Научная статья на тему 'Память "Царских дней"'

Память "Царских дней" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
389
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II / EMPEROR NICHOLAS II / ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ / TSAR''S FAMILY / ЕКАТЕРИНБУРГ / EKATERINBURG / ХРАМ НА КРОВИ / АЛАПАЕВСКИЕ МУ-ЧЕНИКИ / КРЕСТНЫЙ ХОД / CROSS PROCESSION / TEMPLE ON THE-BLOOD / ALAPAEVSK MARTYRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Резник Ирина Ивановна

В статье раскрывается смысл паломничества и крестных ходов. Поднимается тема расправы над Императором Николаем II и царской семьёй в Екатеринбурге и великой княжной Елизаветой, инокиней Варварой и великими князьями царского рода в Алапаевске, а также о возрождении памяти об этом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PILGRIMAGE TO “ROYAL DAYS”

The article reveals the meaning of pilgrimage and cross processions. The author considers the massacre of Emperor Nicholas II and the Tsar’s family in Ekaterinburg and the Grand Duchess Elizabeth, the nun Varvara and the Grand Dukes of the Royal Family in Alapaevsk. She also reviews the rebirth of memory of these events.

Текст научной работы на тему «Память "Царских дней"»

avtomobilnye-novosti/chertovschina-na-trassah.html (дата обращения: 26.12.2017 г.)

2. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М. : Наука, 1981.

3. Казначеев В.П. Биоинформационная функция. Новосибирск, 1985.

4. Дубров А.П. Земное излучение и здоровье человека (геопатия и биолокация). М. : Аргументы и факты, 1993.

5. Лебедева В.Э. Невидимая опасность в вашем доме и на садовом участке. М. : АИФ, 1995. 192 с.

6. Бояркина Н. Опасность в квартире // АиФ. 2009. № 23.

7. Письмо ФБУН «Северо-западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотреб-надзора от 21.12.2017 № 01/1604-17.

8. Геопатогенные зоны: правда и вымысел // Мир через культуру [Электронный ресурс]. URL : http://nfo-mir.com/lectures/filosof/item/670-geopatogennye-zony-pravda-i-vymysel (дата обращения: 27.12.2017 г.)

9. Геопатогенные зоны [Электронный ресурс]. URL : https://nmedik.org/geopatogennye-zony.html (дата обращения: 27.12.2017 г.)

Веселов Владимир Яковлевич - инженер-строитель, ветеран труда, пенсионер.

bilnye-novosti/chertovschina-na-trassah.html (data obra-shcheniya: 26.12.2017 g.)

2. Kaznacheev V.P. Ocherki teorii i praktiki ekologii cheloveka. M. : Nauka, 1981.

3. Kaznacheev V.P. Bioinformacionnaya funkciya. Novosibirsk, 1985.

4. Dubrov A.P. Zemnoe izluchenie i zdorov'e cheloveka (geopatiya i biolokaciya). M. : Argumenty i fakty, 1993.

5. Lebedeva V.E. Nevidimaya opasnost' v vashem dome i na sadovom uchastke. M. : AIF, 1995. 192 s.

6. Boyarkina N. Opasnost' v kvartire // AiF. 2009.

№ 23.

7. Pis'mo FBUN «Severo-zapadnyj nauchnyj centr gigieny i obshchestvennogo zdorov'ya» Rospotrebnadzora ot 21.12.2017 № 01/1604-17.

8. Geopatogennye zony: pravda i vymysel // Mir cherez kul'turu [Elektronnyj resurs]. URL : http://nfo-mir.com/lectures/filosof/item/670-geopatogennye-zony-pravda-i-vymysel (data obrashcheniya: 27.12.2017 g.)

9. Geopatogennye zony [Elektronnyj resurs]. URL: https://nmedik.org/geopatogennye-zony.html (data obrashcheniya: 27.12.2017 g.)

Veselov Vladimir Yakovlevich - Civil Engineer, Labor Veteran, Retiree.

УДК 796.5:93+929.52 ГРНТИ 03.01.39

ПАМЯТЬ «ЦАРСКИХ ДНЕЙ»

И.И. Резник

Омский государственный университет путей сообщения Россия, г. Омск, 644046, проспект К. Маркса, 35

В статье раскрывается смысл паломничества и крестных ходов. Поднимается тема расправы над Императором Николаем II и царской семьёй в Екатеринбурге и великой княжной Елизаветой, инокиней Варварой и великими князьями царского рода в Алапаевске, а также о возрождении памяти об этом.

Ключевые слова Император Николай II, царская семья, Екатеринбург, Храм на Крови, Алапаевские мученики, крестный ход.

PILGRIMAGE TO "ROYAL DAYS"

I.I. Reznik

Omsk State Transport University

Russia, Omsk, 644046, prospect K. Marksa, 35

The article reveals the meaning of pilgrimage and cross processions. The author considers the massacre of Emperor Nicholas II and the Tsar's family in Ekaterinburg and the Grand Duchess Elizabeth, the nun Varvara and the Grand Dukes of the Royal Family in Alapaevsk. She also reviews the rebirth of memory of these events.

Keywords: Emperor Nicholas II, Tsar's family, Ekaterinburg, Temple on the-Blood, Alapaevsk martyrs, a cross procession.

© Резник И.И., 2018

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

Вот уже в течение четверти века в Екатеринбург, прославившийся на весь мир как город, в котором большевики безжалостно расстреляли российского царя Николая II, его супругу Александру Фёдоровну, дочерей Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию, сына Алексея, а также лейб-медика Евгения Сергеевича Боткина, горничную Анну Степановну Демидову, камер-лакея Алексея Егоровича (Алоизия) Труппа и повара Ивана Михайловича Харитонова, съезжаются паломники для участия в покаянном Крестном ходе в ночь убиения с 16 на 17 июля. Они проходят путь, которым в 1918 г. провезли истерзанные тела убиенных святых царственных мучеников для уничтожения их останков в урочище Ганина Яма.

Совершение святотатства произошло вследствие духовной катастрофы, случившейся в России в 1917 г. После февральской революции и отречения от престола, бывший российский император Николай II и его семья находились под домашним арестом в Александровском дворце Царского Села, затем в Тобольске, где они размещались в губернаторском доме. С приходом к власти большевиков и началом Гражданской войны президиум ВЦИК 1 апреля 1918 г. принял решение о переводе Царской семьи в Москву для проведения суда, но под давлением Уралсовета 6 апреля пункт назначения поменяли на Екатеринбург.

30 апреля 1918 г. в 8:40 утра царская семья (не в полном составе) прибыла в Екатеринбург. Для её размещения был реквизирован большой особняк инженера Н. Ипатьева, который «окружили двойным забором, по высоте превосходившим окна второго этажа; внутри разместили два поста охраны, снаружи — восемь, четыре из них — пулемётные. Особняку дали название «Дом особого назначения» [6]. Пленники провели в этом доме 78 дней (те, кого привезли из Тобольска во второй партии - 55 дней). И дни эти были более тяжёлыми, чем в Тобольске. По словам Н. Стуковой, сотрудницы Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря и комиссии по канонизации святых Екатеринбургской митрополии «караульные вели себя грубо и разнузданно. В любое время они имели доступ во все комнаты, а в спальне великих княжон была даже снята дверь. Вообще, над юными царевнами постоянно всячески издевались: к ним приставали с самыми непотребными шутками,

«сопровождали» их, когда те шли в уборную и обратно, в их присутствии нецензурно ругались» [4].

В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в подвальном помещении этого дома было совершено страшное злодеяние - расстрел всей Царской семьи и преданных ей людей, а потом зверское уничтожение тел мучеников. Царь и его супруга Александра Фёдоровна получили множество ранений и умерли почти мгновенно. Однако некоторые из приговорённых ещё долго оставались живы. Когда всё было кончено, истерзанные тела отвезли на заброшенный рудник - в урочище Ганину Яму для захоронения. Местность вокруг рудника заранее была оцеплена, крестьянам было запрещено выходить из деревни в этот район. Большевики - члены специально созданной команды, раздели трупы догола и для их уничтожения использовали известь и кислоту, одежду сжигали в кострах, пытаясь как можно тщательнее скрыть следы преступления.

Царская семья

На следующую ночь после расстрела царской семьи 18 июля 1918 г. под г. Алапаев-ском большевиками были сброшены живыми в шахту: Елизавета Фёдоровна - старшая сестра императрицы Александры Фёдоровны, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве, инокиня Варвара и члены Дома Романовых: великий князь Сергей Михайлович с секретарём Феодором Ремезом, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, Владимир Палей, а затем было инсценировано их похищение. Алапаев-ские узники, находившиеся в помещении школы с 20 мая 1918 г., вели тихую жизнь, сажали огород на территории школы - этому всех научила Елизавета Фёдоровна, которая

привезла с собой семена различных растений: цветов и овощей. Елизавета Фёдоровна много молилась, рисовала и вышивала.

Комната (класс) в алапаевской школе, где вначале разместили узников из царского рода Романовых (фото автора)

В ночь на 18 июля под предлогом перевода заключённых из Алапаевска в другое место их вывезли за город к одной из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селим-ская и сбросили туда живыми. Затем шахту забросали гранатами, из которых взорвалась только одна, завалили жердями, брёвнами и присыпали землёй. Некоторые жертвы погибли моментально, другие оставались живы и после падения, мучительно умирали от голода и ран. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, упав на уступ шахты, не обращая внимания на свои травмы, частью апостольника перевязала рану князя Иоанна, упавшего на уступ возле неё. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

22 июля 1918 г. в «Уральском рабочем» было опубликовано сообщение о расстреле Николая II, про остальных членов царской семьи было сказано, что они перевезены в более безопасное место. В доме Ипатьева кровь тщательно смыли и возвратили ключи хозяину, который вскоре уехал. В течение многих лет дом занимали разные конторы.

В середине 70-х годов XX столетия правительство СССР сильно обеспокоилось повышенным вниманием иностранцев к дому инженера Ипатьева, и в сентябре 1977 г. во избежание ажиотажа, в преддверии 110-летия со дня рождения последнего российского императора и 60-летия с момента (1978) его

убийства дом был снесён. Более 70 лет скрывалась правда, но это умалчивание не могло продолжаться вечно. С началом перестройки в стране, в обществе стали возникать вопросы о судьбе последнего императора и царской семьи. С Божьей помощью появились публикации в журнале «Огонёк» и других изданиях, рассказавшие об их зверском убийстве. На место снесённого дома Ипатьева люди начали приносить цветы, ставить свечи. Первое открытое моление православных верующих на месте дома Ипатьева состоялось 16 июля 1989 г. в 10 часов вечера, когда было проведено чтение канона царю Николаю II, закончившееся разгоном милицией и арестом 11 участников. После этого события каждый год 16 июля на этом месте стали собираться православные почтить память царю Николаю II, его семье и верным слугам.

18 августа 1990 г. здесь был установлен первый крест, который за полтора месяца ломали трижды. 4 октября 1990 г. был установлен новый металлический крест, который стоит и поныне, только перенесён в связи с возведением Храма на Крови. Металлический крест взрывали в ночь с 23 на 24 февраля 1998 г. за три дня до заседания Священного Синода по поводу признания подлинности Царских мощей. Его подправили, но следы взрыва остались заметны.

В конце 1980-х гг. было установлено местонахождение шахты под Алапаевском, в 1991 г. на святом месте появился Поклонный крест. Весной 1992 г. Русская православная церковь канонизировала великую княгиню Елизавету Фёдоровну (за 11 лет до этого, в 1981 г., канонизированную Русской зарубежной церковью), и инокиню Варвару, и в год прославления построена часовня. В 1995 г. принято решение об установлении мужского монастыря в честь Новомучеников Российских, а в 2000 г. отстроен храм [8].

В Екатеринбурге 22 сентября 1992 г. был заложен Храм на Крови. При проектировании, план будущего храма был наложен на план снесённого дома Ипатьева таким образом, чтобы длина храма приблизительно совпадала с длиной дома Ипатьева. На нижнем уровне храма было воссоздано символическое место расстрела царской семьи. 7 февраля 1993 г. состоялся первый молебен Святому Царю, отслуженный архиереем архиепископом Мельхиседеком. Первая литургия в строящемся

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

храме совершена в ночь на 17 июля 1994 г., а 16 июля был установлен первый крест на Га-ниной Яме.

Первые крестные ходы по историческому пути, которым везли тела Царственных Страстотерпцев от места расстрела к месту их уничтожения в урочище на Ганиной Яме, проводились с начала 1990-х гг., когда не было ещё Храма на Крови, в них участвовало по нескольку десятков человек. В 2000 г. покаянное шествие собрало около 300 участников. Первый Крестный ход, возглавляемый Правящим архиереем, состоялся в 2002 г. Число молящихся, собирающихся на ночную Божественную литургию в Храме на Крови, и Крестный ход, возрастало с каждым годом.

Храм на крови в Екатеринбурге

В 2012 г., впервые со времени возведения Храма на Крови, Всенощное бдение и ночная Божественная литургия были совершены под открытым небом. Так службы совершались до возведения храма. На паперти Храма на Крови на специально устроенном помосте на площади перед храмом и на перекрытой проезжей части улицы Царской, теперь возводят переносной шатровый алтарь, помост, устанавливают прожектора, большие видеомониторы, на которых идёт прямая трансляция богослужения с помощью мощной акустической системы. В эту ночь тысячи

человек могут принять участие в богослужении, исповедоваться и причаститься.

В 2014 г., в 400-летие воцарения Дома Романовых, 100 тысяч верующих из России, США, Великобритании, Китая, Молдовы, Украины и других стран прошли молитвенным шествием от екатеринбургского Храма на Крови до монастыря святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.

В 2015 г. в Крестном ходе участвовали представители японской делегации из региона Сацума, чьи предки в 1891 г. принимали у себя в гостях будущего императора Николая II. Японцы лично приехали почтить память императора [7].

100 лет назад, по выражению протоиерея Александра Шаргунова, произошёл «экзамен человеческой цивилизации, и потому все силы зла были напряжены в противостоянии православной монархии» [3]. А ведь Император Николай II как глубоко верующий православный христианин по-отечески относился к своему народу. Как мудрый правитель, он смог провести модернизацию страны, развить её экономику, сформировать систему электроснабжения, ввести полезные реформы, при которых в России наблюдался прирост населения. Один из крупнейших исследователей той эпохи и личности Царя Страстотерпца, правнук повара И.М. Харитонова, расстрелянного вместе с царской семьёй, П.В. Мультатули пишет: «В построенных им университетских и конструкторских бюро ковалось то, что мы позже назовём «советскими завоеваниями» [2, с. 31]. Историк называет Императора величайшим русским Царём «именно потому, что он знал, что такое воля Божия» [2, с. 31].

Не иначе как по Божией воле в России восстанавливается то, что было попрано, возрождена традиция крестных ходов, которая говорит окружающим о нашей вере, о присутствии христиан среди других людей. «Не только камни - храмы - говорят о христианстве, но и мы - люди - говорим, что хотим обрести во Христе спасение» [5]. Но спустя 100 лет после февральской, а затем октябрьской революций 1917 г., когда была сделана попытка строительства земного царства с отвержением Небесного, умы многих людей до сих пор отравлены идеей достижения земного счастья «с отменой всех нравственных препятствий» [3].

Перед началом торжественной литургии в монастыре в честь Новомучеников Российских под Алапаевском 18 июля 2017 года (фото автора)

Вероятно, поэтому высочайший уровень нравственной чистоты императора Николая II - настоящего, не показного христианина - непонятен современному обывателю, преисполненному низменных страстей. Более того, такой обыватель старается испачкать образ Царя-мученика. Но никогда не исчезнет надежда, что мыслящих людей, стремящихся к Божественной правде, будет становиться всё больше и больше. И примером тому - всё увеличивающееся число участников покаянного Крестного хода на Царские Дни с усердным молением к Господу и Матери Божией о прощении всех, как и сам император простил перед своей мученической кончиной всех убийц своей семьи. А значит, происходит церковное единение всё большего количества

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иеромонах Серафим (Параманов). О паломничестве и странничестве. М. : АНО «Развитие духовности, культуры и науки», 2004. 47 с.

2. Мультатули П.В. Россия без Христа и без Царской семьи - это не Россия // Благовещение : православная газета. Екатеринбург, 2017. № 20. С. 31.

3. Протоиерей А. Шаргунов. Убийство помазанника Божия // Русский дом. 2008. № 7.

людей, совершающих совместное молебное пение под открытым небом, которое освящает саму землю, где идёт Крестный ход, и пространство далеко вокруг. Это понимание возникло ещё в IV веке в Византии, где стали совершаться первые крестные ходы. И разве сопоставимы те усилия, которые человек предпринимает для свершения паломничества «из желания посетить места, освящённые стопами Спасителя, Божией Матери и святых, из желания приобщиться святости места» [1, с. 3], и лишения, связанные с поездкой, с возможностью с покаянием поклониться дорогой его сердцу святыне?

По воле Божией автору этой статьи удалось принять участие в паломнической поездке в Екатеринбург и Алапаевск на Царские дни, присутствовать на Божественных литургиях в Храме-на-Крови, монастырях на Ганиной Яме и под Алапаевском, испытать труднообъяснимые чувства, когда сжимает сердце перед расстрельной комнатой, когда чувствуешь необходимость стоять на коленях бесконечно долго, но надо уступать место другим людям, а также пройти вместе со всеми крестным ходом, и вскоре родилось стихотворение, посвящённое Святым Царственным страстотерпцам:

Спаси Господь, что помнят убиенных, Страдания принявших без вины. И стала та земля благословенна, И голоса как будто бы слышны,

Просящие о помощи убийцам, Вершившим злодеяний страшный грех. И стали осияны эти лица, И молятся пред Господом за всех!

Не скроешь правды - правда справедлива, И не уничтожима кислотой. О, как добры и как они красивы Божественною, чистой красотой!

REFERENCES

1. Ieromonah Serafim (Paramanov). O palomni-chestve i strannichestve. M. : ANO «Razvitie duhovnosti, kultury i nauki», 2004. 47 s.

2. Multatuli P.V. Rossiya bez Hrista i bez Car-skoj semi - eto ne Rossiya // Blagoveschenie : pravo-slavnaya gazeta. Ekaterinburg, 2017. № 20. S. 31.

3. Protoierej A. Shargunov. Ubijstvo pomazan-nika Bozhiya // Russkij dom. 2008. № 7.

4. Стукова Н. Претерпевшие до конца // Омские епархиальные ведомости. Омск, 2016. № 9 (20). С. 8.

5. Протоиерей Игорь Фомин. Зачем нужны крестные ходы. [Электронный ресурс]. URL : https://foma.ru/zachem-nuzhnyi-krestnyie-xodyi.html.

6. Дом Ипатьева. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0% BC_%D0%98%D0%BF%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C% D0%B5%D0%B2%D0%B0.

7. История монастыря Новомучеников Российских. [Электронный ресурс]. URL: http://www.svelizaveta.ru/about.htm.

8. Программа Царских дней и крестного хода в Екатеринбурге в память о Царской семье. [Электронный ресурс]. URL: http://otma.mybb.ru/ viewtopic.php?id=57&p=3#p19664

Резник Ирина Ивановна - кандидат философских наук, член Союза писателей России, член ТСХ РФ, заведующая музеем Омского государственного университета путей сообщения, учёный секретарь ОмРО ПАНИ

4. Stukova N. Preterpevshie do konca // Omskie eparhialnye vedomosti. Omsk, 2016. № 9 (20). S. 8.

5. Protoierej Igor Fomin. Zachem nuzhny krest-nye hody. [Elektronnyj resurs]. URL: https://foma.ru/ zachem-nuzhnyi-krestnyie-xodyi.html.

6. Dom Ipateva. [Elektronnyj resurs]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0% BC_%D0%98%D0%BF%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C% D0%B5%D0%B2%D0%B0.

7. Istoriya monastyrya Novomuchenikov Ros-sijskih. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.sveliza-veta.ru/about.htm.

8. Programma Carskih dnej i krestnogo hoda v Ekaterinburge v pamyat o Carskoj seme. [Elektronnyj resurs]. URL: http://otma.mybb.ru/viewtopic.php?id= 57&p=3#p19664

Reznik Irina Ivanovna - Cand. Sc. {Philosophy} , Member of the Union of Writers of Russia, Member of TSH RF, Head of Omsk State Transport University Museum, Academic Secretary of OmRO PANI.

Информационная поддержка научных журналов

Социологические исследования

Черныш М.Ф. Современный марксизм в мировом и российском контекстах (2018. № 5. С. 15-25. Б01: 10.7868/80132162518050021)

Современный марксизм переживает в настоящее время подлинный ренессанс в общественных науках. По-прежнему существует и эволюционирует далеко не в лучшую сторону основной объект марксовой теории - современный капитализм. В мире нарастают неравенства, возвращаются проблемы, которые казались изжитыми в XX в. Современные технологии и совершенствование производительных сил привели к появлению новых социальных проблем и противоречий, которые нуждаются в теоретическом осмыслении. Именно марксистские схемы используются для обоснования рыночных, либеральных реформ: в ходе российских реформ конца XX в. находила применение в мифологизированной форме идея первоначального накопления. Марксистский, структурный анализ общественных отношений эффективен тогда, когда применяется в конкретном обществе со свойственным ему политико-экономическим устройством. Марксизм продолжает активно осваиваться современным поколением социологов, в отличие от многих других теоретических схем, он продуктивно развивался в течение всего прошлого столетия, трансформируясь вровень с изменениями в обществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.