Научная статья на тему 'П.А. СОРОКИН И Л. ФОН ВИЗЕ: К ПУБЛИКАЦИИ ИЗБРАННОЙ ДЕЛОВОЙ И ДРУЖЕСКОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СОЦИОЛОГОВ (1945-1966)'

П.А. СОРОКИН И Л. ФОН ВИЗЕ: К ПУБЛИКАЦИИ ИЗБРАННОЙ ДЕЛОВОЙ И ДРУЖЕСКОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СОЦИОЛОГОВ (1945-1966) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социологический журнал
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
П.А. СОРОКИН / Л. ФОН ВИЗЕ / ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / НЕМЕЦКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головин Николай Александрович

Впервые публикуемая на русском языке корреспонденция классиков социологии П.А. Сорокина (1889-1968) и Л. фон Визе (1876-1969) характеризует мировоззренческие начала, социально-психологический климат в обществе и личные мотивы сотрудничества ученых после Второй мировой войны. Она раскрывает малоизвестные аспекты выработки и осуществления творческих планов социологов. В тяжелые для европейского общества годы (1945-1949) П.А. Сорокин своими практическими советами содействовал восстановлению деятельности Немецкого социологического общества, оказывал его президенту Л. фон Визе гуманитарную помощь. Письма 1945-1949 гг. читаются как продолжение его книг «Социальная и культурная динамика» (1937, 1941), «Кризис нашего времени» (1941), «Человек и общество в условиях бедствий» (1942), подчеркивают программный характер его книги «Восстановление человеческого достоинства» (1948). В последующие годы (1950-1966) письма раскрывают аспекты их сотрудничества в теоретической социологии и в поисках практических путей гуманизации послевоенного мира, в том числе через деятельность Гарвардского Центра по изучению творческого альтруизма П.А. Сорокина. В письмах содержатся малоизвестные подробности о его конфликте с Т. Парсонсом по поводу приоритета в разработке основ современной теории социальных систем, о его работе над книгой «Социологические теории современности» (1966), свидетельства признания его гуманистических усилий в западно германском обществе. Публикация корреспонденции наряду с другими подобными материалами, опубликованными Ю.В. Дойковым, А.Ю. Долговым, А.И. Голосенко, П.П. Кротовым, В.В. Саповым, позволяет точнее определить место П.А. Сорокина в мировой социологии, значимость немецкой социальной мысли для его творчества, расширяет возможности дальнейших историкосоциологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Головин Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P.A. SOROKIN AND L. VON WIESE: ON THE PUBLICATION OF SELECTED FORMAL AND CASUAL CORRESPONDENCE BETWEEN SOCIOLOGISTS (1945-1966)

Published for the first time in Russian, the correspondence between sociology classics P.A. Sorokin (1889-1968) and L. von Wiese (1876-1969) describes the philosophical origins, the social and psychological climate in society, and the personal motivations behind the collaboration of scholars after World War II. It reveals little-known aspects of the development and implementation of sociologists’ creative plans. In the years when European society was in a difficult situation (1945-1949), P.A. Sorokin with his practical advice helped to revive the activities of the German Sociological Society, he himself sent packages of humanitarian aid to the family of its president L. von Wiese. His letters written in 1945-1949 read as a continuation of his books “Social and Cultural Dynamics” (1937-1941), “Man and Society in Calamity” (1942) and highlight the programmatic nature of his book “Reconstruction of Humanity” (1948, German edition 1952). In later years (1950-1966) the letters reveal aspects of their collaboration in Theoretical Sociology and in the search for practical ways of humanizing the postwar world, including through the activities of P.A. Sorokin’s Harvard Centre for the Study of Creative Altruism. The letters contain little-known details about his conflict with T. Parsons over his priority in developing the foundations of modern Social Systems Theory, about him working on his book “Sociological Theories of Today” (1966), and evidence of recognition of his humanist efforts in West German society. The publication of this correspondence, along with other similar works (Yu V. Doikov, A.Yu. Dolgov, A.I. Golosenko, P.P. Krotov, V.V. Sapov), helps to better define the place of P.A. Sorokin in international sociology and the significance of German social thought for his work, while widening the scope for further historical-sociological research.

Текст научной работы на тему «П.А. СОРОКИН И Л. ФОН ВИЗЕ: К ПУБЛИКАЦИИ ИЗБРАННОЙ ДЕЛОВОЙ И ДРУЖЕСКОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СОЦИОЛОГОВ (1945-1966)»

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Б01: 10.19181/юфиг.2022.28.2.8989 EDN: ЖТУБМ

II.Л. ГОЛОВИН1

1 Санкт-Петербургский государственный университет. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9.

П.А. СОРОКИН И Л. ФОН ВИЗЕ: К ПУБЛИКАЦИИ ИЗБРАННОЙ ДЕЛОВОЙ И ДРУЖЕСКОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СОЦИОЛОГОВ (1945-1966)1

Аннотация. Впервые публикуемая на русском языке корреспонденция классиков социологии П.А. Сорокина (1889—1968) и Л. фон Визе (1876—1969) характеризует мировоззренческие начала, социально-психологический климат в обществе и личные мотивы сотрудничества ученых после Второй мировой войны. Она раскрывает малоизвестные аспекты выработки и осуществления творческих планов социологов. В тяжелые для европейского общества годы (1945—1949) П.А. Сорокин своими практическими советами содействовал восстановлению деятельности Немецкого социологического общества, оказывал его президенту Л. фон Визе гуманитарную помощь. Письма 1945—1949 гг. читаются как продолжение его книг «Социальная и культурная динамика» (1937, 1941), «Кризис нашего времени» (1941), «Человек и общество в условиях бедствий» (1942), подчеркивают программный характер его книги «Восстановление человеческого достоинства» (1948). В последующие годы (1950—1966) письма раскрывают аспекты их сотрудничества в теоретической социологии и в поисках практических путей гуманизации послевоенного мира, в том числе через деятельность Гарвардского Центра по изучению творческого альтруизма П.А. Сорокина. В письмах содержатся малоизвестные подробности о его конфликте с Т. Парсонсом по поводу приоритета в разработке основ современной теории социальных систем, о его работе над книгой «Социологические теории современности» (1966), свидетельства

1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 20-011-00451, при содействии Фонда П.А. Сорокина — Библиотеки Саскачеванского университета, г. Саскатун, Канада и Бундесархива Германии, а также Центра изучения Германии и Европы (ЦИГЕ) СПбГУ и Университета Билефельда, грант № 1 от 05.02.2021.

признания его гуманистических усилий в западногерманском обществе. Публикация корреспонденции наряду с другими подобными материалами, опубликованными Ю.В. Дойковым, А.Ю. Долговым, А.И. Голосенко, П.П. Кротовым, В.В. Саповым, позволяет точнее определить место П.А. Сорокина в мировой социологии, значимость немецкой социальной мысли для его творчества, расширяет возможности дальнейших историко-социологических исследований.

Ключевые слова: П.А. Сорокин; Л. фон Визе; история социологии; теоретическая социология; немецкая социология; политическая этика.

Для цитирования: Головин Н.А. П.А. Сорокин и Л. фон Визе: к публикации избранной деловой и дружеской корреспонденции социологов (1945-1966) // Социологический журнал. 2022. Том 28. № 2. С. 131-143. DOI: 10.19181/socjour.2022.28.2.8989 EDN: NXTVBM

Контакты между социологами П.А. Сорокиным (1889-1968) и Л. фон Визе (1876-1969), издателем журнала «Кёльнский ежеквар-тальник социологии» (после войны — «Кёльнский журнал социологии»), сопредседателем Немецкого социологического общества, завязались вскоре после изгнания Сорокина из Советской России, когда в пражском издании «Системы социологии» он отметил сходство своих идей с концепцией социологии как научной дисциплины в трудах фон Визе (Институт социальных исследований, Кёльн). Связи двух социологов углубились в 1935 г., когда во время организованной Сорокиным стажировки фон Визе в Гарварде к тому приехали родственники и завязалась дружба семьями. В дальнейшем, после войны, на протяжении десятилетий оба не раз заявляли о близости их дисциплинарных концепций социологии, а различия в них полагали несущественными, даже терминологическими. Столь продолжительным контактам, основанным на профессиональном интересе и дружбе, сопутствовали переписка, встречи, дискуссии, беседы. Одно только это обстоятельство, даже с учетом того, что для сегодняшнего историко-теоретического знания близость систем социологии двух ученых представляется меньшей, чем они мыслили в те годы, уже дает основание для историко-социологического анализа их сотрудничества, но есть и другие факторы. Прежде чем отметить их, охарактеризуем публикуемую корреспонденцию в целом как историко-социологиче-ский источник.

В коллекции материалов П.А. Сорокина в Канаде (The Pitirim A. Sorokin Collection, University Archives & Special Collections, University Library at the University of Saskatchewan, далее — The P.A. Sorokin Collection) имеется 43 письма из корреспонденции двух социологов, среди которых 15 от Сорокина к фон Визе (машинописные копии). В Федеральном архиве Германии (далее — Бундесархив, Bundesarchiv, BArch 320/39) обнаружено 23 письма, из них 11 — Сорокина. Всего —

26 его писем и 40 писем ему от фон Визе. Письма в Фонде Сорокина охватывают до- и послевоенный периоды истории и жизни обоих, но в Бундесархиве хранится лишь послевоенная переписка в документации Немецкого социологического общества (далее — НСО), членом которого был Сорокин. Такая неполнота документации объясняется ее гибелью в конце Второй мировой войны под англо-американскими бомбежками Лейпцига, где она размещалась. Утрата документации НСО, а вместе с ней и довоенных писем Сорокина к фон Визе подтверждена немецкими историками. Некоторые фрагменты погибших писем могут быть восстановлены по их обширному цитированию в публикациях фон Визе, но это — особая историко-социологическая задача. Поэтому ниже комментируется лишь послевоенная корреспонденция, образующая относительно самостоятельную тематическую целостность, начиная с первого письма Сорокина от 25.07.1945 в ответ на просьбу фон Визе о помощи в восстановлении НСО и кончая обменом письмами в мае 1966 г.

Корреспонденция условно делится на два периода: первый — с июля 1945 г. по 1949 г., когда было восстановлено НСО под руководством фон Визе, возобновлено членство Сорокина в нем (1947); создан его Гарвардский Центр по изучению созидательного альтруизма. Период завершается обсуждением в письмах очерка фон Визе «Питирим А. Сорокин» (1948). Второй период охватывает переписку 1950—1966 гг. в условиях послевоенной стабилизации обществ и налаживания научного сотрудничества. Начало периода знаменуется очерком фон Визе «Система социологии П. Сорокина» [12]. Содержание переписки связано в основном с исследованиями по теоретической социологии и проблемам политической этики. Периоды различаются в мировоззренческом отношении: в начале — почти безысходный пессимизм, подтверждающий пророчества Сорокина о катастрофической смене гигантских циклов культурной динамики. Более поздние письма свидетельствуют об осторожном оптимизме обоих в надежде на то, что социология будет содействовать поиску выхода человечества из морального тупика в новый цикл динамики культуры (по Сорокину). Внешним маркером разграничения периодов является основание двух немецких государств — ФРГ и ГДР (06.10.1949 и 07.10.1949).

Публикация 20 писем Сорокина вместе с контекстом писем фон Визе, которые цитируются, нацелена на уточнение места Сорокина в мировой социологии, заполнение «белых пятен» в его биографии, которых еще немало [7, с. 163]. При подготовке материалов корреспонденции к опубликованию учтена методологическая рекомендация о том, что изучение биографий социологов, «ознакомление с их личными архивами и перепиской... придает более адекватную и достоверно-конкретную форму анализу» историко-социологического материала [5, с. 15—16].

При отборе публикуемой корреспонденции учитывалось прежде всего ее деловое, научное содержание. Например, из ряда писем следует, что для фон Визе после войны программным сочинением Сорокина выступает книга «Восстановление человеческого достоинства» (Reconstruction of Humanity, 1948).

В публикацию не вошли письма со значительными смысловыми повторами, сообщения лишь о движении почтовых отправлений, письма сугубо личного содержания (но фрагменты некоторых из них цитируются ниже). Например, в одном из них от 25.04.1948 фон Визе эмоционально сообщает о личной потребности (не как издатель социологического журнала) в трудах Сорокина: «Часто мне не хватает трех первых томов "Социальной и культурной динамики" (Social and Cultural Dynamics)... Но мне хотя бы удалось ознакомиться с ними и написать две рецензии на три тома несколько лет назад2. С четвертым томом я не знаком, вернее, знаком совсем поверхностно, равно как и с книгой "Общество, культура и личность"», — пишет он и сообщает, что планирует купить книги Сорокина во время визита в Швейцарию для чтения лекций (The P.A. Sorokin Collection).

Показательно его следующее письмо от 07.05.1948 уже из Швейцарии с описанием такой неприятности: купив в Цюрихе названную книгу, фон Визе «имел несчастье» потерять другую ранее полученную книгу «Восстановление человеческого достоинства»: «Я сразу стал читать ее и готовить большую статью, делая множество заметок на закладках в книге. В погожий весенний день я гулял по набережной Рейна, мечтая и думая о Вашем "плане", и забыл книгу с закладками на скамейке. Очень жаль. Хотел во втором номере моего "Журнала" поместить рецензию о ней3. Теперь, когда у меня на руках есть другая Ваша книга, считаю, что пора написать небольшое эссе "Питирим Сорокин", признаюсь, что должен не забыть сказать несколько слов о расхождениях по вопросу аскезы» (The P.A. Sorokin Collection). Последняя фраза письма отсылает читателя к очерку фон Визе о Сорокине, привлекающему внимание к значимости общественной аскезы, подчеркнутой во многих его сочинениях4. Здесь

2 Рецензии опубликованы в: [1; 2]. — Прим. Н. Г.

3 См. об этом замысле фон Визе: [3; 12]. — Прим. Н. Г.

4 Вот этот фрагмент очерка: «Однако сомнительно, что путь к аскезе, к самоотречению, к презрению всего земного, вся эта мораль йогов, как того требует Сорокин, — путь к спасению большинства в Америке и Европе. Наши представления о лучшем мире почти в противоположном направлении: не на отрицание телесного бытия, а на возможность обеспечить больше счастья в жизни, на уменьшение страданий, на естественное простое доброе отношение друг к другу, без суеты, пафоса, самоистязания, на более легкую атмосферу, в которой теплые чувства и ясный разум управ-

есть что исследовать. Например, оказавшись в раннем американском обществе потребления, сам Сорокин, кажется, далек от того, чтобы довольствоваться малым (напомним о его письме Н.Е. Шаповалу от 30.11.1926: «...продал "Форд" и купил "Крайслер" (вообще в буржуи записался уже, хотя по-здешнему иметь автомобиль — не больше, чем иметь штаны)» (цит. по: [6, с. 137]). «Однако сейчас у меня нет Вашей книги, — продолжаем цитировать письмо фон Визе. — Я искал ее в Цюрихе, но она нигде не продается. В Германии, куда я должен вернуться через несколько дней, ее нигде нельзя достать. Единственная надежда — Вы будете так добры прислать мне еще один экземпляр. Мне стыдно. Наверное, Вам будет интересно прочитать мой ответ в рецензии?..» (The P.A. Sorokin Collection). (Просьба была удовлетворена).

Корреспонденция 1945—1949 гг. Л. фон Визе — П.А. Сорокину: «Верю в правдивость Ваших предсказаний». Письма тех лет читаются как продолжение «Социальной и культурной динамики» Сорокина (1937, 1941, далее — «Динамика»), книг «Кризис нашего времени» (1941) и «Человек и общество в условиях бедствий» (1942). Они подтверждают мрачные предсказания, особенно в конце третьего тома «Динамики», о болезненной смене типов культуры. После войны они воспринимались в Германии как сбывшиеся прогнозы. Сорокину это тяжкое время помогает пережить его жизненное кредо (высшая ценность жизни и творческого созидания), высказанное в письме от 01.11.1946: «Жизнь, со всеми ее взлетами и падениями, продолжается, в этой стране мы не страдаем от материальных или политических трудностей. Мы все еще можем жить, работать, мыслить и свободно творить без вмешательства разных диктаторов» (BArch 320/39). Он даже осторожно оптимистичен: «Человечество вряд ли последует моим советам, независимо от разумных рекомендаций оно быстро идет к новым катастрофам и самоуничтожению. Моя единственная надежда в том, что даже после новой войны что-то останется для начала новой эры» (письмо от 25.03.1947, BArch 320/39). Показателен и политико-этический приоритет в его творчестве после «Динамики» и мировой войны. «Сейчас я уже перестал писать книги и начинаю длительное исследование "Что делает людей, группы и их взаимоотношения хорошими" (What Makes Human Beings, Groups and Their Relationships Good) (межличностная

ляют жизнью общности без идеологических гипербол. Мир кающихся грешников кажется нам весьма безотрадной перспективой. Мы склонны видеть настоящее зло современности не в жажде наслаждений, а скорее в перенапряжении воли в результате расхождения душевных устремлений с реальностью. Нет сомнения, что такой дисгармонии можно противопоставить умерщвление страстей, но наряду с умеренностью не менее оправдано требовать иметь волю к облагораживанию земли и обеспечению свободного развития» [3, с. 106].

и межгрупповая солидарность) — без альтруизации людей, социальных групп и повседневного поведения ничто не сможет предотвратить новые катастрофы. Таково мое новое исследование», — сообщает он (письмо от 23.08.1946, БАгеИ 320/39). Гуманизацию социального поведения намечается достичь с использованием экспериментальной социологии поведения, см. подробнее: «Современные социологические теории» (1928) (далее — «Теории») [8, с. 663—664].

Для целостного восприятия творчества Сорокина важна и социально-психологическая атмосфера послевоенного общества, зафиксированная в письмах. Вот строки из его письма от 25.03.1947: «Мои условия (а также профессора М. Ростовцева5 и других) удовлетворительны в отношении материального комфорта, но я тоже в меланхолии и депрессии. (Ростовцев стал жертвой "меланхолической депрессии" и "тревожности", как и другие известные ученые, — два года пробыл в частном медучреждении). Объяснение этому кроется в общем состоянии общества и культуры, которые пребывают в трагическом хаосе» (БАгеИ 320/39). Эти строки читаются как пояснение к заключению в книге «Человек в условиях бедствий» (1942): «Будут преумножаться и разного рода умственные расстройства, неврозы и психические заболевания. Психика людей, ставших жертвами бедствий подобного рода, не сможет функционировать так же удовлетворительно, как прежде. Значительному их числу понадобится стационарное лечение и социальная помощь.» [9, с. 236—237].

Для фон Визе, вдумчивого рецензента его книг, война и ее катастрофические итоги стали убедительными доказательствами верности выводов Сорокина о динамике общества, в которых он сомневался в довоенных рецензиях «Динамики». Послевоенные письма, например, его послание от 20.11.1947, читаются как буквальное подтверждение таких прогнозов Сорокина: «Чувствуем тяжкое бремя тяжкой борьбы за выживание и пороки этого скверного мира» (БАгеИ 320/39), выводов из анализа динамики культуры и даже следствий из его исследования «Голод как фактор». Пусть об этой книге нет ничего в переписке, но слова фон Визе «Голод подрывает все духовные устои и обладает мощной силой. Мы это поняли очень ясно» не оставляют сомнений в том, что влияние голода на поведение человека и на общество в целом обсуждалось коллегами еще до войны (письмо фон Визе от 13.10.1946 (БАгеИ 320/39). В этом письме он солидарен с пессимизмом Сорокина: «Ситуация очень тяжелая, будущее мрачно. Мы рады каждому прожитому дню и решению мелких проблем. Самоуважение не процветает».

Связь высказываний в письмах Сорокина с идеями его сочинений, с откликами на них фон Визе прослеживается непрерывно. Это сви-

5 Ростовцев М.И. (1870—1952) — историк античности, эмигрировал из советской России в США.

детельствует об интересе к идеям Сорокина в немецкой социологии и их влиятельности.

Корреспонденция 1950—1966 гг. П.А. Сорокин — Л. фон Визе: «Ваше мнение о моих работах авторитетно и важно». Корреспонденция этого периода полнее раскрывает значимость для обоих социологов личных контактов и сотрудничества. Например, она включает сообщение фон Визе о его рецензии на книгу Сорокина «Общество, культура и личность» [12], в которой сформулирован тезис об их эмерджентном единстве, ставший основанием для претензии Сорокина к другому гарвардскому теоретику социальных систем Т. Парсонсу по поводу своего приоритета в формулировании этого тезиса, основополагающего для современной теории социальных систем. Письма позволяют проследить влияние фон Визе (и не только его) на снижение напряженности этого конфликта, см. подробнее: [4]. Они провоцируют историко-теоретические сравнения. Действительно, концептуальные схемы обеих теоретических разработок различаются несущественно: у Сорокина: Общество — Культура — Личность как единство; у Парсонса добавлен Биологический организм. Однако теория средств социальной коммуникации у них разная. У Сорокина она интегративна: Любовь как проводник позитивных социальных контактов; у Парсонса она дифференцирующая: общество разделено на подсистемы различными генерализованными средствами коммуникации — деньги, власть, ценности культуры, — найденными в ходе социальной и культурной эволюции.

Сорокин постоянно делится с фон Визе своими планами и даже просит содействия в их исполнении, например: «Прямо сейчас начинаю дополнять "Современные социологические теории" (Contemporary Sociological Theories), а потом напишу небольшую книжку "Фольклор в социологии, психологии и антропологии" (Folklore in Sociology, Psychology and Anthropology)» (письмо от 17.03.1953, The P.A. Sorokin Collection). В связи с этим фон Визе по просьбе Сорокина привлек к реферированию немецких книг и статей за последнюю четверть века свою сотрудницу г. Харрис, знакомую Сорокина по деловым контактам еще до войны. Такие сведения отчасти объясняют высокие темпы работы Сорокина и его мощные обобщения материала.

Корреспонденция свидетельствует о взаимной значимости научных оценок Сорокина и фон Визе, но из переписки в целом следует, что авторитет Сорокина выше (здесь не обошлось и без чувства обиды). Фон Визе в письме 08.01.1966 с огорчением сообщает: «С большим интересом прочел ваше ценное эссе "Социология вчера, сегодня и завтра" (Sociology of Yesterday, Today and Tomorrow) в "American Sociological Review"6... Немного огорчен тем, что среди авторов я не

6 См.: [11]. — Прим. Н. Г.

нашел своего имени и вынужден довольствоваться словами "и другие", "и прочие"» (The Pitirim A. Sorokin Collection).

Переписка подтверждает признание в Германии значимости гуманистических поисков Сорокина за пределами сообщества социологов. В ней речь идет о неожиданном для него приглашении посетить страну в качестве гостя федерального канцлера (визит не состоялся).

Письма раскрывают и личные связи корреспондентов, их дружбу семьями. Ее значимость лучше всего иллюстрирует, например, приписка от руки Наталии фон Визе7 по-русски к письму ее мужа от 12.03.1953 о визите их взрослой дочери в Гарвард спустя 18 лет после первого знакомства в 1935 г.: «И от меня сердечный привет Вам и Вашей жене. Наконец-то исполнилось заветное желание моей дочери увидеть еще раз Кембридж, о котором у нее остались самые приятные воспоминания. Ваш дом она также еще хорошо помнит... Как хотелось бы и мне еще раз повидать Америку. Хотя пословица "везде хорошо, где нас нет" до известной степени не отвечает действительности, но все же мне кажется, что в Америке я бы чувствовала себя наиболее "дома". Очень будем всегда помнить с дочерью, как Вы отмечаете [неразборчиво] "чаяниями". Всего вам наилучшего. С искренним уважением. Ваша Нат. фон Визе» (The Pitirim A. Sorokin Collection).

Разысканная переписка завершается воспоминаниями коллег о социологическом конгрессе в Мехико (1960) и обменом краткими деловыми и в то же время личными посланиями в мае 1966 г., когда Сорокин еще вел интенсивную деловую переписку с учеными и общественными деятелями.

Технические заметки. Корреспонденция приводится в хронологическом порядке. В комментариях к ней библиографические описания книг и статей даны по опубликованным изданиям. В переводе названий сочинений Сорокина с английского на русский язык мы ориентируемся на переводы В.В. Сапова в томах полного собрания сочинений Сорокина, за исключением названия книги «Восстановление человеческого достоинства» (Reconstruction of Humanity), в котором учтен перевод названия в немецком издании книги [10]. Сохранены вариации наименования Центра по изучению созидательного альтруизма Сорокина в письмах о его основании. Переписка проиллюстрирована уменьшенными факсимильными копиями некоторых писем Сорокина на служебных и личных бланках, позволяющих наглядно проследить изменение его статуса в Гарварде. Сохранены элементы технического оформления писем: подчеркивание названий книг Сорокиным.

7 Жена Л. фон Визе, урожденная Наталия Горецелова (Nathalie Garetzeloff, 1900-1986), беженка от большевиков из Тифлиса. — URL: https://www. facebook.com/KulturerhaltGeorgien/posts/d41d8cd9/2478690952351064 (дата обращения 27.09.2021).

Приписки от руки в машинописных текстах выделены курсивом. Комментарии и ссылки на источники помещены в конце публикации писем. Ответные письма фон Визе цитируются в подстраничных сносках с нумерацией латинскими цифрами.

По публикуемой переписке также можно определить, что на ранее опубликованной в некоторых изданиях фотографии среди «других» запечатлена Наталия фон Визе, см. ниже.

«Вспоминаем наше вечернее братство в Мехико» (из письма фон Визе Сорокину от 08.01.1966). На фотоснимке: П.А. Сорокин, Л. фон Визе, К. Джини, Н. фон Визе, Е.П. Сорокина и другие на Международном социологическом конгрессе в Мехико в 1960 г.

Уменьшенная копия. Источник: The P.A. Sorokin Collection.

Заключительные замечания. У немецкого социолога Л. фон Визе, организатора науки, коллеги и друга российско-американского социолога П.А. Сорокина, знатока его книг, их рецензента, автора очерков «Питирим A. Сорокин» (1948/49) и «Система социологии Питирима Сорокина» (1949/50) не меньше оснований, чем у других современников и знатоков творчества Сорокина (Р. Мертон, Э. Тирикьян, коллеги по факультету в Гарварде и многие другие), считаться таковым, а может быть, даже его глубочайшим критиком и почитателем. Письма раскрывают сотрудничество двух ученых, содержат обсуждение многих сочи-

нений Сорокина. Они даже затрагивают внутреннее напряжение его социологии, отмеченное фон Визе в одной из рецензий «Динамики»: критика американского общества аргументируется материалами европейской истории.

Корреспонденция раскрывает творческие замыслы, конкретные планы их реализации, мотивы исследований, стиль научной работы Сорокина. Письма подчеркивают неизменность его жизненного кредо, убеждения, возникшего в молодости: абсолютная ценность жизни и творчества, высказанного еще на страницах «Листков из русского дневника» (1924), проходящего через всю переписку с фон Визе и подтвержденного в автобиографическом романе «Долгий путь» (1963).

Переписка с фон Визе, наряду с корреспонденцией с другими учеными, позволяет полнее охарактеризовать место Сорокина среди второго поколения социологов, обеспечивших международную инсти-туционализацию социологии. В этом состоит определенное дополнение историко-социологического знания об «отношении к Сорокину со стороны нескольких влиятельнейших социологов» XX века [7, с. 163].

Исследователь писем Сорокина найдет еще немало фрагментов, обобщений и оценок, связанных с его книгами и журнальными статьями. Тем самым становятся яснее новые ракурсы их изучения, исследования биографии и творчества выдающегося социолога.

В этом номере журнала публикуется переписка двух социологов за 1945-1949 гг., в следующем — за 1950-1966 гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Визе фон Л. Идеациональная и чувственная культура: к учению П. Сорокина о динамике социальной жизни / Пер. с нем. Н.А. Головина // Журнал социологии и социальной антропологии. 2021. № 3 (24). С. 38-57. DOI: 10.31119/jssa.2021.24.3.3

2. Визе фон Л. Идеациональное и чувственное искусство: к учению П. Сорокина о флуктуациях его форм / Пер. с нем. Н.А. Головина // Журнал социологии и социальной антропологии. 2021. № 3 (24). С. 23-37. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2021.24.3.2

3. Визе фон Л. Питирим А. Сорокин // Наследие. 2021. № 1 (18). С. 103-115. EDN: NKGACW

4. Головин Н.А., Виссонов Р.М. К окончанию концептуального конфликта в ранней теории социальных систем: П.А. Сорокин, Т. Парсонс и Л. фон Визе // Социологический журнал. 2021. № 2 (27). С. 61-78. DOI: 10.19181/socjour.2021.27.1.7843

5. Голосенко И.А. Предисловие // Кареев Н.И. Основы русской социологии / Подг. текста, вступ. статья, коммент. И.А. Голосенко. СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 1996. С. 5-26.

6. Дойков Ю.В. Питирим Сорокин. Человек вне сезона. Биография. Том 2. (1922-1968 г.). Архангельск, 2009. — 488 с.

7. Долгов А.Ю., Кротов П.П. П.А. Сорокин и американское социологическое сообщество: взгляд через переписку // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2010. № 2. С. 161-171. EDN: LRFMLD

8. Сорокин П.А. Современные социологические теории (включая первую четверть ХХ столетия) / Пер. и сост. А.К. Конюхова и В.В. Сапова; Вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2020. — 912 с. EDN: DFMPXF

9. Сорокин П.А. Человек и общество в условиях бедствий / Пер. с англ. В.В. Сапова; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Социол. ф-т. СПб: М1ръ, 2012. — 336 с. EDN: QOOIIJ

10. Sorokin P. Die Wiederherstellung der Menschenwürde. Frankfurt am Main: Henrich, 1952. — 245 S.

11. Sorokin P.A. Sociology of Yesterday, Today and Tomorrow. Presidential address // American sociological review. 1965. No. 6 (30). P. 833-842.DOI: 10.2307/2090963

12. Wiese von L. Pitirim A. Sorokin // Kölner Zeitschrift für Soziologie. 1948/49. Bd. 1. No. 2. S. 209-221.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Головин Николай Александрович — доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет. Телефон: +7 (812) 710-00-77. Электронная почта: n.golovin@spbu.ru

Дата поступления: 01.03.2022.

Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2022. Vol. 28. No. 2. P. 131-143. DOI: 10.19181/socjour.2022.28.2.8989

Research Article

NlKOLAY A. GOLOVIN1

1 Saint Petersburg State University.

7/9, Universitetskaya nab., 193034, St Petersburg, Russian Federation.

P.A. Sorokin and L. von Wiese: on the Publication of Selected Formal and Casual Correspondence between Sociologists (1945-1966) Abstract. Published for the first time in Russian, the correspondence between sociology classics P.A. Sorokin (1889-1968) and L. von Wiese (1876-1969) describes the philosophical origins, the social and psychological climate in society, and the personal motivations behind the collaboration of scholars after World War II. It reveals little-known aspects of the development and implementation of sociologists' creative plans. In the years when European society was in a difficult situation (1945-1949), P.A. Sorokin with his practical advice helped to revive the activities of the German Sociological Society, he himself sent packages of humanitarian aid to the family of its president L. von Wiese. His letters written in 1945-1949 read as a continuation of his books "Social and Cultural

Dynamics" (1937-1941), "Man and Society in Calamity" (1942) and highlight the programmatic nature of his book "Reconstruction of Humanity" (1948, German edition 1952). In later years (1950-1966) the letters reveal aspects of their collaboration in Theoretical Sociology and in the search for practical ways of humanizing the postwar world, including through the activities of P.A. Sorokin's Harvard Centre for the Study of Creative Altruism. The letters contain little-known details about his conflict with T. Parsons over his priority in developing the foundations of modern Social Systems Theory, about him working on his book "Sociological Theories of Today" (1966), and evidence of recognition of his humanist efforts in West German society. The publication of this correspondence, along with other similar works (Yu V. Doikov, A.Yu. Dolgov, A.I. Golosenko, P.P. Krotov, V.V. Sapov), helps to better define the place of P.A. Sorokin in international sociology and the significance of German social thought for his work, while widening the scope for further historical-sociological research.

Keywords: P.A. Sorokin; L. von Wiese; history of sociology; theory of sociology; German sociology; political ethics.

For citation: Golovin, N.A. P.A. Sorokin and L. von Wiese: on the Publication of Selected Formal and Casual Correspondence between Sociologists (1945-1966). Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2022. Vol. 28. No. 2. P. 131-143. DOI: 10.19181/socjour.2022.28.2.8989

Acknowledgment. The research was funded by RFBR according to the project № 20-011-00451, with assistance in providing documentary material to The Pitirim Sorokin Foundation, CGES Saint Petersburg and Bielefeld Universities, Grant No. 1 from 5.02.2021, The Pitirim A. Sorokin Collection, University Archives & Special Collections, University Library at the University of Saskatchewan, Saskatoon, Canada and Bundesarchiv, Germany.

REFERENCES

1. Wiese von L. Ideational and sensate culture: on Pitirim Sorokin's Doctrine of the dynamics of social life (Transl. from German by N.A. Golovin). Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii. 2021. Vol. 24. No. 3. P. 38-57. DOI: 10.31119/ jssa.2021.24.3.3 (In Russ.)

2. Wiese von L. Ideational and sensate art: on P. Sorokin's doctrine of the fluctuation of art forms (Transl. from German by N.A. Golovin). Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii. 2021. Vol. 24. No. 3. P. 23-37. D0I:10.31119/jssa.2021.24.3.2 (In Russ.)

3. Wiese von L. Pitirim A. Sorokin. Nasledie. [Heritage]. 2021. No. 1 (18). P. 103-115. (In Russ.)

4. Golovin N.A., Vissonov R.M. To completion of the conceptual conflict in early theory of social systems: P.A. Sorokin, T. Parsons, and L. von Wiese. Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2021. Vol. 27. No. 2. P. 148-163. DOI: 10.19181/ socjour.2021.27.2.8091 (In Russ.)

5. Golosenko I.A. Foreword. Kareev N.I. Osnovy russkoi sotsiologii. [Foundations of Russian sociology.] Saint Petersburg: Limbah publ., 1996. P. 5-26. (In Russ.)

6. Dojkov Ju.V. Pitirim Sorokin. Chelovek vne sezona. Biografiya. Tom 2. (1922—1968g.) [Pitirim Sorokin. A man out of season. Biography. Vol. 2. (1922-1968).] Arhangel'sk, 2009. 488 p. (In Russ.)

7. Dolgov A.Ju., Krotov P.P. P.A. Sorokin and the American Sociological Community: a View through Correspondence. Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaja izarubezhnaja literatura. Serija 11: Sociologija. [Social sciences and humanities. National and Foreign Literature. Series 11: Sociology.] 2010. No. 2. P. 161-171. (In Russ.)

8. Sorokin P.A. Contemporary sociological theories. Transi. from Eng. by A.K. Konjuhov and V.V. Sapov; foreword and comments by V.V. Sapov. Syktyvkar: Anbur pubi, 2020. 912 p. (In Russ.)

9. Sorokin P.A. Man and Society in Calamity. Transi. from Eng. by V.V. Sapov; The Lomonosov Moscow State University, Depart. of Socioi. Saint Petersburg: Mir pubi., 2012. 336 p. (In Russ.)

10. Sorokin P. Die Wiederherstellung der Menschenwürde. Frankfurt am Main: Henrich, 1952. 245 p. (In Germ.)

11. Sorokin P.A. Sociology of Yesterday, Today and Tomorrow. Presidential address. American sociological review. 1965. Vol. 30. No. 6. P. 833-842. DOI: 10.2307/2090963

12. Wiese von L. Pitirim A. Sorokin. Kölner Zeitschrift für Soziologie. 1948/49. Bd. 1. No. 2. S. 209-221.

Information about the author

Nikolay A. Golovin — Doctor of Sociological Sciences, Saint Petersburg State University. Phone: +7 (812) 710-00-77. Email: n.golovin@spbu.ru

Received: 01.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.