Научная статья на тему 'Падение теократических режимов Новой Англии'

Падение теократических режимов Новой Англии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пуритане / теократические режимы Новой Англии / аннулирование Массачусетской Хартии / конгрегационализм / североамериканские Английские колонии / Славная Революция / Puritans / New England theocratic regimes / annulment of the Massachusetts Charter / congregationalism / North American colonies of England / Glorious Revolution.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макаров Ян Федорович

В данной статье рассматривается так называемые «теократические режимы» Новой Англии XVII в. Описываются религиозные представления пуритан, которые повлияли на формирование законодательной, социальной и политической жизни колоний, где существовала «теократия». Раскрывается специфические отличия колониальной системы управления в ново-англиских колониях. Рассматривается постепенное отмежевание колониальной «периферии» Английской империи от ее «центра» и последовавшие за ней политические реформы приведшие к «упразднению» теократии и созданию доминиона «Новая Англия» во главе с королевским губернатором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Макаров Ян Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Fall of the New England Theocratic Regimes

The present article examines the so-called «theocratic regimes» of New England in the XVII century. It describes religious ideas of the Puritans, which influenced the formation of the legislative, social and political life of the colonies where «theocracy» existed. The specific differences of the colonial management system in the New England colonies are revealed. The paper considers the gradual separation of the colonial «periphery» of the English Empire from its «center» and the subsequent political reforms that led to the «abolition» of the theocracy and the creation of the dominion "New England" headed by the royal governor.

Текст научной работы на тему «Падение теократических режимов Новой Англии»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. №1. С. 65-72

УДК 947.081/083 Макаров Ян Федорович Смоленская православная духовная семинария

Падение теократических режимов Новой Англии

Аннотация: В данной статье рассматривается так называемые «теократические режимы» Новой Англии XVII в. Описываются религиозные представления пуритан, которые повлияли на формирование законодательной, социальной и политической жизни колоний, где существовала «теократия». Раскрывается специфические отличия колониальной системы управления в ново-англиских колониях. Рассматривается постепенное отмежевание колониальной «периферии» Английской империи от ее «центра» и последовавшие за ней политические реформы приведшие к «упразднению» теократии и созданию доминиона «Новая Англия» во главе с королевским губернатором.

Ключевые слова: пуритане, теократические режимы Новой Англии, аннулирование Массачусетской Хартии, конгрегационализм, североамериканские Английские колонии, Славная Революция

Основатели Плимута, Массачусетса, Коннектикута и Нью-Хейвена провозглашали своей единственной целью основания Колоний, - создание нового общества, своего рода «Нового Иерусалима», согласно своей совести и религиозным представлениям, игравшим в то время главную роль. Такие колонии, как Массачусетс, Нью-Хейвен и Плимут, основывались в качестве

самоуправляющихся «политических сообществ» для того, чтобы стать своего

12

рода «экспериментами благочестия» . «Пусть все человечество узнает, писал известный богослов К. Мэзер, что мы прибыли в эту пустыню потому, что хотели поклоняться Господу без епископства, без «общей молитвы» и без тех возмутительных церемоний, которыми была осквернена земля, где лежат гробы наших предков; мы прибыли сюда, потому что желали, чтобы наше потомство возрастало во власти чистых и неискаженных евангельских установлений, под

-5

защитой правителей, которых мы будем избирать из собственной среды» .

Декларации религиозной цели поселений в различных соглашениях, политических ковенантах (которые часто заключались одновременно с церковными, или даже продолжали их) и текстов присяг, содержащих неукоснительно соблюдавшиеся пуританские доктрины, были обязательные для колонистов. Поэтому, гражданское законодательство Новой Англии были неотступно связанно с религиозными представлениями, и явилось составной частью колониального управления4. Кодексы законов часто начинались со списка преступлений, составленных в подражание Ветхозаветным спискам установлений Исхода и Второзакония, а иной раз повторяли их дословно. В

1 Byington E.H. The Puritan as a Colonist and Reformer. Boston, 1899, pp. 273

2 Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. Массачусетс, Мэриленд 1630-1642, М.:Наука, 1980, с.4,78-79

3Mather C. Magnalia Christi Americana. Vol. I. Book 3. L., 1702. pp.6.

4 Савинов К.Л. Особенности английской колониальной политики первой четверти XVII в. на примере Нового Плимута.дис. ... канд. ист. наук. М:МГУ, 2016, c. 7-8

сводах тяжких уголовных преступлений входили: атеизм, идолопоклонство, непочтительность к родителям, скотоложество, кровосмешение и т. д. что неукоснительно вело к смерти. Ересь, религиозное инакомыслие наказывалось изгнанием из колонии. Возвращение - каралось смертью. Малейшее нарушение общественного порядка, отходы от нормы принятого поведения, таких как сквернословие, «презрение к божественным установлениям», «осквернение Господнего дня», азартные игры, безделье, курение и т. д. карались штрафом. Однако наказание могло быть переквалифицировано и ужесточено в зависимости от регулярности его повторения5.

За нарушение религиозных предписаний светские власти часто приговаривали колонистов к особым позорным наказанием (колодки, ношение знаков и табличек с названием преступления), ранее появишься в европейских церквях средневековья. Посещение воскресного богослужения и соблюдение общественных постов, религиозных праздников и предписаний было обязательно для всех проживающих в колонии Массачусетс, независимо от принадлежности и активности в конгрегации 6 . В случае нарушения положенных предписаний, по выражению исследователя американского права Маришенной Е. В. «Эти «неизбранные» не попадали под благословение Бога и

п

не пользовались естественными правами, данными Богом Адаму» . Подобные законы не имели аналогов в законах Англии или даже её соседей, и появились в результате стремления первых пуритан создать на земле видимое царство «истинных святых». Об этом может свидетельствовать, то обстоятельство, что в

о

Массачусетсе более пятидесяти лет «Судебные решения» Джона Коттона и «Свод Вольностей» Натаниэля Уорда9, одних из главных церковных лидеров своего времени, составляли единственный гражданский кодекс. Главным же источником неоспоримого истинного закона, в том понимании которые истолковывали его поселенцы, являлось Священное Писание10. В стремлении осуществить Божественные установления данные в нем, церковные чиновники распределяли власть повсюду, избрав пасторов, учителей и старейшин для

5 Гальцин Д.Д. Падение теократических режимов Новой Англии (1685-1695 гг.). Автореферат диссертации. СПБ: 2008, с. 19

6 Solberg W. V. Redeem the Time. The Puritan Sabbath in Early America. L., 1977. P. 167-197; Гальцин Д.Д. Падение теократических режимов Новой Англии (1685-1695 гг.). Автореферат диссертации. СПБ: 2008, с. 20

7 Маряшева Е.В. Становление и развитие североамериканских штатов в период формирования американского федерализма (XVII- серидина XX вв.). Диссертация. М.: 2015, c. 105

8 Force P. Tracts and Other Papers, Relating Principally to the Origin, Settlement, and Progress of the Colonies of North America, from the Discovery of the Country to the Year 1776, Vol. IV, №3 NY: 1947, pp. 16-17

9 Так, например, Массачусетский «Свод Вольностей», принятый в декабре 1641 года, был первой попыткой в колониях ограничить власть избранных представителей путем апелляции к основополагающему документу, в котором перечислены права и обязанности народа. Документ, подготовленный и обсуждавшийся в течение нескольких лет, объединил раннюю американскую традицию заключения завета «Мэйфлауэр Компакт» с апелляцией к традиции общего права, которая пересекла Атлантику из Великобритании. Свод свобод Массачусетса содержит девяносто восемь разделов. Он охватывает правила, касающиеся судебного разбирательства (разделы 18-57).; «свободы, более конкретно касающиеся свободного человека» (разделы 5878); и права женщин (79-80), детей (81-84), слуг (85-88), иностранцев (89-91) и животных (92-93). Раздел 94 содержит библейское обоснование смертной казни в двенадцати случаях, а раздел 95 содержит одиннадцать свобод, данных «Господом Иисусом... Церквям».

Lloyd G., LloydM. The Essential Bill of Rights.Lanham, MD: University Press of America, 1998, pp. 38-40.

10 Clark J.S. A Historical Sketch of the Congregational Churches in Massachusetts: From 1620 to 1858. Boston: Cambridge, 1858, pp. 128

надзора за «актами духовного правления». Все аспекты жизни начинались с церкви и заканчивались ей. В любом обстоятельства, в особо трудных делах, суд, конгрегация, или человек, обращались к Библии и пастором, как ее главным толкователям. Это обеспечивало социальное и моральное соответствие «Новому Ханаану»11; соблюдение требований основывалось на коллективном поведении, а не на ответственности отдельного человека или его собственной семьи. Разжигаемые общественным возмущением, такие преступления, которые затрагивали все общество, оказывали гораздо большее воздействие, чем те, которые касались отдельных лиц. Поэтому существовала система взаимной слежки горожан, что свидетельствовало, о своего рода поддержке идей пуританства12.

Однако главным инструментов правления, напрямую способствовавшим осуществлению власти церковных руководителей был избирательный ценз. В колониях Нью-Хейвен и Массачусетс полноправными членами колоний, которые могли участвовать в выборах административных должностей (и выставлять свою кандидатуру сами), считались только те, кто участвовал в церковном завете (то есть был частью пуританской конгрегации) и был

13

допущен к Евхаристии . В колониях Новой Англии, где не было конфессионального религиозного ценза (Плимут, Коннектикут, Нью-Гэмпшир, Мэн), а существовал имущественный, - власть принадлежала пуританам, ассоциировавшим себя с местными общинами, а не англиканской церковью, поскольку эти колонии ощущали свою экономическую, политическую и религиозную зависимость от Массачусетса14. Хотя церковная власть, не была признана отдельной ветвью законодательной власти, как «епископская скамья» в Англии, однако в правительственном управление или политике вообще, мнения священников искали, и обычно неукоснительно следовали. Конечно ожидалось, что этот класс добропорядочных людей, столь необходимых для поддержания общественного блага, будет присутствовать и на всеобщих выборах, когда над народом будут поставлены губернаторы и магистраты15.

Такая автономия, естественно приводила к постепенному отмежеванию от митрополии. Не вызывает сомнений что пуритане Новой Англии на протяжении всего XVII - начало XVII века продолжали себя ощущать верноподданными английской короны. То есть фактически такими же гражданами Англии, только переселившимися на периферию её границ, и претендуя на все те же права и свободы, которыми обладали все жители «центра»16. Однако в силу своей независимости, колонии часто нарушали

11 Campbell, Donna M. «Puritanism in New England». Literary Movements. Dept. of English, Washington State University, 2010, pp. 1

12 Goodare J. «Women and the Witch Hunt in Scotland». Social History, Vol. 23, Issue 3, 1998, pp. 296.

13 То есть был возрождённым членом общины, так называемым «видимым святым», в котором проявилась Божья благодать.

14 Гальцин Д.Д. Падение теократических режимов Новой Англии (1685-1695 гг.). Автореферат диссертации. СПБ: 2008, с. 20

15 Clark J.S. A Historical Sketch of the Congregational Churches in Massachusetts: From 1620 to 1858. Boston: Cambridge, 1858, pp. 128-129

16 Волкова Е.С. Идейные дискуссии в пуританской Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII в. Автореферат Диссертации. М.: 2013, pp.20

условия хартия , главного документа по которому происходило основание и

дальнейшее развитие первых поселений. Новоанглийские колонии

18

игнорировали королевские приказы , не законно чеканили монету, уходили от некоторого вида налогов, правда только тех, которые считали несправедливыми по отношению к себе 19 . Кроме того, митрополия, не имевшая опыта религиозного выборного ценза, видела в ней явную угроза для своей

централизованной власти. Это подтолкнуло правительство Великобритании в

20

1684 аннулировала Массачусетскую Хартию «свободной колонии», превратив её таким образом в провинцию. На основе ее был создан доминион Новая Англия, объединивший под властью одного губернатора (назначавшемся королевским указом) колонии Мэн, Нью-Хэмпшир, Коннектикут и Массачусетс. Позже в 1688 г. к ним также были присоединены Нью-Джерси и Нью-Йорк. Новая провинция управлялась централизованно из Бостона, где

была резиденция губернатора. Избирательные представительные органы

21

колоний, существовавшие прежде - упразднялись . Вместо избирательно магистрата учреждался совет колоний. Налоги теперь собирались непосредственным установлением губернатора, без предварительного одобрения фрименов22. Вся земля отныне распределялась с обязательством

23

платить особый налог - квит-ренту .

Неожиданная смена политического устройства Новой Англии привела к недовольству со стороны местных жителей. Подкрепляемые слухами, о прокатолической политики Якова II в метрополии, они возбуждали умы поселенцев, убеждённых в том, что папизм может вернуться в их церкви24. Подливал масло в огонь и назначенный губернатор Эдмунт Андрос, который своим деспотичным стилем правления и жёсткой налоговой политикой настроил против себя местную политическую элиту, а при попытках насадить

25

англиканство - церковную . Подобные решения привели к тому, что 18 апреля

17 23 апреля 1664 г. в Колонии была отправлена комиссия во главе с Р. Николсом, для проверки исполнения существующих законов Англии. В 1665 г. королю был подробный отчёт из которого следовало что: «Они (пуритане) говорят, что Карл I даровал им хартию как иммунитет, освободивший их от его власти и власти его наследников, и пока они выплачивают пятую часть всего золота и серебра (колоний), они обязаны ему покорностью только на словах».

18 Главными из которых были «Навигационные акты», которые пытались уменьшить или запретить торговать колониям с другими странными. То что было выгодно для Митрополии, было совершенно не выгодно для колоний - поэтому пуритане под любым предлогом старались их не соблюдать.

19 Миряшева Е. В. Становление и развитие государственности Массачусетса//Известия Пензенского Государственного Педагогического Университета. Общественные науки № 24. Пенза, 2011, с. 127

20 Дарованная колонии Массачусетс в 1629 году Иаковом I

21 Волкова Е.С., Хрулева И.Ю. Формирование Британской системы колониального управления на примере Массачусетса последней четверти XVII- начала XVIII в.//Вестник Московского университета Сер.21. Управление (государство и общество).№2. М.: Изд-во МГУ, 2017, с.73

22 Так в Англии назывались свободны люди, а в некоторых колониях крупные землевладельцы

23 БолховитиновН. История США в 4 т. т.1. (1607-1877). М.: Наука, 1987, с. 64

24 Harris T. Revolution: The Great Crisis of the British Monarchy, 1685-1720. London: Penguin, 2007, pp. 269-270

25 Lovejoy D.S. The Glorious Revolution in America. NY: Harper&Row Publishers, 1982, pp. 184

Несколько месяцев спустя после своего прибытия, губернатор - захватил Старый Южный молитвенный дом, в котором теперь проводились службы Англиканской церкви. Это событие бурно обсуждалось в среде пуритан. В их глазах, - Церковь, от преследований которой они бежали, теперь вторглась в самое их святилище и к тому же требовала специальный налог на своё содержании. Что было с их точки зрения неприемлемым. Тем не менее они должны были его исправно платить.

1689 он был свергнут восставшими в Бостоне. Губернатор со всей своей администрацией был арестован, а в Новой Англии, в ожидании новых политических решений из метрополии, была восстановлена прежняя система управления. Поскольку восстание по времени своего начала совпадала со Славной Революцией в Англии, и была представлена исключительно как, смещение - Андроса, фаворита низложенного Якова II, правительство митрополии приняла распад доминиона как данность и не стал применять репрессии26.

В мае 1689 г. Инкрис Мэзер при долгих обстоятельных дебатах добился

27

от только вошедшего на престол Англии, - Вильгельма III , новой хартии для Массачусетса (объединённого ранее с колониями Мэн и Плимут). По новой хартии, принятой в 1691 г. Массачусетс вновь становился провинцией и управлялся королевским губернатором, в чьих руках была вся полнота политической и судебной власти, как это было ранее при упразднённом

доминионе. Однако местные жители могли теперь иметь ассамблею

28

представителей, как при старом «теократическом режиме» . Хотя структура избрания членов ассамблеи была изменена. Осуществляя свой политический идеал о «свободах английских подданных», новое правительство Англии, предусматривала созыв представительной ассамблеи на основе избирательного права, не делавшего никаких различий между протестантскими течениями и имущественным положением гражданских лиц. Это означало что теперь голосовать на выборах могли все свободные люди, вне зависимости от того пуритане они или нет 29 . Подкреплялось это нововведение актом о веротерпимости, принятым парламентом в 1689 г., по которому веротерпимость

30

даровалась все христианским сектам Новой Англии, исключая только -

31

католиков, антитринитариев и иудеев . Дабы сгладить углы этого акта, парламент метрополии в течении 1688-1689 гг. ввёл множество поправок во многие предшествующие (пуританские) религиозные законы. В частности, например, были введены новые формы клятв верности, в место старых,

32

отражающих религиозное преобладание пуританства .

Вследствие этого преобразования политическое влияние пуританской церкви значительно уменьшилось, а пуританские конгрегации хотя и

26 Гальцин Д.Д. «Череда бедствий»: апокалиптические ожидания, ксенофобия, лжесвидетельство и стыд в контексте культурно-политического кризиса в Новой Англии 1680-90-х гг.// Религия. Церковь. Общество. № 2. СПб, 2014, с. 161

27 Оранский

28 Волкова Е.С., Хрулева И.Ю. Формирование Британской системы колониального управления на примере Массачусетса последней четверти XVII- начала XVIII в.//Вестник Московского университета Сер.21. Управление (государство и общество).№2. М.: Изд-во МГУ, 2017, c.78

29 В более широком смысле вне зависимости от того, являются ли они вообще активными членами христианской (конгрегационалистской) церкви.

30 Хотя главными для кого был принят это акт, были на тот момент бабтисты и квакверы. Квакерам, которые считали невозможным принесение любой присяги, достаточно было ограничиться устным заявлением, по смыслу совпадавшему с клятвой. Баптистам же разрешалось подписать закон без статьи, объявлявшей законным крещение младенцев.

31 Согрин В.В. Политическая власть демократия и олигархия в Северной Америке Колониального периода// Новая и Новейшая История №1. М., 2012, c.25

32 Шмелева О.Е. Религиозная политика английского парламента во время «Славной Революции»// Научные Ведомости. Серия История.Политология. т.45 №1 Иванова, 2018, с.58

преобладали в Новой Англии, должны были отныне считаться с существованием других религиозных течений. Как заметил Покровский «Шаткое общественное положение, разрушившее политический контроль пуритан над социальной жизнью колонии, потребовало усиления убедительности проповедей, тогда как раньше это в большей степени

33

достигалось силой предписания» . Не смотря на все усилия духовных лидеров остановиться этот процесс, постепенно он приведет к веротерпимости и многочисленным расколам и нестроениям в рядах самих правоверных пуритан. Что в свою очередь, станет одной из главных причин заката пуританской эпохи в Новой Англии.

Источники и литература Источники

1. Force P. Tracts and Other Papers, Relating Principally to the Origin, Settlement, and Progress of the Colonies of North America, from the Discovery of the Country to the Year 1776, Vol. IV, №3 NY: 1947, P. 572

2. Mather C. Magnalia Christi Americana. Vol. I. Book 3. L., 1702. P.456

Литература

3. Болховитинов Н. История США в 4 т. т.1. (1607-1877). М.: Наука, 1987, C. 687

4. Волкова Е.С. Идейные дискуссии в пуританской Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII в. Автореферат Диссертации. М.: 2013, С. 219

5. Волкова Е.С., Хрулева И.Ю. Формирование Британской системы колониального управления на примере Массачусетса последней четверти XVII- начала XVIII в.//Вестник Московского университета Сер.21. Управление (государство и общество).№2. М.: Изд-во МГУ, 2017, С.68-86

6. Гальцин Д.Д. «Череда бедствий»: апокалиптические ожидания, ксенофобия, лжесвидетельство и стыд в контексте культурно-политического кризиса в Новой Англии 1680-90-х гг.// Религия. Церковь. Общество. № 2. СПб, 2014, С. 160-184

7. Гальцин Д.Д. Падение теократических режимов Новой Англии (1685-1695 гг.). Автореферат диссертации. СПБ: 2008, С. 186

8. Маряшева Е.В. Становление и развитие североамериканских штатов в период формирования американского федерализма (XVII- серидина XX вв.). Диссертация. М.: 2015, c. 419

9. Савинов К.Л. Особенности английской колониальной политики первой четверти XVII в. на примере Нового Плимута.дис. ... канд. ист. наук. М:МГУ, 2016, С. 261

10. Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. Массачусетс, Мэриленд 1630-1642, М.:Наука, 1980, С. 349

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Согрин В.В. Политическая власть демократия и олигархия в Северной Америке Колониального периода// Новая и Новейшая История №1. М., 2001, С.25

12. Шмелева О.Е. Религиозная политика английского парламента во время «Славной Революции»// Научные Ведомости. Серия История.Политология. т.45 №1 Иванова, 2018, С.56-60

13. Byington E.H. The Puritan as a Colonist and Reformer. Boston, 1899, P. 425

33 Осуществлялось это по средством нового статута «Об аннулировании клятвы верности и преданности и назначение других клятв»

14. Campbell, Donna M. «Puritanism in New England». Literary Movements. Dept. of English, Washington State University, 2010, P. 1-23

15. Clark J.S. A Historical Sketch of the Congregational Churches in Massachusetts: From 1620 to 1858. Boston: Cambridge, 1858, P. 368

16. Goodare J. «Women and the Witch Hunt in Scotland». Social History, Vol. 23, Issue 3, 1998, P. 288-308

17. Harris T. Revolution: The Great Crisis of the British Monarchy, 1685-1720. London: Penguin, 2007, P. 622

18. Lloyd G., Lloyd M. The Essential Bill of Rights.Lanham, MD: University Press of America, 1998, P. 380

19. Lovejoy D.S. The Glorious Revolution in America. NY: Harper&Row Publishers, 1982, P. 423

20. Solberg W.V. Redeem the Time. The Puritan Sabbath in Early America. L: Harvard, 1977. P.432

Makarov Yan Feodorovich Smolensk Orthodox Theologycal Seminary

The Fall of the New England Theocratic Regimes

Abstract: The present article examines the so-called «theocratic regimes» of New England in the XVII century. It describes religious ideas of the Puritans, which influenced the formation of the legislative, social and political life of the colonies where «theocracy» existed. The specific differences of the colonial management system in the New England colonies are revealed. The paper considers the gradual separation of the colonial «periphery» of the English Empire from its «center» and the subsequent political reforms that led to the «abolition» of the theocracy and the creation of the dominion "New England" headed by the royal governor.

Keywords: Puritans, New England theocratic regimes, annulment of the Massachusetts Charter, congregationalism, North American colonies of England, Glorious Revolution.

References

• Force P. Tracts and Other Papers, Relating Principally to the Origin, Settlement, and Progress of the Colonies of North America, from the Discovery of the Country to the Year 1776, Vol. IV, №3 NY: 1947, P. 572

• Mather C. Magnalia Christi Americana. Vol. I. Book 3. L., 1702. P.456

• Bolkhovitinov N. History of the USA in 4 vols. vol.1. (1607-1877). Moscow: The science, 1987, p. 687

• Volkova E.S. Ideological discussions in Puritan New England at the end of the XVII - first quarter of the XVIII century. Abstract Of The Dissertation. Moscow: 2013, P. 219

• Volkova E.S., Khruleva I.Yu. The formation of the British system of colonial administration on the example of Massachusetts in the last quarter of the XVII- beginning of the XVIII

century.//Bulletin of the Moscow University Ser.21. Management (state and society).No. 2. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 2017, pp.68-86

• Galtsin D.D. «A series of disasters»: apocalyptic expectations, xenophobia, perjury and shame in the context of the cultural and political crisis in New England of the 1680s-90s.// Religion. Church. Society. No. 2. St. Petersburg, 2014, pp. 160-184

• Galtsin D.D. The fall of the theocratic regimes of New England (1685-1695). Abstract of the dissertation. ST. PETERSBURG: 2008, P. 186

• Maryasheva E.V. Formation and development of the North American states during the formation of American federalism (XVII- seridina XX centuries). Dissertation. M.: 2015, p. 419

• Savinov K.L. Features of the English colonial policy of the first quarter of the XVII century on the example of New Plymouth.dis. ... candidate of Historical Sciences. Moscow: MSU, 2016, p. 261

• Slezkin L.Yu. At the origins of American history. Massachusetts, Maryland 1630-1642, Moscow:Nauka, 1980, p. 349

• Sogrin V.V. Political power democracy and oligarchy in North America of the Colonial period// New and Recent History No. 1. Moscow, 2001, P.25

• Shmeleva O.E. The religious policy of the English Parliament during the «Glorious Revolution»// Scientific Vedomosti. History series.Political Science. vol.45 No.1 Ivanova, 2018, pp.56-60Byington E.H. The Puritan as a Colonist and Reformer. Boston, 1899, P. 425

• Campbell, Donna M. «Puritanism in New England». Literary Movements. Dept. of English, Washington State University, 2010, P. 1-23

• Clark J.S. A Historical Sketch of the Congregational Churches in Massachusetts: From 1620 to 1858. Boston: Cambridge, 1858, P. 368

• Goodare J. «Women and the Witch Hunt in Scotland». Social History, Vol. 23, Issue 3, 1998, P. 288-308

• Harris T. Revolution: The Great Crisis of the British Monarchy, 1685-1720. London: Penguin, 2007, P. 622

• Lloyd G., Lloyd M. The Essential Bill of Rights.Lanham, MD: University Press of America, 1998, P. 380

• Lovejoy D.S. The Glorious Revolution in America. NY: Harper&Row Publishers, 1982, P. 423

• Solberg W.V. Redeem the Time. The Puritan Sabbath in Early America. L: Harvard, 1977. P.432

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.