Научная статья на тему 'ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ'

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
460
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ГИМНАСТИКА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филимонова Екатерина Николаевна, Коробейникова Елена Ивановна

В работе анализируется одно из наиболее распространенных средств для поддержания здоровья - оздоровительная гимнастика, которая отличается разнообразием упражнений и возможностью широкого оздоровительного влияния на человека, который занимается ею.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-IMPROVING GYMNASTICS AS A MEANS OF HEALTH PROMOTION

The paper analyzes one of the most common means for support health - wellness gymnastics, which is characterized by a variety of exercises and the possibility of a wide health - improving effect on the person who is engaged in it.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ»

УДК - 796.4.378

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ HEALTH-IMPROVING GYMNASTICS AS A MEANS OF HEALTH PROMOTION

Филимонова Екатерина Николаевна

студент

институт технологии, экономики и сервиса Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Filimonova Ekaterina Nikolaevna

student

institute of technology, economics and service Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Коробейникова Елена Ивановна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Korobeynikova Elena Ivanovna senior lecturer department physical culture Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В работе анализируется одно из наиболее распространенных средств для поддержания здоровья - оздоровительная гимнастика, которая отличается разнообразием упражнений и возможностью широкого оздоровительного влияния на человека, который занимается ею.

Abstract. The paper analyzes one of the most common means for support health - wellness gymnastics, which is characterized by a variety of exercises and the possibility of a wide health-improving effect on the person who is engaged in it.

Ключевые слова: гимнастика; оздоровительная гимнастика; здоровье; здоровый образ жизни; спорт.

Keywords: gymnastics; wellness gymnastics; health; healthy lifestyle; sports.

Актуальность рассматриваемой темы неоспорима - оздоровительная гимнастика является гарантом здоровья. Ни для кого не секрет, что главное в жизни - это здоровье, а все остальное - из него вытекающее. Поддержание здоровья - это правильный вектор движения, направленный на сохранение самого ценного ресурса - времени, которое напрямую зависит от здоровья [6, с. 81].

Оздоровительная гимнастика находит свое отражение в следующих задачах:

- укрепление здоровья занимающихся;

- обогащение знаний занимающихся в области гимнастики;

- воспитание эстетических и волевых качеств;

- развитие двигательных и психических способностей [7].

Здоровье напрямую зависит от образа жизни человека. В настоящее время у большинства людей наблюдается недостаток двигательной активности. Двигательная активность в данном контексте понимается нами как ежедневные занятия спортом и физической культурой. Углубляясь, отметим, что физическая культура представляет собой основное средство для поддержания здоровья и обеспечения жизнедеятельности людей, формирование здорового образа жизни [3, с. 14].

Древнейшей формой физического воспитания является гимнастика. В то время под гимнастикой подразумевались любые формы физических упражнений, направленные на телесное совершенствование, среди них выделялись:

- единоборство;

- фехтование;

- плавание;

- метание.

Гимнастика как средство физического воспитания развивалась на протяжении длительного времени. Ее становление было связно с изменением общественного строя, развитием науки о человеке, а также с переменой способов ведения войны. Это оказывало существенное влияние на изменение содержания гимнастики, методики ее преподавания и техники самих упражнений [5].

Несколько позже гимнастика подразделилась на спортивную и оздоровительную. Спортивная гимнастика представляет собой многообразную разновидность спорта, в которую включается выполнение движений на гимнастических снарядах, вольные упражнения и спортивные прыжки. Оздоровительная гимнастика же направлена на укрепление здоровья и правильного физического развития.

Оздоровительная гимнастика преследует следующую цель - правильно подобрать средства и методы развития основных двигательных качеств с учетом особенностей человеческого организма, благодаря которым можно улучшить состояние опорно-двигательного аппарата и физическое развитие в целом [1, с. 24]. Следует отметить, что оздоровительная гимнастика - это комплекс упражнений, имеющий свою структуру. Оздоровительная гимнастика состоит из трех частей (этапов), рассмотрим их более подробно.

Подготовительная часть, состоящая из разминки и/или аэробики - от 10 до 30 упражнений. Продолжительность - около 10-15 минут. В результате первичных сведений о новом движении (форме, амплитуде, направлении действия, отдельных положениях и др.) и двигательного опыта, накопленного в памяти ученика, устанавливаются общие связи, обеспечивающие построение исходной программы предстоящих двигательных действий.

Основная часть, включающая в себя комплекс общих и специальных упражнений статического и динамического характера длительность 25-30 минут. На данном этапе в результате активной совместной работы преподавателя и ученика уточняются представления об упражнении, устраняются ошибки, обеспечивается самостоятельное выполнение упражнения при строгом контроле за действиями.

Заключительная часть направлена на развития гибкости с помощью растягивающих и релаксационных упражнений пассивного характера в течении 10-20

минут. Этот этап позволяет довести степень владения движением до уровня прочного автоматизированного навыка, благодаря которому занимающийся выполняет упражнения в различных условиях (соревнования и выступления) на протяжении длительного промежутка времени [5].

Сочетание всех частей гимнастики способствует укреплению здоровья занимающихся. Растет объем мускул, кости скелета становятся более устойчивыми к нагрузкам, а значит, укрепляется опорно-двигательный аппарат, следствием чего является препятствие организмом развития таких заболеваний как артроз, атеросклероз, остеопороз и другие.

Увеличивается скорость нервных процессов, формируются новые условные рефлексы, организм приспосабливается к более сложным нагрузкам, мозг начинает быстрее реагировать на раздражители - это укрепляется и развивается нервная система. Повышается иммунитет и улучшается состав крови. Также наблюдается улучшение метаболизма и совсем иного отношения к жизни вследствие всех вышеизложенных изменений [2].

Профессор Сергей Бубновский - известный в России врач и автор многочисленных книг, который когда-то сам сражался с болезнью, утверждает, что «...лечиться нужно движением, а не лекарствами». Он активно пропагандирует гимнастику как средство профилактики многих заболеваний. В свою гимнастику и в гимнастику своих пациентов он обязательно включает приседания, особенно подчеркивая эту необходимость для тех, кто работает за компьютером - бухгалтеров, программис-тов, дизайнеров и других.

Занятия оздоровительной гимнастикой порождают следующие качества у занимающихся:

- коррекция и восстановление нарушений функционирования опорно-двигательного аппарата,

- улучшение физического развития вне зависимости от возраста занимающегося,

- повышение работоспособности и уменьшение энергозатрат при физической активности,

- обеспечение двигательной активности с целью стимулирования нормального функционирования систем организма в условиях повышенного к ним требования [4, с. 135].

Гимнастика представляет собой эффективное средство гармонического развития личности человека, его двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности средствами физических упражнений. Оказывая существенное воздействие на функционирование различных систем организма человека, комплексы спортивно-оздоровительной гимнастики оказывают влияние на улучшение физического и эмоционального состояния занимающихся.

Таким образом, оздоровительная гимнастика прямо пропорциональна крепкому здоровью. Ежедневные упражнения способствуют укреплению здоровья, оказывают общеукрепляющее действие.

Литература

1. Брусник Т. А. Влияние оздоровительных видов гимнастики на состояние опорно-двигательного аппарата студенток подготовительной группы [Текст]/ Т. А. Брусник// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, 2011. - № 1 (71). - С. 23-27.

2. Иванова Л. А. Влияние занятий гимнастикой на организм занимающихся и развитие их двигательных способностей [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2019/02/16/vliyanie-zanyatiy-gimnastikoy-na-organizm (дата обращения: 16.02.19).

3. Менхин А. В. Разновидности оздоровительной гимнастики [Текст] / А. В. Мен-хин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2008. - № 1. - С. 14-17.

4. Пястолова Н. Б. Оздоровительная гимнастика [Текст] / Н. Б. Пястолова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 2019. - Т. 4. - № 3. - С. 135139.

5. Рыбалов Ю. В. Сборник лекций по гимнастике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 49.02.01 Физическая культура // ИНФОУРОК URL: https://infourok.ru/sbornik-lekciy-po-gimnastike-1387072.html (дата обращения: 24.11.2016).

6. Филимонова Е. Н. Формирование у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни [Электронный ресурс]/ Е. Н. Филимонова, Е. И. Коробейникова // Наука-2020. - 2020. - № 4 (40). - С. 79-82. — Режим доступа: http://nauka-2020.ru/VN_4(40)2020.pdf (дата обращения 24.02.2021).

7. Цыганкова Н. Д. Виды гимнастики и их характеристики [Электронный ресурс] // Международный педагогический портал «Солнечный свет» URL: https://solncesvet.ru/ opublikovannyie-materialyi/metodika-fizicheskogo-vospitaniya-i-ra/ (дата обращения: 17.09.18).

References

1. Brusnik T. A. Vliyanie ozdorovitel'nykh vidov gimnastiki na sostoyanie oporno-dvigatel'nogo apparata studentok podgotovitel'noy gruppy [The influence of health-improving types of gymnastics on the state of the musculoskeletal system of students of the preparatory group]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta - Scientific notes of the P. F. Lesgaft University, 2011, no. 1 (71), pp.23-27.

2. Ivanova L. A. Vliyanie zanyatiy gimnastikoy na organizm zanimayushchikhsya i razvitie ikh dvigatel'nykh sposobnostey [The influence of gymnastics classes on the body of students and the development of their motor abilities]. Available at: https://nsportal.ru/blog/shkola/ obshcheshkolnaya-tematika/all/2019/02/16/vliyanie-zanyatiy-gimnastikoy-na-organizm (accessed: 16.02.19).

3. Menkhin A. V. Raznovidnosti ozdorovitel'noy gimnastiki [Varieties of health-improving gymnastics]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: education, education, training, 2008, no. 1, pp.14-17.

4. Pyastolova N. B. Ozdorovitel'naya gimnastika [Health-improving gymnastics]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya - Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, 2019, vol. 4, no. 3, pp. 135-139.

5. Rybalov Yu. V. Sbornik lektsiy po gimnastike dlya studentov srednikh professional'nykh uchebnykh zavedeniy spetsial'nosti 49.02.01 Fizicheskaya kul'tura [Collection of lectures on

gymnastics for students of secondary professional educational institutions of the specialty 49.02.01 Physical culture]. Available at: https://infourok.ru/sbornik-lekciy-po-gimnastike-1387072.html (accessed: 24.11.2016).

6. Filimonova E. N., Korobeynikova E. I. Formirovanie u podrastayushchego pokoleniya potrebnosti v zdorovom obraze zhizni [Formation in the younger generation of the need for a healthy lifestyle]. Nauka-2020, 2020, no. 4 (40), pp. 79-82. Available at: http://nauka-2020.ru/VN_4(40)2020. pdf (accessed 24.02.2021).

7. Tsygankova N. D. Vidy gimnastiki i ikh kharakteristiki [Types of gymnastics and their characteristics]. Available at: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/metodika-fizicheskogo-vospitaniya-i-ra/ (accessed 17.09.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.