https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-47-52 Original article
© Седова А.С., 2021 УДК 613.955
Оздоровление детей в период организованного отдыха (мнение родителей)
А.С. Седова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991, Российская Федерация
Резюме
Введение. При обновлении критериев эффективности работы организаций отдыха необходимо учитывать цели и задачи современных лагерей.
Цель исследования: оценить мнение родителей об организации отдыха и оздоровления детей в период организованного отдыха.
Материалы и методы. В 2019-2020 гг. при участии интернет-каталога детских лагерей incamp.ru был проведен анонимный опрос родителей - потенциальных потребителей услуг сферы детского отдыха. В опросе приняли участие 343 респондента из 48 регионов России.
Результаты исследования. Главной целью пребывания детей в лагере, по мнению родителей, является отдых (88,0 % респондентов; 95 % ДИ 84,6-91,5), приобретение коммуникативных навыков и поиск новых друзей (79,9 %; 95 % ДИ 75,6-84,1); оздоровление детей (49,0 %; 95 % ДИ 43,7-54,3) и приобретение новых знаний (48,1 %; 95 % ДИ 42,8-53,4). Треть родителей положительно оценивают оздоровление своего ребенка в лагере без уточнения критериев оздоровления (32,3 %; 95 % ДИ 27,4-37,4); 27,1 % (95 % ДИ 22,4-31,8) отметили улучшение физического и эмоционального состояния. Респонденты отмечают, что на оздоровление детей в лагере в первую очередь влияют повышение физической активности (86,6 %; 95 % ДИ 83,0-90,2) и организация качественного питания (83,7 %; 95 % ДИ 79,8-87,6); на втором месте находятся условия пребывания детей (74,3 %; 95 % ДИ 69,7-79,0) и место расположения лагеря (77,0 %; 95 % ДИ 72,5-81,4). Менее всего на оздоровление в лагере, по мнению родителей, влияет продолжительность смены (32,1 %; 95 % ДИ 27,1-37,0).
Заключение. Эффективная система развития детского отдыха должна учитывать то, что одним из участников организации процесса отдыха детей и их оздоровления являются родители (законные представители) детей. Разработка современных критериев эффективности работы детского лагеря должна проводиться в том числе с учетом ожиданий потенциальных потребителей услуги детского отдыха - родителей (законных представителей) детей. Ключевые слова: организации отдыха детей и их оздоровления, детский отдых, детский лагерь, родители и детский лагерь, оздоровление детей, критерии эффективности оздоровления. Для цитирования: Седова А.С. Оздоровление детей в период организованного отдыха (мнение родителей) // Здоровье населения и среда обитания. 2021. Т. 29. № 10. С. 47-52. doi: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-47-52 Сведения об авторе:
И Седова Анна Сергеевна - к.м.н., ведущий научный сотрудник Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России; [email protected]; ORCID: https:// orcid.org/0000-0003-0079-240X.
Информация о вкладе автора: автор подтверждает единоличную ответственность за концепцию и дизайн исследования, сбор и анализ данных, интерпретацию результатов, а также подготовку рукописи. Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Соблюдение правил биоэтики. Работа выполнялась в соответствии с принципами Хельсинкской декларации. Протокол и дизайн исследования были обсуждены и одобрены локальным этическим комитетом ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России от 11.12.2018, протокол № 15. Статья получена: 28.08.21 / Принята к публикации: 22.10.21 / Опубликована: 30.10.21
Child Health Improvement in a Summer Camp (Parental Opinion)
Anna S. Sedova
National Medical Research Center for Children's Health, Bldg 1, 2 Lomonosovsky Avenue, Moscow, 119991, Russian Federation
Summary
Introduction: Efficiency criteria of recreational facilities for children shall be updated in the light of goals and tasks set for contemporary camps.
Objective: To evaluate parents' opinion about organization of recreation and health improvement in children's summer camps. Materials and methods: In 2019-2020, an anonymous questionnaire-based survey of 343 parents, potential consumers of children's recreation services, from 48 Russian regions was carried out with support of the Internet catalog of children's camps incamp.ru.
Results: According to the parents, the main purpose of the children's stay in the camp is rest (88.0 % of the respondents; 95 % confidence interval (CI): 84.6-91.5), mastering of communication skills and making new friends (79.9 %; 95 % CI: 75.6-84.1), health improvement (49.0 %; 95 % CI: 43.7-54.3), and acquisition of new knowledge (48.1 %; 95 % CI: 42.8-53.4). A third of the parents positively assessed health improvement of their child in the camp without specifying its criteria (32.3 %; 95 % CI: 27.437.4); 27.1 % (95 % CI: 22.4-31.8) noted an improvement in the child physical and emotional state. The respondents believed that child health improvement was strongly influenced by increased physical activity (86.6 %; 95 % CI: 83.0-90.2), diet quality (83.7 %; 95 % CI: 79.8-87.6), camp location (77.0 %; 95 % CI: 72.5-81.4), and living conditions (74.3 %; 95 % CI: 69.7-79.0). The parents were of the opinion that the length of stay was of least importance for health improvement (32.1 %; 95 % CI: 27.1-37.0). Conclusions: An effective system of developing children's recreation and health improvement should take into account that parents and guardians are an essential part of it as potential consumers of children's recreation services and their current expectations need to be considered when updating efficiency criteria for children's camps.
Keywords: organization of children's recreation, children's recreation, children's camp, parents and children's camp, child health improvement, health improvement efficiency criteria.
For citation: Sedova AS. Child health improvement in a summer camp (parental opinion). Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2021; 29(10):47-52. (In Russ.) doi: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-47-52 Author information:
И Anna S. Sedova, Cand. Sci. (Med.); Leading Researcher, Research Institute of Hygiene and Health Protection of Children and Adolescents, National Medical Research Center for Children's Health; e-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0079-240X.
Author contributions: The author confirms sole responsibility for the study conception and design, data collection, analysis and interpretation of results, and manuscript preparation.
PH&LE
47
H) Check (or updates
voLume 29, issue 10, 2021
48
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-47-52
Оригинальная статья
Funding: The author received no financial support for the research, authorship, and/or publication of this article. Conflict of interest: The author declares that there is no conflict of interest.
Compliance with the rules of bioethics: The research was conducted in accordance with the Helsinki Declaration. The study design was discussed and approved by the Local Ethics Committee of the National Medical Research Center for Children's Health of the Russian Ministry of Health (Minutes No. 15 of December 11, 2018).
Received: August 28, 2021 / Accepted: October 22, 2021 2021 / Published: October 30, 2021
Введение. Специалистами в области охраны здоровья детей, педиатрами в публикациях, а также докладах на научно-практических меро-
приятиях, посвященных медико-профилактическим основам организации отдыха и оздоровления детей1,2, неоднократно отмечалась необходимость использования потенциала каникулярного летнего отдыха для организации оздоровления детей [1—11].
Следует отметить, что за почти столетнюю историю существования системы детского отдыха в России изменились цели и задачи, которые возлагаются на современные организации отдыха детей и их оздоровление (далее — организации отдыха, лагеря). Участники XI Международного конгресса лагерей (International Camping Congress 2017) (далее — Конгресс), который состоялся в г. Сочи в 2017 году, обратили внимание на то, что «главным предназначением детского лагеря является решение образовательных задач, способствующих всестороннему развитию ребенка, его индивидуальности, самостоятельности, ответственности, освобождению от авторитарного влияния школы, опеки и контроля родителей, усвоению духовно-нравственных ценностей, удовлетворению духовной потребности быть полезным и нужным»3. Свидетельством того, что современные детские лагеря больше выполняют задачи воспитания и обучения, является и то, что в 2017 году главным федеральным органом исполнительной власти в нашей стране, определяющим политику в данной сфере, стало Министерство образования и науки Российской Федерации (в настоящее время — Министерство просвещения Российской Федерации)4.
В резолюции Конгресса также отмечена необходимость совершенствования критериев оценки эффективности работы лагерей — разработки единых международных требований к содержанию деятельности детских лагерей, а также показателей и критериев оценки эффективности их работы, в том числе критериев эффективности оздоровления детей в период их отдыха.
Подробный анализ современных подходов к оценке эффективности отдыха и оздоровления детей, а также опыт зарубежных коллег в этом направлении был описан нами ранее [12—15]. Было показано, что при создании новых критериев эффективности работы организаций отдыха необходимо учитывать цели и задачи современных лагерей, а также международный опыт.
Цель исследования — оценить мнение родителей об организации отдыха и оздоровления детей в период организованного отдыха.
Материалы и методы исследования. В 2019— 2020 гг. при участии интернет-каталога детских лагерей и мероприятий с бесплатным сервисом бронирования incamp.ru был проведен анонимный опрос родителей — потенциальных потребителей услуг сферы детского отдыха. В опросе приняли участие 343 респондента из 48 регионов России.
В анкете помимо обязательных ответов, которых могло быть один или несколько, были предусмотрены «открытые» ответы. Материалы исследования статистически обработаны с использованием методов непараметрического анализа. Накопление, корректировка, систематизация информации и визуализация полученных результатов осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016. Номинальные данные описывались с указанием абсолютных значений, процентных долей и границ 95 % доверительного интервала, рассчитанного методом Уилсона с помощью калькулятора5.
Большинство родителей (84,5 %), которые приняли участие в опросе, имели опыт отдыха их детей в организациях отдыха и оздоровления разного типа. 35,0 % детей респондентов когда-либо отдыхали в пришкольном либо городском лагере, 60,1 % — в стационарном загородном, 17,8 % — в палаточном, 25,9 % имеют опыт отдыха в лагере на море и 6,7 % — в зарубежном лагере.
Результаты исследования. Главной целью пребывания детей в лагере, по мнению родителей, является отдых (88,0 %; 95 % ДИ 84,6-91,5), приобретение коммуникативных навыков и поиск новых друзей (79,9 %; 95 % ДИ 75,6-84,1). Следующей по значимости задачей детского лагеря они считают оздоровление (49,0 %; 95 % ДИ 43,7-54,3) и приобретение новых знаний (48,1 %; 95 % ДИ 42,8-53,4). 17,2 % родителей (95 % ДИ 13,2-21,2) отправляют ребенка в лагерь, «лишь бы дома не сидел», и 9,3 % (95 % ДИ 6,3-12,4) -с целью отдохнуть от ребенка.
Практически все респонденты (95,3 %; 95 % ДИ 93,1-97,6) считают, что понятие «детский лагерь» соответствует понятию «организация отдыха и досуга». Значительно меньше респондентов согласны, что понятие «детский лагерь» соответствует понятиям «оздоровительная организация» (80,5 %; 95 % ДИ 76,3-84,7) и «образовательная организация» (72,9 %; 95 % ДИ 68,2-77,6).
По мнению родителей, на оздоровление детей в лагере в первую очередь влияют повышение физической активности и организация качественного питания - так считают 86,6 % (95 % ДИ 83,0-90,2) и 83,7 % (95 % ДИ 79,8-87,6) респондентов соответственно; на втором месте находятся условия
1 Решение Пленума Научного совета по гигиене и охране здоровья детей и подростков ОМедН РАН «Медико-профилактические основы организации отдыха и оздоровления детей: научное обеспечение, эффективность, перспективы научных исследований» // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 4. С. 58-59.
2 Решение Пленума Научного совета по гигиене и охране здоровья детей и подростков ОМедН РАН и Проблемной комиссии «Гигиена детей и подростков» Ученого совета Роспотребнадзора «Научно-методические основы медико-профилактического обеспечения детей в организациях отдыха детей и их оздоровления» // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 4. С. 55-58.
3 Резолюция Международного конгресса лагерей (International Camping Congress 2017). Сочи, 9_13 октября 2017 г.
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 444 «О внесении изменений в Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации».
5 Калькулятор «Статистические вычисления VassarStats». Доступно по ссылке: http://vassarstats.net. Accessed on August 17, 2021. _
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-47-52
PH&LE
49
Original article
пребывания детей (74,3 %; 95 % ДИ 69,7-79,0) и место расположения лагеря (77,0 %; 95 % ДИ 72,5-81,4); на третьем — медицинское обеспечение и программа лагеря (58,0 %; 95 % ДИ 52,8—63,2 и 48,4 %; 95 % ДИ 43,1—53,7 соответственно) (рис. 1). Всего треть респондентов (32,1 %; 95 % ДИ 27,1—37,0) считают, что на оздоровление детей в лагере влияет продолжительность смены респондентов.
Более половины родителей (54,2 %; 95 % ДИ 49,0—59,5) предпочитают отправлять ребенка в лагерь менее чем на 21 день (рис. 2). При этом 23,4 % (95 % ДИ 17,7—28,9) респондентов считают, что смена должна длиться не более двух недель.
В продолжение вопроса о том, что может повлиять на оздоровление детей в лагере, было проанализировано мнение родителей о том, в каком типе лагерей возможно создать условия для оздоровления (рис. 3). В целом практически все родители (94,5 %; 95 % ДИ 92,0—96,9) согласны с тем, что в лагере можно организовать оздоровление детей. Без сомнений согласны с тем, что организация оздоровления детей возможна в загородном стационарном лагере 87,2 % (95 % ДИ 76,7—97,6) родителей, в палаточном лагере — 59,5 % (95 % ДИ 49,8—69,1). С тем, что организация оздоровления возможна в пришкольном либо городском лагере, согласны всего 17,5 % (95 % ДИ 11,6—29,4) респондентов; 65,6 % (95 % ДИ 55,9—75,3) родителей считают, что в условиях дневного пребывания создать такие условия нельзя.
Для выявления мнения родителей о том, что они понимают под оздоровлением детей во время их пребывания в организации отдыха, были заданы вопросы о том, считают ли они, что их ребенок оздоровился в лагере, и как можно оценить оздоровление ребенка после пребывания в лагере (таблица). Треть родителей (32,3 %; 95 % ДИ 27,4—37,4) ответили, что их дети оздоровились в лагере, однако при этом не смогли назвать конкретные критерии оздоровления, 15,5 % (95 % ДИ 11,6-19,2) родителей сказали, что их ребенок в лагере «окреп и набрался сил», 11,4 % (95 % ДИ 8,0-14,8) отмечают улучшение эмоционального состояния ребенка, а 10,4 % (95 % ДИ 7,3-13,7) респондентов считают, что показателем оздоровительного эффекта пребывания в лагере можно рассматривать то, что ребенок вернулся из лагеря здоровым. При этом пятая часть родителей (21,65 %; 95 % ДИ 13,5-29,7) отметили, что оздоровления в лагере во время пребывания в нем их ребенка не произошло либо состояние ребенка ухудшилось, 4,7 % (95 % ДИ 2,4-6,9) респондентов затруднились с ответом. Обращает на себя внимание ответ родителей, которые считают, что показателем оздоровления ребенка в лагере является отсутствие заболеваний в осенне-летний период - 4,1 % (95 % ДИ 2,0-6,2) респондентов.
Обсуждение. Проведенное исследование показало, что главным ожиданием родителей от детского лагеря является отдых ребенка, приобретение им коммуникативных навыков, новых
36.6
53.0
-S.4-
100
90 -I 83,7
30 J 7L° 74J
70 60 50
1 32.1
30 20 10
о ,,,,,,,
- - Условия /
Conditions
Рис. 1. Условия, влияющие на оздоровление детей в лагере (мнение родителей) (%) 1 — место расположения лагеря, 2 — продолжительность смены, 3 — условия пребывания детей, 4 — качественное питание, 5 — повышение физической активности, 6 — медицинское обеспечение, 7 — программа лагеря Fig. 1. Conditions affecting child health improvement in a camp (parents' views, %) 1 — camp location, 2 — length of stay, 3 — living conditions, 4 — diet quality, 5 — increased physical activity, 6 — health care,
7 — camp program
34.7
30L9
40 35 30
2 5 -\ 119
20 -\
15 H 11,6
10 -
5 1 1.5 0 4-"=L-
<10 10-14 15-20 21 >22 Дней/
Days
Рис. 2. Предпочтения родителей по продолжительности пребывания детей в организациях отдыха ( %) Fig. 2. Parents' preferences in the length of children's stay in the camp (%)
volume 29, issue 10, 2021
[0
ЗНиСО
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-47-52
знаний, новых друзей. Вместе с тем на фоне продолжающегося ухудшения состояния здоровья детей [16—20] родители ждут от детского отдыха и оздоровительного эффекта. Особенно это касается загородных стационарных лагерей.
Современные лагеря, учитывая запрос родителей на оздоровление, а также желая повысить свой рейтинг, предлагают такие оздоровительные услуги в период отдыха детей, как физиотерапевтические процедуры, спелеотерапия, массаж, кислородные коктейли, посещение сауны и бассейна и другие. Однако следует иметь в виду, что данные процедуры являются лечебными и их назначение и применение должны осуществляться строго по показаниям и только квалифицированными специалистами при наличии в организации лицензии на оказание санаторно-курортной помощи.
Анализ данных опроса свидетельствует, что родители и не ждут, что в лагере детям будут выполнены специальные лечебные процедуры. Для эффективного оздоровления в детском лагере, по мнению родителей, необходимы в первую очередь организация качественного питания и повышение двигательной активности. Аналогичные данные были получены при опросе «Потенциал рынка детского туризма в России», проведенном исследовательским центром компании «Делойт» в СНГ по инициативе компании «Мосгортур»6. Было выявлено, что все респонденты считают,
Оригинальная статья
что «отдых ребенка в лагере на природе с четким режимом дня и правильным питанием оказывает положительный эффект на здоровье ребенка».
Поскольку на сегодняшний день единственным критерием возможности организации оздоровления в лагере является продолжительность пребывания детей в лагере (не менее 21 дня)7, представляет интерес изучение родительских предпочтений в данном направлении. Установлено, что, по мнению родителей, продолжительность смены менее всего влияет на эффект оздоровления. При этом почти четвертая часть родителей (23,3 %) предпочитают отправлять детей в лагеря с продолжительностью смены не более двух недель.
Предположение родителей о том, что продолжительность смены не является решающей в эффективности оздоровления, подтверждают исследования, проведенные в лагерях с продолжительностью смен 14 и 17 дней [21, 22]. Было установлено, что при соответствии устройства и организации, а также режима работы лагеря гигиеническим требованиям, повышении двигательной активности детей, максимальном пребывании детей на открытом воздухе, благоприятной психологической адаптации детей к новым условиям возможно получение оздоровительного эффекта у детей в условиях укороченной смены (14—17 дней), в том числе в палаточном лагере. Положительная динамика функционального
Стационарный загородный / Resident camp
Iß 10,5 16,9 41.7 23.9
2.С
39,1 43,1 7.9
2.9
2.6
Лагерь на wiope/Sea camp Лагерь палаточноготипа / Tent camp 5S,0 30,9 5,-
27,4 32.1 23,9 10,5 5,1
2,0
: 22 АО 60 SO 100 120
□ Согласен /Agree □ Скорее согласен/Strongly agree
□ Затруднилисьс ответогл/Neither agree nor d sagree □ Спорее не согласен/Strongly disagree ■ Несогласен /Disagree
Рис. 3. Мнение родителей о возможности организации оздоровления в организациях отдыха разного типа (%) Fig. 3. Parental opinion on the feasibility of organizing health improvement in children's camps of various types (%)
Таблица. Соответствие понятию «Детский лагерь» (мнение родителей) Table. Compliance with the concept of a "Children's camp" (parental opinion)
Показатель / Parameter n % ДИ / CI
Наличие оздоровления / Evidence of general health improvement 111 32,3 27,4-37,4
Вернулся здоровый / The child returned home healthy 36 10,4 7,3-13,7
Ребенок окреп, отдохнул / The child got stronger, had a good rest 48 15,5 11,6-19,3
Улучшение эмоционального состояния / Evidence of improved emotional health 39 11,4 8,0-14,7
По заболеваемости в осенне-зимний период / Lack of diseases during the autumn-winter epidemic period 14 4,1 2,0-6,2
Нет оздоровления либо состояние ухудшилось / No evidence of health improvement or worsening of the condition 74 21,6 13,5-29,7
Затруднились с ответом / Found it difficult to answer 16 4,7 2,4-6,9
6 Потенциал рынка детского туризма в России. Основные выводы. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ. Доступно по: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/research-center/articles/potencial-rynka-detskogo-turizma-v-rossii.html. В исследовании приняло участие 1800 респондентов — родителей детей, имевших опыт пребывания в лагере, от 7 до 17 лет из 10 ключевых регионов России.
7 СП 2.4.3648—20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-47-52
51
Original article
состояния организма за период пребывания детей в лагере была выявлена у 65,0 % детей.
Интенсификация учебной деятельности, цифровизация жизнедеятельности (как в учебное, так и в не учебное время), загруженность детей дополнительным образованием не позволяют детям в полной мере в течение учебного года приобрести такие важные качества, как самостоятельность, ответственность, умение выстраивать коммуникации, работать в команде. Такую функцию на себя зачастую берут современные организации отдыха детей и их оздоровления — детские лагеря. Учитывая, что отсутствие у ребенка перечисленных навыков может приводить к нарушению его психологического благополучия, социализацию детей, которая на сегодняшний день рассматривается одной из главных задач детского лагеря [13, 14, 23—27], можно рассматривать как оздоровление детей в период их организованного отдыха.
Заключение. Эффективная система развития детского отдыха должна учитывать, что одними из участников организации процесса отдыха детей и их оздоровления являются родители (законные представители) детей, посещающих детские лагеря. Разработка современных критериев эффективности работы детского лагеря должна проводиться с учетом задач, которые ставятся перед современными организациями отдыха и оздоровления детей, в том числе и потенциальными потребителями данной услуги — родителями (законными представителями) детей.
Список литературы
1. Мустафина И.З. Динамика функциональных возможностей организма детей как критерий оценки эффективности оздоровительных мероприятий в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 1. C. 758а.
2. Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Вейних П.А., Ищена ко А.И., Савченко О.А., Флянку И.П. Гигиенические основы оценки эффективности оздоровления детей и подростков в летних стационарных загородных лагерях // Вестник РГМУ. 2013. № 5-6. С. 92-95.
3. Фаррахов А.З., Волгина С.Я., Кондратьев А.С., Шавалиев Р.Ф. Научно-практический опыт организации отдыха, оздоровления и занятости подростков с девиантным поведением в Республике Татарстан // Российский педиатрический журнал. 2013. № 6. С. 31-35.
4. Платонова А.Г., Подригало Л.В. Использование двигательной активности для оценки эффективности оздоровления детей // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 51-52.
5. Танина Н.А. Оценка эффективности оздоровительных мероприятий в летних загородных учреждениях отдыха и оздоровления детей // Медицинский альманах. 2015. № 2(37). С. 77-79.
6. Таран О.Н., Клименко О.В., Ковтуненко Р.В. Оптимизация оздоровления детей в детских учреждениях отдыха // Научный взгляд в будущее. 2016. Т. 7. № 1. С. 43-48.
7. Лир Д.Н., Перевалов А.Я. Эффективность оздоровления школьников за время пребывания в летнем загородном учреждении отдыха // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017. Т. 94. № 4. С. 48-53.
8. Гаврюшин М.Ю., Сазонова О.В., Горбачев Д.О., Бородина Л.М., Фролова О.В., Туликова Д.С. Научное обоснование применения результатов антропометрических исследований и биоимпеданс-ного анализа в качестве критериев оценки эффективности оздоровления детей в летних лагерях // Вестник РГМУ. 2019. № 2. С. 97-104.
9. Маркелова С.В. Профилактическая и оздоровительная работа в каникулярный период среди школьников с функциональными отклонениями и заболеваниями органа зрения // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 11 (320). С. 18—21. doi: 10.35627/2219-5238/2019-320-11-18-21
10. Miller KD, Schleien SJ, Walton G, Tobin L. Summer camp: Moving along the continuum of inclusion. Camping Magazine. September 2018. Accessed August 17, 2021. https://www.acacamps.org/resource-library/ camping-magazine/summer-camp-moving-along-continuum-inclusion
11. Selkow А. Making mental health matter at camp. Camping Magazine. November 2018. Accessed August 17, 2021. https://www.acacamps.org/resource-library/ camping-magazine/making-mental-health-matter-camp
12. Седова А.С. Анализ современных подходов к оценке эффективности отдыха детей и их оздоровления (научный обзор). Сообщение II // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 3. С. 14—27.
13. Седова А.С. Анализ современных подходов к оценке эффективности отдыха детей и их оздоровления (научный обзор). Сообщение I // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 24—37.
14. Sibthorp J, Bialeschki D, Morgan C, Browne L. Validating, norming, and utility of a youth outcomes battery for recreation programs and camps. J Leis Res. 2013;45(4):514—536. doi: 10.18666/JLR-2013-V45-I4-3897
15. Gillard A. Five trends in camp evaluation Camping Magazine. March 2021. Accessed August 17, 2021. https://www.acacamps.org/resource-library/camping-magazine/five-trends-camp-evaluation
16. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шу-бочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 990—995. doi: 10.18821/0016-9900-2017-9610-990-995
17. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. C. 19—27.
18. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья // Анализ риска здоровью. 2019. № 2. С. 4—13. doi: 10.21668/health.risk/2019.2.01
19. Жданова Л.А., Бобошко И.Е., Севастьянова Т.А. Медико-социальные проблемы здоровья подростков и возможности его оптимизации в условиях детской поликлиники // Вестник Ивановской медицинской академии. 2020. Т. 25. № 1. С. 5—8.
20. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Намазова-Бараноб ва Л.С., Терлецкая Р.Н. Состояние здоровья детей в современной России. Москва, 2020. Сер. 21 Социальная педиатрия (2-е издание, дополненное). 116 c.
21. Седова А.С., Соколова С.Б., Лапонова Е.Д. Динамика функционального состояния организма детей в условиях укороченной смены стационарной организации отдыха // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 4. С. 41—47.
22. Седова А.С., Лапонова Е.Д., Пересецкая И.М., Лощакова Ю.А. Динамика показателей физического развития и функционального состояния организма детей во время их отдыха в лагере палаточного типа // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 1. С. 24—32.
23. Шипова А.В. Социализация подростков в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5—2. С. 80—86.
24. Козич А.А., Фалунин В.Ф., Фалунина Е.В. Развитие коммуникативных способностей подростков
voLume 29, ш 10, 2021
в условиях детского оздоровительного лагеря // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2015. №3(21). С. 142-148.
25. Бубнова А.Н. Воспитание и социализация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях организованного отдыха и оздоровления // Образование личности. 2017. № 1. С. 85-91.
26. Baum D, Johnson K. Expanding the impact of camp: From individual lives to societal change. Camping Magazine. January 2018. Accessed August 17, 2021. https://www.acacamps.org/resource-library/camping-magazine/expanding-impact-camp-individual-lives-societal-change
27. Block M. Camper inclusion at day camps: Making it work for campers and staff. Camping Magazine. March 2020. Accessed August 17, 2021. https://www.acacamps.org/ resource-library/camping-magazine/camper-inclusion-day-camps-making-it-work-campers-staff
References
1. Mustafina IZ. [The dynamics of the functional capabilities of the body of children as a criterion for assessing the effectiveness of recreational activities in out-of-town stationary institutions for recreation and health improvement of children.] Voprosy Sovremennoy Pediatrii. 2006;5(1):758a. (In Russ.)
2. Novikova II, Yerofeev YuV, Veynikh PA, Ishchenko AI, Savchenko OA, Flyanku IP. Hygienic basis for assessing the effectiveness of rehabilitation of children and teenagers in summery stationary country camps. Vestnik Rossiyskogo Gosudarstvennogo Meditsinskogo Universiteta. 2013;(5-6):92-95. (In Russ.)
3. Farrakhov AZ, Volgina SYa, Kondratyev AS, Shavaliev RF. Scientific and practical experience of the organization of leisure, recreation and employment of adolescents with deviant behaviour in the Republic of Tatarstan. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal. 2013;(6):31-35. (In Russ.)
4. Platonova AG, Podrigalo LV. Application of motor activity for the evaluation of the effectiveness of children's rehabilitation. Voprosy Shkol'noy i Universitetskoy Meditsiny i Zdorov'ya. 2014;(3):51-52. (In Russ.)
5. Tanina NA. Evaluation of healthcare measures efficiency in summer out-of-town recreational and rehabilitation facilities for children. Meditsinskiy Al'manakh. 2015;(2(37)):77-79. (In Russ.)
6. Taran ON, Klimenko OV, Kovtunenko RV. [Optimization of children's health improvement in children's recreation facilities.] Nauchnyy Vzglyad v Budushchee. 2016;7(1):43-48. (In Russ.)
7. Lir DN, Perevalov AYa. The effectiveness of the improvement of health in the schoolchildren staying in a country summer camp. Voprosy Kurortologii, Fizioterapii i Lechebnoy Fizicheskoy Kultury. 2017;94(4):48-53. (In Russ.) doi: 10.17116/kurort201794448-53
8. Gavryushin MYu, Sazonova OV, Gorbachev DO, Borodina LM, Frolova OV, Tupikova DS. A rationale for the use of anthropometric measurements and bioelectri-cal impedance analysis as efficacy criteria for summer camp healthcare. Vestnik Rossiyskogo Gosudarstvennogo Meditsinskogo Universiteta. 2019;(2):97-104.
9. Markelova SV. Preventive and health improving activity among students with functional disorders and chronic diseases of visual organ for the holiday period. Zvorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2019;(11(320)):18-21. (In Russ.) doi: 10.35627/2219-5238/2019-320-11-18-21
10. Miller KD, Schleien SJ, Walton G, Tobin L. Summer camp: Moving along the continuum of inclusion. Camping Magazine. September 2018. Accessed August 17, 2021. https://www.acacamps.org/resource-library/ camping-magazine/summer-camp-moving-along-con-tinuum-inclusion
11. Selkow А. Making mental health matter at camp. Camping Magazine. November 2018. Accessed August
^_https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-47-52
Оригинальная статья
17, 2021. https://www.acacamps.org/resource-library/ camping-magazine/making-mental-health-matter-camp
12. Sedova AS. Analysis of current approaches to efficacy assessment of child rest and health improvement (review). Message II. Voprosy Shkol'noy i Universitetskoy Meditsiny i Zdorov'ya. 2020;(3):14-27. (In Russ.)
13. Sedova AS. Analysis of modern approaches to assessing the effectiveness of child recreation and health improvement (review). Message I. Voprosy Shkol'noy i Universitetskoy Meditsiny i Zdorov'ya. 2020;(2):24-37. (In Russ.)
14. Sibthorp J, Bialeschki D, Morgan C, Browne L. Validating, norming, and utility of a youth outcomes battery for recreation programs and camps. J Leis Res. 2013;45(4):514-536. doi: 10.18666/JLR-2013-V45-I4-3897
15. Gillard A. Five trends in camp evaluation Camping Magazine. March 2021. Accessed August 17, 2021. https:// www.acacamps.org/resource-library/camping-magazine/ five-trends-camp-evaluation
16. Kuchma VR, Sukhareva LM, Rapoport IK, Shuboch-kina EI, Skoblina NA, Milushkina OYu. Population health of children, risks to health and sanitary and epidemiological well-being of students: Problems, ways of solution and technology of the activity. Gigiena i Sanitariya. 2017;96(10):990-995. (In Russ.) doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995
17. Rapoport IK, Sukhareva LM. Eleven-year longitudinal observation: the prevalence and course of functional disorders and chronic disease among Moscow schoolchildren. Voprosy Shkol'noy i Universitetskoy Meditsiny i Zdorov'ya. 2019;(1):19-27. (In Russ.)
18. Kuchma VR, Sokolova SB. Basic trends in behavioral health risks. Health Risk ¿Analysis. 2019;(2):4-13. (In Russ.) doi: 10.21668/health.risk/2019.2.01
19. Zhdanova LA, Boboshko IE, Sevastianova TA. Medico-social problems of health in adolescents and possibilities of its optimization in pediatric polyclinic. Vestnik Ivanovskoy Meditsinskoy Akademii. 2020;25(1):5-8.
20. Baranov AA, Albitsky VYu, Namazova-Baranova LS, Terletskaya RN. [Health Status of Children in Contemporary Russia.] Series 21: Social Pediatrics; 2nd ed. Moscow, 2020. (In Russ.)
21. Sedova AS, Sokolova SB, Laponova ED. Dynamics of functional state of children's body in conditions of shortened shifts of stationary recreation. Voprosy Shkol'noy i Universitetskoy Meditsiny i Zdorov'ya. 2016;(4):41-47. (In Russ.)
22. Sedova AS, Laponova ED, Peresetskaya IM, Loschako-va YuA. Dynamics of indicators of physical development and functional state of the children's body during their rest in the camp tent type. Voprosy Shkol'noy i Universitetskoy Meditsiny i Zdorov'ya. 2018;(1):24-32. (In Russ.)
23. Shipova AV. [Socialization of adolescents in the educational space of the summer health camp.] Gumanitarnye, Sotsial'no-Ekonomicheskie i Obshchestvennye Nauki. 2014;(5-2):80-86. (In Russ.)
24. Kozich AA, Falunin VF, Falunina EV. Development of communication skills health and leisure institutions for children. Problemy Sotsial'no-Ekonomicheskogo Razvitiya Sibiri. 2015;(3(21)):142-148. (In Russ.)
25. Bubnova AN. Education and socialization of adolescents from difficult life situations, in organized recreation and health improvement. Obrazovanie Lichnosti. 2017;(1):85-91. (In Russ.)
26. Baum D, Johnson K. Expanding the impact of camp: From individual lives to societal change. Camping Magazine. January 2018. Accessed August 17, 2021. https:// www.acacamps.org/resource-library/camping-magazine/ expanding-impact-camp-individual-lives-societal-change
27. Block M. Camper inclusion at day camps: Making it work for campers and staff. Camping Magazine. March 2020. Accessed August 17, 2021. https://www.acacamps. org/resource-library/camping-magazine/camper-inclu-sion-day-camps-making-it-work-campers-staff
+ + +