Научная статья на тему 'Отзыв главы муниципального образования'

Отзыв главы муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3009
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЗЫВ / ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кротова А.А.

В статье рассматривается институт отзыва главы муниципального образования вид непосредственного народовластии и важный компонент муниципально-правовой культуры. Показаны правоприменительные проблемы, возникающие в процессе отзыва главы муниципального образования. Сделан вывод, что отзыв главы муниципального образования это один из важных институтов демократического развития общества и способ реализации социальной активности населения и форма, в которой может протекать диалог власти населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отзыв главы муниципального образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

процесса, но уже без той фальсификации, которая имела место в отношении руководителей, хоть в малейшей степени, прямо или косвенно, посягающих на культ личности Сталина.

Таким образом, после окончания Великой Отечественной войны судебная система СССР была перестроена к условиям мирного времени. Были упразднены чрезвычайные судебные инстанции, функционировавшие на прифронтовой территории, прежде всего военно-полевые суды, изменены в сторону сужения полномочия военных трибуналов. Правосудие, как и ранее, осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, судами автономных республик и автономных областей, краевыми и областными судами, окружными и народными судами. За период 1945-1953 гг. в целом была восстановлена действовавшая до начала войны судебная система, определенная на принципах Конституции СССР 1936 года и закона «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Судьи всех судов формировались на выборной основе. Можно сказать, что в условиях однопартийной идеологии и однопартийной власти все кандидатуры для избрания проходили соответствующий «однопартийный» фильтр и в практической деятельности не могли выходить за рамки административно-командной системы, поскольку являлись ее частью. В данный период времени вопрос законности по осуществлению правосудия в отношении лиц посягнувших на государственный строй старательно обходился, являясь лишь частью механизма политико-репрессивной системы, самостоятельно приговоры в отношении посягнувших на государственный строй судьи не выносили, и поэтому о независимости судов в послевоенные годы можно говорить с большой долей условности.

Со смертью Сталина, после 1953 г., начался процесс постепенного восстановления законности и исправления допущенных в прошлом нарушений и ошибок. Военными трибуналами была осуществлена большая работа по пересмотру судебных дел и реабилитации необоснованно осужденных граждан. Период 1945-1953 гг. сменился следующим периодом в истории советского суда послевоенного периода 1953-1991 гг. Список использованной литературы:

1. Суд и правосудие в СССР / Под ред. Б.А. Галкина. - М., 1981.

2. Сборник документов по истории советской военной юстиции. Сост. Гусев Л.Н.- М., 1952.

3. Дугин А.Н. Неизвестный ГУЛАГ: документы и факты. М., 1999.

4. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М.: Рос. акад. правосудия, 2000.

5. Цечоев В.К. История суда России. Учеб. пособие. М.: Проспект, 2010.

© Коновалова О.В., 2016

УДК 342

А.А. Кротова

магистрант кафедры конституционного права России и зарубежных стран,

программа «Защита прав и свобод человека» Воронежский государственный университет, Россия, г. Воронеж

ОТЗЫВ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация

В статье рассматривается институт отзыва главы муниципального образования вид непосредственного народовластии и важный компонент муниципально-правовой культуры. Показаны правоприменительные проблемы, возникающие в процессе отзыва главы муниципального образования. Сделан вывод, что отзыв главы муниципального образования - это один из важных институтов демократического развития общества и способ реализации социальной активности населения и форма, в которой может протекать диалог власти населения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

Отзыв, глава муниципального образования, правовая культура, муниципально-правовая культура

Отзыв выборных лиц и депутатов - политическое право граждан на участие в управлении делами муниципального образования. Отзыв выборных лиц и депутатов - одна из форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Право на отзыв обеспечивает самостоятельное участие населения в решении вопросов о структуре органов местного самоуправления (см.: 1 ст. 131 Конституции РФ).

Институт отзыва специфичен тем, что, являясь формой непосредственного народовластия [1], одновременно выступает как элемент императивного мандата и санкция муниципально-правовой ответственности с присущими для указанных явлений признаками.

Согласно ч. 2 ст.130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления». Таким образом, отзыв - это право граждан на самостоятельное осуществление местного самоуправления.

Отзыв главы муниципального образования - это один из видов отзыва на местном уровне. Основания и основы порядка отзыва закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ).

На сегодняшний день институт отзыва главы муниципального образования не получил достаточного научного освещения. Анализ регионального законодательства Российской Федерации свидетельствует о наличии неточностей и противоречий федеральному законодательству в регулировании отзыва выборных лиц местного самоуправления.

Организация процедуры отзыва, его проведение относится к вопросам местного значения, полномочиями в отношении которых обладают органы местного самоуправления (см.: ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ).

Население может отозвать лишь главу муниципального образования, который был избран гражданами путем прямого, тайного, всеобщего, равного голосования. На наш взгляд, в случае, когда глава муниципального образования избирается не населением путем прямого волеизъявления, а представительным органом из своего состава, у населения ограничивается право на отзыв главы муниципального образования. Для того, чтобы считать главу муниципального образования отозванным, необходимо, чтобы за такое решение проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании.

Согласно ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ отзыв избирателями главы муниципального образования - одно из оснований досрочного прекращения его полномочий. Важно обратить внимание на репутационный характер отзыва должностного лица. Основанием для отзыва является конкретное противоправное действие (бездействие) или решение выборного должностного лица. Такие действия оставляют отпечаток на репутации [2, с. 632] выборного лица. Исходя из практики реализации права на отзыв, часто основанием для его применения служит утрата доверия избирателей. Наличие института отзыва главы муниципального образования - важный элемент современной муниципально-правовой культуры, характеризующий как форму правления [3, с. 25], так существующий политический режим [4, с.82 ].

Согласно ст. 24 ФЗ № 131 основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Вывод. Отзыв главы муниципального образования - это одно из прав населения самостоятельно решать вопросы местного значения путём пресечения противоправных действий выборного должностного лица местного самоуправления. Отзыв главы муниципального образования - это один из важных институтов демократического развития общества и способ реализации социальной активности населения [5, с.17] и форма, в которой может протекать диалог власти населения [6, с.186]. Отзыв главы муниципального

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

образования - одна из гарантий ограничения власти населением на местном уровне. Список использованной литературы:

1. Трофимова Г.А. Проблемы правовой регламентации института отзыва // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 8. СПС «КонсультантПлюс».

2. Сазонникова Е.В. Репутация как конституционно-правовая категория // Научные труды Российской академии юридических наук. - 2013. - Т. 1. - № 13. - С. 632 - 636.

3. Сазонникова Е.В. Наука конституционного права России и концепт «культура»: вопросы теории и практики: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Российский государственный торгово-экономический университет. - Москва, 2012. - 46 с.

4. Сазонникова Е.В. Культурные аспекты в форме российского государства // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2013. - № 2 (15). - С. 77-82.

5. Попов Е.А., Максимова С.Г. Социальная активность населения и общественные гражданские инициативы // Политика и общество. - 2012. - № 7. - С. 17 - 22.

6. Сазонникова Е.В. О теме диалога в науке конституционного права // Человек в глобальном мире Материалы Международной научной конференции. Под редакцией Н. В. Бутусовой, Й. Ананиева. - 2015. -С. 186 - 190.

© Кротова А.А., 2016

УДК 347.964.1

Е.Ф. Лукьянчикова

К.ю.н., доцент Юридический институт НИУ «БелГУ» Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Г. Белгород, Российская Федерация Е.А. Верещагина студентка 4 курса Юридический институт НИУ «БелГУ» Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Г. Белгород, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация

В статье роль института медиации рассматриваются плюсы и минусы применения данного института в рамках исполнительного производства. Правовое регулирование медиации осуществляется на основе Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)», в котором прямо не закреплено использования данного института на стадии исполнительного производства.

Ключевые слова

Медиация, медиатор, исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель, взыскатель, должник.

В последнее десятилетие в юридическом обществе актуальным является вопрос о существовании, функционировании и развитии института медиации. На сегодняшний день, хотя понятие медиации и является сравнительно молодым институтом, но в нашей стране он стал получать признание, о нем стали говорить все чаще, ему посвящено немало научных статей, книг, ведь он дает определенные преимущества участникам процесса и помогает справиться с загруженностью судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.