Научная статья на тему 'Падение авторитета государства как причина формирования терпимости российского общества к уклонению от уплаты налогов'

Падение авторитета государства как причина формирования терпимости российского общества к уклонению от уплаты налогов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
183
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / ОППОРТУНИЗМ / ПАДЕНИЕ АВТОРИТЕТА ГОСУДАРСТВА / ДЕФОРМАЦИЯ МОРАЛЬНЫХ НОРМ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / TAX EVASION / OPPORTUNISM / LOSS OF PRESTIGE BY THE GOVERNMENT / DEFORMATION OF MORAL NORMS / JUSTICE / SOCIAL RESPONSIBILITY / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Богодельникова Любовь Александровна

Проанализированы духовнонравственные причины уклонения от уплаты налогов, формирования оппортунистского поведения со стороны налогоплательщиков. В качестве основной причины уклонения от уплаты налогов предлагается рассматривать утрату доверия к государству и государственной службе. Обосновывается, что падение авторитета государства, в первую очередь, связано с неспособностью и нежеланием современной российской власти бороться с таким пороком государственной службы как коррупция, во вторую с нежеланием и неспособностью власти модернизировать саму систему государственной службы. Все это способствует деформации моральных норм, что, в свою очередь, влечет за собой падение уровня нравственности в российском обществе, и, как следствие, способствует росту терпимости широких слоев российского общества к налоговым преступлениям. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать реальное исполнение уже имеющихся законов, что устранило бы имеющийся разрыв между законодательной нормой и реальной практикой, и, в конечном счете, повысило бы уровень правовой культуры российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Богодельникова Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A LOSS OF PRESTIGE BY THE GOVERNMENT AS CAUSE OF RUSSIAN SOCIETY'S TOLERANCE TO TAX EVASION

The author analyzes moral origin of tax evasion and formation of taxpayers' opportunistic behavior. A loss of people's trust to the government and public service is considered a key cause of tax evasion. The article proves that the loss of prestige by the government is mainly due to the Russian state authorities' incapability and unwillingness, firstly, to fight such vices of the public service as corruption, and secondly, to modernize the public service system itself. All this adds to deformation of moral norms, which, in its turn, results in a decrease of morality in the Russian society and an increase of general tolerance to tax crimes. The way out of this situation is seen in real compliance to the current laws, which would bridge the gap between the legislative norms and the real practices, and, finally, would increase the level of Russian society's legal culture.

Текст научной работы на тему «Падение авторитета государства как причина формирования терпимости российского общества к уклонению от уплаты налогов»

Ю

СО

тН

О

(N

УДК 172 ББК 87.7

Л. А. Богодельникова

кандидат философских наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права

ПАДЕНИЕ АВТОРИТЕТА ГОСУДАРСТВА КАК ПРИЧИНА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРПИМОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К УКЛОНЕНИЮ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ*

Проанализированы духовно-нравственные причины уклонения от уплаты налогов, формирования оппортунистского поведения со стороны налогоплательщиков. В качестве основной причины уклонения от уплаты налогов предлагается рассматривать утрату доверия к государству и государственной службе. Обосновывается, что падение авторитета государства, в первую очередь, связано с неспособностью и нежеланием современной российской власти бороться с таким пороком государственной службы как коррупция, во вторую — с нежеланием и неспособностью власти модернизировать саму систему государственной службы. Все это способствует деформации моральных норм, что, в свою очередь, влечет за собой падение уровня нравственности в российском обществе, и, как следствие, способствует росту терпимости широких слоев российского общества к налоговым преступлениям. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать реальное исполнение уже имеющихся законов, что устранило бы имеющийся разрыв между законодательной нормой и реальной практикой, и, в конечном счете, повысило бы уровень правовой культуры российского общества.

Ключевые слова: уклонение от уплаты налогов; оппортунизм; падение авторитета государства; деформация моральных норм; справедливость; социальная ответственность; гражданское общество.

SS1

2sé Bg г

MhSI

HSS

«Зі

І

Ой"

^ 1

Ps І

« ¡Ґ I

Ssí

ИН 25 о ЕнО а

£м§|

МО |

Н®Є

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

L. A. Bogodelnikova

PhD in Philosophy, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

A LOSS OF PRESTIGE BY THE GOVERNMENT AS CAUSE OF RUSSIAN SOCIETY’S TOLERANCE TO TAX EVASION**

The author analyzes moral origin of tax evasion and formation of taxpayers’ opportunistic behavior. A loss of people’s trust to the government and public service is considered a key cause of tax evasion. The article proves that the loss of prestige by the government is mainly due to the Russian state authorities’ incapability and unwillingness, firstly, to fight such vices of the public service as corruption, and secondly, to modernize the public service system itself. All this adds to deformation of moral norms, which, in its turn, results in a decrease of morality in the Russian society and an increase of general tolerance to tax crimes.

The way out of this situation is seen in real compliance to the current laws, which would bridge the gap between the legislative norms and the real practices, and, finally, would increase the level of Russian society’s legal culture.

Keywords: tax evasion; opportunism; loss of prestige by the government; deformation of moral norms; justice; social responsibility; civil society.

* Работа выполнена при финансовой поддержке ФБ-80 «Уклонение от уплаты налогов в сфере индивидуального предпринимательства как экономический и социокультурный феномен: методы оценки и снижения» (соглашение № 14.B37.21.0703; номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201276875).

** The study was supported by The Ministry of education and science of Russian Federation, project 14.B37.21.0703 « Tax evasion in the field of individual entrepreneurship as an economic and socio-cultural phenomenon: methods of assessment and reduction».

© Л. А. Богодельникова, 2013

%

Ю Налогообложение по своей сути является противоречивым феноменом. Ан-

тагонистично само взаимодействие государства с населением по поводу изы-мания у населения части имущества или доходов в пользу государства, так СО | как оно подразумевает наличие двух противоположных интересов: налогоп-

лательщика — в экономии на платежах, необеспеченных встречным исполне-5^ | нием, (налогах) и государства — в получении финансирования через институт

налогообложения [1, с. 126]. Как следствие, в обществе неизбежно возникает явление уклонения от уплаты налогов, когда для части населения страны становится приемлемым налоги не платить и всячески их избегать.

Одного понимания того, что налоги необходимы для выживания государства и выполнения им обязательств перед своими гражданами, недостаточно, чтобы изменить отношение потенциального налогоплательщика к налогообложению и противостоять налоговым преступлениям. Сам феномен уклонения от уплаты налогов — это уже своеобразный маркер, указывающий на деформацию отношений между обществом и государством, следствие того, что часть населения считает эти отношения изначально несправедливыми. Тогда необходимым становится определить основополагающую причину этой деформации. И таковой, на наш взгляд, является отсутствие доверия к институтам государственной власти и государству в целом со стороны российского общества. Утрата доверия к власти — основная причина формирования ряда негативных тенденции в российской культуре, таких как оппортунизм, замалчивание, терпимость к противозаконному поведению со стороны граждан.

Во многих странах госслужба в последние десятилетия переживает сложные времена. Говорят даже о кризисе ее легитимности, эрозии доверия граждан к ней, к ее «человеческой составляющей» (чиновничеству) и принципиальной способности эффективно реагировать на вызовы сегодняшнего и, тем более, завтрашнего дня, о необходимости переоценки «роли правительства в антиправительственную эру» и т. д. По данным социологических опросов, в ряде развитых стран сокращается число людей, считающих, что они получают §ЦЦ¥ от государства достаточно за те налоги, которые платят, и, напротив, возрас

; тает удельный вес мнения, согласно которому государство транжирит деньги

налогоплательщиков. Признается, что существующие системы управления ой § «оказались полностью неадекватны для решения как политических, так и уп-

^ ^ | равленческих задач» [2, с. 49].

^ | Современные тенденции реформирования госслужбы в развитых странах

о*! связаны с поиском механизмов защиты от государственного произвола и воз-

в водимых им в законы несправедливостей. Начинает формироваться и крепок! нуть альтернативная идеология, в основе которой настороженное отношение

| к усилению государств и попытки этому противостоять. Государство в духе

йо I либеральной традиции века просвещения стремятся вернуть на прежнее, слу-

к®Э жебное по отношению к людям, место. По существу, происходит поиск новой

модели отношений гражданина и государства, госструктур и институтов гражданского общества.

23 К причинам падения авторитета государства А. В. Оболонский относит сле-

дующие:

- общий подъем политического сознания и политической культуры населения развитых стран, вследствие чего «просвещенные» граждане опасаются усиления государства, видя в этом угрозу возрождения тоталитаризма в новых версиях;

- связанное с этим снижение уровня доверия к государственным институ-

Нтам и к государству вообще;

- нарастающая неадекватность традиционных государственных институтов и методов управления вызовам современного мира;

%

Ю - продолжающаяся вопреки предыдущему фактору экспансия бюрокра-

тических амбиций, безосновательно пытающихся представить государство главным «мотором» и действующим лицом всего общественного развития СО [2, с. 16].

В России ситуация усложняется извечной традицией доминирова-5^ ния государства над обществом, а также традицией фетишизации чинов

[Там же, с. 45]. К сожалению, приходится констатировать факт возвращения российской госслужбы к имперской модели функционирования, когда мы наблюдаем, что каждый отдельный чиновник и госслужба в целом несут ответственность не перед обществом, оплачивающим его деятельность, а перед партией или «хозяином», т. е. государственная служба превращается в «государеву». Все это ведет к предельному отчуждению российской власти от собственных граждан, от выражения и защиты общественных, а не частных корыстных интересов группы лиц, располагающих властным ресурсом, а также падению общего уровня морали в обществе.

Деформация моральных норм приводит к появлению двойного стандарта морали, выражающегося латинской поговоркой: «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». В условиях, когда главным нарушителем собственных законов, а значит, главным преступником в государстве является само государство [Там же, с. 17], чрезвычайно трудным делом оказывается развитие правового сознания и повышение уровня правовой культуры граждан. Отсутствие справедливости в отношениях между государством и обществом усугубляет уже имеющиеся в нашей стране проблемы: коррупция, уклонение от уплаты налогов, терпимость общества к экономическим преступлениям и т. д. Осмысленный взгляд на происходящие в жизни страны события рождает у обычного россиянина закономерный вопрос о том, что он получает за свои налоги, кроме того, что содержит чуждую его интересам чиновничью среду.

Современная российская власть всячески уклоняется от выполнения социальных обязательств перед собственным народом. Чтобы понять это, достаточно проанализировать проводимые в стране реформы и принятые за последние ; десять лет законы, которые защищают интересы правящей элиты, и направ-

лены против интересов и целей развития российского общества. Об этом сви-ой § детельствует наличие непреодолимой пропасти между принятой, записанной

^ ^ | в законе нормой и реальной практикой. Примером тому могут служить Феде-

^ | ральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федера-

1 ции» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и Федеральный закон «О противодействии

в ^ | коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (далее — Закон № 273-Ф3), кото-

рые показывают, как зафиксированные законодательно нормы не просто не | соответствуют реальности, а прямо ей противоречат.

иоэ Важным показателем несостоятельности современной российской власти

к®Э является также ее отношение к проблеме коррупции. Сразу оговоримся, что

будем рассматривать не нормативно заявленное отношение, а реально реализуемое. Сегодня масштабы коррупции в российском государственном аппа-23 рате вызваны не какой-то особой порочностью или вороватостью русских, а

причиной более объективной, о которой уже упоминалось выше, — тотальной отчужденностью власти не только от общества, но и от собственных слуг. В результате сегодня в стране действует Закон № 273-Ф3, но отсутствуют реальные 1^ отработанные механизмы привлечения к ответственности.

Даже в самом Законе № 273-Ф3 первой мерой профилактики коррупции указывается формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению1, т. е. акцент делается на борьбу с таким явлением как «коррупция на

н

о

н

1 О противодействии коррупции : федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52. Ч. 1, ст. 6228.

%

Ю заднем фоне». При этом для широких слоев общественности остается неизвес-

тным тот факт, что, ратифицировав в 2006 г. Конвенцию ООН о противодействии коррупции, мы до сих пор отказываемся ратифицировать три статьи этой СО | Конвенции, одна из которых (ст. 20) гласит: «При условии соблюдения своей

^ конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каж-

5^ дое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких зако-

нодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Этот пункт посвящен незаконному обогащению (по сути, это разница между официальными доходами и реальными расходами) и является одним из основных в Конвенции. Если бы российская власть ввела в уголовное право понятие незаконного обогащения, то появилась бы возможность расследовать уголовные дела по признакам коррупции, в рамках расследования стало бы возможным накладывать арест на имущество подозреваемого, в том числе и на имущество за рубежом, определять порядок его конфискации, а российское общество получило бы реальный механизм борьбы с коррупцией. И то, что это до сих пор не сделано, видимо, неслучайно.

Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать формирование новой модели взаимоотношения государства и общества, в основу которой должно быть положено формирование институтов гражданского общества и готовность российской власти к диалогу с ними. Для современной России жизненно необходимо создать такие условия, когда все граждане государства смогут открыто выражать свое отношение к тем или иным действиям официальных властей, протестовать против тех или иных решений государственных органов и оказывать реальное воздействие на власть, когда под влиянием неофициальных структур официальные структуры вынуждены будут пересматривать свои решения.

SS1

Mg S Список использованной литературы

*

1. Быков С. С. Противодействие уклонению от уплаты налогов: функция, принцип и вектор развития системы российского налогового права / С. С. Быков // Налоги и I финансовое право. — 2012. — № 9. — С. 124-130.

! 2. Оболонский А. В. Кризис бюрократического государства. Реформы государство 5 венной службы: международный опыт и российские реалии / А. В. Оболонский. — М. :

So ¡ Фонд «Либеральная миссия», 2011. — 448 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« сг [

§Sf References

1. Bykov S. S. Fighting tax evasion: the function, principle and way of Russian tax law йо| system development. Nalogi i finansovoe pravo - Taxes and Financial Law, 2012, no. 9,

Sat pp. 124-130 (in Russian).

2. Obolonskiy A. V. Krizis byurokraticheskogo gosudarstva. Reformy gosudarstven-noy sluzhby: mezhdunarodnyy opyt i rossiyskie realii [A crisis of a bureaucratic state. Reforms of public service: international and Russian practices]. Moscow, Fund «Liberal-г. | naya Missiya» Publ., 2011. 448 p.

Информация об авторе

H Богодельникова Любовь Александровна — кандидат философских наук, доцент,

кафедра философии, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: bogodelnikova@gmail.com.

PQ

со

Н

Author

Bogodelnikova Lubov Aleksandrovna — PhD in Philosophy, Associate Professor, Dep-t of Philosophy, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: bogodelnikova@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.