Научная статья на тему 'Палец в прозе В. Т. Шаламова: материалы для словаря образов-символов писателя'

Палец в прозе В. Т. Шаламова: материалы для словаря образов-символов писателя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛЕЦ / ОБРАЗ-СИМВОЛ / КОЛЫМА / ЗАКЛЮЧЁННЫЕ / FINGER / IMAGE-SYMBOL / KOLYMA / PRISONERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горбачевский Чеслав Антонович

В «Колымских рассказах» В. Т. Шаламова ключевую роль играют художественные образы-символы. В связи с этим возникает настоятельная необходимость в выявлении и интерпретации образов-символов в текстах писателя. Результатом такого исследования может стать словарь, в котором будут представлены группы образов-символов, имеющих отношение к различным сферам лагерного существования арестантов на каторжной Колыме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINGER IN V. T. SHALAMOV'S "KOLYMA TALES"(A SOURCES FOR THE DICTIONARY OF THE WRITER'S IMAGES ANDSYMBOLS)

Artistic images and symbols play a key role in Shalamov's "Kolyma Tales", which necessitates revealing and interpreting images and symbols of Shalamov's tales. This study may result in a dictionary containing clusters of images and symbols associated with various aspects of labor camp prisoners' life in Kolyma.

Текст научной работы на тему «Палец в прозе В. Т. Шаламова: материалы для словаря образов-символов писателя»

Палец в прозе В. Т. Шаламова: материалы для словаря образов-символов 753

© 2011

Ч. А. Горбачевский

ПАЛЕЦ В ПРОЗЕ В. Т. ШАЛАМОВА: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СЛОВАРЯ ОБРАЗОВ-СИМВОЛОВ ПИСАТЕЛЯ

В «Колымских рассказах» В. Т. Шаламова ключевую роль играют художественные образы-символы. В связи с этим возникает настоятельная необходимость в выявлении и интерпретации образов-символов в текстах писателя. Результатом такого исследования может стать словарь, в котором будут представлены группы образов-символов, имеющих отношение к различным сферам лагерного существования арестантов на каторжной Колыме.

Ключевые слова: палец, образ-символ, Колыма, заключённые.

В «Колымских рассказах» В. Т. Шаламова ключевую роль играют художественные образы-символы. В размышлениях «О прозе» (1965) В. Т. Шаламов недвусмысленно высказывается о символике в современных литературных произведениях: «Подробность, не заключающая в себе символа, кажется лишней в художественной ткани новой прозы <...> Но роль их (деталей и подробностей. — Ч.Г.) гораздо больше в новой прозе. Это — всегда деталь-символ, деталь-знак, переводящая весь рассказ в иной план, дающая "подтекст", служащий воле автора, важный элемент художественного решения, художественного метода» [Шаламов, 2, 1998: 359, 366]. Эта мысль, безусловно, имеет отношение и к символическим смыслам в прозе самого В. Т. Шаламова. В связи с этим возникает настоятельная необходимость в выявлении и интерпретации образов-символов в текстах «Колымских рассказов» (об образах-символах в прозе В. Т. Шаламова писали Е. В. Волкова, Л. В. Жаравина, Н. Л. Лейдерман и др.). Результатом такого исследования может стать словарь, в котором будут представлены группы образов-символов, имеющих прямое отношение к различным сферам лагерного существования арестантов на каторжной Колыме: I. Орудия каторжного труда (тачка, кайло, лопата, топор, пила и др.); II. Тюремно-лагерное пространство (камера, барак, верхние нары / нижние нары, пересылка, столовая, больница, ШИЗО, карцер, караульная вышка, полигон прииска, шурф, забой, шахта и др.); III. Хронотоп (Колыма до 1937 года (берзинская), Колыма 1937-1938 гг. (гаранинская), Колыма после 1938-го (военный и послевоенный периоды); сибирская каторга царского времени, библейский хронотоп и др.); IV. Растительный мир (стланик, лиственница, грибы, шиповник, брусника и др.); V. Животный мир (медведь, ласка, белка, утка, собака, кошка и др.); VI. Колымский климат (мороз, ветер, дождь, сырость, снег и др.); VII. Тело человека (глаза, лицо,руки, ноги, пальцы, кожа и др.).

В «Колымских рассказах» В. Т. Шаламова пальцы, как правило, бывают: нерабочими / рабочими, полными, толстыми, опухшими / тонкими, мягкими / жёсткими, отмороженными, замёрзшими, стынущими / тёплыми, грязными / вымытыми, мощными / бессильными, удивительными, невнимательными, бескровными, дрожащими, длинными, услужливыми, растопыренными, розовыми,

Горбачевский Чеслав Антонович — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета. E-mail: chag@74.ru

754

ГОРБАЧЕВСКИЙ

сложенными трубочкой, отваливающимися, скрюченными, настойчивыми, быстрыми, решительными, привычными, согнувшимися навеки, отстреленными, нервными, беспрерывно двигающимися, потрескавшимися, тяжёлыми, крепкими и др. Появляясь в разных контекстах, образ пальца приобретает различные символические значения.

1. Он становится символом власти блатаря в лагере. Длинный ноготь мизинца вора — непременный атрибут подземного воровского мира, свидетельствующий о высоком «запроволочном» статусе его обладателя [Шаламов, 1, 1998: 9, 81, 605].

2. Символизирует грубое, жестокое обхождение с более слабым и/или стоящим ниже на иерархической лагерной лестнице [Шаламов, 1, 1998: 92-93, 296, 336, 215].

3. У обыкновенного зэка (доходяги, фитиля) в отличие от блатаря, «придурка» или начальника ногти на пальцах, как правило, грязные, обломанные, обкусанные и/или перевязаны тряпками. Они символизируют крайне тяжёлое состояние каторжанина, находящегося на грани жизни и смерти, изнурённого непосильной работой, холодом, голодом и жестоким внутрилагерным режимом [Шаламов, 1, 1998: 36, 61, 62, 65, 73, 104, 149].

4. Отмороженные пальцы символизируют непрекращающиеся страдания заключённых [Шаламов, 1, 1998: 34, 120, 125, 169, 170, 231-232, 236, 258, 298, 337].

5. Отрубленные пальцы зэка-саморуба — это и символ безысходности в забытом всеми колымском каторжном мире, и символ памяти о прежних ощущениях. Для того чтобы не попасть в золотой забой или на другие общие работы, каторжане лишают себя какой-либо части тела, тем самым сохраняя себе жизнь [Шаламов, 1, 1998: 47, 398-400].

6. Пальцы как символ памяти о пережитом, они и дома напоминают о лагерном прииске, не давая покоя бывшему каторжанину [Шаламов, 1, 1998: 170, 4: 442]. Память о ручках тачки, о кайле и лопате останется в пальцах, коже и костях зэка навечно [Шаламов, 1, 1998: 335, 431].

7. Ветки и листья на деревьях становятся похожими на пальцы каторжанина, напоминают отрубленную кисть человеческой руки [Шаламов, 1, 1998: 31, 222]. Пальцы арестанта обнаруживают сходство с северной таёжной природой, являя собой одновременно горный пейзаж и кольца на срезе дерева. Такое видение возникает, к примеру, в гаснущем сознании умирающего на пересылке поэта-заключённого [Шаламов, 1, 1998: 64].

8. Пальцы и бегающие глаза зэка — символ одновременно отчаянной решительности и трусости [Шаламов, 1, 1998: 278]. И напротив, тёплые пальцы и тёмные смеющиеся глаза ассоциируются с добрыми чувствами, пониманием бед и несчастий каторжан [Шаламов, 1, 1998: 238].

9. Палец в условиях лагеря — удобное подручное средство и орудие еды, символизирующее первобытные условия существования, с одной стороны, и человеческую живучесть и приспособляемость к этим условиям, — с другой [Шаламов, 1, 1998: 121].

Разумеется, что приведённые нами символические смыслы одного из образов «Колымских рассказов» не являются сколько-нибудь полными и, тем более, исчерпывающими. Мы лишь попытались показать принципиальную важность этого лейтмотивного образа-символа в ряду других не менее важных во всей системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.