Научная статья на тему 'Палестинское монашество, его роль в богословских спорах IV-VII вв'

Палестинское монашество, его роль в богословских спорах IV-VII вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
193
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРИГЕН / ПАЛЕСТИНА / МОНАШЕСТВО / ОБИТЕЛЬ / ЛАВРА / ОРИГЕНИЗМ / ЗАБЛУЖДЕНИЯ / ОСУЖДЕНИЕ / ORIGEN / PALESTINE / MONASTICISM / MONASTERY / LAUREL / ORIGENISM / FALLACIES / CONDEMNATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стржалковская А.Д.

Зарождение монашества в Византии связано с эпохой Константина Великого. Причинами роста монашества стало то, что в государстве при Константине христианство перестало быть гонимой религией. Большое количество людей вовлекалось в монашеское движение, и христианская Церковь как организация и общественный институт создала уставы для монастырей. Монахи и монастыри полностью контролировались церковными властями. На протяжении всей дальнейшей истории Византийской империи монашество занимало важное место не только в духовной жизни государства, но в политической, экономической и общественной его жизни. В богословских спорах монашество также принимало активное участие. Одним из таких противостояний стал оригеновский спор. После смерти основателя Великой лавры Саввы Освященного оригенисты открыто стали распространять свое учение. В результате после осуждения оригенизма на V Вселенском соборе монахи, не признававшие его постановлений, были изгнаны, что привело к упадку монашества в Палестине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PALESTINIAN MONASTERY, ITS ROLE IN THEOLOGIAN DISPUTES IN IV-VII CENTURIES

The origin of monasticism in Byzantium is associated with the era of Constantine the Great. The reasons for the growth of monasticism was the fact that in the state under Constantine, Christianity ceased to be a persecuted religion. Therefore, from the 4th century, monasticism begins its dawn. A lot of people become involved in the monastic movement, and the Christian Church, as an organization and public institution, creates charters of life for monastic. Monks and monasteries were completely controlled by church authorities. The Monks and monasteries were completely controlled by church authorities. Throughout the entire history of the Byzantine Empire, monasticism occupied an important place not only in the spiritual life of the state, but in its political, economic, and social life. With the participation in theological disputes, Byzantine monasticism also took an active part. One such confrontation was the Origen dispute. After the death, the founder of the Great Lavra, Savva the Consecrated, the Origenists openly began to spread their teachings first within the walls of their monastery, and then in other monasteries. As a result, after the condemnation of Origenism at the V Ecumenical Council, monks who did not recognize its decisions were expelled, which led to the decline of monasticism in Palestine.

Текст научной работы на тему «Палестинское монашество, его роль в богословских спорах IV-VII вв»

УДК 94(3)

DOI 10.18413/2687-0967-2020-47-2-269-273

ПАЛЕСТИНСКОЕ МОНАШЕСТВО, ЕГО РОЛЬ В БОГОСЛОВСКИХ СПОРАХ

IV-VII ВВ.

PALESTINIAN MONASTERY, ITS ROLE IN THEOLOGIAN DISPUTES

IN IV-VII CENTURIES

А.Д. Стржалковская A.D. Strzhalkovskaya

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia

E-mail: Strzhalkovskaya@bsu.edu.ru

Аннотация

Зарождение монашества в Византии связано с эпохой Константина Великого. Причинами роста монашества стало то, что в государстве при Константине христианство перестало быть гонимой религией. Большое количество людей вовлекалось в монашеское движение, и христианская Церковь как организация и общественный институт создала уставы для монастырей. Монахи и монастыри полностью контролировались церковными властями. На протяжении всей дальнейшей истории Византийской империи монашество занимало важное место не только в духовной жизни государства, но в политической, экономической и общественной его жизни. В богословских спорах монашество также принимало активное участие. Одним из таких противостояний стал оригеновский спор. После смерти основателя Великой лавры Саввы Освященного оригенисты открыто стали распространять свое учение. В результате после осуждения оригенизма на V Вселенском соборе монахи, не признававшие его постановлений, были изгнаны, что привело к упадку монашества в Палестине.

Resume

The origin of monasticism in Byzantium is associated with the era of Constantine the Great. The reasons for the growth of monasticism was the fact that in the state under Constantine, Christianity ceased to be a persecuted religion. Therefore, from the 4th century, monasticism begins its dawn. A lot of people become involved in the monastic movement, and the Christian Church, as an organization and public institution, creates charters of life for monastic. Monks and monasteries were completely controlled by church authorities. The Monks and monasteries were completely controlled by church authorities. Throughout the entire history of the Byzantine Empire, monasticism occupied an important place not only in the spiritual life of the state, but in its political, economic, and social life. With the participation in theological disputes, Byzantine monasticism also took an active part. One such confrontation was the Origen dispute. After the death, the founder of the Great Lavra, Savva the Consecrated, the Origenists openly began to spread their teachings first within the walls of their monastery, and then in other monasteries. As a result, after the condemnation of Origenism at the V Ecumenical Council, monks who did not recognize its decisions were expelled, which led to the decline of monasticism in Palestine.

Ключевые слова: Ориген, Палестина, монашество, обитель, лавра, оригенизм, заблуждения, осуждение.

Keywords: Origen, Palestine, monasticism, monastery, laurel, Origenism, fallacies, condemnation.

Зарождение монашества как явление связано с эпохой Константина Великого [Ramsay, 2004; Schwartz, 1998]. Вероятно, ранее были отдельные подвижники, аскеты, пустынники, но это были единичные случаи, и они не отличались массовостью. IV век положил началу монашества в империи в известной и сегодня форме с общежительным уставом и определенными правилами.

Причинами такого роста монашества послужил тот факт, что в государстве при императоре Константине христианство перестало быть гонимой религией, и его можно было исповедовать повсеместно и беспрепятственно [Поснов, 1991]. Именно по этой причине христианам не надо было уже доказывать свою силу веры и проходить испытания или жертвовать собой во имя Христа, как это было в периоды гонений. Тогда появился новый способ испытать себя и свою силу веры - это уход от всего мирского и отказ от всех благ, посвящение своей жизни Богу [Ruphini, 1898]. Поэтому c IV века начался расцвет монашества [Преп. Антоний, 2010]. А в V-VI веках число монастырей значительно выросло.

На протяжении всей дальнейшей истории Византийской империи монашество занимало важное место не только в духовной жизни государства, но в политической, экономической и общественной его жизни. Большое количество людей вовлекалось в монашеское движение, и христианская Церковь как организация и общественный институт создала уставы для монастырей, особые сборники правил, по которым должны жить монахи [Древние иноческие уставы, 1892]. С помощью этих уставов монахи и монастыри стали подконтрольными церковной власти, и в самих монастырях появилась власть, назначаемая и контролируемая властью Церкви.

Очень часто монахи становились активными участниками богословских споров в IV-VII вв. В этих спорах монашество часто принимало ту или иную сторону, а иногда монашествующие переходили на еретическую сторону - это происходило по различным причинам. Так это было в случае с оригинизмом.

Учение Оригена [Творения Оригена, 1899] было невероятно популярным именно среди монашествующих, что в дальнейшем вынудило Церковь принять специальные меры. В данном исследовании мы кратко рассмотрим некоторые христианские монастыри, ставшие участниками оригеновских споров. Такие монастыри, по мнению исследователей, находились в большинстве своем в Палестине [Войтенко, 2012]. Несмотря на то, что древнейшим центром христианского монашества оставался Египет, Палестина тоже стала важнейшим центром раннехристианского монашества [Поснов, 1991].

В ранневизантийский период выделяют две основные формы монашества - это лавра, когда отшельники в течение недели жили в отдельных кельях и собирались вместе в общей церкви для совместной молитвы и трапезы, и киновия - где монахи встречались ежедневно. Также существовали отшельники, не имевшие формальной связи с монастырями.

В Палестине специфической формой монашеского общежития стала лавра, которая сочетала в себе и киновитные, и отшельнические черты. Развитие монашества в Иудейской пустыне (Палестине) связывают с именем Евфимия Великого (ум. 473) [Сладкопевцев, 1896, с. 93], основавшего там в начале V века первую лавру. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский Патриарх Ювеналий освятил лаврскую церковь и поставил в обители пресвитеров и диаконов [Поснов, 1991].

Святой Евфимий Великий несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины [Симонопетрский, 2011].

Основными деятелями этого периода были основатель лавры в Хан-эль-Ахмаре Евфимий Великий (377-473), его друг Феоктист [Сладкопевцев, 1896, с. 108], а также основатель киновитного монашества [Сладкопевцев, 1896, с. 107] Феодосий Великий (423-529) [Сладкопевцев, 1896, с. 135] и основатель существующей до настоящего времени лавры Савва Освященный [Kyrillos, 1939].

Великая лавра преподобного Саввы Освященного сохранилась и до сегодняшнего времени [Норов, 1839, с. 53]. О ее основании в исследовании П.М. Сладкопевцева о палестинских обителях упомянуто следующее: «Основана она в 483 году в Юдоли плача, над пропастью Кедронского потока, в скалах, на расстоянии трех часов хода от Иерусалима» [Сладкопевцев, 1896, с. 167].

По мнению церковных исследователей, эта лавра преподобного Саввы была главенствующей среди иноческих обителей Святой Земли и ее игумен первенствовал в собраниях настоятелей палестинских обителей [Сладкопевцев, 1896, с. 168; Муравьев, 1851, с. 281]. В дальнейшем палестинское монашество, в том числе и монашествующие в Великой лавре, было активно вовлечено в богословские споры V-VI веков [Ruphini, 1898].

Как известно, в начале VI века возобновились споры об учении Оригена, что привело к отделению части монахов от Великой Лавры Саввы Освященного и основанию Новой Лавры. Новая лавра - это обитель преподобного Саввы Освященного, которая сделалась главным центром оригенистов в VI веке [Сладкопевцев, 1896, с. 224]. «Она находилась на Фекойском потоке и возникла в 507 году. Эта лавра была основана самим преподобным Саввой во время возмущения недовольных им иноков, которые удалились из Великой лавры и жили на Фекойских полях, и из-за снисхождения к этим монахам («заблудшим братиям») Савва и основал самую удаленную обитель, Новую Лавру» [Муравьев, 1844, с. 179].

Место, где находилась Новая лавра, в настоящее время известно. Его указывают к югу от мугарат Харитун в Вади эль-Арруб на Фекойском потоке. Развалины эти носят у местных арабов название Хирбет-эль-Куссеир. Они лежат в скалистом ущелье Фекойско-го потока [Guthe, 1880, S. 39]. Такое положение развалин вполне соответствует месту, на котором, по свидетельству древних писателей, расположена была Новая лавра.

Итак, богословские расхождения в среде иноков лавры начались еще при жизни самого Саввы Освященного в одной из основанных им обителей, особенно в Новой лавре. Появилась богословская проблема, а именно: нашлись четыре инока, державшиеся некоторых мнений Оригена, которые расходились с общепризнанными догматами Древней христианской Церкви; во главе этих иноков стоял некто Нонн [Сладкопевцев, 1896, с. 169].

Позднее, уже после смерти Саввы, оригенисты открыто стали распространять ори-геновское учение сначала в стенах своей обители, а потом и в других. Число их быстро увеличивалось. Поддерживал их в тот период Феодор, архиепископ Кесарийский, который имел силу в Константинополе при императорском дворе [Сладкопевцев, 1896, с. 225].

Многие палестинские монастыри были вовлечены в эти события, нередко богословские конфликты среди насельников одного монастыря доходили до насилия и убийства при склонении к той или иной стороне [Brief History]. Все эти события привели к созыву V Вселенского Собора, на котором учение Оригена было фактически осуждено.

В дальнейшем указом императора предписано было убеждать оригенистов и склонять их принимать постановления Собора, а вследствие отказа признать решения собора -изгнать их из лавры.

Оригенисты - иноки Новой лавры - отказались признавать осуждение Оригена и полностью отделились от общения с Церковью. Восемь месяцев патриарх Евстохий убеждал их возвратиться в лоно Церкви, но они отказывались признавать постановления собора. Тогда областной правитель Анастасий изгнал оригенистов не только из Новой лавры, но и из других обителей Палестины [Сладкопевцев, 1896, с. 225]. В результате многие монастыри опустели. Все эти события в достаточной степени не изучены в современной исторической науке и требуют более глубокого изучения.

Частично в связи с этими событиями начался упадок монашества в Палестине, усугублённый вторжением Персии в 614-628 годах и последовавшим за этим арабским завоеванием [Панченко, 2007, с. 68-98].

Несомненно, монашество играло важнейшую роль в общественной, духовной и политической жизни Византийской империи. Оно оказало существенное влияние на разви-

тие богословия и становление христианской Церкви как общественного института в государстве.

При изучении истории оригенизма нам не раз еще придется обратиться к вопросам истории монашества в Палестине и других районах империи.

Список литературы

1. Беляев Д.А. 1903. Православная богословская энциклопедия. Том 4. Петроград. http://www.biblioteka3.ru.html.

2. Болотов В.В. 2006. Лекции по истории Древней Церкви. Санкт-Петербург, Аксион Эстин. Т. 1, 234.

3. Бриллиантов А.И. 2014. Лекции по истории древней церкви. М., Директ-Медиа, 440.

4. Войтенко А.А. 2012. Египетское монашество в IV веке: Житие преп. Антония Великого, Лавсаик, История монахов. М., ЦЕИ РАН, 318.

5. Древние иноческие уставы. Пахомия Великого, Василия Великого, Иоанна Касианина, Венедикта. 1892. М., Типография И. Ефимова, Большая Якиманка, 664.

6. Житие св. Саввы Освященного, составленное св. Кириллом Скифопольским. 1890. СПб, Изд. И. Помяловский, 588.

7. Курэ А. 1894. Палестина под властью христианских императоров. СПб., Русский паломник, 635.

8. Муравьев А.Н. 1851. Письма с Востока. СПб., Типография III И.Е.В. канцелярии. В 2 т.

9. Муравьев А.Н. 1844. История святого града Иерусалима. СПб., Типография III И.Е.В. канцелярии, 804.

10. Норов А.С. 1839. Путешествие по Святой Земле. СПб., [б.и.], 167.

11. Панченко К.А. 2007. Монастыри и бедуины в Османской Империи и на Синае (XVI -первая половина XIX в.). Вестник ПСТГУ. Серия 3: Филология. № 7: 68-98.

12. Поснов М.Э. 1991. История Христианской Церкви. Киев, Ч. 1.

13. Преподобный Антоний Великий. 2010. Житие и послания. М., ООО «Синтагма», 256.

14. Руфина пресвитера. 1898. Жизнь пустынных отцев. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 120.

15. Симонопетрский М. 2011. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви в 6 т. М., Изд-во Сретенского монастыря, 511.

16. Сладкопевцев П.М. 1896. Древние палестинские обители и прославившие их святые подвижники. СПб., Сибирская Благозвонница, 340.

17. Творения Оригена, учителя александрийского. 1899. Казань, Изд-во Казанской духовной академии, 385.

18. Brief History of the Holy Laura of Saint Sabbas. -https: //www .impantokratoros.gr/B4A 11589.en.aspx

19. Guthe. 1880. Zeitschrift des Deutschen Palastina-Vereins. Bd. 3. 250.

20. Kyrillos von Skythopolis. 1939. Vita Euthymii. Ed. E. Schwartz. Lpz., Teubner, 300.

21. Ramsay W.M. 2004. The church of the Roman Empire before A. D. 170. Kessinger Publishing, 548.

22. Schwartz R.N. 1998. The Roman Empire: a concise history of the first two centuries. University Press of America, 194.

Referenses

1. Belyaev D.A. 1903. Pravoslavnaya bogoslovskaya enciklopediya [Orthodox Theological Encyclopedia]. Volume 4. Petrograd. http: //www.biblioteka3.ru.html.

2. Bolotov V.V. 2006. Lekcii po istorii Drevnej Cerkvi [Lectures on the history of the Ancient Church]. St. Petersburg, Aksion Estin. Т. 1, 234.

3. Brilliantov A.I. 2014. Lekcii po istorii Drevnej Cerkvi [Lectures on the history of the Ancient Church]. M., Direct-Media, 440.

4. Voitenko A.A. 2012. Egipetskoe monashestvo v IV veke: Zhitie prep. Antoniya Velikogo, Lavsaik, Istoriya monahov [Egyptian monasticism in the IV century: Life of St. Anthony the Great, Lavsaik, History of the Monks]. M., CEI RAS, 318.

5. Drevnie inocheskie ustavy. Pahomiya Velikogo, Vasiliya Velikogo, Ioanna Kasianina, Venedikta. 1892 [Ancient monastic charters. Pachomius the Great, Basil the Great, John Cassianinus, Benedict]. M., Printing house of I. Efimov, Bolshaya Yakimanka, 664.

6. Zhitie sv. Savvy Osvyashchennogo, sostavlennoe sv. Kirillom Skifopol'skim [The Life of St. Sava the Sanctified, composed by St. Cyril Skifopolsky]. 1890. SPb, Publ. I. Pomyalovsky, 588.

7. Kure А. 1894. Palestina pod vlast'yu hristianskih imperatorov [Palestine under the rule of Christian emperors]. SPb., Russian pilgrim, 635.

8. Muravyov A.N. 1851. Pis'ma s Vostoka [Letters from the East]. SPb., Printing house III I.E.V. chancery. 2 t.

9. Muravyov A.N. 1844. Istoriya svyatogo grada Ierusalima [The history of the holy city of Jerusalem]. SPb., Printing house III I.E.V. chancery, 804.

10. Norov A.S. 1839. Puteshestvie po Svyatoj Zemle [Journey through the Holy Land]. SPb.,

167.

11. Panchenko K.A. 2007. Monastyri i beduiny v Osmanskoj Imperii i na Sinae (XVI - pervaya polovina XIX v.) [Monasteries and Bedouins in the Ottoman Empire and in the Sinai (XVI - first half of the XIX century)]. Vestnik PSTGU. Seriya 3: Filologiya [Bulletin of PSTGU. Series 3: Philology] No. 7: 68-98.

12. Posnov M.E. 1991. Istoriya Hristianskoj Cerkvi [History of the Christian Church]. Kiev, Part 1.

13. Rev. Anthony the Great. 2010. Zhitie i poslaniya [Life and messages]. M., Syntagma LLC,

256.

14. Rufinus the Presbyter. 1898. Rufina presvitera Zhizn' pustynnyh otcev [The Life of the Desert Fathers]. Sergiev Posad, Holy-Trinity St. Sergius Lavra, 120.

15. Simonopetrskiy M. 2011. Sinaksar': Zhitiya svyatyh Pravoslavnoj Cerkvi v 6 t. [Sinaksar: Zhitiya svyatykh Pravoslavnoy Tserkvi v 6 t.] M., Izd-vo Sretenskogo monastyrya, 511.

16. Sladkopevtsev P.M. 1896. Drevnie palestinskie obiteli i proslavivshie ih svyatye podvizhniki [Ancient Palestinian monasteries and holy ascetics glorifying them]. St. Petersburg, Siberian Invertebrate, 340.

17. Tvoreniya Origena, uchitelya aleksandrijskogo [Creations of Origen, teacher of Alexandria]. 1899. Kazan, Publishing house of the Kazan Theological Academy, 385.

18. Brief History of the Holy Laura of Saint Sabbas. -https://www.impantokratoros.gr/B4A11589.en.aspx

19. Guthe. 1880. Zeitschrift des Deutschen Palastina-Vereins. Bd. 3. 250.

20. Kyrillos von Skythopolis. 1939. Vita Euthymii. Ed. E. Schwartz. Lpz., Teubner, 300.

21. Ramsay W.M. 2004. The church of the Roman Empire before A. D. 170. Kessinger Publishing, 548.

22. Schwartz R.N. 1998. The Roman Empire: a concise history of the first two centuries. University Press of America, 194.

Ссылка для цитирования статьи Link for article citation

Стржалковская А.Д. 2020. Палестинское монашество, его роль в богословских спорах IV-VII вв. Via in tempore. История. Политология, 47 (2): 269-273. DOI 10.18413/2687-0967-2020-47-2-269-273.

Strzhalkovskaya A.D. 2020. Palestinian monastery, his role in theologian disputes in IV-VII centuries. Via in tempore. History and political science, 47 (2): 269-273 (in Russian). DOI 10.18413/2687-0967-2020-47-2-269-273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.