Научная статья на тему 'Оздоровительная самореализация личности'

Оздоровительная самореализация личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
822
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / УСЛОВИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / SELF-REALIZATION / HEALTH IMPROVEMENT / HEALTH SELF-REALIZATION / HEALTHY LIFESTYLE / CONDITIONS OF HEALTH SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Славина Анна Сергеевна

Анализируется сущность базового понятия «самореализация личности», ее структура и условия, а также определяется авторская позиция по отношению к понятию «оздоровительная самореализация» как виду внутренней самореализации личности; определяются ее структура и условия успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health Self-realizations of a Person

The author analyses the essence of the basic notion «self-realization», its subject, structure and conditions, besides determines the author’s position to the notion «health self-realization» as a type of inner self-realization of a person, determines its structure and conditions of success.

Текст научной работы на тему «Оздоровительная самореализация личности»

УДК 371.72 ББК Ч400.55

ГСНТИ 14.07.03

Код ВАК 13.00.04

Славина Анна Сергеевна,

кандидат педагогических наук, заместитель директора по науке, отдел научно-исследовательской работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Екатеринбург, п-т Космонавтов, 26, к. 419а; e-mail: [email protected].

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самореализация; оздоровление; оздоровительная самореализация; здоровый образ жизни; условия оздоровительной самореализации.

АННОТАЦИЯ. Анализируется сущность базового понятия «самореализация личности», ее структура и условия, а также определяется авторская позиция по отношению к понятию «оздоровительная самореализация» как виду внутренней самореализации личности; определяются ее структура и условия успешности.

Slavina Anna Sergeevna,

Candidate of Pedagogy, Deputy Director for Science, Department of Scientific Research Work, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical Universuty (Ekaterinburg).

HEALTH SELF-REALIZATIONS OF A PERSON

KEY WORDS: self-realization; health improvement; health self-realization; healthy lifestyle; conditions of health self-realization.

ABSTRACT. The author analyses the essence of the basic notion «self-realization», its subject, structure and conditions, besides determines the author’s position to the notion «health self-realization» as a type of inner self-realization of a person, determines its structure and conditions of success.

В

связи с динамичностью и изменчивостью современного мира основными социальными ценностями становятся индивидуальность и самореализация личности. Постоянные экономические и социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека таких качеств, как мобильность, активность, инициативность, самостоятельность, предприимчивость, компетентность, эрудиция, креативность, которые напрямую связаны с процессом его самореализации. Все это делает актуальным рассмотрение на теоретическом, методическом и практическом уровнях вопросов о сущности, видах, мотивах, условиях и методах самореализации человека в современных условиях.

В нашей стране, так же как и в странах ближнего зарубежья (в первую очередь Казахстане), накоплен значительный опыт практической работы в данном направлении. Однако он недостаточно обобщен, систематизирован, не получил должного распространения и чаще всего основывается не на результатах фундаментальных исследований, а на личном опыте и интуитивной работе педагогов-практиков. Это обстоятельство также повышает значимость исследований в данном направлении.

Последние 30 лет такая категория, как самореализация, рассматривается представителями разных наук: философии, психологии, социологии, педагогики, культурологии. Это позволяет сделать вывод о достаточно глубоком и всестороннем рассмот-

рении обозначенной проблемы на теоретическом уровне.

Так, на философском уровне при исследовании данной категории ученых интересуют определение жизненных идеалов человека как эталона, к которому он должен стремиться в процессе самореализации, а также возможности сознательного процесса раскрытия потенций, жизненных целей человека в условиях социума.

Социология определяет направления и способы осуществления самореализации личности в конкретных социально-исторических условиях. Самореализация исследуется в социологии как процесс выявления и развития личностью своих способностей во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Психология стремится выявить личностные качества, необходимые для всесторонней и полноценной самореализации, а также исследует проблемы мотивации к самореализации и вопросы ее влияния на развитие личности, ее деятельность и процесс взаимодействия с другими людьми.

С педагогической точки зрения самореализация — комплексное свойство личности (В. В. Сериков), процесс выявления личностью индивидуальных и профессиональных возможностей [10], познание, оценивание, воспитание самого себя [9. С. 137].

С позиции культурологии (И. А. Вин-тин, В. П. Кутеева, Е. Н. Ярославова) рассматриваются тенденции в векторе самореализации в зависимости от типа культуры

© Славина А. С., 2013

социума, к которому принадлежит человек. Так, в западной культуре самореализация носит ярко выраженный экзотерический характер и связана с реализацией своих возможностей через активное преобразование действительности, а в восточной культуре, наоборот, эзотерический, и связана с глубинным погружением в себя, поиском внутренней гармонии [13].

Можно констатировать, что самореализация чаще всего рассматривается как потребность личности, процесс и результат этого процесса. При определении ее сущности представители разных наук отмечают такие важные признаки, как собственная активность личности (Ф. У. Базаева, А. А. Деркач, Э. В. Сайко, Е. Н. Ярославова), а также социальная обусловленность (Ф. У. Базаева), прямая связь с тем обществом, в котором живет и действует самореализующаяся личность, его моралью и доминирующими ценностями.

Часто самореализацию связывают с процессами «удовлетворения», «поиска» и «строительства» самого себя [13. С. 14], а также роста, развития и самосовершенствования [1; 5], творчества (А. А. Деркач, Л. Н. Макарова, Е. С. Мичурина, Л. С. По-дымова, Э. В. Сайко, В. В. Сериков), с позитивным преобразованием действительности [3; 9]. Л. С. Подымова, Л. Н. Макарова вслед за Л. А. Коростылевой пишут о связи самореализации с самоорганизацией, самопроек-тированием и самоуправлением личности.

В структуре самореализации личности Е. Н. Ярославова вслед за Н. А. Кебиной выделяет три основных компонента: мотивационный, праксиологический и аксиологический [13. С. 15].

По мнению Е. Н. Ярославовой, источником самореализации личности является «внутреннее присущее ... противоречие между ее жизненной целью (смыслом ее жизни) и реальным бытием, реальной степенью приближения к этой цели» [Там же. С. 14]. При этом, по мнению автора, процесс самореализации предполагает самоопределение своего отношения к миру и самому себе и строится на основе системы ценностей. Имеющиеся (сформированные) у человека ценности, в свою очередь, определяют его убеждения и формируют жизненную позицию, обусловливая характер и направление (позитивное или негативное) самореализации.

А. А. Деркач, Э. В. Сайко, рассуждая об условиях самореализации личности, говорят о наличии у человека способностей, возможностей, а также о значении пространственно-временных структур, в которых существует человек [5. С. 229]. Помимо этого, важное значение имеет и одобрение,

оценка общества, которую оно дает самореализующейся личности.

Одним из важных условий самореализации личности, по мнению Е. Н. Ярослав-цевой, Р. А. Зобова и В. Н. Келасьева, является освоение человеком норм, ценностей и традиций культуры, так как именно в этом случае у него формируются ценности и ценностные ориентации, движущие, направляющие и регулирующие этот процесс [7; 12; 13].

Таким образом, можно проследить цепочку ключевых понятий, характеризующих сущность самореализации: наличие у человека заложенных природой возможностей, способностей, которые, в свою очередь, определяют ее потребности и соответственно формируют мотивы поведения, а также собственно деятельность, осуществляемая под влиянием этих мотивов и приводящая к конкретному продукту (материальному или нематериальному) и получению одобрения обществом результатов данной деятельности. При этом основополагающую и регулирующую роль играет система ценностей, сформированных у человека.

Еще одним немаловажным условием самореализации является окончательное формирование образа «Я» и появление необходимости активно взаимодействовать с окружающим миром (К. А. Абульханова-Славская). При отсутствии этого условия речь идет о самовыражении, что чаще всего характерно для подросткового возраста, а не о реализации, осуществлении своих личных возможностей, характеризующей зрелого человека. Данное обстоятельство лишний раз подтверждает справедливость мысли о том, что самореализация — это не только процесс, но и результат активной деятельности и развития зрелой личности.

По мнению В. В. Байлука, основой для самореализации личности и условием ее успешности является свобода, которая, в свою очередь, определяет ответственность человека за результаты деятельности [3.

С. 14].

Н. Г. Бухарцева указывает на такие условия самореализации, как гармония личности со своим внутренним миром и социумом и система образования, которая выступает в роли ведущего субъекта, способствующего развитию и самореализации личности [4. С. 31].

Как отмечает Е. Н. Ярославова, достижения современного мира, которые должны способствовать активной самореализации и подталкивать к ней человека (техно-логизация, стандартизация условий жизни, мышления, потребительские ценности, преобладающие в современном обществе,

и др.), нередко дают обратный эффект, т. е. приводят к отрицательной самореализации, выражающейся в различных деструкциях и девиациях, или к ее полному отсутствию [13. С. 12]. Таким образом, в зависимости от направления можно выделить два вида самореализации: позитивную и деструктивную.

В. Д. Цветкова с опорой на исследования Д. К. Чулакова выделяет пассивную и активную самореализацию. Первый вид характеризуется ориентацией на приспособление, репродукцию и имитацию, а второй связан с активным преобразованием самого себя и окружающей действительности [12. С. 146]. Кроме того, В. Д. Цветкова предлагает еще одно основание для классификации — сферу деятельности человека. Так, личностная самореализация связана с духовным ростом, работой над собой, совершенствованием и гармонизацией тела и души, деятельностная — с самовыражением в какой-либо деятельности (профессии, спорте, досуге и т. д.), социальная — с общественно полезной деятельностью.

Определяя виды самореализации личности, В. В. Байлук разделяет их на три группы: базовую, к которой относит познавательную, нравственную и эстетическую самореализации, эзотерическую (в нее входят самопознавательная, самообразовательная, самовоспитательная и оздоровительная самореализации) и экзотерическую, включающую бытовую, досуговую, экономическую, профессиональную, гражданскую, семейную и коммуникативную самореализации [3. С. 15—16]. Опираясь на данную классификацию, рассмотрим сущность одного из видов эзотерической самореализации личности — оздоровительной.

Оздоровление представляет собой сознательно осуществляемую деятельность человека, направленную на улучшение, созидание своего здоровья. Последнее включает в себя следующие компоненты:

1. Систему сохранения физического здоровья через различные формы физкультурно-оздоровительной активности.

2. Систему сохранения психологического здоровья личности (Р. Р. Ишмухаметов [8]).

3. Систему самовоспитания как условие сохранения и улучшения социального и духовно-нравственного здоровья.

4. Систему сохранения профессионального здоровья.

5. Здоровый образ жизни и формирование установок на оздоровительную деятельность (Р. К. Бикмухамедов).

В оздоровительной системе человека выделяются следующие составляющие:

— удовлетворенность трудовой деятельностью (учебой);

— высокая духовность (преобладание духовных, нравственных интересов над материальными);

— полноценный отдых;

— психофизиологическая удовлетворенность в семье, личной жизнью;

— экономическая и материальная независимость;

— оздоровительная самореализация [2]. По мнению С. Г. Добротворской, в основе процесса самооздоровления должны лежать духовное саморазвитие и творческое самосовершенствование, обретение смысла жизни, отказ от эгоистических психологических установок, практика ЗОЖ (здорового образа жизни). Культура и навыки сохранения здоровья включают в себя стиль мышления, поведения, ценностные установки, образ жизни, потребность в позитивном, здоровом образе жизни, мотивацию на здоровье, вовлечение в деятельность по само-оздоровлению [6. С. 57].

Таким образом, подходя к определению сущности понятия «оздоровительная самореализация», поддерживая и развивая точку зрения В. В. Байлука, мы говорим о процессе, «направленном на постоянное производство и самопроизводство индивидом своего здоровья» [3] за счет ведения здорового (разумного) образа жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это активная и сознательная деятельность личности, группы людей, общества, направленная на улучшение здоровья людей, гармоничное развитие человека. ЗОЖ включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека; уровень его культуры, в том числе поведенческой; гигиенические навыки, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, поддерживающие оптимальное качество жизни; рациональные поведенческие правила, обеспечивающие относительную защиту здоровья от патогенного воздействия факторов окружающей среды. Это такая организация человеком всех сторон своего бытия, которая позволяет увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество [11].

Человек может вести здоровый образ жизни неосознанно. В таком случае последний принимает вид здоровьесберегающих привычек, не осознаваемых, но выполняемых постоянно действий, обеспечивающих здоровье. Здоровый образ жизни может быть и сознательной, целенаправленно осуществляемой деятельностью по сохранению и укреплению, улучшению состояния своего здоровья, т. е. оздоровительной самореализацией.

Результатом оздоровительной самореализации личности является ее индивиду-

альное здоровье как единство физического, психического, психологического, социального, духовно-нравственного и профессионального компонентов. Соответственно данная самореализация в первую очередь направлена на «строительство» человеком самого себя на всех уровнях индивидуального здоровья, развитие и совершенствование заложенных природой данных, свойств и качеств.

Обязательные условия оздоровительной самореализации личности, на наш взгляд, разделяются на внутренние и внешние.

К внутренним можно отнести заложенные природой ресурсы человека (физические и психические, творческие), кроме того, наличие таких личностных качеств, как воля, ответственность. Это условие особенно важно, поскольку оздоровительная самореализация невозможна без постоянно проявляемой активности личности, а когда речь идет о необходимости совершать постоянные (ежедневные, ежечасные) здоровьесберегающие и оздоровительные действия, часто человек, не обладающий развитыми волей и чувством ответственности, просто отказывается от их исполнения.

Важны также сформированность системы жизненных ценностей (в которой собственное здоровье и здоровье окружающих занимают ведущее место), а также своего образа «Я». Немаловажную роль играет и система потребностей и мотивов деятельности человека, формируемая сегодня во многом средствами массовой информации, а также социальными условиями, в которых находится личность. Так, очень часто человек вынужден, несмотря на наличие болезни и объективную необходимость лечения и дальнейшей реабилитации, не заниматься сохранением своего здоровья, а выполнять взятые на себя обязательства и обязанности на пользу обществу (семье, трудовому коллективу), но не собственному здоровью. Таким образом, внутренние условия оздоровительной самореализации часто зависят от внешних и регулируются ими.

Важным условием для оздоровительной самореализации личности является и творческий подход к планированию и осуществлению такой самореализации. В современной литературе можно найти огромное количество методик, систем и программ оздоровительной деятельности, рекомендуемых населению для использования. Однако чаще всего все эти предписания имеют обобщенный характер, их авторы были не в состоянии учесть индивидуальные особенности конкретного организма и его ресурсы. Именно поэтому важно, чтобы каждый человек творчески подходил к определению своей деятельности по строению здоровья,

отбирая только те средства и методы оздоровления, которые смогут приблизить его к идеальной модели здоровья, являющейся итогом оздоровительной самореализации личности.

Еще одним важным внутренним условием оздоровительной самореализации личности является ежедневное постижение ей как своих ресурсов, так и состояния здоровья для того, чтобы своевременно корректировать и применять необходимые методы, техники и технологии оздоровления.

Внешние условия связаны в первую очередь с имеющейся в обществе системой социальных ценностей, норм и правил, определяющих и регулирующих поведение человека, а также господствующим, целенаправленно формируемым общественным мнением. Так, если общество положительно, толерантно или безразлично относится к фактам употребления гражданами любого возраста и пола (включая несовершеннолетних) психоактивных веществ или принимает в качестве идеала анорексичный или иной подобный образ человека, то говорить о полноценной оздоровительной самореализации всех его членов становится невозможным. Помимо этого, безусловно, в качестве внешних условий выступает и организация соответствующей работы по формированию здорового образа жизни у населения, реализуемая прежде всего в системе образования. Сама же оздоровительная самореализация личности является основным условием долгой и продуктивной жизни.

В структуру оздоровительной самореализации должны входить следующие компоненты:

1. Когнитивный — знания о том, что такое здоровье, о его видах (включая профессиональное здоровье), а также методах, приемах и техниках его восстановления, сохранения, укрепления, развития.

2. Аксиологический — признание ценности здоровья в жизни личности, необходимости систематической заботы о нем.

3. Мотивационно-личностный — мотивация к ЗОЖ и оздоровительной деятельности, наличие ряда личностных качеств (воли, терпения, целеустремленности, ответственности и др.).

4. Деятельностный — сознательно осуществляемая деятельность, направленная на сохранение, улучшение, развитие своего здоровья, творческая самореализация в оздоровительной деятельности.

5. Контрольно-оценочный — постоянная диагностика состояния своего здоровья (включая регулярное посещение специалистов с целью профилактических осмотров), анализ полученных результатов для по-

строения дальнейшей здоровьесберегающей и оздоровительной деятельности.

Выделенные нами компоненты оздоровительной самореализации личности объединены в целостную структуру, в которой особое значение имеет мотивационноличностный и аксиологический компоненты, оказывающие влияние на все остальные.

На сегодняшний день приоритет в образовательных учреждениях отдается формированию когнитивного компонента у молодежи (на это направлены уроки здоровья, конкурсы, олимпиады и др.), что приводит к элиминации других компонентов оздоровительной самореализации, в первую очередь аксиологического и мотивационно-личностного. Так, по данным исследований последнего времени можно сделать вывод о существовании противоречия: с одной стороны, во время опросов основная часть молодежи отмечает первичное значение здоровья в системе ценностей, а с другой — поведение представителей молодежи демонстрирует совершенно противоположное по отношению как к самому себе, так и к другим. Об этом объективно свидетельствуют статистические данные: рост числа людей, ведущих малоактив-

ный образ жизни, зависимых, питающихся нерационально и т. д., демонстрирующих деструктивную оздоровительную самореализацию и мало заботящихся о состоянии здоровья окружающих. Все это говорит о необходимости пересмотра образовательной и социальной деятельности в области формирования ценностного отношения к здоровью, в том числе в виде перемещения акцента с когнитивной на деятельностную основу.

Таким образом, оздоровительная самореализация личности как целенаправленная деятельность человека по сохранению и производству своего здоровья представляет собой эзотерический вид самореализации личности, напрямую связанный с основными компонентами индивидуального здоровья (физическим, психологическим, социальным, духовно-нравственным и профессиональным) и здоровым (рациональным) образом жизни. Оздоровительная самореализация определяется комплексом внутренних и внешних условий и, в свою очередь, является одним из важных факторов самореализации человека в самом широком понимании этого термина, а также условием долгой и продуктивной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. БАЗАЕВА Ф. У. Факторы и условия самореализации педагога / / Среднее профессиональное образование. 2010. № 12. С. 51—54.

2. БАИЛУК В. В. Здоровый образ жизни или оздоровительная самореализация личности // Здоровый образ жизни: валеологическое воспитание и самовоспитание студентов : материалы студенческой на-уч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 марта 2004 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. С. 5—18.

3. БАИЛУК В. В. Сущность самореализации личности и ее структура / / Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 12—17.

4. БУХАРЦЕВА Н. Г. Образование как средство самореализации личности в условиях глобализации / / Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 28—33.

5. ДЕРКАЧ А. А., САЙКО Э. В. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе (теоретико-методологическое обоснование) / / Мир психологии. 2009. № 2. С. 222—235.

6. ДОБРОТВОРСКАЯ С. Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003.

7. ЗОБОВ Р. А., КЕЛАСЬЕВ В. Н. Самореализация человека: введение в человекознание : учеб. пособие. Спб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

8. ИШМУХАМЕТОВ Р. Р. Самореализация и психологическое здоровье личности: постановка проблемы / / Гуманитарный вектор. 2010. Т. 1. С. 74—79.

9. КНЯЗЬКИНА Н. Х. Саморазвитие и самореализация подростка в социокультурной среде // Омский науч. вестн. 2009. № 6. С. 136—140.

10. КОДЖАСПИРОВА Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2005.

11. МАРКОВ В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2001.

12. ЦВЕТКОВА В. Д. Типы культуры самореализации личности // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2008. № 21 (121). С. 145—149.

13. ЯРОСЛАВОВА Е. Н. Проблема самореализации личности в системе философского знания / / Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2006. № 9 (64). С. 12—16.

Статью рекомендует канд. мед. наук, доц. М. А. Зыскина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.