Научная статья на тему 'Падение Западной Римской империи в освещении Э.А. Томпсона. Рецензия на книгу: Томпсон Э.А. Римляне и варвары: Падение Западной Римской империи.'

Падение Западной Римской империи в освещении Э.А. Томпсона. Рецензия на книгу: Томпсон Э.А. Римляне и варвары: Падение Западной Римской империи. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1950
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
томпсон э.а. / западная римская империя / варвары
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Падение Западной Римской империи в освещении Э.А. Томпсона. Рецензия на книгу: Томпсон Э.А. Римляне и варвары: Падение Западной Римской империи.»

4 Архив храма Воскресения Христова в г. Тунис. Метрическая книга Церкви Св. Павла Исповедника, что при Морском корпусе, за 1920—1921 гг.; Метрическая книга Церкви Св. Павла Исповедника, что при Морском корпусе, на 1922 г.; Метрическая книга Церкви Св. Павла Исповедника, что при Морском корпусе в Бизерте (Дже-бель Кебир, Сфаят, Северная Африка, Тунис), на 1923, 1924, 1925 гг.

5 Архив храма Воскресения Христова в г. Тунис. Метрическая тетрадь церкви лагеря «Сен-Жан» и «Ремель», 1920—1923 гг.

6 Manslein-Chirinsky A. La dernière escale. Le siècle d’une exilée russe à Bizerte. Tunis, 2000. P. 174.

I Кнорринг H. Сфаят// Узники Бизерты. СПб., 1998. С. 166.

8 Архив храма Воскресения Христова в г. Тунис. Русская православная община в Тунисе: историческая справка. Л. 2.

9 Архив храма Воскресения Христова в г. Тунис. Русская православная община в Тунисе... JT. 2; Ширинская А.А. Бизерта: Последняя стоянка. М., 1999. С. 195.

10 Памятник кораблям в Бизерте // Морской журнал (Прага). 1936. № 3. С. 20.

II О памятнике Бизертинским кораблям // Морской журнал. 1936. № 11. С. 8.

12 Комитет по сооружению храма в Бизерте // Морской журнал. 1939. № 1. С. 16; Манштейн-Ширинская А.А. Андреевский стяг // Русский вестник. 1995. № 28—29. С. 6.; Закладка морского храма в Бизерте // Морской журнал. 1937. №10-11. С. 35; Памятник кораблям в Бизерте. С.20; Узники Бизерты. С. 13.

15 Памятник кораблям в Бизерте. С. 20.

14 Archives Nationales de Tunisie à l’Institut du Mouvement National de Tunisie à Manouba. Université Tunis 1. Archives de Nantes (ANT). Série E. C. 503. D. 8. Lettre du 3.03.1938 de l’Association Culturelle des Orthodoxes de Bizerte au Directeur de l’Administration Générale et Communale.

15 Горячкин Г.В., Гриценко Т.Г., Фомин О.И. Русская эмиграция в Египте и Тунисе (1920—1939 гг.). М., 2000. С. 59.

16 Архив храма Воскресения Христова в г. Тунис. Русская православная община в Тунисе... Л. 2.

17 ANT. Série Tunisie. Bobine R 582. Dossier “Colonie Russe et Eglise Ortodoxe”.

18 ANT. Série E. C. 503. D. 8. Le Statut de l’Association Culturelle des Orthodoxes de Bizerte.

19 ANT. Série E. C. 503. D. 4. Lettre du 20.10.1936 du groupe fondateur de l’Association Culturelle des Orthodoxes de Bizerte au Premier Ministre Tunisien.

20 ANT. Série E. C. 503. D. 8. Décret beylical du 25.01.1937.

21 Архив храма Воскресения Христова в г. Тунис. Русская православная община в Тунисе... Л. 2.

22 Закладка морского храма в Бизерте. С. 35.

23 Комитет по сооружению храма в Бизерте. С. 16.

24 ANT. Série Е. С. 503. D. 9. Note du 12.10.1940 du Chef de la Sûrete au Commissaire Central à Tunis.

25 Kazdaghli H. La communauté russe de Tunisie (1920—1956) // Rawafid, revue universitaire de Tunis. 1997. 1 36.

26 ANT. Série E. C. 503. D. 9. La Notice de renseignement concernant les membres de la Communauté Orthodoxe de l’Eglise de la Résurrection de Tunis qui accompagne la Note du 12.10.1940 du Chef de la Sûrete au Commissaire Central à Tunis.

27 ANT. Série E. C. 503. D. 9. Note du 12.10.1940 du Chef de la Sûrete au Commissaire Central à Tunis.

28 ANT. Série E. C. 503. D. 9. La Notice de renseignement concernant les membres de la Communauté Orthodoxe de l’Eglise de la Résurrection de Tunis qui accompagne la Note du 12.10.1940 du Chef de la Sûrete au Commissaire Central à Tunis.

У книжной полки

Томпсон Э.А. Римляне и варвары: Падение Западной Римской империи. М.: Ювента, 2003. - 288 с.

ПАДЕНИЕЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ОСВЕЩЕНИИ Э. А. ТОМПСОНА

Эдуард Артур Томпсон (Edward Arthur Thompson; 1914-1994) начал свою научную деятельность еще до Второй мировой войны, в 1950-х-80-х гг. он преподавал в университете Ноттингема, руководил изданием журнала «Nottingham Medieval Studies», являлся членом Британской Академии. Он написал более 90 работ по истории Западной Европы в период поздней античности и раннего средневековья. Наиболее значимые из них - «А History of Attila and the Huns» (Oxford, 1948), «The Early Germans» (Oxford, 1965), «The Visigoths in the time of Ulfila» (Oxford, 1966), «The Goths in Spain» (Oxford, 1969). Они не раз переиздавались.

В 2003 г. одна из книг вышла в переводе на русский язык - «Римляне и варвары: Падение Западной Римской империи».

Хронологически она охватывает V-VI вв. Именно в этот период контакты между Римской империей и варварами стали наиболее активными. Для западного историка эти хронологические рамки являются во многом бесспорными, именно поэтому автор не останавливается на их обосновании. Для российского же историка необходимо пояснение. В современной западной историографии уже неоднократно высказывалось мнение, что в IV в. Римская империя оставалась стабильной и говорить о начале процессов, приведших ее к гибели, еще рано. В то же время не совсем точной надо признать и традиционную дату гибели Римской империи - 476 г.: и после свержения последнего императора Западной Римской империи на западе на протяжении еще по крайне мере нескольких десятилетий сохранялись римские государственные институты, которые использовали варварские короли, существовала Восточная Римская империя, которая была еще далека от упадка и гибели. Более того, в VI в. была предпринята попытка возродить Римскую империю под властью Юстиниана: ему удалось поставить под свой контроль значительные территории северной Африки и Италию, где была восстановлена римская государственность. Таким образом, окончательное исчезновение римских государственных институтов в За-

падной Европе относиться в лучшем случае ко второй половине VI в., а римские общественные и экономические институты продолжали действовать значительно дольше, что подтверждается сохранением действия римского права на большей части территории Западной Европы. Поэтому «непривычная» для российской историографии датировка представляется вполне обоснованной, тем более что автор рассматривает и социально-экономические отношения между варварами и римлянами.

Э. Томпсон довольно часто делает исторические экскурсы в более ранние периоды: характерное для него рассмотрение процесса взаимоотношений Римской империи и варваров в непрерывной динамике заставляет его сравнивать события У-У1 вв. с фактами из более ранних времен. Порой автор в своих экскурсах доходит до времени Юлия Цезаря. Такие сравнения далеко не всегда корректны. Так, он описывает отсталость варваров (с. 12-13), ставя варваров I в. и варваров IV в. на одну ступень развития. При этом он не учитывает и эволюции самой Римской империи. Тем не менее, в целом хронологические рамки книги представляются обоснованными, а выход за их пределы в большинстве случаев оправдан.

Исследование построено по территориальному принципу, в нем последовательно рассматривается расселение варваров в важнейших областях Западной Римской империи - Галлии, Италии, Норик, Испании. Во многом это является следствием того, что данная книга является продолжением нескольких работ автора, посвященным отдельным областям Римской империи в позднеантичный период. Такой подход действительно наиболее логичен, ибо в этот период Римская империя стала утрачивать внутреннее политическое и культурное единство, региональные особенности начинают преобладать над общеимперскими тенденциями. Оправдан такой подход и использованными автором источниками: местными и варварскими хрониками, западноевропейскими агиографическими сочинениями. Эти источники отличаются тем, что более или менее достоверно описывают события, происходящие на ограниченной территории, поскольку кругозор их авторов был довольно узким.

Для российского историка такая работа представляет большую ценность именно тем, что опирается на источники, не используемые в нашей историографии. Так, отечественные историки недостаточно исследовали раннесредневековую агиографию, хотя, как показывает книга Томпсона, в ней содержатся ценнейшие сведения по истории отдельных областей в переходный период между античностью и средневековьем. Слабо изученными в отечественной литературе остаются испанские и британские хроники VI в. Конечно, они плохо сохранились и дошли до нас лишь фрагментарно, но, тем не менее, несут очень интересную информацию. Сопоставление

большого количества письменных источников позволило Томпсону построить свои исследования на богатом фактическом материале.

Особого внимания заслуживает его освещение биографий людей, участвовавших в событиях У-У1 вв. Практически все, кто появляется на страницах книги, как варвары, так и римляне, очень тщательно вписаны в контекст эпохи. Он приводит их биографию, обосновывает их взгляды на отношения римлян и варваров, устанавливает их отношения и степень взаимного влияния друг на друга, если персонажи связаны между собой. В то же время автор порой преувеличивает роль отдельных личностей в историческом процессе. Так, при описании деятельности св. Патрика Томпсон принятие христианства в Ирландии относит только за счет его «кропотливой работы», представляя дело, так словно все остальные аристократы и простые ирландцы были против (с. 221). В то же время христианизация варварских племен была объективным процессом синтеза античной и варварской культуры, и поэтому нельзя сводить ее исключительно к деятельности отдельных личностей, даже таких, как св. Патрик. Наоборот, появление таких людей было во многом предопределено ходом развития римского и варварского общества в У-У1 в.

Основное внимание Томпсон уделяет региональным особенностям взаимодействия Римской империи и варваров. Общим моментом в исследовании каяедой из областей является акцент на взаимоотношения римской и варварской элит. Значительно меньше внимания уделяется отношениям, складывавшимся внутри варварских общин и римских поместий, и отношениям между простыми варварами и римским населением провинций. Подробно освещается политическая история отдельных племенных образований, оказавшихся на территории Западной Римской империи, особенно вестготов, свевов, вандалов, франков. Объясняется это прежде всего состоянием источников, в которых другие племенные группировки упоминаются значительно реже. А также большим политическим влиянием этих племен.

Все варварские королевства, возникшие в У-У1 вв. анализируются Томпсоном по одной схеме, что позволяет ему обстоятельно сравнить ранние варварские государственные образования. В результате он приходит к выводу, что изначально варварские государства мало чем отличались друг от друга и находились в равных условиях: являлись аморфными, нестабильными политическим образованиями с неопределенной территорией и пестрым этническим составом, в который входили и варварские племена. Дальнейшая судьба королевств определялась конкретной политической обстановкой, которая складывалась в тех районах, где они располагались. Его выводы в целом совпадают с выводами российских историков, но последние пришли к ним другими методами, исследуя в первую

очередь систему социально-экономических отношений в варварских королевствах.

Однако в региональном подходе Томпсона к исследованию Западной Римской империи есть и свои слабости. Прежде всего, трудно составить полную картину миграционных процессов, происходивших на пространствах Западной Европы в У-У1 вв. История некоторых племенных образований - вандалов, вестготов, свевов - разделена между главами книги, а это составляет трудности и для читателя, и для автора, которому так и не удалось воссоздать единую картину отношений римлян и варваров в Западной Европе. Акцент на региональную историю отвлекает автора и от общеимперских тенденций, значение которых им явно принижается. С таким отношением к общеримским институтам и тенденциям еще можно согласиться применительно к VI в., однако в V в. Западная Римская империя оставалась еще относительно сильной. Императоры продолжали сохранять длительное время реальную власть на большей части территории империи, еще оказывали значительное влияние на местную римскую аристократию, чиновников и полководцев.

Зачастую политические отношения между варварскими племенами и римлянами Томпсон сводит к интересам местной римской аристократии и варваров. Если же и рассматривает интересы императора, то так, что они зачастую ассоциируются с действия отдельных лиц, таких как Стилихон или Аэций, что также не совсем верно: римские полководцы имели свои собственные интересы в отношениях с варварами, которые далеко не всегда соответствовали мнению императора. Римская империя в V в. - это сложный запутанный клубок самых разнородных сил и группировок, у каждой из которых были свои интересы, иногда совпадающие, а чаще всего нет. Провести всесторонний анализ всех этих сил и интересов - дело крайне сложное. И автору удалось детально рассмотреть лишь одну из сторон политических отношений в поздней Римской империи.

Тем не менее, Томпсон делает обобщения применительно ко всей Западной Римской империи, и выделяет общие для нее тенденции. Именно глобальный характер является их отличительной чертой. Эти обобщения описывают отношения Римской империи и варваров вообще во всей их длительности и разнообразии. Так, «Введение», имеющее подзаголовок «Экономическая война», рассматривает противостояние на границе Римской империи между варварством и цивилизацией от Юлия Цезаря до Великого переселения народов. Взаимоотношения Римской империи и варваров рассматриваются там максимально обобщенно, дается предыстория периода, который освещается в книге. При этом многие посылки для исследования предлагаются на основании единичных фактов (с. 7, 9).

Такое введение контрастирует с основным содержанием книги, богатой фактическим материалом, содержащей подробный анализ известных фактов и источников. Введение отличается и от того, что привык видеть читатель отечественной научной литературы. Да и многие посылки, приведенные во «Введении», на которых строятся рассуждения автора в остальных частях работы, являются спорными. Так, вряд ли можно согласиться с утверждением, что варвары рассматривали всю Римскую империю как своеобразное Эльдорадо и стремились туда только для того, что бы грабить или жить в роскоши (с. 9). Ведь оказавшись на территории империи, варвары не стали селиться в римских городах и виллах, не стали выгонять римлян из домов, чтоб занять их благоустроенные жилища, а наоборот - стали строить свои дома и деревни, ничем не отличавшиеся от их жилищ в Германии. Возможно, отдельные города империи, такие как Константинополь и Рим, потрясавшие современников своими размерами и величием, и могли произвести такое впечатление, какое описывает автор, но в целом, на наш взгляд, варвары, начиная со II в., стремились найти на территории Римской империи в первую очередь свободные земли.

Трудно согласиться с Томпсоном и в том, что между варварами и римской армией лежала огромная техническая пропасть (с. 14), которую он, правда, сводит к отсутствию у германцев артиллерии. Ведь варвары почти никогда не ставили своей целью длительную осаду или взятие штурмом хорошо укрепленного города. Их целью был или грабеж, или расселение на новых территориях. Поэтому они не нуждались в артиллерии, подобной римской. Разница между варварскими отрядами и римской армией заключалась в значительно большей организованности римских войск, сбалансированности римской армии и ее стройной организации. С началом активной варваризации римской армии эта разница постепенно исчезла.

В заключительной части книги Томпсон анализирует отношения римлян и варваров не только с точки зрения Рима, но пытается понять психологию и мировоззрение самих варваров. Он указывает на два пути, по которым варвары начинали воспринимать римское мировоззрение и порядки: служба в римской армии и принятие христианства. Он считает стремление к принятию христианства со стороны некоторых групп варварского населения парадоксальным, так как римляне, по его мнению, не вели осознанной политики христианизации за пределами Римской империи. В то же время он отмечает, что даже те представители варварских племен, которые приняли христианство или оказались на службе империи, не утрачивали до конца своих связей в варварском мире и своего мировоззрения.

По мнению Томпсона, до создания варварских королевств римляне презирали варваров и не считали нужным включать их в римское обще-

ство (с. 207-208), то есть процесс романизации шел стихийно и по инициативе варваров или отдельных личностей - например, Ульфилы, св. Патрика. Такое утверждение представляется спорным. В исследованиях многих авторов, в том числе и отечественных, хорошо изучены методы политики романизации и включения варваров в римское общество. Например система заложников, когда потомки варварских вождей и аристократии получали римское воспитание, пока были заложниками. Нельзя забывать и тот факт, что в IV в. люди, проводившие христианизацию варваров за пределами империи, получали государственную поддержку, а племена, принявшие христианство, пользовались защитой Рима.

Помимо книги «Римляне и варвары» в русское издание 2003 г. включены несколько очерков и статей Томпсона, так или иначе связанных с проблематикой книги. Сюда вошли: критические отзывы на книги других историков о взаимоотношениях римлян и варваров; статьи, посвященные христианизации отдельных районов варварской периферии, в частности исследования по христианизации Ирландии и деятельности св. Патрика. Эти очерки дополняют книгу, конкретизируют ее некоторые спорные моменты.

В этом первом изданном на русском языке исследовании Томпсона нашли отражение наиболее ярки черты западной историографии античности. Больше, нежели в отечественной историографии, внимание фокусируется на региональной истории и микроистории: внимание к отдельным личностям и событиям в конкретно-политическом контексте. Но при этом значительно меньше масштабных социально-экономических обобщений, которыми изобилуют отечественные исторические исследования. Стиль книги приближается к публицистическому, популярному, что значительно упрощает ее понимание широкой читательской аудиторией. Значительно отличается и структура исследования: в книге нет введения и заключения в том значении, которое вкладывают в эти традиционные и незыблемые элементы структуры отечественные ученые: во введении дается предыстория, а в заключении - пространное рассуждение об особенностях и синтезе варварской и римской ментальностей.

Тем не менее, для современного российского исследователя книга Томпсона ценна тем, что в ней использованы методы, значительно отличающиеся от методов отечественных исследователей, а также содержится богатый материал по областям Римской империи, изученных в современной российской исторической науке сравнительно слабо.

Н.А. Дьяков

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.