Научная статья на тему 'ПАЛЕОТЕКТОНИЧЕСКИЕ И ПАЛЕОТЕМПЕРАТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОКРАИННЫХ ПРОГИБОВ СИБИРСКОЙ ПЛАТФОРМЫ'

ПАЛЕОТЕКТОНИЧЕСКИЕ И ПАЛЕОТЕМПЕРАТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОКРАИННЫХ ПРОГИБОВ СИБИРСКОЙ ПЛАТФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКАЯ ПЛАТФОРМА / SIBERIAN PLATFORM / ПРОГИБЫ / DEFLECTIONS / ПАЛЕОТЕКТОНИКА / PALEOTECTONICS / ПАЛЕОТЕМПЕРАТУРА / PALEOTEMPERATURE / ЗАЛЕЖИ УГЛЕВОДОРОДОВ / HYDROCARBON DEPOSITS / ПОИСКОВЫЕ ПРИЗНАКИ / SEARCH INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Юрова М.П., Добрынина С.А.

В статье рассматриваются палеотектонические и палеотемпературные условия формирования мезозойских прогибов Сибирской платформы. Данные условия определяли процесс образования и сохранения залежей углеводородов в позднем палеозое и мезозое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Юрова М.П., Добрынина С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PALEOTECTONIC AND PALEOTEMPERATURE FEATURES OF MARGINAL DEPRESSIONS OF THE SIBERIAN PLATFORM

The article discusses the paleotectonic and paleotemperature formation conditions of Mesozoic troughs of the Siberian platform, which defined the process of formation and conservation of hydrocarbon deposits in the late Paleozoic and Mesozoic.

Текст научной работы на тему «ПАЛЕОТЕКТОНИЧЕСКИЕ И ПАЛЕОТЕМПЕРАТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОКРАИННЫХ ПРОГИБОВ СИБИРСКОЙ ПЛАТФОРМЫ»

Актуальные проблемы нефти и газа ■ Вып. 1(20) 2018 ■ http://oilgasjoumal.ru

ПАЛЕОТЕКТОНИЧЕСКИЕ И ПАЛЕОТЕМПЕРАТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОКРАИННЫХ ПРОГИБОВ СИБИРСКОЙ ПЛАТФОРМЫ

М.П. Юрова, С.А. Добрынина Институт проблем нефти и газа РАН e-mail: mpyurova@mail.ru

Геологическая история развития краевых прогибов Сибирской платформы главным образом определяется взаимоотношениями Таймыра и Верхоянской складчатой области. Естественно предполагать, что генерация углеводородов (УВ) и аккумуляция их в залежи обусловлены тектоническим строением и историей развития этих депрессий [1].

Предверхоянский прогиб по истории геологического развития делится на три части: северную (субмеридиональную); центральную, примыкающую к Вилюйской синеклизе, и южную, включающую Алданскую (субширотную) ветвь прогиба [2]. Многочисленные исследования [3-6] установили, что северная и южная части Предверхоянского прогиба заложились на платформенном основании, интенсивно прогибающемся в позднем палеозое и мезозое. Центральная часть прогиба развивалась в обрамлении Палеовилюйского авлакогена, осложненного поперечными поднятиями, которые образовались в связи со структурно-фациальной зональностью, связанной с глубинами залегания фундамента. Северная часть Предверхоянского прогиба характеризуется существенными различиями распределения мощностей верхнепалеозойских и мезозойских отложений. Так, на приплатформенных территориях мощность верхнепалеозойских и мезозойских отложений составляет первые сотни метров, в приосевой зоне - до 6 тыс. м, а в прискладчатом крыле - около 9 тыс. м.

При выявлении условий формирования зон нефте- и газонакопления необходимо учитывать, что максимальные температуры, как правило, соответствуют максимальным глубинам погружения изучаемых толщ. Распределение зон максимального прогибания в раннем и среднем триасе по сравнению с поздним палеозоем довольно резко поменялось. В триасовое время продолжалось дальнейшее разграничение отдельных тектонических блоков депрессий.

Вилюйская гемисинеклиза была заложена в позднем палеозое. В мезозое здесь преобладали региональные нисходящие движения. Ширина ее на северо-востоке достигает 550 км. Северная, западная и южная границы проводятся по внешнему контуру распространения среднеюрских отложений. Хапчагайский мегавал Южно-Хапчагайского мегапрогиба и другие структуры 1 и 2 порядков были заложены в конце поздней юры и

раннего мела. В пределах Вилюйской гемисинеклизы предполагается большое количество сквозных, затухающих и поверхностных разрывов, осложняющих осадочный чехол. Наиболее значительные сейсмопроявления отмечались в конце перми, начале триаса, в конце поздней юры, раннем мелу [2].

Внешняя зона гемисинеклизы широкой полосой огибает западную часть, а в северо-восточном направлении переходит в Предверхоянский краевой прогиб, составляя вместе с ним единый структурный элемент. Юрские отложения, аналогичные отложениям гемисинеклизы, характеризуются пологим (1-1,5 градуса) падением во внутреннюю часть прогиба. При этом отсутствуют пермские, триасовые и меловые отложения. Юрские отложения почти полностью сокращаются.

Внутренняя зона Вилюйской гемисинеклизы, Предверхоянского краевого прогиба и Лено-Анабарского мегапрогиба выделяются в виде единой, крупной, наиболее погруженной части (до 6 км). Причем, вниз по падению происходит увеличение мощности и полноты разреза, что свидетельствует о тектонической природе погружения [2]. Лено-Анабарский прогиб расположен восточнее Енисей-Хатангского. Мощность осадочного чехла во внешней зоне - до 4 км, во внутренней - до 8 км. Карбонатно-терригенные отложения верхнего палеозоя и мезозоя превалируют в разрезе. Им свойственна цикличность. По геологическим данным здесь выделяется около 40 локальных поднятий.

Енисей-Хатангский региональный прогиб - это вытянутая депрессия субширотного простирания. Прогиб имеет достаточно четкие границы с Таймырской складчатой областью и Сибирской платформой (по выклиниванию юрско-меловых отложений) [2]. Несмотря на генетические отличия, по направленности развития рассматриваемые депрессии Сибири обособляются в западную и восточную группы. Граница между ними проходит вдоль зоны Байкало-Таймырского разлома (рис. 1).

Южный борт Енисей-Хатангского прогиба сочленяется с Сибирской платформой по крутой флексуре, осложненной серией субширотных разломов, активизировавшихся в поздние этапы развития прогиба. Основное число пликативных структур (Танамо-Малохетский, Рассохинский, Балахнинский мегавалы) отличаются высокой тектонической раздробленностью сбросового типа. Енисей-Хатангский региональный прогиб -структура раннеюрского заложения. Осадочный чехол сложен породами от венда-рифея до мезозоя, местами кайнозоя [2]. Нужно отметить, что Енисей-Хатангский прогиб не имеет морфологически выраженных структурных границ с Западно-Сибирской плитой.

Рис. 1. Структурное положение и границы мезозойских депрессий Сибирской платформы (по Микуленко К.И. [2]). Депрессии: I - Енисей-Хатангский региональный прогиб; II - Анабаро-Хатангская седловина; III - Лено-Анабарский мегапрогиб; IV - Предверхоянский краевой прогиб; V - Вилюйская гемисинеклиза; VI - Пристановой предгорный прогиб; VII - Присаянский предгорный прогиб; VIII - группа Присаяно-Енисейских депрессий; IX - Ангаро-Вилюйский прогиб

Западно-Сибирская плита и Енисей-Хатангский региональный прогиб, с одной стороны, Лено-Анабарский мегапрогиб, Предверхоянский краевой прогиб и Вилюйская гемисинеклиза, с другой, в современном структурном плане имеют общие («сквозные») элементы регионального районирования (внутренние, переходные, а в ряде случаев и внешние зоны). Они также имеют сходство в направленности развития в мезозое, что подчеркивается характером цикличности разрезов, синхронностью этапов структуро- и разрывообразования [2].

Позднемеловая эпоха характеризуется, за исключением западной части Енисей-Хатангского прогиба, повсеместным развитием континентального осадконакопления. Мощность верхнемеловых отложений колеблется в небольших пределах 1000-1100 м в Енисей-Хатангском региональном прогибе, 800-900м - в Лено-Анабарском прогибе.

Предверхоянский прогиб в позднемеловую эпоху представлял собой область седиментации с преимущественным накоплением угленосных и, реже, безугольных толщ.

В прискладчатых районах на поверхность были выведены и интенсивно дислоцированы отложения пермо-триаса, юры и нижнего мела [1]. Значительная степень литификации верхнепалеозойских и мезозойских отложений произошла в приосевой части прогиба.

В Вилюйской гемисинеклизе на границе позднего и раннего мела отмечается крупный региональный подъем, в результате которого произошел размыв раннемеловых и позднеюрских отложений.

Палеотектонический анализ с целью оценки перспектив нефтегазоносности локальных структур показал, что основные выявленные запасы газа связаны с интервалами времени наиболее активного роста этих поднятий. Анализу были подвергнуты четыре детально изученные сейсморазведкой и глубоким бурением продуктивные структуры Енисей-Хатангского прогиба - Пеляткинская, Казанцевская, Озерная и Балахнинская [7].

Палеотемпературные построения, проведенные по территориям депрессий, показывают, что в раннетриасовое время происходит дальнейшее разграничение отдельных тектонических блоков депрессий. Вычисление палеотемператур в подошве верхнепалеозойских пород на конец триаса для территории Енисей-Хатангского прогиба проведено с учетом влияния траппового вулканизма и связанного с этим условиями теплового режима по палеоградиентам, увеличенным на 0,5 °С на каждые 100 м.

Время проявления максимальных температур, как правило, соответствует максимальным глубинам погружения толщ. Исследования, проведенные Г.Д. Гинзбургом [8] по Енисей-Хатангскому прогибу, показали, что понижение температур на 15-20 °С, а по данным [1], и в Вилюйской синеклизе на 10-15 °С, связано с криолитозоной [8]. Правомерно считать верхней границей времени проявления максимальных температур начало регионального подъема территории в кайнозое до проявления процессов денудации [1]. К границе юры и мела приурочены палеотермические несогласия. На ряде площадей Енисей-Хатангского регионального прогиба и Вилюйской гемисинеклизы на этой границе зафиксирован скачок палеотемператур до 15 °С, что соответствует размыву мощности отложений до 600 и 350 м соответственно. В центральной части Хапчагайского

мегавала и на северо-западном борту Вилюйской синеклизы региональная температура не превышала 120 °С при глубине погружения 4,5 км.

Таким образом, намеченные закономерности изменения палеотемператур в зависимости от особенностей геологического развития краевых депрессий Сибирской платформы должны учитываться при нефтегазопоисковых направлениях исследования территорий [9]. Территории с высоким палеотермическим градиентом должны опоисковываться в первую очередь, так как именно в их пределах наиболее вероятно открытие нефтегазоносных объектов.

Статья написана в рамках выполнения государственного задания (тема «Фундаментальные проблемы геологии, геохимии и гидрогеологии нефтегазоносных осадочных бассейнов. Обоснование значимых факторов эффективного прогноза крупных скоплений УВ в неструктурных условиях», № АААА-А16-116022510269-5).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребенюк В.В., Луговцов А.Д.Палеотектонические и палеотермические предпосылки нефтегазоносности краевых депрессий Сибирской платформы // Тектоника нефтегазоносных отложений Сибирской платформы: Сб. науч. тр. Новосибирск: Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья, 1983. С. 23-31.

2. Микуленко К.И. Сравнительная тектоника мезозойских депрессий Сибири // Тектоника нефтегазоносных отложений Сибирской платформы: Сб. науч. тр. Новосибирск: Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья, 1983. С. 5-22.

3. Микуленко К.И. Тектоническое районирование краевых депрессий Сибирской платформы в связи с прогнозом региональных зон нефтегазонакопления // В кн.: Закономерности размещения скоплений нефти и газа на Сибирской платформе. Новосибирск, 1979. С. 139-153.

4. Лавров Г.Д., Забалуев В.В., Грубов Л.А. и др. Об условиях формирования залежей нефти и газа в Вилюйской гемисинеклизе и Предверхоянском прогибе // В кн.: Геологическое строение и вопросы нефтегазоносности Якутской АССР. Л., 1976. С. 8-20.

5. Пущаровский Ю.М. Предверхоянский прогиб и мезозоиды Северо-Восточной Азии // В кн.: Тектоника СССР. М.: АН СССР, 1960. Т.4. 236 с.

6. Черский Н.В. Бодунов Е.И., Сафронов А.Ф. Условия формирования газовых и нефтяных месторождений в верхнепалеозойских и мезозойских отложениях восточной части Вилюйской гемисинеклизы и прилегающей части Предверхоянского прогиба // В кн.: Нефтегазоносность Западной Якутии. Новосибирск: Наука, 1973. С. 135-141.

7. Жаднова В.П. Режим тектонического развития локальных поднятий и их продуктивность // В кн.: Тектоника нефтегазоносных отложений Сибирской платформы. Новосибирск, 1983. С. 32-40.

8. Гинзбург Г.Д. О геотермическом градиенте платформенных областей севера Сибири // Учен. зап. ВНИГА, 1966. Вып. 13. С. 167-174.

9. Юрова М.П. Новые возможности освоения пермо-триасовых вулканогенных и вулкано-терригенных коллекторов Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы нефти и газа: Науч. сет. изд. 2017. Вып. 4(19). 7 с. - Режим доступа: http://www.oilgasjoumal.ru (Дата обращения 30.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.