Научная статья на тему 'ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ'

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ПЛАВАНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усенко А.И., Осипян В.А.

В статье рассматривается тема влияния плавания на человека. Авторы приходят к мнению о положительном воздействии плавания на здоровье человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ»

Физическая культура и спорт

УДК 796

DOI 10.21661/r-560064

Усенко А.И., Осипян В.А.

Оздоровительное плавание

Аннотация

В статье рассматривается тема влияния плавания на человека. Авторы приходят к мнению о положительном воздействии плавания на здоровье человека.

и Ключевые слова: спорт, физическая культура, плавание, оздоровление, оздоровительное плавание._

Плавание - один из важнейших аспектов системы физической подготовки и физического воспитания любого человека. Регулярное пребывание в воде способствует согреванию организма, профилактике простудных заболеваний, развитию силы воли и выносливости.

Во время плавания создаются идеальные условия для улучшения работы кровеносной системы: увеличивается количество кислорода, поглощаемого органами и тканями всего тела, усиливается венозный отток от ног и почти полностью сокращаются мышцы всего тела.

Плавание развивает дыхательную и кровеносную системы и значительно укрепляет весь организм.

Плавание полезно как для здоровых, так и для больных людей. Здоровые люди могут привести себя в порядок и улучшить свои физические показатели, а люди, страдающие различными заболеваниями, могут найти в плавании и водных процедурах прекрасное лекарство.

Характерно, что плавание - это вид спорта, который проходит в гидрофильной среде. Поэтому организм подвергается двойному влиянию физиологических нагрузок, с одной стороны, и гидрофильной среды - с другой. Эти характеристики также обусловлены физиологическими свойствами воды, такими как плотность, вязкость, давление, температура и теплоемкость.

Кроме того, купание позволяет телу оставаться в горизонтальном положении во время физических упражнений. Влияние воды на организм распространяется и на кожу, площадь которой составляет 1,5-2 квадратных метра. Когда пловцы моют свое тело, растворитель обволакивает кожу, улучшая питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию

микроэлементов, содержащихся в воде. Вода в 775 раз плотнее воздуха, что затрудняет легкое и быстрое передвижение тела и затрачивает много энергии.

Плавание - один из самых эффективных способов укрепления организма и выработки хороших гигиенических привычек.

Плавание позволяет прекрасно тренировать кровеносную и дыхательную системы. Плавание снижает эффективную частоту сердечных сокращений в состоянии покоя с 60 до 55 (50) ударов в минуту. У неплавающих, напротив, частота сердечных сокращений ниже - 65-57 ударов в минуту.

Занятия плаванием корректируют систему внешнего дыхания, создавая идеальный ритм дыхания и увеличивая дневную емкость легких (GFR). Это происходит потому, что насыщенность воды оказывает давление на производство вдоха и выдоха.

Спортсмены, специализирующиеся на плавании, имеют более высокую ЖЕЛ и расширение грудной клетки (у пловцов ЖЕЛ находится в пределах 7000 кубических сантиметров). Плавание повышает энергию, улучшает сон и чувство голода, а эстетисты рекомендуют каждую минуту занятий. Плавательные тренировки широко используются в физиотерапии и медицине для лечения наркомании, кардиореспираторной дисфункции, контрактур суставов и мышечных узлов. Систематические занятия плаванием поддерживают физиологический уровень зрелых людей и повышают тонус неукрепленных мышц. Это подтверждается наблюдениями за физиологическим состоянием участников оздоровительных групп, в которых плавание включалось в число других физиологических упражнений.

Литература

1. Ковалёва В.Ю. Оздоровительное значение плавания / В.Ю. Ковалёва, Ю.В. Соболь // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы, теории и практики. - СПб., 2021. - С. 257-261. - EDN DFNYLO.

2. Евтых С.А. Деятельностный компонент личностной физической культуры / С.А. Евтых // Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - 2014. - №1. - С. 116-117.

3. Бубенок Е.Д. Современные проблемы плавания / Е.Д. Бубенок, Ю.В. Соболь // Интерактивная наука. - 2022. - С. 70-71. - ISSN 2414-9411. - DOI 10.21661/r-556882. - EDN AZQOBK.

4. Соболь Ю.В. Основы методики обучения плаванию / Ю.В. Соболь // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции. - Чебокса-ры-Ташкент, 2022. - С. 307-311. - EDN MSHYTU.

Физическая культура и спорт

5. Полякова И.И. Влияние занятий плаванием на развитие физического состояния студентов: сборник трудов конференции / И.И. Полякова, Ю.В. Соболь // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участ. (Чебоксары, 16 июня 2022 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - С. 250-252. - ISBN 978-5-907561-43-4.

6. Цыганкова В.О. Организация и проведение соревнований по плаванию: сборник трудов конференции / В.О. Цыганкова, В.Ю. Ковалева // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 16 июня 2022 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.]. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - С. 257-258. - ISBN 978-5-907561-43-4.

УДК 378

Холод М.А., Жихарев Д.А.

Влияние физической культуры на учебную деятельность студентов

Аннотация

В статье показано влияние физической культуры в процессе подготовки специалистов, универсально и глубоко образованных, творчески мыслящих, умеющих быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополняющих свои знания, ориентирующихся в возрастающем потоке научной и общественной информации. Освещается тема влияния занятий спортом и поддержания активного образа жизни на умственную способность студентов, так как физическое воспитание имеет большую роль в студенческом возрасте.

I

Ключевые слова: физическая культура, учебный процесс, физическое воспитание, учебно-трудовая активность, здоровый образ жизни.

Значение данного исследования заключается в том влиянии, которое физическое воспитание оказывало на протяжении всей истории человеческого общества. Задачей этого исследования является анализ влияния физической культуры на жизнь студентов.

Учебной дисциплине «Физическая культура» уделяется особое внимание, в учебном плане на нее выделяется самое большое количество учебных часов. Кроме того, выделяются дополнительные часы для занятий по выбору студентов в спортивных секциях во вне учебного времени. В целом это позволяет проводить учебные занятия со студентами не менее одного- двух раз в неделю в течение четырех лет обучения.

Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей, возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, социальным «заказом» общества на подготовку высококвалифицированных специалистов. Этот заказ предполагает обязательное хорошее психофизическое развитие личности, что повышает биологические возможности жизнедеятельности, позволяет успешно противостоять ухудшающимся экологическим условиям, переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно осуществлять деятельность в обычных и экстремальных условиях.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, где она выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации природных способностей студентов.

Задачи физического воспитания в высшей школе многогранны и оказывают существенное влияние на сферу воспитания, учебно-познавательную и будущую профессиональную деятельность студентов. Его влияние отражается на общекультурном развитии студентов, поведении, способах и формах проведения досуга, интересах, культурных потребностях, внутреннем и внешнем облике. Физическое воспитание, обеспечивая сохранение и укрепление здоровья, оказывает влияние на рост учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Усвоение для будущей профессиональной деятельности необходимых знаний, умений и навыков из области физической культуры расширяет научно образовательный потенциал будущих специалистов, помогает творческой и эффективной производственной деятельности, совершенствованию в ней, обеспечивает длительное сохранение трудоспособности.

Систематическое занятие физическими упражнениями благотворно влияет на организм человека, предохраняет от нежелательных перегрузок и заболеваний, стимулирует метаболические процессы в организме. Физические упражнения также благотворно влияют на нервную систему, способствуют расширению возможностей центральной нервной системы, устраняют утомление и повышают работоспособность. Именно физические упражнения рассматриваются современными физиологами как средство активного отдыха и восстановления тонуса нервной системы.

Занятия физическими упражнениями также укрепляют костно-мышечную систему, заметно влияют на внешние формы тела, способствуют его пропорциональному развитию, а также позволяют сохранить красоту и стройность. При физической нагрузке в связи с увеличением потребления кислорода мышцами дыхание становится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.