Научная статья на тему 'Паблик рилейшнз в сфере печатных средств массовой информации: опыт Испании'

Паблик рилейшнз в сфере печатных средств массовой информации: опыт Испании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
429
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абанина C.

Динамичное развитие российского рынка печатных СМИ, обусловленное повышением разнообразия специализированной продукции и интернационализацией информационного пространства, привело к ужесточению конкурентной борьбы среди масс-медиа-предприятий. В результате возрос интерес к современным технологиям рыночного поведения печатных СМИ как коммерческих структур, конкурентное положение которых определяется лояльностью потребителей. В этой связи значительный интерес представляет собой опыт ведущих масс-медиа Испании, которые рассматривают паблик рилеишнз в качестве основной составляющей для достижения устойчивого конкурентного преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Relations in Mass media publishing: Experience of Spain

The dynamic development of Russian publishing market in the different branches of industry as well as in the internationalization of information has to face the global concurrence struggle, in terms of high-tech innovation inside the publishing industry and its commercial structure. In this case the relevant interest appears to bet in Press-Media in Spain, which is nowadays more than just only publishing companies, real Public Relations entities are ready to improve their own production and contacts quality in order to face the current concurrence situation.

Текст научной работы на тему «Паблик рилейшнз в сфере печатных средств массовой информации: опыт Испании»

УДК 07

С. АБАНИНА

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

ПЛБЛИК РИЛЕЙШНЗ В СФЕРЕ ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ОПЫТ ИСПАНИИ

Динамичное развитие российского рынка печатных СМИ, обусловленное повышением разнообразия специализированной продукции и интернационализацией информационного пространства, привело к ужесточению конкурентной борьбы среди масс-медиа-предприятий. В результате возрос интерес к современным технологиям рыночного поведения печатных СМИ как коммерческих структур, конкурентное положение которых определяется лояльностью потребителей. В этой связи значительный интерес представляет собой опыт ведущих масс-медиа Испании, которые рассматривают паблик рилейшнз в качестве основной составляющей для достижения устойчивого конкурентного преимущества.

На рынке печатных СМИ связи с общественностью являются наиболее важным инструментом коммуникации. И представляют собой комплекс мероприятий реализуемых предприятиями с целью достижения приверженности, поддержки и укрепления доверия потребителей, а также улучшения репутации фирмы в целом.

В настоящее время паблик рилейшнз активно реализуются всеми типами масс-медиа-предприятий. В отличие от других средств коммуникации они характеризуются более низкими затратами. Поэтому подходят для средних и небольших по величине издательств.

Основными инструментами паблик рилейшнз, получившими широкое распространение на практике, являются: взаимоотношение с другими масс-медиа-предприятиями; презентация на выставках, конгрессах и семинарах; патронат и другие мероприятия, реализуемые и рамках паблик рилейшнз.

Взаимоотношения с другими масс-медиа-предприятиями представляют собой самый важный инструмент связей с общественностью. С этой целыо большинство крупных издательств имеет в своей структуре отдел коммуникаций и связей с общественностью, который активно сотрудничает со всеми типами масс-медиа-предприятий в сфере информационного обмена. В небольших издательствах подобная деятельность осуществляется отделом маркетинга или непосредственно руководством печатного СМИ.

Отдел коммуникаций и связей с общественностью в издательстве выполняет две основные функции. Первая из них — принятие во внимание информации, публикуемой другими издательствами (важные даты, интервью, полемики). Вторая функция состоит в распространении собственной информации с целью ее опубликования в прочих печатных СМИ.

Достаточно часто публикуемые эксклюзивные интервью и репортажи в одних изданиях цитируются другими. По сути, это является стихийной ответной реакцией масс-медиа-предприятий на интересующую статью, всеобщее признание компетентности издательства или порицание непрофессионализма.

В конце 2005 года экономический журнал Capital опубликовал репортаж-полемику о том, что фут-

больная команда Реал Мадрид потеряла деньги. Впоследствии информация об этом появилась во всех мировых СМИ. Спортивное издание Marca озаглавило свою статью «Capital известил о потери Реал Мадрида». В полемику вступили другие испанские газеты и журналы {El Correo Gallego, Mundo Deportivo), радиостанции, информационные сайты Интернета и международные издания (Capital Francia, I. Equipe, Le Journal du Dimanche).

Подобный тип коммуникации между издательствами необходим для привлечения и удержания внимания читательской аудитории. Бесспорно, что некоторые читатели предпочтут получить информацию из первоис точника. Но поддержание и продолжение темы публикуемой одним печатным СМИ способствует укреплению имиджа и репутации другого издательства. В этой связи отдел коммуникаций и связей с общественностью должен разработать стратегию, которая способствовала бы своевременному получению информации предлагаемой другими СМИ.

Для достижения этой цели на практике используются следующие технологии:

1. Предоставление собственной информации другим СМИ. Рассылка анонсов статей и репортажей, публикуемых в каждом номере издания. А также непосредственное предоставление публикаций печатным и электронными СМИ с обязательной ссылкой на первоисточник.

В последнее время во всем мире стало обычной практикой цитирование и комментирование новостных материалов, публикуемых газетами и журналами, в прямых ночных и утренних эфирах на радио и телевидении.

2. Проведение научных исследований. В настоящее время большинство издательских домов организуют свою деятельность на основе всестороннего и непрерывного обучения исходя из общих тенденций на рынке СМИ, социологических исследований и анкет-интервью. Таким образом привлекая к себе внимание других издательств, заинтересованных в проведении подобных исследований и способных помочь в получении объективных данных. Журнал Alimarket является старейшим изданием в секторе экономической информации. Благодаря своей ре-

путации и исследовательской деятельности стал первоисточником для публикаций большинства других экономических изданий.

В сфере издательского бизнеса отправной точкой для проведения научных исследований может служить тематическая пресс-конференция или опубликованный сенсационный репортаж. Многие крупные издательства на постоянной основе сотрудничают с научно-исследовательскими институтами, которые своей деятельностью способствуют укреплению доверия читательской аудитории к работе печатных СМИ.

3. Дискуссии на радио и телевидении. Ряд телеканалов и радиостанций в прямом эфире проводят программы-дискуссии, на которые приглашают в качестве экспертов журналистов, специализирующихся на определенной тематике. Если мнение журналиста совпадает с мнением большинства зрительской аудитории, то печатное издание, которое он представляет, становится авторитетным.

Премии

Многие издательства, как крупные, так и небольшие, учреждают премии, привлекая внимание общественности к социальным проблемам, мировой культуре и науке. Подобного рода мероприятия получают поддержку и широко анонсируются другими СМИ, некоммерческими организациями и рекламными агентствами. Таким образом, издательство, учредившее премию, укрепляет свою репутацию и имидж, получая устойчивое преимущество в конкурентной борьбе.

Одной из наиболее престижных премий в Испании является Платиновая Фотография (Premios Fotogramas de Plata), ежегодно вручаемая на протяжении пятидесяти лет за лучшие фотографии, опубликованные в прессе.

К специализированным премиям относится Премия Закона (Premios La Ley), учрежденная при поддержке Министерства юстиции Испании за лучшие статьи-расследования в области юриспруденции.

Все учреждаемые печатными СМИ премии можно классифицировать следующим образом:

1. Персональные премии. К ним относятся Человек Года или Лицо Года вручаемые музыкантам, актерам, спортсменам, бизнесменам, писателям. Так международное издательство «Планета» ежегодно на протяжении десятилетия проводит церемонию вручения премий лучшим писателям, пишущим на испанском языке. Это не только способствует росту престижа издательства, но и играет свою положительную роль в развитии карьеры претендентов на вручение премий.

2. Премии издательским маркам, информационным продуктам и предприятиям, работающим в непосредственном контакте с печатными СМИ. Консолидация усилий издательств при организации премий, в данном случае приводит к эффективной взаимной рекламе. В то же время, сотрудничество с печатными СМИ получившими всеобщее одобрение и признание благодаря присуждению премий, становится лучшей рекламой для типографий и фирм, занимающихся распространением печатной продукции, с целью привлечения новых клиентов. К такому типу премий относится РС Плюс (Premios PC Plus) за лучший продукт в области информатики.

3. Специальные премии. Учреждаемые специализированными печатными СМИ для прочих издательств, которые публикуют информационные мате-

риалы не связанные с целевой направленностью издания или ддя предприятий, не имеющих отношении к издательскому бизнесу. К данной категории премий относятся Премия ABC за Лучший Автомобиль Года, а также премия издательства Иберика (Prensa Ibérica) — Автомобиль Гола.

4. Прочие премии. Основой для учреждения премий печатными СМИ могут служить также: информационные расследования проводимые издательствами, социальные акции, тематика будущих рубрик, целевая направленность новых специализированных изданий. Одно из самых известных еженедельных изданий El Pais при поддержке Объединения Изящных Исскуств (Circulo de Bella Artes) и Организации по Защите Авторских Прав проводит ежегодное вручение премий за самые лучшие короткие сказки (Premio Relato Breve). Не менее авторитетное испанское издание 1ы Vanguardia является учредителем престижной Премии Голо (Premios Godo de Periodismo) в сфере печатных СМИ.

Доста точно частым явлением, получившим широкое распространение на практике, стало наименование учреждаемых премий в соответствии с логотипом информационной продукции издательства. Подтверждением тому может служить история Премий Трофей (Premios Trofeo). Трофей является торговой маркой принадлежащей международному издательству Америка Иберика (America Ibérica), которое владеет группой печатной продукции: Трофей Охота (Trofeo Caza), Трофей Рыбалка (Trofeo Pesca), Трофей Снег (Trofeo Nieve), Трофей Скачки (Trofeo Hipica), Трофей Гольф (Trofeo Golf) и Трофей Судоходство (Trofeo Nautica). Каждая из премий с аналогичным названием ежегодно присуждается издательством Америка Иберика организациям и людям, активно сотрудничающим с редакциями журналов или принесшими значительный вклад в сферу целевой направленности изданий.

Механизм организации премий масс-медиа-предприятиями состоит из следующих основным этапов: отбор претендентов на вручение премий, подготовка церемонии вручения, проведение рекламной компании и финансирование мероприятий.

1. Отбор претендентов на вручение премий. По решению руководства издательства учредившего премию, в состав комиссии по отбору претендентов могут входить представители печатных СМИ; специалисты, чей профиль соответствует целевой направленности издания или вручаемой премии; организации, работающие в тесном контакте с издательством (типографии, распространители информационной продукции, «поставщики информации»); лауреаты прошлых премий; читатели. Таким образом, процесс отбора претендентов на вручение иремий становится открытым и объективным, получая поддержку общественности, а сами премии становятся престижными.

2. Механизм голосования. Существует три основных механизма голосования по отбору претендентов на вручение премий. Первый из них — создание независимой судейской коллегии, которая вступала быв противовес интересам издательства и круга читателей. Как правило, в этом случае в состав судейской коллеги входят эксперты в той или иной области, а также известные люди: актеры, музыканты, певцы, журналисты. Так, в качестве судей по отбору претендентов на соискание премий журнала Marie Claire — «Превосходство в красоте» (De Excelencia alaBeleza) выступают журналисты, специализирующиеся в сфере моды и красоты.

Второй механизм голосования состоит в привлечении в качестве экспертов крута читателей. В данном случае голосование может осуществляться через Интернет или путем опубликования купонов в издании. Для того, чтобы активизировать внимание читателей к предстоящему вручению премий руководство печатного СМИ может учредить приз или лотерею. Получив тем самым дополнительную поддержку со стороны читательской аудитории. Ежегодно Премия Автомобиль Года (El Premio Coche del Ano) учрежденная издательством Иберика (Ibérica) собирает свыше 60 тысяч голосов.

Третьим механизмом голосования по отбору претендентов на вручение премий является косвенное голосование. Формы его реализации могут быть различные: телефонный опрос, опубликование анкеты в прессе, уличный опрос. Отбор претендентов на вручении премий IPMARK a la Cretividad Española за самые интересные статьи, опубликованные в прессе, осуществляется путем проведения телефонного опроса, который реализуется компанией Sigma Dos.

3. Подготовка церемония вручения премий.

Церемония вручения может проводиться в следующих форматах: гала, праздник, ужин, коктейль.

Наиболее широкомасштабным, помпезными, как следствие, высокозатратным мероприятием является вручение премий в формате гала. Реализуется в виде театрализованного действия с участием популярных актеров, музыкантов, политиков, теле- и радиоведущих. Как правило, гала благодаря зрелищ-ности мероприятия привлекает к себе максимальное внимание общественности.

Праздник, как один из форматов проведения церемонии, реализуется в том случае, если претендент на вручение премии учрежденной печатным СМИ только один и его имя заведомо известно. Таким образом, сама церемония всецело строится на чествовании лауреата.

В качестве приглгинеиных лиц на вручении премий могут присутствовать: читатели, организации непосредственно контактирующие с печатными СМИ, известные люди, представители других СМИ.

4. Проведение рекламной компании. Церемония вручения премий уже сама по себе является информацией новостного характера, поэтому активно освещается всеми типами СМИ. Содействовать проведению рекламной компании можно также путем опубликования интервью, статей, графика мероприятий, анкет в собственных изданиях, а также привлекая к сотрудничеству некоммерческие фонды и организации. На этом этапе велика роль отдела коммуникаций и связей с общественностью издательства.

Престижные премии, получившие поддержку широкого круга печатных СМИ и общественности, достаточно часто анонсируются и транслируются телеканалами бесплатно. Как, например Премии TP ¡Premios TP) церемония вручения которых транслируется в прямом эфире и собирает большую аудиторию.

5. Финансирование мероприятий. Все затраты на проведение мероприятий, связанные с церемонией вручения премий, несут непосредственно издательства, учредившие их. Однако руководство пе-

; чатных СМИ можетчастично компенсировать их пу-! тем привлечения к сотрудничеству фирм-патро-натов или через продажу билетов зрителям на церемонию.

Участие в выставках, конгрессах и семинарах, а также их организация

Присутствие и организация профессиональных выставок, салонов, конгрессов и семинаров является важнейшим инструментом связей с общественностью. Эти действия позволяют издательству не только укрепить свою репутацию путем опубликования информации о проводимых мероприятиях представляющей интерес для широкого круга читателей, осуществить презентацию информационной продукции другим сегментам читательской аудитории, а также способствуют установлению новых деловых контактов.

Ежегодно в Испании проводится около 20 тематических ярмарок, конгрессов, семинаров. Многие издательства либо осуществляют их информационную поддержку, либо непосредственно выступают в качестве организаторов и участников, что может представлять собой интерес для масс-медиа-предприятий со следующих позиций:

1. Привлечение новых сегментов читательской аудитории. Подобные мероприятия всегда привлекают внимание широкого круга заинтересованных лиц, в том числе и потенциальных читателей. Поэтому с целью собственной презентации издательству следует организовать стенд таким образом, чтобы в полной мере отразить историю развития печатного СМИ; хронику собственных знаменательных дат; представить подборку сенсационных и эксклюзивных интервью, репортажей, информационных расследований; вклад в сохранение национальной культуры; участие в социальных акциях и мероприятиях, а также их организация; тип взаимоотношений с читательской аудиторией. Для ознакомления с информационной продукцией издательство может организовать бесплатную раздачу номера.

2. Продвижение информационной продукции в рамках организованных мероприятий. Политика масс-медиа-предприятий в этой области может включать в себя следующие действия: организация розыгрыша годовой подписки на издание среди реальных и потенциальных читателей; заключение соглашения об информационном сотрудничестве и информационном представительстве одной из фирм-участниц выставки; раздача бесплатного но-мера издания посвященного деятельности этого предприятия.

Газета El Mundo в течение многих лет осуществляет эксклюзивную информационную поддержку выставок IFEMA. При анонсировании мероприятий логотип издательства традиционно фигурирует рядом с логотипом устроителя выставок. Кроме опубликования предварительной рекламы, El Mundo полностью один из номеров газеты посвящает прошедшему мероприятию. Многие из предприятий, принимающих участие в выставках организуемых IFEMA, продолжают активно сотрудничать с издательством в информационной и коммерческих областях, способствуя получению эксклюзивной информации в сфере бизнеса, политики и финансов.

3. Установление деловых контактов. Исследования, проводимые в 2005 году консалтинговой компанией «Bravo», свидетельствуют о том, что 46% договоров между предприятиями заключаются после участия в профессиональных выставках, конгрессах, ярмарках и семинарах.

Патронат и меценатство

Патронат и меценатство являются деятельностью осуществляемой в рамках паблик рилейшнз и состо-

ят в финансировании и поддержке социальных и культурных инициатив с целью укрепления репутации издательства и создания благоприятного имиджа перед читательской аудиторией. Рассмотрим их целесообразность и возможность реализации с нескольких позиций:

1. Цели патроната. Основной целью патроната для масс-медиа-предприятий является достижение устойчивого конкурентного преимущества на рынке СМИ через создание положительного имиджа издательства и построение тесных отношений с кругом читателей.

Подобной философии придерживается El Periódico de Catalunya, которое позиционирует себя как издание, активно сотрудничающее со своей читательской аудиторией, и выполняющие социальные и культурные функции полезные для общества. Главная же цель El Periodico de Catalunya заключается в том, чтобы сохранить статус ежедневного новостного издания. Поскольку печатные СМИ представляют собой нечто большее, чем традиционный продукт потребления. Благодаря публикуемым статьям, репортажам, информационным расследованиям они активно участвуют в жизни граждан, формируя общественное мнение. Также одной из основных целей реализации патроната и меценатства в сфере СМИ является — стать культурным агентом общества, поддерживая все типы инициатив.

Для достижения этих целей меценатство и патронат не должны быть акциями разового характера. Издательству следует реализовывать последовательную и целенаправленную политику в данной области, как это делает, например, El Periodico, которое является патронатом ежегодного Греческого Фестиваля в Барселоне (El Festival del Grec de Barcelona), праздников Святой Мерсе (покровительницы Барселоны), Фестиваля Доктор Музыка (el Doctor Music Festival), Ярмарки Дискографии (la Firade Disc), Международного Фестиваля Независимого Кино в Ситчес (el Festival International de Sitges) и Концертов Огня (El Concert de Focs).

В отличие от крупных издательских групп средние и небольшие издательства не обладают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы на постоянной основе стать пагронатами проводимых мероприятий, В этом случае престиж и имидж печатного СМИ определяется не числом и масштабностью организуемых мероприятий, а их тематикой. Наибольшую поддержку со стороны общественности за всю историю существования печатных СМИ получила гуманитарная акция, организованная издательством Recoletos при поддержке Министерства обороны Испании, в помощь детям Кабула (Афганистан).

2. Степень участия печатных СМИ в организации культурных мероприятий. В зависимости от целей политики реализуемой издательством оно может выступать непосредственно в качестве патроната проводимого мероприятия или сотрудничать с организаторами акций. Рассмотрим оба этих примера на практике.

Журнал Restauración у Rehabilitación входит в группу изданий Amerika Ibérica и является организатором международных конгрессов, салонов и семинаров по возрождению и сохранению культурного наследия общества. Параллельно с этим, являясь учредителем Премии Королевы Софии в данной области. Премии вручает сама Королева София, что подчеркивает престижность и значимость мероприятия.

Газета El País выступает в качестве патроната многих культурных мероприятий. Однако в рамках Цикла Уникальных Концертов (Del Ciclo de Conciertos Extraordinarios) в Мадриде организуемых объединением Юные Музыканты издание осуществляет только информационную поддержку.

3. Типология мероприятий осуществляемых в рамках патроната. Осуществить типологию мероприятий можно исходя из маркетинговой политики печатного СМИ и его финансовых возможностей. Крупные издательства, владеющие группой специализированных газет и журналов, охватывают практически рее сегменты рынка печатных СМИ. Обладая значительными финансовыми ресурсами, они могут стать патронатом мероприятий интересным всем группам читательской аудитории или быть направленными на определенный круг читателей.

Средние и небольшие издательства, как правило, специализируются в одной или нескольких информационных областях. Поэтому мероприятия, проводимые ими, тесно связаны с тематикой печатного СМИ, эксклюзивных публикаций или могут быть обусловлены политикой, проводимой в рамках социальной ответственности масс-медиа-предприятий.

Таким образом, мероприятия, реализуемые под патронатом издательств, могуг быть: специализированными, направленными на определенный сегмент читательской аудитории и отражающими тематику печатного СМИ; и общими, представляющими интерес для всех потребителей информационной продукции.

Газета ABC в 2003 году в рамках празднования своего юбилея организовала выставку «Век перемен», на которой были отражены все важнейшие изменения, произошедшие в жизни обществе за последнее столетие. Эта выставка привлекла внимание широкого круга общественности всех возрастов.

Одним из лучших примеров сотрудничества в области культуры может служить акция «Взгляд на Эстонию через ее литературу» организованная небольшим журналом Delibros совместно с посольством Эстонии.

К числу тематических мероприятий можно отнести также серию мини-концертов, ежегодно проводимых журналом для подростков Tentaciones (группа изданий El Pais) в залах FNAC в Мадриде исключительно для своей читательской аудитории.

4. Рентабельность патроната. Издательство, становясь патронатом мероприятий, не рассчитывает получить экономическую прибыль. Заручившись поддержкой общественности, оно приобретает нечто большее — преданность читательской аудитории, престиж и положительный имидж во всех сферах бизнеса. Способствует этому социальная или культурная значимость мероприятия, а также популярность приглашенных гостей.

El Periodico de Catalunya является патронатом Концерта Огня (El Concert de Focs), который ежегодно транслируется по каталанскому телевидению Canal 33 собирая аудиторию более чем 300 тысяч человек.

Другие акции, реализуемые в рамках паблик рилейшнз

Советы читателям

Печатные СМИ через публикуемые статьи и репортажи, рекламу и организуемые мероприятия активно участвуют в жизни своих читателей. Помимо

этого, издания могу т оказывать реальную пользу потребителям информации, публикуя сонеты в области юриспруденции, бизнеса, образования, психологии, социальной сфере. С этой целью во многих печатных СМИ существует специальная рубрика ответов на вопросы читателей или колонка советов.

Каждую неделю журналисты и читатели журнала Jubilo собираются вместе, чтобы определить тематику будущих статей, интервью и информационных расследований, представляющих основной интерес для круга читателей. Вместе с тем потребители информации в ходе обсуждения формулируют вопросы, на которые хотят получить отве ты в ближайших номерах журнала.

Праздники

Мы уже писали о празднике, как о форме проведения церемонии вручения премий, учреждаемых печатными СМИ. Однако издательства, организуя праздники, могут преследовать также следующие i цели: презен тация нового издания, рубрики или эксклюзивного репортажа, представление специального номера; юбилей и т.д.

Праздник может носить характер дефиле, путешествия, спортивных соревнований, встречи с кругом читателей. Журнал Мал для презентации специального номера посвященного мужской моде организовал дефиле в театре Капитал в Мадриде, в котором принимали участие всемирно известные кутюрье и Дома мод.

Организация и проведение подобных праздников позволяет печатным СМИ привлечь к сотрудничеству конкурирующие издательства, коммерческие и некоммерческие организации и фонды, работающие в сфере специализации издания, завоевать лояльность круга читателей.

Организация мероприятий направленных на определенный сегмент читательской аудитории

Такие газе ты, как El Pais, El Periodico de Catalunya, ABC и El Mundo, ч тобы привлечь к себе внимание молодежной аудитории, начали публиковать политические, социальные и экономические статьи и информационные расследования по заказу университетов, которые впоследствии использовались преподавателями при прочтении лекций.

Кроме того, El Pais стал учредителем двух изданий El Pais Universia и El Pais de ¡os Estudiantes. В разработке и создании этих газет еженедельно участие принимают свыше 3000 тысяч университетов и школ Сотрудничество с издательством ведется по следующим направлениям — фотография, интервью, статья, новости, дизайн. Студенты и школьники выступают в качестве журналистов, фоторепортеров, верстальщиков-дизайнеров, редакторов.

При создании каждого номера газеты участие также могут принимать преподаватели университетов как члены совета директоров изданий. Однако основная их функция заключается в том, чтобы на-1 учить студентов пользоваться компьютерными программами необходимыми при разработке печатных СМИ.

По требованию El Pais каждое из изданий должно включать в себя следующие рубрики: экология и окружающая среда, наука и техника, общество и культура, новости и свободная тематика.

Ежегодно между школами и университетами, принимающими участие в разработке и создании El Pais Universia и El Pais de los Estudiantes, устраиваются конкурсы на лучшие статьи, интервью, репортажи и фотоматериалы. Традиционный приз победителю — 6000 евро.

Скрытая реклама

В сфере печатных СМИ существует множество примеров использования скрытой рекламы в фильмах, программах и телесериалах, которая оказывает мощное воздействие на зрительскую аудиторию.

В кадрах одного из самых популярных испанских сериалов Los Serranos постоянно появляется экономический журнал Emprendedores. В фильме «Неистовый» Харрисон Форд достает из чемодана экземпляр журнала Elle. В фильме Педро Альмодовара «Плохое образование» один из персонажей приходит в дом Бернал Гарсия с журналом и говорит: «Я знаю, что вы были здесь, чтобы читать Fotogramas».

Прочие технологии связей с общественностью

К ним можно отнести: сотрудничество с университетами, организация дебатов, тематических вечеров, акций протеста, опубликование книг об истории развития издания. В 2005 году в свет вышла книга «Один день в жизни El Mundo» («Un diaen la vida El Mundo»), написанная журналистом Виктором Олмос (Victor Olmos) и опубликованная для La Esfera de los Libros.

В 2006 году издательство El Periodico на каталанском языке опубликовало книгу «История чемпиона» после победы футбольной команды «Барса» на Кубке Европы.

Защита общественных интересов также относится к видам деятельности, осуществляемым в рамках паблик рилейшнз. Например, Lunas de Miel, журнал издательства Temascinco, задолго до появления официального запрета, по собственной инициативе отказался от опубликования рекламы табачной продукции на страницах издания. Помимо этого был разработан специальный дизайн обложки журнала с предупреждением о вреде курения.

Активное использование паблик рилейшенз в практике управления позволяет масс-медиа-предприятиям не только достичь устойчивого конкурентного преимущества на рынке СМИ, но и создать собственный образ перед общественностью, который трудно было бы копировать другим изданиям.

АБАНИНА Светлана, соискатель кафедры «Управление качеством» на получение ученой степени кандидата экономических наук Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, менеджер-маркетолог, Коегпег, Барселона, Испания.

Статья поступила в редакцию 31.10.06. © Абанина С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.