Ожидания школьников относительно будущей работы
А. В. Южанинова
Статья поступила в редакцию в июне 2013 г.
Южанинова Александра Викторовна
младший научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, 101 000, Славянская площадь, д. 4/2. E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируются ожидания российских школьников 9-х классов в отношении их первой занятости в будущем: когда они намерены начать работать, считают ли они, что работа прежде всего должна приносить высокий доход, или для них важнее возможность самореализации в трудовой деятельности. Эмпирической базой исследования послужили результаты первой волны лонгитюдного исследования, запущенного в 2010 г. Институтом развития образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов». Опрошены учащиеся 9-х классов, которые в 2010/2011 учебном году проходили международное тестирование TIMSS-2011 (3797 учащихся в 41 регионе РФ), а также их родители. Построены модели на основе логистической регрессии, где зависи-
мой переменной выступают ожидания школьников относительно будущей работы, а независимыми — группы факторов, характеризующие семейный бэкграунд учащегося, культурный капитал семьи и личностные черты респондента. Установлено, что семейные характеристики связаны с ожиданиями учащихся относительно их будущей работы значительно слабее, чем личностные свойства. При этом предпочтения родителей в отношении будущей работы их ребенка совершенно не влияют на мнение самого школьника. На основании данных следующей волны исследования автор предполагает оценить, насколько были реализованы планы школьников относительно времени выхода на работу и продолжения обучения в школе, а также охарактеризовать изменения системы ценностей, на которую ориентируются школьники и их родители, выстраивая свою систему ожиданий. Ключевые слова: школьники, образовательные траектории, трудовые траектории, ожидания, личностные ценности, семейный капитал, лонгитюдные исследования.
Современная российская система образования такова, что школьнику приходится планировать свою жизнь на несколько лет вперед. В 9-м и 11-м классах учащемуся нужно принять решение о предметах, которые он будет сдавать на ЕГЭ, а для этого он должен знать, чем будет заниматься в будущем, выбрать для себя ту или иную профессиональную сферу. Ведь на основе результатов этого экзамена он сможет или не сможет поступить в то учебное заведение, которое его интересует, а профиль вуза
200
Вопросы образования. 2014. № 1
А. В. Южанинова
Ожидания школьников относительно будущей работы
и выбранная специальность, в свою очередь, сильно повлияют на его будущую трудовую траекторию. Решения, принимаемые в старших классах школы, оказывают сильное влияние не только на профессиональное становление человека, но и на всю его дальнейшую жизнь [Argyropoulou, Sidiropoulou-Dimakakou, Besevegis, 2007; Luzzo, 1993].
Нам не удалось найти работы, в которых ожидания школьников в России относительно будущей профессиональной деятельности анализировались бы на лонгитюдных данных с точки зрения влияния решений, принятых еще в школе, на дальнейший жизненный путь. Данная статья является первой в цикле исследований, которые будут охватывать все увеличивающийся временной период. Сейчас в фокусе нашего внимания находится «точка отсчета». Помимо данных, полученных в опросах старшеклассников, мы располагаем ответами родителей опрошенных школьников на ряд вопросов, что позволяет нам выяснить, насколько независимы сегодняшние школьники в принятии решений и существуют ли противоречия во взглядах старшеклассников и их родителей.
В исследовании использованы результаты первой волны опроса, запущенного в 2010 г. Институтом развития образования НИУ ВШЭ1. На данных последующих волн опроса мы сможем проследить влияние выбранных факторов на принятие решений относительно будущего, в том числе связанных с карьерой. Таким образом, объектом данного исследования являются школьники 9-х классов, предметом изучения выступают их ожидания относительно первой трудовой занятости: когда начать работать, каким требованиям должна отвечать первая работа и т. д. Опрос проведен зимой 2012 г. по всей России. В нем участвовали учащиеся, которые в 2010/2011 учебном году проходили международное тестирование TIMSS-2011, а также их родители. Опрошены 79,3% генеральной совокупности — 3797 учащихся 9-х классов в 41 регионе.
Для достижения исследовательской цели построен ряд моделей на основе логистической регрессии, где зависимой переменной выступают ожидания школьников от будущей работы, а независимыми — группы факторов, характеризующих семейный бэкграунд, культурный капитал семьи и личностные черты респондента.
Из проделанного анализа можно сделать два общих вывода: влияние семейных факторов на представления старшеклассника о своей будущей профессиональной деятельности слабее,
1 В данной работе использованы результаты проекта «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 г.
http://vo.hse.ru
201
СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
чем влияние личностных факторов. А то, какой хотят видеть будущую работу своего ребенка родители, не оказывает на мнение школьника никакого воздействия. Более развернутые выводы представлены ниже.
Факторы, влияющие на решения относительно трудовой занятости
Исследования выбора профессии и — шире — будущей сферы приложения сил имеют богатую традицию (например, [Sewell, Oren-stein, 1965; Slocum, 1956; 1959; 1966; Super, 1957; Turner, 1964; Rosenberg, 1957; Davis, 1964; 1965]). В упомянутых работах опросы проводились в основном среди 11-классников и выпускников вузов. В фокусе данной работы ожидания относительно будущей профессиональной деятельности, причем у школьников 9-х классов. Однако уже в следующей волне опроса наши респонденты будут учащимися 11-х классов, что позволяет, в частности, опираться на имеющиеся в литературе данные о факторах, влияющих на ожидания относительно будущей профессиональной деятельности.
При подборе семейных факторов, определяющих формирование ожиданий относительно трудовой занятости, мы, во-первых, учитывали доказанное влияние образовательного и профессионального статуса родителей на время принятия школьниками решений относительно карьеры: момент времени, когда принимается такое решение, зависит от важности, приписываемой достижению успеха в жизни, и поэтому он различается у молодых людей из семей, относящихся к разным слоям общества [Schoenfeld, 1972]. Кроме того, среди семейных факторов, определяющих представления детей о будущей работе, ряд авторов считает целесообразным выделять давление родителей (см., например, [Betz, Voyten, 1997; Luzzo, 1993]).
Основу группы личностных факторов в нашем исследовании составляет самооценка школьником своего характера по 10 параметрам: насколько он готов добиваться цели, любопытен, упорен в работе, свойственно ли ему стремление к преодолению трудностей и др. Такой выбор основан на последних исследованиях психологических детерминант принятия решения о карьере [Super, 1990; Janeiro, 2010; Silva, 2004; Lent, Brown, Hackett, 2002], среди которых были выделены, в частности, чувство самоуважения, ориентация на достижение поставленной цели, устойчивость интересов. В работе, целью которой было выявить личностные особенности, которые обусловливают нерешительность, неуверенность в успешности собственной будущей карьеры [Starica, 2012], было установлено, что локус контроля, чувство собственного достоинства и склонность нервничать являются значимыми предикторами того, насколько продуманны действия студентов вузов, направленные на выстраивание карьерного будущего.
Кроме того, мы включили в группу личностных факторов отношение к процессу учебы (нравится — не нравится). Выбор дан-
202
Вопросы образования. 2014. № 1
А. В. Южанинова
Ожидания школьников относительно будущей работы
ного фактора продиктован недавним исследованием, в котором было установлено, что удовлетворенность жизнью (subjective well-being), составной частью которой является удовольствие от процесса учебы, взаимосвязана с тем, насколько продуманным будет выбор будущей карьеры [Uthayakumar et al., 2010].
После 9-го класса современный школьник может продолжить обучение в 10-м классе, поступить в начальное или среднее профессиональное учебное заведение или начать работать. На рис. 1 представлено распределение ответов 9-классников на вопрос: «Что вы планируете делать после 9-го класса?» Наиболее популярный вариант ответа—продолжить обучение в школе, в 10-м классе. Наименее частый вариант — пойти работать (0,2%).
На рис. 2 представлено распределение ответов тех же школьников на вопрос об их планах после 11-го класса.
Вполне логично, что во втором случае доля тех, кто еще не принял решение, почти в 2 раза больше, чем в первом (с 12,3
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос о планах после 9-го класса, %
10-й класс в той же школе I ~~| 52,80
10-й класс в другой школе CZI 3,70 Начальное профобразование Р ~~| 16,50
Среднее профобразование I I 13,80
Вечерняя школа | 0,20 Работа | 0,20 Другое I 0,40
Нет решения Г I 12,30 TOTAL=3827
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос о планах после 11-го класса, %
Конкретный вуз Ц
Ц 16,10
Вуз, один из 2-3 вариантов Q
Ц 18,40
Неопределенный вуз 1 1
Учреждение среднего 1 профобразования 1 10,70
Работа | 3,80
Другое О 2,10
Нет решения 1 1
] 25,10
] 23,70
TOTAL=3827
Жизненные
планы
9-классников
http://vo.hse.ru
203
СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
до 23,7%): если о том, что будет через полгода, у респондентов есть какое-то представление, то планы на три года вперед у многих весьма неопределенные. Почти 60% школьников планируют поступать в высшее учебное заведение, что вполне согласуется с данными о высокой популярности высшего образования в России. И лишь 4% опрошенных намерены после 11-го класса начать работать.
Выбор и описание зависимой переменной и системы независимых переменных
Зависимой переменной в нашем исследовании являются ожидания относительно будущей работы. Они оценивались с помощью ранжирования по 6-балльной шкале (1 — наиболее важно,
6 — наименее важно) следующих ценностей:
1) принадлежность к группе («Работа даст мне возможность общаться с другими людьми»);
2) безопасная среда («Работа должна быть комфортной и спокойной»);
3) эмоциональная вовлеченность («Работа должна захватывать меня эмоционально»);
4) престиж («Работа должна вызывать уважение со стороны других людей»);
5) независимость («Работа должна давать возможность распоряжаться своим временем»);
6) высокий доход («Работа должна обеспечивать высокий доход»).
В табл. 1 представлено распределение предпочтений респондентов.
Здесь и далее стоит обратить внимание на долю затруднившихся ответить: при оценке важности всех шести параметров доля неопределившихся составляет не менее 30%. Очевидно, значительная часть 9-классников еще не выбрали специальность обучения, высшее учебное заведение, в которое собираются поступать, и у них не сформировались предпочтения относительно будущей работы.
Одна из наиболее важных ценностей для российских 9-классников — эмоциональная вовлеченность, она вторая по значимости после высокого дохода. 42% респондентов отметили ее важность, и только для 25,8% не имеет большого значения, будет ли работа захватывать их эмоционально и вызывать интерес.
Меньше всего 9-классники озабочены возможностью распоряжаться рабочим временем: лишь 18,4% опрошенных утверждают, что для них это важно. Возможно, почти половина опрошенных, 47,5%, готовы к тому, что не будут иметь возможности распоряжаться своим рабочим временем, ввиду распространенных представлений о жестких нормах рабочего времени и стро-
204
Вопросы образования. 2014. № 1
А. В. Южанинова
Ожидания школьников относительно будущей работы
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос об ожиданиях относительно работы
Параметр Оценка Затруднились с ответом Итого
1 (наиболее важно) 2 3 4 5 6 (наименее важно)
Принадлежность к группе 11,8 9,2 12,5 11,7 9,8 14,2 30,9 100
Безопасная среда 7,2 13,7 13,7 13,1 11,8 7,8 32,7 100
Эмоциональная вовлеченность 18,7 11,2 12,1 10,5 8,2 7,1 32,2 100
Престиж 4,7 10,1 12,2 14,7 14,7 10,2 33,5 100
Независимость 3,2 7,7 7,5 10,5 15,7 21,4 34,1 100
Высокий доход 27,9 15 8,9 5,8 5,5 6,6 30,3 100
гом распорядке в современных российских компаниях: немногие отечественные и несколько чаще западные организации предоставляют своим сотрудникам достаточно свободный график, ставя во главу угла результат, а не временные рамки его достижения.
Наконец, самая ожидаемая характеристика первой трудовой занятости — высокий доход: 51,8% школьников отметили эту ценность как предпочтительную, и лишь 12,1% опрошенных не думают, что высокая зарплата будет для них важнее эмоциональной вовлеченности и престижности работы.
Для дальнейшего анализа ответы респондентов о предпочитаемых ценностях были перекодированы: ответу присваивалось значение «1», если данная ценность имеет большое или очень большое значение для респондента, и значение «0» в остальных случаях (рис. 3).
Независимые переменные в нашем исследовании характеризовали семейный бэкграунд респондента, культурный капитал семьи, предпочтения семьи относительно будущей работы ребенка, личностные черты респондента. В группу семейных факторов вошли:
1) образование матери (дихотомическая переменная принимает значение 1, если мать имеет высшее образование, 0 — если нет высшего образования);
2) образование отца (дихотомическая переменная принимает значение 1, если отец имеет высшее образование, 0 — если нет высшего образования);
3) профессиональный статус отца (дихотомическая переменная принимает значение 1, если основной вид деятельности
http://vo.hse.ru
205
СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Значимость
□ высокая
□ низкая
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос об ожиданиях относительно работы, %
Независимость
Престиж
Принадлежность к группе Безопасная среда Эмоциональная вовлеченность Высокий доход
отца — «специалист с высшим образованием» и выше, 0 — если трудовой статус ниже, чем «специалист с высшим образованием»);
4) профессиональный статус матери (дихотомическая переменная принимает значение 1, если основной вид деятельности матери — «специалист с высшим образованием» и выше, 0 — если трудовой статус ниже, чем «специалист с высшим образованием»).
Культурные ресурсы семьи оценивались по:
1) количеству книг в доме (дихотомическая переменная принимает значение 1, если книг в доме больше 100, 0 — если меньше 100);
2) наличию в доме классической литературы, произведений искусства и сборников стихов (1 — есть классическая литература, произведения искусства и стихи, 0 — нет хотя бы одного предмета из списка).
Мнение семьи о том, какой должна быть работа ребенка, отражалось в двух переменных:
1) в результате ранжирования родителями по степени важности тех же шести ожиданий относительно работы ребенка, которые использовались в опросе 9-классников (дихотомическая переменная принимает значение 1, если родители отметили ценность как важную и очень важную, 0 — в остальных случаях);
2) в оценке реакции школьника на советы родителей (дихотомическая переменная принимает значение 1, если респондент сообщает, что он полностью согласен или согласен с тем, что
206
Вопросы образования. 2014. № 1
А. В. Южанинова
Ожидания школьников относительно будущей работы
он будет следовать мнению родителей в выборе профессии и дальнейшего обучения, 0 — в остальных случаях).
Личностные факторы отражены в следующих независимых переменных:
1) отношение к учебе (дихотомическая переменная принимает значение 1 для тех, кому очень нравится и нравится учиться, 0—для тех, кому не нравится);
2) самооценка по 15 параметрам Grit-шкалы, преобразованная по методике создателей в две подшкалы [Duckworth et al., 2007], с 5-балльной лайкертовской шкалой ответов от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Ответы перекодированы таким образом, чтобы увеличение согласия сопровождалось увеличением устойчивости интересов и упорства. Показатели представляют среднее арифметическое полученных баллов по каждой группе утверждений. Для удобства расчетов полученные баллы переведены в Z-баллы:
а) устойчивость интересов (8 высказываний);
б) упорство в попытках достичь цели (7 высказываний).
Анализ проводился как в целом по выборке, так и отдельно для юношей и девушек.
В табл. 2 представлены данные о гендерных различиях в значимости тех или иных характеристик первой трудовой занятости.
Все 9-классники, как юноши, так и девушки, прежде всего ждут от первой работы высоких доходов, наименее важна и для тех и для других возможность свободно распоряжаться рабочим временем. Статистически значимые гендерные различия выявлены в оценках эмоциональной вовлеченности (для девушек она важнее) и дохода (он важнее для мальчиков).
Значения независимых переменных представлены в табл. 3.
У большинства российских школьников родители имеют высшее образование (практически 70% и матерей, и отцов), но высокий профессиональный статус имеют 77% женщин и только 48% мужчин. По нашим данным, среди мужчин больше квалифицированных и неквалифицированных рабочих, занятых в сельском хозяйстве, производстве, строительстве и т. д. Наличие культурных ресурсов отмечается примерно в 35% семей. Около 40% школьников склонны прислушиваться к мнению родителей, принимая решение относительно продолжения образования и будущей профессии. Для родителей наиболее важно, чтобы работа их детей была высокодоходна, наименее важна для них независимость при распределении рабочего времени. Можно предположить, что эти две группы показателей бу-
Описательная
статистика
http://vo.hse.ru
207
СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Таблица 2. Значимость ценностей, связанных с первой работой, в зависимости от пола респондента
Оцениваемые Значимость Женщины, % Мужчины, %
переменные переменной
Принадлежность к группе Низкая 69,4 69,9
Высокая 30,6 30,1
Безопасная среда Низкая 67,9 69,9
Высокая 32,1 30,1
Эмоциональная вовлеченность* Низкая 51,8 60,5
Высокая 48,2 39,5
Престиж Низкая 78,2 77,3
Высокая 21,8 22,7
Независимость Низкая 84,3 82,6
Высокая 15,7 17,4
Высокий доход* Низкая 42,9 33,7
Высокая 57,1 66,3
* Различия статистически значимы на уровне 0,000.
Таблица 3. Значения независимых переменных
Группа факторов Факторы Доля по выборке, %
Семейные Высшее образование у матери 69,6
характеристики Высшее образование у отца 67,6
Высокий профессиональный статус матери 77,0
Высокий профессиональный статус отца 47,3
Дома больше 100 книг 34,5
Дома есть классическая литература, сборники стихов и предметы искусства 32,7
Ориентация школьника на советы родителей: есть 39,6
Ожидания родителей Принадлежность к группе 25,4
от первой работы ребенка Безопасная среда 33,7
Эмоциональная вовлеченность 50,4
Престиж 22,8
Независимость 11,9
Высокий доход 60,7
Личностные Положительное отношение к учебе: нравится или 85,9
характеристики, скорее нравится учиться
самооценка Устойчивость интересов: характерно 86,6
Упорство в достижении целей: характерно 87,0
208
Вопросы образования. 2014. № 1
А. В. Южанинова
Ожидания школьников относительно будущей работы
дут тесно связаны, так как сами школьники давали аналогичные ответы.
Для родителей школьников важно — важнее, чем для самих школьников, — чтобы работа их детей была безопасной. Кроме того, родители большее значение придают эмоциональной вовлеченности: возможно, они желают для своих детей того, чего сами не имели, а именно увлекательной работы, выбранной согласно собственным интересам. С другой стороны, для детей важнее, чем для их родителей, чтобы работа дала им независимость в принятии решений.
86% российских школьников нравится учиться, девушкам больше, чем юношам. При этом старшеклассники склонны оценивать себя как старательных и ориентированных на результат, меньше всего им свойственны отсутствие веры в свои силы и трудоголизм. Девушки утверждают, что отличаются от юношей большей устойчивостью интересов, а также старанием. Самая большая разница, 15%, — в самооценке ориентированности на результат: юноши считают себя более нацеленными на конечный итог по сравнению с девушками.
Юноши больше, чем девушки, склонны прислушиваться к мнению и советам родителей относительно будущей учебы и работы. Для юношей родители чаще, чем для девушек, хотят высокооплачиваемой работы. Для девушек родители выбрали бы работу, которая даст им возможность развиваться в коллективе.
Чтобы оценить влияние семейных и личностных факторов на ожидания относительно первой работы, мы использовали метод логистической регрессии.
Сначала мы создали шесть моделей по числу зависимых переменных, в которые включили только семейные факторы без переменных ожиданий родителей. В табл. 4 приведены значимые коэффициенты регрессии exp (S)2, отражающие вероятность ожидания от работы той или иной ценности у школьников с разными показателями по группе семейных факторов.
И среди юношей, и среди девушек достаточно высока доля тех, кто прислушивается к мнению старших (почти по 40% в каждой подгруппе). Но модель бинарной логистической регрессии показала, что ожидания родителей и ожидания детей не связаны статистически. Вероятно, «для меня важно прислушиваться к мнению» и «я сделаю так, как мне советуют родители» — это два разных пространства: декларируемого и реального поведения школьника.
2 Если значение exp (B) больше единицы, то высока вероятность наступления события, т. е. того, что данная ценность будет важна при выборе профессии.
Построение
логистических
моделей
http://vo.hse.ru
209
СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Таблица 4. Связь семейных факторов и ожиданий относительно первого места работы
Принадлежность к группе Безопасность Эмоциональная вовлеченность Престиж Независимость Высокий доход
Высшее образование у матери 0,62 1,44
Высшее образование у отца 0,8 1,43
Высокий профессиональный статус матери 0,71
Высокий профессиональный статус отца 1,32
Дома больше 100 книг
Дома есть классическая литература, сборники стихов и предметы искусства 1,2
Ориентация школьника на советы родителей 0,6 1,34
% объясненной дисперсии 10,7 7,4 14,9 4,8 7,7 12,7
Модель показала, что переменные, характеризующие культурный капитал семьи, практически не влияют на ожидания относительно будущей работы. Полученный нами результат, а именно, что количество книг, наличие сборников классики и предметов искусства дома у школьника не влияет на его профессиональные притязания, противоречит устоявшимся представлениям о значении культурного капитала семьи для профессиональной жизни человека. К столь же неожиданным относится и установленный нами факт, что ожидание того, что твою работу будут уважать другие, не обусловлено никакими семейными факторами.
На основании логистических моделей, в которых независимыми переменными выступали семейные факторы, мы пришли к следующим выводам.
1. При наличии высшего образования и высокого профессионального статуса у матери школьника он вряд ли будет ожидать от работы возможности общаться с другими людьми и развиваться в коллективе.
2. С наличием высшего образования у отца связано отсутствие у школьников ожидания спокойной и комфортной работы.
3. Если оба родителя имеют высшее образование, но при этом школьник не следует их советам относительно образования
210
Вопросы образования. 2014. № 1
А. В. Южанинова
Ожидания школьников относительно будущей работы
Таблица 5. Связь личностных факторов и ожиданий относительно первого места работы
Принадлежность к группе Безопасность Эмоциональная вовлеченностьть Престиж Независимость Высокий доход
Нравится учиться 1,432
Устойчивые интересы 1,472
Упорство в достижении целей 0,874 1,277
% объясненной 1,6 1,8 2,2 1,9 1,5 2,5
дисперсии
и работы, то он, скорее всего, будет искать в своей профессиональной деятельности эмоциональной вовлеченности, реализации собственных интересов.
4. При наличии в семье культурных ресурсов школьник с большей вероятностью будет ориентирован на работу, которая дает возможность распоряжаться собственным временем.
5. Высокий профессиональный статус отца и повышенное внимание школьника к советам родителей формируют у него ожидание высокой заработной платы от первой работы.
На следующем этапе мы поместили в модель группу личностных характеристик школьника, включающую его самооценку по двум подшкалам: «упорство в достижении целей» и «устойчивость интересов», а также самооценку отношения к учебе.
В табл. 5 приведены значимые коэффициенты регрессии exp (B), отражающие вероятность ожидания от работы того или иного параметра у школьников с разными показателями по группе личностных факторов.
На основании логистических моделей, в которых независимыми переменными выступали личностные факторы, мы пришли к следующим выводам.
1. Если школьник оценивает себя как упорного в достижении целей, а свои интересы считает устойчивыми, то он с большой вероятностью будет искать работу, которая позволит ему получать высокий доход.
2. Школьники, которым нравится учится, скорее всего, будут искать в работе престиж и признание окружающих. Вероятно, им хочется перенести признание, которое они получали от учителей в школе за оценки, в свою взрослую жизнь.
http://vo.hse.ru
211
СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Таблица 6. Факторы, влияющие на ожидания относительно будущей занятости
Ценности Будут важны для тех, кто... Будут не важны тем, кто.
Принадлежность к группе Упорен в достижении целей Высшее образование у матери Высокий профессиональный статус матери
Безопасная среда Высшее образование у отца
Эмоциональная вовлеченность Высшее образование у обоих родителей Упорен в достижении целей Руководствуется советами родителей
Престиж Нравится учиться в школе
Независимость В семье высокий уровень культурного капитала
Высокая доходность Руководствуется советами родителей Высокий профессиональный статус отца Устойчивые интересы
3. Упорные в достижении своих целей школьники больше ориентированы на работу, которая позволит чувствовать эмоциональную вовлеченность в свое дело. Не исключено, что именно любимая работа является для них фактором, способствующим достижению намеченного.
4. Упорство в достижении целей отрицательно связано с желанием школьника работать с понимающими коллегами: вероятно, принадлежность к коллективу для них является, скорее, барьером при выполнении задач в конкурентной среде.
Включение в модель группы личностных характеристик увеличивает процент объясненной дисперсии. Для того чтобы модель объясняла большую долю дисперсии переменных, целесообразно добавить в нее дополнительную группу факторов, например анализ активности школьника (участие в олимпиадах, внеклассных занятиях и т. д.), или уточнить группу семейных факторов, приняв в рассмотрение социально-экономический статус семьи, среднемесячный доход и т. п.
Результаты исследования резюмированы в табл. 6, в которой представлено влияние всех факторов на ожидания от первой занятости у 9-классников.
Итак, в данной работе была предпринята попытка ответить на вопрос: что влияет на ожидания школьников в отношении первой занятости? Почему одни хотят интересную работу, а для других важнее, чтобы она приносила высокий доход? Из проделанного анализа можно сделать вывод, что характеристики семьи
212
Вопросы образования. 2014. № 1
А. В. Южанинова
Ожидания школьников относительно будущей работы
в меньшей степени, чем личностные свойства школьника, влияют на то, какой видит 9-классник свою будущую профессиональную деятельность. А то, какой работы хотели бы для своего ребенка родители, совершенно не влияет на мнение самого школьника, несмотря на то что доля прислушивающихся к мнению родителей школьников достаточно высока. В целом дети и родители хотят от первой работы одного и того же: в обеих группах самый популярный ответ — высокий доход, самый редкий — независимость.
Мы предполагаем дополнить представленный анализ данными следующей волны исследования, которая позволит нам оценить, насколько были реализованы планы школьников относительно времени выхода на работу и продолжения обучения в школе, а также проследить трансформацию системы ценностей, на которую ориентируются школьники и их родители, выстраивая свою систему ожиданий. Можно ожидать, что спустя три года для старшеклассников снизится значимость эмоциональной вовлеченности в трудовую деятельность, а высокий доход станет для них еще важнее.
1. Argyropoulou E., Sidiropoulou-Dimakakou D., Besevegis E. (2007) Generalized Self-Efficacy, Coping, Career Indecision and Vocational Choices of Senior High School Students in Greece: Implications for Career Guidance Practitioners // Journal of Career Development. Vol. 33. No. 4. P. 316-337.
2. Betz N. E., Voyten K. K. (1997) Efficacy and Outcome Expectations Influence Career Exploration and Decidedness // The Career Development Quarterly. Vol. 46. P. 179-189.
3. Davis J. A. (1965) Undergraduate Career Decisions: Correlates of Occupational Choice. Chicago: Aldine.
4. Davis J. A. (1964) Great Aspirations: The Graduate School Plans of America's College Seniors. Chicago: Aldine.
5. Duckworth A., Peterson Ch., Matthews M., Kelly D. (2007) Grit: Perseverance and Passion for Long-Term Goals // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 92. P. 1087-1101.
6. Janeiro I. N. (2010) Motivational Dynamics in the Development of Career Attitudes among Adolescents // Journal of Vocational Behavior. Vol. 76. P. 170-177.
7. Lent R. W., Brown S. D., Hackett G. (2002) Social Cognitive Career Theory// D. Brown (ed.) Career Choice and Development. San Francisco: Jos-sey-Bass. P. 255-311.
8. Lopez F. G., Ann-Yi S. (2006) Predictors of Career Indecision in Three Ra-cial/Ethnic Groups of College Women // Journal of Career Development. Vol. 33. No. 1. P. 29-46.
9. Luhr M. E. (2005) Self-Concept and Efficacy // S. W. Lee (ed.) Encyclopedia of School Psychology. Thousand Oaks, CA: Sage. P. 490-491.
10. Luzzo D. A. (1993) Value of Career Decision-Making Self-Efficacy in Predicting Career Decision-Making Attitudes and Skills // Journal of Counseling Psychology. Vol. 40. P. 194-199.
11. Rosenberg M. (1957) Occupations and Values. Glencoe: The Free Press.
Литература
http://vo.hse.ru
213
СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12. Schoenfeld E. (1972) Reviewed Status and Career Decision: An Analysis of the Time Work(s) // The Sociological Quarterly. Vol. 13. No. 4. P. 496-507.
13. Sewell W. H., Orenstein A. (1965) Community of Residence and Occupational Choice // American Journal of Sociology. Vol. 70. P. 551-563.
14. Silva J. T. (2004) Avaliacao da maturidade da carreira // L. M. Leitao (ed.) Avaliacao psicologica em orientacao escolar e profissional. Coimbra: Quarteto. P. 265-315.
15. Slocum W. L. (1956) Occupational and Educational Plans of High School Seniors from Farm and Nonfarm Homes. Pullman: Washington State University.
16. Slocum W. L. (1966) Occupational Careers: A Sociological Perspective. Chicago: Aldine.
17. Slocum W. L. (1959) Some Sociological Aspects of Occupational Choice // The American Journal of Economics and Sociology. January. P. 183-196. http://search.ebscohost.com.librouter.hud.ac.uk/login.aspx?direct= true&db=buh&AN=15381182&site=ehost-live
18. Starica E. C. (2012) Predictors for Career Indecision in Adolescence // Pro-cedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 33. P. 168-172.
19. Stewart L. H. (1959) Relationship of Socio-Economic Status to Children's Occupational Attitudes and Interests // Journal of Genetic Psychology. Vol. 95. P. 111-136.
20. Super D. E. (1990) A Life-Span, Life-Space Approach to Career Development // D. Brown, L. Brooks (eds) Career Choice and Development. San Francisco: Jossey-Bass. P. 197-261.
21. Super D. E. (1957) The Psychology of Careers. New York: Harper and Row.
22. Turner R. H. (1964) The Social Context of Ambition. San Francisco: Chandler.
23. Uthayakumar R., Schimmack U., Hartung P. J., Rogers R. J. (2010) Career Decidedness as a Predictor of Subjective Well-Being // Journal of Vocational Behavior. Vol. 77. P. 196-204.
214
Вопросы образования. 2014. № 1
EDUCATION STATISTICS AND SOCIOLOGY
En
Schoolchildren’s Expectations from Their First Employment
Aleksandra Yuzhaninova
Junior Research Fellow, The Institute for Educational Studies, The Higher School of Economics. Address: 4/2 Slavanskaya sq., Moscow, 101 090, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The paper analyzes the expectations Russian 9th graders have about their first Abstract employment: when they are going to start working, whether they believe that work should first of all be highly paid or find self-realization in work more important, etc. The empirical basis is the first phase of the longitudinal studies initiated by NRU HSE in 2010 as part of the project ‘Monitoring educational and employment trajectories of school and higher education institution graduates'.
The survey involved 9th grade students who took the TIMSS-2011 international test in 2010-2011 (3,797 students from 41 regions of Russia) and their parents.
Logistic regression is used to build models where the dependable variable is school children’s expectations about their future employment and the independent variable is groups of factors accounting for family background, cultural capital and personality traits of respondents. Family characteristics turned out to determine students’ expectations much less than personality traits, especially the self-assessment level. Besides, parental preferences about their children’s future employment have no impact on students’ opinion. The author suggests that the following phase of the study should be used to evaluate realization of schoolchildren’s predictions about when they were going to start working and whether they were going to continue their school education, as well as to assess the changes in the value systems held by students and their parents in forming their expectations.
schoolchildren, educational trajectories, employment trajectories, expecta- Key words tions, personality traits, family capital, longitudinal studies.
Argyropoulou E., Sidiropoulou-Dimakakou D., Besevegis E. (2007) Generalized References Self-Efficacy, Coping, Career Indecision and Vocational Choices of Senior High School Students in Greece: Implications for Career Guidance Practitioners. Journal of Career Development, vol. 33, no 4, pp. 316-337.
Betz N. E., Voyten K. K. (1997) Efficacy and Outcome Expectations Influence Career Exploration and Decidedness. The Career Development Quarterly, vol. 46, pp. 179-189.
Davis J. A. (1965) Undergraduate Career Decisions: Correlates of Occupational Choice. Chicago: Aldine.
Davis J. A. (1964) Great Aspirations: The Graduate School Plans of America’s College Seniors. Chicago: Aldine.
Duckworth A., Peterson Ch., Matthews M., Kelly D. (2007) Grit: Perseverance and Passion for Long-Term Goals. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 92, pp. 1087-1101.
Janeiro I. N. (2010) Motivational Dynamics in the Development of Career Attitudes among Adolescents. Journal of Vocational Behavior, vol. 76, pp. 170-177.
Lent R. W., Brown S. D., Hackett G. (2002) Social Cognitive Career Theory. Career Choice and Development (ed. D. Brown). San Francisco: Jossey-Bass, pp. 255-311.
Lopez F. G., Ann-Yi S. (2006) Predictors of Career Indecision in Three Racial/
Ethnic Groups of College Women. Journal of Career Development, vol. 33, no 1, pp. 29-46.
http://vo.hse.ru
215
En
EDUCATION STATISTICS AND SOCIOLOGY
Luhr M. E. (2005) Self-Concept and Efficacy. Encyclopedia of School Psychology (ed. S. W. Lee). Thousand Oaks, CA: Sage, pp. 490-491.
Luzzo D. A. (1993) Value of Career Decision-Making Self-Efficacy in Predicting Career Decision-Making Attitudes and Skills. Journal of Counseling Psychology, vol. 40, pp. 194-199.
Rosenberg M. (1957) Occupations and Values. Glencoe: The Free Press.
Schoenfeld E. (1972) Reviewed Status and Career Decision: An Analysis of the Time Work (s). The Sociological Quarterly, vol. 13, no 4, pp. 496-507.
Sewell W. H., Orenstein A. (1965) Community of Residence and Occupational Choice. American Journal of Sociology, vol. 70, pp. 551-563.
Silva J. T. (2004) Avaliacao da Maturidade da Carreira [The Assessment of Career Maturity]. Avaliacao psicologica em orientacao escolar e profissional [Psychological Assessment in School Vocational Guidance] (ed. L. M. Leitao). Coimbra: Quarteto, pp. 265-315.
Slocum W. L. (1956) Occupational and Educational Plans of High School Seniors from Farm and Nonfarm Homes. Pullman: Washington State University.
Slocum W. L. (1966) Occupational Careers: A Sociological Perspective. Chicago: Aldine.
Slocum W. L. (1959) Some Sociological Aspects of Occupational Choice. The American Journal of Economics and Sociology, January, pp. 183-196. Available at: http://search.ebscohost.com.librouter.hud.ac.uk/login.aspx7di-rect=true&db=buh&AN=15381182&site=ehost-live (accessed 10 January 2014).
Starica E. C. (2012) Predictors for Career Indecision in Adolescence. Procedia — Social and Behavioral Sciences, vol. 33, pp. 168-172.
Stewart L. H. (1959) Relationship of Socio-Economic Status to Children's Occupational Attitudes and Interests. Journal of Genetic Psychology, vol. 95, pp. 111-136.
Super D. E. (1990) A Life-Span, Life-Space Approach to Career Development. Career Choice and Development (eds D. Brown, L. Brooks). San Francisco: Jossey-Bass, pp. 197-261.
Super D. E. (1957) The Psychology of Careers. New York: Harper and Row.
Turner R. H. (1964) The Social Context of Ambition. San Francisco: Chandler.
Uthayakumar R., Schimmack U., Hartung P. J., Rogers R. J. (2010) Career Decidedness as a Predictor of Subjective Well-Being. Journal of Vocational Behavior, vol. 77, pp. 196-204.
216
Educational Studies. 2014. No. 1