ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ б (68) ноябрь-декабрь ^
СУСАМЯТЬ О ВОЙНЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАГРАДНОЙ СИСТЕМЫ
УДК 737.22
А. В. Калашникова
Государственный Исторический музей
В статье рассматривается история наградной системы в России как отражение национальных и геополитических потрясений. Особая символическая роль наградного материала и понимание награды как семейной реликвии привело к тому, что ордена и медали даже периода зарождения российской наградной системы дошли до наших дней в достаточном количестве и широко представлены в музеях. Наградная система может проиллюстрировать международные отношения XVIII—XXI веков. Военные конфликты различных уровней, как глобальные, так и локальные, порождают награды, в том числе и у непризнанных государств (Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах и другие). Многие ордена учреждаются именно в военное время. Наградная система может рассматриваться не только как часть системы государственного поощрения и наказания населения, но и как символ глобальных государственных потрясений.
Ключевые слова: наградная система, орден, медаль, фалеристика, знаки отличий.
A. V. Kalashnikova
State Historical Museum, Red square, 1109012, Moscow, Russian Federation
THE MEMORY OF WAR IN THE HISTORY OF THE NATIONAL AWARD SYSTEM
The article discusses the history of the award system in Russia as a reflection of national and geopolitical turmoil. A special symbolic role of a premium material and understanding the rewards as family heirlooms led to the fact that the medals even period of origin of the Russian award system have survived in sufficient quantity and is widely represented in museums. Award system can illustrate the international relations of the XVIII-XXI centuries. Military conflicts at various levels, both global and local produce awards, including the unrecognized States (South Ossetia, Pridnestroviye, Nagorny Karabakh, etc.). Many orders are instituted in time of war. Award system can be considered not only as part of a system of state rewards and punishments of the population, but also as a symbol of the global state turmoil.
Keywords: awards system, award, medal, faleristics, insignia.
В современной культуре практически любой предмет несёт в себе некое семиотическое значение. Оно рождается в период бытования посредством его символического и утилитарного значения. И чем ярче и разностороннее было символическое значение предмета в период его бытования, тем более яркую семиотическую окраску он несёт, находясь в пространстве музея.
Награды традиционно считаются богатым источником с точки зрения семиотики. Социологи наградного дела нередко рассматривают их значение в системе государственного поощрения и наказания населения [5, с. 12; 6] и подчёркивают прямую зависимость между интенсивностью наказаний и награждений в любом обществе. На наш взгляд, такое мнение, являясь, безусловно, правиль-
КАЛАШНИКОВА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВНА — хранитель отдела нумизматики Государственного Исторического музея
KALASHNIKOVA ALEKSANDRA VLADIMIROVNA — numismatics curator of the State Historical Museum
e-mail: [email protected] © Калашникова А. В., 2015
ным, применимо только к государственным объединениям в период стабильности.
Количество награждений резко увеличивается в период любой войны, включая гражданскую, а также в момент любых серьёзных потрясений в стране, угрожающих в первую очередь её государственности и суверенитету. В такие периоды наградная система существенно расширяется, учреждаются новые награды.
Особая символическая роль наградного материала и понимание награды как семейной реликвии привело к тому, что ордена и медали даже периода зарождения российской наградной системы дошли до наших дней в достаточном количестве и широко представлены в музеях. Зачастую они являются единственным сохранившимся подлинным памятником тех или иных событий.
Каждая российская военная кампания, начиная с конца XVIII века и до наших дней, была отмечена появлением новых наград. Первый военный орден, Императорский военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (1769), был учреждён в связи с Русско-турецкой войной 1768— 1774 годов. Одними из наиболее ранних военных наград стали кресты «За взятие Очакова» (1788) и «За взятие Измаила» (1790). Их появление также было связано с военной кампанией против Турции.
Наградная система может проиллюстрировать международные отношения начала XIX века — эпохи Наполеоновских войн. О том, «как хорошо всё начиналось», свидетельствует комплекс орденов Наполеона Бонапарта, хранящийся в Государственном Историческом музее. Этот комплекс включает в себя в том числе и знаки высшего ордена Российской Империи — ордена Святого Апостола Андрея Первозванного.
Награждение высшими орденами монархов других стран, кажущееся формальностью и частью светского этикета, на самом деле имело большое значение в международной политике. Процедура вступления в любой орден традиционной европейской наградной
системы предполагала принятие присяги, в процессе которой вступающий в орден клялся не поднимать оружие на Великого Магистра, то есть обмен орденами среди монархов рассматривался как подписание мирного договора между странами. Таким образом, Наполеон Бонапарт напал на Россию вопреки данной клятве.
Отечественная война 1812 года отражена в многочисленных медалях. Так называемая «Дворянская медаль», медаль «участника Отечественной войны», существует во множестве вариантов. Право на её ношение имели воины, их потомки, меценаты. Среди медалей для потомков выделяется комплекс миниатюрных медалей с ушком-шариком, такие медали носили девицы, являющиеся наследницами участников войны, при отсутствии потомков по мужской линии.
Кроме «Дворянской медали», существовала медаль для земского войска — ополчения, ополченческий крест, наперсный крест для военного духовенства, а также особая медаль для партизан, изготовленная из золота.
О победе русского оружия в Наполеоновских войнах свидетельствует медаль «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». История этой награды отражает международную обстановку того времени.
Медаль была учреждена и отчеканена в короткие сроки, однако её выдача не состоялась — с восстановлением династии Бурбонов русский император посчитал недипломатичным выпуск её в свет. Только спустя двенадцать лет, в 1826 году, новый император Николай I счёл это награждение возможным.
Очень редкой наградой времени Наполеоновских войн является Кульмский крест, знак военного отличия Железного креста для русских солдат и офицеров. Эта награда была вручена участникам Кульмского сражения, состоявшегося 17—18 августа 1813 года. Она является единственным примером массового награждения российских подданных немецкой наградой и, таким образом, признания героизма российских солдат со стороны Германии.
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ б (68) ноябрь-декабрь ^
Немалый интерес представляет корпус наград Кавказской войны. Этот внутренний конфликт, продолжавшийся почти полвека (наиболее широкие рамки войны: 1817—1864 годы) представлен в отечественной наградной системе с двух сторон — крестами и медалями Российской империи и орденами Северо-Кавказского Имамата, получившими в литературе название «ордена Шамиля».
Со стороны императорской армии Кавказская война отражена в ряде медалей — «Кавказ» (1837), «За взятие штурмом Ахульго» (1839), «За покорение Чечни и Дагестана» (1860), кроме того, для служивших на Кавказе был учреждён нагрудный знак в двух вариантах — для солдат и офицеров.
Ордена Северо-Кавказского Имамата — довольно редкий предмет в музеях Центральной России, большая часть этих предметов находится в Дагестане, в частных коллекциях и в Дагестанском историко-художественном музее имени Тахо-Годи (72 предмета), куда они были переданы после расформирования фондов усадьбы князя Барятинского. Наградная система имама Шамиля предполагала награждение только грамотой, правом ношения ордена, саму награду кавалеры изготавливали за свой счёт и по собственному представлению, в связи с чем каждый такой орден уникален.
Наградными знаками, крестами и медалями были отмечены и все последующие военные конфликты. Русско-японская война 1904— 1905 годов, например, подарила отечественной фалеристике исключительную по исполнению медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"» (1904), а также наградной знак «За защиту Порт-Артура» (1914).
Первая мировая война породила производство доселе редкой награды — знака отличия ордена Св. Георгия — миллионными тиражами. Тогда же для упрощения названия этой награды официально был введён термин «Георгиевский крест» [4]. Кроме того, в наградную систему была добавлена Георгиевская медаль «За храбрость». Эти награды выдавались солдатам вплоть
до заключения сепаратного мирного договора с Германией, в том числе и Временным правительством.
Революция и Гражданская война, последовавшая за ней, породили целый корпус новых наград: советские республиканские ордена и знаки; ордена, знаки и наградные щитки Белого движения, награды Петлюровской армии. Послевоенная разруха дала толчок для развития трудовых наград и знаков отличия [3] — нового явления в отечественной фалеристике.
Российская наградная система начала стремительно меняться ещё до провозглашения советской власти. После отречения от престола Императора Николая II из наградной системы были изъяты изображения императорских вензелей, с двуглавых орлов были сняты короны.
В Государственном Историческом музее хранится огромный комплекс Георгиевских крестов и медалей, более трёх тысяч экземпляров, переданных непосредственно с монетного двора в связи с изменением внешнего вида наград — императорский вензель и его портрет были соответственно заменены изображением двуглавого орла и Георгия Победоносца [2]. Скорость, с которой была произведена такая замена, сама по себе сим-волична — освободиться от «пережитков прошлого» было крайне необходимо в том числе и для поднятия собственного внутреннего и международного престижа.
Одновременное существование остатков императорской наградной системы, наград Белого движения и советских республиканских орденов также можно рассматривать как символ происходивших событий. Наиболее интересен здесь тот факт, что награды разных государственных объединений могли соседствовать даже внутри одного полка.
В переписке генерала Лазаря Бичерахова, одного из самых взбалмошных и противоречивых персонажей Гражданской войны, со своим штабом читаем: «... многие инструкторы носят кокарды офицерские и странные не Георгиевские ордена. Солдат это немного
волнует...» [1]. Сам генерал Бичерахов, сторонник независимости Терского казачества и близкий скорее к Деникинской армии, своих людей награждал императорскими наградами. Впрочем, чужих наград не срывал, скорее, удивлялся их наличию.
Вторая мировая война также дала толчок к развитию новых наградных систем и увеличению награждений. Ордена Отечественной войны, Красной Звезды, Славы выдавались тысячными тиражами. Ещё большее количество выдавалось наградных медалей. То же событие повлияло на развитие наградной системы Третьего рейха, большинство наград этого государства — военные.
Гражданские войны более «камерного» характера, происходившие в бывших совет-
ских республиках после развала Советского Союза, породили боевые награды Южной Осетии, Абхазии, Нагорного Карабаха, Приднестровья.
Таким образом, становится очевидно, что наградная система нашего государства активно развивалась в период войн. Особенно это касается наградных медалей, учреждавшихся как в периоды боевых действий, так и в связи с памятными датами, касающимися военных кампаний. Многие ордена также были учреждены в военное время. В связи с этим наградная система может рассматриваться не только как часть системы государственного поощрения и наказания населения, но и как символ глобальных государственных потрясений.
Примечания
1. Безугольный А. Ю. Генерал Бичерахов и его Кавказская армия : неизвестные страницы истории Гражданской войны и интервенции на Кавказе. 1917—1919 / Российская академия наук, Институт востоковедения. Москва : Центрполиграф, 2011. 348 с.
2. ГИМ. Отдел нумизматики. КР 787475—787477; 788822—788860; 789158—791179; 787627—788219; 791223— 791642; 791644—791874.
3. Зак А. С., Воронченко В. Г. Наградные знаки героев и ударников труда. Фотокаталог. Москва, 2009. 256 с.
4. К Георгиевскому Празднику. Изготовление Георгиевских крестов // Новая Иллюстрация. 1916. № 28. С. 220—221.
5. Малинкин А. Н. Награда как социальный феномен. Введение в социологию наградного дела. Санкт-Петербург ; Москва : Центр гуманитарных инициатив, 2013.
6. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда : социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали : К 110-й годовщине со дня рождения / подгот. В. В. Сапов. Санкт-Петербург : Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999. 447 с.
References
1. Bezugol'nyi A. Yu. General Bicherakhov i ego Kavkazskaia armiya : neizvestnye stranitsy istorii Grazhdanskoi voiny i interventsii na Kavkaze. 1917—1919 [General Bacherhof and his Caucasian army. Unknown pages of the history of the Civil war and intervention in the Caucasus. 1917—1919]. Moscow, Centrpoligraf Publ., 2011. 348 c.
2. State Historical Museum. Numismatic Department. KR 787475—787477; 788822—788860; 789158—791179; 787627—788219; 791223—791642; 791644—791874.
3. Zak A. S., Voronchenko V. G. Nagradnye znaki geroev i udarnikov truda. Fotokatalog [Award marks as characters and percussion work. Photo catalog]. Moscow, 2009. 256 p.
4. K Georgievskomu Prazdniku. Izgotovlenie Georgievskih krestov [To The St. George Holiday. Manufacturer George crosses]. Novaya Illyustraciya [New Illustration]. 1916, No. 28, pp. 220—221.
5. Malinkin A. N. Nagrada kak sotsial'nyi fenomen. Vvedenie v sotsiologiyu nagradnogo dela [Award as a social phenomenon. Introduction to sociology award affairs]. St. Petersburg, Moscow, Published by Center of humanitarian initiatives, 2013.
6. Sorokin P. Prestuplenie i kara, podvig i nagrada: sotsiologicheskii etiud ob osnovnykh formakh obshchestvennogo povedeniia i morali: K 110-i godovshchine so dnia rozhdeniia [Crime and penalty, feat and award: the sociological etude about the main forms of public behavior and morals: By 110th anniversary since birth]. St. Petersburg, Publishing house of Russian Christian humanitarian institute, 1999. 447 p.