Научная статья на тему 'Память и история: как сохранить преемственность традиций в современных условиях'

Память и история: как сохранить преемственность традиций в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
28
4
Поделиться
Ключевые слова
МАЛЕВИЧ / ПЕТРОВ-ВОДКИН / ФИЛОНОВ / ТРАДИЦИЯ / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наумова М.Г.

На примере художников русского авангарда К. Малевича, К.С. Петрова-Водкина и П. Филонова в статье рассматривается взаимодействие традиций и истории России влияние на искусство новейших течений.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Наумова М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Память и история: как сохранить преемственность традиций в современных условиях»

М.Г. Наумова,

Московский филиал Высшей школы народных искусств (институт)

Память и история: как сохранить преемственность традиций в современных

условиях

В современной капиталистической модели мира абсолютно не находится места для таких важных понятий как традиция и историческая память. Средства массовой информации готовы муссировать любую острую тему, которая вызовет реакцию читателя или слушателя и принесет рекламу издательству, каналу. Выставки, концерты, модные обучающие курсы нацелены на одно - привлечение доходов. Делать выставку лаковой миниатюры или ретроспективу иконографии заведомо считается невыгодной идеей, которая, если не принесет убыток организаторам, то уж точно имеет все шансы остаться без хорошей площадки и должного освещения мероприятия в СМИ.

Чтобы привить интерес к истории, нужно попытаться создать определенный синтез или коллаборацию - организовать взаимодействие современного, нового со старым. Например, яркие художники русского авангарда - К. Малевич, К.С. Петров-Водкин и П. Филонов всегда привлекают к себе внимание и остаются актуальными и востребованными уже на протяжении долгого времени как в России, так и за рубежом. Но, мало кто стремится сделать акцент на том, что эти творцы бурно развивающегося XX века искали вдохновение для своих работ -именно в истории и традициях русской культуры. Каждый из этих художников воплощал идеи русского. Это были не только прямые связи, но и, наоборот, -создание через отрицание, через нарочито преувеличенное художественное высказывание, рождение образов и форм, которые не были бы очевидным продолжением русской идеи, исторического наследия. Поэтому хочется привести именно такие примеры индивидуального выражения художественного мышления

в искусстве в контексте преемственности русской традиционной культуры в условиях новых поисках тем и выражения в творческом пути художника.

К. Петров-Водкин, известный такими произведениями как «Купание Красного Коня», «Мать», «Смерть Комиссара», «Весна», «Портрет А. Ахматовой» и монументально-декоративными произведениями, разрабатывает сферическую перспективу, испытывая интерес к русской иконописи. В 1912 году собирательство и расчистка новгородских икон переживала свой расцвет, именно тогда на выставке иконы художник получает возможность увидеть древние образы, и они производят на него неизгладимое впечатление. Вбирая цвет и пространство, Петров-Водкин заново перерисовывает раннее начатую аллегорическую картину -так появляется шедевр русской живописи, символ истории России того времени -«Купание красного коня». Не будь такого внимания к иконописи в те годы, появилось бы это полотно на свет, наделенное таким образным, сакральным смыслом и в то же время исполненное в абсолютно новой манере? И сам художник признавал важность открытия в те годы величия древнерусского искусства, которому, по его словам, "протягивал руку" для воплощения на полотнах "святых" основ человеческого бытия.

И история эта вновь повторяется, только в гораздо более удручающем положении: если в Советское время народное искусство, иконопись были почти под запретом и крайне редко показывались на глаза публики, то сейчас в свободное от гонений время, никто и не запрещает смотреть, но почему же никто не видит?

Казимир Малевич - новатор, заключивший всю историю искусства в квадрат, обнулив тем самым опыт предыдущих поколений художников, помещает свой знаменитый «Черный квадрат» вместо иконы - в Красный угол на выставке «0,10» в 1915 году. Сама идея кажется кощунственной, но она рождается в этом знаке под влиянием исторических процессов в судьбе России, который не может не выразить и закрепить в холсте истинный творец-художник. Казимир Малевич не раз будет обращаться к темам крестьянства и традиции иконописания, но он воздвигает из них новый храм, новый язык, который должен выстрелить, попасть в общество,

62

перевернуть сознание, отразить абсолютно новый для страны период, угнаться за революционным поездом, уносящего всю культуру и сложившиеся традиции старой России, весь накопленный исторический опыт - в небытие. За супрематичскими формами, за строгими линиями и охрово-синим цветом просматривается будто бы надежно спрятанная и тем самым сохраненная история страны. Предреволюционные годы в России накаляют воздух вокруг, художник не боится экспериментов, но еще не все мосты сожжены с культурой Царской России, они еще пусть неосознанно, но являются созидательным движением для творчества обновленного. «Черный квадрат» вместо иконы - не потому ли это произошло, что было допущено самим обществом? Именно на такие острые акции, которые создает художник и приходит зритель, они вызывают живой интерес, цепляя на скандальность. И сейчас, это практически единственный способ заинтересовать пытливый ум современного человека. Протянуть ниточки к прошлому - зацепить за актуальную тему и тем самым подтолкнуть к размышлениям о том: как все собственно началось? Откуда пришел черный квадрат, и как возникла опера «Победа на солнцем», на которой он впервые и появился в качестве кулис?

Павел Филонов - ярый атеист, не воспринимавший традиции русской иконы и русского лубка. И все же Филонов - глубинно русский художник. И это проявилось не во внешней преемственности изобразительного языка народного творчества, а «в особенностях самого психического склада художника, отразившегося на облике его картин: максимализме, крайней поляризованности его натуры (еще Н. Бердяев указывал на поляризованность как на одно из основных свойств русской души); склонности к непоследовательности (Филонов, прославляя пролетариат, одновременно создавал жуткие образы «Голов» - знаки страдания и одиночества); стихийности, проявляющейся в произвольном смешении в одной картине любых стилей разных эпох (такое отсутствие последовательности не допустил бы немец или англичанин); обостренном чувстве сострадания к обиженным и убогим, свойственном русскому народу, и, наконец, - живущей в его подсознании, вопреки любым невзгодам и черным фактам действительности, -

уверенности в величии России, которая всегда наполняла Душу русского народа»[1]. И воспринимается он именно как один из самых народно-русских художников.

Именно духовно-нравственные вопросы в России всегда выдвигались вперед - историческая память и преемственность традиции были источником для нового, движущей силой, которая могла воздвигнуть, переломить мышление и выпустить новые ростки - этого никогда не забывали и не отметали русские художники-авангардисты, которые до сих пор так популярны во всем мире и у себя на Родине. Но мало кто задумывается над тем, что сила традиции в том, что она не только сохраняет старое, но и имеет все инструменты для применения традиционного в современной истории. Для направлениий авангарда характерны попытки освободиться от памяти, от прошлого. Но все же, чтобы освободиться от одной памяти, необходимо было опереться на «другую память» и многие великие художники, такие как Кандинский, Ларионов и Гончарова, Хлебников, Шагал, Пикассо опирались именно на память исторического прошлого [2,278].

При изучении подобного рода проникновения традиции в искусство индивидуального творчества, приходит ясное осознание того, какую важную роль играет память и традиция в культуре человека. Поэтому всевозможное пренебрежение и откладывание на последние страницы журналов тем народного искусства и традиций - это по сути своей обнуление всей современной истории. Потому что не может она висеть над пустотой, как сейчас представляется обществу. Не может из ниоткуда появиться то или иное произведение искусства, литературы, театра или кино, потому что одно нанизывается на другое, потому что одна мысль прошлого дает почву для мысли новой. И так было всегда, и невозможно этот процесс изменить, даже в угоду капиталистическому миру.

Список литературы:

1. Ткаченко Л. Филонов. СПб, 1999

2. Лихачев Д. Заметки о русском. М., 2014