Научная статья на тему 'ПАМЯТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА'

ПАМЯТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4488
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА / ВОСПОМИНАНИЯ / ИКОНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ЭХОИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ЭКСПЛИЦИТНАЯ ПАМЯТЬ / ИМПЛИЦИТНАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беляков Данила Олегович

В статье раскрыты психофизиологические основы памяти. Даны определения видов памяти и описаны нервные процессы, обеспечивающие ее функционирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАМЯТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА»

Беляков Данила Олегович,

студент группы ПС-1 НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва.

Память и ее значение для человека

Аннотация. В статье раскрыты психофизиологические основы памяти. Даны определения видов памяти и описаны нервные процессы, обеспечивающие ее функционирование.

Ключевые слова: память, физиологические процессы, кора головного мозга, воспоминания, иконическая память, эхоическая память, эксплицитная память, имплицитная память.

Память - это неотъемлемая часть человека, это форма психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта, память связывает прошлое человека с настоящим и будущим.

Существует такой анекдот: «Помнить-то я помню, но когда хочу вспомнить, то забываю...». Действительно, все, что происходит с человеком в течение жизни, знания, опыт, все это позволяет человеку развиваться. Память формирует привычки и поведение человека. Благодаря памяти мы можем общаться между собой. Другими словами, память формирует человека как личность.

В своем выступлении мы остановимся на рассмотрении некоторых отделов памяти и феноменах, связанных с ней.

Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в коре головного мозга, благодаря пластичности нервной системы, а именно любой вызванный внешним раздражением нервный процесс (возбуждение или торможение), не проходит для нервной ткани бесследно, он оставляет в ней как бы «след» в виде определенных функциональных изменений. Эти изменения облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя [3].

Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспоминании, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Разница в том, что при восприятии идет постоянное возбуждение рецепторов, а при памяти они представляют собой лишь «следы» ранее бывших нервных процессов. Восприятие внешних предметов имеет в своей физиологической основе сложную деятельность многих нервных клеток в различных участках коры больших полушарий головного мозга, между которыми устанавливаются определенные связи. Эти временные связи отличаются известной системностью, поскольку они вызываются воздействием внешних явлений, которые сами представляют собой систему, а не

хаотическую сумму раздражений. Благодаря этому при повторном воспроизведении образуются более или менее прочные и постоянные системы связей.

Наличие этих временных связей и делает возможным процесс памяти: возбуждение, возникшее под влиянием какого-нибудь внешнего раздражителя в том или другом участке коры больших полушарий головного мозга, переходит по проторенным путям на другие участки коры, с которыми данный участок был связан в прошлой деятельности, в результате чего в нашем сознании всплывает образ виденного когда-то предмета.

Нервные процессы, лежащие в основе памяти, могут быть вызваны не только раздражителями первой сигнальной системы (звуки, прикосновения, зрительные раздражения и т. д.), но и раздражителями второй сигнальной системы, т. е. словами, сигнализирующими о многообразных и сложных связях, образовавшихся в процессе предшествовавших восприятий.

В своей деятельности человек чаще имеет воспоминания, вызванные именно словами в виде напоминания, приказания, объяснения, а не непосредственными воздействиями внешних предметов. Установившиеся в результате восприятия временные нервные связи не остаются неизменными. В процессе многообразной человеческой деятельности они изменяются и усложняются, вступая в новые связи с другими остаточными возбуждениями и реконструируясь, т. е. перестраиваясь под влиянием все время расширяющегося опыта. При этом сохраняющиеся в качестве «следов» нервные процессы не являются точным повторением тех процессов, которые были при непосредственном восприятии, но имеют по преимуществу обобщенный характер [3].

При воспоминании каждый раз имеется новый физиологический процесс, не являющийся точной копией того, который имел место при восприятии; поэтому воспроизведенное в памяти представление не есть точная копия ранее бывшего восприятия, а оказывается всегда несколько видоизмененным.

В психологии существует три вида памяти:

1.Сенсорная

2. Кратковременная

3. Долговременная

Сенсорная память - фиксирующаяся на уровни органов чувств. Считается, что в каждой сенсорной системе существует своя модально-специфическая сенсорная память. Наиболее изученными являются зрительная и слуховая модальность, где соответствующие хранилище были названы иконической и эхоической памятью. Угасание таковой памяти занимает 0,5-2 секунды. Из сенсорной памяти часть информации, на которую наблюдатель обратил внимание, считывается в кратковременную память (КВП). К самым первым экспериментальным оценкам объема КВП восходит утверждение Г. Эббингауза о том, что если запоминаемый ряд не превышает 7-8 единиц, то его можно повторить сразу после прочтения. Если единиц больше, то нужны дополнительные пробы для заучивания. На условность понятия «единицы»

запоминаемого ряда указывали давно. Еще Дж. Кеттелл заметил, что после кратковременного предъявления могут быть воспроизведены 4-5 букв, если они изолированы и 15-20 букв, если они связаны в слова. Это явления иногда называют эффектом превосходства слова. После Дж. Миллера объём КВП принято оценивать магическим числом 7 плюс-минус 2. Дж. Миллер сравнивал КВП с кошельком, в который помещается не больше семи монет, но эти монеты могут быть как центы, так и серебреные доллары (т.е. к примеру, не связанные друг с другом семь цифр и семь слов) [1].

В частности, можно сказать, что 26 несвязанных букв значительно превышают объём КВП, но если связать эти 26 букв в термин «объем кратковременной памяти», то они займут только три единицы КВП. КВП хранит информацию не дольше 30 секунд. Если же информация должна быть схоронена на длительный период времени, то она переходит в долговременную память (ДВП), предел вместимости, которой установить невозможно.

Считается, что передача КВП в ДВП облегчается при повторении (проговариванием) чем больше повторяется, тем она становиться более доступной в ДВП. ДВП разделяется на эксплицитную и имплицитную.

Эксплицитная память - это память, настроенная на осознанное воспроизведение предыдущей информации или опыта приобретённого в прошлом.

Имплицитная память - это память, настроенная на воспроизведение неосознаваемого прошлого опыта и применение его для решения задач.

Разобравшись, как работает память, мы можем акцентировать внимание на том, как развивается психология в этой области. Психология ведет изучение и объяснения эффектов и феноменов памяти.

Для наглядности приведу пример эффекта, с которым сталкивался каждый из вас. Эффект «Не давности и первичности». Эффект заключается в том, что человек во время усвоения информации лучше всего запоминает начало и конец. Это обусловлено эффектом ретроактивного и проактивного торможения. Проактивное торможение означает, что в результате заучивания первых элементов некоторой последовательности способность к воспроизведению последующих элементов этой последовательности может снижаться [1].

Ретроактивное торможение - это обратное явление, когда усвоенный ранее материал хуже воспроизводиться, если после его усвоения происходило усвоение другого материала. Можно заключить, что на элементы в начале действует только ретроактивное торможение, на элементы в конце проактивное, а на серединный элемент оба. Эта информация грамотно подходить к способам обучения людей.

Таким образов, память - важная вещь в нашей жизни, без нее невозможно жить и ее изучение позволяет нам более четко подходить к способам обучения и, конечно, лечения болезней, связанных с памятью. В психологии памяти есть много неизведанного. Изучение памяти, ее исследование помогает чётко

понимать структуру и механизмы работы памяти. Представляется, интересным изучать влияние личностных факторов на феномен памяти.

Список литературы:

1. Память человека: эффекты и феномены: Учебное пособие по курсу «Общая Психология: Память». М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. - 96с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).

2. Психология памяти: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

3. http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=fiziologicheskie-osnovi-pamati.

Хусяинова Зугря Наимовна,

аспирант первого года обучения кафедры экономической психологии и психологии труда НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва.

Телефонная психологическая служба телефона доверия

Аннотация. В статье описаны психологические особенности деятельности сотрудников телефонной психологической службы телефона доверия. Обоснованы критерии отбора сотрудников телефона доверия, описаны психологические особенности телефонного консультирования как специфического вида деятельности.

Ключевые слова: психологические кризисы, суициденты, телефонная психологическая служба телефона доверия, социально-терапевтическая помощь, телефонное консультирование, психолог-консультант.

В современном обществе человек наряду с позитивными моментами может испытывать и одиночество, неудовлетворенность, различные психологические кризисы, которые могут повлечь за собой различные соматические последствия (неизлечимые болезни). И не всегда человек может самостоятельно отрефлексировать эти проблемы, рассказать друзьям и близким людям. В условиях активизации современных миграционных процессов он может оказаться совершенно один в чужой стране, не знающим языка, испытывающим различные жизненные трудности. Иногда личность может проявлять склонность к тому, чтобы самостоятельно «загонять» себя в вакуум, из которого в дальнейшем тяжело выкарабкаться. Известно, что хотя бы раз в жизни у каждого человека возникала жизненная ситуация, в которой появлялась потребность выговориться, чтобы его просто выслушали, не давая при этом никаких советов и оценок [12]. Не всегда найдется человек, готовый это сделать - выслушать и услышать сказанное тобой здесь и сейчас, понять и принять человека, испытывающего трудности в данный момент его жизни. Что же делать человеку в таких ситуациях? Он может обратиться очно к психологу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.