Научная статья на тему 'Пахомий Логофет: слово похвальное преподобному Варлааму Хутынскому в контексте древнерусской литературы'

Пахомий Логофет: слово похвальное преподобному Варлааму Хутынскому в контексте древнерусской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
176
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кириллин Владимир Михайлович

Имя Пахомия Логофета, серба по происхождению и афонского иеромонаха, осталось в анналах истории только благодаря тому, что воля Божия привела его на Русь. Как он жил до своего прибытия на Святую гору, как он подвизался, став ее насельником, сокрыто от нас завесой времени и полной утратой информации. Все, что науке известно о нем, сопряжено с его деятельностью в Русской земле. Есть достаточные основания полагать, что последняя продолжалась с середины 30-х до середины 80-х гг. XV в. За эти пять десятков лет Пахомий сделал немало и как переписчик книг, и как их редактор, и как создатель новых, потребных для Русской Церкви и общества текстов агиографических, гимнографических, гомилетических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пахомий Логофет: слово похвальное преподобному Варлааму Хутынскому в контексте древнерусской литературы»

ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ: СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ ПРЕПОДОБНОМУ ВАРЛААМУ ХУТЫНСКОМУ В КОНТЕКСТЕ

ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Профессор Владимир Михайлович КИРИЛЛИН

182

о|£

1п>-<§<

2х& хЗЬ

5 .. 0.0. Г- ш

©со X ^ 02

0 0 ^ ссш

Московский государственный университет (филологический факультет) — 1981; кандидат филологических наук — 1988; Московская духовная семинария — 1995; доктор филологических наук — 2001; профессор, заведующий кафедрой филологии Московской духовной академии — 2004; ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН.

№10

Минской духовной академии

Имя Пахомия Логофета, серба по происхождению и афонского иеромонаха, осталось в анналах истории только благодаря тому, что воля Божия привела его на Русь. Как он жил до своего прибытия на Святую гору, как он подвизался, став ее насельником, сокрыто от нас завесой времени и полной утратой информации. Все, что науке известно о нем, сопряжено с его деятельностью в Русской земле. Есть достаточные основания полагать, что последняя продолжалась с середины 30-х до середины 80-х гг. XV в. За эти пять десятков лет Пахомий сделал немало и как переписчик книг, и как их редактор, и как создатель новых, потребных для Русской Церкви и общества текстов — агиографических, гим-нографических, гомилетических.

Одним из первых творений Святогорца в качестве русского писателя является написанное им около 1438 г. «Слово похвалное на пречистую память преподобнаго отца нашего Варлаама, в нем же имат нечто и на иудеи» (далее СПВ), — памятник, по отзыву священника Василия Яблонского (теперь ясно, ошибочному), весьма выразительный «для характеристики «слогней» славного ритора». Это весьма популярное у древнерусских читателей произведение построено традиционно: центральная историографическая часть, тождественная по информации 2-й редакции Жития Варлаама1, обрамляется рефлексивными введением и заключением. Образно-стилистическая ткань последних как отражения авторской рефлексии, казалось бы, и должна характеризовать составителя данной орации как искусного ритора и мастера похвальной речи. Однако простое сравнение пахоми-евского текста с другими древнерусскими гомилиями, в частности с более ранним текстом святителя Киприана, митрополита

Московского — «Словом похвалным иж во святых отца нашего в ерархох великаго чюдотворца Петра, митрополита всея Руси» (далее СПП), — обнаружило почти буквальную зависимость Логофета от своего предшественника. Данное обстоятельство,

СПП

хоть и вполне типичное для литературной практики русского средневековья, прежде всего, несомненно, подрывает риторскую репутацию Святогорца.

В самом деле:

СПВ

Се настоит, братие, светоносное празднь-ство и пресветлое тръжество святителя отца нашего Петра. Рече бо божественый пророк: «Память праведнаго с похвалами бывает». От нужду и естьство чело-вечское, егда похваляет что иному, до-брейшому прилагая хвалит, сладчайшему сладкое, и красное то краснейшим, бисер убо к самфиру прилагая, славное славнейшим, якоже цветом в пролетии бы-ваемом, доброе убо к себе приносящим и абие облагоюховати, но аще к крину приплетутся, в лепоту благоюханнейши бывают. Колмиже памяти святых, егда приплетаемся, им не благовония ли исполняемся, не врагом ли нашим страш-ни бываем? От мирских бо вещей, яко на небеси стояти мнимся, аггелом сли-коствующе, пророкъм, свеселящимся и праведным играющим, въкупе небесным и земным спразднующем? Сице и святителя тръжество и пречестное праздньство светло усрящем духовне. Радости бо есть день <...>2.

Вся земля Русская тобою утвръждается, освященный събор и Христови людие, бо-госъбраний язык святый и царское свя-щение, яко да навыкнем, откуду таковой светилник восиа, егда, от Иерусалима или от Сионае? Ни, рече, но от земля Волынь-ская <...> Коликими дарми Бог угодника своего обогати! Рци же нам, о земле Ве-лынскаа, где таковое неистощимое богатство обрете! Откуду таковый светилник восиа и възрасте! Въистину убо процвете плод благочестия и лоза преподобия! О, блажена еси въистинну, земля Велынская, яко таковое тебе дарование даровася!4.

«Память праведнаго с похвалами бывает» (Притч. 10:7), — рече божественый пророк. Отнюду же и естьство человеческое, егда похваляет что, иному добрейшему прилагая хвалит, сладчайшему бо сладкое и красное, то краснейшим бисер убо к самп-фиру прилагая, славное славнейшим. Яко же и цветом, иже в пролетии бываемом, добро убо часом к себе приносящим, абие облагоуховати, но, аще к крину приплетутся, в лепоту благоуханейши бывают. Колми же памяти преподобных, егда приплетаемся им, не благовониа ли исполняемся, не врагом ли нашим страшни бываем, от мирских бо вещей яко на небесе стояти мнимся, аггелом съликоствующе, пророком съвеселящемся и праведным съиграюще, вкупе небесным и земным съпраздную-щим? Сице преподобнаго торжество и пречестное праздньство светло усрящем духовне, не чрево питающе, но духом играюще, не вином упивающееся, но любовию горяще!3

Но на предлежащее да възвратимся, яко да навыкнем, откуду сей таковый великый светилник восия — еда от Иерусалима или от Синая? Ни, рече! Но Великий Новград таковаго светилника възрасти5, лозу благо-честиа и плод преподобиа. Рци же нам, о великый Новграде, где таковое неистьщи-мое богатство обрете, откуду тебе таковое нескверное зерцало даровася <...>6.

183

184

о| £ <§<

2х&

хЗ £

<

5

• • п. О.

в

^ г: 1

< т т х

-I . оз

0 0 ^ <х £

I О^

Сс ш

<...> иже в Троице славимому Богу, тем же и блажена ста. О, прехвалная връсто, о добра супруга! О, блаженное съчтание! О, святое порождение! О, честнаго корене святая отрасль! Блажени есте и преблаже-ни сподобльшейся быти таковому отроку родитилие <...>.

Въспитан же, рече, в добром наказании, якоже лепо, и вдан бысть на учение грамоте <...> Что же по сих? Абие, разгоревся божественною любовию и иде тамо к принадлежащей пустыне в един монастырь земли Велынская, и тамо постризается, отлагает вкупе и долу влекущее мудрование. Млад сый <...>7.

Петр же блаженный печашеся о их спасении, яко отец чадолюбив. И равноаггелнаго ради жития его, произыде слава о нем по всей стране земля Велынская, и вси при-хождааху к нему, и словес учения его по-слушаху <...>10.

<...> до места, и елици прихождааху к нему, с радостию духовне учаше времен-наа преобидети, вышняа искати, и тако кыйждо, свое приношение получив, отхож-дааше с радостию въ свояси. Таковыми же учении всех к вере наставляя и духовною силою, светлейши солнца сиая, являшеся. Такова суть блаженаго сего святителя Петра учения, такова того богогласного языка провещания, такова изречения боголюбез-ныя душа, тем же от Христа въистинну услышит: «Благый рабе и верный, от мале бысть верен, надо многими тя поставлю. Вниди в радость Господа своего, вниди в небесный Мой чрътог, вниди, идеже въже-ле вънити, приобщися Моея трапезы, вни-ди, царствуй со Мною. Твоя бо молитвы и услышах, твоя труды, яже подъят Мене ради, не призрех. Аще бо жестокому и не-покоривому роду еврейскому обетованную землю даровах, не паче ли тебе царствова-ти дару? Аще ли тем манну с небесе све-дох, тебе ли от трапезы Моея отрину? Аще тем от сухого камене воду источих, не паче

Родися святый Варлаам в предреченном Великом Новеграде, от благочьстива ко-рене свята отрасль. О супруго честьная, о блаженное съчетание, о святое порождение, блажени есте и преблажени, сподобивше-ся таковаго светилника произвести! Блажен еси въистину и ты, Великый Новграде, яко же таковое тебе дарование даровася! Въспи-тан же, рече, в добрем наказании, яко лепо бе тем от младых ногтей въздержание начат имети <...>8. Что же по сих? Абие разгоре-ся любовию божественою и оставляет мир, и остризает власы главы своея, вкупе и долу влекущая мудрования. Обхожашеся <...>9.

И равноаггельнаго ради житиа его произы-де слава о нем. И вси прихождааху к нему, паче же и дивящеся изрядной светлости лица его; и раздизахуся любовию, желающе приближитися к нему, яко же елень на источникы водныя, животных словес вкусити. И елици схожаахуся, с радостию духовне учяше временная преобидити, вышняя же искати. И тако койждо, свое про-шениие получив, отхождааше с радостию въсвояси. Такыми же учении всех к вере наставляя и духовьною силою светлейши солнца сияя являшеся. И такова суть сего блаженнаго Варлаама учениа, такова того богогласнаго языка провещания, такова изречения боголюбезныя душа. Тем же и от Христа въистину слышит: "Благый рабе и верный, о мале бысть верен, над многыми тя поставлю, вниди в радость Господа своего (Мф. 25:21); вниди в небесный Мой чертог; вниди иде же въжделе; въниди, при-опщися моея трапезы; вниди, съцарствуй съ Мною! Твоя бо молитвы услышах; твоя труды, еже подъят Мене ради, не презрих. Аще бо жестокому, непокоривому роду еврейскому обетованную землю даровах, не паче ли тебе царствовати дарую? аще тем манну с небесе сведох, тебе ли от трапезы Моея отрину? аще тем от сухаго камене воду источих, не паче ли тебе бесмертнаго источника напою?»

ли тебе безсмертнаго источника напою?" Видиши ли, възлюбленне, благаго ответа Владычня? Видиши ли, каково царство любящим Его дарова? Видиши ли угодивших Ему възмездие? Видиши ли приобретенна умноженнаго таланта?

Что же по сих? Честнаго его ради жития и беззлобна душа, и даром пророчествия спо-добися, по реченному пророком: «Излею от духа моего на всяку плоть, и порорекут, и дам чудеса на небеси горе и знамения на земли низу, и в благодати сугуб дар подам». Хощеши ли да ти дар пророчствия раздре-шу? В нихже, и сам речещи и истинну быти, неложно мною глаголемое. Егда убо прихождааше святитель <...>".

Иная же многа и бесчисленаа чудеса святого Петра, аще начну подробну сказати, постигнет мя лето поведающа. Но и сия вся сказах ти прореченое слово пророчь-ское: «И дам, — рече, — чудеса на небеси горе, знамения на земли низу и в благодати сугуб дар подам». Не токмо бо тогда събы-тие прияша, но и ныне в святых памяти сбышася и сбываются.

Но чудеса оставль, пакы к похвале устремимся, якоже неции от хитрых норец в море от кораблеи к себе вметают, ищуще бисер изяти. Колмиже паче бисера светлое тръжество преблаженаго святителя Петра день! Чудная в том православных празднь-ство и светлая святителя память исплънь радости благочестивых и веселия, всяк, кого очищают древняго помрачения, и верою светлою озаряя день, и любовию духовною подвизая на вечное течение о твер-даго адаманта, духовным пивом напоив-шаго, жаждущаа душа добродетели, и яко крин въ удолии процвете, и Святей Троици предстоа, просвещает светло. Темже вся

Видиши ли, възлюбленне, благаго ответа Владычня? Видиши ли, каково царствие любящим Его дарова? Видиши ли угодивших Ему възмездие? Видиши ли приобретение умноженнаго таланта?

Что же по сих? Чистаго ради его жития и безлобия душа и даром пророчествиа спо-добися, по реченному пророком: «Излию от духа моего на всяку плоть, и прорекут, и дам чюдеса на небесе горе и на земли знамения низу, и в благодати сугуб дар подам!» (Деян. 2:17-19) Пречистный же и божественный Варлаам, презрев маловременная и мимотекущаа житиа сего, обоих сподобися. Глаголю же, с небесе чюдеса и знамениа на земли низу.

Хощеши ли, да ти обоя раздрешу, в них же и сам речеши истину быти неложно мною глаголемое? Многащи бо, рече, не токмо в животе <...>12.

Инаа же многа и бесчисленая чюдеса святого Варлаама, аще начну подробну сказа-ти, постигнет мя лето поведующа. Нь сиа сказах ти предреченное слово пророческое «и дам, рече, чюдеса на небесе горе и зна-мениа на земли низу (Деян. 2:19), и в благодати сугуб дар подам». Не токмо бо тогда събытие прииемше, нъ и ныне в пре-подобныхъ памяти сбышася и сбываются.

Нь чюдеса оставльше, и пакы к похвале устремимся, яко неции от хытрых норече в море от кораблей себе вметают, ищуще бисер изяти. Колми же вместо бисера светлое тръжество преподобнаго Варлаама днесь! Чюдная в том православныих праздньства и светлаа преподобнаго память, исполнь радости благочестивых, веселиа, всякого очищают древняго помрачениа, и верою светлою озаряя днесь, и любовию подвизая на вечное течение твердаго адаманта, духовным пивом напоивьшаго жаждющая душа добродетели, и яко крин въ удоле процвете, и святей Троици предстоя просвещает светло! Тем же и вся вселенная,

185

СП ПП

ЕДМ

СОЙ

П Б С

с Н0

рМГ Еуо В В е

т > Т Р р • •

У > С П > >

КМо

^ 2 го

О • 0

>То

Енв

Р ^ > >й> у о Н Р 2 О

^ ГП

вселенная, светозарными лучами озарив-шися, в светлую память радостно ликующи, тръжествуют. Петр бо, придивен сый, на земли сияет, яко солнце, изрядными чудесы и знаменми просвещая архиереи множь-ства. О, трисолничныя Троица угодниче! О, мощи, недужным исцеление дающи! Кто бо, коли полезных просив <...>13.

Мы, иже с ними, сицевая хваления принесем, и, честную его главу венчающе, глаголем: радуйся, светозарное солнце, пре-священный архиерею, отче наш Петре, прогоняя мрак греховный от чтущих тя любовию! Радуйся, просвещение Рускыя земля! Радуйся, умноживый стадо словесных овец! Радуйся, откровения Божия приятелище! Радуйся, заступниче печальным, прибегающим к раце мощей твоих! Радуйся, незаходимая заря, благочестием всех просвещая! Радуйся, яко потокы исцелением изливаеши недугы различными одръжимыя! Радуйся, чудесы и знамении удививый весь мир и тму отганяа греховную! Радуйся, медоточный кладязю, на нь же Христос, пришед, възвесели тобою и прослави всю страну Русскую! Радуйся, светомъ богоразумия украси церковь свою! Радуйся, проповедниче истинне и доброте наставниче! Радуйся, благоуханный крине, благоуханною любовию всех великый къ Христу! Радуйся, яко добротою изрядною украшен, зраком же сиая аггеловидным подобием! Радуйся, твердое основание славному граду Москве, егоже и съхраняй предстателством си от врагов ненавистна, яко пастырь истинный полагая душу свою за стадо христоименитое! Радуйся мудро-стию кипя, и яко животное сокровище, и кроме си, всякыя нечистоты и плотьскаго хотения! Но отче <...>14.

светозарными лучами озарившися, в пре-светлую память радостно ликующи, тръже-ствует, Варлаам бо предивен си на земли сияя яко солнце, изрядными чюдесы и зна-менми просвещая иноков множества!

О трисолнечное Троици угодниче; о мощи, недужным исцеление дарующи; о неистощимый источниче чюдес; о небесныя доброты подобие! Что бо рече пророк "По-хваляему праведнику възвеселяся людие" (Притч 29:2) Ныне же не токмо людие, но небо и землю исполнь радости вижду, настоящаго ради праздника памяти Вар-лаама. Днесь, небесным силам хвалящим достойно, преподобныи ликоствующи и праведнии духом играюще, мы же с ними сицевая хвалениа принесем и, честьную главу его венчающе, глаголем:

Радуйся, светозарное солнце, преподобне отче нашь Варлааме, прогоняя мрак греховный от чтущих ти любовию теплою! Радуйся, заступниче печалнымъ, прибегающим к раце мощей твоих! Радуйся, незаходимая заре, благочестием всех просвещая! Радуйся, яко потокы исцелением изливаеши недуги различными одержимым! Радуйся, чюдесный знаменми, удививый весь мир и тму отгоняя греховную! Радуйся, медоточный кладязю, на нь же Христос пришед възвесели тобою ве-ликый Новград! Радуйся, Варлааме, похвало иноческая и светозарная луча, помрачая безбожие! Радуйся, светом богоразумия, украсив церковь свою! Радуйся, бесом победниче и аггелом съпричастниче! Радуйся, проповедни-че истинне и доброте наставниче! Радуйся, благоуханный крине, благоуханною любовию всех влекый къ Христу! Радуйся, яко добротою изьрядною украшен, зраком же сияя аггеловидным подобием! Радуйся, твердое основание отечству своему, его же и съхра-няй предстательством си от враг ненаветна, яко пастырь истинный, полагая душу свою за стадо христоименито! Радуйся, мудростию кипя, яко животное скровище и кроме си всякоя нечистоты и плотскаго хотениа! Радуйся, яко в вышних ум <...>15.

Таким образом, довольно значительная часть Слова похвального Варлааму — чуть ли не все рефлексивные пассажи произведения — является буквально заимствованной из Слова похвального святителю Петру митрополита Киприана.

Определив состав заимствований, необходимо вместе с тем отметить, что в Похвале Варлааму Пахомий Серб проявил себя как ритор более самостоятельно. Некоторые рефлексивные пассажи в этом произведении представляются содержательно оригинальными, хотя и вполне типичными в плане литературной формы. Когда-то еще Н.С. Тихонравов отметил текстуальную близость Похвалы Варлааму с Житием преподобного Сергия Радонежского. Он, правда, сделал это в самых общих вы-ражениях16, к тому же ошибочно считая пахомиевские редакции Жития Сергия (например, по спискам Троице-Сергиевой лавры 746 и Софийской библиотеки 1358) епифаниевскими17. Данное заблуждение академика в наше время исправил Б.М. Клосс18. Он же, кроме того, установил, что список Жития по рукописи Трц-746 содержит самый первый вариант переделки Логофетом епифаниевско-го текста и создан был троицким писцом Ионой около 1438 г. как непосредственная копия пахомиевского оригинала19. И действительно, в этом варианте обнаруживается (наряду с содержащейся в выше приведенном заимствованном отрывке формулой соотнесения Новгорода или Русской земли с Иерусалимом и Синаем) еще один общий для означенных произведений фрагмент:

Перв. пахом. Ред. ЖСР

Приидете, честное и святое постник съсло-вие, приидете, отцы и братия, приидете празднолюбци, приидете овчята духовная, приидете стадо христоименитое, всяка бремена мирьскых вещей отвргше и чисти чистому да явимся <...>20.

СПВ

Сице и днесь светло празднующее придете, возлюбленнии; придете, отцы и братия; придете, овчата духовная, приидете, празднолюбных събори; придете, стадо христоименитое! Всяка бремена мирь-скых вещий отвергше и чисти Нескверному да явимся! <...>21.

Очевидно, что Слово похвальное Варлааму было написано Логофетом в Новгороде до того, как он перебрался в Троицкий Сергиев монастырь и приступил к редактированию биографии Радонежского чудотворца. То есть приведенный здесь пассаж из Похвалы Варлааму первичен по отношению к дублю из Жития Сергия. Тем не менее, данный пример повторения самого себя так же, как и почти буквальное использование чужих текстов, указывает на творческую ограниченность Пахомия. Да и содержательно рассматриваемый отрывок представляет собой комбинацию по образцу известных библейско-литургических и литературных прототипов: «Приидите, бла-гословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира!»22; «Придете, благое стадо, добляаго пастуха благословесная овчата, иже мене ради ал-кавше и трудившеся, приимете уготованное вам царствие от сложения миру»23; «При-идите, празднолюбных соборы, приидите и лик составим, приидите, венчаим песньми Церковь, упокоением Ковчега Божия...»24; «Приидете, любимии вернии, стадо Христово, да обычное вам сотворю поучение.»25.

Особый интерес в Похвале Варлааму вызывает пассаж в виде обличительнополеми-ческого обращения к некоему «иудею» в защиту христианской традиции почитания святых и их мощей:

«Такова бо есть трапеза [«духовная», празднование памяти Варлаама — В. К.] , — исполнь духовных брашен, а не яко же трапеза чревообьястных, но слово духовно,

187

кт й

тдМ

СОЙ

П Б •

• Н0 рМГ туо в В е

т > Т р р • •

У > С п > >

КМо

С 2 СП

О • 0 •о П

>Т0

тнв

Р ^ >

>й> Т

у О Н

Ро

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ ГП

188

о|£ <§<

2х& хЗЬ

5

.. О.О. Г- ш

©со X ^ 02

0 0 ^ О^з:

благоухания исполнено. Преподобнаго бо память вспоминая, яко же некую благовонную пищу въ устех имея, и тем благовоние некое испущает, и не токмо себе утешая, но иных окрест его благовониа насыщая. Не бо, рече, иудейскы празднуем, телец слиявше, но целебныя и пречестныя мощи зряще, покланяемся!

Рци ми убо, о иудею, что негодуеши, что печалуеши, что распыхаешися, видев нас, покланяемом мощем святого, благочестно угодивших иже от вас распятому Христу! Исцелением бо знамениа видевше, покланяемся, не глаголюще мощи святых Бога быти, но яко угодивше ему. Тем же хвалу въздаем прославльшему их Богу. Ты же кое знамение видев, рци ми, телца, его же сам слия, поклонися, рек: «Се бози твои, израилю, изведшеи тя из земля египетскыа» (Исх. 32:4)? Рци ми убо, о ненаказанне, кто убо от обоих извед тя из дому работы — Бог ли или телец, его же сам слиа? Убо не стыдиши ли ся пророка, обличающая тя, глаголя: «Забыша Бога, спасающаго их» (Пс. 105:21) и пакы: «Измениша славу его въ образ телца, ядущаго траву» (Пс. 105: 20)? Еще ли хощеши обличения? Почто убо Хамосу в Палестине поклонився по-жерл еси? Всяк бо твой праздник, о иудею, исполнь крове явися: неправедно постився, Науфеа убил еси; торжествовав, мудраго Иеремеа в ров вверже. О безаконнаго торжества твоего, в нем же убийство сътвори! Аще бо в сицевых, о иудею, торжествовати обыче, воистинну плакати тебе лучшее бе, нежели сице торжествовати!

Но убо мы, възлюбленнии, богоборных сборище оставльше, сии бо чада — безаконнаго греха правнуци, сии да празднуют нечьстиве, понеже мудрствуют непреподобне о сих»26.

Несомненно, означенная отповедь противникам почитания святых останков подвижников Церкви продолжает традицию длившегося от самого начала христианства спора последователей Спасителя с привер-

женцами ветхозаветной религии не только о вере, но и об обрядах и обычаях («Разговор с Трифоном иудеем» святого Иусти-на Философа, «Против иудеев» Тертуллиана, «Трактат против иудеев» святителя Ипполита Римского, «Три книги свидетельств против иудеев» священномученика Ки-приана Карфагенского, цикл речей «Против иудеев» святителя Иоанна Златоуста, «Рассуждение против иудеев» блаженного Августина Иппонского, «Апология против иудеев» Леонтия Неапольского «Диспут против иудеев» преподобного Анастасия Синаита, «Слово к иудеям» Никиты Стефата, «Диалог с иудеем» Иоанна Кантакузина27, древнерусская компиляция неизвестного автора «Палея Толковая»28). Однако под пером Логофета спор этот, что легко заметить, отразился в самых общих чертах, без должной основательности и глубины богословской аргументации. Кроме того, приведенный фрагмент содержательно, но опять-таки лишь по общему смыслу, перекликается с определениями VII Вселенского собора по вопросу о почитании икон и святых, в частности, их мощей29, и, соответственно, с обычными доводами христиан в пользу почтительного отношения к прославленным подвижникам во Христе, священным реликвиям и священным предметам30. Все это заставляет исследователей думать о возможной адресации фрагмента к новгородским вольнодумцам — сторонникам ереси стригольников или же ереси жидовствующих31, одинаково отвергавшим институт Церкви и, соответственно, обрядово-обиходные особенности Православия. Впрочем, последнее предположение связано с проблемой датировки текста Похвалы в целом и требует отдельного разговора, но при этом вернее было бы все-таки полагать, что данное обличение создано было, скорее, не ради полемики с еретиками, а ради ограждения верных Церкви чад от произвола мысли и неблагочинных поступков.

Помимо инвективы на иудея, средняя часть панегирика преподобному Варлааму содер-

жит еще три рефлексивных и риторически организованных фрагмента.

1) Авторское обращение к Новгороду и ответная речь последнего:

«Рци же нам, великый Новграде: Где таковое неистщимое богатство обрете; откуду тебе таковое нескверное зерцало даровася; кто тебе честный камень, паче же неизреченное богатство принося; откуду ли таковой благодати сподобися? Рци нам, възлю-бленне, и не утаи въпрошаем от нас! Аще бо ты хощеши лежащую в тебе царскую утварь утаити? Но не мощно есть граду по-крытися верху горы стоя (Мф. 5:14), понеже и сама чюдеса вопиют и знамениа сведительствуют исцелением. «Аз убо, рече, Вышняго разумев, иже от Отца рождеша-гося прежде век и напоследок от Девы во-сиявша и о наших гресех распеншася пло-тию, в гробе тридневновавша и мертвыя въздвигша, пакы же на небеса съ славою възнесшагося; яко же выше рехом, разумев веровах, благодати сподобився, тму оттряс, благочестие въсприях, неверие отверг, веру процветох и оттуду богатство почерпох, и неистщимый источник исцелением, и богатство некрадомо не скрых, но ясне изья-вих и на светилник вашей любви возложих, — всечестное и пресвятое торжество Вар-лаама днесь, пустынное въспитание, благо-честиа наставника, иже равноаггельным своим житием землю же и самый въздух радости исполнившаго, иже от Христа вверенное ему христоименитое стадо на пажити живоносныя наставившаго»»32.

2) Размышление о раннем аскетизме прославляемого Пахомием подвижника:

«Въспитан же, рече, в добрем наказании, яко же лепо бе, тем от младых ногтей въздержание начат имети. Видевше же, рече, родителие его и чюждаахуся о нем, и увещеваху его любезными словесы, яко же есть обычай родителем, глаголюще: «Не мози, чадо, нас таковым въздержанием опе-

чалити, плоть свою изнуряти, паче же юну ти сущу, да не како в болезнь впадеши и нам опечалиши наслажение твоего зрения». О, болезни, паче же въздержание, вечный живот ходатайствующи и от смерти к животу прев(о)д(я)! О, болезни, к небесному царствию наставляющи, рече бо, да некогда в болезнь впадеши! Что же отвеща чюдный он, иже Духа святаго исполненный отрок? «Аще бо, рече по апостолу, брашно и питие не представит нас пред Богом (Деян. 8: 8), что ино, токмо въздержание?» Видиши ли, възлюбленне, его же мняху научити, то и тем благоразумный учитель бывает? Види-ши ли чюднаго ответа? Въистинну, възлю-блении, дивлюся благоразумному сему отроку! Вижду бо его юностию обложена, многолетных же превшедша разумом, но, яко же мню, Дух Святый действоваше в нем по реченному «Господь умудряет младенца» (ср. Пс. 145:8)»33.

3) Рассказ о том, как Варлаам пришел к решению строить Преображенскую церковь:

«Что же Господь к нему? «Дрьзай, рече, угодниче мой, дрьзай и не пренемогай! Аз есмь с тобою; аз есмь събезначалное слово Отцу; аз есмь несъзданнаго Начала ветвь; аз есмь мирьскаго приношениа агнец; аз есмь православныя веры скровище; аз есмь преподобным мздовъздатель, иде же бо свет приходит, отбегает тма; начало бо исцелениа, даров и благодати дръзновение аз есмь». — «О, сладкаго обещаниа твоего, Христе мой; о, неиздреченныя любви твоеа, сладкый Исусе, рече бо: «Аз есмь с тобою, не бойся!» (Деян. 18:9-10) Аще ты съ мною еси, что сътворят мне борящеися съ мною?» По сих же, рече, видев лучу божественную, сияюща на месте единем, и ту церковь постави въ имя Преображениа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, иде же церковь тая и доныне стоит благо-датию Христовою»34.

Похоже, что указанные три текста, подобно антииудейской эскападе, суть плоды

189

кт й

тдМ

СОЙ Б

• НО рМГ тУо

В Ве

тТ

р р • • УС

п > >

С 2 СП

О • о •о П ИТо

тнв

Р ^ >

>й> Т

у О !

Ро

^ ГП

190

о|£ <§<

2х& хЗЬ

5

.. О.О. Г- ш

©со X ^ 02

0 0 ^ О^з:

собственного вдохновения писателя. Формально, в плане риторической структуры, они вполне тождественны выявленным в похвале Варлааму заимствованиям и вполне оправдывают сложившееся мнение о литературном даровании Пахомия Логофета. Интереснее они содержательно. В особенности первый и третий, ибо воспроизводят акты мистериального общения, соответственно, оратора с Новгородом и Господа Бога с героем панегирика. При этом оба фрагмента перекликаются с предшествующим авторским текстом против иудея: первый фрагмент упоминанием о преодолении неверия, — видимо, все же стригольничества («Аз (Новгород. — В. К.)... неверие отверг.») и заодно исповеданием веры во Христа, а третий — своим также христологическим да еще и веровоззренческим смыслом. Должно при этом отметить, что подобного рода и, главное, содержания речи от лица какого-либо города или же некоей духовной сущности в оригинальной древнерусской литературе крайне редки. Во всяком случае, абсолютных аналогий в дологофетовской словесности мне не удалось найти.

Разумеется, вся вообще средневековая книжность фиксирует многочисленные факты соучастия представителей Божественного мира в жизни обычных людей. Но, как правило, героями описываемых событий, наряду со смертными, являются Пречистая Богородица, ангелы и архангелы, чтимые Церковью ветхозаветные праведники и святые угодники, и чаще всего при этом их речи содержат обетование или волеизъявление Божие. Сам же Бог если и выступает по ходу развития сюжета как персонаж, то выступает опосредованно, непрямо и нелично.

Вот несколько примеров из ранней древнерусской литературы.

Изъявление Богоматери некоему пономарю об Алексии человеке Божием:

«Сътворшу же отрочате 17 лет в папрьте Святыа Богородица и угоди Господеви своему: явися во сне понамареве святая Богородица, глаголющи: «Введи человека Божиа в церковь мою, яко достоин есть царства небеснаго, яко миро бо добровоня молитва его есть и якоже венец на главе цесареви, тако почивает Дух Святый на нем. И яко же солнце сияет въ всь мир, тако просияет житие его пред ангелы Божии». Пономарь же ища того человека, и не обрете, и об-ратися моляся Богородицы, да явит ему человека того. Глаголя же пакы к нему Богородица второе: «Убогый седя пред двьрьми цьрьковными, тъ есть человекъ Божий». Изиде же пакы в папьртъ и обрете и, имы и за руку, введе и в цьрковь, и оттоле слу-жаше ему вельми»35.

Речь от образа Спаса на Распятии к Шимону:

«Егда же изгна мя Якун, стрый мой, от области моеа, аз же взях пояс со Иисуса и венец с главы его; и, обратився ко мне, рече: «Никакоже, человече, сего возложи на главу свою, неси же на уготованое место, идеже зижется церкви Матере моеа от препо-добнаго, сему в руце вдаждь, да обесится над жрьтвеником моим». Аз же от страха падохся, оцепнев, лежах, акы мертв, въстах, скоро внидох в корабль»36.

Плач Пресвятой Богоматери о распятом Спасителе:

«Тварь съболезнует ми, Сыну, твоего зря-щи бес правды умьрщвения. Увы мне, чадо мое, свете и творче тварем! Что Ти ныня въсплачю? Заушения ли, ци ли за ланиту ударения и по плещема биения, уз же, и тьмнице, и заплевания святаго Ти лица, яже от безаконьник за благая прият? Увы мне, сыне! Не повиньн ты поруган бысть и на кресте смерти вкуси. Како тя трни-ем венчаша, и зълчи с оцтом напоиша, и еще и пречистая ти ребра копием про-бодоша! Ужаснуся небо и земля трепещет, июдейска не тьрпяше дерзновения; солнце

помьрче и камение распадеся, жидовьское окаменение являюще. Вижю тя, милое мое чадо, на кресте: нага висяща, бездушна, безречна...»37.

Рассказ Добрыни Ядрейковича о явлении некоему Афиногену ангела Господня:

«От мироносиц же близ во святей Софии есть гроб мал детища святаго Анфиноге-на: понеже посла Бог по душу Ангела, слу-жащу святому Анфиногену со детищем во церкви. И пришед Ангел Господень во церковь, ста и глаголя Анфиногену: «Се мя Бог послал по душу отрочища сего, да ю восприиму». И глагола святый Анфи-ноген Ангелу: «Пожди, дондеже скончаю со детищем святую службу сию Богу твоему и моему, творцу небеси и земли, пославшему Сын свой к нам недостойным и многогрешным на очищение грехов и на спасение душ наших и на пождание обращающимся от грехов и кающимся ко Господеви». И той глагол смиреный слыша Ангел Господень от Анфиногена, восприим послушание, и ста службе его ждый, дондеже скончает жертву. И совершив Анфиноген службу со детищем, и ем за руку детища, и поклонився Ангелу Господню и дав его; Ангел же Господень, приим душу детища, и иде к Богу радуяся и веселяся, и славу возда Богу о спасении души отрочати»38.

Встречаются в памятниках древнерусской литературы и речи, произнесенные от лица географического или населенного пункта. Правда, такие случаи еще более уникальны. Из ранних нашелся только один, зато весьма пространный и содержательно оригинальный пример.

укрыется? Где жених мой водваряется? Аще ли глаголете его преставльшася и аще паки, якоже ресте, московскаа церкви при-ат и в хранилища своа, почто несте ревнители сыном Израилевым, иже, вземше кости Иосифа Прекраснаго от земля Еги-петскиа, и принесоша в Землю обетованную...» <...> и «душю свою полагая» за ню. О, епископе, о, священная главо! Помолися за мя, за свою си церковь, к Богу сею молитвою, сице глаголя.»39.

Таким образом, Пахомий Серб в самостоятельно написанных разделах Похвалы преподобному Варлааму вполне развивает риторико-этикетные элементы похвального трафарета. Важно при этом отметить отличительное сравнительно с приведенными примерами свойство созданных им мистериальных речей Новгорода и Бога, а именно их катехизическое, вероисповедное содержание. Таковое, видимо, как и монолог к иудею, так же указывает на то, что Похвала Хутынско-му святому создавалась ввиду миссионерского, учительного преодоления религиозного скепсиса и антихристианской, антицерковной умонастроенности, распространенных в некоторой части новгородского общества.

Примечания

1 Яблонский, В. Пахомий Серб и его агиографические писания / В. Яблонский. — Санкт-Петербург, 1908. — С. 116.

2 Седова, Р.А. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси / Р.А. Седова. — Москва: «Русский мир», 1993. — С. 99.

191

СП ПП

ЕДМ

СОЙ

П Б С

С НО рМГ Еуо в В е

т > Т Р р • •

У > С П > >

КМо

^ 2 го

О • 0

>То

Енв

Р ^ >

>й> Т с

у О ! Р 2 О

^ ГП

Плач Пермской Церкви:

«Плачется церкви Пермьская по епископе своем, глаголющи: «Увы мне, увы мне! О, чада церковная, почто таисте мене, еже не утаится? Почто скрываете мене, еже не

3 Рукопись. Служба Варлааму Хутынскому. — РГБ, ф. 304. I (собр. Троице-Сергиевой лавры). 631 (1240), кон. XV в. — Л. 81 об.-82 об. (далее: Трц-631).

4 Седова, Р.А. Указ. соч. — С. 100.

192

-z

<§<

gib x3t

5

.. Q.Q. Н ^ Ш -i-

©cü X оэ

0 0 ^ 1 о^

IgS

5 Любопытно, что Пахомий данную сравнительно-сопоставительную формулу использовал еще в своей первой переработке Жития Сергия Радонежского: «На предлежащяя да взыдет слово, яко да навыкнем известно, от-куду таковый и великый в последняя сия времена светилник въсиа. Еда от Иерусалима или от Синаа, — ни, рече, но убо Русская земля, иже многаа лета живши без просвещениа...» (Цит. по: Клосс, Б.М. Избранные труды. Том I: Житие Сергия Радонежского / Б.М. Клосс. - Москва, 1998. - С. 344).

6 Трц-631. - Л. 86 об.-87.

7 Седова, Р.А. Указ. соч. — С. 100.

8 Трц-631. - Л. 89 об.-90.

9 Там же. - Л. 91 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Седова, Р. А. Указ. соч. - С. 101.

11 Там же. - С. 103.

12 Трц-631. - Л. 94-97.

13 Седова, Р.А. Указ. соч. - С. 105.

14 Там же. С. 106.

15 Трц-631. - Л. 100 об.-105.

16 Тихонравов, Н. [С.] Древние жития преподобного Сергия Радонежского / Н.С. Ти-хонравов. - Москва, 1892. - С. 179 (Отдел второй).

17 Там же. - С. 3-69 и 70-144 (Отдел первый).

18 Клосс, Б. М. Указ. соч. - С. 343-375.

19 Там же. - С. 161-162.

20 Там же. - С. 343.

21 Трц-631. - Л. 83-83 об.

22 Мф. 25:34.

23 Житие Феодосия Печерского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. I: XI-XII в. — Санкт-Петербург, 1997. — С. 356.

24 Стихира на «Слава» преп. Феофана Начертанного из Службы на Успение Пресв. Богородицы // Минея: Август. Ч. 1. — Москва, 2002. - С. 38.

25 Поучение Иоанна Златоуста // Рукопись. — РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры, 142. (1651.) «Иоанна Златоустаго и других поучения». XV в. — Л. 51 об.

26 Трц-631. - Л. 84-86 об.

27 Максимов, Ю. Краткий обзор отношений Православия и иудаизма. Часть 1 / Ю. Максимов // Православие^и / Интернет-журнал. 2008. Режим доступа: http:// www.pravoslavie.ru/jurnal/28768.htm.

28 Жданов, И.Н. Палея // Сочинения / И.Н. Жданов. — Санкт-Петербург, 1904.

- Т. 1. - С. 445-470; Творогов, О.В. Палея толковая / О.В. Творогов // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I (XI—XIV в.). - Ленинград, 1987.

- С. 285-288; Мильков, В.В., Полянский, С.М. Палея толковая: редакции, состав, религиозно-философское и энциклопедическое значение памятника в свете истории его изучения / В.В. Мильков, С.М. Полянский. // Палея толковая. - Москва: Согласие, 2002. - С. 604-631.

29 «Итак, мы определяем, чтобы осмеливающиеся. отвергать что-либо из того, что посвящено Церкви, будет ли то евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика. чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы» //

Деяния Вселенских Соборов. Том седьмой. Изд. 3-е. - Казань, 1909. - С. 285 (см. также С. 170-173).

32 Трц-631. - Л. 87-89.

33 Там же. - Л. 89 об.-91 об.

30 Примером могут служить слова Иеро-нима Блаженного из послания пресвитеру Руперию: «Не говорю: "Мы боготворим останки мучеников", да не послужим твари более чем Творцу». — Цит. по: Рубский В., свящ. Почитание мощей угодников Бо-жиих // «Православная беседа». URL: http: //www.pravbeseda.ra/library/index. php?page=book&id=659#7#7. Ср. с рассуждением Иоанна Дамаскина: «Должно почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих.. Я называю их богами, царями и господами не по естеству, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями и сохранили неповрежденным подобие образа Божия...».

— Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры / преподобный Иоанн Дамаскин. - Москва, 1972.

- С. 140-141 (Кн. 4. Гл. 15: О почитании святых и их мощей).

31 Прохоров, Г.М. Пахомий Серб / Г.М. Прохоров // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (втор. полов. XIV-XVI вв.). Ч. 2: Л—Я. - Ленинград, 1989. - С. 171.

34 Там же. - Л. 93-94.

35 Житие Алексия человека Божия // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2: Х1-Х11 в. - Санкт-Петербург: «Наука», 2000. - С. 246.

36 Киево-Печерский патерик // Древнерусские патерики / Изд. подгот. Л. А. Ольшанская и С Н. Травников. — Москва: «Наука», 1999. — С. 8.

37 Кирилл Туровский. Слово о сънятии тела Христова с креста и о мироносицах, от сказания евангельскааго, и похвала Иосифу ве неделю третьюю по Пасце // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII в. — Санкт-Петербург: «Наука», 1997. — С. 160.

38 Антоний Новгородский. Сказание мест святых во Цареграде // Путешествие новго-родского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го ст. / С предисл. и примеч. П. Савваитова. — Санкт-Петербург, 1872. — Стб. 65-66.

39 Житие Стефана Пермского // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления / Ред. изд. Г.М. Прохоров. — Санкт-Петербург: «Глаголъ», 1995. — С. 222-236.

193

СП ПП

ЕДМ

СОЙ

П Б С

с so

рМГ Еуо В В е

m > Т

Р р • •

У > С п > >

КМо

5 s я О • 0

>То

Енв

Р ^ >

>й> Т с у о Н

Р 2 О

Z ГП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.