Научная статья на тему 'Отзыв ведущей организации о диссертации Е. А. Федосеевой «Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция», представленной на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10. 01. 02 - Литература народов Российской Федерации (финно-угорская)'

Отзыв ведущей организации о диссертации Е. А. Федосеевой «Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция», представленной на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10. 01. 02 - Литература народов Российской Федерации (финно-угорская) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
150
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отзыв ведущей организации о диссертации Е. А. Федосеевой «Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция», представленной на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10. 01. 02 - Литература народов Российской Федерации (финно-угорская)»

О Т З Ы В

ведущей организации о диссертации Е. А. Федосеевой «Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция», представленной на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (финно-угорская)

Диссертационная работа Е. А. Федосеевой посвящена исследованию важной научной проблемы - возникновению книжной формы мордовского героического эпоса, закономерностей её развития и эволюции в ходе исторического взаимодействия фольклора и письменной художественной литературы. Актуальность темы обусловлена интересом к истории народа, зафиксированной в фольклорных памятниках, который стимулирует финно-угорских поэтов и учёных к продолжению традиции создания книжных эпосов, заложенной Э. Лённротом. Попытки свести воедино разрозненный фольклорный материал предпринимались учёными и поэтами финно-угорских народов Урало-Поволжья на протяжении многих лет и предпринимаются сейчас. В Мордовии А. М. Шароновым на родном и русском языках воссоздан героический эпос «Масторава», широко известна героическая поэма В. К. Радаева «Сияжар». В Республике Коми недавно переведена на родной язык и опубликована «Биармия», написанная К. Ф. Жаковым еще в начале ХХ в. на русском языке. Уже в наши дни издана двуязычная книга марийского эпоса «Югорно», созданная А. Спиридоновым в конце ХХ в. на русском языке и переведенная на родной язык А. Мокеевым. Каждое из этих произведений получило широкий читательский отклик и высокую официальную оценку. В Удмуртии на основе незавершённого и оставшегося в рукописях русскоязычного текста М. Г. Худякова «Из народного эпоса вотяков. Песни, сказания...» и неполной публикации его в 1986 г. в редакции поэта и фольклориста Д. А. Яшина теперь создана автором данных строк книга удмуртского героического эпоса «Дорвыжы» на родном языке. Сейчас подготовлено издание «Дорвыжы» на русском и удмуртском языках. Попытку создания удмуртского эпоса предпринял и поэт А. Перевозчиков в книге «Донды батыр, солэн пиосыз но Уйпери» («Богатырь Донды, его сыновья и Уйпери), выпущенной в 2006 г.

Создание произведений эпического и героико-эпического плана в мордовской и других финно-угорских литературах представляет собой, таким образом, перманентный процесс. Между тем жанровые особенности подобных созданий до сих пор не имеют строго определенных критериев, не осмыслены в должной мере типологические принципы, в соответствии с которыми могут использоваться фольклорные и литературные традиции. Сопоставляя разные произведения мордовской литературы (поэму Я. Я. Кулдуркаева «Эрьмезь», поэмы-сказания В. К. Радаева

«Сияжар» и «Тюштя, эпопею А. М. Шаронова «Масторава»), соотнося их содержание и поэтику с фольклорными памятниками, с аутентичным мордовским героическим эпосом, диссертант предприняла небезуспешную попытку выяснить эти вопросы. Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые обозначен круг устно-поэтических произведений, составляющих героико-эпическую поэзию мордвы, и круг литературных произведений, которые могут быть отнесены к книжной форме мордовского героического эпоса или тематически связаны с ней. Чтобы внести в исследование концептуальную ясность, в нем даются определения аутентичного героического эпоса и книжной формы героического эпоса. При формулировке данных дефиниций учитываются исследования ведущих литературоведов и фольклористов Х1Х - начала ХХ1 вв., таких как В. Г. Белинский, Л. Н. Майков, Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, А. Н. Веселовский, В. Ф. Миллер,

A. Ф. Лосев, Д. С. Лихачев, В. Я. Пропп, Е. М. Мелетинский, Б. Н. Путилов,

B. П. Аникин, Ф. М. Селиванов, В. М. Гацак, А. И. Маскаев, А. М. Шаронов.

Исходя из основной цели исследования (проследить становление и эволюцию книжной формы мордовского героического эпоса, закономерности его развития, выяснить своеобразие внутренней структуры аутентичных и авторских произведений), диссертант четко ставит перед собой частные задачи, определяет круг вопросов, выносимых на защиту, и последовательно раскрывает их, аргументируя конкретным материалом. Раскрывая идейно-эмоциональное содержание произведений, фольклорно-литературные параллели, сходство мордовского книжного эпоса с подобными литературными явлениями других народов (в сюжетах, системе героев, мотивах, художественных формах), соискатель пользуется принципами историзма, а также историко-типологического, сравнительно-исторического и исто-рико-генетического методов исследования. Учитываются исторические изменения и напластования в сюжетах и образах, относительная независимость идейного развития эпоса и литературы от общественной практики и то немаловажное обстоятельство, что события и герои песен и сказаний, хотя и имеют историческую основу, являются художественным отображением, а не копиями действительности.

Теоретическая и практическая значимость работы Е.А.Федосеевой заключается в том, что она вносит существенный вклад в разработку методов исследования мордовского героического эпоса и его книжной формы, создает базу для дальнейших разысканий в этой области, уточняет понятийный аппарат, основополагающие определения героика, богатырство, героический эпос, книжная форма героического эпоса, что будет способствовать повышению научного уровня исследований героической поэзии мордвы и эпических произведений авторского происхождения. Сделанные в диссертации выводы и суждения о поэмах «Эрьмезь», «Сияжар» и «Тюштя», а также об эпопее «Масторава» будут способствовать более глубокому пониманию закономерностей развития мордовской литературы в ее взаимодействии с устно-поэтической традицией. Безусловная значимость исследования состоит и в том, что оно представляет научному миру книжную форму мордовской героической поэзии в ее конкретном литературно-художественном образе и теорию этой книжной формы, разработанной с учетом исследований, посвященных «Калевале», «Калевипоэгу», «Лачплесису» и некоторым другим произведениям национального эпоса.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Во введении обоснована актуальность темы исследования, проанализирована степень ее изученности, обозначены объект, предмет, материал исследова-

ния, представлена методологическая база и методология, сформулированы цели и задачи, определена научная новизна и практическая значимость полученных результатов, изложены основные положения, выносимые на защиту, дается информация об апробации работы.

В первой главе «Мордовский героический эпос как художественно-эстетическое явление» на основе привлечения различных теоретико-методологических подходов, концепций и теорий вт. пол. ХХ - нач. ХХ1 в. разрабатывается понятие мордовского героического эпоса, обозначаются его сюжеты и персонажи, исследуются идейное содержание, миросозерцание, идеология, поэтика и эстетика героических мифов и эпических песен, раскрываются особенности пространства и времени мифа и героического эпоса. Придерживаясь принципа исторической обусловленности сюжетов и персонажей, автор прослеживает эволюцию эпоса, дает классификацию сюжетов, устанавливает их хронологию, выделив в особые параграфы мифологические и песенно-эпические сюжеты, раскрывает специфику героики мифа и песни, своеобразие их персонажей, отмечая при этом, что песенный герой, будучи богочеловеком (Тюштя), многое унаследовал от мифологического героя: он тоже демиург, но в сфере общественных отношений. Обращение автора к героической поэзии обусловлено тем, что в ней отражены этническое, историческое, государственное, социально-политическое сознание народа и его отношение к соседним этносам, что необходимо учитывать на современной стадии развития.

Пока еще остается дискуссионным вопрос о характере взаимодействия космогонического мифа и эпической героической песни. На примере мордовского фольклора Е. А. Федосеева показывает, что космогонический миф и эпическая героическая песня - это разные жанровые образования, с особой тематикой, действующими лицами, поэтикой и эстетикой. Однако они являются составными частями героического эпоса и образуют единую художественно-эстетическую систему при сохранении своих специфических особенностей.

Ввиду того, что мордовский героический эпос - многосюжетное и многоге-ройное явление, несомненным достоинством диссертационной работы следует считать представление его аутентичной и книжной форм - через анализ их сюжетов и основных персонажей. Это придает исследованию элемент описательности, но в то же время позволяет воспроизвести героический эпос в естественно-исторической и книжной формах в единстве содержания, формы и теории. Безусловно положительным моментом является представление и описание всех важнейших персонажей эпоса - богов, героев и др.

Во второй главе «Своеобразие первых форм мордовского книжного эпоса» анализируются поэмы эпического плана, созданные в 1930 - 90-е гг. Мордовский книжный героический эпос формировался на протяжении всего ХХ в. Первый опыт, по мнению Е. А. Федосеевой, был осуществлен Я. Я. Кулдуркаевым в поэме «Эрь-мезь» (1935), затем появились поэмы В. К. Радаева «Сияжар» (1960) и «Тюштя» (1991), которые не являются героико-эпическими, но в них затронута героическая тематика и потому они закономерно стали объектом диссертационного исследования. Впервые в мордовском литературоведении Е. А. Федосеева предлагает обстоятельный анализ названных поэм, определяет их жанровую природу, особенности поэтики и эстетики, делает обоснованный вывод о безусловно авторском их происхождении.

Третья глава посвящена эпопее А. М. Шаронова ««Масторава» - героико-эпи-ческому произведению, которое отвечает критериям книжной формы эпоса ге-

роического содержания. Е. А. Федосеева описывает пятичастную композицию «Масторавы»: «Век богов», «Древний век», «Век Тюшти», «Век ворогов», «Новый век» - и 18 сказаний. В работе нализируется сюжет; рассмотрено взаимодействие мифологической и эпической традиций в системе книжного эпоса; показано движение эпического персонажа с мифолого-сказочной детерминантой к классическому типу героя, являющемуся сыном божества и земной девушки и выполняющему функции социального демиурга как создателя мордовской государственности. Диссертант выделяет три основные стадии в развитии героической поэзии мордвы, представленной в «Мастораве»:

мифологическую (сотворение мира и человека, возникновение пантеона, небесной и земной семьи, формирование обычаев и традиций, образование родоп-леменного общества и соответствующих типов персонажей (Цеця, Андямо, Сура-ля, Кудадей, Тёкшонь);

героическую (эпос о создателе мордовской государственности царе Тюштя-не, Сабане-богатыре и Арсе);

пост-героическую (сказания об отважных воительницах с монголо-татарами - Киляве, Нарчатке, Кастуше, Саманьке).

Значительное внимание в диссертации уделено раскрытию типологической, генетической и культурно-исторической общности «Масторавы» с «Калевалой», «Калевипоэгом», «Лачплесисом», русскими былинами, греческим, шумерским эпосами, Библией. Указываются параллели в образах Сурали и Вяйнямейнена, Тюшти и Вяйнямейнена, Тюшти и Ильи Муромца, Тюшти и Микулы Селянино-вича, Сабана-богатыря и Микулы Селяниновича. Сходство аутентичных эпосов и их книжных версий подтверждает действие в принципе общих закономерностей в развитии истории, фольклора и литературы разных народов.

Ввиду того, что в мордовском литературоведении в 1960-70-е гг. фольклорными признавались произведения авторского происхождения («Сияжар», «Пенза и Сура» В. К. Радаева; отчасти - «Эрьмезь» Я. Я. Кулдуркаева), диссертант подчеркивает, что «Масторава» - авторское произведение, то есть явление литературы, а не фольклора. Фольклорные сюжеты и персонажи составляют материал, использованный при написании оригинального произведения.

В Заключении подведены итоги диссертационного исследования. Автор констатирует, что почти все народы при переходе от первобытного состояния к государственной стадии развития создали свой героический эпос. Ввиду сходства происходивших при этом экономических, социальных, политических и этнических процессов, в форме и содержании героических мифов, песен и сказаний обнаруживается действие общих закономерностей исторической и фольклорно-культур-ной типологии. Народно-героические эпопеи включают в себя множество сюжетов о героях-демиургах, о своенных подвигах выдающихся героев, и эти сюжеты имеют тенденцию к объединению и циклизации вокруг имени героя. Однако в устно-поэтической традиции этот процесс не приводит к возникновению целостного монументального произведения. Фольклор ориентирован на коллективное исполнение и не терпит масштабных повествований, развернутых во времени. Большие эпические произведения будут создаваться учеными и поэтами в развитых письменных литературах, когда у народа возникнет потребность в художественном осмыслении своего прошлого и на его основе - настоящего и будущего.

Понятие «книжная форма героического эпоса» появилось для обозначения авторских поэм и эпопей, написанных на фольклорном материале, преобразован-

ном в иную поэтическую систему, решающую отличные от фольклора художественные, идеологические и философские задачи. «Масторава», утверждает соискатель, так же как финская «Калевала» и эстонский «Каливипоэг», - яркое тому подтверждение. В них есть фольклорные персонажи и сюжеты, но нет фольклора как такового. Они выступают как выдающиеся литературные произведения. Однако они сохранили слово и разум народа и имеют право именоваться его эпосом. «Масторава» по художественной природе, по мнению соискателя, ближе всего к «Калевале», «Калевипоэгу», «Лачплесису», что объясняется генетическим родством фольклора и культуры финнов, эстонцев, латышей.

Е. А. Федосеева на высоком теоретическом и текстологическом уровнях создала научный труд, вносящий заметный вклад в литературоведение России и международное финно-угроведение. Сформулировав понятие книжной формы мордовского героического эпоса и всесторонне исследовав данное литературное явление, автор диссертации открывает путь для более плодотворного изучения литературных версий эпоса, написанных поэтами других национальных литератур.

Между тем рецензируемая работа не лишена отдельных недостатков:

1. Поскольку она как докторская диссертация правомерно претендует на определенные теоретические обобщения в вопросах формирования книжных форм национального героического эпоса, логично было ожидать более пристального внимания соискателя к практике воссоздания эпоса писателями и учеными хотя бы родственных финно-угорских народов. И «Биармия» К. Жакова, и «Югорно»

A. Спиридонова и А. Мокеева по сути только названы. Имя удмуртского фольклориста и поэта Д. А. Яшина, имеющего ряд работ по вопросам удмуртского эпоса и осуществившего первую публикацию героического эпоса М. Г. Худякова, не встречаем даже в библиографическом списке. На этом фоне неубедительна категоричность утверждения, наиболее прямо выраженного в одноименной с диссертацией монографии исследователя, о том, что только три финно-угорских народа - финны, эстонцы и мордва - имеют книжные формы героического эпоса.

2. Диссертант обстоятельно доказывает, что эпопея «Масторава» А. М. Шаронова соответствует жанровым требованиям героического эпоса. Что же касается предшествующих ему и анализируемых в работе произведениях Я. Я. Кулдур-каева и В. К. Радаева, то они «не добирают» нужных качеств, и акцент делается именно на том, чего им не хватает. Возникает впечатление контраста. Однако «Масторава» самодостаточна и вряд ли в этом нуждается. По логике исследования не логичнее ли было показать, какие качества поэм Я. Я. Кулдуркаева и

B. К. Радаева приблизили создание «Масторавы»?

3. При выявлении несомненных достоинств «Масторавы» следовало бы обратить внимание и на недочеты автора, чтобы учесть их при переиздании этого произведения.

4. В первой и третьей главах при рассмотрении совпадающих сюжетов и персонажей аутентичной и книжной форм эпоса иногда встречаются повторы.

5. В связи с тем, что анализируемые в работе произведения воспроизводят историю мордовского народа, целесообразно было включить в первую главу параграф, посвященный особенностям гражданской истории мордвы.

Сделанные замечания не снижают научной и практической значимости полученных результатов.

Е. А. Федосеевой в целом удалось реализовать цели и задачи исследования. Поставленная проблема раскрыта на должном филологическом уровне. Содержание автореферата и многочисленные публикации отражают основные положения диссертации.

Диссертация Елены Александровны Федосеевой «Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция» отвечает требованиям, предъявляемым к докторским диссертациям в п. 8 «Положения о порядке присуждения ученых степеней», утвержденного ВАК МОиН РФ, и ее автор заслуживает присуждения ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (финно-угорская).

Главный научный сотрудник

отдела исследований культурного наследия УИИЯЛ УрО РАН, доктор филологических наук, профессор В. М. Ванюшев

Отзыв обсужден и утвержден на заседании Ученого Совета Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской Академии наук, протокол № 6 от 10 сентября 2007 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.