Научная статья на тему 'Отзыв официального оппонента о диссертации Фейзуллаева Фирудина Махрамали оглы "уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия групповой преступности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы", представленной на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12. 00. 08 - "уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право" (г. Рязань, 2015. - 214 с. )'

Отзыв официального оппонента о диссертации Фейзуллаева Фирудина Махрамали оглы "уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия групповой преступности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы", представленной на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12. 00. 08 - "уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право" (г. Рязань, 2015. - 214 с. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отзыв официального оппонента о диссертации Фейзуллаева Фирудина Махрамали оглы "уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия групповой преступности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы", представленной на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12. 00. 08 - "уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право" (г. Рязань, 2015. - 214 с. )»

УДК 343.8+343.9

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА О ДИССЕРТАЦИИ ФЕЙЗУЛЛАЕВА ФИРУДИНА МАХРАМАЛИ ОГЛЫ «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ», ПРЕДСТАВЛЕННОЙ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 12.00.08 - «УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО» (Г. РЯЗАНЬ, 2015. - 214 С.)

THE REVIEW OF OFFICIAL OPPONENT ON THE DISSERTATION OF FERUDIN M. FEYZULLAEV "CRIMINAL AND LEGAL AND CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF COUNTERACTION TO GROUP CRIMES OF CONVICTED JUVENILES SERVING SENTENCES AT CORRECTIONAL INSTITUTIONS",

SUBMITTED FOR CONFERRING AN ACADEMIC DEGREE OF A CANDIDATE OF LAW ON THE SPECIALTY 12.00.08 - CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND PENAL LAW. - (RYAZAN, 2015 - 214 P.)

Актуальность темы исследования не вызывает сомнений, т.к. преступная активность несовершеннолетних по-прежнему выражается в основном в групповых посягательствах, которые обладают большей общественной опасностью по сравнению с посягательствами лиц, совершивших преступления в одиночку. Не является исключением в этом плане и групповая преступность несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Соискатель правильно отмечает, что, несмотря на низкую групповую криминальную активность этой категории осужденных, по данным официальной статистики, фактически с учетом латентности этот показатель превышает 70%. Данное обстоятельство обусловлено общей особенностью социализации несовершеннолетних, состоящей в сильном влиянии на личность подростка со стороны общности сверстников. Такая негативная сплоченность неформальной среды несовершеннолетних осужденных создает серьезные препятствия для обеспечения режима отбывания наказания и реализации иных средств исправления подростков-правонарушителей. Это связано с тем, что преступная группа повышает негативные индивидуальные способности подростков, участвующих в совместной преступной деятельности, способствует их адаптации к социальной среде в местах лишения свободы через преступное поведение, облегчает

приспособление свойств такой социальной среды к преступной деятельности, способствует аккумулированию, воспроизводству и передаче криминального опыта, является средством управления средой несовершеннолетних осужденных со стороны преступных сообществ взрослых. Кроме того, негативная групповая сплоченность несовершеннолетних в совокупности с недостатками в деятельности администрации воспитательных колоний приводит в ряде случаев к тем видам преступлений, которые невозможно совершить в одиночку, которые вызывают большой негативный общественный резонанс, дискредитируют уголовно-исполнительную систему в целом, в частности к массовым беспорядкам.

Среди мер предупреждения групповой преступности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы основная роль принадлежит мерам уголовно-правового и криминологического воздействия. Однако анализ судебной и следственной практики показывает, что некоторые положения уголовного закона не являются совершенными, во многом определяют недостатки правоприменительной деятельности и судебные ошибки. Не в полной мере эффективной является деятельность администрации воспитательных колоний и других субъектов профилактики по противодействию этому виду преступности. Одной из причин сложившейся ситуации

JRSft Вестник Сибирского юридического института МВД России

является недостаточная научная проработка положений уголовного закона об ответственности за различные формы проявления групповых преступлений, практики его применения, а также деятельности по предупреждению рассматриваемого вида преступности. Диссертационное исследование Ф.М. Фей-зуллаева в определенной мере способствует решению возникших проблем.

Логичной представляется структура работы, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении соискатель обосновывает актуальность темы исследования, показывает степень разработанности поставленной проблемы, определяет объект, предмет, цели и задачи исследования, указывает на методологию и методику исследования, его теоретическую основу, нормативную и эмпирическую базу, характеризует научную новизну исследования, формулирует основные положения, выносимые на защиту, обозначает теоретическую и практическую значимость исследования, приводит данные об апробации результатов исследования и их внедрении в учебный процесс образовательных учреждений ФСИН России и МВД России, а также в практику деятельности УФСИН России по Рязанской области.

В первой главе диссертации дается уголовно-правовая характеристика групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними в местах лишения свободы. Автор дает понятие группового преступления несовершеннолетних, определяет его юридическую природу, обращает особое внимание на его повышенную общественную опасность, исходя из того, что такое преступление является повторным и причиняет вред таким объектам уголовно-правовой охраны, как общественный порядок и порядок управления в пенитенциарном учреждении. Интерес представляют такие предложения автора об уголовно-правовой оценке действий участников групповых преступлений, совершаемых в воспитательных колониях, как учет в качестве обстоятельства, отягчающего наказание и предусмотренного п. «г» ч. 1 ст. 63 УК РФ

(особо активная роль при совершении преступления), выполнение лицом нескольких функций, характерных для различных соучастников, а также учет в качестве обстоятельства, смягчающего наказание и предусмотренного п. «д», «е» ч. 1 ст. 61 УК РФ (совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, в результате физического или психического принуждения либо иной зависимости), совершение преступления по мотиву личной безопасности и из страха перед расправой со стороны других осужденных. Нуждается в практическом воплощении предложение соискателя о введении в ст. 212 УК РФ такого квалифицирующего признака, как совершение действий, образующих массовые беспорядки, в местах лишения свободы. Соискатель обосновывает свою позицию повышенной опасностью таких действий, которые посягают одновременно на два объекта уголовно-правовой охраны, а именно: общественный порядок и порядок управления в пенитенциарном учреждении.

Вторая глава диссертации посвящена криминологической характеристике групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними в местах лишения свободы. Автором анализируются основные статистические показатели этой преступности, констатируется несовпадение показателей официальной статистики с фактическим состоянием этой преступности. Обстоятельным является описание личности участников групповых преступлений в воспитательных колониях и формирование на этой основе типовой модели личности такого преступника. Методологически правильным представляется подход, в соответствии с которым детерминанты групповых преступлений несовершеннолетних осужденных рассматриваются на трех уровнях: общесоциальном, социально-психологическом и психологическом. Обоснована специфика механизма совершения этих преступлений, состоящая во взаимодействии стойкой антиобщественной установки осужденных со средой мест лишения свободы.

В третьей главе диссертации рассматриваются проблемы предупреждения групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними в местах лишения свободы.

Соискатель полагает, что общесоциальная профилактика таких преступлений должна проходить в русле общественных программ борьбы с преступностью с учетом охраны прав несовершеннолетних, защиты материнства и детства, поддержки института семьи. Первостепенное значение в работе предлагается уделить обеспечению занятости несовершеннолетних учебой и трудом. Специально-криминологическую профилактику этих преступлений соискатель увязывает с реализацией основных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Обоснованным является критическое суждение соискателя о том, что не следует в планируемых вместо сокращенных воспитательных колоний воспитательных центрах увеличивать возрастной порог содержащихся в них осужденных до 25 лет. Соискатель правильно связывает это с тем, что организаторами групповых преступлений в воспитательных колониях в большинстве случаев выступают лица в возрасте 19 лет и старше. Отметим также, что лица старше 21 года представляют уже другую возрастную группу, существенно отличную по своей психологической зрелости от подростков старшего возраста. Соответственно, условия содержания этой возрастной категории осужденных и исправительное воздействие на них должны отличаться от тех, которые предусмотрены в отношении осужденных несовершеннолетних.

К числу принципиально новых положений, полученных лично соискателем, позволяющих определить исследование как научно-квалификационную работу, содержащую решение задач, имеющих существенное значение для теории и практики, следует отнести:

- критическое обобщение научных исследований, посвященных проблемам уголовно-правового и криминологического противодействия групповым преступлениям, совершаемым несовершеннолетними в местах лишения свободы;

- уголовно-правовую характеристику групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними в местах лишения свободы;

- предложения об уголовно-правовой оценке действий участников групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях, в частности учет в качестве обстоятельства, отягчающего наказание и предусмотренного п. «г» ч. 1 ст. 63 УК РФ (особо активная роль при совершении преступления), выполнение лицом нескольких функций, характерных для различных соучастников, а также учет в качестве обстоятельства, смягчающего наказание и предусмотренного п. «д», «е» ч. 1 ст. 61 УК РФ (совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, в результате физического или психического принуждения либо иной зависимости), совершение преступления по мотиву личной безопасности и из страха перед расправой со стороны других осужденных;

- предложения по совершенствованию уголовного законодательства, в частности о введении в ст. 212 УК РФ такого квалифицирующего признака, как совершение действий, образующих массовые беспорядки, в местах лишения свободы;

- криминологическую характеристику указанных преступлений, прежде всего личности подростков, совершивших эти преступления с выделением качеств, в наибольшей степени соответствующих групповой преступной деятельности (повышенной внушаемости, доверчивости, ориентации на маргинальную микросреду, склонности к совершению преступлений в составе групп и т.д.);

- предложения по совершенствованию общесоциальной и специально-криминологической профилактики указанных преступлений, в частности: предложение об осуществлении такой профилактики в системе программ борьбы с преступностью; предложение о том, что предметом такой профилактики должны быть не только вторичные детерминанты, сформировавшиеся в воспитательных колониях, но и первичные детерминанты, сформировавшиеся еще до помещения несовершеннолетних в места лишения свободы; предложение о том, что взаимодействие учреждений уголовно-исполнительной системы с территориальными органами внутренних дел и другими субъектами профи-

Вестник Сибирского юридического института МВД России

лактики преступности несовершеннолетних должно основываться на заключении многосторонних договоров.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о завершенном и самостоятельном научном исследовании. Вместе с тем в тексте диссертации содержатся положения, по поводу которых необходимо сделать следующие замечания.

1. Объектом критики является позиция соискателя по поводу совместности действий соучастников как признака только объективной стороны совершенного ими преступления (с. 19, 23, 50-51). Вместе с тем признак совместности при соучастии имеет объективную и субъективную стороны. Совместность преступления соучастников с объективной стороны означает причинение единого преступного результата общими усилиями соучастников и включает в себя общность деяния соучастников, единый для всех соучастников преступный результат и причинную связь между ними. С субъективной стороны совместность преступления соучастников означает совместность их умысла, т.е. осознание каждым из соучастников взаимной обусловленности деяний друг друга, предвидение единого результата совместного деяния и осознание причинной связи между общностью деяния и единым результатом. Воплощение в одном последствии результатов преступных действий нескольких лиц, которые не связаны совместным умыслом, означает отсутствие соучастия в преступлении. В такой ситуации речь может идти только о случайном пересечении причинных связей, вызванных преступными деяниями самостоятельно действующих лиц.

2. Нельзя согласиться с поддержкой соискателем наметившейся в судебной практике тенденции относить к участникам группового преступления не только соисполнителей, но и других соучастников хищения, которые непосредственно оказывали содействие исполнителю в совершении преступления (не проникали в жилище, но участвовали во взломе дверей, запоров, решеток, по заранее состоявшейся договоренности вывозили похищенное и т.д.) во время и на месте его совершения (55-56). В связи с этим отметим следующее.

Если считать соисполнителями хищения тех, кто во время и на месте совершения преступления оказывает содействие лицам, выполняющим объективную сторону определенного состава преступления, то невозможно будет установить отличие между соисполнителями и лицами, действиям которых уголовный закон придает различную общественную опасность, различное юридическое значение и которых называет исполнителями, организаторами, подстрекателями и пособниками (ч. 1 ст. 33 УК РФ). По этой причине следует поддержать те решения судов, в которых соисполнителями преступления следует считать лиц, полностью или частично выполнивших объективную сторону конкретного состава хищения, прежде всего деяния.

3. Соискатель обосновывает повышенную общественную опасность групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях, во-первых, тем, что эти преступления являются повторными, во-вторых, тем, что эти преступления причиняют вред нескольким объектам уголовно-правовой охраны, в частности общественному порядку и порядку управления в пенитенциарном учреждении (с. 46). В связи с этим отметим, что данные обстоятельства повышают общественную опасность любого преступления, совершаемого несовершеннолетними осужденными в воспитательной колонии, а не только группового. Повышенная общественная опасность группового преступления состоит в том, что соединение усилий нескольких лиц несет в себе угрозу наступления большего результата, чем при совершении преступления в одиночку, либо наступления результата, который маловероятен или невозможен при совершении преступления в одиночку. Сам соискатель наглядно демонстрирует это в работе на примере массовых беспорядков, совершаемых в воспитательных колониях.

Вместе с тем высказанные замечания не снижают значимости проделанной диссертантом работы. Диссертация Фейзуллаева Фирудина Махрамали оглы, внесшая определенный вклад в решение постановленной проблемы, представляет собой актуальное самостоятельное научное исследование, ко-

торое имеет завершенный вид, основано на достаточной эмпирической базе, содержащиеся в нем выводы и предложения обладают научной новизной и практической значимостью, содержание автореферата соответствует содержанию текста диссертации, основные научные результаты отражены соискателем в тринадцати научных статьях, из которых пять помещены в таких ведущих рецензируемых научных изданиях, как «Человек: преступление и наказание», «Вестник Академии экономической безопасности МВД России», «Российский криминологический взгляд» и «Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета». Диссертация и автореферат соответствуют требованиям

Положения «О присуждении ученых степеней», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842. На основании изложенного полагаю, что автор диссертации «Уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия групповой преступности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы» Фейзуллаев Фирудин Махрамали оглы заслуживает присуждения ему искомой ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.08 (уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право).

Отзыв подготовил

профессор кафедры уголовного права и криминологии Сибирского юридического института МВД России доктор юридических наук, профессор Александр Викторович Шеслер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.