Научная статья на тему 'Озеленение детских дошкольных учреждений'

Озеленение детских дошкольных учреждений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2923
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗЕЛЕНЕНИЕ / ГАЗОНЫ / ЦВЕТНИКИ / КАПЕЛЬНОЕ ОРОШЕНИЕ / МЕЛКОДИСПЕРСНОЕ ДОЖДЕВАНИЕ / ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Курапина Н.В., Болкунов А.И., Коробова А.А.

В статье дано понятие озеленения как элемента благоустройства и ландшафтной организации территории с использованием растений. Описаны функции озеленения в отношении детских учреждений. Дан подробный анализ существующего состояния зеленых насаждений в городских и сельских детских дошкольных учреждениях. Рассматриваются требования соответствующих нормативных документов в отношении благоустройства территорий детских дошкольных учреждений и предлагаются решения по озеленению участков с использованием современных способов полива, которые позволяют иметь территорию с благоприятной рекреационной средой при наименьших затратах ручного труда и оросительной воды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Курапина Н.В., Болкунов А.И., Коробова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Озеленение детских дошкольных учреждений»

ОЗЕЛЕНЕНИЕ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

12 3

© Курапина Н.В. , Болкунов А.И. , Коробова А.А.

Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград

В статье дано понятие озеленения как элемента благоустройства и ландшафтной организации территории с использованием растений. Описаны функции озеленения в отношении детских учреждений. Дан подробный анализ существующего состояния зеленых насаждений в городских и сельских детских дошкольных учреждениях. Рассматриваются требования соответствующих нормативных документов в отношении благоустройства территорий детских дошкольных учреждений и предлагаются решения по озеленению участков с использованием современных способов полива, которые позволяют иметь территорию с благоприятной рекреационной средой при наименьших затратах ручного труда и оросительной воды.

Ключевые слова озеленение, газоны, цветники, капельное орошение, мелкодисперсное дождевание, относительная влажность воздуха.

Озеленение детских учреждений входит в проект строительства или реконструкции и имеет не только декоративное, но и воспитательное значение для детей. Озеленение - это элемент благоустройства и ландшафтной организации территории с активным использованием растительных компонентов, который обеспечивает формирование среды и поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на определенной территории [3].

Функции озеленения - это, во-первых, средообразующая функция. Озеленение формирует комфортный микроклимат участка, снижает температуру воздуха в жаркое время года, регулирует влажность приземного слоя воздуха и освещенность территории, уменьшает скорость ветра и другое. Во-вторых, защитная функция, что важно в условиях загрязненной городской среды. Зеленые насаждения (деревья, кустарники, газоны) поглощают из атмосферного воздуха газообразные загрязняющие вещества, обогащают его кислородом, уменьшают запыленность и уровень шума. В-третьих, об-

1 Доцент кафедры «Мелиорация земель и комплексное использование водных ресурсов», кандидат сельскохозяйственных наук.

2 Доцент кафедры «Мелиорация земель и комплексное использование водных ресурсов», кандидат сельскохозяйственных наук.

3 Магистр кафедры «Мелиорация земель и комплексное использование водных ресурсов», кандидат сельскохозяйственных наук.

разовательная функция. Зеленые насаждения служат живым наглядным пособием при обучении, помогают воспитывать любовь к живому растительному миру и природе. И, наконец, четвертое - эстетическая функция. Зеленые насаждения формируют привлекательное, красивое и комфортное окружение, являются примером благоприятной среды жизнедеятельности человека.

По мнению психологов, дети обладают очень чувствительным восприятием природы. Увиденные в детстве картины местности, пейзажи или отдельные растения, люди проносят через всю свою жизнь и часто тоскуют по ним в старости. Поломанные игровые устройства, разбитые дорожки и неухоженные зеленые насаждения с раннего возраста могут создать представление у ребенка о разрушенном состоянии как нормальном, привычном, допускающем последующее разрушение [3].

За период долгосрочной эксплуатации существующих зданий городских и сельских детских садов (30-40, а иногда и 50 лет) накопились существенные проблемы как в сфере безопасности самих зданий, так и в сфере озеленения прилегающих территорий. Наши наблюдения позволяют выявить следующий ряд проблем:

1. Необеспеченность градостроительных норм озеленения территории или малые площади участков.

2. Значительный возраст зеленых насаждений и их неудовлетворительное состояние. При сильных ветровых и снеговых нагрузках существует реальная угроза падения. Отсутствие своевременного восстановления и полноценного ухода, обрезки, формовки, стрижки, внесения удобрений, полива, защиты от болезней и вредителей. Отсутствие предприятий, профессионально занимающихся озеленением и уходом за насаждениями.

3. Загущение посадок деревьев, создающее сверхнормативную затененность на территории и снижающее освещенность в помещениях.

4. Использование, как правило, одного-двух видов древесных и кустарниковых пород одного возраста (монопосадки), что не обеспечивает биоразнообразие на территории, а также служит предпосылкой для одновременного выпада зеленых насаждений по возрасту, распространения заболеваний по всей территории.

5. Отсутствие многоуровневого защитного озеленения.

6. Использование ручного полива шлангами или ведрами, который проводят, как правило, сами воспитатели и отвлекаются от занятий с детьми. В последней редакции санитарных норм и правил для дошкольных образовательных организаций указано, что в сухую и жар-

кую погоду полив необходимо проводить не менее 2-х раз в день. В существующих условиях дефицита персонала в детских садах это маловыполнимо.

Все вышеперечисленное указывает на актуальность разработки проектов озеленения детских дошкольных учреждений с использованием современных технологий полива. Нами разработан проект и проводятся исследования условий комфортности среды в дошкольном образовательном учреждении Ленинского района Волгоградской области. Климат региона резко континентальный, с очень жарким, сухим летним периодом и суровым зимним периодом. В этих условиях орошение является важным фактором существования зеленых насаждений в принципе.

Требования к озеленению и рекомендации по его воплощению регламентируются следующими документами: СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Пособие от 01.01.1992 № 2.08.02-89, «Проектирование детских дошкольных учреждений» (справочное пособие к СНиП 2.08.02-89), СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», Московские городские строительные нормы МГСН 4.07-05, Пособие к МГСН 4.07-05 «Детские образовательные учреждения», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Особо важную роль при проектировании следует отводить влиянию архитектурной среды на формирование личности ребенка, исключение отрицательных воздействий монотонного однообразия на его психологию. На современном этапе при сокращении «безадресного» проектирования типовых зданий необходим более тщательный учет региональных природно-климатических и национальных особенностей, специфики социальных потребностей населения, особенностей демографии. Проекты зданий должны отвечать задачам гуманизации жилой среды, высоким архитектурно-художественным и эстетическим требованиям [4, 5].

Основные требования нормативных документов заключаются в следующем:

Площадь озеленения должна составлять 50 % площади всего земельного участка детского дошкольного учреждения [2, 4, 5, 6, 7].

Запрет на использование ядовитых, колючих, аллергенных и плодоносящих растений, а также засоряющих территорию при цветении и привлекающих большое количество насекомых. По этой причине не должны высаживаться бирючина, боярышник, шиповники, барбарисы, бузина красная, снежная ягода, жимолость, гортензия и т.п.

Защитные насаждения создаются в виде однорядных или многорядных рядовых посадок высотой не ниже 7 м и шириной не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее 6 м, обеспечивая в ряду расстояния между стволами взрослых деревьев 8-10 м (с широкой кроной), 5-6 м (со средней кроной), 34 м (с узкой кроной). Подкроновое пространство следует заполнять рядами или группами кустарника.

Основными элементами участка являются групповые площадки, предназначенные для проведения игр и занятий на свежем воздухе. Они могут проектироваться как изолированными друг от друга, так и объединяться по 2-3 в игровые пространства. Их оборудование должно учитывать возрастные особенности деятельности детей.

Планировка групповых площадок должна обеспечивать четкое зонирование территории с выделением зон: тихих игр, подвижной деятельности, свободных индивидуальных или коллективных игр. Зоны должны иметь соответствующее оборудование и покрытие территории. Зона тихих игр формируется в непосредственной близости от навеса. Зона подвижной деятельности детей предназначается для гимнастики и игр с мячом, должна иметь четкое ограничение оборудованием, располагаемым в основном по границе с одной или двух сторон. Перед оборудованием должна быть «рабочая зона» не менее 3,5 м. Покрытие площади в зоне должно быть из утрамбованного грунта. Каждая групповая площадка должна оборудоваться в соответствии с возрастом детей и характером их игровой деятельности. Для обеспечения необходимых условий инсоляции и солнцезащиты на групповых площадках рекомендуется создавать две контрастные по режиму зоны - открытую и затененную. В специализированных дошкольных учреждениях групповые площадки рекомендуется располагать вблизи выхода из здания дошкольного учреждения на участок среди зелени. Групповые площадки рекомендуется соединять кольцевой дорожкой шириной 1,5 м, которую можно совмещать с проездом к зданию.

На групповых площадках раннего возраста и 1-й младшей группы лучшим является сплошное травяное покрытие, за исключением подходов к теневым навесам и мощения вокруг песочниц. Для создания газона применяют смесь трав из райграса, клевера и овсяницы. Чтобы газон в полной мере выполнял свои функции, его необходимо поливать, используя мелкодисперсное дождевание. Это такой способ полива, при котором вода разбивается с помощью различных приспособлений на капли размером 400-600 микрон. Производительность микроспринклеров может быть различной: от 8 до 120 литров в час. Они могут быть статическими, кругового действия, использующими возвратно-поступательное движение рабочей части.

На специализированных и тематических площадках для детей дошкольного возраста, кроме травяного применяется покрытие из утрамбованного грунта площадью не более 60 м2 Твердое плиточное покрытие устраивают перед теневыми навесами и скамьями. На групповых площадках по местным климатическим условиям могут устраиваться навесы площадью 40 м2 для укрытия детей от атмосферных осадков или излишней солнечной радиации. Навесы для ясельных групп рекомендуется пристраивать к зданию, используя их как веранды.

Участок детского сада для многих городских детей - место первого знакомства с природой. Здесь они приобретают первые трудовые навыки, учатся любить природу, бережно к ней относиться. Площадку для выращивания овощных и ягодных культур рекомендуется предусматривать общей на учреждение из расчета 0,6 м2 на ребенка дошкольного возраста и располагать ближе к хозяйственной площадке. При планировке площадки для выращивания овощных и ягодных культур ширина грядок принимается 60-70 см, а ширина рабочих проходов-дорожек - не менее 40 см. Для полива грядок лучше применять капельные линии.

В сельской местности вместо такой площадки на участке рекомендуется размещать теплицу с зооуголком [6].

В целом на площади озеленения предусматриваются травяное покрытие, цветники, кустарники и деревья, в том числе хвойные, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. При этом, следует высаживать и разнообразные лиственные, в том числе редкие породы деревьев, произрастающих в регионе.

В площадь озеленения включаются защитные полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы:

- не менее 3 м между групповыми площадками, между групповой и спортивной площадками;

- не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками; между общей физкультурной и хозяйственной площадками;

- не менее 2 м между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.

Важным является исключение монопосадок. Возможно использование вертикального и мобильного озеленения. Немаловажным моментом является защита клумб, приствольных кругов деревьев низким ограждением, решетками от поломки микроспринклерных устройств или микротрубопроводов.

Общая физкультурная площадка делится наследующие зоны:

- с оборудованием для подвижных игр;

- с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами;

- беговой дорожки, ямы для прыжков;

- полосы препятствий.

По условиям аэрации участки дошкольных учреждений должны размещаться в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, в аэродинамической (ветровой) тени, образующейся за ветрозащитным зданием. Зоной аэродинамической тени считается территория за экранирующим объектом на расстоянии пяти его высот, где происходит снижение скорости ветра не менее чем в два раза.

Подбор видов зеленых насаждений лучше производить из местных пород, обладающих длительным вегетационным периодом и отличающихся декоративными свойствами. При наличии естественного озеленения рекомендуется всемерно способствовать его сохранению. По интенсивности газообмена, т.е. способности поглощать углекислоту и выделять кислород, наиболее ценными древесными породами являются: тополь берлинский, дуб черешчатый, липа крупнолистная, сосна обыкновенная, лиственница польская и ель обыкновенная. Наиболее высокими пылезащитными свойствами обладают древесные хвойные породы, а из лиственных - вяз перисто-ветвистый и шершавый, ива белая и плакучая, каштан конский, клен серебристый, татарский, остролистный, тополь канадский, Болле, бальзамический, шелковица белая, из кустарниковых - бересклет бородавчатый, бирючина обыкновенная, сирень обыкновенная, смородина золотистая. Густолиственные деревья эффективны по звукозащитным свойствам в возрасте не менее 25 лет, а ели - в возрасте от 15 лет при круглогодичной зеленой кроне [4].

При озеленении участков специализированных учреждений нужно использовать как можно больше растений различных пород и сортов, так как они также являются для детей учебным материалом. Умственно отсталым, глухим и слабослышащим детям растения помогают в овладении речью; для слепых и слабовидящих детей способствуют накоплению предметных представлений. На участках таких учреждений рекомендуется высаживать породы растений с ярко выраженными запахами, которые способствуют ориентации при ходьбе [1, 2, 6].

Группы деревьев и кустарников рекомендуется располагать на открытом газоне, в местах пересечения дорожек, у площадок, возле плескательного бассейна и в других местах, требующих затенения. При озеленении участка нужно максимально использовать его площадь, правильно распределить различные виды цветочных композиций; цветник-рабатка, представляющий длинную неширокую полосу (грядку), располагается вдоль дорожек по одной стороне или по обе; миксбордер - широкая полоса с 4- или 5-рядным размещением декоративных растений; партер - цветочный квадрат или пря-

моугольник, засаженный цветами; мавританский газон - многолетние травы и однолетние цветущие растения.

Ограждение участка рекомендуется декорировать вьющейся зеленью. В качестве живой изгороди может применяться кустарник, высаживаемый в одну полосу шириной 0,75-1 м. Расстояние между посадками в зеленой изгороди зависит от породы растений и величины их кроны. Рекомендуемая высота зеленой изгороди - 1-1,25 м, при необходимости изоляции хозяйственного двора она может быть увеличена до 2,5 м.

Особое значение в наших исследованиях уделялось изучению роли зеленых насаждений в формировании комфортности рекреационной среды. Как уже говорилось, растения регулируют влажность воздуха, тепловой режим в приземном слое; очищают воздушный бассейн от пыли; обогащают атмосферу кислородом; выделяют фитонциды; осуществляют ионизацию воздуха; снижают скорость ветра. На участках озеленения с использованием современных технологий полива формируется микроклимат, отличный от окружающей территории.

Исследованиями ученых установлено, что человек комфортно себя ощущает в диапазоне температур воздуха от 12 до 26 °С и при скорости ветра 0,5-3,0 м/с. Но фактически в нашей климатической зоне температура воздуха достигает 40 °С, а скорости ветра до 25 и более м/с, особенно в апреле и мае.

Повышение относительной влажности человек воспринимает как понижение температуры воздуха (за исключением очень жарких дней). Повышение относительной влажности воздуха на 15 % воспринимается как понижение температуры воздуха на 3,5 °С [3]. В наших исследованиях при поливе газона микродождеванием происходило повышение относительной влажности воздуха в слое 1,5 м от поверхности земли на 35-40 %.

Список литературы:

1. Гончарова Л.Е. Проекты генеральных планов детских садов/Л.Е. Гончарова // Информационный вестник. - 2006. - № 1 (12). - С. 5-9.

2. МГСН 4.07-05. Московские городские строительные нормы. Дошкольные образовательные учреждения (21.11.2006 № 911-ПП).

3. Кукушин В.С., Кружилин С.Н. Ландшафтная архитектура / В.С. Ку-кушин, С.Н. Кружилин. - Ростов-н/Д: Феникс, 2010. - 352 с.

4. Пособие к МГСН 4.07-05. Дошкольные образовательные учреждения / ФГУП «Институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (рук. А.М. Гарнец). - М., 2007.

5. Пособие к СНиП 2.08.02-89. Проектирование детских дошкольных учреждений. «Ин-т Общественных зданий». - М., 1992.

6. СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

7. СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ часть мероприятий ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

1 2 © Панчина Е.Г. , Баландин В.А.

Государственный университет по землеустройству, г. Москва

В статье приведен анализ факторов, влияющих на процессы формирования современных общественных пространств, как механизма по улучшению качества городской среды.

Ключевые слова общественное пространство, городская среда, муниципальное управление, местное сообщество.

В настоявшее время динамические процессы в обществе формируют потребность в постоянной оптимизации моделей и инструментов систематизации развития. Тенденции развития современных городов обуславливают потребность для населения не только в комфортном проживании и рабочей среде, но и проведения досуговых мероприятий.

В городских условиях удовлетворение запросов людей в качественном досуге, а также культурном просвещении воплощаются в жизнь в основном посредством формирования общественных пространств, которые играют важную роль в механизме развития городской среды. Являясь подчас лицом города, общественные пространства, формируют мнение об эффективности работы органов власти, участия местного сообщества в социально-экономическом развитии территории.

Необходимость повышения качеств городской среды обуславливает актуальность исследования проблематики формирования и функционирования общественных пространств.

Формирование общественных пространств в городах является многофакторным механизмом, для систематизации, которой следует, проводить социологический мониторинг по различным аспектам общественной жизни города. В работах, Ч. Лэндри, описаны составные части развития городских пространств с учетом человеческих потребностей [1]. Про-

1 Студент 1 курса магистратуры кафедры «Городской кадастр».

2 Старший преподаватель кафедры «Городской кадастр», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.