротиворечивый, подчиненный определенной направленности логико-семиотический процесс.

«Неприрученная мысль», выступающая главной универсалией человеческой психической деятельности во всех цивилизациях, — это интеллектуальная предпосылка межкультурного диалога и взаимопонимания, реального сострадания и любви к иной культуре.

В России творчество Клода Леви-Строса неизменно вызывало глубокий интеллектуальный и гуманистический интерес. Его структурно-семиотический метод изучения мифов уже в 1973— 1976 гг. (задолго до перевода «Структурной антропологии» и других крупных произведений), благодаря усилиям Е.М. Ме-летинского, организаторского и научно-методического характера, стал известен широкой научной общественности. Семиотические исследования в российской этнологии и фольклористике, испытав несомненное влияние идей Леви-Строса, вместе с тем, не были для них ни tabula rasa, ни тем более ареной противодействия, так как почва для конструктивного восприятия этих идей (либо осознанного дистанцирования от них) была подготовлена отечественной традицией гуманитарных наук — приоритетными работами В.Я. Проппа, Л.С. Выготского, П.Г. Богатырева, а позднее культурологическими находками Ю.М. Лотмана и серией «Труды по знаковым системам», издававшейся в Тарту.

Структурно-семиотический метод Леви-Строса, а также его концепции мифологического мышления, «неприрученной мысли» все еще не освоены в должной мере ни французскими антропологами (притом что около двадцати крупных ученых обоснованно считают себя его учениками, последователями), ни учеными в других странах. Разрозненные элементы леви-стросовского метода или же отдельные составляющие его концепций исподволь вошли в теоретический метаязык этнологов, антропологов, ассимилированы аппаратом когнитивной ант-

ропологии, культурологии. Благодаря собственной исследовательской традиции гуманитарная мысль в России, вероятно, больше, чем в иных странах, предрасположена к непредвзятому целостному постижению творчества гениального ученого.

«Структурная антропология» и «Печальные тропики» стали первыми произведениями Леви-Строса, переведенными на русский язык в 1983 и 1984 гг. соответственно. С тех пор многие из его книг, опубликованные в русских переводах, а также ряд крупных статей заняли достойное место в образовательных программах отечественных гуманитарных вузов.

Имя академика Клода Леви-Строса навсегда вошло в историю науки, и благодарная память о нем будет жить всегда, сближая Россию и Францию.

Александр Островский