Научная статья на тему 'ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ'

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / ГИМНАСТИКА / АЭРОБИКА / КАЛЛАНЕТИКА / ШЕЙПИНГ / СТРЕЙЧИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич, Антошкина Наталья Андреевна

Авторы рассматривают оздоровительное влияние различных видов гимнастики на организм. Приведен анализ состояния данного направления физической культуры в научных статьях, размещенных на сайте елайбрари. Описаны противопоказания и ограничения к занятиям оздоровительной гимнастикой. Актуальность. Актуальность данной темы тесно связана, прежде всего, со значительным ухудшением состояния здоровья студентов. В последние время активно развивается оздоровительная физическая культура, которая уже стала одним из ключевых факторов здоровья человека. Вместе с оздоровительной физической культурой активно развиваются и оздоровительные виды гимнастики. В сферу оздоровительной физической культуры активно внедряются в практику инновационные технологии для достижения и поддержания наилучшего физического состояния человека в соответствии с его индивидуальными особенностями, персональными возможностями и мотивацией Проблема, цель, задачи. Проблема - эффективность оздоровительной гимастики как средства оздоровительной физической культуры. Целью данной работы является изучение различных исследований по разработке и экспериментальном апробировании оздоровительной гимнастики на различных группах лиц. Исследование как оздоровительная гимнастика влияет на физическое состояние студентов. Сравнить эффективность воздействия занятий некоторыми популярными в наше время видами оздоровительной гимнастики на показатели физической подготовки и состояния ЦНС. Материалы и методы исследования. Материалами для исследования явились научные публикации на сайте елайбрари. Методы: анализ, синтез, обобщение, обзор. Результаты и их обсуждение. В оздоровительной гимнастике используют разнообразные виды направлений физической культуры: стрейчинг, Калланетика, Шейпинг, Аэробика, Оздоровительная гимнастика «Хаду» и др. Систематическое выполнение элементов оздоровительных видов гимнастики во время физкультурных тренировок будет помогать развивать организм ребёнка, прививать необходимость бережно относиться к своему здоровью, будет способствовать развитию и укреплению опорно двигательного аппарата, сердечно сосудистой, дыхательной и нервной системы, укреплению органов зрения, а также повысит физическую, умственную работоспособность, сформирует здоровую осанку и правильные своды стопы Заключение. Оздоровительная гимнастика все чаще становится объектом исследований, т.к. способствует эффективному оздоровлению студентов. К сожалению, физической культуре в нашей стране отводится очень мало академических часов как в средне специальных, так и в высших учебных заведениях. В этом и заключается основное преимущество оздоровительной гимнастики. Она доступна, она не так сложна, она направлена на оздоровление и поддержание тонуса. Её рекомендуют почти всем людям, так как есть разнообразные и доступные виды данной гимнастики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-IMPROVING TYPES OF GYMNASTICS

The authors consider the health improving effect of various types of gymnastics on the body. The analysis of the state of this direction of physical culture in scientific articles posted on the website is given elibrary.ru. Contraindications and restrictions to health improving gymnastics are described.Relevance. The relevance of this topic is closely related, first of all, to a significant deterioration in the health of students. In recent years, health improving physical culture has been actively developing, which has already become one of the key factors of human health. Along with health improving physical culture, health improving types of gymnastics are also actively developing. In the field of health improving physical culture, innovative technologies are actively introduced into practice to achieve and maintain the best physical condition of a person in accordance with his individual characteristics, personal capabilities and motivationProblem, goal, tasks. The problem - the effectiveness of relaxation gimnastiki as a means of physical culture. The purpose of this work is to study various studies on the development and experimental testing of health improving gymnastics on different groups of individuals. Research on how health improving gymnastics affects the physical condition of students. Compare the effectiveness of the impact of some popular in our time types of health improving gymnastics on the indicators of physical fitness and the state of the central nervous system.Materials and methods of research. materials for the study were scientific publications on the website elibrary.ru. methods: analysis, synthesis, generalization, review.Results and discussion. In health improving gymnastics, various types of physical culture are used: stretching, Callanetics, Shaping, Aerobics, Health improving gymnastics "Hadu" , etc. Systematic implementation of elements of health improving types of gymnastics during physical training will help to develop the child's body, instill the need to take care of their health, will contribute to the development and strengthening of the musculoskeletal system, cardiovascular, respiratory and nervous system, strengthen the organs of vision, as well as increase physical and mental performance, form a healthy posture and correct arches of the footConclusion. Health improving gymnastics is increasingly becoming an object of research, as it contributes to the effective improvement of students. Unfortunately, physical culture in our country is given very few academic hours in both secondary and higher educational institutions. This is the main advantage of health improving gymnastics. It is accessible, it is not so complicated, it is aimed at improving health and maintaining tone. It is recommended to almost all people, as there are various and affordable types of this gymnastics.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ»

(ИЙШШЙК&ЖФ)© тютштшт ш (шйроФшзинш©

Mnysfadl ©йшкБааЙФпп

УДК 613.71(075.8)

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ Иванов В.Д.

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. https://orcid. org/0000-0002-2952-3222. AuthorID

https://elibrary.ru/author_counter_click.asp?id=229821. E-mail: vdy-55@mail.ru

Антошкина Н.А.

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. https://orcid. org/0000-0002-1301-3383. E-mail:natashaantoshkina2000@gmail. com

Аннотация. Авторы рассматривают оздоровительное влияние различных видов гимнастики на организм. Приведен анализ состояния данного направления физической культуры в научных статьях, размещенных на сайте https://elibrary.ru/. Описаны противопоказания и ограничения к занятиям оздоровительной гимнастикой.

Актуальность. Актуальность данной темы тесно связана, прежде всего, со значительным ухудшением состояния здоровья студентов. В последние время активно развивается оздоровительная физическая культура, которая уже стала одним из ключевых факторов здоровья человека. Вместе с оздоровительной физической культурой активно развиваются и оздоровительные виды гимнастики. В сферу оздоровительной физической культуры активно внедряются в практику инновационные технологии для достижения и поддержания наилучшего физического состояния человека в соответствии с его индивидуальными особенностями, персональными возможностями и мотивацией

Проблема, цель, задачи. Проблема - эффективность оздоровительной гимастики как средства оздоровительной физической культуры. Целью данной работы является изучение различных исследований по разработке и экспериментальном апробировании оздоровительной гимнастики на различных группах лиц. Исследование как оздоровительная гимнастика влияет на физическое состояние студентов. Сравнить эффективность воздействия занятий некоторыми популярными в наше время видами оздоровительной гимнастики на показатели физической подготовки и состояния ЦНС.

Материалы и методы исследования. Материалами для исследования явились научные публикации на сайте https://elibrary.ru/. Методы: анализ, синтез, обобщение, обзор. Результаты и их обсуждение. В оздоровительной гимнастике используют разнообразные виды направлений физической культуры: стрейчинг, Калланетика, Шейпинг, Аэробика, Оздоровительная гимнастика «Хаду» и др. Систематическое выполнение элементов оздоровительных видов гимнастики во время физкультурных тренировок будет помогать развивать организм ребёнка, прививать необходимость бережно относиться к своему здоровью, будет способствовать развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и нервной системы, укреплению органов зрения, а также повысит физическую, умственную работоспособность, сформирует здоровую осанку и правильные своды стопы

Заключение. Оздоровительная гимнастика все чаще становится объектом исследований, т.к. способствует эффективному оздоровлению студентов. К сожалению, физической культуре в нашей стране отводится очень мало академических часов как в средне-специальных, так и в

ORCID ID: elibrary.ru:

ORCID ID:

высших учебных заведениях. В этом и заключается основное преимущество оздоровительной гимнастики. Она доступна, она не так сложна, она направлена на оздоровление и поддержание тонуса. Её рекомендуют почти всем людям, так как есть разнообразные и доступные виды данной гимнастики.

Ключевые слова: оздоровительная гимнастика, гимнастика, аэробика, калланетика, шейпинг, стрейчинг.

Актуальность данной темы тесно связана, прежде всего, со значительным ухудшением состояния здоровья студентов. В последние время активно развивается оздоровительная физическая культура, которая уже стала одним из ключевых факторов здоровья человека. Вместе с ОФК активно развиваются и оздоровительные виды гимнастики.

Также в сферу оздоровительной физической культуры активно внедряются в практику инновационные технологии для достижения и поддержания наилучшего физического состояния человека в соответствии с его индивидуальными особенностями, персональными возможностями и мотивацией [8].

Помимо уже существующих типов гимнастики (ритмическая, лечебная, гигиеническая и производственная), совсем недавно появились новые виды оздоровительной гимнастики, такие как:

• Стретчинг - вид оздоровительной гимнастики, который представляет собой набор упражнений. Стретчинг развивает гибкость всего тела

• Калланетика - вид оздоровительной гимнастики, который представляет собой комплекс статичных упражнений. Для их выполнения мышцы поочередно напрягают и расслабляют. Занятия данным видом оздоровительной гимнастики приведут в норму обмен веществ, а также помогают бороться с лишним весом, укрепляют позвоночник и повышают иммунитет.

• Шейпинг - вид оздоровительной гимнастики, который представляет собой систему ритмичных упражнений для подтяжки и коррекции фигуры. Есть множество разновидностей шейпинга. Они учитывают подготовку, особенности фигуры, здоровья и возраст людей, которые посещают занятия. Тренировки ведутся строго по определенной программе, зависящей от цели занятия.

• Аэробика - вид оздоровительной гимнастики, который представляет собой гимнастику, которая состоит из аэробных упражнений, которые выполняются в танце. Это в значительной мере улучшает циркуляцию крови и общее состояние здоровья человека [10].

Подвидом аэробики можно считать степ-аэробику. На занятиях данным подвидом нагрузку можно варьировать. Помимо этого, в степ-аэробике занимающиеся способны развить координацию и разучить множество танцевальных движений. С помощью регулировки высоты степ-платформы, на тренировочном занятии есть возможность давать персональную нагрузку каждому человеку. Это делается для того, чтобы люди разного уровня физической подготовленности могли заниматься вместе [17].

«Оздоровительные виды гимнастики -являются эффективным способом для устранения лишнего веса, коррекции фигуры и способствует улучшению общего отношения к занятиям физической культурой» [2]. На данный момент самыми популярными среди молодежи, и не только, видами являются аэробика, фитнесс, калла-нетика и шейпинг. Все эти виды оздоровительной гимнастики пришли к нам с Запада. Именно поэтому в одной из статей была затронута тема внедрения йоги, как вида оздоровительной гимнастики. «Йога позволяет укрепить мышцы верхней части спины и брюшного пресса. Также она способствует естественному вытяжению позвоночника. Она формирует осанку, развивает гибкость и многие другие физические качества. Помимо всего прочего, занятия йогой имеют огромное воспитательное значение, так как йога требует соблюдения моральных заповедей, соблюдения этики и дисциплины» [5].

Также, в одной из статей было предложено внедрение оздоровительной гимна-

стики «Хаду». Оздоровительная гимнастика «Хаду» — это комплекс упражнений силовой направленности. При выполнении упражнений из комплекса не требуются специальные снаряды и тренажеры. «Главной идеей «Хаду» является отказ от внешней нагрузки во время выполнения тренировки. Тренировка выполняется путём одновременного напряжения противоположных групп мышц. Задачей «Хаду» является напряжение противоположных мышц или группы мышц в одно и то же время. Отказ от внешней нагрузки, значит, что при выполнении упражнений не используются силовые снаряды: гири, штанга, эспандеры, тренажеры. Нет упражнений, где используется собственный вес: отжимания в упоре, приседания, подтягивания на перекладине. Также в гимнастике «Хаду» нет и статических упражнений» [7].

Основными проблемами, которые выдвигают авторы по данной теме являются слабая физическая подготовка, а также невозможность использования некоторых видов оздоровительной гимнастики для некоторых людей [1; 3; 4; 6; 1; 12; 13; 15]. Например, есть ряд причин, из-за которых занятия йогой не всегда возможны. Основная причина - отсутствие достаточной информации о духовных принципах йоги. Перед тем, как идти на занятия люди должны изучить теоретическую часть йоги. Как правило, это занимает существенный период времени, которым многие люди не располагают. Вторая причина -изобилие всевозможных статических поз. Многие люди попросту не способны запомнить технику выполнения поз на уроке из-за несоблюдения одного из главных правил: создания внутреннего настроя. В конце концов, «из-за недостатка времени, теряется еще один из важнейших компонентов йоги - пранаяма (система дыхательных упражнений), без которой все асаны являются лишь пустой формой» [5]. Также проблемой является то, что «многочисленные исследования, данные науки и результаты проведенных исследований показывают, что физкультурно-спортивная деятельность не является для большей части студентов потребностью, а здоровье и хорошая физическая подготовка также не

входят в число главных ценностей для существенной части молодежи» [14].

Целью данной работы является изучение различных исследований по разработке и экспериментальном апробировании оздоровительной гимнастики на различных группах лиц.

Во время исследования как гимнастика влияет на физическое состояние человека, участие приняли 20 человек. Участники должны были посещать занятия по 3 раза в неделю по 90 минут. Студенты тренировались по такой системе год. Занятия состояли из 12 различных упражнений.

Результаты исследований показали, что в конце эксперимента у студентов физические показатели выросли на 33 %. Объём легких увеличился с 4100 мл до 4900 мл. Гибкость позвоночного столба увеличилась с 12 до 16 см. Увеличилась также и масса тела на 3 килограмма в среднем. Объем мышц вырос на 5% [10].

Перед другим исследованием стояла задача сравнить эффективность воздействия занятий некоторыми популярными в наше время видами гимнастики на показатели физической подготовки и состояния ЦНС. Был проведен опрос, чтобы выяснить какой вид оздоровительной гимнастки более предпочтителен. Студентки были разделены на три группы. Первая группа занимались аэробикой. В качестве оборудования они использовали гантели. Вторая группа латинскими танцами с фитболом. Третья группа занималась хатха-йогой и гимнастику тибетских монахов [18].

Также студентами, отнесенными к специальной медицинской группе Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова был поставлен эксперимент. Суть эксперимента заключалась в следующем: студенты были поделены на 4 группы. Каждая группа тренировалась 2 раза в неделю. Все студенты относились к специальной медицинской группе.

Студенты, относящиеся к первой группе, выполняли тренировки с низкой интенсивностью аэробного направления. У них имелись нарушения обмена веществ. Занятия проводились с элементами танцевально-оздоровительного фитнеса и пилатеса.

Задачами являлись: ускорить обмен веществ и повысить уровень общей выносливости. С помощью пилатеса поверхностные и глубокие мышцы стали намного крепче, статическая выносливость мышц также улучшилась и значительно снизилась утомляемость, слабость, сонливость.

Студенты, относящиеся ко второй группе, занимались в режиме низкой интенсивности аэробного и силового направления, с помощью средств восточных единоборств и атлетической гимнастики. Они имели заболевания нервной системы. Задачами являлись: улучшение циркуляции крови головного мозга. А также увеличить жизненную энергию студентов.

Студенты, относящиеся к третьей группе, занимались плаванием и йогой. У них имелись заболевания опорно-

двигательного аппарата при нарушении осанки. Задачами являлись: формирование правильной осанки, гармоничное развитие тела, повышение гибкости в суставах.

Студенты, относящиеся к четвертой группе, осваивали бильярд и фитбол. Эти студенты имели нарушения органов зрения. «Студенты отмечали, что на тренировках с фитболом повысилась гибкость, суставы стали более подвижными, улучшилась ловкость и координация движений, повысилась выносливость. Занятия бильярдом помогли развить координационные способности, точные движения, быстрые реакции и более того, в бильярде существует гимнастика для глаз» [9].

Систематическое выполнение элементов оздоровительных видов гимнастики во время физкультурных тренировок будет помогать развивать организм ребёнка, прививать необходимость бережно относиться к своему здоровью, будет способ-

ствовать развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и нервной системы, укреплению органов зрения, а также повысит физическую, умственную работоспособность, сформирует здоровую осанку и правильные своды стопы [20]. В одном из экспериментов было обнаружено, что занятия оздоровительной гимнастики склонны к благоприятному влиянию на ЦНС занимающихся [19]. В Тихоокеанском Государственном Университете также проводились исследования. В общем и целом, полученные результаты доказывали, что выработанная технология физического воспитания студентов в разы смогла улучшить их физического развитие. Их двигательная и функциональная подготовка также стала намного лучше, психоэмоциональное состояние стало более устойчивым. Самым главным являлось то, что их отношение к занятиям физической культурой поменялось. Эту технологию можно рекомендовать к использованию на кафедрах физического воспитания вузов [16].

Заключение. Оздоровительная гимнастика все чаще становится объектом исследований, т.к. способствует эффективному оздоровлению студентов. К сожалению, физической культуре в нашей стране отводится очень мало академических часов как в средне-специальных, так и в высших учебных заведениях. В этом и заключается основное преимущество оздоровительной гимнастики. Она доступна, она не так сложна, она направлена на оздоровление и поддержание тонуса. Её рекомендуют почти всем людям, так как есть разнообразные и доступные виды данной гимнастики.

Литература

1. Дейнеко А.Х. Активизация занятий по физической культуре школьников 7-11 лет с помощью оздоровительных видов гимнастики / А.Х. Дейнеко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта.2007 № 5. С. 59-62.

2. Брусник Т.А. Оздоровительные виды гимнастики как эффективные средства, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата студенток / Т.А. Брусник // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 8 (54). С. 27-31).

3. Филимонова С.И. Оздоровительная направленность различных видов гимнастики: исследование проблемы / С.И. Филимонова, Е.Б. Деревлева, Л.В. Новоточина //

Культура физическая и здоровье. 2011. № 6. С. 29-33.

4. Овсянникова М.А. Комплексное использование оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании студенток / М.А. Овсянникова // Аспирант. 2014. № 5. С. 34-37.

5. Загорская В.А. Йога как оздоровительный вид гимнастики в вузах / В.А. Загорская, П.В. Скрипник, Л.Б. Артемьева // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 6-2(18). С. 138-140.

6. Борисова В.В., Влияние занятий оздоровительными видами гимнастики на развитие двигательных способностей детей 7 лет / В.В. Борисова, Л.Н. Цветкова // Университет XXI века: научное измерение : материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула, 2016. С. 255-256.

7. Новопашен С.С. Оздоровительная гимнастика «Хаду», как средство востановления в спортивных видах единоборств / С.С. Новопашен // Наука-2020. 2016. № 5(11). С. 97-100.

8. Борисова А.Ф. Оздоровительные виды гимнастики в физическом воспитании студентов высших учебных заведений / А.Ф. Борисова, Е.В. Мудриевская, Н.Ю. Федосеева // Культура физическая и здоровье. 2017. № 1 (61). С. 19-22.

9. Мамонова О.В. Применение нетрадиционных оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы / О.В. Мамонова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : Материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции. В 2 томах. М., 2017. С. 279-284.

10 Хоменко А.В. ВИДЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ И ИХ ПОЛЬЗА / А.В. Хоменко // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2018. С. 283-285.

11. Борисова В.В. Актуальность использования оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании женщин / В.В. Борисова, О.П. Панфилов, А.В. Титова, В.В. Гореликов // Современные технологии в физическом воспитании и спорте : Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тула, 2018. С. 20-21.

12. Багрецова Е.А. Функциональное состояние студенток с фронтальными нарушениями осанки в процессе применения оздоровительных видов гимнастики / Е.А. Багрецова, А.В. Быков // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 2. С. 3-7.

13. Мудриевская Е.В. К вопросу об эффективности использования оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании студенток высших учебных заведений / Е.В. Мудриевская // Омский научный вестник. 2011. № 6 (102). С. 195-197.

14. Прыткова Е.Г.Особенности применения различных видов гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток / Е.Г. Прыткова, В.В. Ушаков, Е.В. Горина, Н.Д. Сердюкова // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2010. Том 7. № 8 (68). С. 162-165.

15. Макарова Т.А. Мониторинг физического состояния младших школьников как основа для целенаправленного подбора средств и методов оздоровительных видов гимнастики / Т.А. Макарова // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 2. С. 169-175.

16. Смирнова О.Л. Технология физического воспитания студенток с использованием оздоровительных видов гимнастики / О.Л. Смирнова // Теория и практика физической культуры. 2006. № 8. С. 54.

17. Биндусов Е.Е. Влияние занятий различными видами оздоровительной гимнастики на физическую подготовленность студенток / Е.Е. Биндусов, Д.А. Марьянкова // ВЕЛЕС. 2016. № 11-3 (41). С. 106-112.

18. Биндусов Е.Е. Сравнительный анализ воздействия некоторых видов оздоровительной гимнастики на студенток технического вуза / Е.Е. Биндусов, Д.А. Марьянкова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2016. № 4 (18). С. 28-35.

19. Биндусов Е.Е. Повышение физической подготовленности и функционального состояния студенток видами оздоровительной гимнастики / Е.Е. Биндусов, М.А. Овсянникова // Культура физическая и здоровье. 2016. № 4 (59). С. 100-106.

20. Конакова Л.П. Комплексное применение средств различных видов оздоровительной гимнастики в процессе физического воспитания дошкольников / Л.П. Конакова, О.В. Очередько, С.В. Корзилова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1. № 3. С. 102-105.

Для цитирования: Иванов В.Д. Оздоровительные виды гимнастики / В.Д. Иванов, Н.А. Антошкина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Том 1. № 3. С.10-18.

Сведения об авторах

Иванов Валентин Дмитриевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта. Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2952-3222. AuthorID: https://elibrary.ru/author_counter_click.asp?id=229821. E-mail: vdy-55@mail.ru

Антошкина Наталья Андреевна, студент факультета лингвистики и перевода, группа ЛМБА-302. Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1301-3383. E-mail: natashaantoshkina2000@gmail.com

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2020, vol. 1, no. 3, pp. 10-18.

HEALTH-IMPROVING TYPES OF GYMNASTICS Ivanov V.D.

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2952-3222. AuthorID elibrary.ru: https://elibrary.ru/author_counter_click.asp?id=229821. E-mail: vdy-55@mail.ru

Antoshkina N.A.

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1301-3383. E-mail: natashaantoshkina2000@gmail.com

Abstract. The authors consider the health-improving effect of various types of gymnastics on the body. The analysis of the state of this direction of physical culture in scientific articles posted on the website is given https://elibrary.ru/. Contraindications and restrictions to health-improving gymnastics are described.

Relevance. The relevance of this topic is closely related, first of all, to a significant deterioration in the health of students. In recent years, health-improving physical culture has been actively developing, which has already become one of the key factors of human health. Along with health-improving physical culture, health-improving types of gymnastics are also actively developing. In the field of health-improving physical culture, innovative technologies are actively introduced into practice to achieve and maintain the best physical condition of a person in accordance with his individual characteristics, personal capabilities and motivation

Problem, goal, tasks. The problem - the effectiveness of relaxation gimnastiki as a means of physical culture. The purpose of this work is to study various studies on the development and experimental testing of health-improving gymnastics on different groups of individuals. Research on how

health-improving gymnastics affects the physical condition of students. Compare the effectiveness of the impact of some popular in our time types of health-improving gymnastics on the indicators of physical fitness and the state of the central nervous system.

Materials and methods of research. materials for the study were scientific publications on the website https://elibrary.ru/. methods: analysis, synthesis, generalization, review. Results and discussion. In health-improving gymnastics, various types of physical culture are used: stretching, Callanetics, Shaping, Aerobics, Health-improving gymnastics "Hadu" , etc. Systematic implementation of elements of health-improving types of gymnastics during physical training will help to develop the child's body, instill the need to take care of their health, will contribute to the development and strengthening of the musculoskeletal system, cardiovascular, respiratory and nervous system, strengthen the organs of vision, as well as increase physical and mental performance, form a healthy posture and correct arches of the foot

Conclusion. Health-improving gymnastics is increasingly becoming an object of research, as it contributes to the effective improvement of students. Unfortunately, physical culture in our country is given very few academic hours in both secondary and higher educational institutions. This is the main advantage of health-improving gymnastics. It is accessible, it is not so complicated, it is aimed at improving health and maintaining tone. It is recommended to almost all people, as there are various and affordable types of this gymnastics.

Keywords: health-improving gymnastics, gymnastics, aerobics, callanetics, shaping, stretching. References

1. Deyneko A.H. Aktivizatsiya zanyatiy po fizicheskoy kulture shkolnikov 7-11 let s pomoschyu ozdorovitelnyih vidov gimnastiki [Activization of physical culture classes for schoolchildren aged 7-11 years with the help of health-improving types of gymnastics]. Pedagogika, psihologiya i medi-ko-biologicheskie problemyi fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, psychology and medico-biological problems of physical education and sports], 2007, no. 5, pp. 59-62. (In Russ.).

2. Brusnik T.A. Ozdorovitelnyie vidyi gimnastiki kak effektivnyie sredstva, napravlennyie na ukreplenie oporno-dvigatelnogo apparata studentok [Health-improving types of gymnastics as effective means aimed at strengthening the musculoskeletal system of students]. Uchenyie zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University named after P. F. Lesgaft], 2009, no. 8 (54), pp. 27-31). (In Russ.).

3. Filimonova S.I., Derevleva E.B., Novotochina L.V. Ozdorovitelnaya napravlennost razlichnyih vidov gimnastiki: issledovanie problemyi [Health-improving orientation of various types of gymnastics: a study of the problem]. Kultura fizicheskaya i zdorove [Physical culture and health], 2011, no. 6, pp. 29-33. (In Russ.).

4. Ovsyannikova M.A. Kompleksnoe ispolzovanie ozdorovitelnyih vidov gimnastiki v fizicheskom vospitanii studentok [Integrated use of improving kinds of gymnastics in physical education of students]. Aspirant [PhD student], 2014, no. 5, pp. 34-37. (In Russ.).

5. Zagorskaya V.A., Skripnik P.V., Artemeva L.B. Yoga kak ozdorovitelnyiy vid gimnastiki v vuzah [Yoga as a health form of gymnastics in high schools]. Simvol nauki: mezhdunarodnyiy nauchnyiy zhurnal [The Symbol of science: international scientific journal], 2016, no. 6-2(18), pp. 138-140. (In Russ.).

6. Borisova V.V., Tsvetkova L.N. Vliyanie zanyatiy ozdorovitelnyimi vidami gimnastiki na razvitie dvigatelnyih sposobnostey detey 7 let [The influence of health-improving gymnastics on the development of motor abilities of children aged 7 years]. UniversitetXXI veka: nauchnoe izmerenie : ma-terialyi nauchnoy konferentsii nauchno-pedagogicheskih rabotnikov, aspirantov, magistrantov i soiskateley TGPU im. L.N. Tolstogo [University of the XXI Century: scientific Dimension: materials of the scientific conference of scientific and pedagogical workers, postgraduates, undergraduates and applicants of the Tolstoy State Pedagogical University]. Tula, 2016. Pp. 255-256. (In Russ.).

7. Novopashen S.S. Ozdorovitelnaya gimnastika «Hadu», kak sredstvo vostanovleniya v spor-tivnyih vidah edinoborstv [Health-improving gymnastics "Hadu", as a means of recovery in sports types of martial arts]. Nauka-2020 [Nauka-2020], 2016, no. 5(11), pp. 97-100. (In Russ.).

8. Borisova A.F., Mudrievskaya E.V., Fedoseeva N.Yu. Ozdorovitelnyie vidyi gimnastiki v fizi-cheskom vospitanii studentov vyisshih uchebnyih zavedeniy [Health-improving types of gymnastics in physical education of students of higher educational institutions]. Kultura fizicheskaya i zdorove [Physical culture and health], 2017, no. 1 (61), pp. 19-22. (In Russ.).

9. Mamonova O.V. Primenenie netraditsionnyih ozdorovitelnyih vidov gimnastiki v fizicheskom vospitanii studentov spetsialnoy meditsinskoy gruppyi [Application of non-traditional health-improving types of gymnastics in physical education of students of a special medical group]. Gumanitarnoe obrazovanie v ekonomicheskom vuze : Materialyi V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii. V 2 tomah [Humanitarian education in an economic university: Materials of the V International Scientific and practical correspondence Internet conference. In 2 volumes]. Moscow, 2017. Pp. 279-284. (In Russ.).

10. Homenko A.V. Vidyi ozdorovitelbnoy gimnastiki i ih polbza [Types of health-improving gymnastics and their benefits]. Vospitanie i obuchenie: teoriya, metodika ipraktika. Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Education and training: theory, methodology and practice. Collection of materials of the International scientific and Practical Conference]. Che-boksaryi, 2018. Pp. 283-285. (In Russ.).

11. Borisova V.V., Panfilov O.P., Titova A.V., Gorelikov V.V. Aktualnost ispolzovaniya ozdo-rovitelnyih vidov gimnastiki v fizicheskom vospitanii zhenschin [Relevance of the use of health-improving types of gymnastics in the physical education of women]. Sovremennyie tehnologii v fizicheskom vospitanii i sporte : Materialyi vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem [Modern technologies in physical education and sport : Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation]. Tula, 2018. S. 20-21. (In Russ.).

12. Bagretsova E.A., Byikov A.V. Funktsionalnoe sostoyanie studentok s frontalnyimi narusheni-yami osanki v protsesse primeneniya ozdorovitelnyih vidov gimnastiki [Functional state of female students with frontal posture disorders in the process of applying health-improving types of gymnastics]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport [Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Physical Culture. Sport], 2014, no. 2, pp. 3-7. (In Russ.).

13. Mudrievskaya E.V. K voprosu ob effektivnosti ispolzovaniya ozdorovitelnyih vidov gimnastiki v fizicheskom vospitanii studentok vyisshih uchebnyih zavedeniy [On the issue of the effectiveness of using health-improving types of gymnastics in the physical education of female students of higher educational institutions]. Omskiy nauchnyiy vestnik [Omsk scientific bulletin], 2011, no. 6 (102), pp. 195-197. (In Russ.).

14. Pryitkova E.G., Ushakov V.V., Gorina E.V., Serdyukova N.D. Osobennosti primeneniya razlichnyih vidov gimnastiki ozdorovitelnoy napravlennosti v fizicheskom vospitanii studentok [Features of the use of various types of gymnastics of health-improving orientation in the physical education of students]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: novyie obrazovatelnyie sistemyi i tehnologii obucheniya v vuze [Proceedings of the Volgograd State Technical University. series: new educational systems and technologies of higher education], 2010, Vol. 7, no. 8 (68), pp. 162-165. (In Russ.).

15. Makarova T.A. Monitoring fizicheskogo sostoyaniya mladshih shkolnikov kak osnova dlya tselenapravlennogo podbora sredstv i metodov ozdorovitelnyih vidov gimnastiki [Monitoring of the physical condition of younger schoolchildren as a basis for purposeful selection of means and methods of health-improving types of gymnastics]. Nauchnyie problemyi gumanitarnyih issledo-vaniy [Scientific problems of humanitarian research], 2011, no. 2, pp. 169-175. (In Russ.).

16. Smirnova O.L. Tehnologiya fizicheskogo vospitaniya studentok s ispolzovaniem ozdorovitelnyih vidov gimnastiki [Technology physical education students with the use of the Wellness gymnastics], Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [Theory and practice of physical culture], 2006, no. 8, pp. 54. (In Russ.).

17. Bindusov E.E., Maryankova D.A. Vliyanie zanyatiy razlichnyimi vidami ozdorovitelnoy gimnastiki na fizicheskuyu podgotovlennost studentok [Influence of classes in various types of

health-improving gymnastics on the physical fitness of students]. VELES [VELES] 2016. # 11-3 (41). S. 106-112. (In Russ.).

18. Bindusov E.E., Maryankova D.A. Sravnitelnyiy analiz vozdeystviya nekotoryih vidov ozdo-rovitelnoy gimnastiki na studentok tehnicheskogo vuza [Comparative analysis of the impact of some types of health-improving gymnastics on students of a technical university]. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training], 2016, no. 4 (18), pp. 28-35. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Bindusov E.E., Ovsyannikova M.A. Povyishenie fizicheskoy podgotovlennosti i funktsional-nogo sostoyaniya studentok vidami ozdorovitelnoy gimnastiki [Increase of physical fitness and functional state of female students by types of health-improving gymnastics]. Kultura fizicheskaya i zdorove [Physical culture and health], 2016, no. 4 (59), pp. 100-106. (In Russ.).

20. Konakova L.P., Ocheredko O.V., Korzilova S.V. Kompleksnoe primenenie sredstv razlichnyih vidov ozdorovitelnoy gimnastiki v protsesse fizicheskogo vospitaniya doshkolnikov [Complex application of means of various types of health-improving gymnastics in the process of physical education of preschool children]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya [Physical culture. Sports. Tourism. Motor recreation], 2016, Vol. 1, no. 3,pp. 102-105. (In Russ.).

Information about the authors

Valentin Dmitrievich Ivanov, PhD of pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of physical education and sports. Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2952-3222. AuthorID:

https://elibrary.ru/author_counter_click.asp?id=229821. E-mail: vdy-55@mail.ru

Natalia Andreevna Antoshkina, student of the Faculty of Linguistics and Translation, LMBA-302 group. Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1301-3383. E-mail: natashaantoshkina2000@gmail.com

Поступила в редакцию 17.10.2020. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.12.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.