Научная статья на тему 'Ожирение у девушек-подростков: взаимосвязь нейроэндокринных и психопатологических расстройств'

Ожирение у девушек-подростков: взаимосвязь нейроэндокринных и психопатологических расстройств Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
428
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ткаченко Н. В., Андреева В. О., Заика В. Г., Андреев А. С., Лев Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ожирение у девушек-подростков: взаимосвязь нейроэндокринных и психопатологических расстройств»

Дети с нарушением речи обнаружили отставание в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушали последовательность элементов действия, опускали его составные части, дольше формулировали фразы. Что следует учитывать при создании программ обучения гигиене полости рта для детей дошкольного возраста, обнаруживающих ограниченные возможности здоровья. Однако, исходя из зарегистрированного индекса гигиены полости рта и фактического количества детей, нуждающихся в лечении, можно предположить, что дети преувеличили частоту и качество производимой ими чистки зубов.

Таким образом, в результате исследования были выявление низкие гигиенические знания у родителей и навыки у детей. Педагогам также необходимо медицинское просвещение в вопросах гигиены полости рта.

Ткаченко Н.В., Андреева В.О., Заика В.Г., Андреев А.С., Лев Л.М.

ОЖИРЕНИЕ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ: ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕЙРОЭНДОКРИННЫХ И

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.

ФГБУ ".Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии Минздравсоцразвития России", Ростовский государственный медицинский университет, Ростовский филиал ГКУЗ «Психоневрологический диспансер» Ростовской области. Ростов-на-Дону, tnvtsa@rambler.ru

Проблема избыточного веса на сегодняшний день является одной из основных проблем здравоохранения. Пристальное внимание специалистов к этой патологии обусловлено, главным образом, не эстетическими изменениями, а глобальными нарушениями в организме человека, страдающего ожирением. Давно известно, что ожирение всегда ассоциировано с множественной соматической патологией - сахарным диабетом типа 2, артериальной гипертензией, сердечнососудистой патологией, онкологическими и другими заболеваниями, не только ухудшающими качество жизни, но и увеличивающими смертность среди данных больных в 12 раз по сравнению с нормостениками. Наряду с соматическими заболеваниями у женщин с ожирением повышен риск формирования гинекологической патологии. Так, при алиментарном ожирении нарушения менструальной функции наблюдаются в 6 раз чаще, а первичное бесплодие в 2 раза чаще, чем у женщин с нормальной массой тела, причем имеется прямая зависимость между избытком массы тела и тяжестью расстройств овуляторной функции. У женщин и девочек ожирение сопровождается высокой частотой ановуляций, феноменом абсолютной или относительной гиперэстрогении, с

которым связано расстройство ритма менструаций, развитие гиперпластических процессов эндометрия и высокая распространенность рака эндометрия, яичников и молочных желез. В последнее время отдельной проблемой стало растущее детское и подростковое ожирение. Особенно привлекает внимание группа девушек-подростков. За медицинской помощью к подростковому гинекологу, как правило, обращаются в случае первичной аменореи, тогда как вторичную аменорею, гипоменорею, олиго- и опсоменорею подростки и их родители не считают проблемой, требующей немедленного вмешательства, и обращаются к врачу лишь в тех случаях, когда менструация отсутствует 12 и более месяцев. Запущенность данных расстройств в подростковом возрасте может способствовать переходу функциональных нарушений в органические и стать причиной гормонально обусловленных заболеваний в репродуктивном возрасте.

На протяжении длительного времени проблема избыточного веса являлась объектом пристального внимания исследователей разных специальностей в связи с отрицательным влиянием данной патологии на качество жизни пациентов во все возрастные периоды. Изучались механизмы регуляции пищевого поведения, так были описаны центральные механизмы путем влияния гипоталамических нейропептидов: орексигенных (нейропептидУ и несфатин-1) и анорексигенных (кокаин/амфетамин-регулирующий транскрипт - CART и проопиомеланокортин), а также периферических механизмов регуляции системы липостата (роль адипоцитокинов - лептин, грелин, обестатин, оментин, фактор некроза опухоли-а (ФНО-а), а также рецепторов лептина и ФНО-а. Однако, причинно-следственные отношения между выраженностью и типом нарушений пищевого поведения и уровнем медиаторов энергетического обмена до конца не изучены и вопросы их возможной взаимосвязи остаются открытыми.

В последние годы проблема нарушений пищевого поведения у больных с выраженными формами ожирения привлекла внимание психиатров, однако как в нашей стране, так и за рубежом психопатологическим исследованиям по проблемам ожирения уделяется недостаточно внимания, и взаимосвязь алиментарно-конституционального ожирения и психических расстройств остается малоизученной. Между тем, по данным литературы, частота пограничных психических расстройств у пациенток, страдающих ожирением по данным разных авторов колеблется от 68,9% до 86,7%, что значительно превышает частоту пограничных психических расстройств среди общей популяции в целом (23%) и женщин в частности (18,4%).

Изучая проблемы ожирения, психиатры сталкиваются с определенными сложностями: нередко можно наблюдать сочетание как первичных

психопатологических расстройств, способствующих развитию ожирения, так и вторичных, являющихся его следствием. Важную роль в развитии заболевания

735

играют генетические факторы, а также наследственно-обусловленная дисфункция церебральных систем, контролирующих аппетит, преморбидные особенности личности пациентов, а также воспитание неправильных пищевых привычек и предпочтений в раннем детстве. Для пациентов с ожирением характерно формирование определенных пищевых стереотипов, способствующих набору и поддержанию массы тела. Пища может использоваться в качестве средства нормализации эмоционального состояния, при этом, удовлетворение от избыточного количества вкусной пищи как бы компенсирует отрицательные эмоциональные переживания. Повышенное влечение к еде нередко сочетается с колебаниями настроения, тревогой и страхом. Кроме того, среди факторов, приводящих к развитию заболевания, нельзя исключать семейные традиции употребления избыточного количества калорийной пищи. Чрезмерно повышенный аппетит с постоянным перееданием - полифагия, булимия -наблюдается при расстройствах влечений, за счёт чего может формироваться развитие заболевания с наличием биохимических, эндокринных, обменных нарушений.

Цель исследования - изучить факторы, предрасполагающие к развитию ожирения у девушек-подростков с нарушением менструального цикла, сравнить нейро-эндокринно-метаболические нарушения, возникающие при разных типах нарушения пищевого поведения, а также установить взаимосвязь между нейроэндокринными и психопатологическими феноменами.

В исследование были включены 68 девушек в возрасте от 13 до 17 лет с нарушением менструального цикла на фоне ожирения. Индекс массы тела (ИМТ) девочек при первичном обращении в среднем составлял 37,5 (32,6; 43,2).

Определялось сывороточное содержание лептина, гонадотропинов, тестостерона, АКТГ, кортизола методом ИФА. Кроме того, проводился подробный сбор анамнестических данных, изучение преморбидных особенностей личности путем заполнения личностного опросника Мини-мульт, выявление уровня тревоги и депрессии с помощью шкал Гамильтона, а также определение типа пищевого поведения путем анализа результата анкетирования.

В ходе исследования у 88% (60 пациенток) установлено наличие в роду ближайших родственников с ожирением. Кроме того, выявлена наследственная отягощенность по сахарному диабету, инфаркту миокарда, инсульту, у 64,7% больных (44 чел.) ближайшие родственники страдали алкоголизмом.

В зависимости от типа пищевого поведения пациентки были разделены на три группы. I группу составили 32 девушки с эмоциогенным типом пищевого поведения, когда стимулом к приему пищи становился эмоциональный дискомфорт; II - 24 человека с экстернальным поведением, когда главным был внешний стимул, и прием пищи осуществлялся всегда, когда она была доступна и

736

III - 12 человек с ограничительным, которые стремились снизить вес

самостоятельно путем наиболее строжайших диет. Нами установлен повышенный уровень тревоги у 78,1% пациенток I группы (25чел.), у 21,8% (7 чел.) отмечались клинические признаки депрессии, подтвержденные тестовыми методиками. У пациенток с экстернальным типом пищевого поведения (II группа) эти показатели были значительно ниже: уровень тревоги был повышен только у 25% (6 чел.), признаков депрессии не отмечалось. В III группе уровень тревоги был высоким у всех пациенток (100%) и отмечалась депрессия легкой степени выраженности.

Также проводился анализ личностных особенностей пациенток и их влияния на эффективность лечения. Была обнаружена такая закономерность, что пациентки с преобладающими в характере гипертимными чертами активно жалоб не предъявляли, принимали свою болезнь, у них сохранялась выраженная социальная активность, самооценка девушек в связи с избыточным весом снижалась незначительно, мотивации к снижению веса не было. Рекомендуемые лечебные мероприятия девушками данной группы соблюдались, однако диетические мероприятия выдерживались недолгое время, что снижало эффективность лечения. У девушек с тревожно-мнительными чертами отмечалась заниженная самооценка, у части из них были навязчивые мысли по поводу своего веса, субдепрессивные реакции. Пациентки с шизоидными чертами активно диссимулировали, неохотно раскрывались в своих переживаниях, отрицали наличие заболевания, в лечение вовлекались неохотно, к врачу, как правило, обращались по настоянию родственников. Среди 68 обследуемых девушек с ожирением у 12 четко прослеживались периоды «зверского аппетита», сопровождающиеся поглощением большого объема пищи, у 9 девушек это сопровождалось чувством вины, навязчивыми мыслями об избыточном весе, попытками похудеть с помощью диеты, приема слабительных и мочегонных средств. При этом у 3 других пациенток периоды обжорства сочетались с периодами отсутствия чувства голода, характерными были резкие скачки веса. На лечебные мероприятия соглашались неохотно, не видя необходимости в них, переживаний по поводу избыточного веса не наблюдалось, т.к. была уверенность в том, что за периодом повышенного аппетита последует период его отсутствия, сопровождающийся снижением веса.

При сравнении гормональных показателей был выявлен высокий уровень кортизола у 84,3% пациенток I группы (27 чел.), воП группе этот показатель был повышен только в 12,5% случаев (4 чел.). В III группе повышение уровня кортизола наблюдалось у 33,3%(4 чел.). Изменение концентрации гонадотропных гормонов было обнаружено во всех трех группах, однако связь с типом пищевого поведения нами не установлена. Повышение уровня тестостерона также было обнаружено во всех группах, несколько чаще в группе с экстернальным пищевым

737

поведением.

У всех пациенток трех исследуемых групп (100% случаев) была выявлена гиперлептинемия, с наиболее высокими показателями лептина во II группе.

Таким образом, нами установлены основные механизмы, приводящие к развитию избыточного веса и расстройствам менструального цикла, включающие наследственные факторы, неправильные пищевые привычки, заложенные в детстве, стрессовые факторы, приводящие к «заеданию» стресса. Определена роль личностных особенностей, которые не только предрасполагают к развитию заболеванию, но и влияют на эффективность лечения. Кроме того, установлена связь гормональных нарушений с клинико-психопатологическими расстройствами, возникающими при различных типах нарушений пищевого поведения. Следовательно, комплексное лечение пациенток с ожирением при участии психиатров, гинекологов и эндокринологов, помогающее отказаться от неправильных пищевых стереотипов, улучшит эффективность восстановления репродуктивной функции и качество жизни больных.

Частоедова И.А., Точилина О.А.

НАРУШЕНИЕ МИКРОБИОЦЕНОЗА КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТЯГОЩЕННЫМ АНАМНЕЗОМ И ПРОБИОТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

ГБОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития РФ, погтрЪуъ^Ыгоудта.ги

Несмотря на многочисленные исследования по изучению кишечного дисбактериоза у детей и обилию практических рекомендаций по восстановлению кишечного микробиоценоза, проблема остается актуальной, так как не наблюдается даже тенденция к их сокращению. Наиболее физиологическим способом коррекции дисбиотических нарушений, как отмечают многие исследователи (Шендеров Б.А., Запруднов А.М., 1999), являются пробиотики, которые содержат живые бактерии, способные прижиться в кишечнике, а не проходить через него транзитом. Однако, в последнее время, многие врачи отмечают неэффективность метода заселения кишечника недостающими микроорганизмами, а также нестабильность результатов лечения дисбактериоза (Хавкин А.И., Бельмер С.В., Шихарева И.С., 2002). Преодолеть недостатки пробиотиков (разрушение их в кислой среде желудка и щелочной среде 12-перстной кишки, конкурентная борьба с местной микрофлорой толстого кишечника) могут симбиотики - препараты, содержащие пробиотики и пребиотики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.