Научная статья на тему 'Памяти друга'

Памяти друга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Чебышевский сборник
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
теория движения аппаратов / информатизация образования / theory of movement of vehicles / Informatization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. И. Нижников, В. Н. Чубариков, А. Р. Есаян, Н. М. Добровольский

В работе приводятся краткие сведения о безвременно ушедшем Ярославе Андреевиче Ваграменко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. И. Нижников, В. Н. Чубариков, А. Р. Есаян, Н. М. Добровольский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN MEMORY OF A FRIEND

The paper presents brief information about the untimely death of Yaroslav Andreevich, Vagramenko.

Текст научной работы на тему «Памяти друга»

ЧЕБЫШЕВСКИЙ СБОРНИК

Том 18 Выпуск 4

УДК 511.3 DOI 10.22405/2226-8383-2017-18-4-347-350

ПАМЯТИ ДРУГА

А. И. Нижников, В. Н. Чубариков (г. Москва), А. Р. Есаян, H. М. Добровольский (г.

Тула)

Аннотация

В работе приводятся краткие сведения о безвременно ушедшем Ярославе Андреевиче Ваграменко.

Ключевые слова: теория движения аппаратов, информатизация образования. Библиография: 3 названия.

IN MEMORY OF A FRIEND

А. I. Nijnikov, V. N. Chubarikov (Moscow), A. R. Esayan, N. M. Dobrovol'skii (Tula)

Abstract

The paper presents brief information about the untimely death of Yaroslav Andreevich, Vagramenko.

Keywords: theory of movement of vehicles, Informatization of education. Bibliography: 3 titles.

Рис. 34: Ярослав Андреевич Ваграменко (01.01.1936-26.11.2017)

Российская наука обеднела ещё на одного талантливого человека —- ушел из жизни Ваграменко Ярослав Андреевич, оставив на этой земле свои научные труды, свершения в развитии

348 А. И. НИЖНИКОВ, В. Н. ЧУБАРИКОВ, А. Р. ЕСАЯН, Н. М. ДОБРОВОЛЬСКИЙ

российского образования и остроумные сатирические литературные произведения. Так, в одной из своих притч-басен ещё в 2011 году он писал:

Кончается для путника банально Дорожная вся эта канитель Крестом, венком и словом поминальным. Но разве это — всей затеи цель ?

Но можно смело сказать — это не про него! Яркая жизнь Ваграменко Я. А. прожита не зря, и память о нем останется не столько в словах, сколько в реализованных им делах. Поэтому считаем необходимым для всех нас ещё раз вспомнить о его пути и достижениях, и просто вспомнить его как интересного многогранного человека, чтобы в очередной раз понять

— каких замечательных людей дает российская земля!

Получив классическое базовое образование, которое до сих пор признается и ценится во всем мире (в 1958 г. он окончил физико-технический факультет Днепропетровского государственного университета) Ярослав Андреевич начинает работать в сфере развития тогда ещё советской космической отрасли. Он трудится над созданием высокозащитных стартовых комплексов и уже в 1964 году в МГ ГУ им. Н. Э. Баумана защищает кандидатскую диссертацию, содержащую решение актуальных задач газодинамики старта. С 1965 года он становится работником Центрально-научного исследовательского института ракетно-космической техники в г. Королеве, где в 1971-75 гг. возглавляет сначала лабораторию, а затем и головной научный отдел. В это же время он читает курс лекций в МИФИ по теории движения аппаратов с различным аэродинамическим качеством, а в 1980 году получает звание профессора.

Преподавание и образовательная деятельность постепенно захватывают творческую натуру Ваграменко, и в 1983 году он соглашается возглавить кафедру общетехнических дисциплин на Индустриально-педагогическом факультете МОПИ им. И. К. Крупской. С этим вузом судьба связывает его на значительный период жизни — в 1987 году он становится проректором по научной работе, и следует отметить, что именно под его руководством была развернута разработка банка педагогических данных как современного средства оснащения педагогического труда. Кроме того, примечательно, что по инициативе Ваграменко Я. А. впервые в Советском Союзе и именно в МОПИ на индустриально-педагогическом факультете стали подготавливать и выпускать учителей информатики, первый выпуск которых состоялся в 1988г.

Да, наступали новые времена — реформа школы, перестройка, усиление технологических взглядов на образовательный процесс как понимание того, что новое время требует нового образовательного подхода. В это время Ярослав Андреевич становится Членом Научно-методического совета Министерства просвещения СССР по общетехническим дисциплинам, а уже в 1990г. назначается Директором нового научного учреждения в системе Гособразования СССР.

В 90-е годы компьютер входит в жизнь людей, и не только как средство игр и развлечений

— очень скоро профессионалам становится понятно, что настал период информатизации всего социума, а значит, в первую очередь на запросы времени должна была ответить система российского образования. Примером понимания этого становится работа Ваграменко Я. А. "Электронная информационная среда для образования" [1].

Он понимает, что необходим переход в новые реалии на серьёзном научно-методологическом уровне, ведь российская практика математического и технического образования всегда была сильна именно научным подходом. Именно решением задач в этом русле можно расценить создание в России в 1996 году Межрегиональной Академии информатизации образования (АИО) с Президентом Ваграменко Я. А. во главе.

Со свойственным ему неравнодушием ученого и практика он подключается к развитию данного направления научно-практической деятельности в России — и как методолог, и как

методист (см., например, его Учебную программу Теория и методика обучения информатики, \!.. 2000 в соавторстве с академиком Монаховым В. М.)

В 2003-2004 гг. Ярослав Андреевич становится председателем Научно-технического Совета Программы развития открытого образования Минобразования России, а также в качестве главного редактора возглавляет журнала «Педагогическая информатика». Заботясь о развитии потенциала российского образования в сфере информатизации, он является Председателем Совета по защите докторских диссертаций Д.212.136.02 по специальностям «Теория и методика преподавания информатики» и «Теория и методика преподавания математики». Этот значительный период профессиональной деятельности (вплоть до 2010г.) связан уже с МГОПУ им М. А. Шолохова — где в разное время, начиная с 1991г. Ваграменко возглавляет кафедру, а затем и вошедший в состав вуза в 2000г. Институт информатизации образования (ИНИНФО)

В это же время выходят его труды: «Педагогический виртуальный университет: основные задачи, принципы построения, структуры информационных ресурсов» (соавтор Зобов В. К.) [2], «Информатизация как направление развития образования» // «Современные проблемы преподавания математики и информатики: материалы международ, науч. конф.; посвященной 100-летию академика С. М. Никольского» (Москва, 4-8 мая, 2005 год). Секция «Проблемы преподавания информатики высшей и средней школы» [3]. Так, со свойственной ему прозорливостью ученого, он предвосхищает наступление поры дистанционного обучения и возможностей онлайн образования.

Но наши воспоминания о Ярославе Андреевиче были бы не полными без освещения ещё одной грани его одаренности, отмеченной не меньше, чем статус Члена Международного сообщества писательских союзов. Конечно, имеются в виду его любимые стихотворные басни, байки и притчи. Всегда злободневные, актуальные, остроумные и сатирически точные, они стали ярким воплощением содержания нашего российского времени с его фарсами, трагедиями, но и несомненными новациями и победами.

Для каждого случая как автор он находил подходяще точные слова и образы, позволяющие лучше понять и его самого. Несомненно, у него сложился свой поэтический стиль, а сам факт того, что «технарь» и математик замечательно реализовался на литературном поприще — ещё один аргумент в пользу надуманности существования вечного спора «физиков и лириков». Хочется, чтобы таким запомнили мы Ваграменко Ярослава Андреевича — ученого, педагога и поэта-сатирика!

СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ваграменко Я. А. Электронная информационная среда для образования // Педагогика. 1994. №3. С. 28-31.

2. Я. А. Ваграменко, Б. И. Зобов, А. П. Осипов Педагогический виртуальный университет: основные задачи, принципы построения, структура информационных ресурсов // Педагогическая информатика. 2002. № 1. С. 18-25.

3. Я. А. Ваграменко Информатизация как направление развитие образования // Современные проблемы преподавания математики и информатики: материалы международ, науч. конф.; посвященной 100-летию академика С.М. Никольского (Москва, 4-8 мая, 2005 год). Секция «Проблемы преподавания информатики высшей и средней школы». М., 2005.

350 А. И. НИЖНИКОВ, В. Н. ЧУБАРИКОВ, А. Р. ЕСАЯН, H. М. ДОБРОВОЛЬСКИЙ

REFERENCES

1. Vagramenko, J. А., 1994, "Electronic information environment for education" , Pedagogy. No. 3. P. 28-31.

2. J. A. Vagramenko, В. I. Zobov, A. P. Osipov, 2002, "Pedagogical virtual University: the main objectives, principles, structure information resources" Pedagogical Informatics. No. 1. P. 1825.

3. J. A. Vagramenko, 2005, "Information as the direction of the development of education" Modern problems of teaching mathematics and Informatics: proceedings of the international, science. Conf.; dedicated to the 100th anniversary of academician S. M. Nikolskv (Moscow, may 4-8, 2005). Section "Problems of teaching science in high and secondary schools" . M.

Московский педагогический государственный университет Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Механико-математический факультет

Тульский государственный педагогический университет им. Л. И. Толстого Получено 11.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.