Научная статья на тему 'Палеонтологический материал обнажений юрского периода как средство повышения уровня экологической культуры студентов СГСПУ'

Палеонтологический материал обнажений юрского периода как средство повышения уровня экологической культуры студентов СГСПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПАЛЕОНТОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / ЮРСКИЙ ПЕРИОД / SCIENTIFIC OUTLOOK / PALEONTOLOGY / PEDAGOGICAL PROCESS / CONTENT OF EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL AND HUMANISTIC CONCEPTS / JURASSIC PERIOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазонова Наталья Николаевна

В настоящее время высшее образование социальный институт, способность которого своевременно и компетентно реагировать на образовательные потребности личности, общества, государства, опосредованно влияет на решение многих социальных проблем, в том числе проблем сохранения биоэкологического потенциала природы, обеспечения экологической безопасности, здоровьесбережения и трудозанятости и других условий повышения качества жизни населения. Подготовка конкурентоспособных выпускников должна учитывать потребности современного рынка труда и социально-психологические особенности взаимодействия работодателя и работника. Построение педагогического процесса должно происходить с учетом всех указанных обстоятельств, имея в виду решение такой перспективной задачи, как воспитание культурного и гуманного человека. Это вызывает необходимость пересмотра содержания образования в области многих естественнонаучных дисциплин: содержание образования и учебный материал должны соответствовать образовательным критериям, на основе которых будет осуществляться формирование естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры будущих специалистов. Экологическая культура является неотъемлемой частью мировоззренческой позиции человека; включает экологическое мышление, экологическое сознание и природоохранное поведение. Ее развитие является необходимым условием повышения качества подготовки студентов СГСПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сазонова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paleontological materials of Jurassic exposures as a means of increasing the level of SSUSSE students’ environmental awareness

At present, higher education is a social institution, which shall promptly and competently respond to the educational needs of the individual, society and state, indirectly influence the solutions not only to educational problems, but also problems of preserving bioecological potential of nature, environment, health preservation and employment and provide the necessary conditions for improving the life quality. Training competitive graduates should be based on the needs of the modern labor market, social and psychological features of interaction between the employer and the employee. The pedagogical process is to be built in terms of educating a man with cultural and humane background. This accounts for reviewing the content of many natural sciences as an urgent measure: the content of the education and teaching resources must comply with the educational criteria, that will serve as the base for developing scientific outlook and environmental awareness of future specialists. Ecological culture is an integral part of the personal worldview, which is manifested through ecological thinking, ecological awareness and environmental behavior. Its development is a prerequisite for improving the quality of training SSUSSE students.

Текст научной работы на тему «Палеонтологический материал обнажений юрского периода как средство повышения уровня экологической культуры студентов СГСПУ»

УДК 502:37.03

ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ОБНАЖЕНИЙ ЮРСКОГО ПЕРИОДА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОВ СГСПУ

PALEONTOLOGICAL MATERIALS OF JURASSIC EXPOSURES AS A MENS OF INCREASING THE LEVEL OF SSUSSE STUDENTS' ENVIRONMENTAL AWARENESS

© 2016

Н.Н. Сазонова

Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

N.N. Sazonova Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В настоящее время высшее образование - социальный институт, способность которого своевременно и компетентно реагировать на образовательные потребности личности, общества, государства, опосредованно влияет на решение многих социальных проблем, в том числе проблем сохранения биоэкологического потенциала природы, обеспечения экологической безопасности, здоровьесбережения и трудозанятости и других условий повышения качества жизни населения. Подготовка конкурентоспособных выпускников должна учитывать потребности современного рынка труда и социально-психологические особенности взаимодействия работодателя и работника. Построение педагогического процесса должно происходить с учетом всех указанных обстоятельств, имея в виду решение такой перспективной задачи, как воспитание культурного и гуманного человека. Это вызывает необходимость пересмотра содержания образования в области многих естественнонаучных дисциплин: содержание образования и учебный материал должны соответствовать образовательным критериям, на основе которых будет осуществляться формирование естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры будущих специалистов. Экологическая культура является неотъемлемой частью мировоззренческой позиции человека; включает экологическое мышление, экологическое сознание и природоохранное поведение. Ее развитие является необходимым условием повышения качества подготовки студентов СГСПУ.

At present, higher education is a social institution, which shall promptly and competently respond to the educational needs of the individual, society and state, indirectly influence the solutions not only to educational problems, but also problems of preserving bioecological potential of nature, environment, health preservation and employment and provide the necessary conditions for improving the life quality. Training competitive graduates should be based on the needs of the modern labor market, social and psychological features of interaction between the employer and the employee. The pedagogical process is to be built in terms of educating a man with cultural and humane background. This accounts for reviewing the content of many natural sciences as an urgent measure: the content of the education and teaching resources must comply with the educational criteria, that will serve as the base for developing scientific outlook and environmental awareness of future specialists. Ecological culture is an integral part of the personal worldview, which is manifested through ecological thinking, ecological awareness and environmental behavior. Its development is a prerequisite for improving the quality of training SSUSSE students.

Ключевые слова: естественнонаучное мировоззрение; палеонтология; педагогический процесс; содержание образования; экологическая культура; эколого-гуманистические понятия; юрский период.

Keywords: scientific outlook; paleontology; pedagogical process; the content of education; ecological culture; ecological and humanistic concepts; Jurassic period.

Современный выпускник высшего учебного заведения должен получить такую профессиональную подготовку, которая даст ему возможность приобретать новые и обновлять уже имеющиеся знания, развивать по мере необходимости навыки профессиональной деятельности.

В наши дни высшее образование должно рассматриваться как социальный институт, который своевременно и компетентно реагирует на образовательные потребности общества, опосредованно влияет на решение не только образовательных задач, но и проблем сохранения биологи-

ческого потенциала природы, экологической безопасности, здоровьесбережения и трудозанятости, производственной, экономической сферы и обеспечивает необходимые условия для повышения качества жизни населения [1-4].

Основными показателями результативности образовательного процесса считаются качество и объём знаний, которые выражаются в объеме и полноте усвоения понятий; практических навыков учебной и исследовательской деятельности, в умении применять их на практике [1, 4, 5].

Осуществляя подготовку конкурентоспособных выпускников, необходимо учитывать потребности рынка труда, социально-психологические особенности взаимодействия работодателя и работника, содержание целостного педагогического процесса в системе высшего образования, особенности конкретного вида обучения.

Содержание образования и учебный материал в области естественнонаучных дисциплин должны соответствовать образовательным критериям, на основе которых будет осуществляться формирование естественнонаучного мировоззрения, экологической культуры, а следовательно, способствовать повышению качества образования студентов [1, 3, 4-8].

Экологическая культура - важная составляющая мировоззренческой пози-

ции человека, находящая выражение в экологическом мышлении, экологическом сознании и природоохранном поведении. Формирование этих составляющих обусловливает не только самосовершенствование индивидуума, но и стремление к качественному изменению поведения окружающих его людей, выстраиванию гармоничных духовно-нравственных отношений с природной и социальной средой [5-9]. Это сложный и многоэлементный процесс, осуществление которого невозможно без применения экологического, историко-регионального, личностно ориентированного, культурологического, интегративно-модульного подходов.

Таким образом, одна из важнейши задач, стоящих перед педагогами высшего образования, - воспитание экологической культуры студентов и поиск средств ее развития.

Основными направлениями формирования экологической культуры мы считаем:

- формирование у студентов эмоционально-ценностного отношения к природе,

- формирование экологических ценностных мотиваций,

- развитие эколого-гуманистических понятий,

- научно-методическое обеспечение данных процессов.

Деятельность педагога

Экологический историко-региональный культурологический подходы интегративно-модульный личностно ориентированный

Экологические понятия, их уровни: организационный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный, ноосферный

т

Деятельность студента

Т

Развитие экологической культуры Рис. 1. Подходы к формированию экологической культуры

Принципы:

- научности,

- целостности,

- ингегративности,

- природосообразности

Одним из эффективных средств формирования экологической культуры студентов, на наш взгляд, является использование на занятиях палеонтологического материала обнажений юрского периода.

Анализ ряда исследований и научных изданий по теме показал, что экологическая культура - это наличие определенных эколого-биологических знаний, умений гармоничного взаимодействия

между обществом и природой, поведения, направленного на сохранение природных условий, активной позиции личности в ее отношении с окружающим миром. Следовательно, в структуре экологической культуры можно выделить следующие компоненты: экологические знания, экологические умения, экологическое отношение, экологическое поведение [2, 3].

____ КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1

ЗНАНИЕ ЦЕННОСТИ И ОЦЕНКИ ПОСТУПКИ

1 1 1 : 1 1

Когнитивное

Рефлексивно-ценностное

Деятельностное

V

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Рис. 2. Компоненты экологической культуры

Л

Работа по развитию экологической культуры студентов в нашем вузе осуществляется в общей системе подготовки специалистов по направлению «Экология и природопользование», включающей аудиторную учебно-исследовательскую, практическую работу по зоологии, полевые наблюдения и экскурсии.

Эффективность процесса развития экологической культуры студентов можно

определить по уровню сформированности экологических знаний, умений, навыков и по наличию готовности к участию в природоохранной деятельности,

способствующей устойчивому развитию общества. При этом представление о природном единстве фиксируется в сознании студентов вначале в виде научных фактов, законов, а затем приобретает обобщенную форму.

Рис. 3. Критерии сформированности экологической культуры

Самарская область (особенно Боль-шечерниговский район) богата уникальнейшим природным археологическим, геологическим комплексами, проблема

сохранения и изучения которых требует решения [10-15].

На территории Самарской области насчитывается около 210 особо охраняемых природных территорий: государ-

ственный заповедник (Жигулевский государственный заповедник им. И.И. Спры-гина), национальные парки (Бузулукский бор, Самарская Лука), муниципальные памятники природы (Балка Лозовая, Ма-рьевская балка, Ландшафтный комплекс вдоль реки Малый Иргиз), проектируемые заказники (Васильевские острова). Среди них в Большечерниговском районе: урочище Грызлы, Кошкинская балка, балка Кладовая, истоки реки Большой Иргиз, дол Каменные лога, урочище Мулин дол, дол Верблюдка и Сестринские окаменелости.

Памятник природы Сестринские окаменелости находится на северо-западе от поселка Сестры, на склоне, обращенном к руслу пересыхающей летом реки Мурзинихи (дол Мурзиниха). Это участок каменистой степи с холмами до 2,5-3,5 м высотой, на которых местами на поверхность выходит материнская порода с отпечатками окаменелостей. В ходе проведенных нами и студентами исследований было выявлено, что верхняя зона (Virgatites virgatus) сложена песчанистыми мергелями и известняками со слоями песчанистых известняковых глин и каждую весну обнажается талыми водами, что дает возможность увидеть отпечатки ископаемых животных. Большинство найде-ных студентами сохранившихся отпечатков раковин и ядер моллюсков Больше-черниговского района принадлежат аммонитам (Virgatites virgatus Buch (Mich.), род Virgatites Pavl). Используя палеонтологический материал данных обнажений на занятиях по зоологии, необходимо обратить внимание студентов на необходимость сохранения и более детального изучения данных памятников природы Самарской области.

Важно сделать акцент на подлинности остатков животных, населявших некогда территорию губернии. Тогда студенты смогут осознать масштабы геологических перемен и время [16-20], в течение которого неузнаваемо изменилась природа Самарского края [11-15].

Рис. 4. Отпечаток аммонита

Изучение антропогенного влияния на ископаемую фауну геологических памятников природы Большечерниговско-го района показало, что она нуждается в охране и защите, а также в проведении мероприятий по восстановлению природных комплексов, требует различных эколого-образовательных мероприятий, серьезной эколого-просветительской деятельности, что повысило бы экологическую культуру, экологическое сознание, способствовало бы развитию творческого мышления молодежи.

Контрольный срез [9], проведенный на итоговом занятии по зоологии у студентов, обучающихся по направлению «Экология и природопользование», выявил повышение уровня знаний по зоологии и экологии на 10-12%, повышение уровня мотивации учебной, исследовательской и природоохранной деятельности. Таким образом, изучение окаменело-стей юрского периода способствует повышению уровня экологической культуры студентов, их образования в целом (и по предмету «Зоология» в частности), что обеспечивает повышение конкурентоспособности выпускников СГСПУ на рынке труда и более полную их самореализацию.

1. Вербицкий А.А. Педагогические проблемы реализации компетентностного подхода: контекстный подход // Педагогический процесс как культурная деятельность : сб. мат-лов и тез. докл. V междунар. науч.-практ. конф. 4-7 октября 2005 г. В 2 т. Т. 1 / сост. и отв. ред. А.П. Шевченко. Самара : СНЦ РАН, 2005. С. 85-89.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения. М. : Академия, 2001. 520 с.

3. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии : учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. И.Н. Пономаревой. М. : Академия, 2003. 272 с.

4. Путько В.Ф. Образовательные ресурсы и развитие инновационной экономики // Педагогический процесс как культурная деятельность : сб. мат-лов и тез. докл. V междунар. науч-практ. конф. 4-7 октября 2005 г. В 2 т. Т. 1 / сост. и ответ. ред.А.П. Шевченко. Самара : СНЦ РАН, 2005. С. 6-14.

5. Буркин Д О. Подходы к осуществлению оптимального взаимодействия эколого-правовой культуры, эколого-правового сознания и образования // Вестник Международной академии наук (Русская секция). Специальный выпуск : мат-лы международ. конф. «Экологическая культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий». М. : МГГУ, 2012. С. 103-105;

6. Михайловская Т.А. Учебно-исследовательская деятельность студентов - средство формирования профессиональных компетенций // Педагогический процесс как культурная деятельность : сб. мат-лов и тез. докл. V междунар. науч.-прак. конф. 4-7 октября 2005 г. В 2 т. Т. 1 / сост. и отв. ред. А.П. Шевченко. Самара : СНЦ РАН, 2005. С. 59-62.

7. Трегубова О.Г. Возрастные особенности подростков как фактор формирования экологической культуры личности // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1: Психологические и педагогические науки. Вып. 2, ч. 1 / ред. кол.: Л.А. Косолапова (отв. ред. вып.), Н.А. Гангнус, Е.К. Гитман, Л.В. Коломийченко, А.И. Санникова. Пермь : ПГГПУ, 2014. С. 73-81.

8. Трегубова О.Г. Из опыта формирования экологической культуры учащихся на ООПТ // Особо охраняемые природные территории и экологическое образование : мат-лы науч.-практ. конф. Пермь : ПРИПИТ, 2003. С. 73-74.

9. Трегубова О.Г. Критериально-диагностическая программа для определения уровней сформированности экологической культуры у младших подростков // Экологическое образование: новое качество в условиях реализации ФГОС : мат-лы 2-й краевой науч.-практ. конф. Педагогов. Пермь : ПГНИУ, 2013. С. 78-81.

10. «Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области / сост.: А.С. Захаров, М.С. Горелов. Самара : Кн. изд-во, 1995. 351 с.

11. Сазонова Н.Н. Роль экскурсии в зоологический музей при формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов ПГСГА // Самарский научный вестник. 2014. №2(7). Самара : ПГСГА, 2014. С. 100-102.

12. Толкачева Н.Н., Носова Т.М. Ископаемая фауна моллюсков - актуальная проблема исторического краеведения Большечерниговского района Самарской области // Краеведческие записки. Вып. XIII. Самара : Самарский обл. ист.-краевед. музей им. П.В. Алабина, 2004. С. 57-63.

13. Толкачева Н.Н., Носова Т.М. Окаменелости моллюсков юрского периода Большечер-ниговского района Самарской области в эколого-краеведческом образовании // Методология и методика научных исследований в области биологии и экологии образования : сб. мат-лов III методолог. семин. 11-13 нояб. 2003 г. Вып. 2. СПб. : Тесса, 2003. С. 147-148.

14. Толкачева Н.Н., Носова Т.М. Палеонтологические исследования фауны моллюсков в развитии эволюционных представлений // Методология и методика научных исследований в области биологического и экологического образования : сб. мат-лов VI методол. семин. 16-18 ноября 2003 г. Вып. 3. СПб. : Тесса, 2004. С. 210-212.

15. Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз / под ред. Г.С. Ро-зенберга и В.Г. Беспалько. Тольятти : ИЭВБ РАН, 1994. 326 с.

16. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни :учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2001. 432 с.

17. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 20 / под ред. А.М. Прохорова. М. : Советская энциклопедия, 1974. 607 с.

18. Вымершие животные: полная энциклопедия / пер. О. Озеровой. М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. 256 с.

19. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М. : Топикал,1994.

640 с.

20. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение : учеб. для биолог. спец. вузов. 5-е изд., испр. и доп. М. : Высшая школа, 2004. 310 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.