моуправления, по оценкам экспертов, высокие показатели информационной открытости характерны для Атяшевского, Д.убенского муниципальных районов и ГО Саранск.
Наблюдается повышение текущего уровня открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления по сравнению с результатами опросов 2007 — 2009 гг. за счет увеличения количества предоставленной информации в Интернете (адресных данных органа власти; сведений об основных показателях, входящих в сферу ведения органов; сведений о руководстве, задачах и функциях органов власти).
По-прежнему низко эксперты оценивают перечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам и организациям по вопросам компетенции органа власти, а также обзоры обращений граждан и организаций.
В связи с этим основные направления совершенствования и развития информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления
Республики Мордовия могут быть следующие:
— повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития: оперативное информационное обновление сайтов, создание условий и обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде, в том числе с использованием Интернета;
— развитие инфраструктуры публичного (общественного) доступа населения к сайтам, а также средств информационно-справочной поддержки и обслуживания населения («телефон доверия», телефон «горячей линии», открытие государственными служащими своих страииц в социальных сетях, создание блогов, видеоблогов и т. д.);
— подготовка и повышение квалификации служащих в сфере информационных технологий; развитие образовательной инфраструктуры и методического обеспечения; повышение статуса служб информации и повышение квалификации их специалистов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах : одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 окт. 2005 г. № 1789-р [Электрон-
ъ ф
ный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akdi.ги/есопот/р1^гат/46.Ьип. — Загл. с экрана. Поступила 13.07.11.
П. СОРОКИН И П. ШТОМПКА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОДХОДА В СОЦИОЛОГИИ РАССЕЛЕНИЯ
В. А. Нежданов
Социология расселения рассматривается как социологическая теория среднего уровня, субъектом-объектом которой является процесс расселения социальных групп — социально-территориальных общностей, которые с точки зрения системно-синергетическо-го подхода можно называть социально-территориальными системами.
Возросший в последние годы интерес к миграционным процессам в России отодвинул на второй план проблемы расселения и градостроительного планирования. Социология расселения находится в состоянии скрытого протекания процессов накопления нового теоретического знания. В настоящее
время мирно сосуществуют различные подходы к социологии расселения в академической и вузовской науке. Вузовские учебные пособия, как правило, трактуют социологию расселения как область социологического знания, которая изучает генезис (происхождение, процесс образования), сущность и об-
© В. А. Нежданов, 2011
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3
щие закономерности развития и функционирования города и деревни как целостных систем. В таком понимании социология расселения соответствует социологии города и деревни как социологии территориальных общностей, которая рассматривает вопросы социально-территориальной структуры и социально-территориальной организации общества [9].
Это вполне объяснимо, поскольку традиционные школы социологии расселения во главе с Н. А. Аитовым (планирование социального развития города), О. И. Шкарата-ном (социальная структура городского населения, социальное воспроизводство городских территориальных общностей) и В. И. Староверовым работают в другом направлении. Наиболее популярная московская школа социологии деревни (благодаря оригинальным методикам и многовариантности подходов), возглавляемая В. И. Староверовым, до сих пор ссылается на устаревшую классификацию систем расселения по смешанному административно-хозяйственному критерию:
— внутрихозяйственные системы расселения;
— межхозяйственные системы расселения;
— районные системы расселения;
— межрайонные системы расселения;
— областные системы расселения;
— межобластные системы расселения;
— национальные системы расселения;
— региональные системы расселения;
— агломерации.
Хотя классическая работа Н. А. Аитова «Отношение по расселению» (1987) до сих пор не потеряла актуальности (системный подход к ТО, проблемы социального и регионального развития), на практике осталась только одна научная школа, которая до настоящего времени занимается проблемами исследования территориальных общностей в процессе социальной трансформации. Речь идет о Новосибирской школе социологии, основанной Т. И. Заславской и А. Г. Аганбегя-ном. В 1990-х гг. эту работу возглавила Е. Е. Горяченко. Интересы исследователей сместились в сторону изучения внутренней структуры территориальных общностей разного типа (не только сельских, но и городских), а также механизмов их функционирования и развития в процессе радикальных преобразований [3; 7].
В то же время существуют такие теории среднего уровня, как социология урбанизации, социология миграции, где приоритетом исследования является социальный процесс. Параллельно составляются учебные программы, где социология расселения представлена как дисциплина, изучающая социальный
процесс в совокупности с исследованием демографических процессов развития социума, а социология территориальных общностей рассматривается отдельно как социология города и деревни.
В академических словарях и энциклопедиях также встречается различное понимание социологии расселения. В социологической энциклопедии под редакцией Г. Ю. Се-мигина расселение населения понимается как процесс распределения и перераспределения населения по территории (а также как результат этого процесса — сеть поселений), а социология расселения — как наука о пространственных формах организации общества [2].
Более насыщенным является «экономическое» определение расселения: «Расселение — определяемое способом производства размещение людей в соответственно формируемой системе развернутых в пространстве и во времени условий жизнедеятельности в совокупности их материальных и духовных компонентов, направленных на удовлетворение основных потребностей человека». Даже такое простое и претендующее на процессу-альность определение социологии .расселения как отрасли социологии, «...изучающей связь между социальным развитием людей и их положением в системе расселения», грешит статическим характером, определяемым «положением», а не динамикой [6],
Трактовка социологии расселения как социологии города и деревни порождает соблазн смешивания социологии села (деревни) и аграрной социологии, социологии ropo- • да и социологии урбанизации, что порождает запутанность в изучении данных вопросов. Более простой путь — разделить социологию структур и институтов и социологию процессов, рассматривая социологию расселения как социологию процесса в совокупности с другими процессами социальной динамики — миграцией, урбанизацией, профессионализацией (непрерывный процесс профессионально-квалификационного становления личности) и т. д.
Вопросы изучения социальных структур и социальных институтов можно рассматривать в рамках социологии территориальных общностей, которая исследует проблемы социально-территориальной структуры и соци-ально-территориальной организации общества. Такое понимание ситуации в академической и вузовской науке, а также в образовательной практике соответствует положению с функционированием диссертационных советов по социологической специальности 22.00.04. «Социальные структуры, социальные институты и процессы».
Серия 4Социологические науки»
51
Рассматривая социологию расселения как социологию процесса, логично обратиться к книге известного польского социолога Петера Штомпки «Социология социальных изменений». Штомпка считает, что процессуальный подход к социальным проблемам приобретает в последнее время доминирующее значение. В соответствии с этой концепцией социум является не столько объектом, сколько своего рода «полем возможностей» социальных субъектов. Ключевой единицей анализа становится «событие», раскрывающееся в действиях социальных субъектов, последствия которых являются многовариантными [4].
В свое время великим русским ученым П. А. Сорокиным было дано классическое определение социального процесса: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или „эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик» [8].
С точки зрения синергетики — междисциплинарного научного направления, целью которого было изучение универсальных, свойственных системам самой разной природы (в том числе и социальным), закономерностей процессов самоорганизации и спонтанного порядкообразования, системы расселения являются сложными открытыми структурами в нелинейных средах. Такие структуры представляют собой синтез упоря-
доченности на макроуровне и разупорядо-ченности на микроуровне [5].
Процесс расселения как объект социологического анализа можно рассматривать, с одной стороны, как процесс социального взаимодействия людей (на социальном микро-уровне), т. е. как обязательный атрибут любого социального явления, а с другой — как серию дискретно-континуальных событий, образующих целостную систему в динамике (на социальном макроуровне).
В последнее время появляются «новые», модные наименования социологии расселения, например, «экистическая социология», «экисоциология», происходящих от термина «экистика» (наука о расселении), введенного греческим теоретиком архитектуры Доксиа-дисом в 1950-х гг. XX в. Логично называть эту теорию традиционно — социология расселения, — поскольку такое терминологическое сочетание давно используется отечественными социологами и применяется в образовательной практике по социологии [1].
Итак, социология расселения может рассматриваться как социологическая теория среднего уровня, субъектом-объектом которой является процесс расселения как социальное взаимодействие в пространстве-времени, а предметом — социальная динамика, т. е. изменение «объектных» и «субъектных» характеристик социальных групп — социально-территориальных общностей, которые с точки зрения системно-синергетического подхода можно называть социально-территориальными системами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем : Синергетика и теория социальной самоорганизации / В. В. Василькова. — СПб. : Лань, 1999. — 480 с.
2. Горяченко Е. Е. Территориальная общность в изменяющихся условиях / Е. Е. Горяченко // Социологические аспекты перехода к рыночной экономике : материалы к XIII социол. конгрессу. -Новосибирск, 1994. - 4.1. - С. 63-86.
3. Касьянов В. В. Социология : учеб. пособие / В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Са-мыгин. — Ростов н/Д, 2000. — 512 с.
4. Попов А. И. Эволюция расселения : города, агломерация, мегаполис / А. И. Попов // Соц.-по-лит. журн. - 1997. - № 6. - С. 38-47.
5. Сорокин П. Социальная и культурная динамика / П. Сорокин. - СПб. : РХГИ, 2000. -1056 с.
6. Социологическая энциклопедия : в 2 т. / руковод. науч. проекта Г. Ю. Семигин. - М. : Мысль, 2003. - Т. 1. - 694 с. ; Т. 2. - 863 с.
7. Фролов С. С. Социология / С. С. Фролов. - М. : Логос, 1998. - 359 с.
8. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка ; пер. с англ. ; под ред. В. А. Ядо-ва. — М. : Аспект-Пресс, 1996. — 416 с.
9. Юдина Т. Н. Социология миграции : к формированию нового научного направления / Т. Н. Юдина. - М. : Дашков и К0, 2004. - 399 с.
Поступила 13.07.11
л
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3