Научная статья на тему 'Ожившая история США: гражданская война памятников'

Ожившая история США: гражданская война памятников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1504
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США / CIVIL WAR / ПАМЯТНИКИ КОНФЕДЕРАЦИИ / CONFEDERATE MONUMENTS / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE / ПРЕЗИДЕНТ Д. ТРАМП / PRESIDENT D. TRUMP / ГЕНЕРАЛ Р. ЛИ / GENERAL R. LEE / ПРЕВОСХОДСТВО БЕЛЫХ / WHITE SUPREMACY / ЗАКОНЫ ДЖИМА КРОУ / JIM CROW LAWS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Травкина Наталья Михайловна

В статье анализируются истоки и причины общественного противостояния в США вокруг проблемы сохранения памятников и монументов, посвященных периоду Конфедерации на Юге США во время Гражданской войны (1861-1865 гг.). Указывается, что главным фактором противостояния явилась победа на президентских выборах 2016 г. Д. Трампа, который в сознании сторонников Демократической партии США ассоциируется с расовыми идеями «превосходства белых». С приходом к власти Д. Трампа в США возникло достаточно мощное движение, главным образом в южных штатах, по сносу и демонтажу памятников Конфедерации, которые символизируют, по мнению леволиберальных сил, идеи и теории высших и низших рас, что считалось канувшим в Лету после принятия в 1960-х гг. законов о гражданских правах. В настоящее время в США насчитывается более 1,5 тысяч артефактов, относящихся к периоду Конфедерации или символизирующих ее и героизирующих ее военачальников. Приводятся конкретные истории демонтажа памятников Конфедерации в различных штатах. Вместе с тем рассматриваются и контрдействия противников демонтажа наследия Конфедерации, которые создали в последние годы мощные правовые барьеры по охране памятников Конфедерации под предлогом защиты культурного наследия прошлых исторических периодов. Констатируется, что в ретроспективном плане нынешняя волна демонтажа памятников Конфедерации является до известной степени правомерным шагом, поскольку на протяжении первых 30 лет ХХ в. они воздвигались как политические символы сегрегационно-расистского режима апартеида, установившегося в 26 американских штатах в результате принятия т. наз. «законов Джима Кроу» на рубеже XIX и XX вв. В заключении делается вывод о том, что при президенте Д. Трампе острота проблемы демонтажа/сохранения памятников Конфедерации и других монументов американской истории будет сохраняться и впредь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alive American History: Gvil War of Monuments

The article analyzes the origins and causes of public resistance in the United States about the issue of preservation of monuments, symbolizing the period of the Confederacy in the U.S. South during the Civil war (1861-1865). Indicates that the main factor in the confrontation was a victory in the presidential elections of 2016 of D.Trump, who in the minds of his Democratic Party supporters is associated with racial ideas of “white supremacy”. With the coming to power of D. Trump in the U.S. relatively powerful movement emerged, mainly in the southern States for the demolition and dismantling of Confederate monuments, which symbolize, in the opinion of left-liberal forces, the ideas and theories of superior and inferior races, who were believed to be sunk into oblivion af ter the adoption in the 1960-s of civil rights laws. Currently in the U.S. there are more than 1.5 thousand artifacts relating to or symbolizing the period of the Confederacy and glorify its military leaders. The specific histories of the dismantling of monuments of the Confederation in various States are outlined. However are considered and the counteractions of the opponents of dismantling the legacy of the Confederacy are considered, which created in the recent years the strong legal barriers for the protection of Confederate monuments under the pretext of protecting the cultural heritage of past historical periods. It is stated that in retrospect, the current wave of dismantling of the Confederate monument is to some extent а justified step because for the first 30 years of the twentieth century these monuments were erected as political symbols of the segregation-racist regime of apartheid established in 26 U.S. States after the adoption of the so-called laws of “Jim Crow” at the turn of XIX-XX centuries. In the conclusion it is stated that under the President D. Trump the severity of the problem of the removal/preservation of Confederate monuments and other monuments of the past American history will remain in the foreseeable future.

Текст научной работы на тему «Ожившая история США: гражданская война памятников»

Культура и идентичность

Ожившая история США: гражданская война памятников

Наталья Михайловна ТРАВКИНА

доктор политических наук, главный научный сотрудник, руководитель Центра внутриполитических исследований, Институт США и Канады Российской академии наук. Адрес: 123995, Москва, Хлебный пер., д. 2/3. E-mail: uspolitika@gmail.com

ЦИТИРОВАНИЕ: Травкина Н.М. (2018) Ожившая история США: гражданская война памятников // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 11. № 2. С. 12-29. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-2-12-29

АННОТАЦИЯ. В статье анализируются истоки и причины общественного противостояния в США вокруг проблемы сохранения памятников и монументов, посвященных периоду Конфедерации на Юге США во время Гражданской войны (1861-1865 гг.). Указывается, что главным фактором противостояния явилась победа на президентских выборах 2016 г. Д. Трампа, который в сознании сторонников Демократической партии США ассоциируется с расовыми идеями «превосходства белых». С приходом к власти Д. Трампа в США возникло достаточно мощное движение, главным образом в южных штатах, по сносу и демонтажу памятников Конфедерации, которые символизируют, по мнению леволи-беральных сил, идеи и теории высших и низших рас, что считалось канувшим в Лету после принятия в 1960-х гг. законов о гражданских правах. В настоящее время в США насчитывается более 1,5 тысяч артефактов, относящихся к периоду Конфедерации или символизирующих ее и героизирующих ее военачальников. Приводятся конкретные истории демонтажа памятников Конфедерации в различных штатах. Вместе с тем рассматриваются

и контрдействия противников демонтажа наследия Конфедерации, которые создали в последние годы мощные правовые барьеры по охране памятников Конфедерации под предлогом защиты культурного наследия прошлых исторических периодов. Констатируется, что в ретроспективном плане нынешняя волна демонтажа памятников Конфедерации является до известной степени правомерным шагом, поскольку на протяжении первых 30 лет ХХ в. они воздвигались как политические символы сегрегационно-расистско-го режима апартеида, установившегося в 26 американских штатах в результате принятия т. наз. «законов Джима Кроу» на рубеже XIX и XX вв. В заключении делается вывод о том, что при президенте Д. Трампе острота проблемы демонтажа/сохранения памятников Конфедерации и других монументов американской истории будет сохраняться и впредь.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Гражданская война в США, памятники Конфедерации, культурно-историческое наследие, президент Д. Трамп, генерал Р. Ли, превосходство белых, законы Джима Кроу

Волна демонтажа памятников и переименования общественных мест в различных штатах и городах США, достигшая максимума в конце лета -начале осени 2017 г., явилась прямым следствием и продолжением президентских выборов 2016 г., увенчавшихся победой кандидата от Республиканской партии Д. Трампа. Согласно официальным результатам выборов, Д. Трамп набрал почти на 3 млн голосов избирателей меньше по сравнению со своей соперницей Х. Клинтон (за Д. Трампа проголосовало почти 63,0 млн избирателей, за Х. Клинтон - почти 65,9 млн избирателей)1 и стал, таким образом, президентом меньшинства американских избирателей.

Сторонники и приверженцы Демократической партии США расценили исход президентских выборов 2016 г. как «украденную у них победу», в результате чего к власти в Америке пришел «откровенный ксенофоб, расист» и убежденный сторонник «превосходства белых» («супрематист») Д. Трамп. В среде либеральной и демократической общественности США достаточно прочно утвердилось представление о том, что базовой философией Д. Трампа и его ближайшего окружения является «идеология превосходства белой расы во всех его крайних и наиболее лицемерных формах» [Ые^'Ытк 2017]. Гражданская война в США (1861-1865) считается водоразделом в американской истории, который подвел официальную черту под идеологией «превосходства белой расы». На протяжении предыдущих 150 лет в Белом доме не было президентов, которые в открытой и не завуалированной форме исповедовали подобного рода расистскую идеологию. При этом следует иметь в виду, что наи-

более убедительную победу Д. Трамп одержал именно в южных штатах, а также штатах Среднего Запада, таких как Алабама, Арканзас, Джорджия, Канзас, Кентукки, Луизиана, Миссисипи, Миссури, Северная и Южная Каролина, Западная Вирджиния, во многих из которых он набрал 60% голосов и более.

Важно подчеркнуть, что как в американском общественном сознании, так и на уровне серьезных аналитических разработок идеология «превосходства белых американцев» никогда не сводилась к системе ценностей и убеждений, присущих отдельным социальным группам и их лидерам. Совсем даже наоборот - ценности превосходства «белой расы» либо являлись основой, либо играли вторичную роль по отношению к социально-экономическому и политическому порядку. В конце прошлого века видный американский правовед и историк Ф. Энсли дал определение «превосходства белых», которое с тех пор стало хрестоматийным в американской академической и общественно-политической литературе. По его развернутой оценке, «белое превосходство» отнюдь не сводится только лишь к индивидуальному или коллективному самосознанию белых расистов, но характеризует «политическую, экономическую и культурную систему, в которой белые в подавляющем большинстве контролируют власть и материальные ресурсы, утверждая сознательно или бессознательно идеи превосходства и верховенства прав белого большинства, а отношения господства белых и подчиненной роли небелых ежедневно воспроизводятся посредством широкой сети институтов и господствующих норм общественного поведения» [Лт1еу 1997, р. 592].

1 2016 National Popular Vote Tracker (2016) // Scribd // https://www.scribd.com/document/341099694/2016-National-Popular-Vote-Tracker, дата обращения 10.02.2018.

Именно через призму этих представлений антитрамповские силы, прежде всего в среде Демократической партии США, и начали мощную кампанию по сносу и демонтажу памятников и памятных знаков, увековечивших в свое время героев и символику Конфедерации, мятежных штатов, которые ради сохранения рабства на своей территории и развязали в начале 1860-х гг. гражданскую войну за выход из США и учреждение на юге страны самостоятельного государственного образования. Памятники и памятные знаки, героизирующие исторические фигуры и времена Гражданской войны и Конфедерации, и до сих пор считаются частью социальных отношений, утверждающих ценности и распределение социальных ролей в обществе, исповедующем расистскую идеологию «превосходства белых».

Культурно-историческое наследие Соединенных Штатов Конфедерации (СШК)

Начало современному движению по сносу и демонтажу памятников Гражданской войны послужил расстрел девяти черных прихожан в Африканской методистской епископальной церкви Эмануэль в г. Чарльстон (Южная Каролина) двадцатиоднолетним Д. Руфом в середине июня 2015 г. Эта церковь, основанная в 1816 г., является старейшей в США методистской епископальной церковью на Юге. Она считается культовым местом, поскольку практически с самого основания играла роль центра борьбы афроамериканского населения США за свои права и против системы рабовладения. На протяжении 40 лет и вплоть до окончания Гражданской войны в 1865 г. церковь функционировала нелегально. После Гражданской войны она стала символом стойкости духа афроамериканцев в противо-

стоянии рабовладению, а в 1960-е гг. -одним из идейных центров борьбы за равные гражданские права белого и аф-роамериканского населения США.

Расстрел носил сугубо ритуальный и показной характер - Д. Руф регулярно посещал расистские веб-сайты, проповедовавшие идеи «превосходства белых». Шесть из девяти жертв были женщины, а по мнению многих исследователей взглядов сторонников «превосходства белых», женский фактор играет исключительно важную роль в стереотипах этой идеологии. В частности, по мнению доцента Алабамского университета Л. Лингвист-Дорр, важнейшей частью исторической культуры южных штатов, сохранившей свое значение вплоть до настоящего времени, является представление о том, что белые женщины постоянно подвергаются насилию со стороны черных мужчин, и этот миф способствовал распространению среди белых расистов маниакальных идей о том, что «черные звери-насильники должны заплатить за это своими жизнями» [Grey 2015].

После того как влиятельная газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила о том, что Д. Руф, планируя массовый расстрел прихожан Африканской методистской епископальной церкви, всерьез рассчитывал на то, что в США «начнется новая гражданская война» [Robles, Horowitz, Dewan 2015], реакция американского общества действительно приняла общенациональные масштабы. Спустя примерно месяц после трагических событий в Чарльстоне под давлением американского общественного мнения и официального Вашингтона с флагштока рядом с Генеральной ассамблеей (Капитолий штата) в столице штата г. Колумбии был спущен флаг Конфедерации, который «украшал» центр столицы штата на протяжении предыдущих 53 лет, а городской совет г. Нового Орлеана (штат Луизиана), большую часть жителей ко-

торого составляют афроамериканцы, объявил о том, что в городе будут демонтированы четыре памятника, прославляющие эпоху и героев Гражданской войны. В апреле-мае 2017 г. все эти четыре памятника, в том числе статуи генералам Р. Ли и П. Бьюргарду, были демонтированы [New Orleans 2015].

С лета 2015 г. в США начала набирать обороты кампания по демонтажу и сносу памятников, связанных с историей Гражданской войны в США. При этом интересно отметить, что расстрел черных прихожан в Африканской методист-

ской епископальной церкви в Чарльстоне (17 июня) точно совпал с датой официального выдвижения Д. Трампом своей кандидатуры на пост президента США (16 июня). На момент начала кампании в США насчитывалось порядка 1,5 тыс. культурных артефактов (символов), включая памятники, памятные знаки и стелы, барельефы, названия площадей, улиц, школ и даже военных баз, флагштоки с флагом Конфедерации, официально отмечаемые праздники (на штатном уровне) и ряд других проявлений «исторической памя-

Таблица 1. Культурные артефакты на территории США, являющиеся символическим наследием периода Конфедерации (1861-1865)

Культурный артефакт Количество Дополнительные характеристики

Памятники и скульптурные изображения 718 Вирджиния - 96 Джорджия - 90 Северная Каролина - 90 Техас - 66 Алабама - 48 Миссисипи - 48 Теннесси - 43 Луизиана - 37 Арканзас - 36 Флорида - 25

Государственные средние школы, носящие имена видных деятелей Конфедерации 93% школ находится на территории штатов, входивших в Конфедерацию. 52 школы носят имя

109 главнокомандующего воисками Конфедерации генерала Р. Ли. 13 школ носят имя президента Конфедерации Дж. ДэИвиса

Городки и графства, носящие имена деятелей Конфедерации 80 -

Официальные праздники, связанные с периодом Конфедерации 9 Отмечаются в 6 штатах: Алабама, Арканзас, Вирджиния, Миссисипи, Южная Каролина и Техас

Военные базы США, названные в честь военных деятелей Конфедерации 10 Расположены на территории штатов: Вирджиния - 3 Джорджия - 2 Луизиана - 2 Северная Каролина - 1 Алабама - 1 Техас - 1

Составлено по: [Whose Heritage? 2016, pp. 5, 8-10].

ти», призванных увековечить события Гражданской войны на Юге США.

Конфедерация, или Конфедеративные Соединенные Штаты, - это непризнанное образование, существовавшее на Юге США с 1861 по 1865 г. Первоначально Конфедерацию образовали семь южных рабовладельческих штатов -Южная Каролина, Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана и Техас, которые заявили о своем выходе из США. Впоследствии к ним присоединились еще четыре рабовладельческих штата - Вирджиния, Арканзас, Теннесси и Северная Каролина, которые также заявили об отделении от США. Еще два штата - Миссури и Кентукки - также стали считаться составной частью Конфедерации, хотя они не заявляли официально о выходе из США и не принимали большого участия в Гражданской войне.

В таблице 1 суммированы все известные культурные артефакты, героизирующие время и исторических деятелей Конфедерации (по состоянию на 2015 г.).

На территории бывших 13 штатов Конфедерации находится примерно 1300 культурных артефактов, относящихся к периоду Конфедерации, что составляет порядка 90% всех символов эпохи Гражданской войны на территории современных США. При этом следует принять во внимание один факт фундаментального значения: «На территории северных штатов-победителей нет ничего, что возвеличивало бы героев и прославляло подвиги, совершенные северянами в ходе Гражданской войны» [Whose Heritage? 2016, p. 7]. Таким образом, в культурно-историческом плане и в середине второго десятилетия XXI столетия США территориально оказались разделенными на

две «враждующие нации», совершенно по-разному воспринимающие события и направленность исторических процессов полуторавековой давности.

На гребне волны по сносу памятников Гражданской войны в США

Фактически после событий в Чарльстоне и избрания Д. Трампа президентом США в Америке начался второй -культурологический - виток Гражданской войны Севера и Юга, в которую оказался вовлеченным и Запад страны. Однако на этот раз война приняла форму борьбы за снос и сохранение культурных артефактов - памятников той эпохи, которая унесла жизни по меньшей мере 750 тыс. американцев, включая гражданское население2.

К настоящему времени в США зарегистрировано более ста эпизодов сноса и демонтажа памятников и памятных знаков, переименований общественных мест и других действий, преследующих цель стереть память об эпохе Конфедерации в жизни американского общества. Одни события, например демонтаж четырех памятников в Новом Орлеане в апреле-мае 2017 г. или беспорядки в Шарлотсвилле (шт. Вирджиния) в августе 2017 г., в ходе которых погибло три человека, привлекли внимание всей страны, другие остались незамеченными, например демонтаж памятной плиты при входе в Форт Уоррен на острове Джорджес (Бостонский залив). Эта плита, в частности, являлась единственным памятным знаком, напоминавшим об эпохе Конфедерации на территории штата Массачусетс, и была установлена в 1963 г. в память о примерно тысяче солдат армии

2 Holzer H. (n/y) War by the Numbers // Historynet.com // www.historynet.com/civil-war-casualties, дата обращения 10.02.2018.

южан, попавших в плен во время войны и ставших узниками тюрьмы, в которую в тот период был превращен Форт Уоррен и где 13 пленных умерли в заточении [Buell 2017].

Американские формы стирания исторической памяти об эпохе Конфедерации не отличались особыми новациями, хотя в ряде случаев носили гротескный характер. Многие памятники были просто демонтированы или разрушены. Вслед за властями Нового Орлеана по этому пути пошли городские власти г. Балтимор (штат Мэриленд), которые в августе 2017 г. демонтировали сразу несколько памятников: памятник солдатам и морякам Конфедерации, памятник женщинам Конфедерации и два памятника генералам Конфедерации - Р. Ли и Т. Джексону [Grierson 2017]. При этом демонтаж происходил под покровом ночи, чтобы избежать массовых столкновений и беспорядков, которые потенциально могли быть вызваны тем обстоятельством, что, хотя Мэриленд остался в составе США и 65 тыс. его жителей сражались в армии северян, 22 тыс. жителей штата встали на сторону Конфедерации, поскольку в Мэриленде тоже был распространен рабский труд.

В г. Дерхем (штат Северная Каролина) памятник солдатам графства Дер-хем, сражавшимся в армии Конфедерации, протестующие студенты стащили при помощи веревок с пьедестала и частично разрушили [Jackson 2017]. После этого акта вандализма руководство университета Дьюка, опасаясь массовых беспорядков на территории студенческого городка, оперативно демонтировало статую генерала Р. Ли в университетской часовне [Drew 2017].

Борьба с историческим наследием прошлого приняла и форму переписывания истории: переименовали множество общественных мест и средних школ. Так, в уже упоминавшемся Шар-

лотсвилле городской парк имени генерала Р. Ли, вход в который и украшал воздвигнутый в его честь памятник, в начале 2017 г. был переименован в парк Эмансипации. В августе 2017 г. другой парк Шарлотсвилла, парк имени генерала Т. Джексона, был переименован в парк Справедливости [Ellison 2017]. В г. Лонг Бич (штат Калифорния) летом 2016 г. начальная школа имени генерала Р. Ли была переименована в школу имени Оливии Херре-ра [Epstein 2016] - известной правоза-щитницы и организатора социальной помощи малоимущим семьям этого города. Показательно, что на момент переименования в начальной школе имени Оливии Херрера почти 70% учащихся являлись выходцами из латиноамериканских семей. Осенью 2017 г. средняя школа в г. Джексон (штат Миссисипи), названная в честь президента Конфедерации Дж. Дейвиса, была переименована в школу имени Барака Обамы [Rios 2017]. В этой школе все учащиеся либо афроамериканцы, либо латиноамериканцы.

В конкретных американских условиях процесс переименования сопровождался курьезными случаями. Так, в г. Нэшвил (шт. Теннесси) одно из зданий на территории Вандербильтского университета, называвшееся до 2016 г. Мемориальным зданием Конфедерации, переименовано в Мемориальное здание. Поскольку в 1933 г. это здание было построено с помощью дотации в размере 50 тыс. долл. от исторического общества «Объединенные дочери Конфедерации», созданного еще в 1894 г., то в качестве компенсации от университета летом 2016 г. историческое общество «с неохотой» согласилось принять денежный эквивалент «инвестиций 1933 г.» (в ценах 2016 г.) в размере 1,2 млн долл. (!) [Tamburin 2016].

Помимо этого, были прекращены церемонии подъема флага и сняты мно-

гочисленные флаги Конфедерации во многих штатах Юга. В городке Рок-Хилл флаг Конфедерации летом 2017 г. был убран из здания городского суда [Garnier 2017]. В г. Арлингтон (шт. Техас) в августе 2017 г. флагшток со знаменем Конфедерации был убран из общественного городского парка, где он находился на протяжении 56 лет [How Six Flags 2017]. В целом флаг Конфедерации и связанная с ним символика оказались более скомпрометированными, нежели остальные культурные артефакты периода Гражданской войны США.

Прямое вмешательство Д. Трампа в войну с памятниками Конфедерации во время событий в Шарлотсвилле, выразившееся в их защите под предлогом сохранения «культурного наследия», еще больше накалило политические страсти. Как заявил Трамп в своем тви-те от 17 августа 2017 г., «печально наблюдать, как историю и культуру нашей великой страны разрывают на части в результате сноса наших прекрасных скульптур и памятников» [Greenwood 2017]. Этим заявлением Трамп подтвердил худшие опасения своих политических оппонентов относительно того, что он действительно является приверженцем философии «превосходства белых». Помимо этого, он подстрекательски написал: «Роберт Э. Ли, Стоунволл Джексон - кто следующий: Вашингтон, Джефферсон?» [Greenwood 2017]. Общественная реакция на слова президента, в том числе и со стороны правокон-сервативных сил, последовала незамедлительно.

Осенью 2017 г. протестующие студенты университета штата Вирджиния накрыли черным покрывалом статую третьего президента - Т. Джефферсо-на, который основал этот университет в 1819 г., обвинив его в том, что он был «расистом» и «насильником». Покрывало было убрано только после личного распоряжения президента универ-

ситета Т. Сулливан, которая в своем заявлении признала, что Т. Джефферсон, «в очевидном противоречии с его убедительными доводами в пользу свободы и прав человека, являлся, тем не менее, рабовладельцем. Университет признает противоречивость своей истории, но эту проблему необходимо решать цивилизованно с помощью открытого диалога» [Miller 2017].

В августе 2017 г. в одном из районов Чикаго был сожжен деревянный бюст 16-го президента - А. Линкольна, который незадолго до этого был облит черной краской. Бюст в течение почти ста лет находился на одной из улиц района, носящего его имя, знаменуя дань уважения жителей Чикаго президенту, политическая деятельность которого была неразрывно связана со штатом Иллинойс [Spielman, Dudek 2017].

В конце октября 2017 г. в Нью-Йорке постамент статуи восседающего на коне 26-го президента Т. Рузвельта, установленной перед входом в Американский музей естественной истории в 1939 г., был облит красной краской. Группа вандалов, осквернившая памятник, потребовала его демонтажа под тем предлогом, что статуя Т. Рузвельта является «расистским памятником» политику, являвшемуся «ярким воплощением теории превосходства белых», которую он «олицетворял и продвигал», однако городские власти им в этом отказали [Moore, Prendergast, Roberts, Steinbuch 2017].

Впрочем, этой участи не избежала статуя 19-го губернатора-демократа штата Флорида Н. Броварда, занимавший этот пост в 1905-1909 гг. Статуя находилась в здании суда в графстве Флорида, носящего его имя. Она была подарена зданию суда в 1993 г. изваявшим ее скульптором. Броварда признали «отъявленным сегрегационистом» за одну из речей, случайно обнаруженную местным юристом, в кото-

рой Бровард предлагал создать за пределами США государство специально для афроамериканцев и депортировать их всех туда. В ночь с 18 на 19 октября 2017 г. статуя была удалена из здания суда и помещена на склад [Barszewski 2017].

Движение за снос памятников натолкнулось на мощное контрнаступление консервативных сил и исторические «мины замедленного действия» в виде штатных и муниципальных законов об охране памятников, принимавшихся с начала XX в. параллельно или вслед за федеральным законом об американских древностях, подписанным президентом Т. Рузвельтом еще в 1906 г. [American Antiquities Act 1906]. В частности, в начале прошлого столетия в Джорджии, Вирджинии и Северной Каролине были приняты штатные законы, запрещавшие демонтаж памятников, героизирующих период Конфедерации или создающих значительные трудности на этом пути. По мере нарастания протестного движения в южных штатах штатные легислатуры в спешном порядке приняли новые законы об охране культурного наследия штата или новые редакции прежних законов. В частности, в Джорджии новая редакция закона об охране культурного наследия была принята в 2004-м. Согласно этому закону, на территории штата запрещается демонтировать, сносить или переносить на другое место любой общественный военный памятник; при этом в законе специально оговорено, что к этой категории памятников относятся и памятники, «героизирующие период Соединенных Штатов Конфедерации» на территории штата [Reynolds 2017].

Наиболее жестким законом об охране памятников является закон о культурном наследии штата Южная Каролина, принятый в 2000 г., согласно которому для переноса или переименования

любого памятника на территории штата, в том числе относящегося ко временам Конфедерации, требуются 2/3 голосов членов обеих палат штатной легислатуры (!). Этот закон многими считается сродни антиэволюционному закону Батлера, принятому в штате Теннесси в 1925 г., который в свое время стал причиной известного «обезьяньего» судебного разбирательства 1925-1926 гг. [Spence 2017].

В мае 2017 г. легислатура штата Алабама в спешном порядке приняла закон о защите памятников штата (Alabama Memorial Preservation Act), согласно которому местные власти должны получить разрешение от властей штата на перенос или переименование памятника или здания, возраст которых составляет не менее 40 лет и старше. Кроме того, закон предусмотрел формирование специального Комитета по защите памятников штата Алабама из 11 членов, в компетенцию которого входит принятие решений-рекомендаций о переносе или переименовании памятников [Alabama Memorial Preservation Act 2017, pp. 4-6].

По аналогичному пути пошли и власти штата Теннесси. В 2013 г. легислатура штата приняла закон об охране культурного наследия штата, который был дополнен в 2016 г. [Tennessee Heritage Protection Act 2016]. Согласно этому закону, любое физическое или юридическое лицо (или группа лиц), желающее демонтировать, перенести или переименовать общественный памятник, должно обратиться за разрешением в Историческую комиссию штата Теннесси, созданную в соответствии с законодательством. Комиссия состоит из 29 человек, включая губернатора штата, из которых правом голоса обладают 24 ее члена. Для получения разрешения на перенос, демонтаж или переименование памятника требуется голоса 2/3 членов комиссии, т.е. 16 че-

ловек [Tennessee Heritage Protection Act 2016, p. 5]. По мнению многих экспертов, петиции с требованием о переносе или демонтаже памятников, прославляющих период Конфедерации, практически не имеют никаких шансов пройти через Историческую комиссию штата [Renkl 2018].

Большая часть вышеперечисленных законов об охране культурного наследия и исторических памятников была принята по инициативе политических фракций в законодательных собраниях и губернаторов Республиканской партии южных штатов. Правокон-сервативные силы подошли к разработке и принятию этих законодательных актов как к продолжению гражданской войны памятников и монументов - войны с применением правовых средств за оборону наследия Конфедерации в противовес фронтальным уличным манифестациям и актам вандализма по сносу и демонтажу наследия Конфедерации, организуемым ле-волиберальными силами, ориентированными на Демократическую партию.

Наследие Конфедерации в идейно-исторической перспективе

Современное движение за снос и демонтаж памятников, имеющих отношение к периоду Конфедерации в истории американского Юга, не является спонтанным извержением чувств негодования по отношению к таким позорным страницам американской истории, как период рабовладения на значительной части территории США. Скорее наоборот - в ретроспективном плане практически со времени окончания Гражданской войны в США наметились две глубинные тенденции общественно-политической жизни. Первая тенденция, проистекавшая из победы Севера стра-

ны в гражданской войне, была направлена на всемерное развитие института гражданских прав и свобод в американском обществе и борьбу со всеми проявлениями расово-этнической сегрегации и дискриминации. Вторая тенденция была обусловлена чувствами реваншизма проигравшего Юга и стремлением разгромленного класса рабовладельцев сохранить, правда в измененной форме, институты разделения общества на высшие и низшие расы, на господ и рабов.

Полуторавековая история полутора тысяч культурных артефактов, имеющих отношение к периоду Конфедерации, имеет свою логику и свое идеологическое значение. Американские аналитики четко выделяют два периода в американской истории конца XIX - XX вв., которые характеризовались всплесками «монументного строительства» и героизации военачальников и военнослужащих армии Конфедерации. Первый период занимает примерно 30 лет - с конца XIX в. и до конца 1920-х гг., т.е. до биржевого краха 1929 г. и начала Великой депрессии, второй - протяженностью примерно 15 лет, с середины 1950-х гг. и до конца 1960-х гг., когда американское общество буквально сотрясла борьба за равные гражданские права, главным образом белого и афроамериканского населения страны. В этой связи можно привести такие данные: из 827 памятников и названий государственных средних школ за последние 150 лет, 408, или примерно половина, появились в период с конца XIX в. и до конца 1920-х гг., 104, или порядка 13%, - с середины 1950-х и до конца 1960-х гг3.

К концу XIX в. Юг США практически полностью оправился от последствий Гражданской войны, восстановил свою экономику. В политическом плане прочные позиции в южных штатах завоевала Демократическая партия, которая стала считать себя идейной наследницей Кон-

федерации. Как следствие этого процесса с 1890 по 1910 г. в конституции 10 из 11 штатов, входивших в состав Конфедерации, были внесены изменения, создавшие основы сегрегационного законодательства по отношению к афроаме-риканскому населению, которое базируется на принципе «равные, но разделенные». Постепенно не только на Юге США, но и еще в 26 штатах возникла просуществовавшая до 1964 г. система расового апартеида, при которой афро-американское население территориально было сегрегировано (полностью отделено) от белого. Сегрегационный водораздел затронул все без исключения общественные сферы: районы проживания, учебные заведения, больницы, общественный транспорт, увеселительные заведения, зоны отдыха, даже межгородской транспорт.

Эти законы получили название «законов Джима Кроу», или законов о неграх (каждый негр получил обезличенное прозвище Джим Кроу). Как подчеркнул американский историк Л. Ти-

шаузер, законы Джима Кроу были нацелены «на создание правовой системы, которая гарантировала белому большинству такую же защиту от "свинства" черных, которые ранее обеспечивали уложения о рабах» [Tischauser 2012, p. xii]. Иными словами, на смену цепям, кнутам и смертельному страху пришли законы, тюрьмы, политическое бесправие и постоянный ужас линчевания. В 1896 г. своим решением Верховный суд США узаконил систему расовой сегрегации, что конституционно закрепило в Америке на последующие 60 лет социально-политическую норму общественной жизни - «превосходство белых» [Pildes, Summer 2000, p. 302].

Именно как следствие сегрегационных законов Джима Кроу и постановления Верховного суда США о признании конституционной нормой «превосходства белых» в южных штатах началось массовое возведение памятников, монументов и знаков, прославляющих и героизирующих лидеров и эпоху Конфедерации. Современные аме-

Рис. 1. Карикатура 1904 г., иллюстрирующая принцип «равные, но раздельные»: железнодорожный вагон «для белых» (слева), и вагон «для Джима Кроу» (справа).

3 Рассчитано по: [Whose Heritage? 2016, pp. 12-13].

риканские историки и исследователи практически единодушны в том, что эти памятники прежде всего символизировали морально-нравственную победу южан в Гражданской войне. Показательно, например, что большая часть памятников и памятных знаков с конца XIX в. и до 1929 г. была воздвигнута на основных полях сражений армий южан и северян, на кладбищах, в зданиях суда и в штатных легислатурах [ ШтЬвтту 2015, рр. 28-29].

Среди этих монументов особенно выделяются многочисленные памятники генералу Р. Ли. Эти памятники имели целью не только реабилитировать и героизировать Ли как главнокомандующего армией Конфедерации, но и представить его как воплощение «редкого сочетания христианских ценностей и непревзойденного мужества, сравнимого лишь с классическими героическими образами времен Римской империи»; помимо этого, памятники Ли, особенно установленные в его родном штате Вирджиния, были призваны провести прямые параллели между ним и другим выходцем из этого штата - отцом-основателем США, первым президентом страны Дж. Вашингтоном, и в этом плане представить Ли как «персонификацию самых лучших качеств американского гражданина, достойных подражания для всех американцев, живущих как на Юге, так и на Севере» [О'СоппвП 2008, р. 170].

Монументы, памятники и памятные знаки, воздвигнутые и сооруженные в первые три десятилетия XX в., имели и другое немаловажное значение -подчеркнуть тот факт, что идеалы и социально-экономическое устройство, за которые боролись конфедераты, восторжествовали на территории южных штатов. За движением по сооружению памятников стояла элита белого общества Юга США, которая «обратились к эпохе Конфедерации как к опоре в ее

стремлении легитимизировать исключительные права южных штатов, разделение общества по половым признакам и расовую иерархию в быстро меняющемся мире. Памятники Конфедерации несли хорошо всем знакомые образы, которые должны были помочь вернуть к жизни общественную память о временах Конфедерации и послужить физическими оковами для сложившегося к тому времени расово-сегрегаци-онного социального порядка» [Seabrook 2015, p. 2].

Но самая главная направленность возводимых монументов и памятников Конфедерации, по авторитетному заключению историка Чикагского университета Дж. Дейли, состояла не в том, чтобы «увековечить прошлое», но в том, чтобы утвердить «общество превосходства белых в будущем» [Parks 2017].

В августе 2017 г. свое авторитетное мнение по поводу памятников Конфедерации высказала влиятельная Американская историческая ассоциация. В специальном заявлении она указала, что речь идет не об исторических артефактах, а об их интерпретации в сознании ныне живущих поколений американцев. «Демонтаж памятника или изменение названия школы или улицы, -указывается в заявлении, - не означает стирания истории, но скорее привлекает внимание к прежней ее интерпретации». В этом плане Американская историческая ассоциация однозначно высказалась в пользу той точки зрения, что монументы Конфедерации, сооруженные или воздвигнутые в конце XIX - начале ХХ вв., были призваны подчеркнуть «политическое унижение афроамериканцев и их изоляцию от основного русла общественной жизни». Волна переименований и популяризация флага Конфедерации в середине ХХ в. являлись сугубо «политическими символами», имевшими це-

лью утвердить в общественном сознании «символику превосходства белого большинства».

Вместе с тем Американская историческая ассоциация призвала к осторожности в раскручивании кампании по сносу и демонтажу памятников Конфедерации, высказавшись в пользу того, что судьба каждого памятника или памятного знака должна решаться индивидуально с учетом мнения жителей каждого конкретного штата или конкретной географической местности. При этом она четко указала на возможные конечные последствия демонтажа памятника «каждого политически известного рабовладельца» Америки: «Джордж Вашингтон был рабовладельцем, но один из самых известных памятников Америки - памятник Вашингтону в столице страны - воздвигнут в знак признательности за его вклад в строительство американской нации. Поэтому нет никакой логической связи между строителями и защитниками нации - пусть и далекими от идеальных образов - и теми людьми, которые довели страну до полного уничтожения во имя защиты рабства» [AHA Statement on Confederate Monuments 2017].

В современном американском обществе водораздел в оценке идейно-исторической роли и значения памятников Конфедерации (и некоторых других памятников американской истории, включая даже памятник Христофору Колумбу в Нью-Йорке) прошел по оси «культурное наследие» - «символы темных страниц американского прошлого». Для леволиберальных сил, особенно связанных с расово-эт-ническими меньшинствами, памятники Конфедерации и по сей день являются живым воплощением идей высших и низших рас, что является мощным препятствием для формирования общества будущего, базирующегося на

принципах «свободы, равенства и братства». Для правоконсервативных сил памятники Конфедерации - артефакты культурного населения Америки, повышенный интерес к знаниям о которых способен только спровоцировать очередной виток общественного противостояния, чреватого гражданскими конфликтами с большим числом человеческих жертв.

Американское общество традиционно имеет короткую историческую память, и этот фактор в целом помогает правоконсервативной Америке в ее стратегии и тактике сохранения памятников Конфедерации. Так, согласно опросу общественного мнения, проведенному в августе 2017 г. социологическими службами «Рейтерс/Ип-сос», американцы в соотношении голосов 2 (54%) к 1 (27%) склоняются к тому, чтобы «оставить памятники Конфедерации в покое» [Edwards-Levy 2017]. Вместе с тем нельзя не признать, что президентство Д. Трампа в ближайшем обозримом будущем станет главной причиной острых дебатов о судьбе монументов и памятников, олицетворяющих «темное американское прошлое».

Список литературы

AHA Statement on Confederate Monuments (August 2017) // American Historical Association // https://www.histo-rians.org/news-and-advocacy/statements-and-resolutions-of-support-and-protest/ aha-statement-on-confederate-monu-ments, дата обращения 10.02.2018.

Alabama Memorial Preservation Act of 2017 (AL Act 2017-354) // http://arc-sos.state.al.us/PAC/SOSACP-DF.001/A0012128.PDF, дата обращения 10.02.2018.

American Antiquities Act of 1906. 16 USC 431-433 // National Park Service // https://www.nps.gov/history/lo-

cal-law/anti1906.htm, дата обращения 10.02.2018.

Ansley F. (1997) White Supremacy (And What We Should Do about It) // Critical White Studies: Looking Behind the Mirror (eds. Delgado R., Stefancic J.). Philadelphia: Temple University Press, pp. 592-595.

Barszewski L. (2017) Family Says There's More to Gov. Broward than Just One Speech // Sun Sentinel, October 19, 2017 // http://www.sun-sentinel.com/lo-cal/broward/fl-reg-florida-governor-bro-ward-legacy-racism-20171018-story.html, дата обращения 10.02.2018.

Buell S. (2017) Massachusetts Is Finally Removing Its Confederate Monument // Boston News, October 2, 2017 // http://www.bostonmagazine.com/ news/2017/10/02/massachusetts-remov-ing-confederate-monument/, дата обращения 10.02.2018.

Drew J. (2017) Duke University Removes Robert E. Lee Statue from Chapel // Winston-Salem Journal, August 19, 2017 // http://www.journalnow. com/news/state_region/duke-universi-ty-removes-robert-e-lee-statue-from-cha-pel/article_049f02c2-f68a-5016-bc94-9b88c71b0d32.html, дата обращения 10.02.2018.

Edwards-Levy A. (2017) Polls Find Little Support For Confederate Statue Removal - But How You Ask Matters // HuffPost, August 23, 2017 // https://www.huffingtonpost.com/en-try/confederate-statues-removal-polls_ us_599de056e4b05710aa59841c, дата обращения 10.02.2018.

Ellison S. (2017) Why Charlottesville, Liberal College Town, Became Ground Zero for White Supremacy // Vanity Fair, August 15, 2017 // https://www.vanityfair. com/news/2017/08/charlottesville-liberal-college-town-ground-zero-for-white-su-premacy, дата обращения 10.02.2018.

Epstein J. (2016) Long Beach to Rename Three Schools // The Grunion, July

19, 2016 // http://www.gazettes.com/news/ long-beach-to-rename-three-schools/ article_43edd8fe-4dd0-11e6-8af7-234d98574d53.html, дата обращения 10.02.2018.

Garnier T. (2017) South Carolina Judge Dismisses Case to Keep Confederate Flag in Courtroom // Fox News, August 24, 2017 // http://www.foxnews.com/ us/2017/08/24/south-carolina-judge-dis-misses-case-to-keep-confederate-flag-in-courtroom.html, дата обращения 10.02. 2018.

Gray E. (2015) The History Of Using White Female Sexuality To Justify Racist Violence // HuffPost, June 18, 2015 // https://www.huffingtonpost. com/2015/06/18/white-female-sexuality-and-racist-violence-a-history_n_7613048. html, дата обращения 10.02.2018.

Greenwood M. (2017) Trump Defends 'Beautiful' Confederate Statues // The Hill, August 17, 2017 // http://thehill. com/homenews/administration/346929-trump-revives-defense-of-confederate-monuments, дата обращения 10.02.2018.

Grierson J. (2017) Baltimore Takes Down Confederate Statues in Middle of Night // The Guardian, August 16, 2017 // https://www.theguardian.com/ us-news/2017/aug/16/baltimore-takes-down-confederate-statues-in-middle-of-night, дата обращения 10.02.2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

How Six Flags Over Texas Overreacted to the Confederate Controversy (2017) // Dallas News, August 23, 2017 // https:// www.dallasnews.com/opinion/editori-als/2017/08/23/amid-confederacy-de-bate-six-flags-decision-dump-namesake-banners-fails-facts-vs-tribute-test, дата обращения 10.02.2018.

Jackson A. (2017) Durham, North Carolina: Seven Arrested in Toppling of Confederate Statue // CNN, August 17, 2017 // http://edition.cnn.com/2017/08/ 14/us/ confederate-statue-pulled-down-north-carolina-trnd/index.html, дата обращения 10.02.2018.

Miller J. (2017) Protesters Cover UVA's Thomas Jefferson Statue in Black Shroud // New York Post, September 13, 2017 // https://nypost.com/2017/09/13/protest-ers-cover-uvas-thomas-jefferson-statue-in-black-shroud/, дата обращения 10.02. 2018.

Moore T., Prendergast D., Roberts G., Steinbuch Y. (2017) Teddy Roosevelt Attacked at Museum of Natural History // New York Post, October 26, 2017 // https://nypost.com/2017/10/26/teddy-roosevelt-statue-doused-in-red-paint/, дата обращения 10.02.2018.

New Orleans Tears Down Confederate Monument (2017) // CBS News, April 24, 2017 // https://www.cbsnews.com/news/ vigil-vs-removal-of-statue-of-confeder-ate-president-jefferson-davis-in-new-or-leans/, дата обращения 10.02.2018.

Newkirk V. (2017) The Language of White Supremacy // The Atlantic, October 6, 2017 // https://www.theatlantic. com/politics/archive/2017/10/the-lan-guage-of-white-supremacy/542148/, дата обращения 10.02.2018.

O'Connell E. (2008) Public Commemoration of the Civil War and Monuments to Memory: The Triumph of Robert E. Lee and the Lost Cause. Stony Brook University.

Parks M. (2017) Confederate Statues Were Built To Further A 'White Supremacist Future' // NRP, August 20, 2017 // https:// www.npr.org/2017/08/20/544266880/con-federate-statues-were-built-to-further-a-white-supremacist-future, дата обращения 10.02.2018.

Pildes R. (2000) Democracy, Anti-democracy, and Canon // Constitutional Commentary, vol. 17, no 2, pp. 295-319.

Renkl M. (2018) A Monument the Old South Would Like to Ignore // The New York Times, January 29, 2018 // https:// www.nytimes.com/2018/01/29/opinion/ south-monuments-nashville.html, дата обращения 10.02.2018.

Reynolds J. (2017) Georgia State Law Makes it Difficult to Completely Re-

move or Hide Confederate Monuments // 13WMAZ, August 17, 2017 // http:// www. 13wmaz. com/mobile/article/news/ local/georgia-state-law-makes-it-diffi-cult-to-completely-remove-or-hide-con-federate-monuments/93-464932603, дата обращения 10.02.2018.

Rios E. (2017) A Mississippi School Named for Jefferson Davis Is Being Renamed After Obama // Mother Jones, October 18, 2017 // https://www.mother-jones.com/politics/2017/10/a-mississippi-school-named-for-jefferson-davis-is-be-ing-renamed-after-obama/, дата обращения 10.02.2018.

Robles F., Horowitz J., Dewan Sh. (2015) Dylann Roof, Suspect in Charleston Shooting, Flew the Flags of White Power // The New York Times, June 18, 2015 // https://www.nytimes.com/2015/06/19/us/ on-facebook-dylann-roof-charleston-sus-pect-wears-symbols-of-white-supremacy. html, дата обращения 10.02.2018.

Seabrook Th. (2015) Tributes to the Past, Present, and Future: Confederate Memori-alization in Virginia, 1914-1919 // https:// vtechworks.lib.vt.edu/bitstream/han-dle/10919/52895/Seabrook_TR_T_2015. pdf?sequence=1&isAllowed=y, дата обращения 10.02.2018.

Spence S. (2017) Heritage Act Protecting S.C. Monuments Akin to Anti-evolution Law in Scopes Monkey Trial, Charleston Lawyer Says // Charleston City Paper, August 18, 2017 // https:// www.charlestoncitypaper.com/TheBattery/ archives/2017/08/18/heritage-act-protect-ing-sc-monuments-akin-to-anti-evolution-law-in-scopes-monkey-trial-charleston-lawyer-says, дата обращения 10.02.2018.

Spielman F., Dudek M. (2017) Alderman Says Lincoln Bust in West Englewood Burned // Chicago Sun-Times, August 17, 2017 // https://chicago.suntimes.com/chi-cago-politics/674297/, дата обращения 10.02.2018.

Tamburin A. (2016) Daughters of the Confederacy Reluctantly Accepts Vander-

bilt Deal // Tennessean, August 16, 2016 // https://www.tennessean.com/story/news/ education/2016/08/16/daughters-con-federacy-reluctantly-accepts-vanderbilt-deal/88873674/, дата обращения 10.02. 2018.

Tennessee Heritage Protection Act of 2016 // http://wwwHB2129.pdf, дата обращения 10.02.2018.

Tischauser L. (2012) Jim Crow Laws. Santa Barbara: Greenwood.

Whose Heritage? Public Symbols of the Confederacy (2016) // Southern Poverty Law Center // https://www.splcenter. org/sites/default/files/com_whose_heri-tage.pdf, дата обращения 10.02.2018.

Winberry J. (2015) 'Lest We Forget': The Confederate Monument and the Southern Townscape // Southeastern Geographer, vol. 55, no 1, pp. 19-31.

Culture and Identity

Alive American History: dvil War of Monuments

Natalia M. TRAVKINA

PhD in Politics, Center for Domestic Policy Research Head, Institute for U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences. Address: 2/3, Khlebnyj Lane, Moscow, 123995 Russian Federation. E-mail: uspolitika@gmail.com

CITATION: Travkina N.M. (2018) Alive American History: Civil War of Monuments. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 11, no 2, pp. 12-29 (in Russian). DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-2-12-29

ABSTRACT. The article analyzes the origins and causes of public resistance in the United States about the issue of preservation of monuments, symbolizing the period of the Confederacy in the U.S. South during the Civil war (1861-1865). Indicates that the main factor in the confrontation was a victory in the presidential elections of 2016 of D.Trump, who in the minds of his Democratic Party supporters is associated with racial ideas of "white supremacy". With the coming to power of D. Trump in the U.S. relatively powerful movement emerged, mainly in the southern States for the demolition and dismantling of Confederate monuments, which symbolize, in the opinion of left-liberal forces, the ideas and theories of superior and inferior races, who were believed to be sunk into oblivion af-

ter the adoption in the 1960-s of civil rights laws. Currently in the U.S. there are more than 1.5 thousand artifacts relating to or symbolizing the period of the Confederacy and glorify its military leaders. The specific histories of the dismantling of monuments of the Confederation in various States are outlined. However are considered and the counteractions of the opponents of dismantling the legacy of the Confederacy are considered, which created in the recent years the strong legal barriers for the protection of Confederate monuments under the pretext of protecting the cultural heritage of past historical periods. It is stated that in retrospect, the current wave of dismantling of the Confederate monument is to some extent a justified step because for the first 30 years of the twentieth century these monu-

ments were erected as political symbols of the segregation-racist regime of apartheid established in 26 U.S. States after the adoption of the so-called laws of "Jim Crow" at the turn of XIX-XX centuries. In the conclusion it is stated that under the President D. Trump the severity of the problem of the removal/preservation of Confederate monuments and other monuments of the past American history will remain in the foreseeable future.

KEY WORDS: Civil war, Confederate monuments, cultural and historical heritage, President D. Trump, general R. Lee, white supremacy, Jim Crow laws

References

AHA Statement on Confederate Monuments (August 2017). American Historical Association. Available at: https://www. historians.org/news-and-advocacy/state-ments-and-resolutions-of-support-and-protest/aha-statement-on-confederate-monuments, accessed 10.02.2018.

Alabama Memorial Preservation Act of 2017 (AL Act 2017-354). Available at: http://arc-sos.state.al.us/PAC/SOSACPDF. 001/A0012128.PDF, accessed 10.02.2018.

American Antiquities Act of 1906. 16 USC 431-433. National Park Service. Available at: https://www.nps.gov/histo-ry/local-law/anti1906.htm, accessed 10.02. 2018.

Ansley F. (1997) White Supremacy (And What We Should Do about It). Critical White Studies: Looking Behind the Mirror (eds. Delgado R., Stefancic J.). Philadelphia: Temple University Press, pp. 592-595.

Barszewski L. (2017) Family Says There's More to Gov. Broward than Just One Speech. Sun Sentinel, October 19, 2017. Available at: http://www.sun-sen-tinel.com/local/broward/fl-reg-flori-da-governor-broward-legacy-racism-20171018-story.html, accessed 10.02.2018.

Buell S. (2017) Massachusetts Is Finally Removing Its Confederate Monument. Boston News, October 2, 2017. Available at: http://www.bostonmagazine.com/ news/2017/10/02/massachusetts-remov-ing-confederate-monument/, accessed 10. 02.2018.

Drew J. (2017) Duke University Removes Robert E. Lee Statue from Chapel. Winston-Salem Journal, August 19, 2017. Available at: http://www.jour-nalnow.com/news/state_region/duke-university-removes-robert-e-lee-stat-ue-from-chapel/article_049f02c2-f68a-5016-bc94-9b88c71b0d32.html, accessed 10.02.2018.

Edwards-Levy A. (2017) Polls Find Little Support For Confederate Statue Removal - But How You Ask Matters. Huff-Post, August 23, 2017. Available at: https:// www.huffingtonpost.com/entry/confeder-ate-statues-removal-polls_us_ 599de056e-4b05710aa59841c, accessed 10.02.2018.

Ellison S. (2017) Why Charlottesville, Liberal College Town, Became Ground Zero for White Supremacy. Vanity Fair, August 15, 2017. Available at: https://www. vanityfair.com/news/2017/08/charlottes-ville-liberal-college-town-ground-zero-for-white-supremacy, accessed 10.02.2018.

Epstein J. (2016) Long Beach to Rename Three Schools. The Grunion, July 19, 2016. Available at: http://www.gazettes. com/news/long-beach-to-rename-three-schools/article_43edd8fe-4dd0-11e6-8af7-234d98574d53.html, accessed 10.02.2018.

Garnier T. (2017) South Carolina Judge Dismisses Case to Keep Confederate Flag in Courtroom. Fox News, August 24, 2017. Available at: http://www.foxnews.com/ us/2017/08/24/south-carolina-judge-dis-misses-case-to-keep-confederate-flag-in-courtroom.html, accessed 10.02.2018.

Gray E. (2015) The History Of Using White Female Sexuality To Justify Racist Violence. HuffPost, June 18, 2015. Available at: https://www.huffingtonpost.com/ 2015/06/18/white-female-sexuality-and-

racist-violence-a-history_n_7613048.html, accessed 10.02.2018.

Greenwood M. (2017) Trump Defends 'Beautiful' Confederate Statues. The Hill, August 17, 2017. Available at: http://thehill. com/homenews/administration/346929-trump-revives-defense-of-confederate-monuments, accessed 10.02.2018.

Grierson J. (2017) Baltimore Takes Down Confederate Statues in Middle of Night. The Guardian, August 16, 2017. Available at: https://www.theguardian.com/ us-news/2017/aug/16/baltimore-takes-down-confederate-statues-in-middle-of-night, accessed 10.02.2018.

How Six Flags Over Texas Overreacted to the Confederate Controversy (2017). Dallas News, August 23, 2017. Available at: https://www.dallasnews.com/opinion/edi-torials/2017/08/23/amid-confederacy-de-bate-six-flags-decision-dump-namesake-banners-fails-facts-vs-tribute-test, accessed 10.02.2018.

Jackson A. (2017) Durham, North Carolina: Seven Arrested in Toppling of Confederate Statue. CNN, August 17, 2017. Available at: http://edition.cnn.com/2017/ 08/14/us/confederate-statue-pulled-down-north-carolina-trnd/index.html, accessed 10.02.2018.

Miller J. (2017) Protesters Cover UVA's Thomas Jefferson Statue in Black Shroud. New York Post, September 13, 2017. Available at: https://nypost.com/2017/09/13/ protesters-cover-uvas-thomas-jeffer-son-statue-in-black-shroud/, accessed 10.02.2018.

Moore T., Prendergast D., Roberts G., Steinbuch Y. (2017) Teddy Roosevelt Attacked at Museum of Natural History. New York Post, October 26, 2017. Available at: https://nypost.com/2017/10/26/teddy-roosevelt-statue-doused-in-red-paint/, accessed 10.02.2018.

New Orleans Tears Down Confederate Monument (2017). CBS News, April 24, 2017. Available at: https://www.cbsnews. com/news/vigil-vs-removal-of-statue-of-

confederate-president-jefferson-davis-in-new-orleans/, accessed 10.02.2018.

Newkirk V. (2017) The Language of White Supremacy. The Atlantic, October 6, 2017. Available at: https://www.theatlan-tic. com/politics/archive/2017/10/the-lan-guage-of-white-supremacy/542148/, accessed 10.02.2018.

O'Connell E. (2008) Public Commemoration of the Civil War and Monuments to Memory: The Triumph of Robert E. Lee and the Lost Cause. Stony Brook University.

Parks M. (2017) Confederate Statues Were Built To Further A 'White Supremacist Future'. NRP, August 20, 2017. Available at: https://www.npr.org/2017/08/20/ 544266880/confederate-statues-were-built-to-further-a-white-supremacist-future, accessed 10.02.2018.

Pildes R. (2000) Democracy, Anti-democracy, and Canon. Constitutional Commentary, vol. 17, no 2, pp. 295-319.

Renkl M. (2018) A Monument the Old South Would Like to Ignore. The New York Times, January 29, 2018. Available at: https://www.nytimes.com/2018/01 /29/ opinion/south-monuments-nashville.ht-ml, accessed 10.02.2018.

Reynolds J. (2017) Georgia State Law Makes it Difficult to Completely Remove or Hide Confederate Monuments. 13WMAZ, August 17, 2017. Available at: http://www. 13wmaz. com/mobile/article/ news/local/georgia-state-law-makes-it-difficult-to-completely-remove-or-hide-confederate-monuments/93-464932603, accessed 10.02.2018.

Rios E. (2017) A Mississippi School Named for Jefferson Davis Is Being Renamed After Obama. Mother Jones, October 18, 2017. Available at: https://www. motherjones.com/politics/2017/10/a-mississippi-school-named-for-jefferson-davis-is-being-renamed-after-obama/, accessed 10.02.2018.

Robles F., Horowitz J., Dewan Sh. (2015) Dylann Roof, Suspect in Charleston Shoot-

ing, Flew the Flags of White Power. The New York Times, June 18, 2015. Available at: https://www.nytimes.com/2015/06/19/us/ on-facebook-dylann-roof-charleston-sus-pect-wears-symbols-of-white-supremacy. html, accessed 10.02.2018.

Seabrook Th. (2015) Tributes to the Past, Present, and Future: Confederate Memorial-ization in Virginia, 1914-1919. Available at: https://vtechworks.lib.vt.edu/bitstream/han-dle/10919/52895/Seabrook_TR_T_2015. pdf?sequence= 1 &isAllowed=y, accessed 10.02.2018.

Spence S. (2017) Heritage Act Protecting S.C. Monuments Akin to Anti-evolution Law in Scopes Monkey Trial, Charleston Lawyer Says. Charleston City Paper, August 18, 2017. Available at: https://www. charlestoncitypaper.com/TheBattery/ar-chives/2017/08/18/heritage-act-protect-ing-sc-monuments-akin-to-anti-evolu-tion-law-in-scopes-monkey-trial-charles-ton-lawyer-says, accessed 10.02.2018.

Spielman F., Dudek M. (2017) Alderman Says Lincoln Bust in West Engle-

wood Burned. Chicago Sun-Times, August 17, 2017. Available at: https://chicago.sun-times.com/chicago-politics/674297/, accessed 10.02.2018.

Tamburin A. (2016) Daughters of the Confederacy Reluctantly Accepts Vanderbilt Deal. Tennessean, August 16, 2016. Available at: https://www.tennessean.com/sto-ry/news/education/2016/08/16/daughters-confederacy-reluctantly-accepts-vander-bilt-deal/88873674/, accessed 10.02.2018.

Tennessee Heritage Protection Act of 2016. Available at: http://wwwHB2129. pdf, accessed 10.02.2018.

Tischauser L. (2012) Jim Crow Laws. Santa Barbara: Greenwood.

Whose Heritage? Public Symbols of the Confederacy (2016). Southern Poverty Law Center. Available at: https://www. splcenter.org/sites/default/files/com_ whose_heritage.pdf, accessed 10.02.2018.

Winberry J. (2015) 'Lest We Forget': The Confederate Monument and the Southern Townscape. Southeastern Geographer, vol. 55, no 1, pp. 19-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.