Научная статья на тему 'Pallanteum, город Эвандра. Топография Aeneidos VIII 102-369'

Pallanteum, город Эвандра. Топография Aeneidos VIII 102-369 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРГИЛИЙ / ЭНЕИДА / PALLANTEUM / ГОРОД ЭВАНДРА / ТОПОГРАФИЯ AENEIDOS / VIII 102-369

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузнецов Александр Евгеньевич

The paper deals with some problems of the topography of ancient Rome related to the legendary Pallanteum which Vergil described in Aen. 8, 102-369. Since Fowler [Fowler 1918] had identified the place of tecta pauperis Euandri with the House of Augustus on the Palatine, the political interpretation of the Pallanteum episode has become generally accepted. My analysis demonstrates that this interpretation meets essential inner difficulties and that it disagrees with the general layout of the episode. By the time of Virgil the area, where the Town of Pallanteum could be vaguely located, was crowded with large buildings and smaller objects (like Arae), all of eminent historical, religious or architectural importance, but Virgil selected very few places to be mentioned and shown by Euander during his walk through the site of Rome. These places have no explicit association with the great Augustan buildings. The narrative of the Arcadian king hints at some etiological and antiquarian problems, which remain without clear solutions. The Pallanteum episode has nothing to do with Augustan propaganda and its content is mainly etiological. However, the strategy adopted by Virgil in this part of the Aeneis differs from that common to etiological elegy. The poet does not move from a stated problem to the set of alternative causes, he rather leaves his reader to meet hidden problems. So the details of Virgils narrative imply that Velabrum is thought to be a bay, but this point is never stated clearly in the Aeneis. In general the description of Pallanteum has the recognizable bucolic temper. The learned and tranquil spirit of this episode is a striking contrast to the pathetical prophecies both of the 6th Book and the Shield of Aeneas. The sites discoursed in the paper are: Velabrum, the House of Cacus, Argiletum, Tarpeia sedes, the House of Euander.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Pallanteum, город Эвандра. Топография Aeneidos VIII 102-369»

А. Е. Кузнецов

Pallanteum, город Эвандра. Топография Aeneidos VIII 102-369

1. Velabrum. Regia Cao:. Вергилий1 - первый, кто свидетельствует об огромной пещере Кака на Авентинском холме2. Рассказ о гибели Кака (VII 205-267) представляется сложным этиологическим мифом, который, кроме установления культа Геракла на Ära Maxima, должен объяснить особенности окружающего ландшафта. Этот миф предполагает три топографических объекта: собственно пещера Кака, скала, сброшенная Гераклом в реку (233-2403), могила Кака (cadaver: 234). Ни одно из этих мест не известно традиции. На могилу Кака, возможно, указывает tumulus, с которого Паллант обращается к Энею (112). Tumulus находится в непосредственной близости от Ara Maxima, но известен этот 'курган' только из текста «Энеиды». Локализация пещеры Кака в пространстве, изображенном Вергилием, наталкивается на трудности.

Можно установить, что

(a) широкий вид на развалины подземного дворца открывается от Ära Maxima;

1 Обобщающий очерк Эвандра в «Энеиде» с хорошей библиографией: Papaioannou 2003, недоступной осталось для меня книга Mavrogannis 2003.

2 Eden 1975: 190 ошибочно ссылается на Диодора (4. 21, 2) и Плутарха (Romul. 20, 5) как на источники, размещающие пещеру Кака на Палатине, - о пещере у них нет упоминания. Дом Кака (ornía той Kaxíou Diodor.) на Палатине есть умозрительная этиология к Scalae Caci. Место, называемое Atrium Caci засвидетельствовано недалеко от Ворот Карменты на Vicus Iugarius (Jordan 1871: 553). Размещение пещеры, «в которой был спрятан похищенный Каком скот», на Авентине поддерживается расположением близ Porta Trigemina храма Iovis Inventoris (по преданию был основан Гераклом после обнаружения похищенного).

3 ^ала составляла свод пещеры: 234 (silex) speluncae dorso insurgrns altissima visu (Fordyce 1977: 232). Эней мог видеть остатки этого свода: saxis suspensam rupem (190).

(b) пещера находится на берегу 'реки' amnis, куда Геракл сбрасывает скалу.

Юлий Солин (1, 7) отождествляет это место с Salinae на берегу Тибра недалеко от Porta Trigémina. Эта локализация, принятая в комментарии Fowler^ (Fowler 1918: 61.) противоречит условию (a): склон Авентина, омываемый Тибром не может быть виден от Ära Maxima.

С этим противоречием связано другое. Корабли Энея неожиданно выплывают из-за Авентина, что вызывает смятение среди аркадцев, совершающих жертвоприношение на Ära Maxima (107-112). Паллант незамедлительно направляется навстречу пришельцам, и c кургана 'издали' (procul ё tumulo) обращается к ним с вопросом: quo tenditis? На что Эней дает ответ, протягивая в знак миролюбия оливковую ветвь (116). Ситуация странная, если принять во внимание, что Энея в этот момент от Ära Maxima отделяет расстояние или примерно в 400 м., или ок. 150 м. (если Эней успел поплыть вперед к месту Круглого храма, где расстояние от Тибра до Ära Maxima наименьшее). Не менее удивительно и то, что троянцы при этом 'стремительно приближаются среди тенистой рощи' inter opacum | adlabi nemus (108).

Оба затруднения снимаются, если принять, что Вергилий полагал, что Velabrum в древности был заливом4, в который впадала небольшая река, превращенная впоследствии в Cloaca Maxima. Развалины пещеры Кака помещены поэтом на склоне, обращенном к этому заливу (то есть к Forum Boarium), таким образом, amnis отождествляется с Cloaca Maxima. Если поэт, рассказывая о пещере Кака, имел в виду реальное место (что вероятно), то наиболее подходящим представляется обустроенный террасами склон, на котором стоял храм Луны,

4 Dionys. Ant. II 50; Varro De Ling. Lat. V 44, 156; Ovid. Fast. VI 401414; Tibull. II 5, 3-36; Propert. IV 9, 5. Eden - единственный комментатор, который обратил внимание на возможность такого истолкования: Virgil omits all mentoins of the tradition ... that the valley of the Velabrum ... was in olden times a stagnant arm of the Tiber ... If Virgil had this in mind, Evander must be supposed to round [? - A.K.] the Palatine keeping close to its lower slope - and there is nothing in the narrative to contradict this (Eden 1975: 105). Представление о том, что залив был стоячим и заболоченным (например, Propert. IV 9, 5), объясняется, вероятно, смешением Velabrum maius и Velabrum minus (затопленный участок возле Комиция: Varro De Ling. Lat. V 156).

известный как одно из последних убежищ Гая Гракха (Orosius V 12, 3-10 - Richardson 1992: 238).

Что касается прибытия Энея, то надо представить, что его корабли заплывают в залив Velabrum и направляются прямо в сторону рощи, в которой совершается жертвоприношение. Когда Паллант обратился к троянцам ë tumulö, корабли остановились у берега где-то в середине исторического Forum Boarium, на некотором удалении (procul) от Ära Maxima, но на расстоянии, которое не препятствовало непосредственному общению.

Согласно с общепринятым объяснением (Fowler) Эвандр и Эней пересекают Forum Boarium и поднимаются от Ära Carmen-tae к Форуму и далее к Палатину (§ 5), но это направление оказывается невозможным.

2. От Ara Maxima к Forum Romanum. Единственным доступным для обитателей города Эвандра путем оказывается дорога у подножия Палатина вдоль Cloaca Maxima, которая в историческое время называлась Vïcus Tuscus. Поднимаясь к 'городу' этой дорогой, Эвандр показывает (mönstrat) Энею, объекты, находящиеся на некотором удалении и поэтому хорошо обозреваемые: слева Ära Carmentae и Asylum, затем, справа Lupercal. Поднявшись на гребень Велабра, путники видят местность на Форуме и за ним: nemus Argïlëtï. Локализация всех этих мест не составляет сложностей. Разумно предположить, что о каждом Эвандр рассказывает этиологический миф, который остается за текстом5, - и эта мифология оказывается весьма темной. В двух из отмеченных пунктов угадываются могилы, во-первых, Карменты, во вторых, Арга: aram aut quam Euander matri fecit extinctae: aut aram pro monumento: aut ideo aram, quia ibi sepulta est et post excessum dea crédita (Servius); quod is6 hüc venerit ibîque sepultus (Varro De Ling. Lat. V 107; idem Servius ad loc.). У Сервия (ad Aen. VIII 51) Эвандр 'губит' свою мать: (Carmentam) cum esset centum decem annorum, a filio peremptam tradunt. Подобным образом Сервий и Тиберий Донат разъясняют, что Арга убил сам Эвандр.

5 ... varioque viam sermonem levabat (309). Тиберий Донат подробно описывает, с каким искусством Эвандр развлекает гостя рассказами.

6 Имя испорчено: ab Argola seu quod is etc. mss. У Сервия Argus, у Вергилия Argiletum = Argi letum.

3. Argus. Убийство, совершенное Эвандром, получено комментаторами из ошибочного понимания testätur locum в юридическом смысле 'приглашать в свидетели ^ оправдываться': 346 testaturque locum et letum docet hospitis Argí.

Вергилий, используя этиологическую формулу testätur7, приглашает читателя восстановить рассказ Эвандра, однако для комментаторов подразумеваемый поэтом миф оставался загадкой. Сервий, кроме истории об убийстве, сообщает некоторый не лишенный интереса материал, который не имеет отношения к Эвандру. Мы располагаем еще одним мифом о смерти 'аргос-ского гостя' в городе Эвандра. Овидий объясняет возникновение обряда Аргеев (Fasti V 621-662: 14 Mai.) тем, что один из спутников Геракла, поселившихся на месте Рима, завещал сбросить свой прах в Тибр. Наследник отказался исполнить это требование, и тело покойного было замещено куклой.

645 venit et Alcídes, turba comitatus Achíva:

Albula, sí meminí, tunc mihi nomen erat. excipit hospitio8 iuvenem Pallantius heros,

et tandem Caco debita poena venit. victor abit, secumque boves, Erytheida praedam, 650 abstrahit; at comites longius íre negant.

magnaque pars horum desertís venerat Argís:

montibus hís ponunt spemque laremque suum. saepe tamen patriae dulcí tanguntur amore, 655 atque aliquis9 moriens hoc breve mandat opus:

"mittite me in Tiberim, Tiberínís vectus ut undís

lítus ad Inachium pulvis inanis eam." displicet heredí mandatí cüra sepulcrí: 660 mortuus Ausonia conditur hospes humo;

scirpea pro domino Tiberí iactatur imago,

ut repetat Graias per freta longa domos.

Дионисий (Ant. I 34) свидетельствует о поселении на месте Рима спутников Геракла (nXelovç yoav ПеХо-novv^oioi). Кажется, что на предание, близкое к версии Дионисия, есть намек у Вер-

7 "Calls on the place to tell its story" (Fordyce 1977: 346). Fordyce цитирует такие примеры, как Propert. III 7, 21: sunt Agamemnonias testantia litora curas.

8 Ср. hospitis Argi.

9 Подразумевается, вероятно, Apystoç = Argivus, а не 'Âqyoç = Argus.

гилия в пределах римского эпизода VIII песни. В гимне, изложенном в vv. 290-291, упоминается о взятии Трои Гераклом. Это уже в древности вызывало недоумение: multî hoc loco Vergilium reprehendunt, quod praesentibus Troianís triumphum actum de Troia non debuerit ponere (Tib. Donat. ad loc.)10. Между тем, Дионисий сообщает о троянских пленниках, которые находились в войске Геракла и пожелали поселиться рядом с Эвандром (Ant. I 34, 2: è^é^ixro Ы ti ш! Tqmixov avroîç [= roîç naXonovv^aioiç] twv ¿ni Aao^zbovToç aix^aXwTwv ¿Ç 'iXíov yevo^ívMV ot£ t^ç noÀswç 'HgaxX^ç ¿хдатуо-а). Понятно значение, которое имеет для темы основания Рима присутствие там троянских поселенцев еще до Энея11. В X песни об аргосских поселенцах говорится открыто:

X 779 Herculis Antorem comitem qui missus ab Argîs Haeserat Euandro atque Itala consederat urbe.

Примечательно, что в совершенно иной ситуации (гибель на поле боя) Вергилий обращается к мотиву воспоминания о далеком отчестве в выражениях, близких к тем, которые использует Овидий (Fast. V 654-655):

X 782 ... et dulcís moriens reminiscitur Argos.

Можно предположить, что миф о смерти Арга, на который намекает Вергилий, есть миф об Аргеях, но перенесенный с Тибра на его приток, известный как Cloaca Maxima.

Из этой гипотезы следует, что Argíletum могло быть первоначальным названием реки, обращенной в Cloaca Maxima, возможно, вплоть до ее впадения в Тибр12. В Argíletum можно установить корень arg- 'белый/быстрый', что точно соответствует семантике корня в Alb-ul-a (древнее название Тибра по убеждению римских ученых).

10 "... somewhat tactkess" (Fordyce 1977 ad. loc). Ср. gentis bis victae (XI 402) и комментарий Тиберия Доната: bis victos dixit (Turnus) ut ostetnderet in illis nullam esse virtutem.

11 Примечательно, что выходцы из лаомедонтовой Трои основали Сегесту (Serv. ad Aen. I 550; V 73).

12 Указание Сервия (Aen. VII 607) circa imum Argiletum iuxta theatrum Marcelli (!) может быть не ошибкой, а отражением древнего употребления топонима.

Обряд Аргеев завершался сбрасыванием кукол с Pons Sublicius, и миф об Арге и Argiletum мог быть связан специально с мостом на пересечении Via Sacra c Cloaca Maxima (на этом месте в историческое время стоял Ianus Geminus)13.

4. Capitolium. Действительно, чтобы подойти к Капитолию, куда Эвандр ведет Энея, необходимо было пересечь Cloaca Maxima: 347 hinc ad Tarpeiam sedem et Capitolia dücit.

Здесь полезно вернутьсяк вопросу о направлении движения путников. При подъеме от Ära Carmentae к Форуму становится непонятным выражение dücit: весь этот путь совершался бы вдоль подножия Каптолия. Более логичным представляется обоснованный выше путь: по Vicus Tuscus к Форуму14. Оказавшись на Форуме, Эвандр рассказал гостю историю Арга и направился прямо к Капитолийскому холму. Местоположение Tarpeia sedes15 точно сообщается Дионисием: спутники Геракла населили холм (noXi'Zovrai Хощу гттцдши ещотед), называемый Капитолием. Они установили культ Крона-Сатурна, при этом храм был поставлен не на вершине холма, а у подножия (naga ту qi^a той Хофои). Это святилище отождествляется с историческим храмом Сатурна на Форуме. Следовательно, Тарпейское поселение, подразумеваемое Вергилием, располагалось на обращенных к Форуму и Палатину склонах Капитолия. Это объясняет загадку, с которой Вергилий начинает описание пути Эвандра: 337 ... dehinc progressus mönstrat et aram et Carmentalem Romani nomine portam quam memorant...

13 Фрезер полагал, что Аргеи были искупительным культом, связанным специально с мостом (Frazer 1931: 428).

14 В направлении, предложенном Fowler'ом, привлекает то, что Эвандр с Энеем часть пути проходят по Via Sacra, но и путь, обоснованный в этой статье, совпадает с направлением священных процессий. Оставив в стороне Луперков, путь которых точно не известен, мы можем указать на обряд 207 г. до н.э. (Liv. XXVII. 37), когда две белые коровы были отведены от храма Аполлона к храму Юноны Царицы на Авен-тине не прямо через Forum Boarium, но обходным путем: Porta Carmen-talis, Vicus Iugaruis, Forum,Vicus Tuscus, Velabrum, Forum Boarium (последние два - в части, прилегающей к Авентину). Эта процессия двигаласть по пути Эвандра, но в противоположном направлении.

15 Определена Tarpeia относится к Капитолийскому холму в целом (Varro De Ling. Lat. V 41).

Нет необходимости видеть в упоминании Ворот Карменты в стене Сервия Туллия подчеркнутый и функционально непонятный анахронизм (Fordyce 1977: ad. loc). Эвандр показывает нижние ворота древнего Тарпейского поселения, которые, как замечает Вергилий, римляне называют Carmentalis. Конечно, ворота не предполагают наличие укреплений (таковы были в историческое время ворота Палатина), но Вергилий в дальнейшем повествовании ясно указывает на существование стен древнего города (474, 592).

5. Regia Euandri. Положение дома Эвандра - наиболее трудная проблема. Fowler доказывал, что дом располагался над северо-западным углом Палатина недалеко от summa Sacra Via (приблизительно арка Тита) (Fowler 1918: 74-76). Именно там, как полагал Fowler, находился дом Августа, что придает всему эпизоду политический смысл16. Аргументация Fowler'а была топографической: только с высокой точки на summa Sacra Via можно было увидеть одновременно стада, пасущиеся на Форуме и на склоне Эсквилина, называемом Carínae:

360 ... passimque armenta videbant

Romanoque foro et lautís mügíre Carínís

Опровергнута теория Fowler'а была в давней статье Michels (Michels 1953: 39-59) 7, которая не была замечена исследователями Вергилия. Michels поставила задачу доказать, что обряд Луперкалий не предполагал бег вокруг Палатинского холма. Традиция считала Луперкалии древнейшим аркадским установлением (Dion. Ant. I 32), поэтому разумно предположить, что Вергилий поместил дом Эвандра в месте, обегаемом Луперками.

16 Изложение вопроса: Rees 1996: 583-586. Rees доказывает, что дом Эвандра отождествляется с Regia (Servius ad VII 363). Нужно заметить, что по современным представлениям дом Августа локализуется на противоположном конце Палатина, который обращен к Circus Maximus. Образцовый комментарий в духе политической аллегории можно найти в Klodt 2001: 12-35. Assoziativ und durch Anspielungen treten seine (des Augustus) Leistungen und seibe Bauten dem Leser von Augen (Klodt 2001: 15). Я должен выразить признательность др. Анне Фридрих (Галле), обратившей мое внимание на книгу Клодт.

17 Вопрос о направлении движения Луперков рассматривается также в: Wiseman 1995: 1-22. Wiseman априорно принимает идею бега вокруг Палатина и, кажется, не учитывает критики Michels.

Michels указала на то, что у Дионисия нет надежных свидетельств о городе Эвандра на Палатине, но отчетливо говорится о поселении около холма: ol Ьг 'Apxkbeç ... alpovvrai Xoqov oXiyov кпг-Xovra год TeßzQiog, oç ¿ari vvv ¿v ^гаш ßäXiara ryç 'Pa>^aio>v nôXsrnç, xal xaraaxsvâÇovrai npoç aùrw xw^yv ßga%sTav. (Ant. I 31, 3)18.

Что касается склона Carïnae, то суждение Fowler'а Michels справедливо назвала непонятным. Вид на Carïnae снизу должен был открываться с любого места Форума19. Итак, в тексте «Энеиды» нет указаний на то, что Эвандр повел Энея от Капитолия к противоположному концу Форума по Sacra Via и взошел на Палатин. Напротив, логично предположить, что дом Эвандра должен быть помещен где-то в пределах Tarpeia sëdës. Если Вергилий учитывал известную нам из Дионисия версию о поселении спутников Геракла у подножия Капитолия, то по какой-то причине дом Эвандра был расположен именно в этой части Прото-Рима, а не в аркадском городе у Палатина. Мы знаем, что Геракл селился в этом доме (362-363), но это может означать как то, что Эвандр принимал Геракла в своем жилище, как и то, что он сам переселился в тот дом, который был ранее занят Гераклом. В последнем случае Вергилий мог намекать на Atrium Cacï. Диодор (см. выше прим. 2) сообщает, что Как принимал Геракла в своем доме (но Диодор размещает его на Палатине). Возможно, в тексте «Энеиды» сохранены следы версии, по которой 'дом' Кака находился не там, где Вергилий поместил 'пещеру'. Уличенный Как бежит на виду у аркадцев, чтобы скрыться в пещере (222-224), но Вергилий не уточняет, откуда.

6. Заключение. Поэтическое пространство VIII песни «Энеиды» точно согласовано с реальным. Вергилий располагал связной картиной древнейшего поселения на территории Рима, и его рассказ имеет непротиворечивую топографическую интерпретацию. Однако было бы ошибкой полагать, что в VIII песне описываются некоторые заранее заданные объекты. Тем более нельзя думать, что Вергилий намекает на значимые с архитектурной или идеологической точки зрения постройки Августа (к

18 Ср. I 80, 1: тоид ne.pi то ПаХкаутюу о'жоЪтщ (похожие формулы в I 84, 3 и I 89, 2; о! ¿VI тш ¿пта \oywv поХ&утш II 1,3.

19 Эта панорама в наше время закрыта, поскольку Форум значительно углублен.

таковым можно было бы отнести только Луперкал20). Поэтика римского эпизода связана с ученой этиологической литературой. Следуя по месту будущего Рима, Вергилий указывает на этиологические загадки, часть которых была рассмотрена в этом сообщении21: где был дом Кака? что стало со скалой, оторванной Гераклом? где был дом Эвандра? Как мы знаем, нормой для этиологии была множественность ответов, и нельзя сомневаться в том, что Вергилий не предполагал строго однозначных решений. Вергилий обращался к хорошо известным темам 'причин', но построение текста обсуждаемого эпизода решительно отличается от этиологической поэзии (элегии прежде всего). Мы не видим движения от постановки проблемы к перечислению airiai. Посещение города Эвандра построено в обычной для «Энеиды» повествовательной технике: magna brevitas et pulchra in brevitate descriptio (Tib. Donat. ad VIII 80). Читатель должен угадать сами проблемы, а их решение есть дело глубокой учености, которая не выходит на поверхность текста. В римском эпизоде нет напряженного пафоса исторического подвига - как в окружающих и содержательно связанных эпизодах VI песни и «Щита Энея». Религиозность города Эвандра - буколическая, и Вергилий предлагает продуманную топографию священного города, встроенного в сельский ландшафт. Мы угадываем три зоны: нижний, прибрежный уровень отдан почитаемым святилищам-алтарям и связанным с ними моги-лам22. Здесь находятся священные рощи. Жилища (включая дво-

20 Луперкал не был постройкой в строгом смысле слова, и мы не знаем, сопровождалось, ли 'восстановление' культа при Августе каким-либо строительством. Едва ли можно усмотреть намек на созданный Августом храм Iovis Tonantis в 353-354, как это делает (Klodt 2001: 17).

21 Ученые загадки VIII песни находят отражение и в других частях поэмы. Об аргосских поселенцах уже было сказано. К неразрешимым загадкам можно отнести Авентина, сына Геракла, который в VII 655669 изображается как персонаж первостепенной важности (в частности, он одет в шкуру льва, как сам Эней в VIII 551-552), но более нигде не упоминается. Трудную задачу представляет отождествление arx Эвандра (VII 98, 313), этот важный объект должен быть соотнесен с septem arces (Georg. II 535).

22 В этой зоне (Forum Boarium - Circus Maximus) сосредоточены святилища, о которых Дионисий (Ant. I 31-33) сообщает, что они были связаны с древним аркадскими поселением: Карменты, Эвандра, Пана (= Луперкал), Цереры, Конса. Исключение составляет храм Победы km

рец царя) располагаются на склонах холмов. По всей видимости, Вергилий различает два объединившихся поселения: 'Тарпей-ское' под Капитолием (Vicus Iugarius), основанное Гераклом, и аркадский Pallanteum. Положение последнего не уточняется, и это одна из топографических загадок VIII песни «Энеиды», впрочем, легко разрешимая. Город при Палатине, описанный Вергилием, может быть локализован на историческом Vicus Tuscus, точнее на склоне Палатина, называемом Cermalus, который считался местом обитания Карменты (Clement. Strom. 1. 108,3). Вершины населенных холмов отданы горным богам (montana nümina: Ovid. Fast. II 307), которые не нуждаются в храмах, поэтому холмы покрыты священными рощами. Окрестные склоны отданы под пастбища. Fortünatus et ille deos qui novit agrestis!

Литература

Eden 1975 - A Commentary on Vergil: Aeneid VIII by P. T. Eden. Leiden, 1975.

Fordyce 1977 - C. J. Fordyce. P. Vergili Maronis Aeneidos Libri VII-VIII,

with a Commentary. Oxford. Fowler 1918 - W.W. Fowler. Aeneas at the Site of Rome: Observations in

the Eighth Book of the Aeneid. Oxford. Frazer 1931 - Ovid's Fasti with an English Transl. by J. G. Frazer. London. Jordan 1871 - H. Jordan. Topographie der Stadt Rom in Alterthum. Berlin. Klodt 2001 - C. Klodt. Bescheidene Grösse: die Herrschergestalt, der Kaiserpalast und die Stadt Rom: literarische Reflexionen monarchischer Selbstdarstellung. Göttingen. Mavrogannis 2003 - Th. Mavrogannis. Aeneas und Euander: mythische Vergangenheit und Politik im Rom vom 6. Jh. v. Chr. bis zur Zeit des Augustus. Napoli.

Michels 1953 - A. K. Michels. The Topography and Interpretation of the

Lupercalia // TAPhA. Vol. 84. P. 39-59 Papaioannou 2003 - S. Papaioannou. Founder. Civilizer and Leader: Vergil's Evander and His Role in the Origins of Rome // Mnemosyne. Fourth Series. Vol. 56. P. 680-704.

т%i корифтЦ (Ant. I 31, 5). Wiseman (Wiseman 1995: 4) предположил, что храм Победы над подъемом на Палатин вместе с Луперкалом (пещера Пана) составляли подобие афинскому Акрополю. Изложение Дионисия не подкрепляет каких-либо связей между Луперкалом и храмом Победы (кроме их древности). Впрочем, мы не знаем, как учитывались топографические соображения римским антикварами, когда они составляли список аркадских святилищ Рима.

Rees 1996 - R. Rees. Revisiting Evander at Aen. 8.363 // The Classical

Quarterly. New Series. Vol. 45. P. 583-586. Richardson 1992 - L. Richardson. A New Topographical Dictionary of

Ancient Rome. London. Wiseman 1995 - T. P. Wiseman. The God of the Lupercal // JRS. Vol. 85.

P. 1-22.

Summary

The paper deals with some problems of the topography of ancient Rome related to the legendary Pallanteum which Vergil described in Aen. 8, 102-369. Since Fowler [Fowler 1918] had identified the place of tecta pauperis Euandri with the House of Augustus on the Palatine, the political interpretation of the Pallanteum episode has become generally accepted. My analysis demonstrates that this interpretation meets essential inner difficulties and that it disagrees with the general layout of the episode. By the time of Virgil the area, where the Town of Pallanteum could be vaguely located, was crowded with large buildings and smaller objects (like Arae), all of eminent historical, religious or architectural importance, but Virgil selected very few places to be mentioned and shown by Euander during his walk through the site of Rome. These places have no explicit association with the great Augustan buildings. The narrative of the Arcadian king hints at some etiological and antiquarian problems, which remain without clear solutions. The Pallanteum episode has nothing to do with Augustan propaganda and its content is mainly etiological. However, the strategy adopted by Virgil in this part of the Aeneis differs from that common to etiological elegy. The poet does not move from a stated problem to the set of alternative causes, he rather leaves his reader to meet hidden problems. So the details of Virgil's narrative imply that Velabrum is thought to be a bay, but this point is never stated clearly in the Aeneis. In general the description of Pallanteum has the recognizable bucolic temper. The learned and tranquil spirit of this episode is a striking contrast to the pathetical prophecies both of the 6 Book and the Shield of Aeneas. The sites discoursed in the paper are: Velabrum, the House of Cacus, Argiletum, Tarpeia sedes, the House of Euander.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.