Научная статья на тему 'Паломничество (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)'

Паломничество (из авторского словаря «Космос русского самосознания») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
170
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
паломничество / Религия / подвижничество / святые места

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исупов Константин Глебович

Статья «Паломничество» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Паломничество (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)»

мертвого «я» (=мы) к мертвому Богу (андеграунд, современный мистицизм). Трагедия одиночества не в том, что из него нет выхода (оно само - выход), а в том, что его свойство быть порогом искомой идентичности «я» совмещается с образами должного знания о месте этой границы как подвижной коммуницирующей дистанции. Мерой ее движения является глубина одиночества, а непосредственным результатом - новая качественность самопознания, общения и творчества.

Тексты: Анненский И.Ф. Трилистник одиночества, 1909; Бламан А. Жизнь в одиночестве. Роман. 1949; Вяземский П.А. Еще дорожная дума, 1841; Гарридо М. Хвала одиночеству. Поэт. сб. 1966; Гомикава Д. Ставка на одиночество. Роман. 1963; Гумилев Н.С. Одиночество, 1909; Заболоцкий Н.А. Одинокий дуб, 1957; Карамзин М.Н. Мысли об уединении, 1802; Койранский А.Р. Песни одиночества. 1902; Краско И. Ночь и одиночество. Поэт сб. 1909; Лоцманов А.В. Мысли об уединении // Переводы и сочинения в прозе. - М., 1823; Лундквист Н.А. Из населенного одиночества. Сб. прозы. 1958.; Мак-Леннан Х. Два одиночества. 1945; Маркес Г. Сто лет одиночества. Роман. 1967; Никольский П.А. О задумчивости и уединении // Санкт-Петербургский вестник - 1812, № 8; Новорусский Н.В. В абсолютном одиночестве. Отрывок из романа, 1887 // Под сводом. Сб. М., 1909; Пастори Л. Воздух одиночества. Поэт сб. 1962; Пир-ме О.Л.Д. Дни одиночества (Воспоминания, письма), 1869; Сельвинский И.Л. Одиночество, 1965; Соллерс Ф. Забавное одиночество. Роман.1959; Таубер Е.Л. Одиночество. Стихи. Берлин, 1935; Тауберг Е.Л. Одиночество. Стихи. Берлин, 1925; Ходасевич В.Ф. Уединение, 1915; Юшкевич М. Одинокие. Париж, 1929.

Исследования: Аббаньяно Н. Мудрость жизни. - СПб., 1996 (Одиночество, чтобы вернуться к жизни - С. 121-126); Абульханова—Славская К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. - 1999. Т. 20. № 5. -С. 5-14; Адамович Г. Одиночество и свобода. - СПб., 1993; Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. - М., 2000; Бердяев Н.А. Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения). - Париж, 1934; Горичева Т. Сиротство в русской культуре // Вестник новой русской литературы. - 1991, № 3. - С. 227-245; Желобов А.П. Одиночество как благо (К вопросу о тотальной социализации детства) // Культура на защите детства. - СПб., 1998. - С. 46-47; Закржевский А. Одинокий мыслитель. - Киев, 1916; Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий, 1938 (фргм. 38 - Одиночество) // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. - М., 1994. - С. 163-164; Исупов К.Г. Одиночество в Другом (С. Кьеркегор наедине с собой) // Кьеркегор и современность. - Минск, 1996; Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Личность в одиночестве // Вопросы философии. - 1971, № 7; Соловьев И.М. Поэзия одинокой души // Венок М.Ю. Лермонтову. - М.; Пг., 1914; Спиридонова И.А. Мотив сиротства в «Чевенгуре» А. Платонова в свете христианской традиции // Евангельский текст в русской литературе XVIII - XIX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 2. - Петрозаводск, 1998. - С. 514-536.

ПАЛОМНИЧЕСТВО

Благочестивое хождение ко святым местам, центральные из которых - Гроб Господень в Иерусалиме и Вифлеемская пещера; на Руси в качестве таковых посещались софийные и троичные храмы Киева, Москвы и Новгорода, а также лавры, монастыри и церкви, прославившиеся чудотворными иконами, мощами и подвигами святых угодников. В идее П. лежит признание возможности прижизненного преображения: паломник возвращается другим человеком - с иным моральным статусом и с ощущением обновленного внутреннего строя души. Своим благочестивым путешествием он восполнил дефицит благодати и принес с собой надежду на подобный опыт другим; это как бы в одиночку пережитой опыт Апокалипсиса (пересечение границы грешной жизни и выход в очистительное пространство

Лексикон

Terra Humana

«иной земли» под «иным небом»). Особое значение обретают мифологемы пути и границы: паломник обязательно вернется - смысл самого похода в этом, а не только в процессе пути и в достижении топоса Святыни. П. - род бытового подвижничества (по-двиг содержит идею движения, по-движенья), это динамическое передвижение-устремление к спасительной точке по орбите эсхатологического круга: к обретению чистой жизни и облегченной совести. страннничество и П. сходны тем, что то и другое - поход за правдой, опознаваемой в качестве таковой на пестром инославном фоне. Такая правда только с другой стороны (страны) и может быть понята и принесена на родину: христианство как иноземельная и возвещенная на чужом языке религия должна быть окончательно усвоена как мировая за рамками своего языка и этноса. Бытовому сознанию трудно понять, что мировых религий - несколько: слову ‘мировой’ в нем соответствует ‘все-светность’, т.е. тотальность, отрицающая любую иную социально-религиозную тотальность - мусульманскую или буддийскую. странничество и П. в метафизическом смысле следует понять как две точки единой вертикали - нижней и верхней: если первая знаменует итог скольжения странника в хтоническую глубину языческой грезы о взыскуемом граде Китеже (= Божьем Царстве), то вторая сулит паломнику восхождение на всю высоту благообретаемой Истины пред лицом Самой Истины, в самом центре Святой Земли, вечных событий Священной истории и всего событийно-сакрального топоса православной Святыни. В пространственно-горизонтальном смысле П. как труд дольнего пути окончательно упраздняет конфессиональные контрасты «своего» и «чужого»: Святая Земля, в которой возвещена была Благая весть, теперь и его земля (паломник несет ее с собой, иногда буквально - в котомке за плечами), и весь гомон многоязычного христианского мира, сквозь который он возвращается в отчий дом, обратился для него в подлинную Симфонию всяк сущего в Истине языка, для сердечного приятия которой «несть ни эллина, ни иудея». Так образуется в духовном существе паломника фундаментальная эмблема Креста: дольняя горизонталь дважды одоленного пути к Святыне и горняя вертикаль лично пережитого кеносиса (в подражание Христу - «нисхождение/восхождение», но в обратном порядке). В путь паломника толкает чувство открытого покаяния, сочетание эмоции страха Иова богооставленного и смутного ощущения трансцендентной надежды. Если Бог ко мне не идет, то я приду к Богу - такова нехитрая логика грешника. В этом смысле П. есть хронотоп динамической жертвы и вид религиозно-творческого поведения, «оглядка» на «зов», как сказал бы А. Мейер («Заметки о смысле мистерии (Жертва)», 1933). В метафизическом пространстве чаемой надежды на искупление грехов паломник прокладывает вполне физические дороги; но каждый пилигрим, упрямо идущий к горизонту Благодати, оказывается - как свершающий дело личного покаяния, первопроходцем, даже если он идет к своей цели древним трактом, плывет испытанным курсом или пробирается нетайными тропами. В П. религиозно-нравственный долг покаяния сочетается с инстинктивным тяготением к Сущему Добру и страстным желанием пожертвовать собой самым доступным образом. П. есть исполнение категорического императива личной религиозной совести, путь к внутреннему Богу и смиренному приятию именно так устроенного тварного мира, к свободе от сложностей теодицеи; это добровольное испытание на меру моральной ответственности перед ближним, попытка следования высоким образцам стяжания Святого Духа, а тем самым - освоение опыта отечественной святости как органической этики любви к ближнему.

Тексты и исследования: Андрианова-Перетц В.П. Хождение в Иерусалим и Египет Василия Гагары // Сборник Российской Публичной библиотеки. Материалы и

исследования. - Пг., 1924. - Вып. 2; Арцыбашев Д.В. От времени «странников» к орга- 191 низации туризма // Культурологические исследования”03. - СПб., 2003; Безносов В.Г. Земное - небесное, или Надежды России (Ф. М. Достоевский о русском странничестве) // Преображение. Вып. 2. - СПб., 1993.; Белоброва О.А. 1) «Книга Паломник» Антония Новгородского (К изучению текста) // Труды отдела древнерусской литературы.

Т. XXI. - Л., 1974; 2) О ленинградских списках древнерусских хождений в Грузию // Русская и грузинская средневековые литературы. - Л., 1979; Беседа о святынях и других достопримечательностях Царьграда // Майков Л.Н. Материалы и исследования по старинной русской литературе. -СПб., 1890; Бессонов П. Калики перехожие -М., 1861. - Вып. 1; Бухарев А.М. (архим. Феодор). Странники // Странник. - 1860, январь, № 1; Веневитинов М.А. Хождение игумена Даниила в Святую землю в нач.

XII в. // Летопись занятий Археографической Комиссии 1876-1877. Вып. 7. - СПб.,

1884; Гурин С. Путешествие, паломничество, туризм // Размышления о Хаосе. - СПб.,

1998; Иерусалим в русской культуре. Сб. статей. - М., 1994; Котельников В.А. Православная аскетика и русская литература (На пути к Оптиной). - СПб., 1994; Лопарев Х.

М. Хождение Трифона Коробейникова. 1593-1594 гг. // Православный Палестинский сборник. Т. 9. Вып. 3. - СПб., 1889.; Иеромонахи Макарий и Сильвестр. Путник, 1764 /

Изд. архим. Ленонида // Чтения в Обществе истории и древностей российских в Московском университете. Т. 3. - М., 1873; Исупов К.Г. Паломник на фоне ландшафта // « +

972». - СПб.-Иерусалим, 2005, № 3; Михайловский В. Спутник православного поклонника в Святую землю. Изд. 2-е. - СПб., 1887; Муравьев А.Н. 1) Путешествие по святым местам русским: В 2 т. - М., 1993; 2) Путешествие по святым местам Востока в 1829 году. - СПб., 1995; 3) Паломничество по святым местам <латин. текст и рус. перевод И.В. Помяловского> // Православный Палестинский сборник. Вып. 20. - СПб., 1889; Никитин А. Хождение за три моря. - М., 1986; Порфирий, преосв. (Успенский). Восток христианский (Ч. 1. Афон языческий. Ч. 2. Афон христианский, мирской. Ч. 3 - Афон монашеский). - Киев 1877; СПб., 1892; Прошин Г. Черное воинство. - М., 1988; Путевые записки братьев Вешняковых и мядынского купца Михаила Новикова. - М., 1813;

Пыпин А.Н. Паломничества и путешествия в старой письменности // Вестник Европы,

1896. № 8; Серафим Святогорец (Анрей Веснин). Письма друзьям о святой горе Афонской. 3-е изд. - СПб., 1856; Путеводитель во святой горе Афонской. - СПб., 1854; Сахаров И. Путешествия русских людей в чужие земли. Изд. 2-е. Ч. 1 - СПб., 1837; Сказание Епифания Мниха о пути в святой град Иерусалим, 1415; Трефалев Н. Странники // Русский Архив. - 1866, № 4; Смотрицкий Мелетий. Апология моему странствованию на Восток <изд. Мартынова>. - Лейпциг, 1863; Хождение архим. Агрефенья обители пресв. Богородицы // Православный Палестинский сборник. Вып. 48. - СПб., 1896; Хождение священноинока Варсонофия к святому граду Иерусалиму // Православный Палестинский сборник. Вып. 45. - СПб., 1896.

Лексикон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.