Научная статья на тему 'Оздоровительная аэробика в системе физической культуры студента физкультурного вуза'

Оздоровительная аэробика в системе физической культуры студента физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / HEALTH IMPROVING AEROBICS / PHYSICAL AND MENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бартдинова Гузель Альбертовна

В данной статье рассмотрено влияние оздоровительной аэробики на состояние физического и психического здоровья студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of health improving aerobics on condition of physical and mental health of the student is considered in given article.

Текст научной работы на тему «Оздоровительная аэробика в системе физической культуры студента физкультурного вуза»

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Гузель Альбертовна Бартдинова, старший преподаватель,

Башкирский институт физической культуры (ФГОУВПО УралГУФК)

г. Уфа

Аннотация

В данной статье рассмотрено влияние оздоровительной аэробики на состояние физического и психического здоровья студента.

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, физическое и психическое здоровье.

HEALTH IMPROVING AEROBICS IN SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENT OF SPORTS HIGHER EDUCATIONAL INSTITION

Guzel Albertovna Bartdinova, the senior teacher,

Bashkir Institute of Physical Training Ufa

Annotation

The influence of health improving aerobics on condition of physical and mental health of the student is considered in given article.

Keywords: health improving aerobics, physical and mental health.

ВВЕДЕНИЕ

Физкультурное образование, несмотря на диалектическое единство с образованием вообще, является по сути своей качественно специфическим феноменом. В процессе обучения студента в спортивном вузе обеспечивается решение ряда сложных, взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга задач. Ни для кого не секрет, что большая часть студентов физкультурного вуза к третьему-четвертому, а иногда уже и ко второму году обучения заканчивает активные занятия спортом. В этой связи образование в вузе физической культуры должно подразумевать не только профессиональную подготовку будущего специалиста, но и обеспечение такого вида профессиональной подготовленности, который будет ориентирован на создание и функционирование качественного психолого-педагогического сопровождения спортсмена.

Одним из важных ресурсов в данном направлении является, по нашему мнению, оздоровительная аэробика. Аэробика из-за ее выраженного воздействия на организм человека, доступности, вариативности элементов представляет собой один из эффективных способов формирования здорового образа жизни студента. Помимо этого, она является одной из самых распространенных форм физического воспитания в мире, отличаясь разнообразием направлений, призванных удовлетворить запросы самых разных возрастных групп и слоев населения. Современная оздоровительная аэробика -динамичная структура, которая постоянно обновляет арсенал используемых средств (Л.В. Сиднева, 2000).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Опытно-экспериментальная работа была проведена в течение трех лет на базах Башкирского института физической культуры и Южно-Уральского государственного университета на факультете физической культуры и спорта, в которой приняли участие экспериментальная и контрольная группы в количестве 90 человек (по 45 студенток в каждой). Обе группы характеризуются типичным соотношением наполняемости, половым (женщины) и социальным составом, а также уровнем успеваемости.

Занятия по физическому воспитанию контрольной группы проводились в соответствии с государственной программой дисциплины «Физическая культура» 2 раза в неделю по 4 часа. На занятиях экспериментальной группы применялась оздоровительная аэробика с использованием методических приемов круговой тренировки 4 раза в

неделю по 1 часу.

Методами комплексного внедрения в учебный процесс оздоровительной аэробики являются:

- на когнитивном этапе - лекционные занятия, самостоятельное изучение литературы, анализ и обобщение теоретических и методологических основ оздоровительной аэробики, итоговый контроль знаний;

- на деятельностном этапе - круговая, непрерывная, силовая тренировка, относящаяся к специальным методам физической культуры и спорта;

- на практико-ориентированном этапе - самосовершенствование и саморазвитие; субъект-субъектное взаимодействие участников практики; проектирование и планирование физкультурно-оздоровительной направленности занятий; педагогический анализ занятий; рефлексия, самооценка.

Эффективность разработанной системы использования оздоровительной аэробики была оценена на основе полученных данных по методике М. Рокича «Ценностные ориентации личности». Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Респондентам были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Анализируя иерархию ценностей студентов экспериментальной и контрольной групп на начало эксперимента, была обнаружена следующая их группировка. В экспериментальной группе были выделены:

- ценности личной жизни (1-6 ранговые позиции);

- профессиональные ценности (7 ранг);

- ценности самоутверждения (8-11 ранговые позиции);

- ценности самореализации (12-13 ранг);

- ценности саморазвития (14-15 ранг);

- ценности самовыражения (16-18 ранговые позиции).

В контрольной группе нами также была произведена группировка ценностей. В результате получено:

- ценности личной жизни (1-8 ранговые позиции);

- ценности самоутверждения (9-14 ранговые позиции);

- ценности самореализации (15-16 ранг);

- эстетические ценности (17-18 ранговые позиции).

После окончания опытно-экспериментальной работы участникам обеих групп было предложено повторно проранжировать ценности. Необходимо отметить, что по окончании работы в контрольной группе не произошло изменений в списке ценностей. В экспериментальной же группе можно выделить следующие группы ценностей (в соответствии с их ранговой позицией): ценности саморазвития (1-5 ранговые позиции); ценности самовыражения (6-9 ранговые позиции); ценности личной жизни (1018 ранговые позиции) (табл. 1).

По нашему мнению, подобная динамика является подтверждением эффективности разработанной методики использования оздоровительной аэробики в системе физического воспитания студента вуза физической культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе проведения опытно-экспериментальной работы на первую ранговую позицию у будущих тренеров по виду спорта в процессе внедрения оздоровительной аэробики в учебный процесс на первое место вышли ценности саморазвития, затем - самовыражения. На третьей позиции - ценности личной жизни. Данный факт является подтверждением того, что оздоровительная аэробика может слу-

жить действенным средством формирования физического и психического здоровья студентов.

Таблица 1

______Список терминальных ценностей студентов экспериментальной группы__________

Ранг Начало эксперимента Окончание эксперимента

1 Материально обеспеченная жизнь Развитие

2 Свобода Познание

3 Развлечения Уверенность в себе

4 Общественное признание Здоровье

5 Наличие хороших и верных друзей Активная деятельная жизнь

6 Уверенность в себе Свобода

7 Интересная работа Творчество

8 Жизненная мудрость Общественное признание

9 Активная деятельная жизнь Интересная работа

10 Здоровье Жизненная мудрость

11 Любовь Любовь

12 Творчество Материально-обеспеченная жизнь

13 Счастье других Продуктивная жизнь

14 Развитие Наличие хороших и верных друзей

15 Познание Счастье других

16 Счастливая семейная жизнь Счастливая семейная жизнь

17 Творчество Развлечения

18 Красота природы и искусства Красота природы и искусства

ЛИТЕРАТУРА

1. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р.Т. Атаханов. - М. : Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.

2. Сиднева, Л.В. Оздоровительная аэробика и методы ее преподавания / Л.В. Сиднева, С.А. Голиянц, Т.С. Лисицкая. - Троицк : Тровант лтд, 2000. - 74 с.

Контактная информация: BartGuz@yandex.ru ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Эльдар Мухамадиярович Батырев, доцент, заведующий кафедрой, Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханская государственная медицинская академия

Аннотация

В работе предлагаются критерии сформированности навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта.

Ключевые слова: оценка, навыки профилактики заболеваемости, средства физической культуры и спорта, студенты.

ESTIMATION OF DISEASE PREVENTIVE TREATMENT SKILLS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AMONG STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

Eldar Muhamadijarovich Batyrev, the senior lecturer, sub department head, Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences,

senior lecturer,

Astrakhan State Medical Academy

Annotation

The criteria of formation of disease preventive treatment skills are offered in study by means of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.