Научная статья на тему 'ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ'

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ВЛИЯНИЕ БЕГА НА ОРГАНИЗМ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрыгин С.В.

В статье раскрываются принципы организации оздоровительного бега в процессе физического воспитания. Также представлены результаты анкетного опроса об использовании бега в повседневной жизни студентов финансово-экономического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ»

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

© Скрыгин С.В.1

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

В статье раскрываются принципы организации оздоровительного бега в процессе физического воспитания. Также представлены результаты анкетного опроса об использовании бега в повседневной жизни студентов финансово-экономического факультета.

Ключевые слова оздоровительный бег, студенты, здоровье, влияние бега на организм, анкетный опрос.

Оздоровительный бег - специфическое средство для тренировочного воздействия, которое трудно заменить другими физическими нагрузками. Он является наиболее простым видом циклических упражнений [1, с. 1]. В практике физического воспитания бег используют для развития общей выносливости. Эффективность метода заключается в равномерном выполнении нагрузки с малой и умеренной мощностью на протяжении 15-60 минут в зависимости от уровня подготовленности студентов.

Нагрузка для развития общей выносливости в рамках физического воспитания в университете требует специальной системы планирования, а также соблюдение правил организации занятий по бегу.

Необходимые условия для организации беговой нагрузки:

1. Тренировочное воздействие увеличивается постепенно.

2. Бег используется не менее двух раз в неделю.

3. Продолжительность бега в зависимости от уровня подготовленности студентов составляет от 15 до 60 минут.

4. Параллельно с беговой нагрузкой необходимо применять физические упражнения для укрепления мышц стоп, голеней и бедер.

5. Самоконтроль - обязательное условие для коррекции тренировочных нагрузок.

6. Наиболее благоприятным для бега является место с чистым воздухом и естественным грунтом. Трасса должна быть ровной. По мере увеличения адаптации организма и укрепления опорно-двигательного аппарата, занятия необходимо проводить на пересечённой местности.

Беговая нагрузка будет оздоровительной, если ее величина соответствует уровню адаптационных возможностей организма [2, с. 1]. Реальным инструментом для коррекции нагрузки является самоконтроль, который осуществляется на основе показателей пульса. Его рекомендуется считать через

1 Доцент кафедры «Физвоспитание-1».

10 минут отдыха после бега. Если количество сокращений сердца больше 100, то необходимо снизить объем бега и увеличить отдых между занятиями. Момент восстановления физических сил также определяется по пульсу. Его измеряют в течение восстановительного периода утром и вечером. Если показатели выше чем обычно, то занятия следует отложить до момента, когда частота сердечных сокращений придет в норму. Восстановление пульса будет свидетельствовать о готовности организма продолжить беговую нагрузку.

С целью предупреждения перетренированности студентов, контроль можно осуществлять непосредственно во время бега. Под рукой должен находиться секундомер. Во время пробежки можно останавливаться, чтобы замерить пульс в течение 6 секунд. Количество ударов умножить на 10, оценить свое состояние, а затем прекратить или возобновить бег. На начальном этапе подготовки количество сердечных сокращений не должно превышать 120-130 ударов в минуту [2, с. 1]. По мере повышения тренированности, продолжительность бега возрастает с 10 до 20 минут. Это осуществляется постепенно на протяжении трех недель. На следующем этапе после трехнедельной подготовки скорость бега увеличивается, что позволит поднять частоту сердечных сокращений до 140-150 ударов в минуту. Продолжительность бега на этом этапе должна измениться с 20 до 40 минут. Если бежать без перерыва тяжело, то для восстановления сил и достижения намеченной цели, бег можно чередовать с ходьбой.

Практическое применение оздоровительного бега начинается с медицинского осмотра. Его задача - выявить противопоказания. При инфекционных заболеваниях, бронхиальной астме, заболевании желудка, глаукоме или прогрессирующей близорукости приступать к занятиям нельзя. Полностью запрещено бегать студентам с врожденными заболеваниями сердца, нарушениями сердечного ритма, аритмией и легочной недостаточностью. Кроме заболеваний, когда бег запрещен, существуют болезни, временно ограничивающие беговую нагрузку. После выздоровления, к занятиям можно приступать через две недели. Этот период необходим для полного восстановления организма студентов. Разрешение заниматься дается врачом.

Занятия оздоровительным бегом рекомендуется использовать систематически, строго регламентировано по времени, интенсивности и объему. При этом величина тренировочного воздействия должна зависеть от уровня подготовленности студентов, пола, возраста и физического состояния непосредственно перед началом нагрузки.

Занятие состоит из трёх частей. В подготовительной части урока необходимо настроить студентов к нагрузке продолжительного и монотонного характера. Разминочными упражнениями создаются условия для лучшей адаптации к более интенсивному режиму функционирования организма.

В основной части занятия студенты осуществляют бег в запланированном объеме. Он начинается в медленном темпе без ускорений. Темп посте-

пенно увеличивается до оптимальной величины. Нагрузка будет адекватной, если занимающиеся в процессе бега и после него проявляют положительные эмоции. Признаки переутомления: усиленное потоотделение, неустойчивая ходьба, рассеянное внимание и замедленная реакция.

В заключительной части урока целесообразно снизить двигательную активность заданиями на внимание и дыхательными упражнениями в ходьбе.

Для полноценного занятия необходимо учитывать прогноз погоды. Это поможет выбрать соответствующую внешним условиям одежду и обувь. В холодное время года важно использовать теплый спортивный костюм, который способен защитить студентов от холода и ветра. На ноги надеваются носки по погоде и спортивная обувь с подошвой, которая не скользит. В теплое время года достаточно использовать футболку и спортивные трусы. Кроссовки по возможности должны быть проветриваемые, лёгкие, с упругой и пружинистой подошвой [3, с. 21-24].

Беговая нагрузка является достаточно эффективной и доступной. Она способна без дополнительного оборудования влиять на сердечно-сосудистую систему [4, с. 91]. Во время бега с низкой или умеренной мощностью нагрузка на сердце небольшая из-за особенностей работы мышц ног. Их сокращение заставляет кровь более активно перемещаться к сердцу, повышая эффективность кровообращения. Большой объем мышечной работы во время беговой нагрузки увеличивает массу сердечной мышцы и повышает ее работоспособность. Это является благоприятным условием для увеличения эффективности кровоснабжения всего организма.

Скелетная мускулатура - одна из главных систем, без участия которой бег невозможен. Развитая мышечная система является надежной «опорой» бегуна. В противном случае слабость мышц ног, спины, грудной клетки затрудняет деятельность легких, сердечно-сосудистой системы, ухудшает кровоснабжение всего организма. В таком состоянии бег может оказаться вредным. Поэтому тренировочный процесс начинается с подготовки опорно-двигательного аппарата [1, с. 1]. Параллельно с минимальными беговыми нагрузками необходимо выполнять силовые упражнения для укрепления основных мышечных групп. Если подготовительный этап, направленный на укрепление опорно-двигательного аппарата, освоен положительно, то за ним следует полноценная беговая нагрузка. Объем силовых упражнений постепенно снижается, поскольку в процессе самого бега мышцы наращивают свой потенциал.

Без нагрузки циклического характера легкие в редких случаях могут проявить максимальные возможности. Оздоровительный бег повышает интенсивность их работы. В результате легкие увеличиваются в объеме, что предотвращает возникновение застойных процессов. Также повышается жизненный тонус организма, укрепляется иммунитет. Это происходит потому, что организм активно насыщается кислородом.

Длительная беговая нагрузка должна обеспечиваться большим количеством энергии. Таким образом, сжигаются лишние калории. Оздоровительный бег позволяет сохранить положительный баланс между физической нагрузкой на сердечно-сосудистую систему и количеством затраченных калорий. Необходимая и достаточная величина беговой работы является одинаково эффективной для сжигания калорий и укрепления сердечно-сосудистой системы. За час бега у взрослого человека расходуется в среднем от 600 до 800 ккал. Величина расхода зависит от веса бегуна [1, с. 1].

Безопасность для здоровья во время бега определяется качеством контроля над состоянием организма. Сильная одышка - это сигнал к тому, что сердце не справляется с нагрузкой. Темп необходимо сбавить. Если в легких и грудной клетке возникает боль - терпеть нельзя. Надо обратиться за консультацией к врачу, а затем к профессиональному инструктору. Он скорректирует величину нагрузки, а также поможет освоить правильную технику бега и дыхания.

Выше представленные рекомендации являются теоретической основой для оздоровительного бега. Интересно узнать каким образом теоретические выкладки воплощаются в жизнь современной студенческой молодежи? Способствует ли беговая нагрузка адаптации студентов к учебному процессу? [5, с. 102]. Чтобы найти ответы на эти вопросы, в рамках одного факультета Финансового университета было проведено анкетирование. В нем приняли участие 150 человек.

На основании результатов опроса можно сделать несколько выводов:

1. В среде студенческой молодежи финансово-экономического факультета немногим меньше половины (48 %) учащихся занимаются оздоровительным бегом. Такой большой процент бегунов зависит от качества сознательности и здравого смысла, который присущ студенческому сообществу.

2. Половина студентов занимаются два раза в неделю. Другая половина - один и три раза.

3. 65,7 % молодых людей пробегают за одно занятие от 1 до 3-х километров. 34,3 % используют дистанции больше 4 километров.

4. Большой популярностью для бегунов-студентов пользуется спортивный зал с беговой дорожкой. Здесь занимаются 46,5 %. Таким же удобством для бега обладает парковая зона. Ее выбирают 33,6 % молодых людей.

5. Наиболее благоприятным временем года для занятий является весна и лето. В этот период тренируются 70 % студентов.

6. Основной целью для бегающих студентов является коррекция фигуры. Таких 53,8 %. Остальные нацелены добиться спортивного результата (15,4 %), осуществить профилактику заболеваний (13,5 %), а также исцелиться от болезни (1,9 %).

В заключение необходимо отметить, что регулярное применение бега с низкой и умеренной мощностью в практике физического воспитания студенческой молодежи является оздоровительным, общеукрепляющим и развивающим фактором. Адекватная величина беговой нагрузки способна устранить функциональную недостаточность и повысить уровень адаптационных возможностей организма студентов. Оздоровительный бег должен стать для студентов средством профилактики заболеваний, а также укрепления здоровья на протяжении всего времени обучения в университете.

Список литературы:

1. Оздоровительный бег [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp://www.argosportru/sport/ozdorov_beg.html (дата обращения: 09.04.2016).

2. Прус Н.М., Ускова С.М. Влияние оздоровительного бега на организм человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com> 34_№БК_2013/8роП/2_15145Мос.Йт (дата обращения: 09.04.2016).

3. Руденик В.В. Оздоровительный бег [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp:elib.grsu.by>katalog62280.pdf (дата обращения: 09.04.2016).

4. Рустамова Н.С. Адаптация сердечнососудистой системы первокурсников к особенностям учебной программы в университете // В сб. науч. ст. Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2015. - С. 91-95.

5. Скрыгин С.В. Особенности адаптации сердечнососудистой системы студентов первого курса к программе университетского образования / под ред. Г.В.Бугаева, О.Н.Савинковой // Перспективы развития студенческого спорта: сб. науч. ст. Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. - 594 с. -С. 102-106

ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПОРНЫХ ПРЫЖКОВ «ЮРЧЕНКО»

© Сомкин А.А.1

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения,

г. Санкт-Петербург

В статье проводится аналитическое исследование эволюции опорных прыжков структурной группы «Юрченко» и перспективы их развития в женской и мужской спортивной гимнастике. Опорные прыжки

1 Профессор кафедры Физического воспитания, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.