Научная статья на тему 'ПАКТ РЕРИХА КАК ОХРАНИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА'

ПАКТ РЕРИХА КАК ОХРАНИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пакт Рериха / культурное наследие / культура / принципы сохранения культурного наследия / Знамя Мира / The Roerich Pact / cultural heritage / culture / principles of preservation of cultural heritage / the Banner of Peace

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дьяченко Ирина Юрьевна

Пакт Рериха предназначен для сохранения культурного наследия человечества. Его непреходящее значение связано с необходимостью преодоления кризиса современной цивилизации. Юридическая основа Пакта достаточно полно исследуется специалистами, в то время как его философскому содержанию и духовно-нравственному аспекту посвящено не так много публикаций. В статье дается представление об особенностях Пакта, его принципах и символике – Знамени Мира. Раскрывается огромный нравственный потенциал мирового культурного наследия, его смысловое содержание, а также духовный аспект самой культуры как эволюционного явления, что в целом повышает статус культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Roerich Pact as the guardian of humanity

The Roerich Pact is intended to preserve the cultural heritage of humanity, as a result of which the crises of modern civilization can be overcome. The legal basis of the Pact has been studied quite fully by specialists, while not many publications have been devoted to its philosophical content and spiritual and moral aspect. The article gives an idea of the features of the Pact, its principles and symbolism – the Banner of Peace. The enormous moral potential of the world cultural heritage, its semantic content, as well as the spiritual aspect of culture itself as an evolutionary phenomenon are revealed, which generally increases the status of cultural values.

Текст научной работы на тему «ПАКТ РЕРИХА КАК ОХРАНИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

УДК 008

РО!: 10.31249/еИе1/2024.01.03

Дьяченко И.Ю. ПАКТ РЕРИХА КАК ОХРАНИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА®

Объединенный Научный Центр проблем космического мышления Международного Центра Рерихов, Россия, Москва, [email protected]

Аннотация. Пакт Рериха предназначен для сохранения культурного наследия человечества. Его непреходящее значение связано с необходимостью преодоления кризиса современной цивилизации. Юридическая основа Пакта достаточно полно исследуется специалистами, в то время как его философскому содержанию и духовно-нравственному аспекту посвящено не так много публикаций. В статье дается представление об особенностях Пакта, его принципах и символике - Знамени Мира. Раскрывается огромный нравственный потенциал мирового культурного наследия, его смысловое содержание, а также духовный аспект самой культуры как эволюционного явления, что в целом повышает статус культурных ценностей.

Ключевые слова: Пакт Рериха; культурное наследие; культура; принципы сохранения культурного наследия; Знамя Мира.

Поступила: 04.09.2023 Принята к печати: 29.10.2023

© Дьяченко И.Ю., 2024

Dyachenko I.Yu. The Roerich Pact as the guardian of humanity ®

Institute of Scientific The United Scientific Centre for Cosmic Thinking Problems of the International Centre of the Roerichs, Russia, Moscow, [email protected]

Abstract. The Roerich Pact is intended to preserve the cultural heritage of humanity, as a result of which the crises of modern civilization can be overcome. The legal basis of the Pact has been studied quite fully by specialists, while not many publications have been devoted to its philosophical content and spiritual and moral aspect. The article gives an idea of the features of the Pact, its principles and symbolism -the Banner of Peace. The enormous moral potential of the world cultural heritage, its semantic content, as well as the spiritual aspect of culture itself as an evolutionary phenomenon are revealed, which generally increases the status of cultural values.

Keywords: The Roerich Pact; cultural heritage; culture; principles of preservation of cultural heritage; the Banner of Peace.

Received: 04.09.2023 Accepted: 29.10.2023

Универсальность Пакта Рериха

Одно из выдающихся достижений Н.К. Рериха, нашего соотечественника, международного деятеля культуры, оригинального художника и мыслителя - это созданный по его идее и инициативе Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), подписанный американскими государствами в 1935 г. Принципы Пакта существенно обогатили международное гуманитарное право, и его смысл во всей глубине и значимости еще предстоит открывать современному миру.

Что же нового было предложено человечеству почти сто лет назад? До Пакта Рериха защите объектов культуры посвящался лишь один из пунктов в международных соглашениях о законах и обычаях ведения сухопутной войны. Достаточно посмотреть соответствующую резолюцию Гаагской мирной конференции 1907 г. (ст. 27). Пакт Рериха, подписанный рядом государств в 1935 г., целиком посвящен сохранению культурного наследия, и это впер-

© Dyachenko I.Yu., 2024

вые было предложено человечеству, вступившему в эпоху мировых войн, и проведено в жизнь.

Пакт Рериха универсален. По мысли его создателя, сохранять культурное наследие необходимо не только в военное, но также и в мирное время, что не менее важно, поскольку и в мирное время происходят «тихие погромы» и совершаются преступления против культуры. Универсальность Пакта в том, что в нем нет оговорки о военной необходимости, которая существовала в документах 1907 г. и нашла свое развитие позже в Гаагской конвенции 1954 г. и во Втором протоколе 1999 г., вследствие чего объекты культурного наследия, мешающие проведению военных действий, могут быть разрушены. Пакт Рериха этого принципиально не допускает, утверждая приоритет культурного наследия перед военной необходимостью. Еще один важный аспект Пакта Рериха: уважение и покровительство в отношении к объектам культурного наследия, о чем сказано в пункте 1 Договора, распространяется не только на исторические памятники, научные и художественные учреждения, но и на персонал культурных учреждений. Предложение мировому сообществу подобного Пакта в 1930-е годы стало импульсом к развитию международного движения общественности, которая не по принуждению или из-за выгоды начала проводить идею сохранения культурного наследия в жизнь, а вдохновившись такой возможностью широкой защиты народного достояния и получив при этом со временем еще и юридическую поддержку. Такое движение, связанное с сохранением культурного достояния, возникло впервые в истории человечества, причем общественность проявила непоколебимый энтузиазм, нравственную силу и возможности как к мирному культурному сотрудничеству, так и к достижению поставленной цели.

На первом этапе международная инициатива общественности выразилась в поддержке Пакта на международных конференциях, которые проходили в Брюгге на самом высоком уровне (1930-1932). На следующем этапе участники международной конференции, состоявшейся в Вашингтоне, рекомендовали правительствам всех стран его подписать (1933). Собственно подписание Пакта Рериха первыми двумя десятками американских стран произошло в 1935 г., за этим последовали ратификации. События 1930-х годов, связанные с поддержкой и подписанием Пакта Рериха,

сплотили вокруг него многих прогрессивных деятелей науки, культуры, искусства, общественной жизни, руководителей государств. Не обходилось и без трудностей, сложных политических интриг и простого нежелания ряда европейских деятелей поддерживать идею Н. К. Рериха.

Сейчас обсуждается еще один важный аспект Пакта Рериха -его философский (метаисторический) смысл, поскольку понятия культурного наследия и самой культуры в их существе в мировоззрении Н.К. Рериха неотделимы от эволюционных процессов и являются их нравственной и духовной основой. Эволюцию Рерих понимал не только в контексте биологического или социального развития человечества, но более широко, в свете идей философии космизма. Автор идеи Пакта во многих литературно-философских очерках проводил мысль о том, что человек развивается как Человек только в пространстве культуры.

Соответственно Пакт следует рассматривать как явление, которое может преобразить всю человеческую жизнь, сделать ее более гуманной, осмысленной и глубокой в своих выражениях. Известно высказывание Рериха «Мир через культуру», и Пакт, направленный не только на сохранение культуры, но и на сохранение мира и разрешение военных конфликтов, имеет важное воспитательное значение, поскольку считает культуру основой человечности. Идеи Пакта восстанавливают жизненные приоритеты, дают нравственные ориентиры, формируют вертикаль знания, что позволяет человечеству сохранить свои основополагающие ценности. На этом строится программа Пакта Рериха.

Немного истории

Идея сохранения культурного наследия у Н. К. Рериха возникла не случайно. Уроженец Санкт-Петербурга, воспитанник Санкт-Петербургского университета и Академии художеств, он еще в студенческие годы стал членом Императорского археологического общества и Императорской археологической комиссии и проводил раскопки в российских губерниях и уездах, сотрудничая с известными учеными своего времени (А.А. Спицыным, С.Ф. Платоновым, Ф.А. Брауном и др.). Также он провел художественную экспедицию по древним русским городам в 1903-1904 гг. и зачастую был

свидетелем небрежения по отношению к памятникам архитектуры, либо оставленным разрушаться, либо страдающим от неумелого «поновления». Проблема сохранения культурного наследия, прежде всего в России, взволновала Рериха и как археолога, и как историка и художника. Как художник он считал необходимым запечатлеть памятники прошлого в живописи и литературном слове. Как историк годы спустя, выйдя уже на маршрут грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928), он прослеживал миграции народов, задумывался об их причинах с точки зрения эволюционного процесса не только в глобальном мировом, но и в космическом контексте, отмечал особенности этногенеза и куль-турогенеза, динамику взаимодействия народов и его результаты. Как мыслитель, он пытался разрешить проблему древнего культурного единства человечества, рассматривая его с точки зрения отношения человека к своему месту в мироздании и возможности нового единства в будущем, опираясь на знания о духовной природе культуры. Рерих также пытался открыть для новых поколений наследие родной старины во всем богатстве древнего знания и всем блеске не меркнущей с веками красоты.

Опыт художника и археолога Николая Рериха показывает нам, как надо защищать культурное наследие: он умел быть убедительным и в словах, и в действиях, ставя приоритетом то, что служит культуре целого народа. Много раз он выступал с докладами в Петербургском обществе архитекторов-художников, его поддерживали архитекторы А.В. Щусев, В.А. Покровский, П.Ю. Сю-зор, художник Г.К. Лукомский, академик В.В. Радлов, историки искусства А.В. Прахов, А.А. Ростиславов и многие другие. Столько разнообразной работы, связанной с сохранением культурного наследия России, сколько проделал Рерих до 1917 г., не осуществил никто, ни до него, ни после. Сохранилось много свидетельств о его деятельности в обществах по сохранению древностей Петербурга и Москвы, о его многочисленных поездках по российским губерниям и уездам с археологическими раскопками и этнографическими исследованиями, побудившими его к созданию в Санкт-Петербурге в 1910 г. Музея допетровского искусства и быта, а также музея Старого Петербурга. Замечательным было его предложение об открытии всероссийской подписки на исследования Великого Новгорода и Киева, известны его активные протесты против «тихих погромов»

исторических древностей в разных городах Российской империи, публицистические и литературные очерки в защиту национального культурного наследия (архитектурных памятников, исторических видов городов, природных ландшафтов, народных промыслов, русского языка и др.), о чем он писал начиная с конца XIX в. (очерки «Берегите старину», «Неблагополучности», «Записные листки художника», «Письмо в редакцию», «Восстановления», «Чутким сердцам» и др.) и до 1940-х годов, практически до конца жизни. Наконец, история сохранила его обращение в начале Первой мировой войны к императору Николаю II и командованию воюющих стран с проектом сохранения памятников старины в пределах театра военных действий. Но тогда в пылу войны к голосу Рериха никто не прислушался.

Другими словами, основа Пакта Рериха начала складываться с учетом первого опыта объединения общественности, к которой были обращены слова Николая Рериха: «Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь» [Рерих, 2017, с. 27]. Просветительство он считал делом государственной важности.

Почему так важны для России и тогда, более ста лет назад, и сегодня слова и мысли Н.К. Рериха о памятниках прошлого, свидетелях ее великих исторических и культурных достижений? Прежде всего потому, что Рерих был носителем национального духа России, ее чаяний и надежд. Он хорошо знал и изучал русскую культуру, имел широкий круг общения не только в среде научной и художественной интеллигенции, но также и среди простых людей, особенно в ходе археологических поездок, когда пришла к нему идея о защите культурного наследия России, позже вышедшая на международный уровень. Н.К. Рерих считал русский народ, обладающий богатым культурным наследием, «особым защитником Культуры» (надо отметить, что эти слова он писал уже в годы советской власти). И его слова - «Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения» [Рерих, 1996, с. 25] - обращены уже к нам, сегодняшним. Потому все сказанное и сделанное Рерихом заслуживает самого пристального внимания и досконального изучения и прежде всего на его родине.

Отношение к культурному наследию и принципы его сохранения

Идеи Пакта Рериха чрезвычайно актуальны для современной России и мира как основа развития нового общественного движения за сохранение культурного наследия. Но сохранению, как и защите культуры, надо учиться, как справедливо считал Рерих. Для этого надо понимать прежде всего, ЧТО есть Культура, которую он нередко писал с прописной буквы и определял как почитание Света. Это очень высокое определение, оно по сути синтезирует все, что говорилось о культуре мыслителями разных эпох. Культура, по убеждению Рериха, «включает» человека в эволюционный процесс, спасает народы от деградации. Но сейчас этот термин является проблемным для понимания, пробным камнем в осознании природы эволюции, и в частности для России, где культурное наследие находится в небрежении, зачастую под угрозой исчезновения.

Важнейшая проблема, которая сегодня обозначается наиболее остро, - пассивность деятелей культуры в ситуациях разрушения культурного наследия. Н.К. Рерих обращал на это внимание и в свое время, поэтому призывал к пониманию значения наследия, прежде всего общественность. Сегодня многие разрушения происходят с молчаливого согласия деятелей культуры, равнодушных к судьбе национального культурного наследия. Из последних событий: инициированное чиновниками Минкульта варварское разрушение в 2017 г. общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР), крупнейшего в России, который располагался в старинной усадьбе Лопухиных в Москве. Музей был создан по воле младшего сына Рерихов, художника и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха. Он передал на родину наследие своих родителей, настаивал на общественной форме музея и утвердил Л.В. Шапошникову на роль создателя и руководителя музея. Ей удалось реализовать мечту Н. К. Рериха о Музей-оне, Доме Муз. Музей более четверти века был крупным культурным центром, проводил реставрацию памятника архитектуры усадьбы Лопухиных, где и находился, за что получил национальную премию «Культурное наследие» в 2007 г. и премию Евросоюза «Европа Ностра» в 2010 г. «Культурная деятельность МЦР и его

общественного Музея имени Н. К. Рериха явилась мощным импульсом в международном продвижении идей Пакта Рериха в конце ХХ - начале ХХ1 в.» [Куцарова, 2022, с. 20]. Но после разрушения общественного Центра-Музея как музейное, так и научное сообщество в массе своей промолчали, лишь редкие голоса прозвучали в его защиту. Создание очага истинной культуры в Москве и утверждение в международном сообществе принципов и идей Пакта Рериха и его Знамени Мира, которое продолжается несмотря на тяжелейшие условия противостояния с госчиновниками от Мин-культа, имеют огромное значение для будущего.

В том же ряду стоит угроза разрушения исторического центра Санкт-Петербурга, его памятных и достопримечательных мест: ценнейшей Пулковской обсерватории, охранная территория которой постепенно застраивается; Охтинского мыса, уникальные археологические объекты которого не признаются чиновниками таковыми и который тоже планируется застроить, и других объектов, и это опять же мало интересует огромную армию культурных деятелей России, которая могла бы совместными усилиями все это национальное достояние защитить, но мало откликов и много равнодушия, чем пользуются чиновники разных рангов.

Еще одно направление в разрушении культуры - это насаждение так называемой псевдокультуры, или массовой культуры, которая является антиподом истинной культуры, поскольку направлена на развитие в человеке его низшей природы: эгоизма, жажды потребительства, пренебрежения нравственными нормами и т.д.

Какие принципы защиты культурного наследия можно отметить в широкой научной, просветительской и общественной деятельности Н.К. Рериха? Здесь можно выделить несколько моментов.

Один из принципов связан с воспитанием особого отношения к культурному наследию, когда обычным становится осознание, что перед нами не только памятник или собрание музейных редкостей, но и запечатленная в камне, дереве, на холсте, в музыке, устном предании история человечества, лучшие достижения прошлых эпох, на которых зиждется будущее. Культурное наследие не должно быть разрушаемо, потому что это народное достояние, оно принадлежит всему миру, и забота о нем должна стоять над всеми возможными разногласиями. Для этого при министерствах и комитетах, решающих вопросы экономического развития страны,

при штабах армий на театре военных действий, как полагал Н.К. Рерих, должны быть созданы художественные и научные советы, которые отстаивали бы историческое и духовное значение памятников. Сомнение в необходимости сохранения культурного наследия, по мысли Рериха, равносильно сомнению в необходимости Красного Креста в дни войны или необходимости высших нравственных заповедей, пока существуют преступления. Как и нравственные заповеди, как и Красный Крест, Пакт Рериха относится к высшим ориентирам человечества, без которых оно деградирует.

Другой принципиальный момент связан с тем, что около культурных ценностей должны быть чуткие, неравнодушные к вопросам культуры люди, энтузиасты, общественность, нужны их преданность и любовь к делу, их добровольность и почин. Никакие официальные договоры, установления, соглашения, рекомендации, конвенции и хартии не будут действенны и останутся формальными, если общественность будет равнодушной к разрушению культуры.

Еще один важный момент связан с пониманием того, что эпохи расцвета или возрождения в истории человечества происходили именно тогда, когда заново осознавалась важность духовных ценностей. И это осознание позволяло создавать шедевры живописи, архитектуры, литературы, все, что позже человечество назовет своим Наследием, связующим единой нитью преемственности прошлое с будущим, бесчисленные поколения, судьбы человека и мира.

Знамя Мира в Пакте Рериха

Особое внимание в Пакте Рериха обращается на его отличительный знак - Знамя Мира, которому посвящен отдельный параграф [Договор ... , 2005, с. 515]. В дни войны и в мирное время, по мысли Н.К. Рериха, Знамя должно подниматься «над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами» [Рерих, 1992, с. 68] и своим присутствием напоминать о том высоком и прекрасном, чем жив человеческий дух. Символика триединства на Знамени, предложенном Н. К. Рерихом, обращает сознание к древнейшим представлениям человечества об основах бытия, единстве макро- и микрокосма, единстве прошлого,

настоящего и будущего, пространства и времени, о непрерываемой культурной традиции.

Поднятием Знамени, на котором начертан символ триединства, встречаемый во всех мировых культурах, будет, по мысли Рериха, постепенно расширяться пространство культуры. Знамя охраняет то, что принадлежит миру, и оно должно быть поднято в жизни человека и прежде в его сознании. Знамя Мира над объектами культуры должно свидетельствовать об их неприкосновенности и защите от разрушения в любых обстоятельствах.

В многочисленных очерках Н. К. Рерих постоянно углублял понимание символа Знамени Мира. Он отмечал, что народное сознание должно быть укреплено пониманием значения Знамени, но если это понимание не войдет в сознание народов в мирное время, то во время войны охранять будет нечего.

Поднятие Знамени Мира - символическое действо, через символ и знак утверждающее основные принципы Пакта в мировом пространстве. Знамя в разные годы поднимали альпинисты на высочайшие горные вершины, космонавты брали его с собой в космос на орбитальную станцию, и оно совершало почетные круги по орбите над планетой Земля.

Для чего сохранять культурное наследие?

Предлагая цивилизованным народам договор о сохранении культурного наследия, Н. К. Рерих повышал этим статус культурных ценностей всего мира. Покровительство и уважение по отношению к персоналу названных учреждений в военное и мирное время, о чем говорилось в пункте 2 Договора, повышало статус и работников культуры, искусства и науки без каких-либо ограничений и условий. Утверждая приоритет культуры в развитии мирового сообщества, Рерих был убежден, что культура должна стоять над всеми сферами человеческой жизнедеятельности (социальной, экономической, политической и т.д.) и определять их развитие, но не наоборот. Также он считал, что культурные ценности должны быть глубоко осмыслены, то есть должна быть понята их культурная (и духовная) составляющая, которая объединяет народы поверх того, что их разъединяет. Другими словами, культура - это путь к единству человечества, путь к мирному сотрудничеству,

доверию и духовному развитию. То, что народы сегодня разъединены, свидетельствует о том, что культурное наследие, условно говоря, пока «не работает» в полную силу, то есть оно еще не открылось миру во всем своем содержании.

Мысль Рериха - «Не знающий прошлого не может думать о будущем» [Рерих, 1995б, с. 9] или «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» [Рерих, 1995а, с. 58] - соединяет времена, эпохи, страны, по сути, культуру всего человечества, утверждает культурную преемственность. Уничтожая прошлое, мы таким образом уничтожаем и будущее, поскольку оно развивается на основе прошлого, из него черпая необходимую творческую энергию. В противном случае возникает угроза разрыва преемственности культуры, поколений, утраты не только культурной, исторической, но даже и родовой памяти.

Известный писатель и дипломат Г. Боргес в 1933 г., когда мировая общественность организовывала Третью международную конференцию в поддержку Пакта Рериха, в частности, говорил о том же: <Если бы мы владели всем культурным наследием, накопленным всеми цивилизациями прошлого, мы ...имели бы более ясное видение тех истин, которые находятся за пределами физических реальностей» [Материалы ... , 2005, с. 131-132]. Эта мысль раскрывает огромный нравственный потенциал культурного наследия, его влияние на сознание человека и гармонизацию его жизни, позволяет человеку признать реальность более высокую и философски ее осмыслить, а науке ближе подойти к поиску истины. Л.В. Шапошникова, ведущий исследователь наследия семьи Рерихов, отмечала, что культурное наследие выступает хранителем высокой духовной энергетики, и энергия человеческого духа, сконцентрированная в памятнике культуры, особым образом настраивает сознание воспринимающего, помогая ему «созвучать» Высшему. И это Высшее связано с базовыми ценностями бытия человека, которые формируют его нравственные устои, культуру: любовь к ближнему, знание, труд и творчество, стремление к Прекрасному и др. «В отличие от материи цивилизации, творимой человеческими руками и рассудком, - писала Л.В.Шапошникова, -дух Культуры складывался как бы сам собой, создавая удивительные и прекрасные узоры Великого творчества. Культура, в отличие от цивилизации, является самоорганизующейся системой духа,

действующей в согласии с уровнем и качеством энергетики этого духа. Или, иными словами, самоорганизация духа есть форма существования Культуры. <... > Творчество и есть та энергетическая сердцевина, без которой самоорганизующаяся система духа не может продвигаться от простого к сложному, от плотного состояния к утонченному. Творчество роднит земного человека с Богом-творцом и указывает ему тем самым эволюционный путь в звездных пространствах Космоса. <...> Такие высокоэнергетические явления человеческого духа, как сердечность и любовь, есть неотъемлемая часть Культуры как таковой» [Шапошникова, 1996, с. 290-293].

Пакт Рериха и Знамя Мира призывают нас не забывать об этих базовых ценностях человеческой культуры, потому не напрасно Н.К. Рерих называл Знамя Мира символом «здоровья духа» [Рерих, 1991, с. 252], Красным Крестом Культуры. Пакт Рериха имеет, по мысли его создателя, огромное воспитательное значение, но в то же время призывает человечество и к неотложному практическому действию. В Пакте заложена целая программа этих действий, связанных с просветительством, миротворчеством, образованием, философским осмыслением бытия человека, и в этом можно убедиться, читая многочисленные очерки Рериха.

К сожалению, Пакт Рериха как официальный юридический документ не был подписан нашей страной в далеком 1935 г., но он остается и до сегодняшнего дня открытым для подписания действующим документом. Сами же идеи Пакта являются вечными с точки зрения культуры и ее достояния. Это означает, что и в наше «мирное» время Пакт стоит на защите культурного наследия России, ее малых и крупных городов. Защита народного достояния -это забота об отечественной истории, это прикосновение к душе народа, истокам его мысли и национального самосознания. Сегодня на основе Пакта Рериха выдвигается идея создания доктрины правового государства в России (П.Д. Баренбойм), что является важной инициативой. Также предлагается на основе идей Пакта разработать новую конвенцию ООН, в которой будет утвержден безусловный приоритет культурных ценностей как в военное, так и в мирное время.

Список литературы

Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха) // Знамя Мира. - Москва : МЦР, 2005. - С. 513-516.

Куцарова М.П. Живая Этика как философское основание Пакта Рериха // Вестник культурологии. - 2022. - № 2. - С. 9-24.

Материалы Третьей международной конвенции Пакта и Знамени Мира Рериха в Вашингтоне. 17-18 ноября 1933 г. // Знамя Мира. - Москва : МЦР, 2005. -С. 109-161.

Рерих Н.К. Знамя Мира // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. - Рига : Виеда, 1992.- С. 68-70.

Рерих Н.К. Конвенция Знамени Мира // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. - Рига : Виеда, 1991. - С. 249-252.

Рерих Н.К. По старине // Рерих Н.К. Россия. - Москва : МЦР, 2017. - С. 16-28.

Рерих Н.К. Софийский собор // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. - Москва : МЦР, 1995а. С. 58-61.

Рерих Н.К. «Старые годы» // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. - Москва : МЦР, 1995б. С. 9-11.

Рерих Н.К. Четверть века // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. - Москва : МЦР, 1996. - С. 24-25.

Шапошникова Л.В. Чаша Грааля Космической эволюции // Шапошникова Л.В. Мудрость веков. - Москва : МЦР, 1996. - С. 288-315.

References

(2005). Dogovor ob okhrane khudozhestvennykh i nauchnykh uchrezhdeniy i is-toricheskikh pamyatnikov (Pakt Rerikha) [Treaty on the Protection of Artistic and Scientific Institutions and Historical monuments (Roerich Pact)]. In Znamya Mira [Banner of Peace]. Moscow: MTSR, (pp. 513-516).

Kutsarova, M.P. (2022). Zhivaya Etika kak filosofskoye osnovaniye Pakta Rerikha [Living Ethics as the Philosophical Basis of the Roerich Pact]. Vestnik kul'turologii. 2. 9-24.

(2005). Materialy 3 mezhdunarodnoy konventsii Pakta i Znameni Mira Rerikha v Vash-ingtone. 17-18 noyabrya 1933 [Materials of the Third International Convention of the Pact and Roerich's Banner of Peace in Washington. November 17-18, 1933]. In Znamya Mira [Banner of Peace]. Moscow: MTSR, (pp. 109-161).

Rerikh, N.K. (1992). Znamya Mira [Banner of Peace]. In Rerikh N.K. Derzhava Sveta. Svyashchennyy Dozor [The Power of Light. The Sacred Watch]. Riga: Viyeda, (pp. 68-70).

Rerikh, N.K. (1991). Konventsiya Znameni Mira [Convention of the Banner of Peace]. In Rerikh N.K. Tverdynya Plamennaya [The Fiery Stronghold]. Riga: Viyeda, (pp. 249-252).

Rerikh, N.K. (2017). Po starine [In the old days]. In Rerikh N.K. Rossiya [Russia]. Moscow: MTSR, (pp. 16-28).

Rerikh, N.K. (1995a). Sofiyskiy sobor [St. Sophia Cathedral]. In Rerikh N.K. Listy dnevnika. T. 2 [Diary sheets. Vol. 2]. Moscow: MTSR, (pp. 58-61).

Rerikh, N.K. (1995b). "Staryye gody" ["Old years"]. In Rerikh N.K. Listy dnevnika. T. 2 [Diary sheets. Vol. 2]. Moscow: MTSR, (pp. 9-11).

Rerikh, N.K. (1996). Chetvert' veka [A quarter of a century]. In Rerikh N.K. Listy dnevnika. T. 3 [Diary sheets. Vol. 3]. Moscow: MTSR, (pp. 24-25).

Shaposhnikova, L.V. (1996). Chasha Graalya Kosmicheskoy evolyutsii [The Grail of Cosmic Evolution]. In Shaposhnikova L.V. Mudrost' vekov [Wisdom of Centuries]. Moscow: MTSR, (pp. 288-315).

Об авторе

Дьяченко Ирина Юрьевна - кандидат культурологии, руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов, Москва, Россия, [email protected]

About the author

Dyachenko Irina Yurjevna - Candidate of Cultural Studies, Head of the United Scientific Centre for Cosmic Thinking Problems of the International Centre of the Roerichs, Moscow, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.