Научная статья на тему 'П. А. Кропоткин - ученый и мыслитель'

П. А. Кропоткин - ученый и мыслитель Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4697
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кассиров А. Г.

Статья посвящена ученому-географу П.А. Кропоткину, который как философ осмыслил необходимость взаимосвязи физической и экономической географии. Он развивал идею о сопряженности окружающего мира и человека в контексте нравственного и деятельного отношения к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P.A. Kropotkin - a scientist and philosopher

The paper is devoted to a geographer P.A. Kropotkin who as a philosopher realized the necessity of the interconnection of physical and economic geography. He developed the idea of joining the environment and the human in the context of moral and active attitude towards nature.

Текст научной работы на тему «П. А. Кропоткин - ученый и мыслитель»

УДК 1 (47 + 57)

П.А. Кропоткин - ученый и мыслитель А.Г. Кассиров

Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра философии

Аннотация. Статья посвящена ученому-географу П.А. Кропоткину, который как философ осмыслил необходимость взаимосвязи физической и экономической географии. Он развивал идею о сопряженности окружающего мира и человека в контексте нравственного и деятельного отношения к природе.

Abstract. The paper is devoted to a geographer P.A. Kropotkin who as a philosopher realized the necessity of the interconnection of physical and economic geography. He developed the idea of joining the environment and the human in the context of moral and active attitude towards nature.

1. Введение

П.А. Кропоткин - один из немногих русских мыслителей, кто с конца XIX века обладал мировой известностью: и как ученый, прежде всего географ, и как общественный, политический деятель. Это был человек энциклопедических знаний, широчайшего кругозора, сумевший преодолеть сословные границы, выйти на простор свободной мысли и общественной философии, имеющей задачу дать человеку понимание путей своего развития, создания достойной жизни и гармоничного существования. Последнее мыслилось русскому философу как согласие общественных форм жизни с природной эволюцией.

2. П.А. Кропоткин об интеграции физической и экономической географии

XIX век стал временем научного подъема и умственного пробуждения России. Передовая русская мысль способствовала развитию естествознания. Материалистические и диалектические идеи и принципы, которыми были проникнуты произведения русских революционных демократов, послужили теоретической базой для формирования материалистического мировоззрения у русских натуралистов.

Путь в науку у П.А. Кропоткина был сложен и противоречив. Его профессиональные интересы определились не сразу, но желание заниматься естественными науками появилось очень рано. Это было время расцвета точных наук: Р.Ю. Клаузиус, Д.П. Джоуль доказали, что теплота и электричество суть лишь различные формы движения, Г. Гельмгольц начал свои исследования звука, Д.И. Менделеев, Р. Мейер открыли периодичную закономерность химических элементов. Идея эволюции органического мира, постепенно созревавшая в биологии на протяжении всего XVIII века, в наиболее систематической форме была представлена на грани XVIII-XIX вв. в трудах Ж.Б. Ламарка. Но его теория широкого признания не получила. Он не сумел показать, каким образом постепенно и естественно могла сложиться удивительная целесообразность органических форм. В 1858 г., еще до появления "Происхождения видов" Ч. Дарвина, профессор зоологии Московского университета К.Ф. Рулье напечатал три лекции о трансформизме. Важнейшие связи в процессе развития органического мира впервые были раскрыты на научной основе в эволюционной теории Ч. Дарвина. Благодаря действию отбора осуществляется превращение возможности изменения видов в действительность, слияние и связь разрозненных обстоятельств в едином процессе видообразования. Научная теория эволюции могла возникнуть только на основе синтеза большого количества данных из разных отраслей биологии, палеонтологии и геологии, объединенных силой научной гипотезы. В среде естествоиспытателей отношение к Ч. Дарвину было двойственным. С одной стороны, они поддерживали его теорию эволюции путем естественного отбора, с другой - не могли принять некоторые положения этой теории:

• концепция борьбы за существование отражает влияние Т. Мальтуса;

• нет доказательств значительной роли внутривидовой борьбы в природе;

• натуралистам нужно тщательно исследовать борьбу за существование в природе, чтобы оценить её роль с разных сторон;

• самая важная сторона борьбы за существование - борьба организмов с окружающей средой. Эти идеи присутствовали в работах: ботаников А.Н. Бекетова, С.И. Коршинского, зоолога

М.Н. Богданова, эмбриолога И.И. Мечникова, психиатра В.М. Бехтерева и др. Значительная часть исследователей, таких, как К.Ф. Кесслер, А.Н. Северцев, Н.Д. Ножкин, А.Н. Бекетов, писали о том, что в борьбе за жизнь против других видов и против окружающей среды организмы вступают в отношения взаимопомощи. Опираясь на исследования передовой научной мысли, П.А. Кропоткин формирует всеобщий биосоциологический закон эволюции всех живых существ, действительный не только для природы, но и для человеческого общества. Согласно закону, когда форма общественной жизни

соответствует началу взаимопомощи, как первому природному принципу нравственности, то развитие общества должно носить прогрессивный характер. Прогресс человечества не может нарушать основных законов природы.

В научном споре между Г. Спенсером и А. Вейсманом о наследовании живыми существами свойств, приобретенных организмом под воздействием окружающей среды, Г. Спенсер признавал возможность такого наследия, А. Вейсман - отрицал. П.А. Кропоткин разделял точку зрения Г. Спенсера. Если на части обширного пространства начинают изменяться физические условия (климат, растительность), то это изменение естественно приводит к появлению разновидностей в животном мире. Приспособление живых организмов к среде обитания, их прогрессивное развитие - все эти явления представлялись ученому, как части одного общего процесса борьбы против различных неблагоприятных условий. Следует отметить, что Кропоткин как в биологии, так и в исследовании геологических явлений, всегда стремился обнаружить промежуточные формы развития.

Неисследованная природа Сибири безудержно манила молодого естествоиспытателя, им овладевала жажда исследований, научных обобщений. Но его стремления не сводились к познанию науки самой по себе, ему хотелось найти практическое применение знаниям. За время пребывания в Сибири ученый совершил шесть крупных путешествий, пройдя, в общей сложности, более 70.000 км верхом или в повозках, пешком или по рекам. В ходе экспедиций русский исследователь неоднократно прибегал к географическим сведениям, почерпнутым у местного населения, причем на основании опыта их использования он сформулировал практические рекомендации для составления географических карт. Собрав во время путешествий ценный географический и геологический материал, он сделал ряд крупных теоретических обобщений. Во время путешествий он пришел к выводу о необходимости экономического развития края и его индустриализации. Умея заглянуть далеко вперед, он высказал мысль о том, что настанет время, когда пустынные берега Амура будут заселены русскими, предвидел также историческую роль русского народа в становлении народов Сибири и Дальнего Востока.

Во время очень результативной в плане научной и практической значимости Олекминско-Витимской экспедиции он не только установил прямой путь от Читы на Ленские золотые прииски, благодаря которым ускорилось их развитие, но и первым описал геологическое строение этой области, что обеспечило разработку новых месторождений золота. П.А. Кропоткин дал подробное описание рабочих на приисках, которое и теперь представляет большую историческую ценность. За Олекминско-Витимскую экспедицию Русское географическое общество присудило исследователю золотую медаль.

Сам Кропоткин рассматривал как свой главный вклад в науку свою орографическую схему Азии и связанные с ней палеогеографические построения. В оценке их высокого значения и оригинальности мировое научное сообщество абсолютно единодушно до сего дня. Ценность карты южной половины Восточной Сибири была сразу же после ее опубликования Императорским Русским географическим обществом признана ведущим немецким картографом А. Петерманом, который взял ее за основу при составлении своей карты Азии в атласе Стилера.

Север привлекал внимание представителей передовой общественности и Географического общества, понимавших, что это исследование окажет влияние на всю Россию. Интерес к нашему Северу был пробужден из-за границы. Русские ученые, посетившие в 1870 году северные берега России и Норвегии, увидели разницу в состоянии промышленности. Главной причиной благосостояния норвежцев они признали научные исследования моря. В России же наука и администрация редко действовали совместно, как в соседней Норвегии.

В 1871 году была создана комиссия для разработки плана русской полярной экспедиции и научных исследований, а секретарем избрали Кропоткин. Специалисты взялись составлять каждый свою часть плана, но к сроку были готовы только разделы по ботанике, зоологии и метеорологии. Все остальное пришлось составлять Кропоткину. Некоторые вопросы, такие, как зоология морских животных, приливы, земной магнетизм и др., были для него совершенно новы. Даже трудно представить, какое количество работы он выполнил в короткое время.

Главной в этом докладе была мысль о том, что научные исследования в северных морях принесут большую пользу промышленности России. Он рисует картину неизвестного Севера, полного загадок, которые следует разрешить в интересах страны. В его докладе были отражены вопросы географии, геодезии, земного магнетизма, исследования течений, приливов и отливов, метеорологии, геологии, ботаники, зоологии. Фактически здесь были изложены все основные направления классической океанологии. Особое внимание было обращено на взаимодействие теплого и полярного течений, как основного фактора, оказывающего влияние на природу полярных морей и прилегающих к ним стран. Русский ученый обосновывает, что исследование Ледовитого океана затрагивают обширные отрасли хозяйственной деятельности. П.А. Кропоткин предвидел, что воды мирового океана -хранилище огромных богатств, которые должны быть познаны и использованы в интересах общества. В

северных исследованиях заложен ключ к научному познанию физики земного шара. Большое значение для науки и практики имеет математическое исследование приливов и отливов, что способствовало бы дальнейшему развитию математической физики, которая изучает волнообразное движение жидкостей, но не в состоянии ещё математически предсказать эти явления. Здесь он указывал на тот факт, что каждое явление имеет своё особенное проявление, в зависимости от тех специфических условий, в которых оно происходит (Кропоткин, 1871).

Кропоткин отмечал, что современная наука почти ничего не знает о глубинах северных морей и причинах, почему в относительно одинаковом положении удерживаются льды. Исследования к северу и северо-западу от Новой Земли подвинули бы решение физико-географического вопроса о причинах, определяющих положение этих льдов. Поэтому одной из важнейших задач экспедиции должно быть исследование морских течений. Наукой ещё мало сделано для создания общей теории морских течений, а ведь из решения этого вопроса вытекает обоснование производственной деятельности береговой полосы и её жизнеобитаемость. Наши сведения о Гольфстриме крайне скудны, его границы хорошо известны в средних частях Атлантического океана и лишь на немногих картах доходят до берегов Норвегии. Анализируя имеющиеся разрозненные многочисленные факты, русский ученый в своем докладе делает вывод о том, что главная его масса направляется на восток, вдоль Мурманского берега. Присутствие Гольфстрима способствует умеренным зимам и богатым рыбным промыслам. Далее он делает предположение, что у северо-западных берегов Новой Земли встречаются теплое и холодное течение, а знание течений необходимо для правильного рассмотрения климатических вопросов. Он считал, что климат играет первостепенную роль в развитии органической жизни и человека.

Исследуя движения льдов и направление течений в Северном Ледовитом океане, ученый-мыслитель приходит к выводу, что между Шпицбергеном и Новой Землей находится еще не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собой. Если бы этого материка не существовало, то под действием течения берег Лапландии покрылся вечным льдом. Теплое течение едва ли устояло бы под напором ледяных полей. Это теоретически обоснованное научное предвидение русского мыслителя подтвердилось австрийской экспедицией К. Вейпрехта и Ю. Пайера на судне "Тегеттгоф", открывшей архипелаг, который назвали Землей Франца-Иосифа.

Огромное значение имеют геологические исследования островов Ледовитого океана, где есть залежи полезных для развития промышленности минералов. Необходимо привлечь внимание общественности и правительства к звериным и рыбным промыслам Севера, пробудить интерес к морю и его жизни, к нуждам торгового мореплавания, обращение к нуждам местного населения и способствовать развитию местного самоуправления. Доклад о плане полярной экспедиции для русского ученого имел совершенно неожиданные последствия. Ему предложили стать во главе экспедиции, и он принял бы предложение, если бы Министерство финансов не наложило на предприятие свое veto, отказавшись ассигновать необходимые для экспедиции 30 или 40 тысяч рублей.

В богатом творческом наследии П.А. Кропоткина неоднократно проскальзывает мысль о том, что наука не всесильна, она рвется к расцвету, прогрессу, но существующий общественный строй препятствует её развитию. Он сумел силой ума глубоко проникнуть в сущность явлений и предвидеть уже в то время, что экономическое развитие Севера - назревшая жизненная необходимость для России.

Вместо полярной экспедиции Географическое общество предложило П. А. Кропоткину совершить путешествие в Финляндию и Швецию для исследования ледниковых отложений. Русский исследователь делает и научно обосновывает предположение о существовании в недалеком прошлом ледниковой эпохи и пишет свои знаменитые "Исследования о ледниковом периоде", в которых утверждает ледниковую теорию как одну из важнейших наук о Земле. Исходя из единства природы и общества, необходимости рационального использования природных ресурсов Кропоткин приходит к выводу о необходимости взаимосвязи не только между физической и экономической географией, но и вообще о связи естественных и общественных наук. В творчестве мыслителя методологические проблемы физической и экономической географии, геологии и почвоведения всегда оказывались тесно связанными с решением одной из важнейших задач человечества - задачей целенаправленного преобразования природных резервов.

В советский период по идеологическим соображениям лишь эпизодически освещались научные труды теоретика анархизма. С 70-х годов XX века возрастает интерес к его личности, энциклопедическому феномену и своеобразному философскому мировоззрению. Одной из первых объективных работ в советской историко-философской литературе стала статья А.А. Галактионова и П.Ф. Никандрова, в которой авторы предприняли попытку достоверно подойти к оценке научных, философских и социологических воззрений Кропоткина (Галактионов, Никандров, 1970).

3. Солидарная деятельность людей как неотъемлемая часть органического мира

В "Записках революционера" прослеживается мысль ученого о том, что наука - это великое дело, которая доставляет радость душе и уму (Кропоткин, 1990). Свои навыки научного исследования, приобретенные и развитые в экспедициях, естествоиспытатель применял и в гуманитарной области, оставаясь честным наблюдателем, столь же внимательным к процессам и явлениям в обществе, способным к анализу и широкому обобщению. Он не был рабом схем и догм, учитывал, что живая жизнь всегда вносит свои поправки и коррективы. П. А. Кропоткин, окончательно разобравшись в различных течениях социалистической мысли, убедился в том, что продвинуть вперед дело народного освобождения можно только путем социальной революции. Центральное место в его социологии занимает проблема исторического прогресса. Он стирает качественные грани между жизнью органического мира и жизнью людей в обществе, законы биологии механически переносит в область социальной жизни и в этом видит ключ для раскрытия сложнейших вопросов, стоящих перед социологической наукой. Делая поправки к дарвинизму, русский мыслитель считал важнейшим законом эволюции "закон взаимной помощи", который в равной степени действует, с его точки зрения, как в природе, так и в обществе. Этот биосоциологический закон и лег в основу его учения о социальном прогрессе. Когда мы изучаем животный мир и присматриваемся к борьбе за существование, которую ведет всякое живое существо против враждебных ему физических условий и против своих врагов, мы замечаем, что, чем сильнее развито в данном животном сообществе начало взаимности и чем быстрее оно перешло в привычку, тем больше шансов имеет это сообщество для выживания. Чем полнее чувствует каждый член общества свою зависимость от другого, тем лучше развиваются у всех два качества, составляющие залог победы и прогресса - мужество и свободная инициатива каждой отдельной личности. Без взаимного доверия не может быть борьбы, без мужества, без личного почина, без взаимной поддержки (солидарности) нет победы. Поэтому вся история развития человечества связывалась ученым с все более широким распространением принципа взаимопомощи.

Развивая свою философскую теорию, он мысленно представлял себе свободные общины -сельские, городские (т.е. земельные союзы людей, связанные между собой по месту жительства), и обширные профессиональные союзы (т.е. союзы людей по роду их труда). Общины и профессиональные союзы тесно переплетаются между собой и представляют этическое устройство взаимных отношений между людьми (золотое правило). Эти союзы, распространенные по стране, обеспечили бы удовлетворение всех общественных потребностей: потребления, производства и обмена, санитарных мероприятий, воспитания, взаимной защиты от нападений, а также удовлетворение художественных, литературных, театральных потребностей, образовали бы сообщество, полное жизни, всегда готовое отвечать на новое влияние общественной и умственной среды, а так же приспосабливаться к новым веяниям.

Кропоткин представлял будущее общество как федерацию свободных производительных общин, где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития. Ему мыслилось, что личность - это человек, умеющий думать, то есть самостоятельно развивающееся начало общества. Личность обязана быть и географом (любить свой край, понимать природу), выискивая и определяя в природном устройстве закономерности происхождения и развития. Огромное значение придавалось уважению к личности, к ее правам. Именно равноправие имел в виду русский мыслитель, когда говорил о равенстве как основе справедливости. Неравенство останется всегда, нужно, чтобы исчезло неравноправие. Неравенство обеспечивает то самое разнообразие в обществе, которое является залогом его гармоничного развития. Кропоткин писал, что, отказываясь присваивать право ломать человеческую природу во имя нравственного идеала, мы признаем полнейшую свободу личности. В обществе должна быть полнота и цельность существования личности, свобода развития всех ее способностей. Свобода заключается в повиновении законам природы, в наблюдении и применении их в целях индивидуального прогрессивного развития. Человек не свободен по отношению к законам природы, которые являются необходимым условием его существования. Он (человек) зависит от законов природы, которые властвуют над человеком точно так же, как они господствуют над всем существующим. Ничто не в состоянии избавить человека от роковой непреложности этих законов, и всякая попытка человека к восстанию против этих законов привела бы лишь к самоуничтожению.

Теоретическое обоснование философской доктрины П.А. Кропоткина строилось на декларируемом им универсальном биосоциологическом законе взаимопомощи. Этот закон, основополагающий в его философских построениях, был одним из главных устоев гуманизма. Исходя из идеи единства и гармонии окружающего мира, он предпринял грандиозную попытку проанализировать всю историю природы и человечества с позиций закона взаимопомощи. На основе собранных научных и социальных доказательств, главным фактором эволюции всех живых существ им была названа взаимопомощь, а не борьба. Поскольку все формы жизни, согласно этому закону, базируются на общей практике взаимопомощи и солидарности, то счастье каждой отдельной личности зависит от счастья всех.

Консолидирующая роль биосоциологического закона очевидна, и только в объединении у человечества есть будущее. Основательность его суждений неотделима от эмпирического материала, который он широко интерпретировал в своих теоретических построениях, опираясь на энциклопедические и философские знания. Миллионы торговых и всяких других сделок совершаются ежедневно без всякого вмешательства правительства, и самые крупные из них - коммерческие и биржевые сделки -заключаются так неформально, что правительство не могло бы вмешиваться в них, если бы одна из сторон возымела намерение не исполнить принятого обязательства. Поразительный факт, очень характерный для современной жизни - это постоянное увеличение области предприятий, основанных на честном почине и необычайное развитие свободных союзов для всевозможных целей. Всюду государство отказывается от своей привилегии и уступает свои священные функции частным лицам. Повсюду в его область вторгается свободная организация. Понимая, что человек не может быть свободным в государстве, ученый-философ выдвинул и обосновал требование о том, что человек должен быть свободен от произвола государства. Он четко различал государство и общество и считал, что от общества человек никогда не может быть свободен. Более того, по его утверждению, в принципе абсолютно свободной личность быть не может, ибо в противном случае невозможно осуществление принципов равенства и справедливости. Эти принципы, конечно, в известной мере ограничивают свободу личности. Но такое ограничение не является авторитарным, оно естественно и не противоречит нравственной природе человека.

Итак, человек всегда зависит от своей природной биологической основы, привычек, наконец, от общественного мнения. Гармония в обществе возможна только тогда, когда установится гармония между личностью и всеми другими личностями вокруг неё. Всякий человек, считал философ, должен отказаться от мысли о возможности жить, не считаясь с потребностями и желаниями других. В то же время человек свободен в области самосовершенствования своей внутренней нравственности. Главное, чтобы вы сами не отказались от своей свободы, не давали себя поработить другим, и буйным противообщественным страстям той или другой личности вы противопоставляли бы ваши столь же сильные страсти. Тогда вам нечего будет бояться свободы. Нравственность ни в коей мере не должна сковывать самостоятельности личности. Гармония достижима в том случае, когда будет согласие между разумом и совестью человека. Довольство для всех - это не мечта, оно вполне осуществимо на основе общественной собственности. Пусть все принадлежит всем как в принципе, так и в действительности.

Формирование человека как нравственной и свободной личности на принципах взаимопомощи обоснованы в его научно-философских трудах. В работе "Этика" П.А. Кропоткин (1991) выдвигает требование о том, что необходимо найти общее между двумя противоположными чувствами, существующими в человеке. Помочь людям найти не компромисс, не сделку между ними, а их синтез, их обобщение. Одни из этих чувств влекут человека к тому, чтобы подчинить себе других ради своих личных целей, тогда как другие чувства влекут его объединяться с другими, чтобы совместными усилиями достичь общественно значимых ценностей. Эта действительно философская задача становится, наверное, самой трудной задачей, с которой сталкивается свободный человек, воспитанный в гуманистических традициях.

4. Заключение

Понимание окружающего мира в творческом наследии П.А. Кропоткина базируется на общефилософской концепции единства человека и природы, полновластия законов мироздания. Он выдвинул мысль о том, что по мере становления и развития человека элементы взаимной помощи способствовали социализации каждого индивида и играли важную роль в формировании человеческого общества. Сформулированный им биосоциологический закон все настойчивее требует своего освещения и интеллектуального осмысления для современного сообщества.

Литература

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия Х1-Х1Х веков. Л., Наука, с.526-550, 1970. Кропоткин П.А. Доклад комиссии по снаряжению экспедиции в Северные моря. СПб., с.56-60, 1871. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., Мысль, 526 с., 1990. Кропоткин П.А. Этика. М., Наука, 496 с., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.