УДК 297.17(091) Д. Мунхбат
Алтайский госуларственный гуманитарно-пелагогический университет имени В.М. Шукшина, Бийск (Россия)
ПАЛОМНИЧЕСТВО МОНГОЛОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ4
Статья посвещена рассмотрению некоторых особенностей развития паломчества в Монголии. Рассказывается о крупнейших центрах паломничества в Монголии, о паломничестве монгольских граждан внутри страны и в другие зарубежные страны, о его статистических данных и дальнейшей перспективе развития. В результате исследования показано, что в процессе развития туристической сферы с 1990-х г. количество паломников не только возрастает, но и составляет одно из основных направлений в монгольском региональном туризме. Кроме того, паломничество стало одним из основных видов современного религиозного туризма, целью которого является не религиозная пропаганда, а туризм для молитвы, основанный на убеждении верующих. Ежегодное увеличение количества паломников к священным местам (монастыри, священные горы и др.) показывает, что в мировоззрении монголов важное место занимают бурханизм и буддизм. Дальнейшее изучение феномена паломничетсва в Монголии представляется перспективным как с научной точки зрения, так и для развития религиозного туризма.
Ключевые слова: моление, молитва, паломничество, Утай Гумбэн, Лхас, Дармасла, Богдынский хурэ, Эрдэнэ-зуу, Хамрынский монастырь, Иволгинский дацан, Итгэлт хамба, Отгонтэнгэр хайрхан, Алтан обо, Амарбаясгалант, усыпальница Убугун Гэс-эр бакши.
D. Munkhbat
Altai state university of Humanities and education named after V.M. Shukshin, Biysk (Russia)
PILGRIMAGE FOR MONGOLS: TRADITIONS AND THE PRESENT*
The article is devoted to the consideration of some features of the pilgrimage development in Mongolia. The main part of the article describes the largest pilgrimage centers in Mongolia, the pilgrimage of Mongolian citizens within the country and to other foreign countries, its
4 Настоящее исследование выполнено в рамках совместного российско-монгольского исследовательского проекта «Историко-этнографическое изучение развития религиозного ландшафта в трансграничном пространстве Южной Сибири и Монголии» (проект № 16-21 -03001).
digital data and the future. As a result of the research it was shown that in the process of development of the tourism sector since the 1990s in Mongolia the number of pilgrims not only occupies a large percentage, but also constitutes a major direction in the Mongolian regional tourism. In addition, the Mongol pilgrimage has become one of the main types of modern religious tourism, the purpose of which is not religious propaganda, but tourism for prayer, based on superstition and belief of believers, which is known from our study. The annual increase in the number of pilgrims to the Holy places (monasteries, sacred mountains, etc.) shows that in the worldview of the Mongols the most important place is occupied by burkhanism and Buddhism. Further study of the phenomenon of pilgrimage in Mongolia seems promising from a scientific point of view, and for the development of religious tourism.
Key words: Prayer, praying, pilgrimage, Utai Gumben, Lhas, Darmsala, Bogdinski khure, Erdene-dzuu, Chamrinsky monastery, Ivolginsky datsan, Itgelt Khamba, Otgontenger Khairkhan, Altan ovoo, Amarbayasgalant, the tomb of Ubugun Geser Bagshi.
DOI: 10.14258/nreur(2018)2-07
Понятие «паломничество» появилось в Средние века, когда начали распространяться такого рода путешествия. Впервые духовных лиц, или лам, стремящихся посетить каждый уголок земного шара с целью распространения религий, сравнивали с голубем, принесшим пальмовые ветви, который упоминался в Ветхом Завете христианской религии. Слово «паломник» произошло от латинского слова «palma» (дерево Победы) [Гантумур, 2001: 178]. В настоящее время туризм такого рода стали называть по-разному: «духовный туризм», «туризм для молитвы», «религиозный туризм» и т. д. «Шашны аялал жуулчлал» по международной номинации — религиозный туризм, religious tourism. Такой официальный термин начали применять с 1991 г. Основываясь на этом, туристов, посещающих святые религиозные места или религиозные центры на срок год или более, стали называть религиозными туристами, а туристические услуги, оказываемые в этих местах, — религиозным туризмом. В настоящее время развиваются два основных вида религиозного туризма, в частности: туризм религиозной молитвы (или паломничество) и туризм с сугубо религиозной целью. В зависимости от ритуалов возникли два вида паломничества. Первый вид — религиозный туризм, использующий научение, пропаганду, распространение религиозных знаний. Второй вид — это религиозный туризм, применяющий ритуалы, т. е. вид туризма, основанный на убеждениях верующих, среди ритуалов молитва, медитация, созерцание и подобное с участием культа и культовых предметов.
В развитии туризма любая страна может предоставить туристам туристский продукт, основанный на использовании всех ресурсов природы, общества, истории, культуры, обычаев и т. д. В Монголии, к сожалению, не проводят оценку (мониторинг) туристических ресурсов, а также не занимаются их специализацией, из-за чего не развиваются многие виды туризма, турмаршруты не отличаются друг от друга. В настоящее время назрела необходимость в развитии религиозного туризма, основанного на ритуалах и обычаях.
Количество туристов, интересующихся буддийской религией и едущих в Индию и Тибет, в среднем дошло до 60 миллионов поездок в год [Статистические сообщения..., 2013: 64]. Население Монголии исповедует в основном буддийскую религию (86.5%) [Статистический сборник переписи..., 2014: 35].
Ренессанс бурханизма, когда эта религия широко распространилась в Монголии, охватывает период XVII — начала XX в. Количество монастырей и храмов, осуществляющих свою деятельность в конце XIX — начале XX в., равнялось приблизительно 1140 [Монголын сум хийдийн туухэн товчоо, 2009]. Там находилось примерно 180 тысяч лам и послушников [Баабар, 2014: 217]. В начале XX в. население Монголии составляло около 760 тысяч человек, из них 225 тысяч мужчин трудоспособного возраста [Майский, 1998: 110].
В то же время распространилось высказывание «В каждой юрте были гэлэны (монашеский чин), в каждом овраге были храмы». В монгольском лексиконе слова тибетского происхождения очень распространены. Было популярным давать тибетские имена новорожденным, а также географическим объектам: горам, степям, рекам и озерам. Учёный Ж. Сэржээ писал: «...судя по переписи населения Богда Ханской Монголии 65%, или около 494000 человек из всего зарегистрированного населения... носили тибетские имена» [Сэржээ, 1999: 48; Монголчуудын нэр зуйн лавлах, 1999]. Таким образом, к началу XX в. мировоззрение монголов стало целиком буддистским или основывалось на учении бурханизма. Среди исповедующих бурханизм существовали различные ритуалы, исполняемые ежедневно или с определенной последовательностью в течение года, квартала и месяца. Самым важным ритуалом была молитва культу как самой высшей святыне.
Как указано в учениях бурханизма, у верующего имеются три культа, в частности:
A. Повеленческий культ (книги, относящиеся к бурханизму, сутры, каноны);
Б. Образный культ (портреты будды и богов, образы, созданные с помощью дерева, камня, глины, краски, золото и сокровища, а также гробницы и усыпальницы).
B. Благословенный культ (субурганы, обо, символ могущества, колокол, монастыри и храмы).
Все они являются самыми высшими культами бурханистов. Общеизвестно, что поездка в святые места и совершение молитвы было желанной целью монголов. Судя по устойчивым выражениям «... Вышестоящему спасению — Утаю помолился, Дело жизни всей с успехом закончилось...»,«... Богдынскому Хурэ помолился, Благодаря ногам да жилам...»,«... Я еду да еду, А Пекин на месте...» и др., молитва высшему и дорогому культу, наверное, была целью и делом всей жизни человека. Как говорилось в исторических произведениях и источниках, паломничество монголов имело два направления: внешнее и внутреннее. К внешнему паломничеству относится выезд из Урги или Хурэ, далее поездка в сторону Утай (Лхас), Гумбэн и Дармасла. Эти же места ныне находятся в примерно семи тысячах километрах от Улан-Батора, ониотносятя к Тибетскому автономному округу Китайской Народной Республики (КНР). В официальных пограничных и таможенных документах Маньжчурии и Богдо Ханской Монголии XVIII-XX вв. отсутствуют данные о количестве монгольских паломников. Однако известно, что количество лам, прибывших из Халхи в тибетские монастыры и храмы с целью получения религиозного образования и повышения степеней и чинов, составляло в 1900-1910 гг. около 8500 человек [Билгийн мэлмий, 2009]. Интересно, что в родословных записях каждой семьи Монголии имеется хотя бы один человек, совершивший молитву в Тибете. В биографиях ученых лам популярны истории о получении ими религиозного образования в Тибете.
В отношении местных верующих Монголии поездка в Богдынский Хурэ и Эрдэнэзуу, совершение там молитвы имели очень важное значение. В Богдынском Хурэ жил гла-
ва бурханизма Монголии, «живой бог» Богд Жавзандамба. Богдынский Хурэ, или Урга, был самым большим монастырем. Поездка и молитва монгольских паломников занимала несколько месяцев и даже целый год.Она была связана с большим риском из-за слабого социально-экономического развития, отсутствия инфраструктуры и тяжелых природно-климатических условий.
В 1921 г. в Монголии победила народная революция. В результате была создана Монгольская Народная Республика (МНР). Однако государственная политика МНР сначала была направлена против религий и монастырей. В результате борьбы с суевериями народных масс и религиозной деятельностью монастырей и храмов к 1937 г. закрылись все монастыри, арестованы известные ламы и послушники. Их приговорили к высшей мере наказания или многолетним срокам заключения в тюрьмах. Большинство послушников превратились в «хар», т.е. стали обычными гражданами. «В 1937-1939 гг., когда проводились политические репрессии, по решениям Чрезвычайной и Полномочной комиссии было репрессировано 25400 человек, из числа которых 16000 человек были ламами, послушниками и аристократами...» [Баабар, 2014: 181].
В 1940 г. вышло постановление Правительства МНР по возобновлению деятельности монастыря Гандантэгчинлэн — центра монгольских верующих, находящегося в столице Улан-Баторе. Его деятельность существлялась под строгим контролем, из-за чего была весьма ограниченной вплоть до 1990-х гг. Конституция Монголии, утвержденная в 1992 г., гарантировала свободу верования и право быть неверующим. Во 2-м пункте 14-й статьи новой конституции указано, что «религия предпочитает государство, государство предпочитает религию», что гарантировало основы нового распространения традиционного бурханизма среди монголов. В результате этого пробудилось национальное сознание, интерес к истории, культуре и обычаям монголов, повысилось значение национальных ценностей, в духовно-интеллектуальную жизнь монголов через 70 лет вернулся бурханизм.
В настоящее время в стране зарегитрировано 256 буддийских монастырей и храмов, из них 204 осуществляют активную деятельность. Одной из особенностей возрождения буддийской религии после 1990-х гг. является резкое увеличение среди верующих паломничества, направленного так внутрь страны, так и за рубеж. Среди 15 туркомпаний, проводящих в Улан-Баторе активную деятельность по оказанию услуг внешнего паломничества, самыми крупными стали пять компаний: «Будда тур», «Монгол аялал», «Женко тур», «Жуулчин», и «Номадик». «По данным только в 2008-2014 гг., по линии вышеназванных 5 компаний 160293 монгольских паломников — туристов были охвачены турпоездкой в Бурятию для молитвы Итгэлту Хамбу. Эти же компании за названный период оказывали услуги 38490 паломникам — туристам, направляющимся в Индию и Тибет...» [Монголын Аялал..., 2015]. Кроме того, сюда не вошло число монголов, ездивших в Бурятию с визой на 30 дней пребывания в РФ, а также в Тибет и Индию. Наряду с этим, в последние три года количество внутренних туристов резко повысилось.
По данным Центральной организации туризма ежегодно в среднем 200-220 тысяч туристов-паломников едут на святые и культовые места, предпочитаемые верующими: Хамрын хийд (Восточно-Гобийский аймак), Дувхэн хийд (Убурхангайский аймак), Эрдэнэ-зуу хийд (Убурхангайский аймак), Отгонтэнгэр хайрхан (Забханский аймак), Алтан-овоо (Сух-Баторский аймак), Амарбаясгалант хийд (Сэлэнгинский аймак), Ээж хад (Сэлэнгинский аймак), Аглаг бутээлийн хийд (Центральный аймак), Усыпальни-
ца Убугун Гэсэр багши (Архангайский аймак). Все эти святые и культовые места, куда едут верующие совершать молитву и выражать почтение, в содержательном и вероис-поведательном отношении являются действительно сакральными и святыми местами, принадлежащими бурханизму.
Таким образом, по итогам исследования можно сделать следующие выводы. Во-пер-вых, в турпроизводстве, динамично развивающемся в Монголии после 1990-х гг., количество паломников не только занимает немалый процент, но и создавало крупное направление в монгольском и региональном туризме. Во-вторых, паломничество монголов стало одним из основных видов современного религиозного туризма, целью которого является не религиозная пропаганда, а туризм для молитвы, основанный на вере и убеждении верующих, что известно из нашего исследования. В-третьих, поклонения культовым местам, таким как монастыры, горы и другие природные объекты, относятся к буддийским религиозным ритуалам. Увеличение количества паломников из года в год показывает, что в мировоззрении и духовно-интеллектуальной жизни современных монголов бурханизм или буддийская религия занимает важное место.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Гантумур Д. Аялал жуулчлалын ундэс. Улаанбаатар, 2001. 217 т. (на монг. яз.).
Ази, Номхон далайн орнуудын аялал жуулчлалын холбооны статистик мэдээ. 2013., «PATA». 120 т. (на монг. яз.)
Монголын сум хийдийн туухэн товчоо. Еренхий редактор С. Цэдэндамба. Улаанбаатар, 2009. 888 т. (на монг. яз.).
Баабар Б. Нуудэл суудал, 20-р зууны Монгол. Улаанбаатар, 2014. 995 т. (на монг. яз.).
Майский И.М. Шинэ бахуучин Монгол. Перевод Б. Баярсайхан. Улаанбаатар, 1998. 195 т. (на монг. яз.).
Сэржээ Ж. Монголчуудын нэр зуйн лавлах. Улаанбаатар, 1999. 84т. (на монг. яз.).
Батболд О. Эргэл мергел, уламжлал шинэчлэл // Билгийн мэлмий: газета от 2009.09.48, №04/63 (на монг. яз.).
Монголын Аялал жуулчлалын ундэсний форум ын бичиг баримтын эмхэтгэл. Эмхт-гэсэн М. Ганболд. Улаанбаатар, 2015. 148 т. (на монг. яз.).
Статистические сообщения Ассоциации туризма стран Азии и Тихого океана. «PATA», 2013.
Статистический сборник переписи населения и учёта 2013 года. 2014.
Билгийн мэлмий. 2009. №04/63 (на монг. яз.).
REFERENCES
Gantumur D. Ayalal juulchlalyn undes [Basis of travel]. Ulaanbaatar, 2001. 217 t. (in Mongolian).
Azi Nomkhon dalain ornuudyn ayalal juulchlalyn kholboony statistic medee [Statistics of Asia Pacific Tourism Association]. 2013, "PATA". 1201. (in Mongolian).
Mongolyn sum khiidiin tuukhen tovchoo [The Office of the Mongol Monastery]. Erunkhii redactor S. Tsedendamba. Ulaanbaatar, 2009. 888 t. (in Mongolian).
Baabar B. Nuudel suudal, 20 zuuny Mongol [Open Shelf, Mongolia's 20th Century]. UB., 2014. 9951. (in Mongolian).
Maiskii I. M. Shint ba khuuchin Mongol [New and old Mongolia]. Perevod B. Bayarsaikhan. Ulaanbaatar, 1998.195 t. (in Mongolian).
Serjee J. Mongolchuudiin ner zuin lavlakh [Mongolian reference directory]. Ulaanbaatar, 1999. 841. (in Mongolian).
Batbold O. Ergel murgul, ulamjlal shinechlel [False worship and tradition]. "Bilgiin melmii" [Billas eyes] 2009.09.48, №04/63 (in Mongolian).
"Mongolyn ayalal juulchlalyn undecnii forum" — yn bichig barimtyn emkhetgel [The "National Forum of Mongolian Tourism" documents]. Emkhetgesen M. Ganbold. Ulaanbaatar: Ulaanbaatar printing, 2015.1481. (in Mongolian).
Statisticheskie soobshcheniya Associacii turizma stran Azii i Tihogo okeana [Statistical reports of the Association of tourism of Asia and the Pacific]. "PATA", 2013.
Statisticheskij sbornik perepisi naseleniya i uchyota 2013 goda [Statistical compendium of the census of population and the census of 2013]. 2014.
Bilgijn mehlmij. 2009. №04/63 (in Mongolian).