ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С.Ю. Щетинина, д-р пед. наук, доцент Д.Р. Романюха, студент
Тихоокеанский государственный университет (Россия, г. Хабаровск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-1-207-209
Аннотация. Статья раскрывает оздоровительное воздействие плавания на организм человека и на его опорно-двигательный аппарат. Оздоровительное плавание является одним из эффективных тренировочных, коррекционных и рекреационных средств, доступных для людей разного возраста. В связи с чем безусловно важно обучать детей, начиная с младшего школьного возраста, плаванию, прививать в школе, вузе интерес обучающимся к оздоровительному плаванию, тем самым создавая предпосылки для формирования у них мотивации к занятию оздоровительным плаванием в течение всей жизни.
Ключевые слова: оздоровительное плавание, профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата, физические упражнения, обучающиеся школ и вузов.
Организм человека в процессе жизнедеятельности постоянно подвергается разностороннему воздействию, которое не всегда бывает положительным, а часто снижает функции его органов и систем. В особенности под большим воздействием находится опорно-двигательный аппарат. Усугубляет воздействие на него и гиподинамия, являющаяся актуальной проблемой современного общества, в том числе и среди обучающихся школ и вузов. Статистика показывает неуклонный прирост нарушения осанки, сколиозов у детей и подростков. Заметно помолодело заболевание остеохондрозом, которое выявляется уже у обучающихся школьного возраста, а также существенно его влияние и в среде студенческой молодёжи.
В этой связи регулярные и систематические занятия физическими упражнениями являются важнейшими факторами профилактики и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат имеет огромное значение для организма, выполняет функции опоры и перемещения тела и его частей в пространстве. Кости и суставы осуществляют опорно-двигательную функцию, подчиняясь действию мышц.
Одним из самых доступных видов физической нагрузки и в то же время наиболее эффективным методом профилактики
и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата для людей любого возраста является оздоровительное плавание [1, 2, 3, 4 и др.].
Плавание относится к наиболее массовым видам спорта. Среди других видов спорта плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, эмоциональную притягательность водной среды.
Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой - водная среда. Эти особенности также обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.
При плавании человек находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него массы тела. Во время плавания суставы не испытывают статических нагрузок и иных механических воздействий, не существует практически никакого риска травмы опорно-двигательного аппарата.
Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у
спортсменов других специализаций. Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекает в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры.
Занятия оздоровительным плаванием имеют наименьшее количество ограничений, что может говорить об их универсальности.
Оздоровительное плавание успешно используется для коррекции нарушений осанки и правильного формирования позвоночника человека. Оздоровительное плавание для профилактики сколиоза направлено, в частности, на выработку правильной осанки, возможного исправления существующих деформаций позвоночника и грудной клетки, развития правильного дыхания, увеличения силы, повышения мышечного тонуса, в том числе, мышц спины и брюшного пресса. Занятия плаванием способствуют коррекции плоскостопия, тренировке сердечно-сосудистой системы, а также приобретению навыков плавания и закаливанию человека.
Оздоровительное плавание широко используется в лечебной физической культуре для детей и взрослых, имеющих нарушения обмена веществ, нарушения сус-тавно-связочного аппарата, а также после травм опорно-двигательного аппарата.
Для эффективности занятий плаванием необходимо заниматься на постоянной основе не менее двух раз в неделю. Начинать занятия желательно в бассейне с теплой водой, а затем приучать организм к более низким температурам.
Также важно, что оздоровительное плавание включено в программу по физической культуре в общеобразовательных школах и в виде элективной дисциплины в программы по физической культуре и спорту в вузах, но, к сожалению, не во всех муниципальных образованиях имеются бассейны для реализации этого раздела программ для обучающихся.
В то же время практика реализации дисциплины «Физическая культура и спорт» в Тихоокеанском государственном университете, имеющем на территории университетского кампуса современный бассейн, показала, что студенты как ос-
новной, так и специальной медицинской групп недостаточно заинтересованы в посещении учебных занятий по плаванию, особенно девушки. Многие из них больше предпочитают заниматься в спортивном зале, чем в бассейне. Что связано, на наш взгляд, со стеснением перед сверстниками из-за отсутствия умения плавать, а также с отсутствием сформированной потребности в занятиях оздоровительным плаванием.
Поэтому важным является тщательное информирование студентов преподавателем о вариантах выбора вида физической активности для их здоровья, в том числе о пользе плавания, особенно для студентов специальной медицинской группы, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Информирование студентов о необходимости систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями, в том числе включение в систему тренировки оздоровительное плавание не менее одного раза в неделю, что позволит студентам ускорить процесс их физического совершенствования [5].
В этой связи позитивным является то, что в Хабаровске уже в течение нескольких лет реализуется программа по обучению детей плаванию, в рамках которой школьники с 7 до 9 лет могут бесплатно записаться в бассейн и заниматься с профессиональными тренерами. Программа предполагает 36 ч занятий. Это три месяца по три раза занятий в неделю или полгода при посещениях два раза в неделю. Детей обучают умению держаться на воде, базовым навыкам плавания, они овладевают такими способами плавания, как кроль на груди, кроль на спине. Основная задача программы прикладная - научить плавать каждого школьника, при этом самым способным пловцам после окончания программы предлагают продолжить обучение в спортивных группах.
С апреля 2021 г. программу расширяют, бесплатные курсы для детей откроются в 8 районах Хабаровского края, где есть бассейны, это Амурский, Ванинский, Верхне-буреинский, Николаевский, Охотский, Советско-Гаванский, Солнечный районы и район имени Лазо. Ставки спортивных ин-
структоров в бассейнах будут введены за средств, доступных для людей разного счёт краевого бюджета. возраста. В связи с чем, безусловно, важно
Таким образом, благодаря своим спе- обучать детей, начиная с младшего цифическим свойствам оздоровительное школьного возраста, плаванию, прививать плавание оказывает разнообразное поло- в школе, вузе интерес обучающимся к оз-жительное влияние на организм человека, доровительному плаванию, тем самым в том числе на его опорно-двигательный создавая предпосылки для формирования аппарат. Оздоровительное плавание явля- у них мотивации к занятию оздоровитель-ется одним из эффективных тренировоч- ным плаванием в течение всей жизни. ных, коррекционных и рекреационных
Библиографический список
1. Булатова М.М. Плавание для здоровья / М.М. Булатова, К.П. Сахновский. - Киев: Здоровья, 1988. - 133 с.
2. Дрогомерецкий В.В. Коррекция нарушений суставно-связочного аппарата студентов специальных медицинских групп средствами оздоровительного плавания: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В.В. Дрогомерецкий. - СПб., 2012. - 23 с.
3. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Академия, 2008. - 432 с.
4. Плавание / под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.
5. Щетинина С.Ю. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в домашних условиях // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 26-27 марта 2021 г. / под ред. С.С. Добровольского. - Хабаровск: ДВГАФК, 2021. - С. 283-288.
HEALTH-IMPROVING SWIMMING AND ITS EFFECT ON MUSCULOSKELETAL
SYSTEM OF STUDENTS
S.Yu. Schetinina, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor D.R. Romanyukha, Student Pacific National University (Russia, Khabarovsk)
Abstract. The article reveals the health-improving effect of swimming on human body and on its musculoskeletal system. Health-improving swimming is one of the most effective training, corrective and recreational means available for people of all ages. In this regard, it is undoubtedly important starting from primary school age to teach children to swim, to instill in students at school and higher education institution an interest in health-improving swimming, thereby creating the prerequisites for the formation of their motivation to engage in health-improving swimming throughout their lives.
Keywords: health-improving swimming, prevention and correction of musculoskeletal system diseases, physical exercises, students of schools and higher education institutions.