//М.: Экзамен. - 2015.
4. Гуляев Г. И. Дисциплина труда рабо чих и служащих. - 2011.
5. Шело мо в Б. Трудо во й распо рядо к. Дисциплина труда //Чело век и труд. - 2013. - №. 2. - С. 57-60.
УДК 373.2
Амет — Уста З.Р., к.пед.н.
доцент
кафедра дошкольного образования и педагогики
Ткачук Л. Г. студент 4 курса
факультет «Психологии и педагогического образования» Крымский инженерно-педагогический университет
Россия, г. Симферополь ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО ГОРОДА КАК
СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Аннотация: в статье рассматриваются основные принципы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей родного города, как средство патриотического воспитания в условиях обучения в дошкольном образовательном учреждении. А также рассматриваются разделы региональной программы «Крымский веночек», посвященной проблематике патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Ключевые слова: patriotic education, preschool age, history, native city.
Amet - Usta Z.R.
candidate of pedagogical sciences, associate professor pre-school education and pedagogy Crimean Engineering and Pedagogical University
Russia, Simferopol Tkachuk L. G. female student
4 year, Faculty of Psychology and Teacher Education Crimean Engineering and Pedagogical University
Russia, Simferopol
INTRODUCTION TO THE HISTORY OF THE NATIONAL TOWN AS MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION
Annotation: in the article the basic principles of acquaintance of children of the senior preschool age with the history of their native city are considered as a means of patriotic education in the conditions of instruction in a pre-school educational institution. And also the sections of the regional program "Crimean wreath ", devoted to the problems of patriotic education of preschool children, are considered.
Key words: fatigue, recovery, physical culture, working capacity, sport, student.
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Актуальность проблемы заключается в том, что дети дошкольного возраста имеют низкий уровень знаний и представлений о своем родном городе, его достопримечательностях, названиях площадей, улиц. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель статьи: раскрыть актуальность темы патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.
Основное содержание статьи.
Всестороннее гармоничное развитие личности является главной задачей своевременной системы образования. В связи с этим, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании данного документа отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания зачатков патриотизма у дошкольников. [1]
Проблемой патриотического воспитания занимались известные педагоги Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Р.И. Жуковская, и считают необходимым применять комплексный подход к решению задач по патриотическому воспитанию дошкольников и воспитанию у них любви к родному городу.
По словам В.П. Астафьева: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота. Все проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине. Родина - это все: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к своим родителям» [6].
Ознакомление с историей родного города, как средство патриотического воспитания, начинается со старшего дошкольного возраста. Прежде чем знакомить детей с историей родного города, воспитатель должен знать историю Симферополя, и отобрать интересные исторические знания, которые будут доступны дошкольникам. Родители являются главными помощниками воспитателя по ознакомлению с историей родного города. В современном обществе, родители не всегда имеют достаточное представление и знания об истории родного города. Для того, чтобы родители могли дома организовывать занятия с детьми , в детском саду
организовываются для родителей «Круглые столы», «Мастер-классы», Экскурсии по историческим местам, совместное создание мини - музеев национальной культуры.
Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, -он, как правило, равнодушен к своей стране» [3].
С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, а также в соответствии с поставленными задачами по патриотическому воспитанию, проводится систематизация знаний. Учитывается особенности характера детей, развитие мышления. Во внимание принимаются характер детей, развитие мышления, овладение способностью обобщать и анализировать данный материал. Уровень развития ребенка служит необходимым условием его воспитания. Воспитателям необходимо предоставлять дошкольникам знания об окружающем мире, развивать у детей умение отображать свои знания в деятельности.
Обращение к наследию города воспитывает у детей гордость и уважение к земле, на которой живешь. В связи с этим, детям необходимо узнавать и изучать историю своего города, его достопримечательностей, памятных мест, выдающихся людей. [2]
Во все времена педагогами исследовалась проблема по ознакомлению дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания. Идеи педагогов отображаются в методических пособиях и книгах. К.Д. Ушинский - книга «Человек как предмет воспитания», М.Ю. Новицкая - методическое пособие по этнокультуре в детском саду «Родной дом», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Н.В. Алешина- «Патриотическое воспитание дошкольников». Идея патриотического воспитания всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена строились все слои российского общества.
В наше время разработаны программы по патриотическому воспитанию дошкольников - это «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской, «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н.Г. Комратовой, Л.Ф. Грибовой.
В Республике Крым региональной программой по патриотическому воспитанию является программа «Крымский веночек». В основу программы «Крымский веночек» авторы (Л.Г. Мухоморина, М.А. Араджиони и др.) были положены принципы воспитания у ребенка уважения к родителям, их культурным ценностям, к родному языку, национальным и культурным традициям. Подготовить ребенка к жизни в современном обществе в духе взаимопонимания, мира, толерантности, дружбы между всеми народами.[4] Главные задачи программы «Крымский веночек» :
1. Воспитание морально-нравственного отношения:
- к семье, родному дому, городу ;
- к природе родного города (природным достопримечательностям);
- к родному языку, историческому и культурному наследию своего народа и народов, проживающих рядом с ребенком.
2. Воспитание у ребенка сопереживания, проявление заботы к родным и близким людям, к друзьям, в том числе и представителям других национальностей и религий, к тем людям, кто о нем заботится в детском саду и дома.
3. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике, к государственным и религиозным праздникам.
4. Ознакомление с особенностями языка, быта и традиций людей, проживающих в Крыму - в том числе с семейными обычаями, традициями гостеприимства.
5. Обучение детей этике межнационального общения.
6. Формирование у детей чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к множеству национальных культур.
7. Создание условий для ознакомления с природными достопримечательностями и историей родного города в дошкольных образовательных заведениях
Программа «Крымский веночек состоит из трех разделов: «Природные богатства Крыма», «Люди Крыма, их национальная культура и история», «Работа с семьей». Каждый раздел ставит перед собой определенные цели по патриотическому воспитанию и ознакомлению старших дошкольников с историей родного города, содержит методические рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности.
Особое внимание в программе «Крымский веночек» уделяется необходимости формирования у дошкольников Республики Крым исторических представлений через все виды воспитательной и образовательной деятельности. По мнению авторов программы, рассказы, в которых отображаются исторические сведения о традициях предков, виртуальные экскурсии по историческим местам Крыма, многообразная совместная с родителями деятельность по ознакомлению с историей родного города, сделают понятными и доступными для детей дошкольного возраста многие исторические события, которые происходили на территории Крыма. А на этапе воссоединения Крыма с Россией, знания об истории Крыма и России смогут обеспечить формирование ребенка, гражданина и патриота своей страны. Знание истории родного города поможет дать дошкольникам более полные знания об окружающем их прекрасном мире природы. У каждого народа есть свой этнос, это сказки, сказания, легенды, которые передаются от поколения к поколению, в которых заложены основные нравственные ценности народа: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Помогая дошкольнику узнать больше нового, неизвестного, мы сможем
воспитать у ребенка уважительное отношение к историческому и культурному наследию народов Крыма.
Реализация программы регионального компонента может осуществляться во всех видах детской деятельности, совместной деятельности с взрослыми[5].
Н.В. Алешина при выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендует учитывать следующие принципы :
• Принцип историзма — в связи с тем, что у дошкольников несформированно историческое представление времени, осознание временной удаленности событий, необходимо сохранять хронологический порядок описываемых исторических событий, использовать исторические понятия : прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);
• Принцип гуманизации — необходимо формировать у детей общечеловеческие понятия: любовь к близким, к своему дому, к родному городу;
• Принцип дифференциации — для освоения знаний и представлений об истории родного города, необходимо создать оптимальные условия с учетом возраста, пола ребенка, эмоциональной и познавательной сферы;
• Принцип интегративности — ознакомление с историей родного города реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.;
• Принцип наглядности — для того, чтобы донести до дете информацию интересно и доступно, необходимо иметь ряд пособий и игр на основе исторического материала.
Ознакомление дошкольников с родным городом, его историей является основным средством патриотического воспитания, где развитие познания происходит в предметно-образной, активной форме, когда ребенок самостоятельно видит, слышит, ощущает окружающий мир. Все это создает у ребенка более яркие, эмоциональные и запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям которые живут рядом с ребенком.
Таким образом, ознакомление дошкольников с историей родного города, является основным средством для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Свою работу воспитателям необходимо строить в соответствии с региональными условиями и индивидуальными особенностями дошкольников.
Патриотическое воспитание дошкольников, требует от педагога большого вдохновения и познания истории родного города и страны в целом. Воспитатель должен сам любить страну, свой город , свой народ.
В памяти детей на долгое время остаются те впечатления, которые вызвали у них бурю эмоций и наслаждений, позволили пережить радость познания нового и возможность собственного открытия.
Для того, чтобы дошкольное учреждение могло воспитать маленького патриота, детская жизнь в детском саду должна быть интересной, непосредственной и запоминающейся. Воспитать настоящую любовь к родным людям, к родному городу возможно только в сотрудничеством детского сада и семьи.
В условиях детского сада не всегда возможно познакомить детей с историческими особенностями и социальной жизнью в Симферополе. Здесь важна роль родителей, сотрудничество детского сада и семьи благоприятствует воспитанию у детей любви к родным людям, к своему родному городу, его символике, достопримечательностям. Когда человек на долгое время уезжает из родного города, он с теплом вспоминает его места и родные уголки, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного города. Глубокая привязанность и любовь ко всему тому, что с ранних лет вошло в сердце ребенка, остается как самое дорогое на долгие времена.
Использованные источники:
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жариков. - М.: Просвещение,1980. - 192с.
3. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М.: Творческий Центр Сфера, 2007.-208с.
4. Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования / И.В. Сушкова. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
5. Чеушева, А. В. Сущность и содержательная специфика патриотизма / А. В. Чеушева // Адукацыя i выхаванне. - 2004. - №1 - С.47-51.
6. Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников: учебн. пособие для студентов и педагогов / Н. Ю. Ясева. - Могилёв. Издательство МГУ, 2000. - 59 с.