Научная статья на тему 'Отзыв ведущей организации на диссертацию Светланы Петровны штумпф "Природа духовности", представленную на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 24. 00. 01 - теория и история культуры'

Отзыв ведущей организации на диссертацию Светланы Петровны штумпф "Природа духовности", представленную на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 24. 00. 01 - теория и история культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
223
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Шинкевич Владимир Ефимович, Маслодудова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отзыв ведущей организации на диссертацию Светланы Петровны штумпф "Природа духовности", представленную на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 24. 00. 01 - теория и история культуры»

ОТЗЫВ ВЕДУЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ДИССЕРТАЦИЮ СВЕТЛАНЫ ПЕТРОВНЫ ШТУМПФ "ПРИРОДА ДУХОВНОСТИ", ПРЕДСТАВЛЕННУЮ НА СОИСКАНИЕ

УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ФИЛОСОФСКИХ НАУК ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 24.00.01 - ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

REVIEW

OF THE LEADING ORGANIZATION ON THE DISSERTATION ON "THE NATURE OF SPIRITUALITY" PERFORMED BY STUMPF SVETLANA PETROVNA AND SUBMITTED TO CONFERRING AN ACADEMIC DEGREE OF THE DOCTOR OF PHILOSOPHY ON THE SPECIALTY 24.00.01 -THEORY AND HISTORY OF CULTURE

ПННОТПЦИИ, РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "'Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" выступило ведущей организацией по диссертации Светланы Петровны Штумпф "Природа духовности".

На основании экспертизы рукописи диссертации, рукописи автореферата диссертации и опубликованных статей соискателя по теме научной квалификационной работы ведущая организация представляет следующий отзыв.

Общая характеристика работы Исследование состоит из введения, четырех глав, десяти параграфов, заключения и библиографического списка. Работа изложена на 328 страницах. Библиографический список содержит 463 наименования литературных источников, из которых 18 на английском и немецком языках.

Актуальность и соответствие специальности

Разработанная в диссертационном исследовании тема обладает исключительной актуальностью для теории и истории культуры, отрасль философские науки и соответствует содержанию специальности 24.00.01 по ряду областей:

1. Функционирование духовной культуры в обществе;

2. Традиции и механизмы культурного наследования;

3. Культурно-исторический процесс;

4. Тема противостояния России и Запада - столкновение славянофильского и западнического путей развития российской культуры;

5. Социальные факторы развития культуры;

6. Воздействие новых социальных ценностей на феномен духовной культуры общества;

7. Социология формирования духовной культуры личности;

8. Социологические проблемы реализации созидательного потенциала духовной культуры.

Проведенный анализ соответствия перечисленных областей содержанию диссертации показал следующее. В работе соискателя исследуется феномен духовности и специфика его функционирования в пространстве индивидуального и социального бытия, что соответствует первому из обозначенных ранее пунктов паспорта специальности. В целях конкретизации онтогенетических оснований, выявления дефинитивной основы духовности соискатель в главе первой и главе второй диссертации осуществляет исследование научно-рациональной и философско-религиозной форм постижения духовности, выявляя специфические черты, совокупность состояний и процессов духовности в западноевропейской и русской традициях. Это позволяет указать на следующие два соответствия паспорту специальности, а именно "Традиции и механизмы культурного наследования" и "Культурно-исторический процесс". Соискатель в историческом ракурсе рассматривает важнейшие этапы становления и наиболее значимые концепции духовности, прослеживает тенденции кристаллизации понятия, его основополагающие характеристики как одного из способов организации социальной и культурной жизни людей. Четвертый пункт - "Тема противостояния России и Запада - столкновение славянофильского и западнического путей развития российской культуры" - находит отражение в содержании второй главы диссертации, поскольку в ней во главу угла ставится вопрос специфики культурного положения русского народа в системе западной и восточной культур (дис., с. 121129, 141-143). Рассматривая духовность как культурно-историческое явление с присущими ему национальными чертами, автор выявляет наиболее значимые позиции, составляющие отечественную модель культуры, впоследствии явившиеся базовыми для социальной действительности российского

общества. В третьей главе работы С.П. Штумпф приводит доказательства влияния социальных факторов на бытование духовности, определяет ее значение в культурном пространстве становления и развития ценностной системы личности. Разработанная автором иерархическая модель духовности, выявленные особенности функционирования в личностном пространстве индивида и в общественной социокультурной практике позволяют утверждать, что "человеку это качество присуще как носителю, а обществу - как коллективному обладателю" (автореф., с. 12; дис., с. 189-190, 231-232). Эти положения соответствуют следующему названному пункту паспорта специальности, а именно "Социальные факторы развития культуры". Обоснование предложенной соискателем информационно-виртуальной сущностной характеристики духовности в большей мере раскрывает специфику духовной культуры живущего и действующего в современном постиндустриальным обществе человека (дис., с. 233-251), что соответствует шестому пункту списка "Воздействие новых социальных ценностей на феномен духовной культуры общества". В четвертой главе исследование закономерностей социокультурного развития российского общества на современном этапе, как то анализ размерности мира социального субъекта, емкости человеческих возможностей, специфики функционирования принципа долженствования-обязанности, устанавливающего критерии нравственного вменения и ответственности в социокультурной системе, позволило диссертанту вполне убедительно представить те позиции, которые нуждаются во введении в практическую жизнь. Акцентуация данных проблемных полей задействует области теории и истории культуры, отмеченные в седьмом и восьмом пунктах списка.

Диссертационная работа содержит философский, культурологический, научный и практический аспекты актуальности. Философский аспект проявляется в поиске обеспечивающих достижение цели оснований для создания концепции духовности,

которая позволит обосновать сущностные характеристики духовности, составляющие ее смысловое, содержательное и функциональное значение. Культурологический аспект актуальности диссертация обнаруживает постольку, поскольку автор исследует духовность как один из механизмов организации культурной и социальной жизни людей, выявляя специфические признаки и на их основе реконструируя модель духовности в условиях новой культурной, социальной, исторической действительности. Научный аспект актуальности показывается в привлечении теоретического и методологического инструментария философского, культурологического и социологического знаний, в вырабатывании логически обусловленного категориально-терминологического аппарата, позволяющего исследовать принципы бытования, строения и реализации феномена духовности. Практический аспект актуальности диссертационной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в действиях по формированию и воспитанию духовно ориентированных членов российского общества, а также в области разработок национальной идеи российского государства (дис., с. 268-278), что обеспечит возрождение и трансляцию в социуме духовных ценностей, генетически обусловленных отечественной социокультурной традицией.

Таким образом, следует отметить, что диссертационная работа С. П. Штумпф "Природа духовности" обладает актуальностью и соответствует содержанию заявленной специальности 24.00.01- теория и история культуры.

Научная новизна полученных результатов

Результаты, представленные в диссертации, обладают научной новизной. Положения новизны корректно изложены в тексте диссертации (дис., с. 15-17), в автореферате (автореф., с. 11-12) и отражены в положениях, выносимых на защиту. Обоснованная авторская концепция духовности отличается новизной взглядов и глубиной постановки научной проблемы.

В научной квалификационной работе осуществлено методологическое и гносеологическое обоснование значения духовности в формировании и становлении мировоззренческой позиции человека. Духовность является фактором, проходящим через все структурные элементы человеческого бытия, репрезентативным механизмом практической реализованности потенциала мировоззрения с обращением к различным сферам жизнедеятельности - культуре, образованию, религиозности, интеллектуальной, творческой областям. Соискатель разрабатывает и применяет оригинальную триадическую схему выстраивания взаимосвязей и зависимостей мировоззрения и духовности (дис., с. 66; автореф., с. 13, 20-21). Выявлено, что мировоззренческие установки находят выражение в трех сферах освоения мира человеком: духовной (интуитивное, эмоциональное, нравственное), интеллектуальной (знание-вое, научное) и религиозной (от внутреннего осознания и сопереживания через интуитивное чувствование к живому знанию и высшему пониманию бытия). Каждая из этих сфер обладает значительным когнитивным потенциалом. Однако автор убедительно доказывает приоритетность духовной сферы: она задает интенциональную направленность, условия и закономерности функционирования для второй и третьей, распространяя свое влияние-действие на все области бытийности человека.

Поскольку православное мировоззрение является духовно ориентированной моделью развития общества, С.П. Штумпф проводит глубокий анализ по выявлению онтогенетических основ понятия духовность в раннехристианской и последовательно православной традициях. Выявлена точка произрастания, определен набор характерных признаков, целеполагание, механизм осуществления и реализации, содержательный смысл данной дефиниции в религиозно-философском контексте (дис., с. 100-103). Не останавливаясь на достигнутом, с целью научной аналитики и системности, опираясь на методологический принцип членения Н. Гартмана, автор осуще-

ствляет компаративистский анализ религиозной и светской точек зрения на понимание духовности (дис., с. 103-112). Соискатель показывает, что эти две условные модели содержат закрепленные на уровне онтологии базовых понятий взаимосвязи как внутренних, так и внешних факторов. Использование указанного методологического приема позволило обосновать выделение общих черт, ведущей из которых является идея усовершенствования человека, бытийствующего в конструктивных условиях гуманистически ориентированного сообщества, а также установить непримиримые позиции по отношению к истокам, идейному обоснованию, целям, механизму осуществления, инструментарию. Основополагающей автор выдвигает антиномию "Я вместе с другими" - "Я за счет другого" (религиозная / светская позиции).

Заслуживает внимания новизна предложенного автором в третьей главе структурного строения духовности. Обозначены, исследованы и систематизированы логико-смысловые особенности строения духовности на различных уровнях бытия, вскрыта диалектика соотношения статической и динамической моделей духовности (авто-реф., с. 11, 27-33; дис., с. 168-232). Глубокий анализ содержательного строения духовности позволил выявить и обосновать онтологическое ядро духовности - это ценностное содержание человеческого бытия. Статическая модель отражает смысловые значения духовности на социальном, ментальном и сакральном уровнях. На основе полученных результатов С.П. Штумпф выстраивает динамическую модель духовности, весьма подвижную, вариативную, что существенно обусловливает сложность, многовариантность реализации духовности в личностном пространстве индивида и в общественной социокультурной практике. В итоге детально конкретизированная схема-конструкт дает автору возможность заключить, что духовность является одним из ведущих механизмов регуляции социальных отношений.

В диссертации в результате глубокого анализа и синтеза ряда ключевых понятий

и положений теорий информации и вирту-алистики исследована информационно-виртуальная сущностная характеристика духовности. Используя методологию диалектического реализма Л.В. Мантатовой, опираясь на концепцию информации А.Д. Урсула, антропологической виртуали-стики О.И. Генисаретского и Н.А. Носова, посредством выявления процессуальных взаимодействий информации действительного мира и образов отражения мира реального диссертант выявляет информационно-виртуальные основания духовности (автореф., с. 11, 33-35; дис., с. 234-251). Выстраивая логико-смысловую цепочку взаимодействий - восприятие, отражение, домысливание, автор обосновывает закономерность, приводящую к появлению "идеального" пространства духовности, собственной, глубинной модификации, понимаемой как информационно-виртуальное пространство духовности. Оно обусловлено, с одной стороны, информацией действительного мира, с другой - субъективным отражением, виртуализацией самого индивида. Этим С.П. Штумпф совершенствует теоретический инструментарий теории духовности, расширяет его границы, тем самым увеличивая эвристический потенциал самого рассматриваемого явления.

В целом проведенное исследование содержит последовательность новых научных результатов в поле духовного жизне-освоения социального субъекта, которые свидетельствуют о значительном личном вкладе автора в разработку данной проблематики в границах философского, культурологического и социального знания.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования

Результаты, полученные автором в диссертации, являются достоверными в своей теоретической и практической значимости. Обобщения и выводы диссертационной работы значительны и весомы для специалистов, изучающих культурный, социальный опыт, наличествующий в историческом процессе. Представленная концепция духовности может быть использована при разработке ряда положений теории наци-

ональной идеи, обоснования феномена национальной идентичности. Положения диссертационного исследования применимы в практике воспитательного процесса для формирования мировоззренческой позиции обучающихся и в целом могут быть задействованы в системе образования для реализации в жизнь государственных и общественных программ, нацеленных на формирование и воспитание духовно развитой личности. Отдельные материалы исследовательской работы положены в основу и прошли апробацию в курсах "Философия духовности", "Теории духовности", разработанных для студентов Иркутского государственного университета (ИГУ). Курс "Философия духовности" внедрен в учебный процесс на факультете религиоведения и теологии ИГУ с 2012 г.

Соответствие автореферата тексту диссертации

Текст автореферата соответствует тексту диссертации. Автореферат полностью отражает такие разделы исследовательской работы, как актуальность, степень разработанности проблемы, объект, предмет, гипотеза, цель исследования, задачи, теоретические и методологические основания, научная новизна и положения, выносимые на защиту, апробация результатов исследования. В автореферате кратко и емко отражены основное содержание работы по главам и параграфам, заключение диссертационного исследования. В конце автореферата указан список работ С.П. Штумпф по данной теме и общее количество опубликованных материалов.

Публикация основных результатов в научной печати

Содержание диссертационной работы и основные исследовательские идеи весьма полно отражены в опубликованных материалах соискателя. Авторская монография С.П. Штумпф "Феномен духовности (социально-философский анализ)", вышедшая в 2010 г. в Иркутске, представляет собой исследование духовности в контексте различных исторических эпох, моделей бытия, концепций отдельных мыслителей. Раскрывая многозначную онтологическую нагруз-

ку духовности и дефинитивно основополагающих понятий "дух" и "душа", автору приходится констатировать, что при изучении феномена духовности в качестве основного исследовательского вопроса приходится ставить вопрос риторический, извечный - о смысле и качестве человеческого бытия. Материалы данной публикации отчасти использовались автором в первой главе (параграф 1. 1 ) и второй главе (параграф 2.2) диссертационного исследования. Авторская монография "Духовность. Аксиологическая направленность и социокультурная природа феномена", Красноярск, 2013, более полно отражает структуру и содержание разделов диссертационного исследования. В данной монографии автор подробно останавливается на выявлении особенностей структурного строения духовности, на аксиологическом, гуманитарном и социокультурном обосновании феномена. Результаты диссертационной работы нашли полноценное отражение в 17 статьях, опубликованных в научных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК России. Полнотекстовые версии статей доступны на электронных сайтах соответствующих журналов, отражены в РИНЦ. Такое положение обеспечивает открытость результатов исследования и возможность для дискуссии в научном сообществе. Достоверность полученных выводов исследования подтверждается проведенной обширной апробацией на конференциях разных уровней и опубликованными материалами. Список научных публикаций по рассматриваемой теме в целом включает 61 работу, общим объемом 64,2 п.л., из них две статьи на немецком языке (Мюнхен, 2012; Штутгарт, 2013) и три на польском (Познань, 2012; Варшава, 2012; Краков, 2013). Статьи обеспечены ссылками на авторитетные отечественные и зарубежные научные издания. Обращает на себя внимание обширный библиографический список литературных источников, использованных в диссертационном исследовании, включающий 463 наименования, из них 18 на немецком и английском языках.

Общая оценка и замечания по оформлению и содержанию диссертации

Следует обратить внимание на ряд очевидных достоинств осуществленного исследования. Прежде всего сильной стороной работы выступает логика раскрытия содержания исследования и те корректно сформулированные выводы, которые автор делает в заключительной части каждого параграфа, главы, в заключении работы, а также смысловые переходы между разделами, позволяющие проследить направление авторской мысли. Следует отметить работу, проведенную с понятийным аппаратом. Соискатель не останавливается на анализе множества исследовательских подходов, а стремится выйти на уровень их синтеза, вырабатывает свой категориальный аппарат исследования, формулирует авторское понимание духовности. Выявлена дихотомичность общефилософской и религиозной позиций в отношении духовности, обозначены их общие и частные особенности. С.П. Штумпф обоснованно и логично представляет структурную модель духовности, аргументируя набор содержательных, смысловых и функциональных элементов, а также действующие между ними отношения вариативности, взаимосвязности, взаимодополнительности, комплексности. Последовательно раскрыты заявленные сущностные характеристики духовности: аксиологическая, социокультурная, гуманитарная, информационно-виртуальная. При этом автор обращает пристальное внимание на самобытные национальные особенности их проявления в рамках российской культурной традиции, определяя, что они в большей степени являются определяющими для специфики российской социокультурной действительности. Убедительным выглядит предлагаемый набор практических действий по интенсификации духовности. В частности, пропа-гандирование идей патриотизма, любви к своему Отечеству, гордости за гражданскую принадлежность России вызывает особое уважение. Диссертационное исследование изложено профессиональным науч-

ным языком, грамотно оформлено, текст снабжен содержательными подстрочными ссылками.

Существенных возражений представленное на отзыв диссертационное исследование С.П. Штумпф не вызывает, однако считаем необходимым высказать возникшие замечания и задать вопросы уточняющего характера.

1 . Следует должно оценить большую аналитическую работу, проделанную С.П. Штумпф, в результате которой создана основа для глубокого анализа понятий "дух", "душа" и "духовность". Однако в диссертации исследования зарубежной западноевропейской традиции второй половины XX века и начала XXI века не представлены.

2. Хотелось бы услышать мнение автора относительно роли духовности в гражданском воспитании подрастающего поколения. Влияет ли духовность и каким образом на формирование чувства безопасности и защищенности в молодежной среде, может ли составить равновесную оппозицию, противодействовать молодежному экстремизму, деструктивным молодежным субкультурам?

3. Какие аргументы может привести автор в защиту тезиса: "Духовность в качестве национальной самобытной черты"? (дис., с. 125)

4. Автор утверждает: "Россия не может быть выстроена без духовно-нравственных устоев" (дис., с. 166). Как данный тезис соотносится с многоконфессиональностью России? Дискуссионным, на наш взгляд, является и тезис: "Теряя веру, мы утрачиваем нормы нравственности и культурные самобытные традиции своего народа" (дис., с. 167).

5. Необходимо уточнить характер взаимосвязи между духовной культурой личности и мировоззренческой позицией человека; узнать мнение автора относительно наиболее значимых факторов, влияющих на процесс формирования целостной системы мировоззрения современного человека, выбирающего установку на развитие и совершенствование духовной культуры.

6. Соискателю целесообразно пояснить место и роль духовности в патриотическом сознании личности и общества, ответить на вопрос: "Каковы, по его мнению, устойчивые доминанты в гражданском, патриотическом воспитании?".

Отмеченные замечания, пожелания и уточнения в целом не снижают достоинств проведенного исследования, носят дискуссионный, рекомендательный характер и не умаляют значимости полученных результатов и выводов. Диссертационная работа С.П. Штумпф является целостным, убедительным, аргументированным, состоявшимся исследованием, развивающим важное направление в теории и истории культуры, ее философском обосновании.

Заключение о соответствии диссертации критериям, установленным в п. 9 "Положения о порядке присуждения ученых степеней"

Анализ текста рукописи диссертации, автореферата, публикационных материалов позволяет сделать вывод о том, что работа С.П. Штумпф "Природа духовности" является самостоятельно проведенным, оригинальным, логически завершенным исследованием на актуальную тему, имеющую теоретическую и практическую значимость.

Достоверность выводов и полученных результатов обеспечена высоким уровнем теоретико-методологической аналитики работ отечественных и зарубежных ученых.

Полученные диссертантом результаты прошли должную апробацию и имеют существенное значение для науки и практики.

Работа соответствует профилю научной специальности диссертационного совета Д 999.029.02 при ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет", ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет" 24.00.01 - теория и история культуры.

Таким образом, следует заключить, что представленное к защите диссертационное исследование на тему "Природа духовности" отвечает требованиям п. 9 "Положения о порядке присуждения ученых степеней", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2013 № 842, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени доктора наук, а ее автор, Светлана Петровна Штумпф, заслуживает присуждения ученой степени доктора философских наук по специальности 24.00.01 - теория и история культуры.

Отзыв на диссертацию подготовлен доктором социологических наук, доцентом Владимиром Ефимовичем Шинкевичем и кандидатом философских наук, доцентом Натальей Владимировной Маслодудовой.

Отзыв обсужден, одобрен и утвержден на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГКОУ ВО "Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации". Протокол № 4 от 31 октября 2016 г.

Начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин СибЮИ МВД России кандидат психологических наук, доцент Олег Владимирович Евтихов 660131, Красноярск, ул. Рокоссовского, д. 20 т. (391) 222-41-01, факс 222-41-11 e-mail: post@sibli.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.