Научная статья на тему 'П.Ф. ЛЕСГАФТ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

П.Ф. ЛЕСГАФТ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6026
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ ЛЕСГАФТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаспарян А.Г.

В статье рассматривается физическое воспитание детей и подростков в теории П.Ф. Лесгафта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «П.Ф. ЛЕСГАФТ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.

27. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.

П.Ф. ЛЕСГАФТ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

© Гаспарян А.Г.1

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается физическое воспитание детей и подростков в теории П.Ф. Лесгафта.

Ключевые слова Петр Францевич Лесгафт, физическое воспитание, дети, подростки.

Педагогические идеи Петра Францевича Лесгафта о воспитании, и уважении к личности школьника, а так же о недопустимости произвола по отношению к нему, единстве физического, нравственного, умственного и трудового воспитания, развитии детской самодеятельности, инициативы, творческих способностей, о педагогическом оптимизме продолжают оставаться актуальными и на сегодняшний день. Лесгафт по праву считается основоположником физического образования в России. Среди его многочисленных заслуг перед отечественной наукой особое место занимает, созданная им оригинальная, и на сей день пока неповторимая, теория физического образования и система подготовки и переподготовки кадров для ее внедрения в педагогическую практику. Особого внимания заслуживает концепция, построенная им же, на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития.

В педагогике периода СССР на новой методологической основе данная теория, подкрепленная многими новыми трудами и положениями, постепенно оформилась как некий принцип комплексного подхода к развитию и воспитанию, исследованию.

Вклад Лесгафта в развитие педагогики, как науки, трудно переоценить. В своих трудах он затронул практически все стороны педагогики. А особен-

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

ное внимание он уделял развитию физической культуры, физического образования и просвещения в стране. Именно этому направлению его работы уделялось наибольшее внимание со стороны многих исследователей и ученых - Г.Г. Шахвердова, А.В. Шабунина, В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина, А.Т. Марьянович, В.Я. Стоюнина

У Лесгафта есть немало значимых трудов в области физического развития и воспитания - «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», «Психология нравственного и физического воспитания», статья «О физическом образовании в профессиональной школе» и другие сохранили свою научную значимость и могут быть весьма полезны начинающим педагогам, педагогической общественности, родителям, школе и самим воспитанникам.

В современной школе мы пока наблюдаем следующую тенденцию -физическое образование детей заключается лишь в немногочисленных часах отводимых на уроки физической культуры и спортивных секциях, которые, к большому сожалению, пока не способны полностью дать ребенку весь тот объем, который ему необходим для полноценного развития. Таким образом, можно сформулировать большое противоречие между разработанностью системы физического воспитания и развития, и с тем, как эти возможностями реализуются в системе педагогической практики сегодня [17; 18; 19; 20].

Автор теоретически разработал систему физического воспитания, которая была научно обоснована со стороны биологических наук, педагогики, психологии и педиатрии, и практически реализовал ее - например, заложил основы и правила школьной гигиены, врачебно-педагогического контроля, научной системы семейного воспитания. Такая педагогическая система предусматривает гармоничное физическое развитие наравне с умственным - этот принцип ложится в основу его положения о полном физическом образовании. В своих исследованиях он пользовался антропологическим методом.

В рамках педагогической антропологии Лесгафт считал основополагающим выявить закономерности роста и развития человека, учитывая при этом все его черты - темперамент, наследственность, физические, умственные, нравственные характеристики, возраст, пол, условия жизни и другие характеристики [13; 14; 15; 16].

Первым принципом правильного воспитания автор считал чистоту, как обязательное условие развития здоровой личностной сферы ребенка. Другим основным постулатом воспитания он считал недопустимость произвола и неподготовленности в действиях педагога.

В качестве основных задач физического образования он выдвигал необходимость приучения детей, в короткий промежуток времени, сознательно и самостоятельно проводить наибольшую физическую активность, действовать

энергично. Первоначальные физические навыки и физическое образование ребенок получает в детском саду, школе. Физическое образование, так же как и умственное, должно способствовать сознательному развитию и отношению к своим действиям, умению действовать настойчиво, точно и уверенно. Образование в области физической культуре непосредственно определяет характер жизнедеятельности человека, оно должно быть неотъемлемой частью умственного образования в школе. Совершенствоваться оно должно под руководством педагога, руководителя физического воспитания. Занятия по физическому воспитанию должны проводиться в последовательности, постепенно, точно и лаконично. Упражнения должны быть подобраны с учетом физического развития, активности, пола и возраста обучающихся.

Лесгафт обращал большое внимание на содержание физического образования - использование специально подобранных упражнений и игр, как метода познания. Он создал классификацию физических упражнений по четырем основным группам:

Первая группа: это простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями амплетуд движений и метаний.

Вторая группа: упражнения с увеличивающимся напряжением при двигательных действиях с предметами и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, лазании, борьбе и удержании равновесия.

К третьей группе относятся упражнения с изучением пространственных и временных отношений, при беге в заданном темпе, прыжках на определенное, заданное расстояние и точности при метании в цель.

Четвертая группа это систематические упражнения в процессе простых и сложных, подвижных и спортивных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

Человек, по мнению П.Ф. Лесгафта, хорошо и сознательно владеющий своими двигательными действиями, правильно выбирает наиболее целесообразные формы и темп движения, что является важнейшей целью физического образования школьника [21; 22].

Вся физическая система, созданная Лесгафтом сводится к тому, что при спортивной подготовке ребенка необходимо учитывать природу организма воспитанника. В связи с этим, Лесгафт разработал систему указаний, которые характеризуют состояние и работу органов в различные периоды жизни человека, а так же при физической нагрузке и в состоянии покоя. Такая система поможет педагогам, родителям и самое главное детям, правильно организовать и разработать систему физического развития.

Глубокие знания в области анатомии человека, физиологии, психологии, эмбриологии, и других наук, составили собой основу, из которых П.Ф. Лес-гафт созидал свою систему физического образования, основными принципами которой, служат девять научно обоснованных, и доказанных на практике, положений:

1. Физическое образование должно стоять наравне с умственным, и быть неотъемлемой частью всего общего образования в школе.

2. Оно должно совершаться под руководством учителя, получившего основательное специальное образование по данному профилю.

3. Обучение должно воспроизводиться только обязательно по слову, т.е. по ясно, кратко, лаконично, просто сказанному требованию или письменному описанию, а не по показанному, не по «стандартному» образцу.

4. Обучение должно состоять в определенной последовательности, постепенности выполняемых упражнений и предоставляемой нагрузки, располагаемой соответственно биологическим свойствам, и физиологическим характеристикам данной группы обучающихся.

5. Начиная с простейших суставных движений в младшем возрасте, обучение необходимо разнообразить осложнениями этих движений в виде ходьбы, бега, метания; также производить осложнения движений по группам, по увеличению скорости и числа их производства [9; 10; 11; 12].

6. Постепенное увеличение напряжения, продолжительности и стойкости в производстве упражнений должно совершаться лишь в тот период, когда молодой человек приучается рассуждать логически самостоятельно, знакомится со значением и примерами отвлеченных образов и понятий [5; 6; 7; 8].

7. Обучение более старших воспитанников состоит в ознакомлении с пространственными отношениями, с непосредственными измерениями единиц меры и веса, пространственными измерениями, и с ознакомлением со способами определения удельного веса; уже упражнения становятся еще более сложными по всем траекториям и направлениям; особенно осложняются здесь метание и все виды прыжков, отчасти специальные беговые упражнения.

8. Никаких особых и специализированных аппаратов для производства упражнений использовать не нужно. Это положение, или даже требование профессора Лесгафта основано на весьма важных постулатах того, что все упражнения, при которых руки служат опорой всему телу, не способствуют более совершенному выполнению работы, делаемой руками в жизни. Наша жизнедеятельность постоянно нуждается в участии рук, мышечные аппараты которых работают тем отчетливее, быстрее и совершеннее, чем более эти аппараты приучены к производству тонких и сложных движений. Упражнения же при опоре на руках притупляют мышечное чувство, или как его еще называют - шестое чувство человека.

9. Не одни лишь упражнения, подвижные и спортивные игры обладают образовательными свойствами в отношении физического об-

разования и обучения. К группе обучающихся средств, имеющих общеобразовательное значение, Лесгафт относит еще свободные пешие прогулки, плавание, фехтование, бег на коньках, посещение различных образовательных учреждений, спортивных праздников и мероприятий [1; 2; 3; 4].

Таким образом, содержание физического образования состоит в умении сознательно управлять движениями и своим телом в различных положениях; способностью быстро приспосабливаться к препятствиям, преодолевая их с насколько возможно, большей ловкостью, скоростью и настойчивостью; иначе говоря: приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую активность, при этом действовать изящно и энергично. Автор разработал методические рекомендации для родителей и педагогов в области физического образования, воспитания и развития детей, которые являются большим богатством, так как позволяют педагогически грамотно руководить как воспитательным, так и образовательным процессом.

Список литературы:

1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.

2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.

3. Егиазарова Г.П. Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. - С. 96-101.

4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.

5. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.

6. Иохвидов В.В.Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.

7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.

8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.

9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.

10. Иохвидов В.В.Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.

11. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.

12. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.

13. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.

14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

15. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.

16. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

17. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.

18. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 2. -С. 22-25.

19. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснян-ская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.

20. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.

21. Реализация гуманистической концепции образования П.Ф. Лесгафта в современной подготовке учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.П. Воробьева; [Самар. гос. пед. ун-т]. - Самара, 2000. - 21 с. - Библиогр.: с. 21.

22. Шавердов Г.Г. Петр Францевич Лесгафт // Собрание педагогических сочинений. Т. 1. - М., 1951. - С. 7-62.

23. Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. - Л., 1989.

ИСТОРИЯ, РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

© Кузнецова А.А.1

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается история, роль и особенности семейного воспитания.

Ключевые слова семейное воспитание, народная педагогика, классификация, условия семейного воспитания.

Довольно часто родители даже не задумываются об основах и задачах семейного воспитания, считая дело ясным без всякого анализа и интереса к данной теме. Задачи и основы семейного воспитания в отличии от общепедагогических совершенно разные, но общее у них все таки есть, а именно воспитание самостоятельной и разносторонней личности и, по возможности, гармоничное развитие духовных и физических сил.

Семейное воспитание берет начало в народной педагогике, эмпирическим путем. Знания о семейном воспитании передавались от поколения к поколению, из века в век посредством традиций и обычаев. Таким образом, в педагогической науке появился свой образ воспитания, своя система правил и поведения. Семья всегда была на особом месте в народной педагогике, так как порядок воспитания в семье опирается на сложившиеся традиции и праздники. Тем самым, семейное и народное воспитания являются отражением друг друга [25; 26; 27; 28].

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.