Научная статья на тему 'Пакетирование услуг как инструмент развития клиентоориентированного банковского бизнеса'

Пакетирование услуг как инструмент развития клиентоориентированного банковского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1678
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ С КЛИЕНТАМИ / ПАКЕТ БАНКОВСКИХ УСЛУГ / ORIENTATION TO THE CLIENT / PARTNERSHIP OF COMMERCIAL BANKS WITH CLIENTS / A PACKAGE OF BANK SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плячкайтене И. М.

Статья посвящена пакетированию услуг как одному из основных инструментов развития клиентоориентированного банковского бизнеса. В статье приведены аргументы, подтверждающие взаимную выгоду партнерских отношений коммерческого банка с клиентом; выявлены основные аспекты, оказывающие влияние на клиента при выборе банка; раскрыты факторы, свидетельствующие об «ориентации банка на клиента».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Article is about the service packing, as one of the basic tools of development of the bank business for clients. This article demonstrate the mutual benefit in the partnership of commercial bank with the client. There have been identified the factors that influence on a client in his choice of bank.There’ve been revealed the factors testifying about «orientation of the bank to the client needs.

Текст научной работы на тему «Пакетирование услуг как инструмент развития клиентоориентированного банковского бизнеса»

Плячкайтене И.М.

аспирант кафедры «Банковское дело» РГЭУ (РИНХ)

Эл. почта: [email protected]

ПАКЕТИРОВАНИЕ УСЛУГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА

Статья посвящена пакетирова- нию услуг как одному из основных ин- струментов развития клиентоориен- тированного банковского бизнеса. В статье приведены аргументы, под- тверждающие взаимную выгоду парт- нерских отношений коммерческого бан- ка с клиентом; выявлены основные ас- пекты, оказывающие влияние на клиен- та при выборе банка; раскрыты фак- торы, свидетельствующие об «ориентации банка на клиента».

Ключевые слова: клиентоориен- тированность, партнерские отношения коммерческих банков с клиентами, па- кет банковских услуг.

Рост конкуренции в банковской среде ведет к изменению роли клиента, который сам выбирает банк в зависимо- сти от характера потребляемых услуг и цен на них. В результате этого банки вынуждены постоянно приспосабли- ваться к меняющимся запросам своих клиентов, улучшая технологию обслу- живания клиентов и совершенствуя предоставляемые услуги.

В связи с этим коммерческие бан- ки пересматривают взаимоотношения с клиентами и выбирают новые формы и методы предоставления банковских услуг, ориентируясь на клиента, исходя из его реальных запросов, создавая индивидуальную продуктовую линейку и разрабатывая индивидуальные финан- совые схемы, становясь постепенно клиентоориентированными.

Судя по названию, клиентоориен- тированность - это ориентация на кли- ента с целью лучше понять его потреб- ности и удовлетворить их. Так как речь идет о банковском бизнесе, а не о бла- готворительности, то целью клиенто- ориентированности банка должна быть прибыль.

Таким образом, клиентоориенти- рованность - это способность коммерче- ского банка извлекать дополнительную прибыль за счет глубокого понимания и эффективного удовлетворения потреб- ностей клиентов.

Недаром сделан акцент на том, что это должна быть дополнительная при- быль (материальная или нематериаль- ная). В ином случае любое смещение внимания в сторону клиента, включая качественный сервис, может выдаваться за клиентоориентированность. Кстати, так и происходит. Поэтому многие бан- ки считают себя ориентированными на клиента. Это заблуждение большинства руководителей.

Но если в результате всех этих ме- роприятий коммерческий банк не полу- чает дополнительной прибыли или кон- курентного преимущества, то понесен- ные затраты неоправданны. Более того, вредны для банковского бизнеса, так как отвлекают ресурсы от других задач.

Для клиента при формировании долгосрочных партнёрских отношений с коммерческим банком важно наличие, во-первых, максимально широкого по- требительского выбора при минималь- ной цене и высоком качестве обслужи- вания, и, во-вторых, - постепенно формируемое доверие, трансформирующее- ся в уверенность в банке, порождающее чувство

лояльности (рисунок 1.).

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 67 КЛИЕНТ

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО Максимальный выбор

Минимальная цена Достойное качество Доверие

Уверенность

Лояльность Долгосрочный выбор банка как партнёра

Рис. 1. Ключевые составляющие партнёрских отношений клиента с коммерческим банком. [3]

В целом базу для разработки по- стоянно действующей политики ориен- тации на клиента составляет решение трёх концептуальных задач:

Во-первых, коммерческий банк должен собирать информацию о клиен- туре, чтобы понимать ее потребности и систему ценностей и удовлетворять их в текущий момент и в будущем путем предоставления соответствующих ус- луг.

Во-вторых, коммерческий банк должен снабжать информацией о кли- ентуре весь свой персонал и все подраз- деления, которые прямо или косвенно участвуют в удовлетворении ее потреб- ностей.

В-третьих, коммерческому банку на основе данной информации необхо- димо вносить изменения в свои про- граммы, чтобы иметь возможность пре- доставлять клиенту новые виды услуг.

Сотрудничество коммерческого банка и клиента, организованное с уче- том удовлетворения потребностей кли- ента и получения банком дополнитель- ной прибыли, то есть клиентоориенти- рованность позволяет соблюсти пари- тет их экономических интересов за счет получения положительного эффек- та как для коммерческого банка, так и для клиента (таблица 1) (см. ниже).

Становление партнерских отно- шений в результате проведения клиентоориентированной политики значи- тельно повышает качество банковского обслуживания. А качество банковского обслуживания нередко становится ре- шающим фактором при выборе банка.

Можно выделить основные аспек- ты, оказывающие влияние на клиента при выборе банка: 1) уровень организа- ции обслуживания клиентов; 2) брэнд;

3) продуктовая линейка; 4) цена.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 68 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Таблица 1. Эффект от обслуживания клиентов в коммерческом банке с учетом паритета их экономических отношений.[4]

№ п/п Для клиента Для коммерческого банка

1 Доход от использования финансовых инструментов банка Структурированная ресурсная база.

2 Доход от использования финансовых инструментов рынка Увеличение объема получаемых комиссий за счет продвижения существующих продуктов и расширения продуктового ряда.

3 Доход за счет ускорения оборачиваемости денежных средств (оборачиваемости дебиторской задолженности, снижение затрат в части кредиторской задолженности) Заданная структура привлеченных заемных средств

4 Регулирование налоговой базы (налоговое плани- Повышение потенциала эффективности использования финансовых ресурсов

рование)

5 Финансовый инжиниринг «Г удвилл» в клиентской среде

6 Фондирование оборотных средств Привлечение и удержание денежных потоков клиента за счет использования большо- го количества совершенных финансовых инструментов -«сращивание» банка и кли- ента

7 Оптимизация оборотного капитала и денежных потоков Увеличение процентных доходов за счет оптимизированной структуры финансовых потоков

8 Удовлетворение основных финансовых потребностей. Диверсификация рисков

Факторами, свидетельствующими об «ориентации банка на клиента», на современном этапе можно считать: на- личие клиентской политики, определе- ние четких целей, приоритетов, ресур- сов в формировании нужной для банка клиентской базы; создание набора про- писанных правил, законов, технологий поведения сотрудника с клиентами; создание кодекса прав клиента и со- блюдение их; мониторинг качества об- служивания клиентов.[1]

Наличие вышеперечисленных факторов — необходимое и вполне дос- таточное условие успешной работы банка со своими клиентами. Итогом развития таких отношений является создание партнерских банковских от- ношений. Смысл партнерских банков- ских отношений заключается в органи- зации такой деятельности банка на ос- нове изучения потенциальных проблем клиентов, при которой клиентам предлагаются наиболее удобные и выгодные способы их решения.

Исследование клиентуры банка позволяет выделить предпочтения кли- ентов, определить «типовые» пакеты услуг, направления разработки новых и модернизации существующих банков- ских продуктов.

В российских банках пакеты ус- луг разделены в основном по доходам клиентов (базовый и премиум), однако даже в таком виде они представлены только в ведущих банках и обращены в большинстве своём только к физиче- ским лицам.

Так, например, российский офис Ситибанка предлагает розничным кли- ентам два пакета услуг: СшОпе (базо- вый) и CitiGold (премиум). Если срав- нить эти два пакета услуг, то видно, что оба они включают в себя текущие и сберегательные счета в трех валютах, дебетовую карту и возможность управ-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 69 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

лять счетами через Интернет. Отличие пакета CitiGold от пакета СшОпе со- стоит в том, что пакет CitiGold включа- ет страховые услуги, возможность об- ращения к персональному менеджеру и прочие эксклюзивные сервисные пре- имущества.[6] Альфа-Банк предлагает более ши- рокий набор пакетных предложений для розничных клиентов: «Базовый», «Он- Лайф», «Класс!», «Стиль», «Корпора- тивный», «Максимум». На сайте банка можно сравнить предложения по раз- личным параметрам, (таблица 2) [5]

Таблица 2. Сравнение Пакетов услуг ОАО «Альфа-Банк»

Параметр Пакет услуг

Параметр Базовый Он- Лайф Класс Стиль Максимум

Количество текущих счетов (в разных валютах) 1 31 3 5

Текущий счет в рублях, долларах США, евро один на выбор • • • •

Текущие счета в английских фунтах стерлингов, швейцарских франках • •

Максимальное количество действую- щих карт в рамках Пакета услуг (Вклю- чая платные партнерские карты) 4 5 6

Выпуск и обслуживание расчетных карт Visa Classic и MasterCard Standart • • • • •

Выпуск и обслуживание расчетных карт Visa Gold и MasterCard Gold • •

Выпуск и обслуживание расчетных карт Visa Platinum и MasterCard Platinum • 4000 руб. (ежегод- но) •

Выпуск и обслуживание расчетных карт высшей премиальной категории MasterCard Black Edition, Visa Platinum Black •

Обслуживание карты с ЧИПом 89 руб. ю 9 у г- л ю 9 у ю л бесплатно

Бесплатный выпуск карт с дополнительными преимуществами (мили авиакомпаний, бонусы в магазинах, минуты мобильной связи) • • • •

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 70 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Параметр Пакет услуг

Параметр Базовый Он-Лайф Класс Стиль Максимум

Автоматический перевыпуск карт на новый срок действия, блокирование и разблокирование карт по телефону, выпуск карты MasterCard Virtual (для безопасных покупок в Интернете), экстренная (в течение 72 часов) выдача наличных в случае • • • • •

утраты карты в России и за пределами России, установка ежемесячного расходного лимита по карте

Лимит на снятие наличных со счета через банкомат (в месяц) 750 000 1 500 000

Количество счетов «Мой сейф» (в разных валютах) 1 3

Накопительный счет «Мой сейф» в рублях, долларах США, евро один на выбор • • • •

Комиссия за снятие наличных в банкоматах сторонних банков 1,25% min 119 руб. 1% min 119 руб. 1% min 99 руб.

Бесплатная услуга оплаты коммунальных услуг через Интернет - Банк «Альфа-Клик» и систему «Альфа-Мобайл» • •

Предоставление услуги Интернет-Банк «Альфа-Клик» • • • • •

Предоставление услуги «Альфа-Чек» (смс уведомление) • (59 руб. ежемесячно) • (29 руб. ежеме- сячно) • (бесплатно)

Предоставление услуги «Альфа-Мобайл» • (69 руб. ежемесяч- но) • (59 руб. ежемесячно) • (29 руб. ежемесячно) • (бесплатно)

Gold Консьерж сервис для держателей карт Visa Gold, Platinum, Platinum Black • •

Медицинская и юридическая поддержка для держателей карт Visa Gold, Visa Platinum, а так же VISA Platinum Black • •

Персональное обслуживание в VIP-модулях отделений банка •

Выделенная телефонная линия для VIP-клиентов •

Ускоренное зачисление средств на счет при входящих внешних переводах, по факту их поступления в банк •

Программа «Личный адвокат» — круглосуточная адвокатская поддержка •

Бесплатная программа по страхованию •

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 71

Параметр Пакет услуг

Параметр Базовый Он-Лайф Класс Стиль Максимум

путешествий категории Platinum

Предоставление трансфера в аэропорт и встреча в аэропорту •

Доступ в Бизнес-залы российских аэропортов •

Программы «Защита покупок» и «Продление гарантии» по картам Visa Platinum • •

Если сравнить вышеперечислен- ные пакеты услуг, то можно по основ- ным характеристикам провести сравне- ние:

1. Все пакеты услуг, кроме Паке- та услуг «Базовый» дают: 1) До пяти текущих счетов в разных валютах — рублях, долларах США, евро, англий- ских фунтах стерлингов и швейцарских франках; 2) До трех накопительных сче- тов «Мой сейф» в разных валютах — рублях, долларах США и евро; 3) Не- персонифицированную карту

MasterCard Unembossed и виртуальные карты MasterCard Virtual; 4) До четырех международных пластиковых карт; 5) Возможность осуществлять платежи и получить доступ к счетам по различным каналам; б) Возможность бесплатно пользоваться Интернет- банком «Альфа-Клик».

2. По каждому из Пакетов услуг Альфа-Банка можно открыть до четырех карт разных категорий (таб- лица 3).

Таблица 3.Карты, включенные в стоимость обслуживания пакетов услуг

ОАО «Альфа-Банк»

Пакет услуг Карты, включенные в стоимость обслуживания

«Он-Лайф» Visa Classic или MasterCard Standard, а также карты более низкой категории

«Класс!» Visa Classic или MasterCard Standard, а также карты более низкой категории

«Стиль» Visa Classic или MasterCard Standard, а также карты более низкой категории

«Максимум» MasterCard Black Edition, MasterCard Black Edition с чипом, MasterCard Black Edition PayPass, Visa Platinum Black, Visa Platinum Black с чипом, MasterCard Platinum, MasterCard Platinum с чипом, MasterCard Platinum PayPass, а также карты более низкой категории

В зависимости от потребностей клиент подбирает подходящее ему предложение.

Для развития корпоративного на- правления банки, как правило, сегмен- тируют клиентов по среднемесячному

обороту и уровню риска, но, учитывая рост конкуренции в банковском бизне- се, коммерческие банки должны посто- янно разрабатывать новые предложе- ния, чтобы привлечь новых клиентов и удержать старых. В связи с этим наибо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 72

лее актуальными на данном этапе должны стать пакетные предложения, ориентированные на сферу деятельно- сти компании и ее активности на рынке.

Такое сегментирование имеет смысл лишь для относительно крупных компаний. Потребности маленьких фирм более однородны, поэтому банкам проще сформировать для них стандарт- ные наборы услуг. Однако вне зависи- мости от размера фирмы система пакет- ных предложений всегда выгодна для опытного клиента, который знает, какие услуги ему нужны, и понимает, за что платит.

Для всех банковских продуктов, кроме услуг с использованием пласти- ковых карт, обязательным является на- личие расчетного счета в данном бан- ковском учреждении, а РКО — базовая услуга для юридических лиц и основа пакетного обслуживания. В современ- ных условиях использование системы электронных платежей «Банк-Клиент», ее доступность и простота становятся де-факто для средних и крупных клиен- тов. Следовательно, можно выделить наиболее востребованный для клиентов пакет услуг -РКО плюс система «Банк- Клиент».

Важнейшей составляющей любого пакета услуг является кредит. По дан- ным различных исследований послед- них лет, его имеют около 10 % клиен- тов, из них 35 % — более одного одно- временно.

«Вексельная схема расчетов» включает РКО плюс работа с ценными бумагами (векселями). Перевод денег векселем является альтернативой выда- че наличных денежных средств со сче- та. Векселя в своей деятельности ис- пользуют и крупные организации, у ко- торых они не являются основной фор- мой расчетов.[2]

При этом основным преимущест- вом данной схемы расчетов в сравнении с обналичиванием средств для клиента будет сокращение комиссионных издержек в обслуживании, отсутствие роста кассовых оборотов и отчетности за них.

Для организаций с большим шта- том актуально перечисление заработной платы своих работников на пластиковые карты или во вклады. Инструментом банка в привлечении клиентов на об- служивание, стимулирование клиента к удержанию и накоплению средств на счете является их депозитное обслужи- вание, плата по остаткам на расчетных счетах. Как составляющая пакетного об- служивания плата по остаткам на рас- четных счетах специфична, является пассивной услугой, часто используется по причине невозможности ведения ак- тивной хозяйственной деятельности в текущих условиях, поэтому включение ее в один пакет с кредитованием, цен- ными бумагами и нелогично.

Как правило, депозитное обслу- живание включается в пакет только с необходимым минимумом базовых ус- луг (РКО). Инкассация наличных де- нежных средств используется при большом обороте наличных средств. Как пакетное обслуживание оно акту- ально для организаций, имеющих большой наличный оборот.

Прием от населения платежей в пользу юридических лиц и предприни- мателей, как правило, характерен при централизованном оказании услуг в од- ном или нескольких офисах при широ- ком географическом охвате территории и отсутствии собственной филиальной сети или касс приема платежей, при большом количестве клиентов — физических лиц.

Подводя итог, можно сказать, что общим показателем, отражающим партнерские отношения банков и кли- ентов, выступает клиентоориентиро- ванность, то есть степень глубины ран- жирования подходов к процессу обслу- живания клиентов. Клиентоориентиро- ванность позволяет соблюсти паритет

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 73

экономических интересов за счет полу- чения положительного эффекта как для коммерческого банка, так и для клиента. А одним из основных инструментов развития клиентоориентированного банковского бизнеса является пакетиро- вание услуг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый эко- номический и финансовый словарь: французская, русская, английская, не- мецкая, испанская терминология: В 2-х т. — Т.2. — М.: Междунар. отношения,

1997. — 782 с.

2.Зеленский Ю. Б. К вопросу о сущности банковской услуги // Банковская деятельность: услуги. — 2004. — № 78. — С. 3-9

3.Кузнецова Л.А. Управление рекомен- дациями - новый ресурс продаж в бан- ковской сфере // Организация продаж банковских продуктов. 2007. № 3. С.61-

65

4.Масленченков Ю.С., Тавасиев А.М. Банк - партнер предприятия: расчетно- платежные операции и хеджирование: Учеб.пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000. - 351 с.

5.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.alfabank.ru

6.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.citibank.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.