Научная статья на тему 'ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОБУЧЕНИЯ В ЗАГОРОДНЫХ КЛАССАХ'

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОБУЧЕНИЯ В ЗАГОРОДНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОБУЧЕНИЯ В ЗАГОРОДНЫХ КЛАССАХ»

Медико-санитарная часть без отрыва от производства широко проводит оздоровительные мероприятия среди работающих, страдающих различными хроническими заболеваниями. На комбинате имеется профилакторий. У 30 из 35 рабочих, больных явзенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки с частыми обострениями, после регулярного лечения в профилактории на протяжении последних 3 лет обострений не отмечалось. Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности на химическом комбинате ниже, чем на других предприятиях города.

В настоящее время интенсивно ведутся строительство новых и реконструкция существующих цехов. Органы санитарного надзора осуществляют предупредительный надзор. При рассмотрении проектов мы используем результаты анализа эффективности осуществленных оздоровительных мероприятий и объективного исследования производственной среды, а также данные о состоянии здоровья трудящихся.

ЛИТЕРАТУРА

Ко й р а н с к и й Б. Б. Тезисы докл. юбилейной сессии Ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Л., 1957, с. 21. — Тарнопольская М. М. Тезисы докл. Укра-инск. и Центрального ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Харьков, 1956, с. 63. — ТрахтенбергИ. М. Ж- микробиол., 1963, № 11, с. 144. — ФридляндИ. Г. О так- называемом неспецифическом действии промышленных ядов. М., 1957.

Поступила 18/Х1 1968 г.

УДК 813.95:362.787

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОБУЧЕНИЯ В ЗАГОРОДНЫХ КЛАССАХ

Т. А. Бальмагия

Школа № 607 г. Москвы

В школе № 607 Дзержинского района Москвы в течение 5 лет проводится оздоровление детей без прерывания педагогического процесса. Школа имеет загородное подсобное хозяйство на площади 35 га, из которых 30 га занимает лес. Для детей выстроено 3 зимних дома с паровым отоплением. Во время учебного года за город вывозят учащихся начальных кла:сов — по 1 классу в месяц. Вместе с детьми выезжают их постоянный учитель и воспитатель. Учеба строится в соответствии с оздоровительными целями. Школьники учатся 2 часа утром и 2 часа в послеобеденное время, после полуторачасового дневного сна. В теплые месяцы они принимают солнечные и воздушные ванны, купаются в водохранилище, зимой катаются на лыжах и коньках. Много внимания уделяется прогулкам и играм на воздухе в любое время года. Осенью и весной из 24 учебных часов в неделю 6 часов дети занимаются в лесу, на берегу водохранилища, опытном поле (уроки чтения, природоведения, физкультуры, труда). Перемены между уроками продлены до 20 мин. Учащимся не дают заданий на дом, так как они полностью усваивают учебную программу на уроках. Дети, усвоившие учебный материал, совершают прогулку с воспитателем. Остальные (как исключение) остаются на дополнительные занятия на 15—20 мин.

Таблица I

Распределение детей по весу

Оздоровительные классы за время пребывания за городом

2-й класс (8—9 лет) 3-й класс (9 — 10 лет) 4-й класс (10—11 лет)

вес ДО после оздоровления до после оздоровления до после оздоровления

Нормальный ...... Избыточный...... Недостаточный..... 97 7 16 109 4 7 95 5 20 109 5 6 82 10 18 98 7 5

Всего. . . 120 120 120 120 110 110

Контрольные классы за тот же период в Москве

Нормальный ...... 94 96 95 95 94 95

Избыточный...... 8 7 6 7 9 9

Недостаточный..... 18 17 19 18 12 11

Всего . . . 120 120 120 120 115 115

Такая постановка занятий повышает работоспособность и внимание учащихся, а также благоприятно влияет на их здоровье.

Мы проводили углубленный медицинский осмотр 350 учащихся младших классов, занимавшихся за городом, перед отъездом и по возвращении. В качестве контроля брали параллельный класс, обучавшийся в тот же период в Москвае. Наблюдения показали, что школьники, занимающиеся за городом, обгоняют своих сверстников по антропометрическим показателям, меньше болеют, лучше развиваются физически. Во время пребывания в загородных классах дети приучаются к четкому распорядку дня, получают навыки самостоятельного труда.

У многих детей нормализовался вес в период обучения за городом (табл. 1).

Рост, окружность и экскурсия грудной клетки у учащихся загородных и контрольных классов изменялись примерно одинаково.

Большой интерес представляет сравнительный анализ частоты заболеваний в обследованных классах в период пребывания в лагере и в течение 3 месяцев после него (табл. 2).

Таблица 2

Заболеваемость учащихся за период наблюдения

Оздоровительные классы за время пребывания за городом

число случаев заболевания

нозологические формы 2-й класс 3-й класс 4-й класс

(8—9 лет) (9 —10 лет) (10 — 11 лет) всего

Катар верхних дыхательных путей 8 II 5 24

Ангина............. — — 1 1

Грипп ............. 6 — 2 8

Обострение хронического тонзил-

лита ............ 5 7 6 18

Пневмония........... — 1 — 1

Инфекционные заболевания . . . 1 — 1

Всего. . . . 120 120 110 350

Контрольные классы за тот же период в Москве

Катар верхних дыхательных пу- 28 21

тей .............. 26 75

Ангина............. 8 11 11 30

Грипп ............. 22 30 18 70

Обострение хронического тонзил- 12 16

лита ............. 16 44

Пневмония........... 5 2 4 11

Инфекционные заболевания . . . 8 11 8 27

Всего . . . 120 120 115 355

За 3 месяца после оздоровления в классе (35 учеников) болело 20 человек, пропущено 82 учебных дня. В контрольном классе (30 учеников) болело 48 человек, пропущено 165 учебных дней

1 Анализ заболеваемости после оздоровления проводили только по данным 2 третьих классов, так как другие параллельные классы вывозили за город с интервалом меньше 10 дней.

4*

При анализе течения хронических заболеваний у детей, находившихся в загородных классах, отмечено следующее. Из 25 школьников, страдающих нарушением осанки и сколиозом той или иной степени, улучшение осанки отмечено у 6, т. е. более чем у 20% учащихся, тогда как в контрольных классах улучшение осанки (за тот же период наблюдения) отмечалось только в 10% случаев. У 38 детей, страдающих хроническим тонзиллитом, обострения в период обучения за городом отмечались в 4 раза реже и был только 1 случай ангины. У 2 учащихся, страдающих хронической пневмонией, в период обучения за городом не только не было обострений, но выявилось значительное улучшение общего состояния, повысились аппетит и работоспособность. У одного из них после пребывания за городом на рентгенограмме зарегистрировано уменьшение тяжистости легочного рисунка, что в комплексе с клиническими данными и результатами лабораторных исследований (анализ крови и мочи) указывало на улучшение течения заболевания. Стойкая ремиссия наблюдалась у одного их этих детей в течение 3 лет, у другого в течение года.

В период оздоровления и после него улучшилась физическая подготовка учащихся. Успеваемость по физическому воспитанию за 3 месяца до оздоровления, во время и после него характеризовалась следующими данными (по 1—4-м классам, 350 детей): средний балл — 3,6, 4,5 и 4,1; отличных и хороших оценок — 65, 91 и 70%; двоек — 10, 3 и 7%.

Из 60 детей 3—4-х классов, выезжавших в зимние месяцы в загородные классы, умели кататься на лыжах 10 человек, научилось кататься 48, т. е. практически все учащиеся.

В период пребывания в загородных классах и после возвращения в Москву улучшилась успеваемость учащихся и по общеобразовательным предметам. Средний балл по учебным предметам (арифметике, чтению, русскому языку) повысился: если до оздоровления он составлял 3,6, а в период оздоровления 4,4, то после оздоровления 3,9 (данные по 3-м классам, 65 человек).

Выводы

1. Обучение в загородных классах дает хороший оздоровительный эффект.

2. Успеваемость и работоспособность детей при обучении за городом значительно повышается.

3. Опыт обучения учащихся начальной школы в загородных классах заслуживает распространения.

Поступила 23/1X 1968 г.

УДК 614.37:632.95(476)

I

ЛАБОРАТОРНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ ЯДОХИМИКАТОВ И ПУГИ ЕГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В БЕЛОРУССИИ

Е. Л. Адамович, С. Ю. Буслович, К■ А. Вятчанников, Е. И. Паромчик

Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск

В Белорусской ССР при всех областных и 2 городских санэпидстанциях (Мине кая и Бобруйская) создана сеть специальных лабораторий по определению остаточного количества ядохимикатов в продуктах питания и объектах внешней среды. Эти лаборатории с 1964 г осуществляют плановую и выборочную экспертизу пищевых продуктов, а с 1965 г. изучают накопление пестицидов в почве, воде и других объектах внешней среды. Особое значение при исследованиях придается наиболее стойким и длительно сохраняющимся хлорорга ническим ядохимикатам. Однако лабораторный контроль позволяет лишь установить нарушения, допущенные в процессе применения ядохимикатов. Для предотвращения таких нарушений лаборатории поддерживают тесный контакт со службой санитарного надзора областей и районов.

В планировании и осуществлении этой работы значительную роль играет отдел токсикологии Белорусского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института. Сотрудники его совместно с Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения БССР-разработали временное положение о лаборатории по ко нтро-лю за применением ядохимикатов в сельском хозяйстве, утвержденное Министерством здравоохранения республики. Сотрудники института принимают участие в комплексной проверке безопасности труда при применении ядохимикатов в сельском хозяйстве совместно с йр(едставителями Министерства здравоохранения или'-Комитета Народного Контроля СССР и БССР.

ЮО '!>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.