Научная статья на тему 'Паломнические паспорта русских православных богомольцев, направляющихся в Иерусалим, в Архиве внешней политики Российской империи: 1775–1820 гг.'

Паломнические паспорта русских православных богомольцев, направляющихся в Иерусалим, в Архиве внешней политики Российской империи: 1775–1820 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
паломнический паспорт / паломничество в Святую Землю / богомолье / прошение / pilgrimage passport / pilgrimage to the Holy Land / pilgrimage / petition

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якушев М.М.

В статье на архивных материалах исследуются паломнические паспорта, выданные в конце XVIII – начале XIX в. русским богомольцам, отправляющимся на богомолье в Святую Землю. В приложении публикуются прошения и «доношения» русских паломников в ГКИД и императору (последняя четверть XVIII – первая четверть XIX в.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pilgrimage passports of Russian Orthodox worshippers heading to Jerusalem, in the Archive of the Foreign Policy of the Russian Empire: 1775–1820.

The article examines the pilgrimage passports issued at the end of the 18th – early 19th century to Russian pilgrims going on a pilgrimage to the Holy Land on archival materials. The appendix publishes petitions and «denunciations» of Russian pilgrims to the GKID and the emperor (the last quarter of the 18th – first quarter of the 19th century).

Текст научной работы на тему «Паломнические паспорта русских православных богомольцев, направляющихся в Иерусалим, в Архиве внешней политики Российской империи: 1775–1820 гг.»

pilgrimage passports of RussiAN orthodox WoRsHippERs heading To Jerusalem, in the Archive of the Foreign Policy of the Russian Empire: 1775-1820.

Mikhail Yakushev

Abstract: The article examines the pilgrimage passports issued at the end of the 18th - early 19th century to Russian pilgrims going on a pilgrimage to the Holy Land on archival materials. The appendix publishes petitions and «denunciations» of Russian pilgrims to the GKID and the emperor (the last quarter of the 18th - first quarter of the 19th century).

Keywords: pilgrimage passport, pilgrimage to the Holy Land, pilgrimage, petition

Аннотация: В статье на архивных материалах исследуются паломнические паспорта, выданные в конце XVIII - начале XIX в. русским богомольцам, отправляющимся на богомолье в Святую Землю. В приложении публикуются прошения и «доношения» русских паломников в ГКИД и императору (последняя четверть XVIII - первая четверть XIX в.).

Ключевые слова: паломнический паспорт, паломничество в Святую Землю, богомолье, прошение

Паломнические паспорта русских православных

богомольцев, направляющихся в Иерусалим, в Архиве внешней политики российской империи: 1775-1820 гг.

Михаил Якушев

В

царствование императрицы Екатерины II русские богомольцы перед отправлением в Святую Землю получали паломнические паспорта на «свободный проезд в Иерусалим». Для понимания схемы и механизма получения паспортов следует обратить внимание на некоторых русских поклонников, совершивших паломничество в Святую Землю в 1776 г.

Первым паломником был посадский купец Вологодской губернии города Устюжны Железопольской Андрей Матвеевич Бестемья-нников, желавший отправиться на поклонение святым местам на Афон и в Иерусалим «для пострижения в монашество». В сентябре 1775 г. он подал в ГКИД прошение, свидетельство устюжского купечества, увольнительный аттестат устюжского магистрата, где отмечалось, что он холост, «казенных начетов и партикулярных долгов на нем не имеется» и он не может состоять в купечестве по состоянию здоровья. Богомолец приложил к своему прошению свидетельство соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы

в Устюжне «о верности Ее Императорскому Величеству, Его Императорскому Высочеству» и свидетельство Киево-Печерской лаврской канцелярии о прохождении духовного послушания в лавре с октября 1774 г. по июль 1775 г. 18 сентября 1775 г. Бестемьянников получил паломнический паспорт, в марте 1776 г. был пропущен за границу, а в ноябре 1776 г. принял на Афоне монашеский постриг с именем Авраамий, но «за слабостью своего здоровья» не поехал в Иерусалим и вернулся в Россию.1

Вторым паломником был нижегородский дворянин, отставной прапорщик Александр Васильевич Водов, желавший идти на поклонения святым местам на Афон и в Иерусалим. В сентябре 1776 г. он подал в ГКИД «доношение», свидетельство нижегородского дворянства, увольнительный аттестат. Поклонник приложил к своему «доношению» свидетельство о прохождении воинской службы, где отмечалось, что он происходил «из дворян, за ним 10 душ», состоял на военной службе с 1762 г., проходил службу в Ростовском пехотном полку, служил в Первой армии под командованием генерал-фельдмаршала Румянцева. 13 сентября 1776 г. Водов получил паломнический паспорт и составил письменное уведомление о том, что после посещения Афона и Иерусалима вернется в Россию.2

Третим паломником был вяземский мещанин Ефим Яковлевич Сабельников, желавший идти на поклонение святым местам на Синай и в Иерусалим. В августе 1776 г. Сабельников подал в ГКИД «доношение», свидетельство вяземского купечества и увольнительный аттестат вяземского магистрата, где отмечалось, что у Сабельникова «казенных и партикулярных долгов нет». В Вяземском магистрате Сабельникову выдали проходной билет до Киева, где в губернской канцелярии ему надлежало получить паломнический паспорт.

В том же году на богомолье в Иерусалиме пожелали направиться три девицы из Ильинского женского монастыря Вязьмы: «дворовая девка» села Парсково Вяземского уезда Наталья Антонова, «крестьянская девка» деревни Понизовья Вяземского уезда Настасья Артемьева и дочь вяземского мещанина Катерина Федоровна Солдатова, подавшие в ГКИД «доношение» и увольнительные письма. В Вяземском магистрате им выдали проездные билеты до Киева, где в губернской канцелярии им следовало получить паспорта.3

1Дело купца Бестемьянникова для поклонения святым местам в Иерусалим и обратно, о даче оному Бестемьянникову паспорта / АВПРИ. Ф. Внутренние коллежские дела (ВКД). Оп. 2/6. 1775. Д. 4933. Л. 101-108.

2 Дело по прошению отставного прапорщика Александра Водова о даче ему паспорта для проезда в Иерусалим на поклонение святым местам / АВПРИ. Ф. ВКД. Оп. 2/6. 1776. Д. 4943. Л. 168-173.

3 Дело по прошениям 1) мещанина Сабельникова и трех «в искусе бывших» девок о даче им паспортов для свободного пропуска на поклонение святым местам в Иерусалим / АВПРИ. Ф. ВКД. Оп. 2/6. 1776. Д. 4941. Л. 150-162.

Еще одним паломником, пожелавшим «идти на поклонение святым местам в Иерусалим», был польский уроженец, доктор философии Краковского университета Прокофий Павлович, направивший «до-ношение» в ГКИД с приложенным свидетельством польского короля Станислава Августа и получивший в Варшавском магистрате проездной билет до Санкт-Петербурга. 26 февраля 1777 г. Прокофий Павлович получил паломнический паспорт.4

В 1803 г. по указу императора Александра I в Российской империи вводились новые печатные паспорта вместо старых рукописных для купцов, мещан и крестьян с целью борьбы с использованием фальшивых паспортов и участившимися случаями бегства крепостных крестьян.5 Дворянам, пожелавшим совершить путешествие за границу, также требовалось исходатайствовать заграничные паспорта.

Следует обратить внимание на процедуру и порядок выдачи паломнических паспортов для путешествия к святым местам на территории Османской империи в период с 1802 по 1820 г.

2 декабря 1802 г. отставной подпоручик Иван Красин направил «прошение» императору Александру I с пожеланием «идти в Иерусалим, на поклонение Гробу Господня» и просьбой получить «надлежащий паспорт». Статс-секретарь для принятия прошений на высочайшее имя М. Н. Муравьев (1801-1806) направил министру иностранных дел А. Р. Воронцову (1802-1804) отношение с просьбой выдать Красину паспорт «для прохода в Иерусалим».6

Известны данные о трех паломнических паспортах, выданных в 1804 г. 24 июня 1804 г. жена 1-го фузелерского полка фузелера Митрофана Сергеева Федосья Федотова направила в ГКИД паспорт «для свободного прохода турецкой области в город Иерусалим, в Афонскую и Синайскую горы для поклонения святым местам» сроком на десять лет, выданный 18 июня 1804 г. Санкт-Петербургским губернским правлением, и «доноше-ние» с просьбой снабдить ее «вместо оного другим для свободного прохода в означенные места». 25 июня по указу ЕИВ в КИД было «слушано доноше-ние» Федосьи Федотовой и определено «оный паспорт выдать помянутой Федотовой». 25 июня 1804 г. Федосья Федотова получила паспорт.7

4 Дело по прошению доктора философии Прокопия Павловича о даче ему паспорта на проезд его для поклонения святым местам в Иерусалим / АВПРИ. Ф. ВКД. Оп. 2/6. 1776. Д. 4950. Л. 214-220.

5 Дворяне, не находившиеся на государственной службе, могли не иметь паспортов, для них документом являлась грамота на дворянское достоинство.

6 О выдаче отставному подпоручику Красину паспорта для путешествия в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд 11-23. 1802. Д. 1. Л. 1-2 об.

7 О выдаче жене фузелера Митрофана Сергеева Федосьи Федотовой паспорта для прохода в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд 11-23. 1804. Д. 2 . Л. 1-5.

25 июля 1804 г. жена рекрута Епифана Климентова Фекла Егорова и вдова канонира Семена Парыгина Мария Борисова направили в ГКИД паспорта «для свободного прохода турецкой области в город Иерусалим» сроком на десять лет, выданные 18 июля 1804 г. Санкт-Петербургским губернским правлением, и «доношения» с просьбой снабдить их «вместо оных другими для свободного прохода в означенные места». 24 июля по указу ЕИВ в КИД были «слушаны доношения» Феклы Егоровой и Марии Борисовой и определено «выдать просительницам надлежащие паспорта». Фекла Егорова умерла, так и не получив свой паспорт. 29 июля 1804 г. Мария Борисова получила паспорт с итальянским переводом.8

В 1805 г. Воронежское губернское правление направило в ГКИД «доношение» с просьбой выдать сержантской вдове из города Воронежа Агафье Бушуевой паспорт «на свободный проход для богомолья в город Иерусалим».9

Известны сведения о пяти паломнических паспортах, выданных в 1806 г.

6 марта 1806 г. молдавская девица из Воронежской губернии Купянского уезда Надежда Иванова, «вышедшая из Ясс», направила в ГКИД паспорт «для прохода в Иерусалим», выданный 9 февраля 1806 г. Санкт-Петербургским губернским правлением, и «доношение» с просьбой снабдить ее «вместо оного другим». 16 марта 1806 г. Иванова получила паспорт с итальянским переводом («без возврату»).10

26 марта 1806 г. ямщик Иван Николаев из Санкт-Петербургской губернии Софийского уезда Славянской слободы, уволенный на пять лет, «для богомоления» направил в ГКИД паспорт «для прохода в Иерусалим», выданный 24 марта Санкт-Петербургским губернским правлением, и «доношение» с просьбой снабдить его «вместо оного другим». 9 апреля 1806 г. Иван Николаев получил паспорт.11

16 октября 1806 г. венгерский мещанин Коноп Яковлев и крестьянские дочери Екатерина Халтурская и Анна Михайлова направили российскому императору Александру I «прошение» с пожеланием идти «сухим путем» до «града Иерусалима, в турецкую землю для богомолья

8 О выдаче вдове канонира Семена Парыгина Марии Борисовой и жене рекрута Епифана Климентова Фекле Егоровой паспортов для прохода в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд 11-23. 1804. Д. 3. Л. 1-11.

9 О доставлении Воронежским губернским правлением Коллегии иностранных дел сведений о выдаче вдове сержанта Агафье Бушуевой паспорта для следования в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд 11-23. 1805. Д. 1. Л. 1-2.

10 О выдаче паспорта Воронежской губернии Купенского уезда, вышедшей из Ясс девице Надежде Ивановой, идущей в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд 11-23. 1806. Д. 1. Л. 1-4.

11 О выдаче паспорта ямщику Ивану Николаеву, уволенному на 5 лет, в Иерусалим на богомолье / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд 11-23. 1806. Д. 2 . Л. 1-4.

там к Господней Гробнице» и получить «надлежащие паспорта». Статс-секретарь для принятия прошений на высочайшее имя М. Н. Муравьев направил министру иностранных дел А. Я. Будбергу (1806-1807 ) отношение с просьбой выдать Яковлеву, Халтурской и Михайловой паспорта «для прохода в Иерусалим на поклонение гробнице Господней».12

После победы России в Отечественной войне 1812 г. возобновилась выдача паломнических паспортов для путешествия на Святую Землю.

В 1814 г. вдова дорогобужского мещанина Дарья Замарацкая получила паспорт «для прохода в Иерусалим», но после ее смерти в 1816 г. Смоленское гражданское правление выслало ее паспорт в ГКИД.13

В 1815 г. послушник Московского ставропигиального Симонова монастыря Иван Леонтьев из Ярославской губернии Ростовского уезда казенной Карашской волости направил увольнительное письмо из Ярославской казенной палаты и «доношение» Ярославского губернского правления в ГКИД с просьбой выдать ему паспорт «для следования в Иерусалим и на Афонскую гору на поклонение святым местам».14

В том же году вдова вахмистра Анастасия Иванова Шниткина из города Ярославля направила в ГКИД «доношение» Ярославского губернского правления с просьбой выдать ей паспорт «для свободного прохода в Иерусалим».15

В 1816 г. дворовый крестьянин статского советника Карпа Левицкого Анисим Байбузенк получил паспорт «для прохода в Иерусалим». В 1820 г. Санкт-Петербургская казенная палата прислала для уничтожения присланный по сообщению Киево-Печерской лавры паспорт.16

В 1817 г. послушник Московского второклассного Спасо-Андро-ниевского монастыря Гордей Иванов из Московской губернии города Руза, ставший послушником Киево-Печерской лавры, получил паспорт

12 По прошению венгерского мещанина Конопа Яковлева и крестьянских дочерей Екатерины Халтурской и Анны Михайловой о выдаче им паспортов для прохода в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд 11-23. 1806. Д. 3 . Л. 1-2.

13 О доставлении в Коллегию иностранных дел паспорта, выданного дорогобужской мещанке вдове Дарье Замарацкой для прохода в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд 11-23. 1816. Д. 2. Л. 1.

14 О выдаче паспорта послушнику Московского Симоного монастыря Ивану Леонтьеву для следования в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд 11-23. 1815. Д. 2. Л. 1-4 об.

15 О доставлении Ярославскому губернскому правлению сведений о паспорте вдовы вахмистра Анастасии Ивановой Шниткиной для прохода в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд 11-23. 1819. Д. 1. Л. 1-5.

16 Об уничтожении паспорта, выданного крестьянину статского советника Карпа Левицкого Анисиму Байбузенку для прохода в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд 11-23. 1820. Д. 3. Л. 1-3.

«для прохода в Иерусалим» на основании «доношения» Московского губернского правления в ГКИД. 15 марта 1817 г. Гордей Иванов получил паспорт.17 Особого внимания заслуживает тот факт, что к проездному билету богомольца для поездки в Санкт-Петербург был приложен его словесный портрет. По описанию Гордей Иванов был «росту не малого, лицом чист, бел, глаза серые, волосы на голове и борода русые, от роду ему 38 лет».18

В 1817 г. солдатская жена Авдотья Наренкова из Вологодского уезда деревни Ольховки, замужем за рядовым Астраханского гренадерского полка Ефимом Наренковым, получила паспорт «для прохода в Иерусалим на богомолье», однако ее паспорт был утерян, точнее сказать, украден по дороге.19

В том же году вдова астраханского мещанина Ирина Лисина направила в ГКИД «доношение» Новгородского губернского правления с просьбой выдать ей паспорт «для прохода в Иерусалим», но в том же году умерла в вотчине графа Алексея Андреевича Аракчеева.20

В 1818 г. послушник и отставной канцелярист Николаевского Пешковского монастыря Евграф Васильевич Семенов получил в Санкт-Петербурге паспорт «для прохода в Иерусалим». В 1819 г. он отправился в Иерусалим, откуда через год вернулся в Россию.21

Следует отметить, что в царствование императоров Александра I и Николая I порядок выдачи паломнических паспортов совершенствовался. На основании прошений и «доношений» заявителя на имя императора Санкт-Петербургское губернское правление выдавало русским паломникам паспорта «для прохода в Иерусалим». МИД согласовывал выдачу заграничных паспортов с Министерством полиции. В некоторых случаях богомольцы получали долгосрочные паломнические паспорта для «свободного прохода в турецкие земли» - Иерусалим, Афон, Синай - сроком на десять лет.

В 1819 г. Министерство полиции направило отношение в ГКИД с просьбой об уведомлении, какими постановлениями оно руководствуется при выдаче паспортов русским паломникам, отправляющимся

17 О паспорте послушника Киево-Печерской лавры Гордея Иванова для прохода в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд П-23. 1817. Д. 6. Л. 1-14.

18 Там же. Л. 9.

19 О паспорте шедшей на богомолье в Иерусалим солдатской жене Авдотье Наренковой / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд П-23. 1817. Д. 4. Л. 1-4.

20 О выдаче паспорта мещанской вдове Ирине Лисиной для прохода в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд П-23. 1817. Д. 5. Л. 1.

21 О паспорте послушника Николаевского Пешковского монастыря Евграфа Семенова для прохода в Иерусалим / АВПРИ. Ф. АД. Оп. 21. Разряд II. 1828. Д. 3. Л. 1-4.

на богомолье в Иерусалим.22 Секретная экспедиция ГКИД сделала запрос в Санкт-Петербургский архив о порядке выдачи паспортов российским подданным, следующим в Святой Град и предоставлении «бумаг относительно сего дела», в результате чего было выявлено два протокола (от 7 и 27 июля 1782 г.), направленных из ГКИД в Санкт-Петербургское губернское правление, один из которых подписан вице-канцлером графом Остерманом и графом Безбородко. В соответствии с именными указами 1721 и 1723 гг. российские подданные, выезжавшие за границу, прибывали в Санкт-Петербургское правление и просили выдать им, «уволенным от службы», загранпаспорта на основании «апшита или паспорта о выпуске за границу», «особливого аттестата о пропуске за границу», «увольнительного вида к свободному житию» и в некоторых случаях «особливого обязательства». На основании манифеста «о вольности дворянства» от 18 февраля 1762 г. в КИД подданным выдавались паспорта при условии их платежеспособности, необремененности долгами и возвращения в Россию.23

Прошения и «доношения» русских паломников в ГКИД и императору (последняя четверть XVIII - первая четверть XIX в.)

№ 1

В Государственную коллегию иностранных дел отставного прапорщика Александра Водова (получено сентября 3-го дня 1778)

Покорнейшее доношение В 1772-м году июня 30 дня с данным мне от Государственной военной коллегии указом от службы я отставлен и отпущен в дом мой, состоящий в Нижнем Новгороде, где и находился, а как я вознамерился идти для поклонения святым местам в Афонскую гору и во Иерусалим, и получа от тамошнего дворянского предводителя и от прочими тамошних дворян в марте месяце сего года свидетельство, приехал сюда, в Санкт-Петербург.

Того ради помянутую Государственную коллегию иностранных дел всепокорнейше прошу для беспрепятственного моего пути

22 О доставлении канцелярии Министерства полиции сведений касательно постановлений, какими руководствуется КИД при выдаче паспортов российским подданным, отправляющимся в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд 11-23. 1819. Д. 2. Л. 1-7.

23 Там же. Л. 1-7.

как до показанного города Иерусалима, так и обратно в Россию пропуска приказа выдать мне пашпорт, а означенное данное мне от нижегородского дворянства свидетельство - при сем прилагаю.

К сему доношению отставной прапорщик Александр Васильевич сын Водова руку приложил24.

№ 2

Государю императору от отставного поручика Красина (получено 1802 декабря 2 дня)

Покорнейшее прошение Всеавгустейший монарх! Всемилостивейший государь!

Продолжал я службу высочайшей короне двадцать один год и был в походах и перед неприятелем в действительных сражениях, а потом, воспитав трех сынов, не требуя казенного кошта, я посвятил оных службе Вашего Императорского Величества. Первого в 1790-м в Кинбурнском драгунском, а последних двух - в 1791-м году в Нижегородском пехотном полку, но где ныне находятся неизвестно, а только слышал, что все три служат офицерами, я не погасил моего к ним рачения в их отрочестве, я же при совершенной старости и слабого здравия остался не только без пропитания - даже без призрения, я же никакого не имел и ныне не имею, кроме заслуг отечеству, но государь не хотел наносить тем беспокойства, питался по монастырям моими трудами работая Богу, ныне же положил непременное намерение идти в Иерусалим на поклонение Гробу Господне, если оное будет угодно моему богу монарху, почему и принял смелость прибегнуть к покровительствующим стопам отца отечества, помилуй всеавгустейший монарх, повелите мне выполнить данное мною обещание нашему владыке и прикажите кому следует для прохода моего в Иерусалим и обратно дать пашпорт, и тем утвердите ко мне огромную Вашего Императорского Величества милость, дабы я, оросившись снисхождением великодушного моего государя, удостоен был сказать и перед Гробом создателя, да вознаградит всех благ податель господь наш Иисус Христос своей милостью моего монарха со всей его царской фамилией в нынешнем и будущем веке.

Всеавгустейший монарх!

Всемилостивейший государь Вашего Императорского Величества

24 Дело по прошению отставного прапорщика Александра Водова о даче ему паспорта для проезда в Иерусалим на поклонение святым местам / АВПРИ. Ф. ВКД. Оп. 2/6. 1776. Д. 4943. Л. 168-173.

всенижайший и преданнейший слуга отставной поручик Красин25

№ 3

В Государственную коллегию иностранных дел 1-го фузелерского полку фузелера Митрофана Сергеева жены Федосьи Федотовой (получено 24 июня 1804)

Покорнейшее доношение Представляя при сем данный мне в 18 день сего июня из Санкт-Петербургского губернского правления паспорт для прохода в Афонскую и Синайскую горы и в Иерусалим для поклонения святым местам, сроком на десять лет, покорнейше прошу Государственную коллегию иностранных дел снабдить меня вместо оного другим для свободного прохода в означенные места. Х Х Х

Санкт-Петербург. июня 24 дня 1804 года.26

№ 4

В Государственную коллегию иностранных дел канонира Семена Парыгина вдовы Марьи Борисовой (получено 25 июля 1804)

Покорнейшее доношение Представляя при сем данный мне в 18 день сего июля из С-Петербург-ского губернского правления паспорт для прохода в Турцию для поклонения святым местам, сроком на десять лет, покорнейше прошу Государственную коллегию иностранных дел снабдить меня вместо оного другим для свободного прохода в означенные места. Х Х Х

Санкт-Петербург. ___дня 1804 года.27

25 О выдаче отставному подпоручику Красину паспорта для путешествия в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд П-23. 1802. Д. 1. Л. 1-2 об.

26 О выдаче жене фузелера Митрофана Сергеева Федосьи Федотовой паспорта для прохода в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд П-23. 1804. Д. 2 . Л. 1-5.

27 О выдаче вдове канонира Семена Парыгина Марии Борисовой и жене рекрута Епифана Климентова Фекле Егоровой паспортов для прохода в Иерусалим/ АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд П-23. 1804. Д. 3. Л. 1-11.

В Государственную коллегию иностранных дел рекрута Епифана Клементова жены Феклы Егоровой (получено 25 июля 1804)

Покорнейшее доношение Представляя при сем данный мне из С-Петербургского губернского правления паспорт для прохода в Турцию для поклонения святым местам, сроком на десять лет, покорнейше прошу Государственную коллегию иностранных дел снабдить меня вместо оного другим для свободного прохода в означенные места. Х Х Х

Санкт-Петербург. ___дня 1804 года.28

№ 6

В Государственную коллегию иностранных дел Воронежской губернии уезда Купенского вышедшей из города Яссы молдавского звания девки Надежды

Ивановой (получено 9 февраля 1806)

Покорнейшее доношение Представляя при сем данный мне в 6 день сего февраля месяца из Санкт-Петербургского губернского правления паспорт для прохода в Иерусалим для поклонения святым местам, сроком на десять лет, покорнейше прошу Государственную коллегию иностранных дел снабдить меня вместо оного другим.

Надежда Иванова29

№ 7

В Государственную коллегию иностранных дел Санкт-Петербургской губернии Софийского уезда Славянской слободы ямщика Ивана Николаева (получено 26 марта 1806)

28 Там же. Л. 1-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 О выдаче паспорта Воронежской губернии Купенского уезда, вышедшей из Ясс девице Надежде Ивановой, идущей в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд П-23. 1806. Д. 1. Л. 1-4.

Покорнейшее доношение Уволен я на пять лет по желанию моему в Иерусалим для богомо-ления, то по сему Государственную коллегию иностранных дел всепокорнейше и прошу, дабы благоволено было для прохода в означенный Иерусалим снабдить надлежащим пашпортом, данной же мне от Санкт-Петербургского губернского правления пашпорт при сем в оригинале прилагаю.

Вместо вышеписанного ямщика Ивана Николаева за неумением грамоте руку приложил копеист Прохоров. Санкт-Петербург. февраля 24 дня 1806 года30

№ 8

Государю императору от мещанина Конопа Яковлева и крестьянских дочерей Катерины Халтурской и Анны Михайловой (получено 1806 октября 16 дня)

Покорнейшее прошение Всеавгустейший монарх! Всемилостивейший Государь! Имеем мы намерение по обещанию нашему идти сухим путем до града Иерусалима, в турецкую землю для богомолья тамо к Господней Гробнице, на проход же туда не имеем надлежащих пашпортов.

Всеавгустейший монарх, повели кому следует для проходу в Иерусалим к Господней Гробнице и обратно дать нам каждому лицу паш-порты.

Всеавгустейший монарх!

Всемилостивейший государь Вашего Императорского Величества верноподданные мещанин Коноп Яковлев и крестьянские дочери Катерина Халтурская и Анна Михайлова31

30 О выдаче паспорта ямщику Ивану Николаеву, уволенному на 5 лет в Иерусалим на богомолье / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд 11-23. 1806. Д. 2. Л. 1-4.

31 По прошению венгерского мещанина Конопа Яковлева и крестьянских дочерей Екатерины Халтурской и Анны Михайловой о выдаче им паспортов для прохода в Иерусалим / АВПРИ. Ф. СПбГА. Оп. 68. Разряд 11-23. 1806. Д. 3 . Л. 1-2.

Счета чрезвычайных расходов вице-консульством в Яффе на нужды русских поклонников

Счета чрезвычайных расходов, сделанных в пользу русских поклонников вице-консульством в Яффе в последней трети прошедшего 1847 года, № 5.

1) конвойным при поклонниках, следовавших из Яффы в Иерусалим, в течение сей трети 6 раз; 312 турецких пиастров;

2) на поездку мою в Иерусалим в сентябре месяце и обратно на 3 лошадях; 225 турецких пиастров;

3) на поездку переводчика и каваса в сопровождении поклонников из Иерусалима в Вифлеем для соблюдения порядка при общем стечении туда всех православных поклонников и обратно; 190 турецких пиастров;

4) на провоз Константина Рябовича из Иерусалима в Яффу и при его отправлении отсюда; 45 турецких пиастров.

Общая сумма расходов: 772 турецких пиастра.

Яффа. Январь 1 числа 1848 года32 Вице-консул Марабути

Счета чрезвычайных расходов, сделанных в пользу русских поклонников вице-консульством в Яффе в последней четверти прошедшего 1848 года, № 20.

1) на поездку каваса в сопровождении поклонников в Иерусалим; 155 турецких пиастров;

2) на поездку поклонников из Иерусалима в Назарет в сопровождении конвойных и каваса; 325 турецких пиастров;

3) на поездку переводчика в Иерусалим; 75 турецких пиастров;

4) на поездку поклонников из Иерусалима к реке Иордан в сопровождении конвойных и каваса; 155 турецких пиастров;

5) на отправление поклонников в Иерусалим и обратно; 250 турецких пиастров;

6) на возвращение поклонников из Иерусалима в Яффу в сопровождении каваса; 135 турецких пиастров.

Общая сумма расходов: 1095 турецких пиастров.

Яффа. Март 1 числа 1848 года33 Вице-консул Марабути

32 АВПРИ. Ф. Консульство в Бейруте. Оп. 819. 1848. Д. 421. Л. 50.

33 Там же. Л. 38 (ит. яз). Перевод с итальянского (М. Я).

Предписания российскому консульству в Яффе

Предписания российскому вице-консулу в Яффе Н. С. Марабути

Бейрут, 1840 г., № 11934 Российское Императорское Консульство в Бейруте и в Палестине

На основе распоряжения высшего начальства о благочестивых поклонниках, отправляющихся к святым местам, предписываю каждому из них по прибытии в Яффу отправлять свои паспорта в Консульскую Канцелярию и вносить вместе с тем часть своих денег на сохранение в казенном сундуке до возвращения их из Иерусалима. Деньги эти при нем и при свидетелях будут записаны в книгу, а ему будет выдана расписка из канцелярии.

Сие делается потому, что многие поклонники, истратив свои последние деньги в Иерусалиме, оставались без средств к возвращению на родину и нищенствовали в чужой стороне, принося бесчестие и бесславие русскому имени.

Консул и кавалер К. Базили

ПРИЛОЖЕНИЕ № 14б Предписание канцелярии российского консульства в Яффе Бейрут, 1842 г., № 9535 Российское Императорское Консульство в Бейруте и в Палестине

На основании правил, одобренных высшим начальником господином агентом Российского Консульства в Яффе, чтобы русские православные поклонники, отправляясь в Иерусалим, оставляли на содержание в казенном сундуке часть своих денег, по собственному желанию каждого, но, во всяком случае, не менее той суммы, необходимой на обратный путь из Яффы в Россию.

При сем соблюдены должны быть следующие правила:

1) оставленная сумма будет храниться под печатью вручителя или под печатью одного из спутников его с подписью его имени и означением суммы;

2) оная будет равномерно отмечена в арабском паспорте, выдаваемом вручителю от Агентства;

3) вручитель тотчас должен вписать о том в казенную книгу, с означением духовного распоряжения вручителя в случае смерти его;

4) как при вручении так ровно и при возвращении оной вручителю должны быть свидетели;

5) всякая казенная пошлина при сем даруется.

Консул и кавалер К. Базили

34 АВПРИ, Консульство в Бейруте. Ф. 208. Оп. 819. 1839-1840. Д. 414. Л. 56-57.

35 Там же. 1842. Д. 416. Л. 23-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.