Научная статья на тему 'Пакетоспособность партии пиломатериалов'

Пакетоспособность партии пиломатериалов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЛОМАТЕРИАЛЫ / ПАКЕТ / КОНТЕЙНЕР / МОДУЛЬ / ПАКЕТОСПОСОБНОСТЬ / ОСТАТКИ / КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛНОТЫ УКЛАДКИ / КОНОСАМЕНТ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Иванов Д. В.

Рассмотрены вопросы определения размеров поперечного сечения пакетов пиломатериалов в связи с размерами международных контейнеров; приведен метод расчета минимального объема пакетоспособной партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sawn Timber Bundle Ability

The questions of determining the cross-sectional dimension of sawn timber bundles are considered in relation to the international container dimension. A method of calculating minimal volume of sawn timber bundle for shipping is provided.

Текст научной работы на тему «Пакетоспособность партии пиломатериалов»

УДК 674.038.6

Д.В. Иванов

Иванов Давид Васильевич родился в 1937 г., окончил в 1959 г. Архангельский лесотехнический институт, кандидат технических наук, профессор кафедры ле-сопильно-строгальных производств Архангельского государственного технического университета. Имеет свыше 60 научных трудов в области комплексного использования древесины, создания и совершенствования технологического и грузоподъемного оборудования для лесопильных предприятий.

ПАКЕТОСПОСОБНОСТЬ ПАРТИИ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ

Рассмотрены вопросы определения размеров поперечного сечения пакетов пиломатериалов в связи с размерами международных контейнеров; приведен метод расчета минимального объема пакетоспособной партии.

Ключевые слова: пиломатериалы, пакет, контейнер, модуль, пакетоспособность, остатки, коэффициент полноты укладки, коносамент.

На пакетоспособность партии пиломатериалов влияют ее объем, размеры сечения транспортных пакетов, дробность сортировки по длинам, распределение пиломатериалов по длинам или группам длин и ряд других факторов.

Размеры поперечного сечения пакетов, определенные нормативными документами [1], установлены исходя из габаритных размеров железнодорожного и автомобильного транспорта. В связи с развитием в

Рис. 1. Квадратурные ряды пакетов

последнее время международных и внутренних контейнерных перевозок в работе [3] предложено размеры поперечного сечения пакетов, увязывать с размерами контейнеров (1А, 1С, УК-30, УК-60). На рис. 1 приведен квадратурный ряд пакетов, составленный по отношению площадей пакета ¥„ и контейнера ^ - по модулю кратности сечения Мс:

М = ^ / ^ = Ыш М„,

(1)

5*

где Мш и М^ - модули кратности по ширине и высоте пакета.

Параметры модулей имеют следующие значения: 1,0; 0,5; 0,33; 0,25; 0,125; 0,110; 0,0625; 0,0550; 0,0312; 0,0275; 0,0156.

В структурной схеме (рис. 1, табл. 1, 2) выделены четыре основных типа пакетов:

БПТП - блок-пакет транспортно-погрузочный, соответствующий размерам контейнера; предназначен для обращения между станциями, портами и крупными лесными базами;

БПТ - блок-пакет транспортный; применим на участках поставщиков, связанных с формированием БПТП;

ПТ - пакет транспортный (базового сечения); предназначен для обращения в сферах производства и потребления пиломатериалов;

ПМР - пакет мелкой расфасовки; применим для пакетирования остатков партий; для ПМР за модуль расфасовки Мр принято отношение содержания пиломатериалов в ПМР к содержанию их в базовом транспортном пакете; введена дополнительная градация - стопа, представляющая интерес для розничной продажи пиломатериалов на торговых базах и рынках.

Сетки сечений блок-пакетов, транспортных пакетов и пакетов мелкой расфасовки приведены в табл. 1, 2.

Наибольшие размеры сечений транспортных пакетов определяют с учетом следующих параметров: по ширине

Вп.т = (Вд 2ш - Сш. п.т) < (Вбп + ЛВ - Сш. бпМш Мр; (2)

Таблица 1

Сетка сечений транспортных серий БПТ и ПТ

Блок-пакет транспортный (БПТ) Схема Пакет транспортный (ПТ) Схема

Крупный БПТ-0,5 Мс = 0,5 Крупный ПТ-0,25 □ Мс = 0,25

Средний БПТ-0,33 Мс = 0,33 Средний ПТ-0,11 □ Мс = 0,11

Малый БПТ-0,25 Мс = 0,25 Малый ПТ-0,06 □ Мс = 0,0625

Мини БПТ-0,12 О Мс = 0,125 Мини ПТМ* □ Мс = 0,055

* Применим для мелких партий пиломатериалов, которые не могут быть уложены в пакеты сечений ПТ-0,11 и ПТ-0,06.

Таблица 2

Сетка сечений транспортных пакетов серий ПМР

Пакет мелкой расфасовки (ПМР) Схема

ПТ-25 ПТ-0,11 ПТ-0,06

ПМР-50

Мс = 0,125 Мр = 0,5 Мс = 0,055 Мр = 0,5 Мс = 0,0625 Мр = 0,5

ПМР-25

1 1 1 1 Мс = 0,0156 Мр = 0,25

Мс = 0,0625 Мр = 0,25 Мс = 0,0275 Мр = 0,25

ПМР-12 Мс = 0,0312 Мр = 0,125 - -

ПМР-6 О Мс = 0,0156 Мр = 0,0625 - -

ПМР-С Стопа Стопа Стопа

по высоте

Нп.т = (Нд 2Ь + ¡Кр - Сйп.т ) < (Нбп + ЛН - СйбпЖй Мрь, (3)

где Вд и Нд - ширина и толщина досок;

Zш и - количество досок по ширине ряда и рядов в пакете;

i и Кпр - количество и толщина связных прокладок; Сш.п.т, Сйп.т и Сш. бп, СКбп - расход на упаковку по ширине и высоте соответственно транспортного и блок-пакета; Мш, МК , Мрш, МрК - модули кратности пакетов. Для оценки пакетоспособности партии возможно применение метода расчета минимального объема партии [4], при котором пиломатериалы каждой длины или группы длин, входящие в состав партии, должны укладываться в один пакет с заданными параметрами поперечного сечения.

Расчетные зависимости для определения минимальных размеров партии имеют следующий вид: в штуках

Мтт = 100 ^ /Ртт ); (4)

по объему

= 100 ^ (Ь/Р), (5)

т—г 2

где Ьп - площадь поперечного сечения транспортного пакета, м ; 2п - количество пиломатериалов в пакете, шт.; Ь - длина пиломатериалов, м;

Р - удельное содержание пиломатериалов определенной длины в партии (принимают по данным учета или опытных работ за последние годы), %.

Для ускорения расчетов и проверки пакетоспособности партий пиломатериалов составлены номограммы (рис. 2). При этом из-за некратности количества досок отдельных длин в партии количеству досок в пакетах часть пакетов могут формироваться неполными.

Пакетоспособность каждой партии продукции оценивают (в процентах) коэффициентом полноты пакетирования Кп, который отражает долю полных пакетов (N - число пакетов) в формируемой партии. По рекомендации ISO пакетоспособной считается партия продукции, из которой формируют 80 ... 85 % полных пакетов. Расчет коэффициентов полноты пакетирования для партий, состоящих из разного числа подаваемых пакетов

Рис. 2. Номограммы (я, б) для проверки пакетоспособности партий

К,

Рис. 3. Коэффициент полноты пакетирования: 1 - центральные доски, 2 - первые боковые доски, 3 - крайние боковые доски

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5

д ✓ У z'

/V

/ 1 1-- 3----

20 30 40 50 60 70 80 90 N

(равных по объему формируемым), и среднего по АО «Северолесоэкспорт» соотношения по длинам для центральных и боковых досок приведены на рис. 3.

Из графиков следует, что для обеспечения Кп = 0,85 необходимо подавать на сортировку по длинам на менее 60 пакетов центральных и 40 пакетов боковых досок. Из этого следует, что объем пропускаемой партии для центральных досок, укладываемых в пакеты сечением 1,1x1,1 м при средней длине 5 м, составит 360 м3, для боковых досок при средней длине 4 м -190 м3. Около 15 ... 20 % досок, а при малых партиях до 30 ... 40 %, остаются в неполных пакетах в виде остатков.

Улучшить пакетоспособность партии продукции возможно следующими способами: увеличение объема пакетируемой партии; сокращение количества длин формируемых пакетов; укладка в один пакет двух-трех соседних длин; уменьшение размеров поперечного сечения пакетов.

Анализ коносаментов показал, что преобладающими являются партии пиломатериалов объемом 300 ... 500 м3 (60 %) и лишь 15 % партий имеют больший объем.

По результатам исследований, выполненных А.В. Грачевым и В.И. Барашиковым [2], предложено использовать сокращенные ряды длин пакетов пиломатериалов: R21 и R22 с градацией 0,6 м; R31, R32 и R33 с градацией 0,9 м. Расчетами установлено, что при объемах пакетирования от 50 до 60 пакетов коэффициент полноты пакетирования может увеличиваться до 0,9652 для ряда R21 и до 0,9737 для ряда R22. Коэффициент 0,8500 может быть достигнут в партиях от 20 до 30 пакетов при градации 0,6 м и от 15 до 20 пакетов при градации 0,9 м. Однако при этом выход пиломатериалов для ряда R21 снижается на 3,46 %, для ряда R22 - на 2,63 %.

Для пакетирования остатков пиломатериалов могут быть использованы пакеты уменьшенных размеров. Например, при сортировке 60 пакетов остается первичный остаток - 13,3 % (Кп = 0,8670). Пакетируя остатки половинными пакетами (Мрь = 0,5) получим малые пакеты (6,67 %) и вторичный остаток 6,63 %, при этом коэффициент полноты пакетирования достигнет 0,9330. Если первичный остаток в пакетах высотой 1/3 от основного (Мрь = = 0,33), то получим 10 малых пакетов, вторичный остаток составит 3,3 %, при этом коэффициент полноты пакетирования достигнет 0,9670. При укладке первичного остатка в пакеты двух-трех соседних длин последовательными слоями можно получить 11,6 % полных пакетов и 1,7 % вторичного остатка, коэффициент полноты пакетирования достигнет 0, 9670.

Установленная величина минимального объема партии Qmm позволит определить необходимые объемы пиломатериалов: для подачи на сортировку по длинам и пакетирование, на окончательную торцовку (ТМУ); для выпиловки в лесопильном цехе; для подачи в лесопильный цех и на сухопутную сортировку.

Объем V пакетов пиломатериалов, подлежащих обработке на ТМУ (БСП) и выпиловке в лесопильном цехе для получения на СД пакетоспособ-

ной партии, можно определить по формуле

Т.-П.сп Qrmп ' V- . (f\

>/ТМУ=-~- зап ? (О)

Ois

объем сырья, необходимого для подачи в лесопильный цех, для получения на СД пакетоспособной партии

r?n.cn_gmn-100-100 ^ . m

~с.л.ц « « зап' V'/

OisOn

объем сырья, необходимого для подачи на сортировку, для получения на СД пакетоспособной партии

0п,п отп-100-100-100

~с-с =—о~оЪ- зап' ( }

где О. - норматив посортного состава пиломатериалов 7-го сорта, %;

Оп - норматив выхода пиломатериалов из сырья, %;

В7а - доля сырья 7-го диаметра в общем объеме сырья, %;

Кзап - коэффициент запаса, принимается Кзап = 1,1 ... 1,3.

При этом объемы подаваемых на обработку на линиях и сортировку по длинам пиломатериалов должны быть согласованы с производительностью и режимом работы данной линии. При превышении производительности установки СД минимального объема партии комплектуются запасы пиломатериалов одного сорторазмера. Расчет производительности линий и необходимых запасов для их работы при различном количестве пропускаемых сечений рассмотрен в работах [5, 6].

Таким образом, прогнозирование или установление распределения пиломатериалов по длинам позволит составить план размещения пакетов пиломатериалов в специальных складах готовой продукции, железнодорожных вагонах, на морских и речных судах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 16369-80. Лесоматериалы. Размеры транспортных пакетов [Текст].

2. Грачев, А.В. Влияние величины градации длин пиломатериалов на выход продукции лесопиления [Текст] / А.В. Грачев, В.И. Барашиков // Технология и оборудование деревообраб. пр-в: межвуз. сб. науч. тр. - ЛТА, 1987, - С. 10-13.

3. Иванов, В.Д. Методологические основы определения типажа и параметров транспортных пакетов [Текст] / В.Д. Иванов, Д.В. Иванов // Науч. тр. ЦНИИ-МОД. - 1973. - Вып. 29.

4. Иванов, В.Д. Пакетоспособность партии пиломатериалов [Текст] / В.Д. Иванов, Д.В. Иванов // Науч. тр. ЦНИИМОД. - 1973. - Вып. 29.

5. Калитеевский, Р.Е. Технология лесопиления [Текст] / Р.Е. Калитеевский. - М.: Лесн. пром-сть,1986.

6. Турушев, В.Г. Технологические основы автоматизированного производства пиломатериалов [Текст] / В.Г. Турушев. - М.: Лесн. пром-сть, 1975. - 208 с.

Поступила 14.12.04

Архангельский государственный технический университет

D. V. Ivanov

Sawn Timber Bundle Ability

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The questions of determining the cross-sectional dimension of sawn timber bundles are considered in relation to the international container dimension. A method of calculating minimal volume of sawn timber bundle for shipping is provided.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.