Научная статья на тему 'Ожидаемые изменения в установлении курортного сбора в РФ'

Ожидаемые изменения в установлении курортного сбора в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
7
Поделиться
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
КУРОРТНЫЙ СБОР / RESORT FEE / КУРОРТНАЯ ЗОНА / RESORT AREA / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / TOURIST AND RECREATIONAL RESOURCES / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / SANATORIUM RESORT COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Нина Евгеньевна

В статье раскрываются понятие и сущность курортного сбора, необходимость его введения, проанализированы характерные особенности данного налога на сегодняшний день, а также рассматриваются ожидаемые изменения в установлении курортного сбора в Российской Федерации. Одной из актуальных проблем дальнейшего развития инфраструктуры индустрии гостеприимства является проблема сохранения и воспроизводства туристско-рекреационных ресурсов. В статье предлагаются способы решения проблемы с помощью уплаты курортного сбора.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комарова Нина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Ожидаемые изменения в установлении курортного сбора в РФ»

необходимо около 35 млрд рублей. В. В. Путин попросил вводить сбор аккуратно, постепенно, без резкого поднятия платежей.

От туристического налога освободят детей до 18 лет, инвалидов, ветеранов, героев СССР и России, людей, приехавших в край для работы и учебы. Кроме того существует возможность самостоятельно расширить перечень льготных категорий граждан, освобожденных от уплаты налога.

Хочется отметить, что туристический взнос планируется взиматься в местах размещения туристов, а именно в отелях. Причем стоимость взноса не зависит от количества прожитых дней, что выглядит вполне нецелесообразно.

Так же следует учитывать второй момент, а именно процесс и механизм сбора. Крупные отели, и иные средства размещения будут включать стоимость туристического налога в стоимость путевки, и в конечном итоге деньги пройдут по прямому целевому назначению. Однако в настоящее время на туристическом рынке развивается частный туристический сектор, при котором мала вероятность того, что арендаторы этих помещений будут платить данный курортный сбор. В итоге стоимость путевки, где включен крупный отель, возрастет, а у «частников» останется неизменной, что существенно усложнит политику ценовой системы.

В связи с этим, вместе с введением туристического налога необходимо ввести и меры налогового администрирования. Тогда даже небольшая сумма налога обеспечит серьезные поступления в местные бюджеты [3, с. 12].

Хочется отметить, что введение туристического налога предполагает неоднозначный характер. Ведь многие отдыхающие предпочитают черноморскому побережью заморские курорты. Все потому, что отдых в России гораздо дороже, нежели за рубежом. Уровень сервиса, развитая инфраструктура - все это в разы превышает отечественные аналоги. Все это лишний раз говорит о том, что туристический налог, а именно его стоимость, не должна смущать туристов.

Как уже упоминалось раннее, достаточное количество туристических сборов для усовершенствования инфраструктуры, можно получать из средств размещения туристов, а именно с гостиниц, отелей, санаторно-курортных комплексов. Однако если эти деньги расходуются не по назначению, то введение туристического налога будет бессмысленным, т.к. вряд ли сможет повлиять на развития инфраструктуры.

Прежде чем определить сумму туристического налога, на территориях страны необходимо провести анализ и выяснить, какие именно объекты туристического показа нуждаются в порядке и реставрации.

Литература

1. Козырев В. ММенеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.

2. Маринин М. И. О проблемах российского туризма // Экономика и жизнь, 2006. № 31. С. 42.

3. Михайленко В. Доходы в копилку страны должен приносить туристско-курортный бизнес // Кавказская здравница, 2006. С. 12.

Expected changes in the establishment of a resort fee in Russia Komarova N. (Russian Federation) Ожидаемые изменения в установлении курортного сбора в РФ Комарова Н. Е. (Российская Федерация)

Комарова Нина Евгеньевна /Komarova Nina - студент, кафедра социально-экономической географии, геоинформатики и социально-культурного туризма, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье раскрываются понятие и сущность курортного сбора, необходимость его введения, проанализированы характерные особенности данного налога на сегодняшний день, а также рассматриваются ожидаемые изменения в установлении курортного сбора в Российской Федерации. Одной из актуальных проблем дальнейшего развития инфраструктуры индустрии гостеприимства является проблема сохранения и воспроизводства туристско-рекреационных ресурсов. В статье предлагаются способы решения проблемы с помощью уплаты курортного сбора.

Abstract: the article deals with the concept and essence of the resort collection, the need for its introduction, analyzed the characteristics of this tax today, but also examine the expected changes in

17

the establishment of tourist tax in the Russian Federation. One of the urgent problems of further development of infrastructure of the hospitality industry is the problem of preservation and reproduction of tourist and recreational resources. The paper suggests ways to solve the problem by means of the payment of resort gathering.

Ключевые слова: курортный сбор, курортная зона, туристско-рекреационные ресурсы, санаторно-курортный комплекс.

Keywords: resort fee, resort area, tourist and recreational resources, sanatorium - resort complex.

Курортный сбор в настоящее время является достаточно актуальным вопросом. Государство, осознавая значимость туристской отрасли, оказывает активную поддержку в индустрии туризма. Особое внимание уделяется туристско-рекреационным ресурсам, а именно природным, историческим, социально-культурным объектам экскурсионного показа. В Российской Федерации существуют много нормативно-правовых актов, а также федеральных законов, в которых регламентируется бережное использование и охрана туристско-рекреационных объектов. Естественно, что в каждой населенном пункте, в целом только местные жители используют данные ресурсы, но когда местность является объектом курортного значения, туристы превышают местное население в несколько и более раз [3].

В нашей стране существует большое количество налогов, которые должны уплачивать граждане РФ [2]. Хочу выделить несколько из них:

1. имущественный налог;

2. налог за арендную плату (земельный налог);

3. транспортный налог;

4. водный налог и плата за пользование объектами животного мира;

5. акцизы;

6. плата за отрицательное воздействие на окружающую среду;

7. налог за пользование акваторией, а также участками морского дна;

8. курортный сбор - налог, который выплачивают туристы, приезжающие на те или иные курорты.

Нужно иметь четкое различие пользования данных природных ресурсов, как туристско-рекреационного назначения, так и применение их в хозяйственной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании законодательства Российской Федерации «О плате за землю» главным плательщиком является физическое и юридическое лицо, которое имеет определенные имущественные права [1] .Сумма налога назначается в виде платежей за единицу земельной площади из расчета на год и не зависит от результатов хозяйственной деятельности прямого собственника землевладельца [4]. Следует отметить, что те природные объекты, которые уже существуют на территории курортной местности, среди которой наибольшей популярностью пользуются парки, городские пляжи, и т. д. выгоду получает не только сам собственник, то есть арендатор, но также и туристы и другие субъекты индустрии туризма - а именно предприятия размещения (отели, гостиницы), общепита (рестораны, кафе) и санаторно-курортные комплексы [2].

Таким образом, налог за пользование туристско-рекреационными и природными ресурсами в экономическом плане представляется некой туристской рентой, материальной базой которой является сверхприбыль или добавочная прибыль.

Тем не менее, размер туристской ренты по своему характеру не является однозначным. Большинство авторов считают, что для того, чтобы образовалась сверх прибыли или как уже упоминалось ранее добавочная, то необходимы наиболее благоприятные рыночные условия производства и реализации туристских услуг и туристского продукта [2].

Стоить заметить, что в настоящий момент в законодательной базе Российской федерации нет такого понятия как «курортный сбор», однако в Налоговом кодексе РФ под статьей 8 дается общее понятие что такое «сбор» [1]. Хочется подчеркнуть, что курортный сбор как вид налога уже существовал в РСФСР в законе «О курортном сборе с физических лиц» от 12.12.91 № 2018-1. Тем не менее, данный закон утратил свою силу и был отменен в 2004 году [1]. После принятия такого решения данный вопрос долгое время не выносился на рассмотрение и обсуждение, но на сегодняшний день власти нашей страны стали вновь подходить к разработке и реализации данного законопроекта.

Курортный сбор на данный момент является достаточно важным вопросом в секторе экономики. Оценивая туристскую обстановку России, можно сделать вывод о том, что в связи с политическими факторами и определенными запретами, а также ограничениями на зарубежные выезды, внутренний туризм набирает достаточно преимущественные обороты за последнее время [1]. Все больше людей

18

отдают предпочтения российским курортам, нежели зарубежным, тем самым вносят большой вклад в развитие отечественного туризма. Между тем, до недавнего времени в соответствии с законом Краснодарского края «О курортном сборе - (закон Краснодарского края от 26.10.1998 № 145-КЗ, от 10.05.2001 № 357-К3) физические лица уплачивали курортный сбор в размере 5%, когда прибывали в курорты федерального, регионального и местного значения. Стоимость курортного сбора в Краснодарском крае составляла около 50 рублей с одного туриста [3]. Если же турист, находясь в одной местности, менял место своего пребывания в границе Краснодарского края, то курортный сбор повторно не взимался.

Действовали определенные исключения, которые освобождали определенный круг лиц от уплаты курортного сбора [1].

1) лица до 16 лет;

2) инвалиды, а также их сопровождающие лица;

3) лица, которые прибывали в курортные зоны с целью делового туризма, на обучение и для постоянного место жительства;

4) дети, приезжающие к родителям;

5) лица, в возрасте от 55 лет;

6) лица, прибывшие по путевкам в туристско-экскурсионные предприятия, а также в организации индустрии гостеприимства (гостиницы, отели, пансионаты, санатории, базы отдыха, дома отдыха).

В соответствии с планом расходов все средства, которые будут полученные от курортного сбора, устанавливающими органами местного управления, должны были направляться на восстановление и развитие общей инфраструктуры курортных местностей и курортов [5]. На сегодняшний день известен факт о том, что санаторно-курортные комплексы, действующие на территории Российской Федерации, взимают плату за пользование своим частным лечебным пляжем в размере 50-100 рублей с человека, обеспечивая для туристов достаточно комфортабельное пребывание на территории отеля, так как отдельно взятый участок под пляж, находящийся в пользовании санаторно-курортного комплекса является преимущественно чистым и удобным для отдыха туристов. Однако по распоряжение и постановлению главы города-курорта Сочи, все пляжи должны быть бесплатными [3]. Наиболее ценные участки пляжей находятся под закрытыми территориями, уже при существующем положении, что создает то, что не все туристы и гости, прибывая в местах курортного значения, имеют ограничения со стороны местных органов управления. В данной ситуации нужный экономический эффект от использования природно-рекреационных ресурсов заметно снижается.

Многим не понятен сам процесс взимания данного налога, а именно кто именно будет осуществлять эту деятельность, либо же туристы самостоятельно должны будут оплачивать курортный сбор в пунктах оплаты [3]. Согласно закону Краснодарского края «О курортном сборе» - от 10.05.2001 № 357-К3, плата взималась [1]:

- администрациями гостиниц, отелей, а также другими организациями индустрии гостеприимства;

- квартирно-посредническими организациями;

- определенный круг лиц, которые останавливались в квартирах или домах граждан без направления квартирно-посреднических организаций, а также лица, которые совершают самостоятельное путешествие и проживали в палатках, должны были обязательно уплачивать курортный сбор в органах местного самоуправления и банковских организациях.

Проанализировав все вышеизложенное, хочется обратиться к ожидаемым изменениям в установлении курортного сбора в Российской Федерации. Для того чтобы поддерживать уже существующий темп развития внутреннего туризма, правительство нашей страны задумалось о значительном эксперименте. Президент Владимир Путин предложил ввести курортный сбор на территории РФ до 1 марта 2017 года, доходы от которого будут направлены исключительно на поддержание и развитие санаторно-курортного комплекса, который имеет неудовлетворительное состояние на данный момент. Президент выразил мнение, что вводить данный налог нужно очень аккуратно, не задирая платежи, дабы не ущемлять финансовое положение туристов. Он подчеркнул, что средства от курортного сбора должны идти строго на развитие санаторно-курортного комплекса и ни на что более [6].

Как это было и ранее, курортный сбор будет взиматься лишь с физических лиц, которые прибывают в местах курортного значения. Притом уплачивать налог будут не только российские граждане, но и иностранные лица. Местные жители, которые проживают в курортной зоне, а также организации, осуществляющие свою деятельность в данной местности, освобождаются от уплаты курортного сбора, что является достаточно целесообразным решением [3]. Не нужно

19

опасаться, что сбор ляжет на плечи пансионатов, санаториев, домов отдыха и иных средств размещения. Предполагается, что об уплате сбора будет сообщено туристу в местах приобретения путевки, и он будет включаться в стоимость самого тура. Однако в санаторно-курортных комплексах курортный сбор все-таки будут включать в стоимость самого тура. Подводя небольшой итог можно сделать вывод о том, что введение курортного сбора в РФ окажет достаточно положительное влияние на индустрию туризма. Если все планируемые условия будут соблюдены без трудностей и дополнительных проблем, то уплата такого налога, не должна вызвать «финансовый дискомфорт» у отдыхающих.

Курортный сбор является своим родом неким местным налогом, однако стоить отметить, что результатом такого подхода может стать прозрачность его уплаты. Туристы, отдыхающие в санаториях, будут оплачивать только услуги и пребывание на территории самого санаторно-курортного комплекса, хотя благами общегородской инфраструктуры они будут пользоваться, как и все отдыхающие, находящиеся в курортной зоне. Нельзя не отметить, что на сегодняшний день многие курорты - это, прежде всего, частный бизнес [3], поэтому те лица, которые предоставляют услуги в своей частной собственности (гостевые дома, квартиры, частные секторы) зачастую не регистрируются в качестве предпринимателей, следовательно, ими никаким образом не взимался и не уплачивался данный налог. Помимо того, отсутствовал нужный контроль за уплатой сбора, отдыхающими, приезжающими на личном транспорте.

В связи вышеизложенным уплата курортного сбора является необходимой мерой в Российской Федерации, но при соблюдении определенных условий. Для того чтобы плата курортного сбора осуществлялась в полной мере и имела прозрачность по своему характеру рационально поручить данную функцию соответствующим организациям [1], осуществляющую деятельность по пассажирским перевозкам, а именно: транспортным компаниям (авиакомпаниям, ж/д станциям, автобусным компаниям), следовательно курортный сбор должен уплачиваться при покупке билета. Туристы, осуществляющие самостоятельное путешествие в не зависимости от туристических компаний, должны уплачивать сбор самостоятельным путем в сберкассах, а надлежащий контроль за исполнением уплаты курортного сбора, необходимо возложить на соответствующие государственные органы контроля-автоинспекции, которые имеют определенные полномочия на взыскания штрафных санкций, при нарушениях уплаты курортного сбора. Однако следует освободить определенный круг лиц от уплаты такого налога, как это было ранее.

Представленный выше механизм уплаты курортного сбора даст определенные результаты, позволяющие обеспечить прозрачность, а самое главное полноту уплату сбора в муниципальный бюджет, что позволит местным органам управления решать финансовые проблемы.

Курортный сбор будет вводиться в течение нескольких этапов. Для начала в рамках плотного проекта на отдельно взятых территориях. Предполагается 4 территории, где будет проходить этот проект. Это Ставропольский край, территория КМВ, Краснодарский край, Алтай, Крым. Если задуманный механизм уплаты курортного сбора на данных территориях будет осуществлен успешно, то в дальнейшем реализация курортного сбора будет вводиться и на других территориях. Конкретная дата введения такого налога пока не определена [6]. Хотя на сайте Ассоциации туроператоров России можно увидеть информацию о том, что курортный сбор в России появиться не раньше 2017 года. То есть, не исключено, что следующий год станет основой для реализации плотного проекта.

Немало важным является вопрос о размере курортного сбора. Хочу обратиться к заявлению Министра финансов Силуанова, который выступил с мнением о том, что курортный сбор должен быть приемлемым для туристов. Плата 50-100 рублей не должна вызвать особых затруднений у отдыхающих, а самое главное, отметил, что деньги должны идти исключительно на развитие курортных зон. Совет Федерации полностью поддерживает его в этом вопросе [6].

При этом стоит подчеркнуть, что региональные и местные власти будут дифференцировать ставки курортного сбора в разных регионах, то есть размер налога будет не строго фиксированным, а будет вирироваться в разных соотношениях [6]. По мнению президента РФ Владимира Путина, курортный сбор позволит развивать инфраструктура зон туристского назначения и поможет улучшить состояние санаторно-курортного комплекса. Предполагается, что будет создан некий фонд, из которого деньги будут направляться на указанные цели. Многих граждан волнует вопрос, будет ли курортный сбор предусматривать льготные условия. Данный вопрос не остался без внимания на совещании правительства Российской Федерации. Сообщалось, что льготы обязательно будут включены в реализацию курортного сбора. Кто будет освобожден от уплаты налога пока точно неизвестно [1]. Однако можно обратиться к

закону РСФСР «О курортном сборе», утратившему силу от 12.12.91 № 2018-1. Ныне, по этому закону, от уплаты сбора освобождались определенный круг людей, упомянутый в статье ранее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению президента, курортный сбор в приходящем году сможет намного повысить инвестиционную привлекательность санаторно-курортного комплекса нашей страны. В правительстве Российской Федерации учли возможные траты и выделили приоритетные направления расходов [1]:

- реконструкция и восстановление объектов, несущих историческую и культурную значимость;

- разработка и реализация новых туристических продуктов, а самое главное повышения качества обслуживания;

- изучение и открытие зон массового пребывания людей;

- модернизация общегородской инфраструктуры курортных зон.

Председатель комитета по социальной политике В. Рязанский поддержал инициативу президента. Однако директор Ассоциации туроператоров М. Ломидзе высказал свое мнение с осторожностью. По его взгляду, если сумма сбора не будет превышать более 150, она не станет большим обременением для туристов, так как въездной туризм в России пока развит слабо. Стоит брать во внимание, что опираться на этот вопрос нужно с условием мировой практики. К примеру, если Францию ежегодно посещает до 70 млн туристов, то в Россию въезжает не более 5 млн человек [1].

Как мы уже заметили, существуют различные мнения об установление курортного сбора, как положительные, так и отрицательные. Стоить отметить, что нужно с осторожностью, реализовывать данный проект, так как большинство туристов могут отдать предпочтение заграничному отдыху, а также может в принципе снизится покупательский спрос на туристические услуги [1]. Трудностью может стать сама технология взимания сбора, так как включение его в стоимость авиабилетов или проживания в отелях выглядит нереальным.

В завершении, на основании всего вышесказанного, хочется отметить главную проблему, которая может возникнуть при установлении курортного сбора в РФ. Ныне перечислялись достаточно разные трудности, которые могут оказать совершено неоднозначное влияние на принятие данного решения [2]. Мы обращались к разным взглядам, но, по моему мнению, никто не отметил главную проблему.

В настоящее время стоит проблема некого недоверия граждан к государственным сборам. Для того чтобы соблюдалась прозрачность данного закона, т. е, чтобы люди видели, что все собранные средства идут именно на развитие туристской инфраструктуры и санаторно-курортного комплекса следует проводить некий отчет правительства, а именно что конкретно было сделано за определенный промежуток времени. Предложенный механизм должен, прежде всего, иметь «чистоту» по своему характеру, а главное привести к нужному результату. Также чтобы закон имел свою комплексность и справедливость стоит установить четко фиксированную сумму в различных регионах, которая будет подтверждаться нормативно-правовыми актами, имеющий свою юридическую силу.

Литература

1. Аткинсон Э. Б., Стиглиц Д. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора.

М.: Аспект, Пресс, 1995. 832 с.

2. Козырев В. М. Туристская рента: Методические указания. М.: Финансы и статистика, 1998.

80 с.

3. Сосновская И. Р. Экономико-организационный механизм туристско-экскурсионной

деятельности на природных территориях Сочи. Сочи, 2006. 218 с.

4. Хомутникова Н. Проблемы разработки и внедрения механизма платного пользования

природными рекреационными, 2003. № 3 (86).

5. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. М.: Аспект пресс, 1996. 336 с.