Научная статья на тему 'ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО ГОРОДА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО ГОРОДА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PATRIOTIC EDUCATION / PRESCHOOL AGE / HISTORY / NATIVE CITY / FATIGUE / RECOVERY / PHYSICAL CULTURE / WORKING CAPACITY / SPORT / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет -. Уста З. Р., Ткачук Л. Г.

В статье рассматриваются основные принципы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей родного города, как средство патриотического воспитания в условиях обучения в дошкольном образовательном учреждении. А также рассматриваются разделы региональной программы «Крымский веночек», посвященной проблематике патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амет -. Уста З. Р., Ткачук Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION TO THE HISTORY OF THE NATIONAL TOWN AS MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION

In the article the basic principles of acquaintance of children of the senior preschool age with the history of their native city are considered as a means of patriotic education in the conditions of instruction in a pre-school educational institution. And also the sections of the regional program "Crimean wreath", devoted to the problems of patriotic education of preschool children, are considered.

Текст научной работы на тему «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО ГОРОДА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

//М.: Экзамен. - 2015.

4. Гуляев Г. И. Дисциплина труда рабо чих и служащих. - 2011.

5. Шело мо в Б. Трудо во й распо рядо к. Дисциплина труда //Чело век и труд. - 2013. - №. 2. - С. 57-60.

УДК 373.2

Амет — Уста З.Р., к.пед.н.

доцент

кафедра дошкольного образования и педагогики

Ткачук Л. Г. студент 4 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» Крымский инженерно-педагогический университет

Россия, г. Симферополь ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО ГОРОДА КАК

СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Аннотация: в статье рассматриваются основные принципы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей родного города, как средство патриотического воспитания в условиях обучения в дошкольном образовательном учреждении. А также рассматриваются разделы региональной программы «Крымский веночек», посвященной проблематике патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Ключевые слова: patriotic education, preschool age, history, native city.

Amet - Usta Z.R.

candidate of pedagogical sciences, associate professor pre-school education and pedagogy Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopol Tkachuk L. G. female student

4 year, Faculty of Psychology and Teacher Education Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopol

INTRODUCTION TO THE HISTORY OF THE NATIONAL TOWN AS MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION

Annotation: in the article the basic principles of acquaintance of children of the senior preschool age with the history of their native city are considered as a means of patriotic education in the conditions of instruction in a pre-school educational institution. And also the sections of the regional program "Crimean wreath ", devoted to the problems of patriotic education of preschool children, are considered.

Key words: fatigue, recovery, physical culture, working capacity, sport, student.

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Актуальность проблемы заключается в том, что дети дошкольного возраста имеют низкий уровень знаний и представлений о своем родном городе, его достопримечательностях, названиях площадей, улиц. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Цель статьи: раскрыть актуальность темы патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.

Основное содержание статьи.

Всестороннее гармоничное развитие личности является главной задачей своевременной системы образования. В связи с этим, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании данного документа отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания зачатков патриотизма у дошкольников. [1]

Проблемой патриотического воспитания занимались известные педагоги Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Р.И. Жуковская, и считают необходимым применять комплексный подход к решению задач по патриотическому воспитанию дошкольников и воспитанию у них любви к родному городу.

По словам В.П. Астафьева: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота. Все проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине. Родина - это все: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к своим родителям» [6].

Ознакомление с историей родного города, как средство патриотического воспитания, начинается со старшего дошкольного возраста. Прежде чем знакомить детей с историей родного города, воспитатель должен знать историю Симферополя, и отобрать интересные исторические знания, которые будут доступны дошкольникам. Родители являются главными помощниками воспитателя по ознакомлению с историей родного города. В современном обществе, родители не всегда имеют достаточное представление и знания об истории родного города. Для того, чтобы родители могли дома организовывать занятия с детьми , в детском саду

организовываются для родителей «Круглые столы», «Мастер-классы», Экскурсии по историческим местам, совместное создание мини - музеев национальной культуры.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, -он, как правило, равнодушен к своей стране» [3].

С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, а также в соответствии с поставленными задачами по патриотическому воспитанию, проводится систематизация знаний. Учитывается особенности характера детей, развитие мышления. Во внимание принимаются характер детей, развитие мышления, овладение способностью обобщать и анализировать данный материал. Уровень развития ребенка служит необходимым условием его воспитания. Воспитателям необходимо предоставлять дошкольникам знания об окружающем мире, развивать у детей умение отображать свои знания в деятельности.

Обращение к наследию города воспитывает у детей гордость и уважение к земле, на которой живешь. В связи с этим, детям необходимо узнавать и изучать историю своего города, его достопримечательностей, памятных мест, выдающихся людей. [2]

Во все времена педагогами исследовалась проблема по ознакомлению дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания. Идеи педагогов отображаются в методических пособиях и книгах. К.Д. Ушинский - книга «Человек как предмет воспитания», М.Ю. Новицкая - методическое пособие по этнокультуре в детском саду «Родной дом», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Н.В. Алешина- «Патриотическое воспитание дошкольников». Идея патриотического воспитания всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена строились все слои российского общества.

В наше время разработаны программы по патриотическому воспитанию дошкольников - это «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской, «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н.Г. Комратовой, Л.Ф. Грибовой.

В Республике Крым региональной программой по патриотическому воспитанию является программа «Крымский веночек». В основу программы «Крымский веночек» авторы (Л.Г. Мухоморина, М.А. Араджиони и др.) были положены принципы воспитания у ребенка уважения к родителям, их культурным ценностям, к родному языку, национальным и культурным традициям. Подготовить ребенка к жизни в современном обществе в духе взаимопонимания, мира, толерантности, дружбы между всеми народами.[4] Главные задачи программы «Крымский веночек» :

1. Воспитание морально-нравственного отношения:

- к семье, родному дому, городу ;

- к природе родного города (природным достопримечательностям);

- к родному языку, историческому и культурному наследию своего народа и народов, проживающих рядом с ребенком.

2. Воспитание у ребенка сопереживания, проявление заботы к родным и близким людям, к друзьям, в том числе и представителям других национальностей и религий, к тем людям, кто о нем заботится в детском саду и дома.

3. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике, к государственным и религиозным праздникам.

4. Ознакомление с особенностями языка, быта и традиций людей, проживающих в Крыму - в том числе с семейными обычаями, традициями гостеприимства.

5. Обучение детей этике межнационального общения.

6. Формирование у детей чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к множеству национальных культур.

7. Создание условий для ознакомления с природными достопримечательностями и историей родного города в дошкольных образовательных заведениях

Программа «Крымский веночек состоит из трех разделов: «Природные богатства Крыма», «Люди Крыма, их национальная культура и история», «Работа с семьей». Каждый раздел ставит перед собой определенные цели по патриотическому воспитанию и ознакомлению старших дошкольников с историей родного города, содержит методические рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности.

Особое внимание в программе «Крымский веночек» уделяется необходимости формирования у дошкольников Республики Крым исторических представлений через все виды воспитательной и образовательной деятельности. По мнению авторов программы, рассказы, в которых отображаются исторические сведения о традициях предков, виртуальные экскурсии по историческим местам Крыма, многообразная совместная с родителями деятельность по ознакомлению с историей родного города, сделают понятными и доступными для детей дошкольного возраста многие исторические события, которые происходили на территории Крыма. А на этапе воссоединения Крыма с Россией, знания об истории Крыма и России смогут обеспечить формирование ребенка, гражданина и патриота своей страны. Знание истории родного города поможет дать дошкольникам более полные знания об окружающем их прекрасном мире природы. У каждого народа есть свой этнос, это сказки, сказания, легенды, которые передаются от поколения к поколению, в которых заложены основные нравственные ценности народа: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Помогая дошкольнику узнать больше нового, неизвестного, мы сможем

воспитать у ребенка уважительное отношение к историческому и культурному наследию народов Крыма.

Реализация программы регионального компонента может осуществляться во всех видах детской деятельности, совместной деятельности с взрослыми[5].

Н.В. Алешина при выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендует учитывать следующие принципы :

• Принцип историзма — в связи с тем, что у дошкольников несформированно историческое представление времени, осознание временной удаленности событий, необходимо сохранять хронологический порядок описываемых исторических событий, использовать исторические понятия : прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);

• Принцип гуманизации — необходимо формировать у детей общечеловеческие понятия: любовь к близким, к своему дому, к родному городу;

• Принцип дифференциации — для освоения знаний и представлений об истории родного города, необходимо создать оптимальные условия с учетом возраста, пола ребенка, эмоциональной и познавательной сферы;

• Принцип интегративности — ознакомление с историей родного города реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.;

• Принцип наглядности — для того, чтобы донести до дете информацию интересно и доступно, необходимо иметь ряд пособий и игр на основе исторического материала.

Ознакомление дошкольников с родным городом, его историей является основным средством патриотического воспитания, где развитие познания происходит в предметно-образной, активной форме, когда ребенок самостоятельно видит, слышит, ощущает окружающий мир. Все это создает у ребенка более яркие, эмоциональные и запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям которые живут рядом с ребенком.

Таким образом, ознакомление дошкольников с историей родного города, является основным средством для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Свою работу воспитателям необходимо строить в соответствии с региональными условиями и индивидуальными особенностями дошкольников.

Патриотическое воспитание дошкольников, требует от педагога большого вдохновения и познания истории родного города и страны в целом. Воспитатель должен сам любить страну, свой город , свой народ.

В памяти детей на долгое время остаются те впечатления, которые вызвали у них бурю эмоций и наслаждений, позволили пережить радость познания нового и возможность собственного открытия.

Для того, чтобы дошкольное учреждение могло воспитать маленького патриота, детская жизнь в детском саду должна быть интересной, непосредственной и запоминающейся. Воспитать настоящую любовь к родным людям, к родному городу возможно только в сотрудничеством детского сада и семьи.

В условиях детского сада не всегда возможно познакомить детей с историческими особенностями и социальной жизнью в Симферополе. Здесь важна роль родителей, сотрудничество детского сада и семьи благоприятствует воспитанию у детей любви к родным людям, к своему родному городу, его символике, достопримечательностям. Когда человек на долгое время уезжает из родного города, он с теплом вспоминает его места и родные уголки, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного города. Глубокая привязанность и любовь ко всему тому, что с ранних лет вошло в сердце ребенка, остается как самое дорогое на долгие времена.

Использованные источники:

1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жариков. - М.: Просвещение,1980. - 192с.

3. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М.: Творческий Центр Сфера, 2007.-208с.

4. Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования / И.В. Сушкова. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.

5. Чеушева, А. В. Сущность и содержательная специфика патриотизма / А. В. Чеушева // Адукацыя i выхаванне. - 2004. - №1 - С.47-51.

6. Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников: учебн. пособие для студентов и педагогов / Н. Ю. Ясева. - Могилёв. Издательство МГУ, 2000. - 59 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.