Научная статья на тему 'Отзывы потребителей как элемент интернет-маркетинга'

Отзывы потребителей как элемент интернет-маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1467
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ / САЙТЫ ОТЗЫВОВ / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветкова Анастасия Александровна, Цветкова Ксения Александровна

В век активного развития компьютерных технологий ни одна сфера человеческой деятельности не может обойтись без применения и использования сети Интернет. Современная компания, стремящаяся реализовать свои товары, предлагает потребителю альтернативный вариант приобретения товара покупка через собственный сайт. Человеку свойственно сомневаться, а дополнительная информация в виде отзывов всегда поможет сделать правильный выбор. Однако, пользователю приходится «слепо верить» подобным отзывам, которые нередко оказываются ложными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отзывы потребителей как элемент интернет-маркетинга»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

связях как центрального для формирования индивидуальной идентичности. Эти тенденции имеют свое политическое отражение в общемировом сдвиге от классовой к этнической основе политики» [1]. Такие тенденции несут прямую угрозу существованию ряда национальных государств и требуют от их правительств повышенного внимания к нуждам различных частей страны. Кстати, одним из способов «выпускания пара» служит автономизация, которая на первых порах автоматически подстегивает политическое и экономическое обособление регионов.

Таким образом, регионы становятся все более активными участниками экономической и политической глобализации. Глобализация и региональная дифференциация в современном мире не исключают друг друга, а, напротив, вполне закономерно сочетаются в диалектическом противоречии.

Анализ этого процесса весьма актуален для понимания перспектив регионального развития в современных условиях и для выработки практических рекомендаций для проведения политики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Список использованной литературы:

1. Elazar D. J. (ed.) Federal Systems of the World: A Handbook of Federal, Confederal and Autonomy

2. Ohmae К. The End of the Nation State: The Rise of Regional Economies.-N.Y.: The Free Press, 1995.- Pp. 64, 80-89

3. Делягин М. Мировой кризис: Общая теория глобализации,- 3-е изд., перераб. и доп.- М: ИНФРА-М, 2003-С. 326

4. Котилко В.В. Региональная экономическая политика - М.: Издательство РДЛ, 2001- 272 с.

© С.В.Хусаинова, В.К. Аюпова, О.Н.Устюжина, 2015

УДК 339.371.

Цветкова Анастасия Александровна, Цветкова Ксения Александровна,

студентки направления «Торговое дело» НГУЭУ,

г.Новосибирск, РФ E-mail: Tsvetok-a@list.ru

ОТЗЫВЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА

Аннотация

В век активного развития компьютерных технологий ни одна сфера человеческой деятельности не может обойтись без применения и использования сети Интернет. Современная компания, стремящаяся реализовать свои товары, предлагает потребителю альтернативный вариант приобретения товара - покупка через собственный сайт. Человеку свойственно сомневаться, а дополнительная информация в виде отзывов всегда поможет сделать правильный выбор. Однако, пользователю приходится «слепо верить» подобным отзывам, которые нередко оказываются ложными.

Ключевые слова

Интернет-торговля, отзывы покупателей, сайты отзывов, интернет-маркетинг.

Предприниматели давно осознали эффективность интернет-пространства, как средства увеличения прибыли за счет привлечения непосредственно целевой аудитории. Нельзя не согласиться со знаменитой фразой Билла Гейтса, которая давно стала крылатой: «Если вас нет в Интернете - вас нет и в бизнесе».

Интернет-коммуникации являются отличным инструментом обратной связи производителей товаров и услуг с потребителями. Интернет-маркетинг - это часть электронной коммерции, целью которой является получение максимального эффекта от потенциальной аудитории сайта. Помимо наличия корпоративного

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

веб-сайта и его оптимизации, компании часто прибегают и к другим методам интернет-маркетинга, таким как прямые e-mail рассылки, контекстная и таргетинговая реклама, вирусный маркетинг, SMM и т.д.

Одним из наиболее эффективных средств поддержания бренда в сети Интернет является регистрация аккаунта компании на сайтах отзывов. Именно на таких сайтах предприятия получают оперативную информацию о качестве обслуживания и предоставляемых услуг напрямую от потребителей. А потребители, в свою очередь, опираясь на отзывы других клиентов, могут сделать взвешенный выбор - это является современным аналогом коммуникации «из уст в уста».

Но это только в теории. На практике же у начинающих предпринимателей высок соблазн написания отзывов самостоятельно или при помощи друзей, крупные же компании прибегают к услугам специальных агентств. Но за последнее десятилетие пользователи Интернет стали гораздо грамотнее и без труда могут распознать так называемый заказной отзыв.

Проблему фальсифицированных отзывов можно рассматривать с четырех сторон. Первой стороной является сам предприниматель, который с помощью таких отзывов пытается повысить свой рейтинг, а также, используя «лидера мнений», направить отзывы «живых» пользователей в нужное русло. Вторая сторона -это обманутые потребители, как уже говорилось выше, пользователи стали более разборчивы и критичнее относятся к характеристикам товара или услуги, особенно при выборе товаров длительного пользования (например, бытовой техники) и услуг, влияющих на красоту и здоровье потребителя. Они замечают наличие неправдоподобных отзывов, что снижает уровень доверия к бренду.

Следующей стороной является веб-сайт, где публикуются такие отзывы. Они должны разрабатывать строгие правила и следить за их выполнением, чтобы не допустить публикации «заказных» отзывов, которые способны снизить рейтинг этого сайта и понизить его имидж в глазах пользователей.

И последняя, четвертая сторона, для которой фальсифицированные отзывы являются не проблемой, а источником дохода. Это биржи отзывов и комментариев, на которых регистрируются заказчики и исполнители, где сравнительно за небольшую сумму пишутся отзывы на различных платформах. В зависимости от уровня мастерства исполнителя и запросов заказчика увеличиваются объем и подробность отзыва, порой среди отзывов таких наиболее востребованных блоггеров становится сложно простому пользователю заметить подвох. Активное развитие такие биржи получили в нашей стране в 2008 году, когда во время кризиса многим пришлось искать дополнительные источники дохода.

Эксперты SMM говорят, что положительные отзывы о себе или негативные о конкурентах заказывают представители самых разных сфер бизнеса: дистрибьюторы кинофильмов, фармацевтические и строительные компании, интернет-магазины, стоматологические клиники, деятели шоу-бизнеса и пластические хирурги [1]. Также специалисты отмечают, что наибольший процент «черного пиара» присутствует на сайте «Яндекс.Маркет», несмотря на службу модерации (около 50% отзывов не доходят до публикации).

В интервью для журнала The Village Алексей Авдей, руководитель сервиса «Яндекс.Маркет» отмечает: «У «Яндекс.Маркета» самая большая в Рунете база отзывов на товары и магазины. Понимая это, недобросовестные компании пытаются их накручивать. С отзывами на товары этого обычно не происходит: производители на такое не идут. Другая ситуация с магазинами: от того, сколько у них звёзд, зависит решение человека о покупке» [1].

По версии сайта Bravica.com наиболее посещаемыми сайтами отзывов являются:

- IRecommend - отзывы о товарах и услугах, публикация фото и опыта владельцев;

- Отзовик - впечатления обо всем на свете, ставят оценки, дают полезные советы и идеи как выгодно и с пользой потратить свое время и деньги, а также предупреждают о возможных недостатках и проблемах, с которыми Вы можете столкнуться при покупке или поездке;

- Kosmetista - подробные отзывы о косметике, лучшие уроки красивого макияжа и помощь в выборе косметических средств;

- Yell^ - информация и отзывы о компаниях, рейтинги, катры, телефонные справочники;

- Zoon - удобный выбор ресторанов, медицинских центров, спа-салонов, фитнес клубов и других услуг

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Если же сделать выборку по авторитету, т.е. количеству ссылок на сайт, то места в рейтинге значительно меняются:

- Айда! - туристическая социальная сеть, отзывы об отелях, достопримечательностях, кафе и ресторанах;

- Отзовик;

- Фламп - отзывы о компаниях и местах вашего города, мнения, рейтинги, оценки;

- IRecommend;

- Ревизор - это информационный портал о развлекательных заведениях города с отлаженной системой отзывов [2].

Наиболее востребованным из вышеперечисленных сайтов-отзовиков в г. Новосибирск - это Фламп (т.к. он имеет прямую ссылку из местного картографического ресурса 2ГИС). На сегодняшний день на новосибирской версии сайта опубликовано около 386 000 отзывов на 73 948 компаний различных отраслей рынка. С каждым днем отзывов становится все больше, а также регистрируются новые бизнес-аккаунты для связи с потребителями. Поэтому выбор ресурса для исследования проблемы фальсифицированных отзывов пал именно на этот портал. Для этого была сделана выборка компаний по географическому критерию - г. Новосибирск и по сфере деятельности - парикмахерские услуги. В целях предотвращения рекламы или антирекламы названия салонов будут скрыты.

В рамках исследования была произведена случайная выборка среди парикмахерских г. Новосибирска, средний рейтинг которых составил 4,5 звезды, однако не стоит доверять такому рейтингу, т.к. его нельзя назвать объективным. В ходе проведения экспертного анализа отзывов о компаниях, оказывающие парикмахерские услуги, были получены следующие результаты:

3% отзывов составили отзывы реальных пользователей, 97% - отзывы «заказные».

Очевидно, что заказные отзывы на парикмахерские имеют малую долю во всей структуре отзывов, однако не все так однозначно. Если рассматривать каждую отдельную компанию, то можно увидеть абсолютно противоположные структурные показатели. Более трети парикмахерских не использует фальсифицированные отзывы (64 %), среди остальных же существуют компании, в которых доля заказных отзывов доходит до 10 % и выше.

Также в ходе исследования были выявлены следующие признаки, позволяющие распознать простому пользователю ложный отзыв:

1. Краткость. Такие отзывы часто немногословны и содержат около двухсот знаков;

2. Безэмоциональность. В заказных отзывах отображены «сухие» факты, например «приемлемая цена» или «приветливый персонал»;

3. Ложные отзывы не имеют личностного характера, нет указания на дату посещения компании или фотографии с результатом;

4. Если в отзыве указывают наименование компании или товара, то его написание верно и полно;

5. Чаще всего, заказной положительный отзыв появляется сразу после негативного, причем их содержание схоже друг с другом, меняется только оценка - с отрицательной на положительную;

6. Ненадежность авторов отзывов, которая проявляется в следующем:

a. Профили таких авторов не заполнены, отсутствует контактная информация, нет читателей;

b. Репутация автора, которая складывается из количества «спасибо» за его отзывы и оценок

комментариев к отзывам, нулевая либо низкая;

c. Автор оставил небольшое количество отзывов, и все они однотипны.

Так, например, один из пользователей с репутацией 3 балла пишет отзыв: «Приятное место, чудесно провела время, спасибо огромное вам за это. Персонал хороший, интересный интерьер. Всем рекомендую!» Этот отзыв сочетает в себе некоторые из перечисленных выше признаков: он короткий, не личный, не эмоциональный, к тому же у автора низкая репутация, отсутствует фотография профиля, всего четыре отзыва, содержание которых идентично.

Отметим также, что на данной платформе не встретилось ни одного проявления недобросовестной конкурентной борьбы. Негативные отзывы не соответствуют вышеприведенным признакам, все они носят

171

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

яркий эмоциональный оттенок и личностный характер, зачастую подтверждаются фотографией с неудовлетворительным результатом.

Исходя из проведенного анализа можно сказать, что в г. Новосибирске на сайте отзывов Фламп в отрасли парикмахерских услуг процент фальсифицированных отзывов невелик, однако больше половины компаний этой сферы заказывают отзывы, либо их пишет специальный контент-менеджер самой компании. Это объясняется тем, что процесс регистрации на подобных сайтах упрощен, для этого необходимо ввести только адрес электронной почты. Поэтому, один пользователь может создать неограниченное число аккаунтов. С другой стороны, если усложнить процесс регистрации, то сайт рискует потерять пользователей.

Причинами снижения доли фальсифицированных отзывов сегодня могут служить эффективная работа модераторов сайтов отзывов, заинтересованность компаний в поддержании благоприятного имиджа в сети Интернет, не прибегая к помощи заказных отзывов. Вместе с тем, уменьшение количества очевидно ложных отзывов может быть связано с повышением навыков написания и опытностью авторов. Такие отзывы трудно распознать при субъективной оценке простыми пользователями.

Стремление компаний повысить лояльность потребителей в сети Интернет, причем не всегда честными способами, часто приводит к абсолютно обратным последствиям. Поэтому, предпринимателям не стоит прибегать к подобным методам интернет-маркетинга, целесообразнее реально повышать уровень обслуживания и качество товара.

Список использованной литературы:

1. Вся ложь: почему нельзя верить отзывам в интернете [Электронный ресурс] // The Village. - 2014. - URL: http://\\\\\\.thc-\i 1 lagc.ru/villagc/situation/situation/166013-pochcmu-nclzya-vcrit-otzyvam-v-intcrnctc (дата обращения 11.04.2015).

2. Сайты отзывов [Электронный ресурс] // Bravica. - URL: http://www.bravica.com/ru/popular/reviews.htm (дата обращения 02.04.2015).

3. Фламп [Электронный ресурс] URL: http://novosibirsk.flamp.ru/ Электронный ресурс (дата обращения 11.04.2015).

© А.А.Цветкова, К.А.Цветкова, 2015

УДК 339. 923

Черногор Ирина Александровна

преподаватель, УЮИ МВД России, г.Уфа, РФ

Ichemogor 1986@тай. т

САНКЦИИ КАК ФАКТОР ВОСПРОИЗВОДСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ПЯТЬ ПРОТИВОРЕЧИЙ ИНСТИТУТОВ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Аннотация

В данной статье рассмотрены санкции, введенные в августе 2014 года против России и выделяются внутренние противоречия, сложившиеся в период как до начала реализации стратегии импортозамещения, так и на символическом старте ее реализации.

Ключевые слова Импортозамещение; санкции; экономические системы; противоречие.

В середине сентября 2014 г. состоялось заседание Госсовета Российской Федерации. Целью было обсуждение новой модели экономического роста в условиях действия обоюдных санкций, которая должна основываться на двух составляющих: на импортозамещение и на активном стимулировании внутреннего спроса и потребления. Идея импортозамещения как реализация одной из форм внешнеторговых стратегий в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.